это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2245493
Ознакомительный фрагмент работы:
Государственные стандарты в системе образования
Анализ социально-педагогической ситуации, определяющей предпосылки стандартизации образования
Виды педагогических ситуаций:
Ситуации деятельности, возникающие в процессе выполнения учеником педагогических задач.
Поведенческие ситуации – они связаны с нарушением правил поведения и распорядка в школе.
Ситуации отношений, которые возникают в процессе общения между педагогом и учеником. Учитель должен сделать анализ педагогической ситуации, чтобы разрешить ее, не ущемляя права ученика и не вредя образовательному процессу.
Психолого-педагогические ситуации имеют ряд особенностей:
профессиональная ответственность учителя за разрешение ситуации;
нужно учитывать различный социальный статус участников конфликта;
конфликтующие стороны имеют разницу в возрасте и жизненном опыте;
педагог должен суметь посмотреть на ситуацию со стороны ученика;
учитель должен помнить, что другие ученики являются участниками педагогической ситуации, а разрешение конфликта является воспитательной моделью для них;
из-за своего статуса, педагог должен взять инициативу в поиске решения конфликта, поставив на первое место интересы воспитанника;
ошибки, которые может допустить учитель, могут стать причиной новых педагогических конфликтов;
педагог должен помнить, что такие ситуации легче предупредить, чем правильно их урегулировать.
Сегодня анализ социально-педагогической ситуации в стране говорит о то, что учащиеся и учителя живут в различных регионах страны, есть разный уровень развития школ, СПО и вузов, различные программы и учебники, пространство страны огромное, поэтом стандартизация образования позволяет ученикам из дальних регионов проявить себя посредством ЕГЭ и олимпиад, спортивных соревнований. Учитель сегодня в образовании решает множество задач, в помощь ему создаются ФГОС, которые дают возможность сосредоточиться в процессе обучения и воспитания.
На первый взгляд, любая стандартизация противоречит самой сути творческой, нестандартной педагогической деятельности. Но это не так.
Действительный статус и практическое значение стандартов.
Стандартизация помогает упорядочить действия, и она призвана помочь педагогу.
Такие стандарты необходимы всем четырем категориям участников образовательного процесса:
- государству, чтобы осуществлять конституционные гарантии на получение гражданами образования соответствующего уровня и качества, с обеспечением компетенции по конкретному направлению профессиональной деятельности выпускникам вуза;
- гражданам государства, чтобы получить именно те профессиональные знания, умения и навыки (а также компетентность по соответствующим вопросам), которые дадут им конкурентные преимущества при трудоустройстве;
- образовательным учреждениям, чтобы иметь право на осуществление образовательной деятельности, в том числе и за рубежом;
- работодателям, чтобы отличать направления, специальности, специализации, квалификацию компетентность выпускников вузов при подборе кадров, а также ранжировать выпускников вузов в соответствии с тем, насколько добросовестно и ответственно - в том числе и по отношению к ним самим - работает данный вуз.
В России образовательный стандарт имеет государственный статус. Хотя области могут вносить свои поправки и регламенты работы, школы, СПО, вузы также имеют право создавать локальные акты, Государственные гарантии в области содержания образования распространяются и на специализации.
Уместна она также и в процессе реализации государственной образовательной политики. Государство вполне может взять на себя функцию моделирования в национальном масштабе таких элементов подготовки работников высшей квалификации, как воспитание патриотизма, формирование этики деловых отношений в обществе, репродуцирование «национальной идеи», развитие гражданских качеств, которые были бы желательны для граждан страны.
С учетом различий в целях участников образовательного процесса при разработке новых образовательных стандартов необходимо сконцентрировать внимание в основном на требованиях, предъявляемых к компетенции выпускника, учителя и руководителя, тогда процесс будет самосовершенствоваться и достигать целей и задач образования и воспитания.
Возможности совершенствования целостного педагогического процесса.
Вспомним знаменитую цитату основоположника русской педагогики Константина Дмитриевича Ушинского: «Воспитатель – есть художник, воспитанник – художественное произведение, школа – мастерская…». С точки зрения современного состояния российской педагогики, стандартов образования и исторического развития нашей страны, мы отметим, что педагоги должны ставить акцент в обучении и воспитании не на самом опыте, а на тех знаниях, которые приобретаются посредством практической деятельности. Учитель всегда выполняет роль воспитателя, потому что воспитание приоритетно и бесценно, как бесценны знания.
Сегодня мысль К. Ушинского актуальна, как некогда, так как современные стандарты образования целью ставят активность личности ученика, системно-деятельностный подход является ведущим в образовании, а само общество постоянно требует мобильности, информационной обогащенности и креативности деятельности и от учителя, и от ученика [4, 16].
Основой образования должны служить родной язык и литература, значимость в педагогике исторического развития народа, система воспитания, построенная соответственно интересам народа, развивает и укрепляет в детях ценнейшие психологические черты и моральные качества: патриотизм и национальную гордость, любовь к труду. Сегодня идеал учителя таков: в первую очередь, это высокий моральный облик, ответственность, добросовестность, трудолюбие, педагогическая справедливость, и конечно, главный аргумент в пользу благородного образа учительства – это любовь к детям.
Современное образование ориентировано на воспитание личности многогранной, успешной, счастливой, гармоничной, но это осуществимо только в том случае, если подрастающее поколение вместе с классическими произведениями русских писателей и поэтов воспримет мировоззренческие установки, традиции нашего народа, которые заложены в языке, культуру народа.
Образ учителя начинается с речи, юмора, оптимизма, любви к детям и предмету, к родине. Педагог – это всегда образец для подражания, в каждом действие воспитателя мы видим гуманизм и доброту. «Влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений», – подчеркивал великий педагог К. Д. Ушинский [4, 16].
Нельзя не согласиться с ним. Дети – наше все, наша жизнь, любовь, счастье, награда и будущее нашего народа. Мы все заинтересованы в том, чтобы современный учитель был образцом идеала учителя.
Для организации и полноценного функционирования учебно-воспитательного процесса требуются согласованные усилия многих социальных субъектов: школы, семьи, общественных организаций, включая и детско-юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта.
Возможности совершенствования целостного педагогического процесса начинаются с ценностных ориентиров.
Организация воспитания и обучения ценностным ориентирам и социализации обучающихся школы в перспективе достижения общенационального воспитательного идеала осуществляется по следующим направлениям в любой образовательной организации [1, 13]:
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
2. Воспитание социальной ответственности и компетентности
3. Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания
4. Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни
5. Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии
6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры – эстетическое воспитание.
Целеполагание – важнейший компонент любой осознанной педагогической деятельности и Госстандарта. «Цели определяют принципы, содержание, формы и методы деятельности педагога» [1, 13]. В работе классного руководителя целеполагание имеет исключительно большое значение. Классный руководитель может поставить перед собой, детьми, родителями и учителями разнообразные цели: глобальные и частные, ближайшие, средние и далёкие, стратегические и тактические.
Необходимо при целеполагании опираться на пожелания учащихся и учитывать следующие требования:
реальность – выдвижение и обоснование целей, с учётом возможностей конкретной ситуации;
преемственность – осуществление связей между целями и задачами на каждом этапе деятельности;
согласованность и непротиворечивость – включение в процесс целеполагания всех участников деятельности;
конкретность – направленность на достижение результата, который можно «измерить»;
диагностичность – выдвижение, обоснование и корректировка целей на основе постоянного изучения потребностей и возможностей всех участников педагогического процесса.
Также определяются приоритетные направления воспитательной деятельности, исходя из цели работы школы.
Общекультурное направление – эстетическое развитие, культура здоровья, экология
Общеинтеллектуальное направление – работа на уроке и внеурочная деятельность через внеклассные предметные мероприятия
Социально-нравственное направление – самоуправление, профессиональная подготовка.
Все чаще педагог встречается с примерами того, что из-за отсутствия сформированных навыков школьники не могут:
1.Охватить огромные объемы данных (упражнения на русском языке, правила, тексты литературы и биографии).
2.Снизить затраты времени на поиск необходимой информации по теме.
3.Обеспечить более глубокое понимание сложного набора данных (умение строить кластеры, лаконично строить схемы и таблицы).
4.Отображать отношения между данными (понимать историко-литературный подтекст и уровни языка).
5.Рассматривать набор данных с различных точек зрения одновременно (устанавливать межпредметные связи с другими видами искусства, английский языком, обществознанием, уроками ОБЖ).
Я вижу совершенствование целостного педагогического процесса в рамках ФГОС в осуществлении интеграции предметов гуманитарного цикла на современном уроке, что позволяет не только решить проблему установления межпредметных связей, но и, если посмотреть на нее с позиции формирования здорового ученика, способствует развитию способностей к аналитическому мышлению в рамках здоровьеориентации личности через учебные задачи, в этом активно помогают учителю приемы визуализации абстрактной информации. Изучая книги по психологии, здоровьесбережению, спорту, ребенок учится выбирать необходимый для ответа на тот или иной вопрос материал, расширяет собственные знания по ряду наук, получает опыт исследовательской работы и учиться видеть себя с разных сторон на уроке, заботиться в первую очередь о своем здоровье через систему учебных и воспитательных задач.
Уроки должны быть разнообразными по типу.
В практике работы учителя уроки можно разделить на несколько видов.
Методы, приемы и средства обучения так же должны быть разнообразными.
Современный подход к обучению должен ориентировать на стандарты второго поколения и новый закон об образовании. В рамках школы, СПО или вуза в ФГОС отводится весомое место внеурочной деятельности, это обусловлено особенностями динамики развития общества и информационной среды. Детям необходимы социально полезные универсальные учебные действия, которые приобретаются во внеурочной и внеаудиторной среде.
Сегодня стало очевидным, что «надо управлять не личностью, а процессом ее развития» [1, 43].
Творческая деятельность учащихся – это основная педагогическая идея, которая реализуется в процессе использования интерактивных форм работы в урочной и во внеурочной деятельности. Творчество подростка всегда составляет содержание, основу любого интерактивного метода. Творческое задание (особенно практическое и близкое к жизни) придает смысл обучению, мотивирует учащегося.
Урок расширяет свои границы за счет:- доступности обучения;- наглядности обучения;- сознательности и активности в обучении;- самостоятельности;- прочности полученных знаний и сформированных умений и навыков;- индивидуализации обучения;- связи теории и практики;- ориентированности на все уровни познания.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что интерактивность как форма работы помогла в интеграции дисциплин (в первую очередь русского языка и литературы) в пределах организации.
В последнее время достижения научно-технического прогресса сопровождаются коренными изменениями в самых различных областях, в том числе и в образовании. Сегодня фактически исчерпаны резервы роста эффективности и качества подготовки школьников, основанные на использовании словесно-книжных методов воздействия на учащихся с опорой на традиционные средства обучения.
Дальнейшая перспективность нашего исследования заключается в том, что эффективность образовательного процесса значительно повышается, если осуществляется интеграция педагогических средств, которая ведет к рождению новых образовательных технологий, поэтому целесообразно говорить об интеграции интерактивных методов на уроках и во внеурочной работе учителя. Здесь необходимо взаимодействие с организациями специального и дополнительного образования.
Творческая активность и продукты творчества позволяют увидеть личность ребенка многогранно. Учащиеся каждый по-своему приходит к аксиоме или истине в проблемном вопросе.
Образовательная среда
Семейная образовательная среда начиналась с изучения алфавита и первых книг, более ориентирована была образовательная среда на количественный признак, а не качественный. Родители компетентны объяснить материал ребенку, направить семилетку на конкретную задачу. Семейная среда учит духовным понятиям: любви, взаимопомощи, труду, вниманию, честности, отзывчивости, заботе. Эта среда отличительна не системностью в обучении, потому что родители даже если и профессиональные педагоги, то система занятий все равно страдает в следствие не подготовленности помещения и методической базы.
В семье закладываются привычки, например, привычка в моей семье читать книги вечером, эта привычка может быть сориентирована в следствие авторитетности родителя или близкого родственника, который показывает положительный образ своим личным примером. Моя привычка покупать книги, умение их выбирать, знание возрастных особенностей, также посещение библиотеки, осознание значимости чтения и знаний в области литературы для общей культуры – все это мои родители смогли заложить в меня в виде универсальных действий, навыков.
Режим дня формируется посредством родительского присмотра и координации, умение лаконично решать бытовые вопросы, связанные с самообслуживанием также закладываются в семейной сфере, у меня – эта привычка о мамы.
В этот период развития очень важно включить оценочный момент, объяснить ребенку, что хорошо, а что плохо, что допустимо и недопустимо с точки зрения культуры здоровья, именно на этом акцентировал внимание мой отец, мы вместе занимались спортом, играли в мяч, катались на велосипедах на большие расстояния.
Значимо: успех в воспитании и обучении детей во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей и насколько разнообразны и интересны формы взаимодействия с семьей и формы воспитания и обучения в ДОУ, в этом нам помогала бабушка, которая отводила меня в детсад и принимала участие в различных мероприятиях.
Школьная среда обязательный этап в жизни каждого, тогда как ДОУ не обязательно для посещения, поэту, считаю, что школьный этап наиболее важен в становлении моей личности.
Адаптация к социуму и принятие законов морали. Вот то важное, что я вынес из школы.
Становления личности – это Толстой, Бетховен, Шишкин, молекула кислорода, фотосинтез, правила дорожного движения и многое другое, это и есть образование, без которого невозможно бытие человека, все многообразие наук и знаний.
В школе я научился многим навыкам и универсальным действиям. Самое важное: я выделил для себя приоритеты для будущей профессии, я смог самостоятельно решать обыкновенные задачи из сфер жизни в быту и окружающем мире, у меня появились авторитеты не только мама и папа, но и любимые учителя. Именно эти учителя помогли мне определиться с выбором будущей профессии и находить выход из сложных ситуаций в моей жизни.
Роль учителя была и остается самой великой ролью в мире, потому как учитель не просто создает продукт в мастерской в виде умений, навыков, знаний или универсальных действий, он создает личность, и каковы будут ценности этой личности напрямую зависит от творческого потенциала, компетентности, мастерства учителя и роли родителей. Ведь каждый из нас – это не «сосуд» и не «чистая доска»: невозможно просто наполнить человеческое сознание знаниями, необходимо сформировать социальные навыки, мировоззрение, цели, мотивы – это долгий процесс, поэтому образование составляет значимую часть жизни. С помощью образования человечество передает бесценный опыт будущему поколению, микроклимат малой группы передает все сложные ситуации взаимодействия в обществе. Человек учится общаться с другими людьми, решать проблемы, ищет свою предназначение в жизни, выбирая ту или иную социальную роль, профессию.
Образовательная сфера вуза укрепила многие мои положительные качества и определила приоритет в профессии и социуме.
Более всего хочу отметить научную деятельность и волонтерство. Научная деятельность студента – особая ступень в развитии личности человека, научность помогает углубиться в профессию, узнать детали, авторитетность, аксиомы, гипотезы, в дальнейшем эти знания необходимы для открытия собственных путей и мотиваций, для реализации авторского начала в профессии.
Мне очень помог социальный опыт волонтерства, у нас была волейбольная команда, мы ставили для детского дома новогоднее представление, подправляли ветеранов и сажали в парке деревья – все это помогло мне увидеть социум в другом ракурсе, ракурсе проблем и путей их решения.
Благодаря освоению новых информационных технологий и изменениям не только формы предоставления информации, но и доступа к ней трансформируется моя интеллектуальная структура и многие традиционные способы работы с преподавателями, возникают новые формы взаимодействия.
Вузовская сфера образования помогла мне определиться и с жизненными ценностями и приоритетами в работе и личной жизни. Я выделил для себя то, что важнее всего, и то, что может стоять на периферии. Я встретил свою вторую половину и сознал общность взглядов и интересов. Я увидел, что есть множество путей для решения проблемы, и можно построить свою методику решения задачи, в школе я этого не понимал, и часто действовал по шаблону.
Считаю, что личность должна учиться всю жизнь, то есть развиваться интеллектуально и открывать для себя новые горизонты неизученного.
Сначала человек становится ячейкой общества, затем социум влияет на личность. Получив профессию, я сам буду влиять на различные сферы жизни человечества в целом.
3.Возможности совершенствования целостного
педагогического процесса
Вспомним знаменитую цитату основоположника русской педагогики Константина Дмитриевича Ушинского: «Воспитатель – есть художник, воспитанник – художественное произведение, школа – мастерская…». С точки зрения современного состояния российской педагогики, стандартов образования и исторического развития нашей страны, мы отметим, что педагоги должны ставить акцент в обучении и воспитании не на самом опыте, а на тех знаниях, которые приобретаются посредством практической деятельности. Учитель всегда выполняет роль воспитателя, потому что воспитание приоритетно и бесценно, как бесценны знания.
Сегодня мысль К. Ушинского актуальна, как некогда, так как современные стандарты образования целью ставят активность личности ученика, системно-деятельностный подход является ведущим в образовании, а само общество постоянно требует мобильности, информационной обогащенности и креативности деятельности и от учителя, и от ученика [4, 16].
Основой образования должны служить родной язык и литература, значимость в педагогике исторического развития народа, система воспитания, построенная соответственно интересам народа, развивает и укрепляет в детях ценнейшие психологические черты и моральные качества: патриотизм и национальную гордость, любовь к труду. Сегодня идеал учителя таков: в первую очередь, это высокий моральный облик, ответственность, добросовестность, трудолюбие, педагогическая справедливость, и конечно, главный аргумент в пользу благородного образа учительства – это любовь к детям.
Современное образование ориентировано на воспитание личности многогранной, успешной, счастливой, гармоничной, но это осуществимо только в том случае, если подрастающее поколение вместе с классическими произведениями русских писателей и поэтов воспримет мировоззренческие установки, традиции нашего народа, которые заложены в языке, культуру народа.
Образ учителя начинается с речи, юмора, оптимизма, любви к детям и предмету, к родине. Педагог – это всегда образец для подражания, в каждом действие воспитателя мы видим гуманизм и доброту. «Влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений», – подчеркивал великий педагог К. Д. Ушинский [4, 16].
Нельзя не согласиться с ним. Дети – наше все, наша жизнь, любовь, счастье, награда и будущее нашего народа. Мы все заинтересованы в том, чтобы современный учитель был образцом идеала учителя.
Для организации и полноценного функционирования учебно-воспитательного процесса требуются согласованные усилия многих социальных субъектов: школы, семьи, общественных организаций, включая и детско-юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта.
Возможности совершенствования целостного педагогического процесса начинаются с ценностных ориентиров.
Организация воспитания и обучения ценностным ориентирам и социализации обучающихся школы в перспективе достижения общенационального воспитательного идеала осуществляется по следующим направлениям в любой образовательной организации [1, 13]:
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
2. Воспитание социальной ответственности и компетентности
3. Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания
4. Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни
5. Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии
6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры – эстетическое воспитание.
Целеполагание – важнейший компонент любой осознанной педагогической деятельности. «Цели определяют принципы, содержание, формы и методы деятельности педагога» [1, 13]. В работе классного руководителя целеполагание имеет исключительно большое значение. Классный руководитель может поставить перед собой, детьми, родителями и учителями разнообразные цели: глобальные и частные, ближайшие, средние и далёкие, стратегические и тактические.
Необходимо при целеполагании опираться на пожелания учащихся и учитывать следующие требования:
реальность – выдвижение и обоснование целей, с учётом возможностей конкретной ситуации;
преемственность – осуществление связей между целями и задачами на каждом этапе деятельности;
согласованность и непротиворечивость – включение в процесс целеполагания всех участников деятельности;
конкретность – направленность на достижение результата, который можно «измерить»;
диагностичность – выдвижение, обоснование и корректировка целей на основе постоянного изучения потребностей и возможностей всех участников педагогического процесса.
Также определяются приоритетные направления воспитательной деятельности, исходя из цели работы школы.
Общекультурное направление – эстетическое развитие, культура здоровья, экология
Общеинтеллектуальное направление – работа на уроке и внеурочная деятельность через внеклассные предметные мероприятия
Социально-нравственное направление – самоуправление, профессиональная подготовка.
Все чаще педагог встречается с примерами того, что из-за отсутствия сформированных навыков школьники не могут:
1.Охватить огромные объемы данных (упражнения на русском языке, правила, тексты литературы и биографии).
2.Снизить затраты времени на поиск необходимой информации по теме.
3.Обеспечить более глубокое понимание сложного набора данных (умение строить кластеры, лаконично строить схемы и таблицы).
4.Отображать отношения между данными (понимать историко-литературный подтекст и уровни языка).
5.Рассматривать набор данных с различных точек зрения одновременно (устанавливать межпредметные связи с другими видами искусства, английский языком, обществознанием, уроками ОБЖ).
Я вижу совершенствование целостного педагогического процесса в осуществлении интеграции предметов гуманитарного цикла на современном уроке, что позволяет не только решить проблему установления межпредметных связей, но и, если посмотреть на нее с позиции формирования здорового ученика, способствует развитию способностей к аналитическому мышлению в рамках здоровьеориентации личности через учебные задачи, в этом активно помогают учителю приемы визуализации абстрактной информации. Изучая книги по психологии, здоровьесбережению, спорту, ребенок учится выбирать необходимый для ответа на тот или иной вопрос материал, расширяет собственные знания по ряду наук, получает опыт исследовательской работы и учиться видеть себя с разных сторон на уроке, заботиться в первую очередь о своем здоровье через систему учебных и воспитательных задач.
Уроки должны быть разнообразными по типу.
В практике работы учителя уроки можно разделить на несколько видов.
Уроки демонстрационного типа.
На данном уроке информация демонстрируется на экране и используется на любом этапе работы. Очень интересно использовать уроки заочных экскурсий в музеи писателей и поэтов.
Уроки компьютерного тестирования.
Сегодня тестирование актуально, так как с 5 класса идет активная подготовка к экзаменам в форме ВПР, ОГЭ и ЕГЭ. Выводя на экран тест в виде двух колонок для первого и второго вариантов, учитель избегает необходимости распечатывать объемные материалы для проведения теста, что значительно экономит время и позволяет организовать взаимопроверку.
Уроки самопроверки или сетевые уроки.
В этом случае используется готовый программный материал в компьютерном классе или материал порталов Интернета (например, Грамота.ру): тренажеры необходимы для полного достижения целей обучения при использовании ИКТ.
Уроки-издания литературных газет.
С помощью программного приложения Publish, учащиеся под руководством учителя создают на уроке газету, где каждый имеет свой функционал и может проявить себя и заработать баллы.
Интегрированные уроки.
Интегрированные уроки проводятся со всеми предметами: с географией, с музыкой, изобразительным искусством.
Кейс-уроки.
Учебно-методические материалы комплектуются в специальный набор (кейс) и пересылаются учащемуся для самостоятельного изучения, затем на уроке дети предлагают свои решения основных вопросов кейса, учитель корректирует выводы.
Видеоуроки.
Активно используются при домашнем или дистанционном видах обучения через систему Skape. Использование видеолекций преподавателей вузов (канал «Культура») разнообразит учебную деятельность и даст возможность расширить рамки изучаемой темы.
Литературная гостиная. На данные мероприятия приглашаются родители, родственники, педагоги, товарищи. Прочитанные стихотворения или поставленный спектакль может быть записан на видео или представлен в фото на сайте учреждения.
Викторины. Актуальны для любой возрастной категории. Использование Интернет-ресурсов даст возможность провести это мероприятие в актовом зале или конференц-зале динамично и красочно.
Акции. Они проводятся как заранее подготовленные литературные памятные даты. Содержание этого вида внеклассной работы весьма разнообразно: листовки, агитбригады, памятки, поздравления с использованием презентаций, школьного радио.
Посещение библиотеки. Библиотечные выставки нашего города могут заинтересовать учащихся. По окончанию экскурсии дается задание написать отзыв, эссе, сделать презентацию.
Проектная деятельность. Отличительной чертой проекта является поиск информации, ее обработка и доказательство гипотезы с помощью эвристических или экспериментальных методов. Метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е. С. Полат). Например, проекты «История моей фамилии», «Мое имя».
Выразительное чтение, использование аудио. Выразительное чтение способствует более глубокому восприятию текста и риторическому развитию учащихся. Воспитывается культура речи. Данные навыки необходимы в любой профессиональной деятельности будущих выпускников (Приложение 10).
Методы, приемы и средства обучения так же должны быть разнообразными.
Методы и приемы, применяемые в обучении должны быть разнообразны.
Метод обучения – категория дидактики, процесс взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков по предмету. Учитель обладает всем многообразием методов и приемов обучения и воспитания. Прием обучения (обучающий прием) – кратковременное взаимодействие между преподавателем и учениками, направленное на передачу и усвоение одного из умений или навыков.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
1. Словесные, наглядные, практические;
2.Репродуктивные объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные;
3. Индуктивные и дедуктивные (по логике изложения и восприятия учебного материала).
Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: устные, письменные проверки и самопроверки результативности.
Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: значимость речи в жизни человека, значимость мировой литературы для личности, грамоты, благодарности, высокие оценки.
Широко используется интерактивный метод как вид активного метода. Интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие учеников с учителем и друг с другом. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя их, учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.
Метод творческого чтения можно применять и как форму выразительного чтения и как форму исследовательской деятельности.
Художественное иллюстрирование подходит в работе с 5-6 классами. Можно предложить после прочтения художественного текста передать на бумаге внешность героев, природу, интерьер, а после сравнить рисунки учащихся с рисунками иллюстраторов.
Метод постановки вопросов. Данный метод имеет различные приёмы реализации: фронтальный опрос, проблемный вопрос, дискуссионный вопрос, индивидуальный опрос.
Приемы стимулирования и контроля:
- индивидуальная беседа для выявления личных интересов и склонностей;
- дискуссии, вызов на диалог проблемными вопросами;
- поисковые, проектные задания на установление связи с другими произведениями, языками, гуманитарными науками и искусствами;
- взаимоконтроль (проверка тестов, домашнего задания);
- поощрение (благодарность, грамота, дополнительный балл);
- самоконтроль и самооценивание (с 7 класса);
- авансирование успеха (указание на достижения ребенка; развернутая оценка результатов деятельности; создание ситуации для творческого самовыражения; создание ситуации успеха).
Средства обучения
В зависимости от методов и приемов обучения педагог выбирает соответствующие средства обучения. Для организации процесса обучения на уроках и во внеурочное время при изучении зарубежных текстов литературы:
►раздаточный материал:
● тексты произведений, цитаты, иллюстрации;
● карточки с заданиями разной тематики и уровня сложности;
● проверочные работы разной тематики и уровня сложности;
► медиа-ресурсы:
аудиозаписи;
видеозаписи;
наборы кейсов;
электронные энциклопедии и словари;
тесты;
► библиотека класса и школы;
►мобильный стенд, на котором размещаются материалы для подготовки к урокам;
►проекты, презентации, стенгазеты;
►памятка для учащихся, планы, помощь в нахождении ресурсов.
Современный подход к обучению должен ориентировать на стандарты второго поколения и новый закон об образовании. В рамках школы в ФГОС отводится весомое место внеурочной деятельности, это обусловлено особенностями динамики развития общества и информационной среды. Детям необходимы социально полезные универсальные учебные действия, которые приобретаются во внеурочной и внеаудиторной среде.
Сегодня стало очевидным, что «надо управлять не личностью, а процессом ее развития» [1, 43].
Творческая деятельность учащихся – это основная педагогическая идея, которая реализуется в процессе использования интерактивных форм работы в урочной и во внеурочной деятельности. Творчество подростка всегда составляет содержание, основу любого интерактивного метода. Творческое задание (особенно практическое и близкое к жизни) придает смысл обучению, мотивирует учащегося.
Урок расширяет свои границы за счет:- доступности обучения;- наглядности обучения;- сознательности и активности в обучении;- самостоятельности;- прочности полученных знаний и сформированных умений и навыков;- индивидуализации обучения;- связи теории и практики;- ориентированности на все уровни познания.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что интерактивность как форма работы помогла в интеграции дисциплин (в первую очередь русского языка и литературы) в пределах организации.
Рассмотренные интерактивные методы могут быть применимы при обучении различным дисциплинам, но все они эффективны в работе по проблемам русского языка и литературы и во внеурочное время. А в своей концептуальной основе – при подготовке учителей-предметников или переподготовки.
В последнее время достижения научно-технического прогресса сопровождаются коренными изменениями в самых различных областях, в том числе и в образовании. Сегодня фактически исчерпаны резервы роста эффективности и качества подготовки школьников, основанные на использовании словесно-книжных методов воздействия на учащихся с опорой на традиционные средства обучения.
Дальнейшая перспективность нашего исследования заключается в том, что эффективность образовательного процесса значительно повышается, если ос
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!