Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Сравнительный анализ подходов к развивающей и психотерапевтической роли искусства в глубинной и гуманистической психологии

Тип Реферат
Предмет История психологии

ID (номер) заказа
1983966

200 руб.

Просмотров
1307
Размер файла
99.66 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Содержание
Введение ……………………………………………………………………. 3
1. Развивающая и психотерапевтическая роль искусства в глубинной психологии …………………………………………………………………. 4
2. Развивающая и психотерапевтическая роль искусства в гуманистической психологии ……………………………………………... 12
Заключение …………………………………………………………………. 20
Список использованной литературы ……………………………………… 21


Введение
Искусство и психология являются двумя гранями одной сферы человековедения. Они изучают не человека в вообще, а первым делом конкретного индивида. Исходя от реальной личности, ее индивидуальности, они выстраивают обобщенное понимание типического в человеке, активно утверждают и реализуют свою социально-мировоззренческую функцию.
Искусство, являясь опытом эстетического восприятия и моделирования мира, хранит в себе целостность культуры народа, нации, этноса и в процессе художественного творчества осуществляет передачу накопленного опыта, информации и познания.
Одной из тайн искусства и его загадочным парадоксом является то, что в нем часто отражаются те события, ситуации и явления, которых человек в жизни стремится избежать. Драмы личной жизни, несчастные случаи, катастрофы и войны, потери близких и предательства близких друзей составляют содержание многих произведений искусства. Понимание этих таинственных выборов можно дать с помощью анализа сферы душевной жизни человека.
Цель: провести сравнительный анализ развивающей и психотерапевтической роли искусства в глубинной и гуманистической психологии.
Задачи:
Раскрыть развивающую и психотерапевтическую роль искусства в глубинной психологии.
Показать развивающую и психотерапевтическую роль искусства в гуманистической психологии.
Развивающая и психотерапевтическая роль искусства
в глубинной психологии
Психоанализ (глубинная психология) – это одно из первых психологических направлений, которое появилось в результате разделения психологии на разные школы. Вышедшие в 1900 и 1901 гг. книги З. Фрейда «Психология сновидений» и «Психопатология обыденной жизни» являются условными вехами рождения этого направления, поскольку в них были сформулированы его основные постулаты.
Глубинная психология подарила миру наибольшее количество различных теоретических ответвлений и концепций, которые были созданы на базе теории бессознательного и каждое из них привнесло в психологическую науку новые понятия, исследования, идеи и методологический аппарат.
В становлении этой школы ведущая роль принадлежит З. Фрейду, который открыл язык бессознательного, основанного не только на сновидениях, вымыслах, смысловых ассоциациях, но и предположительно всей символической культуры. Поэтому психоанализ претендует на роль универсальной поэтики цивилизации.
Научно обоснованное открытие сферы бессознательного и механизмов ее взаимодействия с сознанием и деятельностью человека, в частности, подчеркивание роли сексуально-эротической энергии (либидо) в психической деятельности человека, а через нее – в культуре, искусстве; основательная разработка концепции сновидения и указание на прямые параллели механизмов формирования сновидений и художественного творчества; обнаружение роли комплексов (в частности, эдипова) в жизни человека; психофизиологическое доказательство наличия механизма сублимации; гипотеза о компенсаторной функции искусства и некоторые другие положения фрейдизма дали сильный сознательно-внесознательный импульс развитию многих направлений искусства.
Согласно Фрейду, природа художественного произведения осуществляет такую же функцию, как и сновидения человека. Отсутствие возможности у человека в реальной жизни удовлетворения своих потребностей (в частности эротического характера), приводит к удовлетворению их во снах и фантазиях. Известен факт, что хорошие сны способствуют улучшению настроения не только после просыпания, но и в течение дня. Сновидения и фантазии помогают снять накопившееся напряжение, проработать внутренние конфликты, после чего общее состояние человека улучшается. Похожая картина происходит и после создания художественного произведения. Только в одном искусстве еще бывает, отмечал Фрейд, что томимый желаниями человек создает нечто похожее на их удовлетворение, и что эта игра воображения – благодаря иллюзиям – вызывает такое же действие аффектов, как если бы она была чем-то реальным.
Фантазии и мечты человека, которые он способен выразить в художественных образах – это его неповторимые сны, которые способны погрузить других людей в «мягкий транс», помогающий им отойти от проблем и трудностей жизни и дать силы для поддержания их надежды. Предоставление удовольствия от художественного произведения имеет обратную связь и вознаграждается деньгами, славой, любовью. Таким образом, искусство становится тем способом, благодаря которому человек добивается желаемого через творчество и получает компенсацию неудовлетворенных желаний.
З. Фрейд указывал на компенсаторную функцию искусства, что в последующем способствовало мощному импульсу в развитии массовой культуры: отсюда бесчисленные романы и повести, фильмы, телесериалы о супергероях и др. Согласно фрейдизму, восприятие средним обывателем подобных произведений, сопереживание герою, отождествление себя с ним, способствует изживанию многих бессознательных влечений, комплексов, как бы происходит реализация своих сокровенных мечтаний, в то же время происходит компенсация того, что не удается осуществить в реальной жизни, что еще и приносит удовольствие.
Психоанализ Фрейда сопряжен с таким понятием, как катарсис. Согласно Фрейду, суть катарсиса – в появлении просветленного состояния, когда происходит очищение человека от ощущения аффективной тяжести воспоминаний, какой-либо травматической ситуации, пережитой повторно. Суть компенсации посредством художественного произведения состоит в том, чтобы дополнить жизнь человека отсутствующими позитивными переживаниями, способными избавить его от гнетущих и тяжелых переживаний.
Согласно Фрейду, культура является продуктом сублимации, и с этой позиции он рассматривал произведения искусства, научные открытия. Успех творческой деятельности объясняется тем, что в ней происходит полная реализация накопленной энергии, катарсис, или очищение человека от нее. На основе этого подхода к сублимации позднее в психоанализе были разработаны основы терапии искусством – арт-терапии.
Представителем глубинной психологии можно считать и К. Юнга, благодаря которому развилось учение об индивидуальности, т.е. слияние двух начал психики (сознательное и бессознательное) человека посредством символического токования и субъективного переживания своих архетипических структур. Незаметно Юнг осознал, что его толкование символа способствует толкованию сновидений, мифов, сказок, искусства. Юнг провел большую работу по исследованию европейской, индийской, китайской, тибетской культур, анализируя их символику, что и привело его к одному из значимых открытий – существованию коллективного бессознательного.
Научившись понимать символы, Юнг видит в этом не защитную функцию как Фрейд, а целительную. Благодаря символам происходит слияние противоположностей в психике человека, работа которых сопряжена с регуляцией психики в интересах естественного развития личности. Бессознательное человека, благодаря символам может сказать ему во сне о нарушении гармонии между частичками души (например, дифференциальной и недифференциальной функциями, мужской и женской частями души и т.д.). С помощью символов можно узнать о назревающем физическом расстройстве, неосознаваемое субъектом, но «замеченное» бессознательным.
Появление символов в сновидениях или фантазиях предоставляет возможность Самости соединить частички души, сделать ее более целостной. Символы, которые связаны с Самостью, Юнг обозначил как нуминозные, т.е. таинственные, внушающие непередаваемый трепет. По мнению Юнга, если только просто созерцать и переживать эти символы, то может произойти гармонизация психики. Недаром одна из форм терапии Юнга направлена на зарисовку пациентами поразивших их во сне фигур, узоров и др. с дальнейшим прорисовыванием и дорисовыванием начатого действия во сне.
Юнг отмечал, что нуменозность распространяется не только на символы, – это могут быть состояния, связанные с телесными ощущениями, соприкосновения с произведениями искусства либо проявлениями природы, что может способствовать переживаниям. Это похоже на то, что некоторые психологи (например, Маслоу) называли «пиковыми переживаниями».
Осознавая всю сложность символической интерпретации, Юнг настаивал на важности отказа упрощения толкования, которым пользовался Фрейд. В отличие от большинства психоаналитиков Юнг сознательно выстраивал свою теорию как открытую систему, которая может воспринимать новую информацию, не искажая ее в угоду своим постулатам, и в этом – еще одно достоинство его теории.
Следующий представитель глубинной психологии А. Адлер создал новый, социально-психологический подход, помогающий исследовать психику человека. Основная идея Адлера состояла в отрицании положения Фрейда и Юнга о доминировании бессознательных влечений в личности и поведении человека, влечений, которые противопоставляют человека обществу. Согласно Адлеру, не врожденные влечения и архетипы, а ощущение принадлежности к другим людям, которое помогает стимулировать социальные связи и направленность на других, являются главной силой,
По мнению Адлера, формирование структуры личности человека в значительной степени зависит от семьи и людей, окружающих его в первые годы жизни. Адлер делал акцент на значимости социального окружения, поскольку считал, что у ребенка нет готовых структур личности, есть только прообразы, которые будут формироваться на протяжении жизни. Адлер обозначил наиболее значимую структуру и назвал ее стилем жизни.
Создавая неповторимость своего жизненного стиля, человек становится творцом своей личности, включая в ее формирование наследственность и опыт. Выделенное творческое «Я» Адлером, становится своеобразным ферментом, воздействующим на окружающую действительность и трансформируя ее в личность человека, личность, которая наделена уникальностью. Творческое «Я», согласно Адлеру, доносит до жизни человека смысл, творя как цель жизни, так и средства ее достижения. Следовательно, Адлер соотносит процессы формирования жизненной цели, стиля жизни, с актами творчества, придающие личности уникальность, сознательность и возможность управления своей судьбой. По Адлеру, в отличие от Фрейда, люди не являются пешками в руках внешних сил, они целостны, самостоятельны и способны творчески создать свою жизнь.
Учение Адлера о неврозах достаточно значимо для драматерапии, т.к. включает теорию чувства неполноценности, используемое личностью в целях компенсации, являющееся сильной мотивировкой деятельности, при условии решимости, однако при отсутствии решимости способно привести к неврозу. Невроз защищает человека от чувства тревоги, связанного с пониманием собственной несостоятельности; человек прячется уходом в болезнь, что помогает ему выстраивать стабильное ощущение собственной ценности.
Важно обозначить Адлеровский вклад в психотерапию, поскольку он является первым, исследовавшим роль игры, помогающей преодолевать невроз и закомплексованность. По его мнению, именно игра способствует преодолению комплекса неполноценности у детей, который их сопровождает в окружающем мире. Отмечено, что даже спонтанная игра детей – это хорошее психотерапевтическое средство. В сложной ситуации по преодолению серьезных комплексов, развитие игры должно сопровождаться и направляться взрослым.
Теория Адлера является противоположной фрейдовской концепции человека. Она оказала ощутимую значимость в гуманистической психологии, психотерапии и психологии личности.
Еще один представитель глубинной психологии О. Ранк являлся достаточно долгое время ближайшим сотрудником Фрейда. Однако результаты его психотерапевтической практики привели Ранка к развитию концепции трансфера и стремлению модифицировать классическую технику психоанализа.
Свою психотерапевтическое учение О. Ранк направил на преодоление воспоминаний об «ужасе рождения». В книге «Травма рождения» Ранк делает акцент на том, что значимым источником тревоги является травма рождения и, возникший с этим страх, который невозможно избежать ни одному человеку, поскольку каждый проходит через этот процесс. Поэтому, согласно Ранку, внутриличностный конфликт появляется вследствие блокировки воспоминаний об этом страхе, но желание человека находиться в безопасном состоянии сублимируется в различных видах деятельности.
Работая над своей концепцией Ранк, обращается к исследованию художественного творчества, подвергая интерпретации произведения искусства, религию и мифы, пользуясь психоаналитической терминологией. В этот же период Ранк занимается вопросами развития индивидуальности человека, исследуя волевую регуляцию поведения как ведущую характеристику личности. Ранк отмечает, что свобода, которую человек получает в процессе его индивидуализации, является предвестником одиночества, приводящего к неврозу. Установление различных связей с окружающими способно компенсировать это чувство одиночества, однако оптимальность кроется в осознании свободы собственной воли. При этом Ранк, наделял волю автономной творческой силой, которая способна направить деятельность человека.
Основываясь на эти положения, он создал свою концепцию «волевой терапии», которая была изложена в одноименной книге. Ранк представил новую концепцию развития индивидуального творчества пациента, являющуюся основой его излечения и дальнейшего роста.
Таким образом, огромная роль искусства в глубинной психологии неоспорима, она несет в себе развивающий и психотерапевтический эффект. Так, компенсаторная функция искусства позволяет человеку проживать чужие жизни и переживать чужие судьбы как свои собственные. Благодаря этому расширяются границы своей личности и границы своей жизни охватывая просторы всей Вселенной. Человек может окунуться в события прошлых эпох, стать непосредственным участником давних событий, пережить чувства, которые в обычной жизни от него закрыты. Компенсаторная функция искусства дает человеку возможность проживать в лоне Культуры и стать частицей всего Человечества.
Катарсис помогает сознанию усилить аффективное переживание через восприятие произведения искусства и довести его до такого состояния, когда происходит естественная разрядка, сопровождающаяся рыданиями и слезами, после чего человек ощущает состояние легкости и успокоения. Катарсическое очищение и просветленность состояния сознания также может наступить и при воспоминании приятных событий.
Человек, создавая художественные произведения, делая научные открытия, часто благодарит свои сны, которые были названы Фрейдом как «королевской дорогой в бессознательное». Подобных примеров в истории искусств и науки достаточно много.
Искусство обладает огромной способностью вводить человека в измененное состояние сознания, которое близко к «динамической медитации», т.е. практике, родственной гипнотическому погружению.
Развивающая и психотерапевтическая роль искусства
в гуманистической психологии
В 60-е годы XX в. в американской психологии возникло новое направление, получившее название гуманистической психологии, которая выступала против бихевиоризма и психоанализа, провозгласившая себя «третьей силой». Гуманистическая психология – психологическая концепция, особое внимание уделяющая изучению сознательного опыта человека, а также целостного характера природы и поведения человека.
К основным принципам гуманистической психологии относятся:
1. Подчеркивание роли сознательного опыта.
2. Убеждение в целостном характере природы человека.
3. Акцент на свободе воли, спонтанности и творческой силе индивида.
4. Изучение всех факторов и обстоятельств жизни человека.
Представители гуманистической психологии задались целью исправления перекосов бихевиоризма и психоанализа в трактовке человека и выбора наиболее верной – жизненной психологии. Предметом исследования стало понимание здоровой творческой личности. Целью такой личности становится не потребность в гомеостазе, как было в психоанализе, а самоосуществление, самоисполнение, самоактуализация.
Гуманистическая психология, являясь третьей ветвью психологии, направляет свое внимание на те способности, которых не было как у бихевиористов, так и в психоанализе – это любовь, творчество, самость, рост, удовлетворение базисных потребностей, самоактуализация, высшие ценности, бытие, становление, спонтанность, игра, юмор, эффективность, смысл, честность, психологическое здоровье и близкие им понятия.
Центральными вопросами становятся вопросы не теоретического плана, а направленные на практическое применение, в рамках психотерапии, а также проблем образования. Такая практическая направленность позволяет гуманистической психологии приобретать влияние и получать широкое распространение. Огромная заслуга такого направления развития гуманистической психологии принадлежит К. Роджерсу, разработавшему теорию полноценно функционирующей творческой личности и соответствующую ей личностно-ориентированную психотерапию, известную под названием «клиент-центрированной терапии».
Клиент-центрированная психотерапия содержит следующие качества: эмпатию, открытость, принятие, честность и конгруэнтность, которые являются тремя важными условиями межличностного взаимодействия, помогающие развитию личности и способствующие конструктивным личностным изменениям: безусловному позитивному принятию, активному эмпатическому слушанию, конгруэнтному самовыражению в общении.
К составляющим терапии Роджерса относят три условия:
– открытая позиция человека к своим переживаниям, не нуждающаяся в психологических защитах;
– источник оценочного суждения находится внутри человека,
– способность самого человека «играть» с элементами и понятиями.
К. Роджерс рассматривал данную терапевтическую установку не как личностную диспозицию, которая существует по принципу «все или ничего», а как совокупность проявлений принятия от условного до безусловного.
Концепция Роджерса включает в себя три основных понятия: феноменальное «Я», человеческую свободу, самоактуализацию. «Я-концепция» является базовым понятием гуманистической психологии в рамках феноменологического подхода. Согласно Роджерсу, то, что является творческим, зачастую терапевтично, то, что терапевтично, часто представляет творческий процесс.
Роджерс указывал на важность терапевтической значимости вхождения терапевта во внутреннее пространство клиента. По его мнению, атмосфера принятия и эмпатии, которую создает терапевт, способствует выявлению уникальности творческого потенциала клиента. Роджерс не сомневался, что каждый человек имеет внутренний посыл к самореализации. Понимание восприятия процесса терапии с позиции клиента изначально связано с его ожиданиями, (которые могут сильно варьироваться) в отношении психотерапевта и развивающейся терапевтической ситуации. Задача психотерапевта открыть свой внутренний мир клиенту, в рамках приемлемых в терапевтическом процессе.
Роджерс открыл новый взгляд не только на самоактуализацию и самооценку человека, но и обозначил свой подход к психокоррекции. Он понимал, что психотерапевт не должен диктовать своего мнения пациенту, важно выстроить процесс терапии так, чтобы сам пациент проявил самостоятельность и принял правильное решение. Терапия направляет пациента на доверие к себе, своей интуиции, своим ощущениям и побуждениям. Такой метод помогает лучше понимать сначала себя, а потом и других. В результате чего происходит озарение, помогающее скорректировать свою самооценку, «переструктурировать гештальт». Это увеличивает адекватность и способствует принятию себя и окружающих, улучшает коммуникацию, снижает тревожность и напряжение. Такая терапия является встречей терапевта с клиентом или в групповой терапии как встреча нескольких клиентов и терапевта. Благодаря такому подходу Роджерс создал так называемые энкаунтер-группы, или группы встречи, которые являются одной из самых распространенных в настоящее время технологий психотерапии и обучения.
Центром исследовательских интересов представителя гуманистической психологии А. Маслоу стала мотивация. Данная теория была изложена в работе «Мотивация и личность». Согласно этой теории, человек является желающим существом, однако практически не достигает состояния полного, завершенного удовлетворения. Одна потребность после ее удовлетворения сменяется другой и т.д. В совокупности эти потребности составляют иерархическую систему. Иерархия касается всех людей, и каждое новое поднятие человека по этой лестнице указывает на его индивидуальность, уникальность, зрелость и т.д. Продвижение в иерархии возможно до тех пор, пока не перестанут удовлетворяться потребности низшего уровня, поскольку неминуем возврат на них пока не закроется образовавшийся дефицит.
Иерархия включает в себя как врожденные (физиологические и экзистенциальные), так и приобретенные (социальные, персональные, духовные) потребности. Высший, или духовный уровень представлен потребностями в самоактуализации и предполагает выход личности за пределы «Я» к универсальным ценностям. Позже, Маслоу разделил все потребности на два класса: дефицитарные (физиологические, социальные и персональные) и бытийные (духовные, надличностные, метапотребности).
Самоактуализация является наиболее полным раскрытием способностей и реализации потенциала человека. Маслоу утверждает, что любой человек имеет врожденное стремление к самоактуализации. Активное стремление к раскрытию своих способностей и задатков, развитию личности и скрытого в человеке потенциала является наивысшей человеческой потребностью.
Течением внутри гуманистической психологии стала экзистенциальная психология.
Отличительной чертой этого направления является не разделение экзистенциалистами оптимистической позиции гуманистической психологии по поводу врожденного позитивного потенциала личности. Для экзистенциалистов сущность человека не задана изначально и человек является тем, кого он сам из себя делает в результате тех выборов, которые он совершает в течение всей жизни. Следовательно, экзистенциализм – это сосредоточение не на сущности человека (что он есть), а на существовании, его проявление в бытии. Для данной направления психологическое здоровье и устойчивость личности определяется ее отношением к четырем данностям человеческого бытия: экзистенциальная свобода, одиночество, неизбежность смерти и смысл жизни.
Одним из выдающихся представителей экзистенциальной психологии и автором логотерапии является В. Франкл, который в качестве основной врожденной потребности личности определял стремление к смыслу жизни. Франкл отметил, что, если невозможно изменить ситуацию, нужно найти смысл, который поможет придерживаться определенной позиции. Он также указывал, что наследственность и разные внешние обстоятельства создают ограниченность в возможностях поведения, но позиция по отношению к ним – это уже свобода воли человека. Свобода по Франклу – это свобода от инстинктов, наследственности и окружения.
Согласно Франклу, «все, что случается с нами, случается для нас», поэтому, сам смысл существует абсолютно во всем: в болезни, смерти, любви, работе, в страданиях. Отсутствие смысла порождает экзистенциональный вакуум, который может наполняться страхами, навязчивостями, цинизмом, агрессией и т.д.
Франкл делает акцент на трех классах ценностей, позволяющих приобрести человеку осмысленность жизни: ценности творчества (например, труд), ценности переживания (например, любовь) и ценности отношения, сознательно формируемого по отношению к тем критическим жизненным обстоятельствам, которые мы не в состоянии изменить.
Смысл жизни находится в любой из этих ценностей и любом поступке, порождаемом ими. Это показывает, что не существует таких обстоятельств и ситуаций, где человеческая жизнь может утратить свой смысл. Нахождение смысла в конкретной ситуации Франкл называет осознанием возможностей действия по отношению к данной ситуации. Именно на такое осознание и направлена логотерапия, помогающая человеку разглядеть весь спектр потенциальных смыслов, содержащихся в ситуации, и выбрать тот, который согласуется с его совестью. При этом смысл должен быть не только найден, но и реализован, т.к. его реализация связана с реализацией человеком самого себя.
В. Франкл выделяет три уровня существования человека: соматический, психологический и ноэтический. Последний, ноэтический, соотносится с вершиной пирамиды А. Маслоу и предполагает выход человека за пределы «Я», где локализованы смыслы и ценности, детерминирующие поведение, а также соматический и психологический уровни. На способности человека выйти за пределы своих биологических и психологических потребностей – трансценденции – основаны техники логотерапии: парадоксальная интенция и дерефлексия, направленные на дистанциирование от симптома, взгляд на него со стороны.
Разрабатывая методы психотерапии и коррекции отклонений в развитии личности, все представители гуманистической психологии утверждают, что каждый индивид сосредоточивается на своем «Я» и поэтому каждое наступление против своего «Я» рассматривает как наступление на свое существование.
Все вышеизложенное позволяет сделать вывод, что основной областью практического приложения гуманистической психологии выступает психотерапевтическая практика, в которой зародились и были развиты многие из идей, образующих сегодня теоретический фундамент гуманистической психологии. Созданные гуманистами концепции личности имеют и по сей день огромную популярность, а разработанный К. Роджерсом метод психотерапии, ориентированный на клиента, активно используется как в психологическом консультировании, так и в психотерапии. В практической работе гуманистически центрированного психотерапевта и психолога-консультанта клиент находит внимательного и сочувствующего, деликатного собеседника, уделяющего особое внимание эмоциональным составляющим проблем клиента – переживаниям и чувствам. Они не занимаются, подобно психоаналитикам, анализированием свободных ассоциаций или толкованием сновидений. Они не станут, как поведенческие психотерапевты, отучивать от неоптимальных поведенческих сценариев и схем, не дают совет, «как себя вести» в тех или иных ситуациях. Гуманисты пытаются понять человека и его жизненную ситуацию, помогают яснее и определеннее осознавать и выражать озабоченности, трудности и связанные с ними переживания клиента. В настоящее время идеи гуманистической психологии продолжают быть одними из наиболее востребованных в психологической практике и теории, и на их основе создаются новые интересные и значимые концепции.
Частью гуманистической психологии является экзистенциальная психология – направление, исходящее из уникальности личного опыта конкретного человека несводимого к общим схемам. Экзистенциальная психология – это наука, изучающая смысл жизни, но не в аспекте его содержания, чем занимается экзистенциальная философия, а в аспекте его действия, его значения для человека, его данности в опыте человеческой жизни и обусловленности этим опытом.
Гуманистическая психология утверждает, что первоисточником и главным двигателем творчества является глубоко укорененная в человеке потребность в самоактуализации, полной и свободой реализации всех тех сил, которые заложены в него самой природой. А это возможно лишь через творчество. Человек не может не творить в силу именно своей трансцендентной сущности, которая с необходимостью требует от него умения слушать свой внутренний голос, через него распознавать свои потребности и свою сущность. Если человек не следует своему природному призванию, не прислушивается к своему внутреннему голосу, говорящему ему о его жизненном предназначении и направлении движения, если он выполняет только то, что от него требуют окружающая среда или складывающиеся обстоятельства, он может серьезно заболеть, стать невротиком и остаться на всю жизнь несчастным человеком.
Гуманистические психологи утверждают, что внимание к собственным состояниям и мотивам дает возможность избежать самообмана и облегчает открытие реальной самости. Это – своеобразный девиз гуманистической психологии в ее теоретическом и прикладном выражении.
Заключение
В работе проведен сравнительный анализ развивающей и психотерапевтической роли искусства в глубинной и гуманистической психологии. Глубинная психология подарила миру наибольшее количество различных теоретических ответвлений и концепций, которые были созданы на базе теории бессознательного. В рамках глубинной психологии отмечена компенсаторная функция искусства, которая позволяет человеку проживать чужие жизни и переживать чужие судьбы как свои собственные, благодаря чему расширяются границы своей личности. Выделена катарсическая особенность искусства, помогающая усиливать переживание и доводить его до состояния естественной разрядки. Кроме того, работа бессознательного, в частности сновидения и фантазии помогают снять накопившееся напряжение, проработать внутренние конфликты. Искусство обладает огромной способностью вводить человека в измененное состояние сознания, которое близко к «динамической медитации», т.е. практике, родственной гипнотическому погружению.
Гуманистические психологи расширили предметную сферу психологии, включив в нее отношения личности и понимание контекста ее поступка. Гуманистическая психология утверждает, что первоисточником и главным двигателем творчества является глубоко укорененная в человеке потребность в самоактуализации, полной и свободной реализации всех тех сил, которые заложены в него самой природой, а это возможно лишь через творчество. Человек не может не творить в силу именно своей трансцендентной сущности, которая с необходимостью требует от него умения слушать свой внутренний голос, через него распознавать свои потребности и свою сущность. Гуманистическая мысль оказала значительное воздействие на развитие психотерапии и теории личности, повлияла на организацию правления и образования, систему консультирования.
Список использованной литературы
Ждан, А.Н. История психологии: Учебник / А.Н. Ждан. – М.: Изд-ва МГУ, 1990. – 367 с.
История психологии: учеб.-метод. комплекс. – 3-е изд., испр. и доп. / Авт.-сост. Р.В. Петрунникова. – Минск: Изд-во МИУ, 2009. – 236 с.
Константинов, В.В. История психологии: учебное пособие / В.В. Константинов. – Пенза: ПГПУ им. В. Г. Белинского, 2007. – 144 с.
Леоненко, Н.О. История психологии: учеб. пособие для студ. вузов / Н.О. Леоненко. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т., 2013. – 132 с.
Марцинковская, Т.Д. История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.Д. Марцинковская. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 544 с.
Овсянникова, Е.А. История психологии: учеб. пособие / Е.А. Овсянникова. Магнитогорск: МГТУ им. Г.И. Носова, 2015. 206 c.
Орлов, А.Б. Человеко-центрированный подход в психотерапии / А.Б. Орлов // Основные направления современной психотерапии; Под ред. А.М. Боковикова. – М.: «Когито-Центр», 2000. – С. 268-299.
Петрушин, В.И. Психология и педагогика художественного творчества: учеб. пособие для вузов / В.И. Петрушин. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во Юрайт, 2017. – 441 с.
Роджерс, К. Клиент-центрированная психотерапия: Теория, современная практика и применение / К. Роджерс; Пер. с англ. – М.: Психотерапия, 2007. – 560 с.
Рожина, Л.Н. Психология искусства: учеб.-метод. комплекс / Л.Н. Рожина, И.М. Бычкова. – Минск: БГПУ, 2016. – 131 с.
Столярская, Е.В. История психологии: учеб.-метод. комплекс / Е.В. Столярская. – Минск: БГУ, 2011. – 224 с.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
63 457 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Московской област
Спасибо Елизавете за оперативность. Так как это было важно для нас! Замечаний особых не бы...
star star star star star
РУТ
Огромное спасибо за уважительное отношение к заказчикам, быстроту и качество работы
star star star star star
ТГПУ
спасибо за помощь, работа сделана в срок и без замечаний, в полном объеме!
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

решить 6 практических

Решение задач, Спортивные сооружения

Срок сдачи к 17 дек.

только что

Задание в microsoft project

Лабораторная, Программирование

Срок сдачи к 14 дек.

только что

Решить две задачи №13 и №23

Решение задач, Теоретические основы электротехники

Срок сдачи к 15 дек.

только что

Решить 4задачи

Решение задач, Прикладная механика

Срок сдачи к 31 дек.

только что

Выполнить 2 задачи

Контрольная, Конституционное право

Срок сдачи к 12 дек.

2 минуты назад

6 заданий

Контрольная, Ветеринарная вирусология и иммунология

Срок сдачи к 6 дек.

4 минуты назад

Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...

Решение задач, Налоговое право

Срок сдачи к 5 дек.

4 минуты назад

ТЭД, теории кислот и оснований

Решение задач, Химия

Срок сдачи к 5 дек.

5 минут назад

Решить задание в эксель

Решение задач, Эконометрика

Срок сдачи к 6 дек.

5 минут назад

Нужно проходить тесты на сайте

Тест дистанционно, Детская психология

Срок сдачи к 31 янв.

6 минут назад

Решить 7 лабораторных

Решение задач, визуализация данных в экономике

Срок сдачи к 6 дек.

7 минут назад

Вариационные ряды

Другое, Статистика

Срок сдачи к 9 дек.

8 минут назад

Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе

Курсовая, Методика преподавания химии

Срок сдачи к 26 дек.

8 минут назад

Вариант 9

Решение задач, Теоретическая механика

Срок сдачи к 7 дек.

8 минут назад

9 задач по тех меху ,к 16:20

Решение задач, Техническая механика

Срок сдачи к 5 дек.

9 минут назад
9 минут назад
10 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.