это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2519069
Ознакомительный фрагмент работы:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной темы исследования заключается в том, что в педагогической практике дошкольный возраст рассматривается как сенситивный период психического и личностного развития дошкольников. К концу старшего возраста у детей уже сформированы все качества, которые помогают органично перейти на систематическое школьное обучение. Совсем недавно в системе дошкольного образования начала рассматриваться такая проблема, как подготовка дошкольников к школьному обучению. Раньше до этого многие исследователи считали подготовку детей к школе не нужной, так как дошкольное образование является не обязательной ступенью образования.
До сих пор в дошкольных учреждениях представлены примерные целевые ориентиры, которыми ребёнок должен владеть на определенном возрастном промежутке, но не обязательные для их формирования у детей. Многие педагоги и родители убеждены, что поступление ребёнка в школу автоматически приведёт его к достижению требуемого уровня школьного статуса. Однако проведённые исследования по данной теме все вообще указывают на то, что успешность в учебной деятельности ребёнка зависит от подготовленности к школе на уровне дошкольного образования. Подготовка детей к школе является фундаментом, который будет предоставлять надежность и качество в освоении учебных знаний.
В психолого-педагогической литературе существует понятие «школьная зрелость», которое трактуется как особый достигнутый уровень функционального, морфологического и интеллектуального развития детей, позволяющий успешно преодолевать нагрузки в новом режиме дня и систематическом обучении.
Проблема психологической готовности дошкольников к школе является актуальной современной проблемой, которая обусловлена большим количеством детей психологически не готовых к школьному обучению. Многие из этих детей могут посещать дошкольные образовательные учреждения, детские центры по подготовке. Это связано с тем, что педагоги развивает отдельные навыки счета, чтения и письма, не обращая внимания на психическое развитие детей. Многие родители начинают подготовку детей к школе с раннего возраста, начиная водить по различным кружкам, секциям, студиям и т.д. Такое интенсивное раннее развитие может пагубно повлиять на психическое развитие в будущем и, как следствие, оттолкнуть ребёнка от процесса обучения.
Данная ситуация характеризуется тем, что ребенок дошкольного возраста развивается через зоны ближайшего развития, к которым относятся различные виды игр. К концу дошкольного возраста у детей должны быть сформированы полностью игровые навыки, и игра, как ведущая деятельность должна уступить место обучению. Но в современных условиях у дошкольников плохо развиты игровые умения и навыки, так как они начинают с раннего возраста активно обучаться. Поэтому к моменту обучения в школе многие дети психически не готовы к процессу систематического обучения, что отрицательно сказывается на развитии познавательного интереса и школьной успеваемости.
К моменту поступления в школу ребенок должен обладать конкретным уровнем развития психических познавательных процессов и определенным набором личностных качеств. Все это позволит развивать желание и интерес к процессу обучения.
Проблеме психической готовности ребенка к школе посвящено множество исследований таких авторов, как Л.И. Божович, Е.Е. Кравцова, А.А. Любинская, В.С. Мухина, Н.И. Гуткина, Л.А. Венгер, И.В. Дубровина, Н.Н. Подъяков, Е.О. Смирнова, К.Н. Поливанова и др.
Цель исследования – формирование психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению.
Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогическая деятельность по формированию психологической готовности старших дошкольников к школе.
Исходя из цели была разработана гипотеза исследования: диагностическое исследование раннее выявленного уровня психологической готовности позволит разработать методические рекомендации по работе с детьми старшего дошкольного возраста, у которых выявлен низкий и средний уровень готовности для формирования необходимых умений и навыков в дальнейшем школьном обучении.
На основании гипотезы исследования были разработаны задачи:
1. Изучить психолого-педагогические особенности готовности к обучению детей старшего дошкольного возраста к школе.
2. Выявить уровень психологической готовности старших дошкольников к школе.
3. Проанализировать полученные результаты.
4. Разработать систему мероприятий по повышению уровня психологической готовности детей к школе.
Для решения поставленных задач был разработан комплекс методов исследования:
— теоретический: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
— эмпирический: Тест Керна-Йирасека, методика «Графический диктант» Д.Б. Эльконина, методика «Домик», методика по выявлению мотивационной готовности ребенка к школе, тест «Исключение четвертого», методика «Разрезанные картинки», методика для определения символической функции, методика Выготского-Сахарова (тест на обучаемость), методика по изучению особенностей зрительной памяти ребенка, методика «Заучивание 10 слов».
Практическая значимость исследования: разработанные мероприятия по повышению уровня психологической готовности старших дошкольников к школе можно использовать в педагогической деятельности воспитателей.
1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
1.1. Особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста
Старший дошкольный возраст является заключительным периодом пребывания детьми в дошкольной образовательной организации. В этот период активно появляются различные новообразования в психике. К ним относятся формирование произвольности таких психических процессов, как память, внимание, воображение, мышление, восприятие. Отсюда начинает активно развиваться способности управлять своим поведением, изменять представления о самом себе, а также развитие самосознания и самооценки.
У старших дошкольников совершенствуются физические и психологические показатели, в отличие от предыдущих возрастных групп. Ребенок становится еще крепче физически, он способен выполнять сложные движения. Н.В. Бордовская отмечала, что физическое развитие тесно связано с умственным, поэтому оно становится необходимым условием для успешного разностороннего развития ребенка. Высокий темп в развитии набирает умственное, эстетическое и нравственное воспитание [8].
Продолжается работа по совершенствованию все сторон речи. Ребенок семи лет уже умеет правильно произносить все звуки родного языка, речь становится отчетливой и ясной, имеет необходимый для свободного общения словарный запас, его высказывания становятся выразительнее и содержательнее, правильно используется грамматические формы и категории.
Л.Н. Галигузова описывая характеристику старшего дошкольного возраста, отмечала, что у детей достаточно хорошо развиты компетентности в различных видах деятельности в сфере отношений. Они проявляются в способности самостоятельно принимать собственные решения и нести за них ответственность на основе имеющихся знаний и опыта [11]. Старший дошкольник способен проявлять самостоятельно и эмоциональность в решении бытовых и социальных задач. Он умеет следовать инструкции взрослого и придерживаться игровых правил. Ребенок уже смотрит на качественное выполнение каких-либо заданий, умеет работать по образцу и сравнивать с ним свои результаты, способен самостоятельно устранять сделанные ошибки.
Для старших дошкольников характерно активное проявление познавательного интереса, который позволяет расширять знания об окружающей действительности, развивать умения и навыки, личностные качества, которые в будущем положительно влияют на школьную успеваемость. Дошкольник стремиться делать все самостоятельно, планировать и организовывать свою познавательную деятельность.
У старших дошкольников ярко проявляется преобладание общественных значимых мотивов над личностными. В процессе усвоения общественных правил и нравственных норм у дошкольников формируется активное отношение к собственной деятельности и жизни, развиваются такие важные качества личности, как сочувствие и эмпатия.
Т.В. Ермолаева анализировала процесс общения детей, который переходит во внеситуативно-личностную форму, которая способна различать потребности ребенка в сопереживании и взаимопонимании, в личностных мотивах. Общение со сверстниками становится внеситуативно-деловым, в котором формируются устойчивые избирательные предпочтения [17].
В общении со взрослыми тоже происходят новообразования, которые характеризуются переходом от познавательного типа общения к личностному, основанный на развитии интереса к человеческим взаимоотношениям. Старший дошкольник уже способен правильно осознавать положительные и отрицательные поступки в своем поведении через суждения взрослых. Он может адекватно оценивать не только свои поступки, но и отдельные черты своей личности.
В старшем дошкольном возрасте умеет объективно рассматривать различные ситуации и оценивать результат собственной деятельности. Это позволяет формировать адекватную самооценку, которая в старшем дошкольном возрасте чаще завышенная, чем заниженная. Высокая самооценка помогает старшему дошкольнику осваивать новые виды деятельности без страха перед неудачей, что предоставляет благоприятные условия для овладения новыми видами действий, связанные с будущей учебной деятельностью. Содержанием самооценки становится наличие сформированных практических умений и моральных качеств дошкольника, которые выражаются в подчинении установленных в данном коллективе норм поведения.
Дети старшего дошкольного возраста уже могут проявлять подлинную заботу о близких людях, поступки для ограждения их от огорчения и беспокойства. Дошкольник лучше сдерживает в себе резкие выражения чувств, слезы, страх и т.д.
В этот период активно развивается наглядно-образное мышление с элементами абстрактного. Но старший дошкольник еще способен испытывать трудности в таком мыслительном процессе, как сопоставление сразу нескольких признаков предметов и явлений, выделения в них наиболее существенного, а также переносе усвоенных навыков мыслительной деятельности на решение новых задач.
В связи с тем, что у старших дошкольников ведущий тип мышления является наглядно-образное, воображение постоянно нуждается в опоре на предмет, однако в меньшей степени, чем в предыдущих дошкольных группах. Воображение переходит во внутреннюю мыслительную деятельность, которая начинает активно проявляться через словесное творчество (придумывание четверостиший, дразнилок, считалок), а также через изобразительную деятельность (создание рисунков, поделок). Это позволяет осуществлять постепенный переход от ведущей деятельности игры к обучению [31].
При переходе в школу у выпускников дошкольных организаций начинают происходить различные изменения в характере и поведении. Ребенок чаще капризничает, манерничает, проявляет нарочитость и т.д. Так проявляется кризис семи лет, по-другому – кризис непосредственности. Л.С. Выготский писал о кризисе семи лет, как о начале дифференциации внешней и внутренней стороны личности ребенка, так как он начинает активно ориентироваться в своих переживаниях и чувствах, понимании самого себя.
Кроме того, в кризисе семи лет Л.С. Выготский выделял и позитивную сторону, характеризующаяся такими новообразованиями, как самооценка и самолюбие, которые проявляются в обобщенном виде в момент перехода детей в школу. Для того, чтобы эти новообразования начали ребенок должен в процессе всего периода дошкольного детства пройти путь осознания себя в виде «Я сам», как физически самостоятельного индивида к осознанию своей внутренней стороны, выраженной в чувствах, переживаниях через игровую деятельность [10].
На основе интенсивного развития личностного осознания самого себя и возникает кризис семи лет, для которого характерны следующие проявления:
— потеря непосредственности: ребенок начинает переживать в выборе между действием и желанием о том, какое значение будет иметь в конце выбранное действие для самого ребенка;
— манерничанье: ребенок умеет что-то из себя строить, что-то уже скрывает (такое психологическое свойство называется «уже закрытая душа»);
— симптом «горькой конфеты»: ребенок старается не показывать свое плохое состояние и отрицательные эмоции.
Потерю непосредственности также описывал Д.Б. Эльконин, который характеризует ее как внутреннюю ориентацию осуществляемой деятельности. Здесь возникает впервые для ребенка эмоционально-смысловая ориентировочная основа поступка. Д.Б. Эльконин объяснял, что, когда появляется ориентация на смысл поступка, тогда ребенок переходит на новый возрастной этап и способен овладеть новой социальной ролью ученика [31].
От возрастной закрытости у родителей и педагогов начинают все чаще возникать трудности в воспитании, которые проявляются в замыкании ребенка в себе, и он становится неуправляемым. В основе проявления отрицательных эмоций лежит обобщение его переживаний. Это связано с тем, что у ребенка появился свой внутренний мир, внутренние переживания и мысли, которые уже никаким образом не влияют на внешнюю жизнь.
Возникновение внутреннего мира является важным фактором личностного развития ребенка. Вся ориентация собственного поведения переходит внутри этого нового мира. Сам кризис выдвигает требования перехода к новой социальной ситуации, которая требует нового содержания отношений. В таких отношениях ребенок должен вступить в новые отношения с обществом, характеризующееся совокупностью людей, которые осуществляют общественно необходимую, общественно полезную и образовательную деятельность. Это выражается в желании ребенка побыстрее пойти в школу.
В старшем дошкольном возрасте дети усваивают элементы учебной деятельности. Основной ее особенностью является проведение занятий, в которых ребенок получает новые знания и умения, изменяясь сам. Главное в учебной деятельности является получение новых знаний и умений. Важно все еще подключать игровую деятельность, как ведущую с целью формирования отдельных навыков и качеств личности, которые в будущем станут основой для учебной деятельности у младших школьников.
В 6-7 лет ребенок умеет ставить перед собой цели над собственным поведением, что характеризуется как произвольность психических процессов и предполагает в дальнейшем успешность ребенка в последующем школьном обучении. Это очень важный психологический аспект в развитии личности, так как регулирование собственного поведения позволяет ребенку без труда подчиняться школьным правилам и действовать в соответствии с каким-либо образцом или правилом, а также осуществлять контроль своего поведения. В дошкольном возрасте это качество проявляется в виде более требовательного отношения детей к соблюдению правил в играх. Часто возникают споры между детьми о нарушении игровых правил.
Продолжает активно развиваться познавательный мотив старших дошкольников. Дети в этом возрасте еще больше испытывают познавательное желание узнать об окружающей действительности все. Но психические процессы по упорядочению и обработке полученной информации еще развиты слабо, поэтому он не в состоянии объективно рассматривать все вещи. Несоответствие развития психических познавательных процессов с потребностями и возможностями переработать всю информацию может привести к перегрузке психики ребенка различными сведениями, которые он еще не может осмыслить. Поэтому важно развивать познавательную сферу ребенка планомерно, переходя от овладения легкими знаниями и навыками к более сложным.
Таким образом, изменения в старшем дошкольном возрасте затрагивают все сферы психического развития ребенка. Старший дошкольник осваивает широкий круг различных видов деятельности, учится выполнять качественно любые действия и контролировать свое поведение. Все эти новообразования помогают совершенствовать и развивать психические процессы, которые направлены на развитие отдельных учебных действий и познавательного интереса для будущей учебной деятельности младших школьников.
1.2. Современные проблемы готовности детей к обучению в школе
Проблема подготовки детей к школе в современных условиях является одной из главных проблем в системе образования. По результатам многочисленных исследований около 50-60% первоклассников не готовы к школьному обучению, так как у них слабо развиты психологическая, эмоционально-волевая и социальная стороны личности. Неготовность детей к школе сказывается не только на успеваемости ребенка, но и на формирование познавательного интереса, желания вступать в активную школьную жизнь, выстраивать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Поэтому при подготовке детей к школе важно уделять внимание не только на развитие определенной системы знаний и умений, но и психологическую составляющую в развитии личности будущего выпускника. Формирование школьной зрелости дошкольников в настоящее время остается актуальной проблемой, для решения которой определяется содержание предшкольного образования.
И.В. Дубровина определяет школьную зрелость, как функциональную деятельность и выделяет в ней три аспекта:
— интеллектуальный аспект: концентрирование внимания, перцептивная зрелость, дифференцированное восприятие, аналитическое мышление и др.;
— эмоциональный аспект: способность длительно выполнять не интересные для ребенка задания, умение осуществлять контроль надо своими эмоциями;
— социальный аспект: развита потребность в общении, подчинение своего поведения законам детского коллектива [15].
Современные проблемы готовности к школе обусловлены обеспечением преемственности между дошкольным и начальным образованием. В настоящее время в образование вносятся новые изменения ко всему учебно-воспитательному процессу, которое предполагает усложнение общеобразовательной программы. Поэтому психологическая готовность ребенка к школе должна направляться на дальнейшее освоение учебной программы в условиях обучения в детском коллективе.
Основные проблемы преемственности дошкольного и школьного образования, которые мешают психологическому развитию детей, определяются следующими аспектами:
— выбор программы обучения, который должен осуществляться с учетом индивидуальных особенностей детей, психического развития и физического состояния;
— завышенные требования для поступающих в первый класс со стороны школы, которые предполагают развитие учебных навыков на достаточно высоком уровне, где большинство дошкольников не в состоянии овладеть ими с учетом развития психических познавательных процессов;
— недостаточное использование игровой деятельности при переходе в школу, обусловленное резкой сменой ведущей деятельности, которая ведет к дезадаптации, снижению познавательного интереса и развитию стресса;
— недостаточное количество психологов в образовательных учреждениях, которые способны продиагностировать психологическую готовность к школе, провести коррекционные мероприятия, подготовить ребенка морально и на уровне развития познавательных процессов к учебной деятельности со стороны детского сада, а со стороны школы – ведение младших школьников в период адаптации.
Система обучения в школе в настоящее время предполагает не овладение системой знаний и умений, а развитие универсальными учебными действиями, которые позволят ребенку самостоятельно обучаться, помогать себе в работе и обработке информации, а также повышать познавательный интерес к исследовательской деятельности. Перечень этих признаков направляет предшкольное образование на создание условий, в которых необходимо развивать внутреннюю мотивацию ребенка.
Л.И. Божович определяла такую мотивацию как «внутреннюю позицию ребенка», которая основывается на выделении двух групп мотивов:
— мотивы в потребности в общении;
— мотивы, определяющие потребности интеллектуальной активности [7].
Для определения психологической готовности к школе обе группы мотивов должны находиться в синтезе и одновременно развиваться. Их сочетание позволяет ребенку максимально быстро включиться в учебный процесс и формировать сознательное исполнение учебных целей, развивая произвольность в собственном поведении.
Г.Г. Кравцов и Е.Е. Кравцова выделяют показатели психологической готовности к школе в виде развития различных видов отношений между ребенком и его окружающей действительностью. Такие отношения определяются тремя сферами: отношение ко взрослому, к сверстнику и к самому себе [20].
Особое внимание к данной проблеме уделял К.Д. Ушинский, который начал исследовать психологическую готовность к школе одним из самых первых исследователей. Он рассматривал развитие психических познавательных процессов с учетом основ обучения и пришел к выводу, что успешность в процессе обучения может быть достигнута при определенных показателях развития всех психических функций [30].
Д.Б. Эльконин подчеркивал, что в момент перехода от дошкольного к школьному возрасту важно учитывать развитие начальных форм обучения для следующего периода. Автор выделил следующие показатели психологической готовности к школе:
— умение сознательно подчинять свои действия общим правилам, обобщенно определяющим способ действия;
— умение ориентироваться на заданную систему требований;
— умение внимательно слушать учителя и выполнять задания в точной последовательности, которые проговариваются устно;
— умение самостоятельно выполнять задание по зрительному воспроизводимому образцу [31].
Л.С. Выготский предполагал, что ребенок достигает уровня готовности к школе через «зону ближайшего развития», которая помогает определить наиболее актуальные для конкретного периода развития личности ребенка психические процессы. Такое распределение на актуальное и неактуальное развитие помогает для каждого нового этапа определять низший и высший порог обучения, позволяя ребенку овладевать необходимыми навыками и умениями, которые помогут ему в будущем успешно обучаться в школе [10].
Н.В. Нижегородцева в качестве показателей психологической готовности детей к школе выделяет следующие:
— развитая произвольность, которая является одной из главных предпосылок к учебной деятельности;
— умение оперировать со знаковой системой и замещать ею реальные объекты;
— развитие личностных характеристик и коммуникативных навыков, позволяющие совместно действовать в решении поставленных учебных задач;
— развитие эмоциональной сферы [27].
А.А. Сорокина особое внимание уделяла развитию семиотической функцией, которая является важным показателем готовности к школе и уровня интеллектуального развития ребенка в целом [27].
В.С. Мухина главным показатели школьной зрелости отмечает развитие осознанного желания ребенка обучаться и видеть необходимость в учебном процессе. Такие показатели определяют социальное развитие дошкольника к моменту окончания дошкольного возраста и определяется в формировании внутренних противоречий, которые в дальнейшем будут создавать предпосылки для учебной мотивации [26].
Л.А. Венгер и Л.И. Цеханская определяли показатель готовности к школе развитие умения ребенка самостоятельно подчинять свои действия заданному плану. Л.А. Венгер отмечал, что выпускник дошкольных учреждений к моменту поступлению в школу должен владеть рядом определенных знаний, умений и навыков, без которых невозможно войти в учебную деятельность, но главной составляющей готовности к школе является развитие мотивационной сферы и личностной готовности ребенка [9].
Н.И. Гуткина отмечает, что предпосылки учебной деятельности возникают в процессе специально организованном обучении или подготовке, которая позволяет формировать познавательную сферу и интеллектуальное развитие детей [13].
Рассмотренные теоретические положения о готовности ребенка к школе и изученные современные проблемы психологической готовности показывают важность организации специальной педагогической деятельности со стороны педагогов дошкольного учреждения и их взаимодействия с родителями выпускников.
Для того, чтобы ребенок был готов к поступлению в школу взрослые должны способствовать развитию определенных познавательных потребностей детей, интеллектуальным способностям, которые обеспечивают должный уровень мыслительной деятельности и предполагают решение соответствующих учебных задач.
При организации подготовки к школе важно учитывать индивидуальные характеристики каждого ребенка и создавать для них определенное педагогическое пространство, в котором буду решены индивидуальные проблемы каждого ребенка в личностном и психологическом развитии. Это позволит развивать слабые стороны ребенка и не создавать в процессе обучения таких ситуаций, где у ребенка могут быть по одному предмету только оценки «отлично», а по другим сплошные тройки.
Главная цель такой подготовки к школе определяется формированием личностных качеств, необходимых для учебной деятельности, к которым могут относиться любознательность, инициативность, самостоятельность, творческие способности и т.д.
К определению психологической готовности к школе относятся совокупность следующих показателей: физическое развитие и состояние здоровья, биологические характеристики и возраст, стрессоустойчивость, саморегуляция, мотивация, социальная готовность и т.д. Все это формируется в процессе ежедневных взаимодействий ребенка с окружающей действительностью.
Таким образом, проблемы психологической готовности ребенка к школе должны решаться с помощью специально организованной педагогической деятельностью дошкольного учреждения во взаимодействии с родителями.
1.3. Влияние семьи и дошкольной образовательной организации на готовность детей к обучению в школе
Как уже отмечалось ранее, процесс психологической готовности к школе невозможен без вмешательства взрослых. Семья и дошкольные учреждения имеют большое влияние на развитие личности ребенка в целом. Поэтому важно, чтобы родители будущего первоклассника и педагоги дошкольной организации создавали все необходимые условия для психологической готовности к обучению.
Семья является первичной средой жизнедеятельности ребенка, воздействуя на него с самого рождения. От родителей и других членов семьи ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, определенные знания об окружающем мире, умения и навыки, необходимые для жизни в обществе.
Если говорить об успешности ребенка в процессе обучения, то Я.А, Кондакова считает, что именно в семье происходит развитие таких важны для школьного обучения качеств, как самостоятельность, организованность, дисциплинированность, трудолюбие и ответственность [18].
Проблема многих семей при подготовке к школе является стремление родителей научить детей считать, писать, читать, считая, что именно развитие этих учебных навыков определяет успешность освоения ребенком школьной программы. Однако для полноценной подготовке развитие таких учебных качеств недостаточно, важно развивать внутреннюю позицию ребенка к школьному обучению.
Также существует еще одна проблема многих родителей, которые не готовят к школе детей совсем, считая это обязанность детского сада или школы. Чаще всего причиной такого отношения является низкий уровень педагогической компетенции родителей. В таких семьях отсутствуют различные совместные игры и занятия детей с родителями, интерес к литературному чтению. Родители не воспитывают в ребенке трудолюбие, не прививают интерес к познавательной деятельности, не развивают речь. Дети из таких семей чаще всего показывают результаты ниже, чем их одноклассники, в результате чего появляется отрицательное отношение к процессу обучения.
Особое внимание в семейном воспитании детей уделяется навыкам общения. Родители не только способны удовлетворить потребность в общении, но и прививают правила и эталоны поведения. Для подготовки к школе родители должны обращать внимание на эмоциональное развитие общения и обучать ребенка таким качествам, как взаимопонимание, сопереживание, доброжелательность и справедливость. Именно эти качества во многом определяют успешность ребенка в построении надежных взаимоотношений со сверстниками и учителем, которые помогут прививать к ребенку интерес к школе и активной позиции при участии в учебно-воспитательных мероприятиях. Дети, у которых слабо развиты навыки общения, не умеют заводить новых друзей, отвечать на вопросы учителя, чаще принимают оборонительную позицию, развивая тем самым конфликтные ситуации. В результате постоянного нахождения с детским коллективом в конфликтах у ребенка снижается интерес к обучению в школе.
Также в общении с близкими и родными ребенок учится видеть себя глазами других на основе анализа собственных поступков, тем самым формируя первичные представления о себе. Если первичные представления о ребенке будут недостоверными (родители постоянно хвалят или наоборот ругают), а оценка ребенка будет определять характер вместо его поступков, то это затруднит вхождение ребенка в детский коллектив [2].
Особенно важно формировать представление о себе в старшем дошкольном возрасте, когда познавательная активность ребенка переходит с предметов на отношения между людьми. У детей в этом возрасте рождается интерес к характерам, поступкам, взаимоотношениям, начинает активно развиваться эстетическое и нравственное воспитание дошкольников. Это важный показатель психологической готовности ребенка к школе, так как привитые в семье навыки культурного общения будут способствовать полноценному освоению важных личностных качеств для обучения в школе.
Для формирования таких качеств родители должны с раннего возраста приучать ребенка к определенному режиму дня, давать ему посильные трудовые задания по дому, усложняя их с каждым разом, как только ребенок осилит выполнение предыдущих. Такое положение позволит формировать в ребенке дисциплинированность и самоорганизацию.
Таким образом, психологическая готовность детей к школе в семье необходима, так как именно в семье закладываются основы личности, характер которой позволит наиболее успешно овладевать школьной программой. К условиям формирования психологической готовности к школе можно отнести следующее:
— постоянно сотрудничать с ребенком и другими членами семьи, осуществляя его в разных формах, не только через словесное общение, но и через какие-либо действия, что является необходимым условием для полноценной подготовке к школе;
— вырабатывать у ребенка умение справляться с трудностями самостоятельно и доводить любое начатое дело до конца, так как без этого умения невозможно полноценное умственное развитие детей;
— эмоциональное развитие дошкольников, которое проявляется в беседах и рассказах о школе, об учителях, о сверстниках, что позволяет развивать интерес к школе на основе полученных впечатлений от общения с родителями;
— формировать правильное отношение к неудачам, которое предполагает развитие умений детей не опускать руки, продолжать идти вперед, относиться к неудачам позитивно;
— удовлетворять интересы ребенка, занимаясь дома или отдавая в дополнительные секции, в которых ребенок может рисовать, лепить, танцевать и т.д., тем самым удовлетворяя свои дополнительные образовательные потребности;
— определять ситуацию успеха, в которой ребенка поощряют за проявление активности, инициативности, самостоятельности, ребенок, побывавший в ситуации успеха дома, будет стремиться в школе входить в нее снова;
— нравственное воспитание дошкольников, которое является основой при подготовке к школе, где ребенок учится сравнивать, обобщать, сопоставлять и делать выводы различных поступков, с которыми он знакомится через литературные произведения, рассказы взрослого, телевизионных коммуникаций, наблюдая за поступками взрослых и детей, а также анализируя собственные;
— трудовое воспитание, направленное на развитие трудовых умений и волевых усилий, которые в процессе обучения потребуются ребенку, где важен не полученный результат, а анализ проделанной деятельности [2].
В семье воспитание и обучение ребенка должно проходить через постоянное общение и взаимодействие со взрослыми членами семьи, где он сможет получить поддержку, необходимую помощь или совет в преодолении трудностей, эмоции и впечатления о совместной, интересной деятельности. Если соблюдать данные условия в семье, то при поступлении в школу ребенок будет психологически готов к обучению в ней [18].
Если говорить о влиянии дошкольных образовательных учреждениях на психологическую готовность детей к школе, то в них ведется педагогическая работа, направленная на овладение необходимой системой знаний, умений и навыков для школьного обучения, а также формирование личностных качеств будущего выпускника.
Педагогическая деятельность включает в себя два направления: всестороннее развитие ребенка и специальная подготовка к усвоению тех предметов, которые он будет изучать в школе.
Воспитатели и педагоги дополнительного образования направляют свою деятельность на систематическое проведение занятий по следующим направлениям: подготовка к обучению грамоте, математическая подготовка, подготовка к письму, психологический практикум [23].
В основном воспитатели при подготовке к школе осуществляют деятельность образовательного характера, откладывая на второй план психологическую готовность. Поэтому важно, чтобы детей психологически готовил социальный педагог или психолог на своих занятиях.
Если в детском саду таких ставок нет, то воспитатель должен организовывать пространство для постоянного общения детей со сверстниками и взрослыми, в процессе которого ребенок получает разнообразные сведения, направленные на развитие знаний и умений.
М.М. Боген отмечал, что азвитие таких знаний и умений имеют две направленности:
— знания и умения, овладение которыми происходит непосредственно на специально организованном занятии;
— знания и умения, получаемые вне занятий в процессе повседневного общения [4].
Влияние дошкольного образование на психологическую готовность к школе определяется сочетанием познавательных задач с задачами развития нравственно-волевых качеств, которое возможно только в специально организованных педагогических условиях. Развитие познавательного интереса побуждает ребенка к проявлению активности, способствует развитию любознательности, а развитие нравственно-волевых качеств определяется сформированными умениями проявлять настойчивость, прилежание, стремиться к качественному выполнению заданий. В результате такого сочетания двух направлений в развитии дошкольников, ребенок учится прочно усваивать учебный материал.
Основными показателями психологической готовности детей к школе в условиях дошкольных организациях являются:
— проявление интереса к учебной задаче и процессу ее решения;
— проявление самостоятельности в поиске решения проблемой ситуации через различные мыслительные операции;
— сформировано умение задавать правильные вопросы по содержанию изучаемой темы;
— сформировано умение замечать у себя и сверстников ошибки, умение их исправлять;
— сформировано умение выдвигать новую познавательную задачу в рамках изучаемой темы;
— развита способность долго сохранять познавательный интерес к проблеме и самостоятельно применять в?
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!