это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2911603
Ознакомительный фрагмент работы:
1) Краткая характеристика детей с ОВЗ с нарушением зрения
Под влиянием различных причин (врожденные нарушения, болезни, травмы и т. д.) могут иметь место нарушения как одной, так и нескольких зрительных функций. Нарушения функций зрения, вызванные различными причинами, в специальной литературе называются нарушениями зрения.
Наличие широкой распространенности зрительных нарушений среди детского контингента обусловливает необходимость повышения уровня компетентности педагогов общеобразовательных учреждений по вопросам развития и охраны зрения. Прежде всего педагогу необходимо иметь представления о функционировании зрительной системы в условиях нормального и нарушенного зрения.
Эту группу входят дети с нарушениями зрительного анализатора: слепые дети, слабовидящие, дети с косоглазием и амблиопией. Нарушение зрения у этих детей затрудняет пространственную ориентировку, задерживает развитие координации, двигательных навыков, ведет к снижению двигательной и познавательной активности.
Слепые дети – дети с полным отсутствием зрительных ощущений или сохранившимся светоощущением, либо остаточным зрением (максимальной остротой зрения 0,04 на лучше видящем глазу с применением обычных средств коррекции – очков.). В зависимости от сохранности остроты зрения среди детей с нарушениями зрения можно выделить несколько групп, характеризующихся разными зрительными возможностями, разными способами восприятия учебного материала и ориентации в пространстве.
В зависимости от степени зрительных нарушений и способов восприятия учебного материала различаются следующие группы:
а) слепые и практически слепые (так называемые частично видящие) дети с остротой зрения в пределах от 0 до 0,04 с коррекцией стеклами на лучшем глазу;
б) слабовидящие дети с остротой зрения в пределах от 0,05 до (У,09 с коррекцией стеклами на лучшем глазу. У этих детей, как правило, отмечаются сложные нарушения зрительных функций. Наряду со снижением остроты зрения у некоторых из них сужено поле зрения, нарушено пространственное зрение;
в) слабовидящие дети с остротой зрения от 0,01 до 0,04 с коррекцией оптическими стеклами на лучшем глазу;
г) дети с остротой центрального зрения 0,4-0,5 и выше с коррекцией оптическими стеклами.
Информация, получаемая слабовидящими детьми с помощью остаточного зрения, становится более полной, если поступает в комплексе с сенсорной и осязательной информацией. Для формирования речи детям с нарушениями зрения необходимо активное взаимодействие с окружающими людьми и за счет стимуляции разных анализаторов: слухового, кинестетического.
2) Нормативно-правовые документы регламентирующие проведение занятий с детьми
Нормативно-правовые документы регламентирующие образовательный процесс для детей с ограниченными возможностями здоровья:
1. Конституция российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерациио поправках к Конституции Российской Федерацииот 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) принята всенародным голосованием 12.12.1993;
2. Федеральный закон об образовании от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации»
3. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 28.06.2014) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
4. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 02.04.2014, с изм. от 04.06.2014г.) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 17.03.2011 №175 «О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда на 2011-2015 годы»
6. Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»
7. Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004г. № 1312 (ред. от 01.02.2012) «Об утверждении федерального базисного учебного и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»
8. Приказ Минобрнауки России от 22.01.2014 №32 «Об утверждении приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
9. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 (ред. от 28.05.2014) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам, образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
10. Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждения Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
11. Приказ Минобрнауки России от 20.09.2013 № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»
12. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.03.2000 №27/9001-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме(ПМПК) образовательного учреждения.
13. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 7.06.2013 № ИР- 535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей».
3) Создание условий для положительной мотивации к занятиям физической культурой и спортом обучающихся с ОВЗ
Для детей с ограниченными возможностями здоровья физические упражнения - это не только область работы с телом, но и в первую очередь «работа с духом» ребенка, его внутренним миром.
По отношению же к детям, имеющим отклонения в физическом развитии, мотивация должна быть усилена во много раз, так как основной проблемой детей с ОВЗ является отсутствие совсем или очень низкий интерес к физкультурным занятиям.
В большей степени это обусловлено самими взрослыми, которые сдерживают ребенка, тем самым убеждая его в том, что он не такой как все. Занятия адаптивной физкультурой часто сводятся лишь к уменьшению физической нагрузки по сравнению со здоровыми детьми, что не усиливает уровень мотивации к саморазвитию.
Важнейшим фактором для начала занятия физическими упражнениями детей с ОВЗ является мотив. На первом месте у детей этой категории стоит непосредственное получение положительных эмоций от занятий, а не показ высоких результатов. Выполнение упражнений для такого ребенка не должно быть связано с принуждением, и если какой-то род деятельности не подходит конкретному ребенку, лучше его заменить на тот, что принесет ему удовольствие.
В результате систематического использования определенных действий, приносящих ребенку удовольствие, формируются привычки, выработка
которых состоит из целого ряд этапов, каждый из которых должен быть организационно и методически обеспечен педагогическими условиями дошкольного воспитания.
Первый этап заключается в возможности сформировать положительное отношение к физической культуре, как определенному роду занятий. С первых дней педагог ненавязчиво подчеркивает, какую положительную роль играют физические упражнения в развитии детей и как укрепляют их здоровье.
На втором этапе идет формирование у детей настоятельной потребности в занятиях физической культурой. Это может быть и ежедневная зарядка, и подвижные игры, и многое другое. Когда это желание у детей с ОВЗ хотя бы частично будет сформировано, учитель может переходить к следующей ступени.
На третьем этапе дети уже должны самостоятельно заниматься физической культурой. Именно этот этап самый сложный, так как для самостоятельного выполнения физических упражнений необходимо создание определенных условий. Прежде всего-это приобретение родителями необходимого спортивного инвентаря, часто дорогостоящего, разучивание индивидуального комплекса упражнений, которые дети должны будут выполнять дома.
И только на четвертом этапе работы возможно превращение желания деей самостоятельно и регулярно заниматься физическими упражнениями в привычку. Согласно психологическим особенностям детей с ОВЗ, регулярное, самостоятельное выполнение ими физических упражнений сопряжено со значительными трудностями. Ребенок может несколько раз сделать упражнения, но потом это ему надоест и он займется чем-то более интересным, причем оправданий этой замене найдет множество, включая «защитные мотивировки»: «и без этих упражнений можно обойтись, мне больно, мне нельзя много заниматься» и т.п.
Поэтому большая роль в мотивировании детей с ОВЗ к систематичным занятиям отводится родителям. Воспитание потребности к физическим упражнениям закладывается в семье. Дети, родители которых понимают и принимают важность физического воспитания в жизни их ребенка, скорее всего, приучат его к регулярным физическим занятиям.
4) Помощь в преодолении проблемы «начала занятий»
К детям с ОВЗ нужен особенный подход. Их необходимо заинтересовать и направить на выполнения упражнений, помочь им психологически.
Общие принципы и правила коррекционной работы:
1. Индивидуальный подход к каждому воспитаннику.
2. Предотвращение наступления утомления, в том числе использование для этого разнообразных средств (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).
3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.
4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактичная помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.
Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются:
- игровые ситуации;
- дидактические игры, связанные с поиском видовых и родовых признаков предметов;
- игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;
- психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.
Дети с ОВЗ понимают, что отличаются от сверстников. Это формирует у них комплексы и снижает мотивацию.
Мотивация у детей с ОВЗ зависит от самооценки. Очень часто такие дети имеют заниженную самооценку, боятся сделать что-то неправильно, ошибиться, начать заниматься.
Необходимо создавать условия для формирования у обучающихся мотивационных установок и ценностных ориентаций на ведение здорового образа жизни к занятиям физической культурой и спортом.
К примеру в начале занятия и на его протяжении создавать у обучающихся субъективное переживание успеха:
• Снятие страха – «ничего страшного….»
• Авансирование – «У тебя получится…», «ты сможешь….»
• Усиление мотива – «нам это нужно для…..»
У большинства воспитанников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя-дефектолога.
Вера в ребенка, искренний интерес к его личности, принятие его особенностей, доброжелательность, терпение, последовательность – вот составляющие комфортной среды для ребенка, мотивирующие его на развитие и самостоятельность.
5) Формы проведения занятий с детьми с нарушением зрения
Решая задачи физического воспитания очень важно создать коррекционно-развивающую среду в процессе адаптивного физического воспитания, благоприятные условия для компенсации и коррекции двигательных функций, раскрытия резервных способностей, повышения двигательной активности, самостоятельности, переноса в повседневную жизнь жизненно необходимых двигательных навыков и умений и тем самым улучшить уровень качества жизни детей со зрительной депривацией.
При организации учебного процесса необходимо учитывать:
¾ принцип коррекционно - развивающей направленности процесса обучения и воспитания детей с патологией зрения, который предусматривает отбор специальных методов и приёмов педагогического воздействия на личность обучающегося, направленных на преодоление недостатков ее развития;
¾ принцип индивидуально - дифференцированного подхода в обучении и воспитании, который предусматривает необходимость учёта индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития слепых и слабовидящих школьников в осуществлении педагогической деятельности;
¾ принцип комплексного подхода в реализации образовательным учреждением своих функций.
Движение является сильным стимулятором всех физиологических функций организма. ОРУ и корригирующие упражнения благоприятно влияют на сердечно - сосудистую, дыхательную и психическую систему. Они помогают ученикам управлять своими движениями, выполнять их с большей амплитудой, в правильном направлении, темпе, ритме. Упражнения для формирования и коррекции осанки помогают правильно ученикам удерживать свое тело, стоя, сидя, при ходьбе и беге.
Уроки физической культуры лучше всего проводить на свежем воздухе или в хорошо проветренном помещении, с соблюдением гигиенических норм и требований. Крайне важно правильно дозировать нагрузку на уроке. Нагрузка может дозироваться: исходным положением, амплитудой движения, подбором упражнений по силе и сложности выполнения, темпом, ритмом, количеством повторений или подходов, весом (гантелей, набивных мячей), продолжительностью и интенсивностью выполнения и отдыхом между упражнениями. Также разные по характеру, силе и дозировке предлагаются упражнения для девочек и мальчиков. Следует обязательно осуществлять контроль состояния здоровья учащихся по частоте сердечных сокращений (ЧСС), частоте дыхания (ЧД) до и после физической нагрузки, восстановление ЧСС в конце урока.
При организации уроков должны соблюдаться принципы постепенности, последовательности, систематичности и правильного чередования нагрузок.
Основное внимание уделяется обучению технике выполнения и совершенствованию основных видов движений: ходьбы, бега, прыжков, метания, лазания, равновесия. Овладение техникой легкоатлетических упражнений должно основываться на развитии у детей скорости, быстроты движений, силы разных мышечных групп, ловкости, гибкости и выносливости, а также на основе выполнения на занятиях специальных подводящих упражнений. Но упражнения в беге и ходьбе используются не только в коррекционных, но и лечебно - оздоровительных целях.
Значительное место отводится метанию, которое способствует развитию у слабовидящих детей умений и ловкости действий с мелкими предметами, попадания в цель. Дети учатся технично правильно бросать и метать малые и большие, а также набивные мячи, различные предметы на дальность и заданное расстояние, в цель.
Спортивные игры развивают у слабовидящих детей двигательные навыки, зрительные функции и способствуют развитию внимания, памяти, инициативы, смелости, выносливости, последовательности движений. Особой популярностью у детей пользуются такие спортивные игры - волейбол, баскетбол, которые проводятся по упрощенным правилам.
При организации уроков физической культуры нужно шире использовать смену деятельности в чередовании с отдыхом. Во время урока учитель должен помогать тем ученикам, которые чувствуют затруднения при выполнении задания. Обучающимся с низкой физической подготовкой и незначительными отклонениями в состоянии здоровья рекомендуется применять больше подготовительных и подводящих упражнений. Число повторений упражнения зависит от степени усвоения учебного материала и переносимости физической нагрузки. Для оценки физической нагрузки использую показатели ЧСС, а степень утомления определяю по внешним признакам: окраска кожи лица, потливость, дыхание, координация движений, внимание и самочувствие. На своих уроках я с детьми завела такое правило: тем учащимся, которым тяжело бежать или у которых появляется одышка и усталость во время выполнения беговой разминки, предлагается, не мешая другим, в центре круга выполнить самостоятельно упражнения на дыхание и расслабление, восстановив дыхание, эти учащиеся возвращаются в строй. В ОРУ предлагаю вводить специальные упражнения по диагнозу заболевания и проводить ОРУ в удобном для каждого ученика темпе.
Но следует учесть, что у учащихся с низким уровнем физического развития сдвиги в улучшении показателей физического развития протекают более медленно. Поэтому я провожу контрольные испытания в виде тестов, позволяющие выявить уровень развития у обучающихся отдельных физических качеств, сравниваю индивидуальные данные с нормативными показателями для школьников определенной возрастно - половой группы и на
этой основе конкретизирую более эффективные пути повышения физической подготовки.
При использовании разнообразных коррекционных упражнений происходит перестройка в двигательном анализаторе, улучшается мышечная работоспособность, нормализуется деятельность сердечно - сосудистой и дыхательной систем и улучшается функциональное состояние зрения у детей. Однако следует принимать во внимание, что во всех случаях слепые и слабовидящие нуждаются в осторожном подходе к занятиям физкультурой. Некоторые из физических упражнений, требующие статических напряжений больших групп мышц и значительного нервно-мышечного напряжения, слепым и слабовидящим детям противопоказаны.
Методы обучения слабовидящих различны и подбираются с учетом задач урока, возрастных и индивидуальных особенностей детей, их физической подготовки, запаса знаний и умений, наличия предыдущего зрительного опыта, навыка пространственной ориентировки, умения пользоваться остаточным зрением. У слабовидящих доминирует зрительно – двигательно - слуховое восприятие. Они способны одновременно воспринимать одно - два движения или отдельные элементы движений. У слепых и слабовидящих детей основные формы восприятия — осязательно - двигательная и зрительно –двигательно – слуховая. Ведущее значение приобретают следующие методы обучения:
¾ словесные методы обучения: объяснение, рассказ, распоряжение, команда, беседа.
¾ звуковой метод (этот метод широко применяется, поскольку незрячим ученикам приходится часто пользоваться слуховым анализатором);
¾ метод наглядности (используется наглядность зрительная, а при отсутствии зрения – осязательная). При изготовлении наглядных пособий для детей с нарушением зрения используются преимущественно красный, желтый,
оранжевый и зеленый цвета, а шрифт подбирается с учетом зрительного диагноза ребенка. При демонстрации объектов необходимо использовать контрастные фоновые экраны. Чтобы сформировать у обучающихся правильное, целостное восприятие учебного материала, нужно использовать демонстрацию двигательного действия и спортивного инвентаря. Наглядность обязательно должна сопровождаться словесным описанием. Для детей слепых и слабовидящих применяют: озвученные мячи, мячи с веревочкой, которая крепится к поясу, и ребенок, потерявший мяч, имеет возможность без посторонней помощи его поднять, мяч с запахом ванилина, который используется как обонятельный ориентир и др.
¾ метод показа («контактный метод» используют, когда ученик не понимает движения или составил о нем неправильное представление);
¾ метод дистанционного управления (учитель управляет действиями ученика с расстояния, посредством определенных команд);
¾ практические методы обучения: многократное выполнение учащимися различных упражнений. Обучение новому упражнению обычно начинают с ознакомления с ним. Затем разучивают основу техники выполнения и совершенствуют изучаемое упражнение в целом и в различных условиях;
¾ выполнение упражнения по частям;
¾ выполнение упражнения в облегченных условиях: кувырок с мостика, бег под уклон;
¾ выполнение упражнений в усложненных условиях: с дополнительными отягощениями, уменьшение площади опоры при передвижении;
¾ выполнение упражнений с сопротивлением: в парах, с амортизатором, с активным нападающим в баскетболе;
¾ использование ориентиров при передвижении;
¾ использование имитационных упражнений: выполнение техники метания без мяча, упражнение «велосипед»;
¾ для младших классов – подражательные упражнения: как медведь, лягушка, ласточка, журавль;
¾ использование веревочки или палки для бега с лидером, использование колокольчика, хлопков для ориентировки на звук;
¾ изменение темпа, ритма, скорости, ускорения, направления движения при выполнении упражнения;
¾ использование спортивного инвентаря при выполнении упражнений;
¾ использование упражнений, которые требуют согласованных и синхронных действий партнеров.
Отсутствие ярких зрительных представлений обедняет эмоциональную жизнь детей с патологией зрения, снижает их познавательную и двигательную активность, поэтому возникает необходимость применения
¾ метода стимулирования двигательной активности (необходимо как можно чаще поощрять детей, давать им почувствовать радость движений, помогать избавляться от комплекса неполноценности, от чувства страха пространства, неуверенности в своих силах, по возможности создавать благоприятные условия для компенсации и коррекции двигательных нарушений).
Применяются следующие методы контроля:
¾ методы практического контроля в форме педагогического наблюдения: анализ и оценка учителем выполнения учебных заданий учащимися, реакций организма учащихся на нагрузки с учетом ощущений занимающихся, соответствие поведения учащихся установленным правилам (содержание и дозировка упражнений обеспечивают не только образовательный эффект (формирование двигательных умений и
навыков), но и развитие физических и нравственных качеств, интеллектуальной и эмоциональной сферы занимающихся на основе активизации соответствующих видов их деятельности, расширения познавательного интереса.
¾ методы устного контроля в форме контрольной беседы, фронтального опроса, рассказа ученика (ученики побуждаются к продумыванию предстоящих действий в паузах между физическими упражнениями на основе анализа предыдущих, на основе наблюдений за действиями товарищей, при подведении итогов урока на основе анализа учителя и самооценки учащимися результативности выполненных на уроке видов деятельности).
¾ тестовый контроль (сдача контрольных, тестовых упражнений).
¾ методы самоконтроля используются учеником для прослеживания результативности личных занятий физическими упражнениями.
Таким образом, дети с различными нарушениями зрения нуждаются в профилактической и коррекционной работе, направленной на нормализацию двигательных функций. Эта работа должна предусматривать комплексный характер, оказывать положительное влияние на все ослабленные функции ребенка, обеспечивая наилучшие условия его жизнедеятельности и развития.
Список использованной литературы
1. Солнцева Л.И. Психология детей с нарушениями зрения / Л.И. Солнцева. – М.: Наука, 2006.
2. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. – c. 336.
3. Дети с ограниченными возможностями: проблемы инновационных тенденций обучения и воспитания /Сост. Л.В. Калинникова, Н.Д. Соколова. — М.: ИНФРА-М, 2005.
4. Дружинина Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения / Дружинина Л.А. – М.: Сфера, 2006.
5. Кончиц Н.С., Васильева Т.Н. Социально-биологические аспекты оздоровительной и адаптивной физической культуры / Кончиц Н.С., Васильева Т.Н. – Новосибирск: НИПКиПРО, 2007. – 124 с.
6. Азарян Р.Н. Физическое воспитание слепых и слабовидящих школьников в режиме дня / Р.Н. – М.: Сфера, 2007.
7. Сермеев Б.В. Физическое воспитание слабовидящих детей / Б.В. Сермеев. — М.: Наука, 2003.
8. Демирчоглян Г.Г., Демирчоглян А.Г. Специальная физическая культура для слабовидящих школьников. - М.: ИНФРА-М, 2000.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
сделать технологические карты по этим предметам
Отчет по практике, Математика, русского ,окружающего ,литературы,изо,технологий
Срок сдачи к 25 дек.
нужны дневники без дат
Отчет по практике, дневник учебной практики и дневник производственной практики, педагогика
Срок сдачи к 23 дек.
1. Главные цели и задачи социально-экономического развития до 2030...
Презентация, региональное управление
Срок сдачи к 22 дек.
Онлайн-помощь по дискретной математике. С-02532
Онлайн-помощь, Дискретная математика
Срок сдачи к 24 дек.
Онлайн-помощь по дискретной математике. С-02533
Онлайн-помощь, Дискретная математика
Срок сдачи к 23 дек.
Написать план воспитателя для детей среднего возраста на январь 2025. Детский сад . Не коррекционный .
Другое, План, педагогика
Срок сдачи к 25 янв.
1. Найти решение задачи графическим методом.
Контрольная, теория оптимизации, физика, механика
Срок сдачи к 22 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!