это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2000354
Ознакомительный фрагмент работы:
Содержание
Введение 3
1. Биография Платона и описание его жизни 4
2. Творчество Платона 5
3. Значение творчества Платона для психологии 7
Заключение 10
Список использованной литературы 12
Введение
Творчество Платона является бесценным наследием в истории Мировой культуры всего человечества. Платон жил во времена Древней Греции и был одним из философских учителей. Им было написано множество трудов, но, самое главное, он разработал одно из основополагающих мировоззрений в философии – учение об идеализме. Абсолютно противоположное по содержанию мировоззрениям Демокрита о материализме является более обширным и многогранным. С тех времен началось извечное противостояние этих двух идеологий в философии, называемое «линией Платона и Демокрита».
Учение Платона касается не только философии. Его можно применить и к природе, и к общественно-политическим исследованиям, к искусству, языку, и к человеку, а также к изучению его души, потому как Платон был не просто философом, но и гениальным исследователем. Помимо этого его можно охарактеризовать как талантливого драматурга, художника, поэта и писателя.
В целом можно сказать, что Платон является учителем всего человечества. Если бы не было его трудов, мы бы не только не смогли бы столько узнать о жизненном укладе и культуре древних греков, но и не смогли бы глубоко понять, что же такое философия, в чем предназначение человека и трудности его жизненных исканий и свершений.
О Платоне можно говорить бесконечно, а писать о его жизни и заслугах можно целыми трактатами. В данной работе мы попытаемся кратко и емко осветить основные этапы его биографии, а также проанализировать, в чем же состоит ценность его идей для психологии как науки о душе.
Биография Платона и описание его жизниТочная дата рождения великого философа неизвестна, но, опираясь на мнение античных источников и описания древнегреческих историков, можно полагать, что примерная дата рождения Платона в 428-427 гг. до н.э. Рос Платон в семье, которая имела аристократические корни. По преданию его отец Аристон был потомком царя Аттики Кодра, а предки его матери Периктионы относились к роду известного афинского реформатора Соломона. Интересно, что имя Платон является псивдонимом-прозвищем, в переводе с греческого которое означает «широкоплечий». Получил Платон такое прозвище благодаря своему крепкому телосложению. Настоящее его имя – Аристокл.
Первым учителем Платона был Кратил – ученик Гераклита. Затем его учителем стал сам Сократ, учения которого и оказали большое влияние на мышление Платона. После смерти Сократа Платон принимает решение покинуть Афины, и обучается некоторое время у Евклида, бывшего так же учеником Сократа. Затем он продолжает путешествовать по Египту, южной Италии и т.д. В Италии великий философ познакомился с пифагорейцами, влияние идей которых научили Платона любви к жизни и общественным благам. Влияние пифагорейской школы можно проследить в произведениях и в научных трактатах Платона.
Лишь в сорокалетнем возрасте Платон возвращается в Афины, где открывает школу философии под названием «Академия». Получила школа свое название благодаря античному герою Академу. Данная школа существовала в Афинах около тысячи лет. Преподавание было любимым делом Платона, а созданная им Академия и ученики заменили ему семью, которой так и не обзавелся философ до конца своих дней. Одним из известнейших последователей Платона стал Аристотель. В основе образовательной программы Академии лежали идеи восточных исследователей, которое только усилилось с приходом в Академию астронома Евдоха, посетившего множество восточных районов. Для Платона философия не стала предметом социального обсуждения. Наоборот, философ жил в уединении, а круг его общения ограничивался лишь его учениками. Но, благодаря живости своего ума и большому вкладу во многие области человеческого знания, администрация нескольких греческих городов просила написать для них свод законов. В некоторых случаях Платон им не отказывал.
Платон дожил до 80 лет и последние часы своей жизни провел в обществе своих коллег и учеников в Академии. Погребен Платон был в Керамике, недалеко от созданной им школы.
2. Творчество ПлатонаОставленные Платоном труды, литературные произведения и научные трактаты и на сегодняшний день остаются в центре внимания множества исследователей различных школ и направлений. В творчестве великого философа принято выделять три периода:
Первый период называется еще «ранним периодом» (начинается с 399 г.до н.э. и заканчивается в 389-387 гг. до н.э.). Этот период начался после смерти основного учителя Платона – Сократа, а заканчивается при первой поездке ученого в Сицилию. Диалоги философа во времена «раннего периода» схожи по форме изложения. В них излагается суть диалога с каким-либо значимым гражданином Афин, который компетентен в определенной области знания, а в процессе беседы с ним выявляются спорные моменты, на которые указывались Сократом. На их основе и делались выводы о различных явлениях и событиях. К диалогам «раннего» этапа относятся: «Апология Сократа», «Критон», «Протагор», 1-я книга «Государства», «Лахет», «Лисий», «Парменид».
Во времена второго периода, который датируется 80-ми гг. до н.э., Платон особое внимание уделяет основным методам познания идей. К диалогам данного периода относятся труды: «Ион», «Гиппий больший», «Гиппий меньший», «Горгий», «Менон», «Кратил», «Евтидем», «Менексен».
Третий этап творчества Платона именуется зрелым периодом. Данный этап начинается в 70-х гг. и заканчивается в 60-е гг. IV века до н.э. Начало периода зрелости знаменуется написанием диалога «Парменид».
Диалоги Платона имеют особую ценность: с одной стороны в них он представляет свои научные концепции, с другой стороны - новое мировоззрение. Однако философа нельзя назвать изобретателем литературной формы диалога - в то время она была достаточно распространенным художественным приемом в литературном кругу, находившимся под влиянием Сократа. Этим можно объяснить главенствующее положение Сократа в диалогах. Ведь именно он руководит разговором и в его уста вкладываются важнейшие выводы. За полувековой период писательской деятельности Платона характер диалога у него много раз менялся то в ту, то в другую сторону. Более драматичен диалог в его ранних произведениях, более уравновешен и спокоен в произведениях последнего периода.
Создавая свои произведения Платон выражал в них то, что его действительно захватывало, а именно его философские концепции. Смысловым центром его произведений является «Учение об идеях».
Главным средством характеристики людей у Платона является не описание их внешности, а передача индивидуальной манеры говорить. Основным тоном разговоров служит вежливость, придающая даже резким противоречиям форму любезности. Платон чрезвычайно любил жизнь. Это видно в сотнях и тысячах его выражений, художественных образов, в его философских концепциях. Он непрестанно любуется красотой небесного свода, морями и реками, цветущими вербами, красотой сильного и здорового мужского тела, нежным обликом ранней юности.
Значение творчества Платона для психологииИзучение творческого наследия Платона и его учеников имеет огромное значение для современной психологической науки, благодаря следующим основаниям.
Представители школы Платона впервые стали заниматься изучением душевной жизни человека. Это прослеживается во многих диалогах Платона, где человек рассматривается им как душа. В исследованиях Платона душа и тело имели различное происхождение и функционирование. Душа рассматривалась им как сложный многогранный механизм, который требует глубокого изучения.
Философия Платона характеризуется выраженным психолого-педагогическим уклоном. Следует отметить, что Платон был одним из первых разработчиков среди педагогов методики воспитания с применением индивидуального и социального аспектов. Основываясь на некоторых положениях метафизической психологии, Платоном были написаны диалоги, в которых раскрывалась структура души и ее функции на базе наиболее очевидных принципов. В рамках современной психологии данный подход назвали бы субъективистским, хотя, например, в трактате «Тимей» большая роль отводится эмпирическим методам, состоящим в наблюдении и обобщении наблюдаемых явлений.
Психология педагогического процесса важна для Платона еще и потому, что само познание он понимает как своего рода образовательный процесс. Это понимание «обеспечивается» у него концепцией знания как припоминания. В природе человека заложены некоторые парадигмы, которые реализуются и в теоретической деятельности философа, и в его практической жизни. Их постижение – есть воспитание самого себя и как мыслителя, любителя мудрости, и как гражданина.
Не следует забывать, что классическая античность не воспринимала теоретическую деятельность как независимую от практических установок. Добродетель и знание были связаны куда сильнее, чем для современного сознания – по крайней мере на уровне идеологии. Добродетель была не только результатом, но и условием знания: невозможно быть философом ведя недобродетельную жизнь. Следовательно, философское образование подразумевало и систему воспитания. Отсюда становится ясна третья причина по которой психологическое наследие Платона привлекает внимание. Вопреки многим более поздним историко-философским реконструкциям, он не опирался на готовую систему понятий и концептов: от своего учителя Сократа он получил скорее проблемное поле и импульс к исследованиям, чем метафизическую схему. То, что позже будет называться «вечной философией» (совокупность идей воспринятых средневековыми мыслителями в текстах Платона и Аристотеля), еще только формировалось. Но при составлении исчерпывающей (для своего времени и своих задач) картины деятельности человеческого сознания познавательных процессов, Платон оказывался содержательно близок некоторым современным направлениям психологии. Мы имеем в виду, прежде всего, когнитивную психологию (традиции У. Найссера Д. Броудбента М. Познера и др.). Хотя Платон был необычайно далек от современной экспериментальной методики, его как и ученых данного направления отличает неприятие новоевропейской гипотезы о трансцендентальном субъекте как основании научного знания. Согласно Платону познавательные процессы, несмотря на то, что они обращены к априорной парадигме, имеют контекстуальный характер и не рассматриваются без учета условий, в которых они происходят.
В известной степени «психология» Платона имеет общие черты с психологией деятельности (в том смысле как ее трактуют Л.С. Выготский А. Н. Леонтьев В. Зинченко). Особенно это видно, когда основатель Академии решает психофизическую проблему с необходимостью, встающую при его жестком моральном и религиозном разделении души и тела. В таких диалогах, как «Государство», «Тимей», «Политик», он фактически отказывается от дуализма души и тела, снимая его через рассмотрение форм деятельности вызывающих определенный эмоциональный фон этические установки и формы мыслительной деятельности индивидуума.
Особенно интересным в этом смысле становится диалог «Тимей», в котором Платон фактически рассматривает проблемы физиологической базы психических процессов. Составляющие суть душевной жизни кругообращения «тождественного» и «иного» здесь ставятся в динамические отношения с телесной структурой человеческого существа, предвосхищая многие из открытий более поздних эпох.
Неоднократно уже отмечалось, что Платон заложил базу не только филологического или философского для исследования языка, но и для психолингвистического. Диалог «Кратил» имеет очень важное значение, как первый пример анализа фонетической структуры языка в аспекте ее связи с означивающими структурами психики. Здесь существуют серьезные основания к тому, чтобы поговорить о соотношении некоторых идей платонической философии языка с концепциями Р. Якобсона Н. Хомского А. Лурии А. А. Леонтьева и др.
Помимо современных психологических коррелятов концепции Платона необходимо учитывать, что долгое время - практически до Юма и Канта, европейские концепции души выстраивались в рамках известной оппозиции теорий Платона и Аристотеля. При этом Платон воспринимался главным образом через диалог «Федон», из некоторых фрагментов которого можно сделать вывод, что для основателя Академии душа - простая неделимая субстанция.
Между тем в остальных текстах Платона ситуация не столь однозначна. Например, уже упоминавшийся диалог «Тимей» трактует душу как комплексный объект, структура которого задается особой пограничной онтологической ситуацией, в которой она пребывает.
Заключение
Философские умозаключения Платона и его разработки в других научных областях человеческого знания вот уже на протяжении более двух тысяч лет остаются актуальными, находили и находят своих сторонников и последователей, а также вдохновляли многих церковных, политических деятелей, известных мудрецов и мыслителей, философов и дипломатов во всех странах мира. Огромное влияние идеалистическое учение Платона оказало на отечественную философия и даже на современную культуру.
Современный человек и сейчас стремится к бесконечному познанию окружающей его действительности и событий. Но как узнать сущность того, что постоянно видоизменяется и трансформируется? Как дойти до центра сущности изменяемых вещей? Платон дал свой ответ на такие актуальные сейчас вопросы. Дело в том, что существует две реальности: изменчивая чувственная и умопостигаемая в мире идей, которые существуют вне пространства и времени. Именно познание мира идей становится для Платона единственным способом познания окружающей действительности и ее закономерностей. Такой путь познания находится внутри каждого человека. А развитие духовных качеств, таких как мудрость, справедливость, любовь, степенность, позволяют душе стать выше, достигая мира идей, и схватывать суть самих вещей.
В своих трудах великий философ отразил основные идеи астрономии, физики, биологии, психологии, политической экономии, эстетики и др. наук, научно-философское развитие которых началось уже в последующих этапах.
Существенный вклад был внесен Платоном в историческое развитие психологии как науки о душе. Им была определена сущность души, заключенное в самодвижении и, следовательно, бессмертии. Основной функцией души Платон считал обеспечение двигательной активности тела человека, находясь во внутреннем и внешнем тандеме. Образ души у великого философа соотносился с триединой силой «парной упряжки и колесничего». Другими словами, соотношением двух противоборствующих сил, которые управляются разумом. Таким образом, Платону одному из первых удалось логически выразить понятие человеческого духа в понимании души. В учениях Платона нет статичности и системности, возможно этой подвижности научной мысли философа применение его мыслей имеет такой широкий спектр и актуально до сих пор.
Список использованной литературы
Антология фрагментов классических текстов западноевропейской философии [Электронный ресурс] / Авт. колл.: Ф.Н. Блюхер, С.Л. Гурко, А.М. Руткевич и др. - Электр. дан. - М., 2002. Режим доступа: http://www.auditorium.ru/books/1378/Berkeley/Ber.html
Диоген Лаэртский О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов [Текст] / ред. тома и авт. вступ. ст. А. Ф. Лосев; Перевод М. Л. Гаспарова,— 2-е изд.— М.: Мысль, 1986.— 571 с.
Ждан А.Н. История психологии. От Античности до наших дней [Текст] / А.Н. Ждан. – М.: Академический проект.— 2004.— 576 с.
Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. и др. Античная литература: Учебник для высшей школы [Текст] / Под ред. А.А. Тахо-Годи. - 5-е изд., дораб. - М.: ЧеРо, 1997. – 543 с.
Марцинковская, Т.Д. История психологии : учебник [Текст ]/ Т.Д. Марцинковская. – 9-е издание, стереотипное. – М. Академия, 2009. – 544 с.
Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. Том 1 [Текст / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 416 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!