это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2573624
Ознакомительный фрагмент работы:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы определяется тем, что тенденции развития розничной торговли в России, и факторы роста торговых сетей обусловленные этим особенности конкуренции с позиции их влияния на малый торговый бизнес. Показано, что факторы успешного функционирования и конкурентоспособности малого бизнеса существуют. Учет этих факторов в процессе управления торговыми предприятиями позволит их менеджерам обеспечить жизнеспособность и успех в условиях современной конкуренции.
Выше изложенное в целом на теоретико-методологическом уровне определило проблему настоящего исследования: выявление современного состояния малого бизнеса в России, выявлены основные тенденции его развития. Недостаточная разработанность указанной проблемы и ее большая практическая значимость организации и развития малых предприятий в торговле, определили тему исследования: «роль сферы торговли в развитии малого бизнеса в России, динамика и структура малого торгового бизнеса. Среди основных направлений повышения конкурентоспособности малых торговых предприятий определены такие как выбор местоположения торгового предприятия, управление ассортиментом с учетом специфики малого бизнеса, повышение качества обслуживания, а также применение инструментов электронной торговли».
Цель исследования: организация и развитие малых предприятий в торговле России, а также выявление факторов конкурентоспособности торговых предприятий (малого торгового бизнеса) в контексте новейших изменений в условиях конкуренции в сфере розничной торговли.
Объект исследования: Малые предприятия.
Предмет исследования: торговое развитие малых предприятий в российском рынке.
Задачи исследования:
⦁ Историческое становление малого предпринимательства в Росси;
⦁ Роль малого бизнеса в экономическом развитии регионов в России;
⦁ Сущность и проблемы коммерческой деятельности малых предприятий в экономике;
⦁ Конкурентоспособность малых предприятий в сфере торговли.
Теоретическая значимость: сопоставление позиций различных авторов и обобщение отечественного научного опыта по проблеме организации и развития малого бизнеса в условиях сетезации торговли, анализ многолетних статистических наблюдений и изучение практики.
Практическая значимость: главные особенности современного этапа развития розничной торговли малых компаний в России, определяющимися множеством особенностей современной конкуренции, что является в этой сфере тенденции и цифровизация экономики.
Методы исследования: структура работы сформирована в соответствии с поставленной целью и определенными для ее достижения задачами исследования. Во введении обосновывается актуальность выбранной темы исследования, раскрываются цель и задачи. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты развития малых предприятий в России. Во второй главе проведен анализ организации и развитие малых предприятий в условиях жесткой конкуренции и новых технологий.
Теоретической основой работы послужили учебники и учебные пособия, периодические издания отечественных авторов, посвященные вопросам занятости населения и рынка труда, Интернет-ресурсы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РОССИИ
⦁ Историческое становление малого предпринимательства в России
Результативность деятельности малого бизнеса зачастую является одним из основополагающих факторов повышения экономических показателей благосостояния населения страны. Помимо того, что малый бизнес отвечает за наполнение рынка потребительскими товарами и услугами, обеспечивая рост экспортного потенциала, он также создает дополнительные рабочие места, уменьшая тем самым уровень социальной нестабильности. Стоит отметить, что малый бизнес обладает меньшей, чем у крупного бизнеса капиталоемкостью, которая обеспечивает возможность мобильного обновления ассортимента продукции компаний, а также осуществление эффективных мер по модернизации производства.
Все это наделяет малый бизнес способностью приспособления к условиям постоянно меняющихся требований рынка, делая его «гибким» и отвечающим требованиям спроса. Особенно в российских реалиях, где доля малого и среднего бизнеса в структуре экономики составляет лишь 21,9 %, в то время как данный показатель в ВВП развитых стран равен 50-60% (в Великобритании это 51%, в Германии 53%, в Финляндии 60%, в Нидерландах 63%). Показатели развития малого бизнеса сами по себе демонстрируют степень открытости экономики государства, ведь именно данный сегмент бизнеса зачастую используется правительством для решения общих проблем повышения благосостояния проживающего в стране населения и увеличения в процентном соотношении людей со средним уровнем заработка.
Становление малого предпринимательства в России и проведено исследование основных динамических изменений количества малых предприятий РФ, количества сотрудников по видам экономической деятельность, а также обозначены проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России.
Развитие малого предпринимательства в России имеет относительно недолгую историю в рамках экономического развития страны. Малое предпринимательство существовало с 1990 года в форме обществ с ограниченной ответственностью, которые становились приемниками ранее созданных кооперативов. В настоящий момент, в РФ под малым бизнесом подразумевается предприятие, имеющее в своем штате до 100 работников включительно, а также c размером выручки до 800 млн. рублей.
Первый этап развития малого предпринимательства относится к 1980-ым годам, к времени, когда только наладилась организация производства дефицитных товаров и услуг широкого потребления, а также получила свое развитие розничная торговля. Данный период характеризуется полным отсутствием законодательного регулирования деятельности предприятий, что оказывало крайне негативное воздействие на финансовые результаты. Однако уже в конце десятилетия усилиями инициативных предпринимателей был создан Российский союз совместного предпринимательства и Аграрный союз, главной целью которых являлась консолидация усилий промышленников и предпринимателей России, направленных на улучшение деловой среды.
Второй этап (1991-1995) характеризовался экстенсивным типом экономического развития и сопровождался либерализацией цен, на что повлияла приватизация государственного имущества, а также отмена монополии внешней торговли. После 1993 года происходит подъем российского частного малого бизнеса, впервые начинает создаваться правовая основа предпринимательской деятельности, к этому мы можем отнести и создание Гражданского кодекса, «О некоммерческих организациях», было принято постановление «О первоочередных мерах по развитию малого предпринимательства в РФ» и другие.
12 мая 1995 года Государственной Думой был принят федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ».
Третий этап развития малого предпринимательства продлился с 1996-2003 года. С 1998 года начало появляться новое законодательство, стали ужесточаться требования, касающиеся создания, существования и развития предприятий малого бизнеса. Отныне при регистрации необходимо проходить много различных обязательных процедур и фондов, именно поэтому в этот период наблюдается сокращение числа малых предприятий.
Налоги стали отнимать до 80 % легального дохода предпринимателей. Из-за финансового кризиса почти половина фирм ушли с легального рынка в теневой. С 2003 года российский малый бизнес начал качественно новый виток развития - начался четвертый этап, который продолжается и по нынешний год.
Наиболее характерная черта современного развития малого бизнеса в России - это стремление государства к поддержке предпринимателей, о чем говорит большое количество государственных программ, выражающихся в форме субсидий, грантов, льготных условий налогообложения, получения лизинга на льготных условиях, возможности выкупки (аренды) помещений и производственных площадок, находящихся в собственности муниципалитетов, компенсации расходов (или скидок) на участие в рекламных мероприятиях, ярмарках, выставках и так далее.
Таблица 1 показатели динамика количества предприятий малого бизнеса за период 2013-2020гг.
Таблица 2 Показатели динамики среднесписочной численности работников малого бизнеса за период 2013-2020гг.
На основании данных, приведенных в таблицах 1, 2 можем отметить явную негативную тенденцию в 2016-ом году, когда темп роста количества малых предприятий составил отрицательную величину - 25,5%, а тем роста занятых -19,8%. Однозначно, что это можно оценить как тревожный сигнал, который связан с падением покупательной способности населения, а также с неблагоприятным финансовым климатом.
Однако ситуации скорректировалась в 2017 году, в котором наблюдается наибольший темп роста количества малых предприятий и среднесписочного количества работников за последние восемь лет, что обуславливается определенными мерами государственной поддержки, например проектом «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».
Основной целью которого являлось обеспечение занятости населения за счет увеличения количества уникальных субъектов МП до 336,8 тысяч единиц и среднесписочной численности занятых до 1 222,5 человек, в рамках реализации данного проекта было выделено 13,82 млрд. рублей бюджетных средств. Можем положительным образом оценить результаты проекта во время периода 2017-2018 годов. В целом наблюдать негативную динамику роста количества малых предприятий, что является негативным фактором, не способствующим развитию экономики страны. Число малых и средних компаний (до 250 человек с доходом 2 млрд. рублей) уменьшается со скоростью 6-7% в год.
Такая тенденция наблюдалась во всех федеральных округах, при этом сокращение числа малых предприятий было зафиксировано в 78 регионах. Представленная динамика подтверждается весьма нестабильными показателями индекса RSBI (Russia Small Business Index), обозначающего уровень деловой активности малого и среднего бизнеса РФ, при расчете которого учитываются: оценки продаж, доступность финансирования, кадры, инвестиционный потенциал, базой для расчета служат результаты опроса владельцев и руководителей малого и среднего бизнеса.
По результатам на 2019 индекс продолжил снижение, но все еще находится на уровне выше среднего за последние 5 лет (см. приложение А таблица 3).
Наибольшую долю по количеству занятых в малом бизнесе занимает деятельность, связанная с оптовой и розничной торговлей, в ней работает порядка 3 248 814 человек, что составляет 27,5% от всего количества занятых работников малого бизнеса. На втором месте находится сфера обрабатывающего производства, в которой работает 1 703 065 человек (14,4%). Данная сфера включает в себя большое наименование видов деятельности, например: производство пищевых продуктов, напитков, одежды, древесных изделий, лекарственных, металлургических, электронной техники, бумаги, нефтепродуктов, транспортных средств, табачных изделий и т.д. Затем следует сфера строительства, численность сотрудников которой составляет 1 426 542 (12,1%) работника.
В заключение хотелось бы обозначить основные проблемы, которые препятствуют развитию малого бизнеса в России в настоящий момент. Во-первых, это резкие повышения налогов, которые убивают малый бизнес в точке роста и загоняют его в стагнацию. Примером может служить повышение НДС с 18% до 20% в 2018-ом году. Также проблематичными является недостаточно внятные действия и требования со стороны налоговых служб и чиновников, которые в значительной степени связаны не столько с коррупцией, сколько с бюрократией, недостаточно настроенным налоговым администрированием и последствиями санкций. Во-вторых, высокие темпы инфляции оказывают крайне неблагоприятное воздействие на экономический климат РФ, к чему мы также относим падение реальных доходов населения. Роль играет и несовершенство банковской и кредитной систем, которая приводит к ограничению возможностей для финансирования инвестиций в прибыльные проекты, нестабильность в экономической и политической сфере.
⦁ Роль малого бизнеса в экономическом развитии регионов в России
Важнейшая роль в решении проблем деформации структуры российской экономики, обеспечения экономической безопасности на основе устойчивого экономического роста принадлежит малому бизнесу. Однако не во всех российских регионах этот сектор экономики успешно развивается. Наибольшее развитие малые формы хозяйствования получили в двух столицах: в г. Москве на 10 000 жителей приходится 445 малых предприятий, в г. Санкт-Петербурге – 439 малых предприятий.
В пятерку лидеров входят также Калининградская область (329 малых предприятия на 10 000 чел. населения), Новосибирская (296 ед.) и Свердловская (241 малых предприятия на 10 000 чел. населения) области.
Арктических регионов в группе лидеров по уровню развития малого бизнеса нет. Только в одном арктическом регионе показатель «число малых предприятий на 10 000 чел. населения» выше среднероссийского значения. Суровый климат Арктики – серьезное препятствие для развития предпринимательства, поскольку хозяйственная деятельность в таких условиях сопряжена с более высокими затратами, что сказывается на себестоимости и доходности бизнеса.
Характерные для арктических регионов неравномерность хозяйственного освоения и развития транспортной инфраструктуры, низкая плотность населения тоже затрудняют взаимодействие производителей с партнерами и потребителями.
Казалось бы, в таких условиях выжить под силу только крупным монополиям, располагающим огромными ресурсными возможностями, «запасом прочности» на случай осуществления рисковых сценариев развития (которые в экстремальных условиях хозяйствования не редкость), имеющим стабильный спрос и не сильно зависимым от колебаний рыночной конъюнктуры. Однако статистика показывает, что ни один арктический регион России не входит в число аутсайдеров по развитию на их территориях малых форм хозяйствования. Из числа регионов АЗРФ самые слабые показатели развития малого предпринимательства демонстрирует Чукотский АО, на территории которого функционируют около 400 малых предприятий; в расчете на 10 000 чел. населения это составляет 74 ед. (табл. 4).
Таблица 4 Основные показатели деятельности малых предприятий в регионах Арктической Зоны РФ, 2017г.
По этому показателю Чукотский АО опережает такие российские регионы, как: Республика Тыва (34 малых предприятия на 10 000 чел. населения), Республика Калмыкия (67 ед.), Забайкальский край (70 ед.), а также все 6 республик Северного Кавказа, в которых этот показатель варьирует от 20 ед. в Чеченской Республике до 58 малых предприятий на 10 000 чел. населения в Кабардино-Балкарской Республике.
В ряде российских регионов, для которых характерны гораздо более благоприятные природно-климатические условия, удобное месторасположение, лучшее состояние транспортной инфраструктуры и ряд других преимуществ, показатели развития малых форм хозяйствования только немного превышают принадлежащий Чукотскому АО «арктический минимум» (74 малых предприятия на 10 000 чел. населения). Например, в Республике Адыгея, входящей в состав Южного ФО, рассматриваемый показатель составляет 83 малых предприятия на 10 000 чел. населения, Республике Мордовия, расположенной на территории Приволжского ФО и пересечении многих федеральных трасс, – 88 ед. на 10 000 населения.
Примечательно, что показатели развития малых форм хозяйствования в Республике Саха (Якутия), в которой на 10 000 жителей приходится 117 малых предприятий, сопоставимы с достижениями в этой сфере таких регионов средней полосы России, как Орловская (122 ед.), Пензенская (119 ед.), Саратовская (116 ед.) области. Климатические условия в данном регионе – самые суровые в нашей стране, температура зимой опускается ниже -67 градусов, на территории Якутии находятся 2 населенных пункта, считающиеся основными претендентами на звание планетарного «Северного полюса холода» (г. Верхоянск и с. Оймякон).
Слабее, чем в большинстве арктических регионов, развито малое предпринимательство в большом числе российских регионов, среди которых, кроме названных выше, представители всех федеральных округов: Брянская, Курская, Липецкая, Тамбовская, Ленинградская, Астраханская, Волгоградская, Оренбургская, Курганская, Кемеровская области, а также Ставропольский край, республики Крым, Адыгея, Хакасия, Бурятия и Еврейская АО. В них в расчете на 10 000 жителей приходится 126 малых предприятий и меньше.
В богатейшей сырьевой Республике Башкортостан, входящей в состав Приволжского ФО, рассматриваемый показатель составляет 127 малых предприятия на 10 000 чел. населения. Примерно такой же уровень развития малого предпринимательства фиксирует статистическое ведомство в Архангельской области.
Лидер среди регионов АЗРФ по развитию малого предпринимательства – Республика Карелия. Показатель числа малых предприятий в расчете на 10 000 чел. населения в этом арктическом регионе на 9,6% (или 18 ед.) больше среднероссийского значения. Удельный вес занятых на малых предприятиях в структуре занятых в экономике региона, в этом арктическом регионе выше средних по стране и федеральному округу значений – 18,6% против 15,1 и 17,8% соответственно. В других регионах АЗРФ вклад малого бизнеса в решение проблем занятости меньше: от 5,5% в Ненецком АО до 13,3% в Красноярском крае.
Красноярский край, хотя имеет сравнительно невысокие показатели по уровню развития малого бизнеса, занимает в Сибирском ФО 3 место, уступая только Новосибирской и Томской областям. Для других арктических регионов опыт Красноярского края в части содействия развитию малого предпринимательства может быть полезен. Как и в экономике России в целом, в большинстве арктических регионов наиболее широкое применение малые формы хозяйствование находят в торговле. Но удельный вес этого вида экономической деятельности в структуре «малой экономики» регионов Арктической зоны России заметно ниже, чем в целом по стране. Если в РФ на сферу торговли приходится 36,2% общего числа зарегистрированных малых предприятий, то в АЗРФ – от 21,2% в Республике Саха (Якутия) до 35,7% в Красноярском крае.
В структуре занятости в секторе «малой экономики» этот вид деятельности представлен следующим образом: в РФ – 28,8%, в регионах АЗРФ – от 19,3% в Ямало-Ненецком АО до 29,6% в Архангельской области. В структуре оборота малых предприятий на оптовую и розничную торговлю и ремонт автотранспортных средств и мотоциклов в РФ приходится 58,1%, в регионах АЗРФ – от 39,5% в Ненецком АО до 56,1% в Архангельской области.
В большинстве арктических регионов статистика фиксирует заметное отставание по динамике оборота розничной торговли в 2010–2017 гг. Только в 3 регионах АЗРФ прирост оборота розничной торговли в сопоставимых ценах в рассматриваемый период был выше среднего в стране показателя – в Республике Карелия, Архангельской области включая Ненецкий АО) и Республике Саха (Якутия). В Красноярском крае отмечается заметное отставание, а в Республике Коми, Мурманской области, Ямало-Ненецком и Чукотском автономных округах произошло снижение показателя.
Это не могло не сказаться на ситуации в секторе «малой экономики», поскольку торговля – самый большой ее сегмент. Структура оборота розничной торговли в арктических регионах существенно отличается от ситуации в других российских регионах. В РФ оборот розничной торговли распределяется в соотношении: 48% – пищевые продукты, 52% – непродовольственные товары. Во многих регионах АЗРФ доля непродовольственных товаров значительно ниже: в Республике Карелия – 43%, Ненецком АО – 34%, Мурманской области – 41%, Чукотский АО – 31%.
Это дает основания предложить такое направление в развитии малого предпринимательства, как организация обеспечения арктических жителей непродовольственными товарами. В некоторых арктических регионах, несмотря на то, что общий уровень цен на таких территориях выше, показатель объема бытовых услуг в расчете на душу населения не высок. По этому показателю Республика Карелия занимает 57 место в стране, Республика Коми – 48, Ямало-Ненецкий АО – 70 место в стране.
Это свидетельствует о слабом развитии малого бизнеса в этой сфере. Перспективным направлением для предпринимателей в Ненецком АО являются услуги связи; по объему этих услуг регион занимает 62 место в стране.
В развитии малого бизнеса в арктических регионах есть и другие особенности. В большинстве регионов Арктической Зоны России удельный вес малых предприятий, занятых строительными работами, выше, чем в экономике страны в целом. Если в секторе малого бизнеса в России на этот вид деятельности приходится 12,5% общего числа малых предприятий, то в регионах АЗРФ – от 12,1% в Мурманской области до 25% в Ненецком АО. В Республике Саха (Якутия) наибольшее число малых предприятий работают именно в этой сфере. В Ненецком АО две ключевых отрасли – торговля и строительство – представлены в секторе малого бизнеса примерно равным число предприятий.
В строительных организациях трудятся от 5,6% (Ненецкий АО) до 22% (Ямало-Ненецкий АО) общей численности занятых на малых предприятиях. В структуре оборота малых предприятий на строительство в РФ приходится 11,5%, в регионах АЗРФ – от 6,3% в Мурманской области до 21,1% в Ненецком АО.
А вот обрабатывающие производства, несмотря на сырьевую направленность экономики арктических регионов, в структуре малого бизнеса представлены слабо. Только в 2 арктических регионах удельный вес этого вида экономической деятельности выше среднероссийского показателя – в Республике Карелия и Архангельской области. Если в РФ удельный вес этого вида экономической деятельности в структуре малого бизнеса составляет 8,2%, то в арктических регионах эта структурная доля не превышает 6%. В этой сфере трудятся от 4,7% (Ямало-Ненецкий АО) до 14,4% общего числа занятых на малых предприятиях (Мурманская область).
В структуре оборота малых предприятий на обрабатывающие производства в РФ приходится 8,7%, в регионах АЗРФ – от 3% в Республике Коми до 10,1% в Мурманской области.
Таким образом, малый бизнес в регионах Арктической Зоны Российской Федерации развит слабо, что во многом связано с экстремальными климатическими условиями, неразвитостью транспортной инфраструктуры. Выявленные особенности структуры малого бизнеса в арктических регионах дают основания рассматривать торговлю и сферу услуг как основные направления развития малого бизнеса на этих территориях.
Обоснованность предлагаемых мер подтверждает динамика оборота розничной торговли, а также позиции арктических регионов в рейтинге российских регионов по объему отдельных видов услуг. Изучению в целях использования подлежит опыт содействия развитию малого предпринимательства, накопленный в Красноярском крае. Способствовать развитию малого предпринимательства будет способствовать и увеличение денежных доходов жителей арктических регионов.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ТОРГОВЛИ В РОССИИ
2.1. Сущность и проблемы коммерческой деятельности малых предприятий в экономике
Объявление 2020 года «годом предпринимательства» вызывает необходимость более широкого изучения сущности и проблем коммерческой деятельности этого сектора экономики. Коммерческая деятельность как часть предпринимательской деятельности, связанная с установлением экономических связей между субъектами рынка, анализом эффективности процесса закупок и продаж, ориентированных на спрос клиентов, достаточно широко исследуется учеными.
Сущность малого предпринимательства также не остается без внимания исследователей. Это не случайно, так как «Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 10 ноября 2019 г. насчитывает 5 893 148 организаций малого и среднего бизнеса в России». В целом исследователи дают глубинное описание инноваций в условиях развития малого предпринимательства в нашей стране в 2020 г., указывают на значительный объем программ, направленных для поддержки малого и среднего бизнеса (МСБ) в 2020 г. в таблица 5.
Сегодня в расчет максимального размера доходов организации за прошедший год включается не только вся выручка по кассе, но и все доходы, представленные в налоговой декларации. Представленные в таблице 2 сведения об участии других лиц в уставном капитале основываются на федеральном законе № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства» и дополняются актуальными исключениями относительно «Сколково» - инновационного центра, компаний, которые использующие высокие технологии (эти технологии должны быть разработаны их учредителями, относящимися к бюджетным и/или научным организациям).
Действительно, что малый бизнес «создает конкуренцию на рынке; стимулирует появление новых более эффективных и производительных рабочих мест, а совместно со средним бизнесом выступает необходимым звеном хозяйственной системы страны, обеспечивая занятость в секторе (без учета внешних совместителей) 16,8 млн. человек, что составляет 25% от экономически активного населения»
Таблица 5 Федеральные программы поддержки малого бизнеса
В нашей стране практически каждый четвертый работник трудится на МСП. В то же время основные направления федеральных программ и научных исследований касаются, как правило, высокотехнологичных структур, которые должны реализовать задачу прорыва России на международный рынок и стать фактором стабилизации экономической ситуации на национальном уровне.
Самая значимая цель – принять участие в увеличении ВВП к 2030 году в два раза. На это указывается в Распоряжении Правительства РФ от 02.06.2016г. № 1083-р.
Субъектами малого и среднего предпринимательства в стране сегодня считаются организации, характеризующие критериями, представленными в таблице 6.
Таблица 6 Критерии отнесения предприятий к малому и среднему предпринимательству по основным группам
В то же время практически вне пределов научного анализа остаются торговые микропредприятия, специализирующиеся не на продуктах питания, а на продажах других товаров физическим и юридическим лицам. Такой вывод можно сделать при попытке анализа научных публикаций последних лет, касающиеся развития системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства. Научные исследователи на основании проведенного исследования делают вывод о том, что субъектам МСП необходимо «активизировать внутренний потенциал роста за счет повышения производительности труда, ликвидации технической отсталости производств, повышения качества менеджмента на местах.
Резервами роста данного показателя могут стать рост фондо-вооруженности труда за счет технической модернизации отсталых производств, цифровизации бизнес-процессов и повышение качества менеджмента на всех уровнях управления». Однако, такое изменение стратегии, в частности, микро-предприятий, хотя и желательно, но пока трудноисполнимо, так как эти же авторы представляют перечень основных барьеров, препятствующих востребованному инновационному росту (рисунок 1).
На рисунке 1 приведен удельный вес респондентов, отмечавших недостаток финансовых средств и высокий процент коммерческого кредита как факторы, ограничивающие предпринимательскую деятельность. Мероприятия Правительства по снижению рисков санитарно-эпидемиологического благополучия в период пандемии лишь частично могут компенсировать потери, понесенные субъектами МСП за период карантина.
Рисунок 1 - Основные показатели, препятствующие деловой активности МСП
Также в научных исследованиях исследователи особо отмечают оперативно внесенные изменения в Налоговый кодекс РФ по отмене уплаты налогов для малого бизнеса, «введение запрета на досрочное погашение кредитов и отсрочку выплаты кредитов на год, предоставление работодателям права сокращать зарплаты до минимума – одного МРОТ и установление возможности отправлять сотрудников в отпуск с выплатой пособия в один МРОТ».
В то же время в целом проблемы с недочетами в нормативно-правовом регулировании функционирования организаций МСП по-прежнему остаются, не смотря на ранее принятые меры. Представим обобщенно мероприятия, направленные в 2020 г. на поддержку МСП:
- «прямая финансовая помощь». Она оказывается в процессе предоставления предпринимателям на безвозмездных или льготных условиях кредитов и займов по сниженной процентной ставке, с длительным сроком возврата, но по целевому назначению;
- «гранты», речь идет о финансировании НИОКР в размере 30%-50% от общей суммы средств проектной сметы. Размер грантов дифференцирован в зависимости от региона. Так, в Москве, Самаре, Перми предприниматель может рассчитывать на материальную поддержку в размере 500 000 руб., а в других регионах – 300 000 руб.;
- «льготное кредитование» - это может быть однократная выплата в сумме от 50 млн. до 1 млрд. руб. при времени действия программы не более 3 лет при любом сроке договора. Условием является инвестирование в какой-то проект самим предпринимателем личных средств в размере 20% при ожидании кредита на сумму 500 млн. руб. или получение в этом же размере (20%) кредита, который будет должен погашаться из прибыли от реализации проекта.
В случаях попытки реализовать другие проекты также на неограниченный срок будут выдаваться кредиты под процентную ставку для малого бизнеса в 11-11,8% годовых. Для средних предприятий процентная ставка будет меньше –10%. То есть, чем меньше предприятие – тем больше процентная ставка;
- «микрозаймы» - они предоставляются на период от 3 месяцев до 3 лет при ставке 10% годовых при обеспечении залога по кредиту;
- «косвенная финансовая помощь».- речь идет о специальных налоговых льготах (ставка снижается с 6% до 1%) для индивидуальных предпринимателей (далее – ИП), которые применяют упрощённую систему налогообложения (далее – УСН). Те ИП, которые используют патентную систему налогообложения (далее – ПСН) будет применено уменьшение размера потенциального дохода с 1 млн. руб. до 500000 руб. в год. Для ИП, перешедших на ЕНВД, предусмотрено снижение налоговой ставки в два раза – с 15% до 7,5%.
Особое место занимают начинающие предприниматели, которым льготы предоставляются без ограничений только в 2020 г. Но в дальнейшем возможно применение налоговых каникул и уменьшения ставки налога. В то же время уже действующие предприниматели этими мерами косвенной поддержки воспользоваться не смогут, если не перешли в течение 2 лет после регистрации на УСН, ЕНВД или ПСН, и пользоваться этой льготой смогут также на срок не более 2 лет.
Для предпринимателей, занятых в социальной, производственной и научной сферах, устанавливаются налоговые каникулы. При этом удельный вес дохода предприятия от установленных видов деятельности должен быть больше 70% общей суммы прибыли; «компенсация ставок по кредитам». Здесь предусмотрена частичная компенсация процентной ставки по банковскому кредиту за счет государства.
Так, в 2020 г. это будет 1/3 от ставки рефинансирования (7,75%) по договорам, действующим менее 2 лет, и в размере 1/2 ставки по кредитам, предоставляемым на период от 2 до 3 лет, 2/3 ставки – по договорам предоставления кредита на срок более 3 лет;
- «поручительство по кредитам». Этой деятельностью будет заниматься
Фонд содействия развитию предпринимательства, поддерживая его малые формы от лица государства. Финансирование предусмотрено в опоре на федеральный и региональный бюджеты. Максимальные гарантии (до 70% от необходимого финансирования) будут даваться только тем ИП, которые заняты в приоритетных отраслях. Для ИП из неприоритетных областей размер гарантий составляет 50%. Услуги поручителей – платные.
Фонд изымает от 0,75 до 1,25% от суммы поручительства в банках, принявших участие в этой программе.
Кредитование через гарантийные фонды предусматривает помощь предприятиям, функционировавшим не менее 1/2 года и не имеющим долги по налогам, платежам в ПФР, способным предоставить залог в размере 30-50% суммы кредита;
- «компенсация лизинговых платежей». При наличии лизинговых платежей предполагается частичная компенсаций первого взноса (до 50%), в то же время сумма, подлежащая возмещению, не должна быть большее 500 000 руб. Регулярные платежи по лизингу компенсируются в объеме 2/3 ставки рефинансирования при условии, что общий объем платежей не превысит 5 млн. руб.;
- «помощь фермерам». Начинающие фермеры могут рассчитывать на компенсацию 90% всех расходов, подтвержденных документально однократно в первые полгода своей деятельности и в пределах до 1,5 млн. руб. В то же время в течение 18 месяцев все финансы, полученные в результате поддержки, должны быть освоены.
В то же время для семейных фермерских хозяйств сумма гранта составит 3 млн. руб. при условии подтверждения наличия собственных средств в размере не менее 40% от стоимости проекта. На подтверждение целевого расходования средств дается 24 месяца. В то же время деньги будут перечислять долями, а не всей суммой сразу, как было ранее;
- «другие виды помощи»:
а) сюда относятся, прежде всего, льгота по аренде сроком не более 5 лет объектов муниципальной собственности. Независимые оценщики определяют тарифы льготной ставки. Льгота действует первые 3 года аренды (1 год – 40% арендной платы, 2 год – 60%, 3 год – 80%, 4 год и другие годы - 100%);
б) компенсация в размере до 150 тыс. руб. расходов по выставочной деятельности за аренду помещений, монтаж стендов, перевозку экспонатов, услуги переводчиков, организацию процедур переговоров и пр.;
в) компенсация расходов на обучение сотрудников на тренингах, семинарах, курсах при обязательном подтверждения процесса обучения счетами оплаты, дипломами, сертификатами или договорами с обучающими организациями. Компенсируется 50% затрат на сумму не более 40 тыс. руб.
Для предприятий оптовой и розничной торговли, наряду с транспортом, инновационным и нефтегазовым секторами:
- снижаются административные барьеры в условиях коммерциализации интеллектуального продукта;
- выделяются средства для повышения инновационной активности и потенциала МСП;
- обеспечивается большая доступность муниципального имущества, передаваемого в аренду МСП, инфраструктурная поддержка и пр.
В то же время создается институт оценки, контроля, координации и регулирования МСП, расширяется возможность для стимулирования саморегулирования предпринимательской деятельности, предполагается непрерывное совершенствование нормативного, правового, трудового законодательства относительно МСП.
Как видим, процесс развития малого торгового предпринимательства в России является, с одной стороны, широкого обсуждаемой темой с точки зрения сущности, перспектив, программ стратегического развития, помощи государства в позиционировании на рынке. С другой стороны, знакомство с теоретическими подходами к проблемам функционирования и, тем более, оценкам эффективности коммерческой деятельности малых и микро-торговых предприятий свидетельствует о недостаточно изученной и представленной в научном поле тематике.
Превращение торговых организаций из передаточного звена в цепи товародвижения, продающего то, что предлагает производитель, в центральное звено той же цепочки, давно вызывает недовольство производителей, и, прежде всего, крупных». Это вязано с тем, что являемся свидетелями поглощения мелких торговых предприятий крупными под предлогом организации ассоциаций, союзов, которые лоббируют процесс государственного вмешательства и сам процесс изменений торговой сети, и ее важнейший аспект – перераспределение денежных потоков.
Рассматривая вопросы государственного регулирования п
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!