это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3004887
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение
На современном этапе образования ведущим направлением деятельности является развитие связной речи учащихся с целью повышения их речевой культуры. Период обучения в основной школе является периодом формирования коммуникативных компетенций. Именно в это время ученики 5 - 9 классов осознанно овладевают нормами устного и письменного литературного языка, учатся использовать языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и задачами речи. И такой вид работы как сочинение служит базой для развития устной и письменной речи, в результате чего у учеников основной школы формируется художественный вкус, расширяется кругозор, происходит становление жизненных приоритетов.
В соответствии с ФГОС ООО в ходе работы над сочинением осуществляется: «формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе…» [29, с. 36]. Необходимость освоения предметных результатов нацеливает учителя на формирование у школьников умений создавать разнообразные тексты, и этому способствует использование на уроках русского языка написание сочинения по картине.
Одним из самых ярких видов искусства, эмоционально воздействующим на наше настроение, по праву является живопись. Как всякому общению, общению с искусством надо специально учить. Искусство воспитывает культуру чувств, но только при условии, если будет понятно школьнику и будет отражать его внутреннюю позицию.
Наиболее выразительным и эффективным средством развития эмоциональной сферы ребенка, его духовного мира, нравственных представлений и творческих способностей является искусство. Эмоциональная насыщенность произведений искусства оказывает сильное воздействие на развитие духовного мира учащихся, а если при этом еще создается атмосфера погружения в произведение, то именно такой подход помогает учащимся понять, осознать и развить коммуникативные и предметные компетенции.
Изобразительное искусство оказывает эмоциональное воздействие и формирует у детей образное мышление. Но в погоне за высокими баллами по итогам основного государственного экзамена учителя русского языка отодвигают этот вид речевой деятельности на второй план, забывая, что именно работа с лучшими образцами мировой культуры позволит ученикам развивать свой речевой потенциал. Но в последние годы эта тенденция в практике деятельности учителя изменилась, так как новый подход к процедуре прохождения ОГЭ внес свои коррективы: включение устного собеседования, в процессе которого ученику предстоит выполнить задание по анализу сюжетной фотографии, показало, что подготовка в форме написания сочинения по картине является хорошим методическим аспектом речевой реализации.
Актуальность данной темы связана с тем, что, несмотря на достаточно большой опыт в области написания сочинений по картине, накопленный в методике обучения русскому языку, этот вид сочинений вызывает большие затруднения учащихся. Это обусловлено тем, что для учеников основной школы сочинение по картине – достаточно новый вид работы, так как в начальной школе подобные сочинения используются достаточно редко. При этом развитие речи на уроках русского языка предполагает совершенствование речевой деятельности, а дидактические возможности картин позволяют наиболее ярко пояснить коммуникативную ситуацию и функции средств речевого общения.
Объект исследования: процесс формирования и развития речи учащихся основной школы посредством сочинения по картине.
Предмет исследования: сочинение по картине как вид упражнения, направленного на развития речи в основной школе.
Цель исследования: изучение и анализ процесса написания сочинения по картине как вида упражнения по развитию речи учащихся основной школы.
Задачи исследования:
-выявить основные направления работы по развитию речи учащихся;
-определить особенности сочинения по картине как вида речевого упражнения;
-выявить место сочинения по картине в разных УМК;
-изучить методику работы над сочинением по картине в основной школе, определив структурную особенность построения урока.
Гипотеза исследования: если на уроках русского языка работа по написанию сочинения по картине будет носить системный характер, то речь учащихся станет грамотной, эмоционально окрашенной и образной.
Методологическая основой являются работы М.Р. Львова, В.И. Воробьевой, С.К. Тивиковой, Т.А. Ладыженской и др.
Методы исследования: анализ методической, лингвистической и научной литературы, сравнение, обобщение и анализ.
Практическая значимость состоит в том, что материалы работы могут быть использованы учителями русского языка и литературы в работе по развитию речи учащихся в процессе написания сочинений по картине, а также студентами - практикантами при проведении уроков развития речи.
Поставленный круг задач определяет структуру данной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы развития речи учащихся основной школы
1.1.Основные направления в работе по развитию речи
учащихся 5 - 9 классов
Работа над развитием речи учащихся 5 - 9 классов является одним из ведущих направлений деятельности учителя - словесника. В ФГОС ООО дан портрет выпускника основной школы, который должен уметь обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение, а также «осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах» [26, с. 41].
Развитие речи – это многоаспектный педагогический процесс, позволяющий эффективно строить образовательные отношения. Само слово «речь» является полисемантичным и по - разному трактуется учеными. Например, Л.Л. Касаткин дает следующее определение: «речь – это деятельность людей, использующих средства языка для общения, для передачи определенной информации, для побуждения к действию и т.п.». Автор отмечает то, что по речи судят о степени владения языком, а также об интеллектуальном развитии человека, ведь речь неотделима от мысли, она есть процесс превращения мысли в слово, материализация мысли [15, с. 345].
Н.А. Измайлова в своей работе пишет, что «речь – это вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка. Под развитием речи подразумеваются: обогащение словарного запаса, развитие связной речи, обучение построению различных типов текста, как устных, так и письменных – описания, повествования, рассуждения» [13, с. 164].
Л.В. Ткаченко отмечает что, «речь является одной из центральных психических функций, имеет решающее влияние на формирование личности, мышления. Именно поэтому основная задача школьного курса родного языка – развитие речи учащихся, которое следует неразрывно связывать с развитием мышления, потому что речь без мышления – это праздное говорение, а мышление без речи – нереальное. Уровень развития, как мышления, так и речи
ребенка прямо пропорционально зависит от его словарного запаса. Чем богаче словарь, тем проницательнее ребенок видит мир, тоньше вычленяет явления, точнее воспринимает услышанное и прочитанное, четко формулирует и выражает свои мысли» [9, с.2].
М.Р. Львов под речью подразумевает «один из видов общения, которое необходимо людям в их совместной деятельности, в социальной жизни, в обмене информацией, в познании, образовании, она обогащает человека духовно, служит предметом искусства» с одной стороны, а с другой «общение при помощи языка – знаковой системы, веками отшлифованной и способной передавать любые оттенки сложнейшей мысли» [14, с.357].
Развитие (устной и письменной) речи проявляется в овладении школьниками различными стилистическими разновидностями речи, различными типами и формами высказываний, а также коммуникативными умениями [12, с. 28].
Ю.Г. Подборский говорит о том, что «важной составляющей речевого развития школьников является работа, направленная на обогащение словаря, формирование умений грамматически правильно и лексически оправданно применять в собственной речи слова разных лексико - грамматических разрядов для построения связных высказываний типа описаний, рассуждений. Речевое развитие является одной из важнейших составляющих формирования детской личности вообще и готовности к школьному обучению в частности» [32, с. 2].
Речь является широкой сферой деятельности человека. О.С. Клокова выделяет четыре уровня работы по развитию речевой деятельности учащихся:
-произносительный уровень. Указанный уровень включает в себя работу над техникой речи, усвоение орфоэпических норм русского литературного языка, совершенствование интонационных умений учащихся;
-лексический уровень или словарная работа. Готовность словаря к речевой деятельности, то есть быстрого и точного выбора слов, включения их в предложения и текст в прямом и переносном значении;
-грамматический уровень. На этом уровне проводится работа со словосочетаниями и предложениями. Выделяются следующие виды речевых упражнений со словосочетаниями (по М.Т. Баранову):
– установление связей внутри словосочетания, фиксация этих связей на письме; –толкование значений словосочетаний вне предложения и в нём;
–систематическое изображение связей между словами в словосочетании, то есть моделирование;
–составление словосочетаний разнообразных типов и тематики, выбор подчинённых слов по ассоциации;
–выделение устойчивых сочетаний, толкование их значений, употребление в речи;
–исправление речевых ошибок;
–редактирование текста.
Виды упражнений с предложениями подразделяются М.Т. Барановым на аналитические (разбор предложений) и систематические (построение, конструирование предложений). На этом уровне эффективно используются творческие упражнения, имеющие целью свободное составление предложений. С этой целью использование сочинения по картине как одной из форм творческого самовыражения помогает развивать устный и письменный речевой потенциал [16, с. 181].
Обучение сочинению – это актуальный вопрос методики преподавания русского языка. Посредством работы над сочинением учителю легче окунуться во внутренний мир ребенка, познать его. Вопрос обучения сочинению затрагивает философскую тему воспитания социально активной и социально ответственной личности. Сочинение – это первые попытки ребенка выразить окружающий его мир во внутреннем отображении, высказывать личное отношение к каким - то проблемам. Сочинение заставляет ученика упорядочить свои мысли в соответствии с требованиями времени, учит красиво высказываться, кроме этого обогащает язык и учит грамотности [18, с.29].
Речь развивается в непосредственной связи с накоплением словарного запаса, овладением структурными типами словосочетаний и предложений. Эти единицы служат одновременно материалом и продуктом связной речи [11, с. 23].
З.М. Юсупова пишет, что развивать «речь детей – значит систематически работать над ее содержанием, последовательно учить детей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над грамотным оформлением мыслей» [28, с.71]. Выделяя такое направление развития речи, как словарная работа автор отмечает, что «словарная работа на уроках русского языка, работа по развитию речи в целом должна занимать ведущее место. Так как владение речью без определенного и достаточного количества слов невозможно, то основной задачей словарной работы является формирование лексического запаса учащихся и одновременно на базе накопленных слов расширение и уточнение значений уже известных» [28, с. 281].
Процесс обучения связной речи органически включается в систему обучения русскому языку и тесно связан со всеми её подсистемами [7, с.82].
Таким образом, можно утверждать, что сочинение по картине относится к творческим упражнениям на воображение, которые способствуют дальнейшему обогащению словарного запаса, развитию выразительной связной устной и орфографически - грамотной письменной речи.
1.2. Сочинение по картине как возможность
совершенствования речи учащихся
В современной методической литературе указывается, что одним из самых эффективных упражнений по работе над развитием речи, считается сочинение. В толковом словаре Д.Н. Ушакова дается следующее определение этого понятия «сочинение – один из видов обучения письменной речи, школьное упражнение в правильном изложении мыслей на заданную тему» [17, с.15].
Г.А. Бакулина считает, что «сочинение – это самостоятельная письменная работа, предусматривающая сообщение школьником собственных мыслей, суждений, переживаний. Она направлена на совершенствование монологической речи учащихся, на обогащение опыта их речевой деятельности» [4, с.45]. Автор выделяет ряд умений, которые формируются у школьников при написании сочинений. «К ним относятся:
-умения, связанные с пониманием темы, её границами, раскрытием темы;
-умения, связанные с накоплением материала для письменного высказывания, его отбором, систематизацией;
-умения, связанные с составлением плана и письмом по плану;
-умения, связанные с языковой подготовкой текста;
-умение выражать в сочинениях свою позицию, передать идею;
-умение создавать текст и записывать его;
-умение совершенствовать написанное, находить и исправлять ошибки и недочёты» [4, с.46].
М.Р. Львов отмечает, что «сочинение – это одно из учебных упражнений, некий продукт накопленных знаний и умений, а одновременно и небольшой шажок к новым умениям в передаче своих мыслей, знаний, чувств, намерений» [15, с.403]. Сочинение придает смысл урокам русского языка, так как в нем используются речевые умения. Сочинение развивает интеллект, эмоции, приучает юных авторов осмысливать и оценивать пережитое, развивает наблюдательность и формирует эмпатию. Учит находить связи явлений, сопоставлять и сравнивать. Только при написании сочинений, письмо осознается как средство правильного оформления своих мыслей, а не только орфографическое упражнение. М.Р. Львов предлагает следующую «типологию сочинений по картине:
-описание картины – его особенности;
-сюжетный рассказ по картине на основе воображения школьников;
-сочинение о художнике и истории создания картины, анализ самой картины дается в расширенном контексте;
-сочинение по портрету: раскрытие характера героя, изображенного на картине, и мастерства художника, сумевшего воплотить на холсте этот характер» [16, с.416].
При написании сочинений на основе художественного полотна ученики учатся осмысливать, понимать, выражать свое мнение в жизненных ситуациях, это способствует развитию наблюдательности, умению анализировать, четко и ясно излагать свои мысли.
Многие современные исследователи, методисты, говорят о значительном влиянии сочинения на развитие связной речи школьников, среди них: Е.В. Кочетова, К.В. Березина, О. А. Кобялковская, П.С. Колесова и др.
Е.В. Кочетова и К.В. Березина указывают на то, что именно при включении в дидактическую систему данной формы речевой деятельности учащиеся 5 - 9 классов начинают овладевать нормами устного и письменного литературного языка, учатся использовать языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и задачами речи. Сочинение в школьном обучении занимает особое место, так как при работе над ним максимально осуществляется речевое развитие. Работа над написанием сочинений предполагает достаточную степень развития не только речевых, но и личностных качеств, таких как самостоятельность, активность, увлеченность, способности выражать собственное мнение и оценку описываемых событий. Немаловажными умениями при написании текстов являются: подбор точных слов из синонимического ряда, оборотов речи, конструирование предложений, обдумывание композиции рассказа, а также проверка орфографии [20, с.53].
О.А. Кобялковская так же пишет о том, что сочинения вызывают умственную активность учащихся. Они учат отбирать нужный материал, систематизировать его, располагать мысли в определённой последовательности, облекать их в нужную форму. Работа над сочинением способствует развитию творческого мышления и совершенствованию связной речи учащихся. А это одна из главных задач обучения и воспитания в школе [17, с.91].
«Сочинение – творческая работа, оно требует наивысшей самостоятельности школьника, активности, увлеченности, внесения чего - то своего, личного в текст» – пишет П.С. Колесова [18, с.193]. Отмечая так же, что сочинение является эффективным средством формирования коммуникативных навыков школьников.
Работа по картине оказывает образовательно - воспитательное влияние, а именно обогащается лексический запас учеников, развиваются коммуникативные умения, совершенствует навыки письменной речи. В то же время учащиеся приобщаются к прекрасному, учатся видеть, понимать, ценить искусство, расширяет кругозор и формирует художественный вкус учащихся. Еще К.Д. Ушинский, говоря о большом значении картин в развитии речи учащихся, писал: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс свободно заговорит, а главное заговорит непринужденно» [16, с.2].
М.М. Жукович, О.О. Харченко отмечают, что «сочинение по картине – один из самых сложных жанров школьного сочинения. Главная трудность при его создании состоит в том, что в качестве продукта речемыслительной деятельности школьника выступает не просто текст, а текст как результат эстетического освоения действительности» [10, с.121]. Решение данной трудности, по словам авторов, может быть преодолено, если у ребенка развитое
эстетическое восприятие, к тому же он владеет обширным словарным запасом и арсеналом языковых средств.
О.Б. Гришина пишет о том, что «среди видов сочинений по источникам получения материала самым распространённым и давно применяемым является сочинение по картине. Эти сочинения имеют свою специфику, так как, помимо умения наблюдать, излагать материал в строгой логической последовательности и, необходимо овладеть навыком «чтения» картины, умением увидеть и оценить значение деталей, красок в произведении живописи для передачи его идейного содержания. Показывая жизнь в образах, художник – живописец, в отличие от художника слова, пользуется рисунком и цветом. Понять картину, а тем более написать сочинение по картине невозможно без умения устанавливать взаимосвязь между частями картины в целом, без понимания единства всех компонентов произведения живописи. Установление связей между компонентами картины требует от пишущего не только логического анализа и синтеза, но и творческого воображения» [9, с.17]. Так же автор указывает на то, что уже на этапе беседы по картине происходит развитие речи и называет это уже упражнением, так как предполагается диалог между учителем и учащимися по вопросам, заранее составленным учителем и направленным на восприятие и понимание картины, на осознание особенностей творчества художника, специфики изобразительного искусства. Вопросы составляются учителем таким образом, чтобы побудить эмоции детей, поддержать их внимание и интерес к изобразительному искусству, активизировать умственную работу, что является одним из важнейших условий речевого развития школьников. «Написание сочинения – это сложный процесс, как для ребёнка, так и для взрослого человека, поэтому для полноценного развития речи учащихся недостаточно только одного урока, речь нужно развивать как на уроках русского языка, так и на уроках чтения и других предметах. Сочинения по картине состоит в том, что оно выполняется не на основе впечатлений от живой действительности, а на основе восприятия и осмысления произведения искусства. Внимательное рассмотрение картин, беседа по их содержанию, анализ изобразительных средств учат школьников уже с первых шагов в искусстве глубоко воспринимать его произведения. Картина воздействует на чувства ребёнка, помогает глубже осознать те явления, которые уже знакомы школьнику. В связи с этим развитие речи школьников – одна из главных задач, стоящих перед учителем» [9, с.18].
П.С. Колесова отмечает, что использование наглядного материала на уроках развития речи способствует формированию «осмысленных» умений, так же расширяет запас наглядных представлений и языковых средств, имеющих огромное значение для совершенствования речевых механизмов. Исходя из слов автора, можно сказать, что написание сочинений по картине, будет способствовать тому же [18, с.27].
В.И. Воробьева и С.К. Тивикова говорят о том, что использование картин на уроках развития речи, может быть использовано при создании текстов -рассуждений. «Картина может быть использована как предмет для дискуссии или для того, чтобы поставить перед учащимися вопрос, требующий рассуждения» [6, с.110].
В своей работе Т.А. Налимова, придает большое значение картине, на уроках развития речи. «Картина на таком уроке выступает как предмет речи, как зрительно - смысловая опора для создания учащимися речевых произведений». Автор выделяет следующие этапы подготовки к сочинению по картине:
-подготовка учащихся к восприятию картины (вступительное слово учителя);
-рассматривание картины;
-анализ картины как произведения искусства (беседа по картине);
-словарно стилистическая и орфографическая работа;
-чтение и анализ искусствоведческого текста;
-составление схемы или плана речевого высказывания;
-устное или письменное сочинение;
-анализ работ учащихся.
Уроки с написанием сочинений по картине предполагают эстетически грамотный анализ картины, внимание к специфическим средствам живописи (цвет, колорит, композиция, светотень и т.п.), закрепляют основы зрительской культуры, умения чувствовать красоту живописного полотна [30, с.17].
Используя картину на уроках развития речи, учитель должен, прежде всего, научить учащихся «читать» ее. «Прочесть» картину, значит понять творческий замысел художника, чутко воспринять язык живописи как искусства «зримых образов», «говорящих» красок, света и тени и, поняв все это, раскрыть содержание и идейный смысл картины.
В связи с этим большое значение имеет отбор картин. Начинать работу целесообразно с жанровых картин, интересных по тематике, близких и доступных детям, несложных в композиционных отношениях. Картина, понятная детям, соответствующая их жизненному опыту, поможет раскрыть их эмоциональное состояние и лексический потенциал.
Система вопросов, которые намечает затем учитель, обеспечивает последовательность в раскрытии содержания картины, глубину анализа, внимание к главному, основному, помогающему понять замысел художника. Формулируя вопросы, необходимо предусмотреть и необходимость направлять учащихся в процессе беседы на целесообразное использование тех или иных лексических и грамматических средств для раскрытия темы данной картины; учитывает возможные трудности употребления в речи отдельных слов и выражений, построения предложений и намечает пути их преодоления.
Таким образом, сочинение по картине является сложным видом работы, так как требует большей самостоятельности и творческого потенциала, в тоже время – это значимый вид речевых упражнений. Являясь многофункциональным, оно позволяет повысить уровень эстетического восприятия и обеспечивает функциональный рост речевых умений учащихся, поэтому сочинение по картине занимает значительное место среди речевых упражнений.
Глава 2. Методическая работа над сочинением по картинам в основной школе
2.1. Анализ современных образовательных программ в аспекте исследования
Современные требования к обучению в общеобразовательных организациях установлены стандартами ФГОС, согласно которым модульная учебная программа является основным средством формирования ключевых коммуникативных компетенций учащихся на уроках русского языка. В современном обществе происходят социально - экономические изменения, которые служат предпосылкой к модернизации образовательной сферы. Многие исследователи, например, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, О.Е. Лебедев, Э.Эю Сыманюк, А.В. Хуторской, отмечают, что результатом образования является подготовленность выпускников школы к самостоятельному решению проблем в сферах жизнедеятельности. Достижение этого результата возможно с помощью овладения ключевыми коммуникативными компетенциями. Остро стоит проблема использования инновационных методов и приемов обучения, которые недостаточно исследованы и применяются педагогами в неполной мере. Модульная технология обучения позволяет достичь всех целей, которые ставит перед педагогами школ стандарт ФГОС [25, с.37].
Русский язык – важнейший учебный предмет, являющийся не только объектом изучения, но и средством общения, обучения по всем учебным предметам. Это отражено и в Государственном стандарте по русскому языку и литературе, в котором определены следующие основные задачи школьного курса русского языка: формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенции [13, с. 45].
Именно на развитие культуроведческой компетенции направлена работа по написанию сочинения по картине. В настоящее время жанровая тематика репродукций для уроков развития речи разнообразна. Вариативность картин позволяет активизировать мышление учащихся и дает возможность расширить их информационное поле, что помогает формировать определённые коммуникативные умения: умение увидеть тему, уяснить основную мысль произведения, соотнести название репродукций с её содержанием.
Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой дает возможность учащимся 5 - 9 классов планомерно развивать речевые компетенции посредством упражнений по описанию картин. Программа построена так, что с регулярностью 1 раз в четверть учащимся предлагается работа по жанровой картине, которая направлена на обогащение активного словаря, формирование эстетической эмпатии, развитие грамотной письменной речи.
Цикл упражнений в учебниках данной линии знакомят учеников с картинами Ф. Решетникова, А. Пластова и других известных художников. Каждое упражнение – это образовательный мини - проект, позволяющий проникнуть в мастерскую художника, открыть для себя тайны картины и понять ее художественный замысел. Вопросы и задания составлены таким образом, что позволяют работать над созданием устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материала, поиск, анализ и преобразование информации, извлечённой из различных источников – основные виды деятельности на уроке.
В учебнике под редакцией Н.М. Шанского представлены еще три картины. Это Т.Н. Яблонская «Утро», Н.П. Крымов «Зимний вечер», Е.В.Сыромятникова «Первые зрители». Сами картины плюс их фрагменты позволяют детально рассмотреть составляющие, значимые части. В упражнениях к картинам даны наводящие вопросы, либо словосочетания, которые помогут ребятам в написании сочинений. Так же в рамках дополнительно даны слова (существительные, прилагательные и глаголы), которые необходимо использовать в работах.
Для анализа обратимся еще к одному учебнику под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта. Для работы даны картины, фотографии и рисунки. В общей сложности их порядка двадцати. Четыре натюрморта: А.М. Герасимова «Дары осени», К.С. Петрова – Водкина «Утренний натюрморт», А.Я. Головина «Цветы в вазе», В.Н. Гаврилова «Последние васильки». Четыре пейзажа: С.Ю. Жуковского «Осень. Веранда», А.А. Пластова «Сенокос», К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень», Н.Н. Дубовского «Море». Портрет живописца И.Н. Крамского,
«Портрет сказателя былин». Картина бытового жанра З.Е. Серебряковой «За завтраком».
Все задания, предложенные авторами учебника, вводят зрителей в ситуацию, которая запечатлена на картине, заставляют поразмышлять. Можно предложить несколько возможных вариантов ответа, и каждое стимулирует работу воображения, вызывает новые предположения, готовит к составлению рассказа, помогает домыслить изображённое художником. Круг ситуативных заданий по картине можно расширить, предложив детям подготовить отзыв, пояснить своё отношение к картине, описать её в письме к другу, родственнику, не видевшему эту репродукцию, причём описать так ярко, чтобы можно было зрительно представить живописный образ, чтоб возникло желание познакомиться с этим полотном.
Таким образом, можно сделать вывод, что в каждом УМК представлен этот вид творческой работы, но как утверждают учителя - практики, для полноценной отработки навыка формирования грамотной устной и письменной речи отведенного количества уроков недостаточно.
2.2. Содержание и структура уроков русского языка с использованием картины
Уроки русского языка с использованием картины имеют ряд методических особенностей. Такие уроки предполагают грамотный анализ картины, с опорой на знания живописи и внимание к ее специфическим средствам (цвет, колорит, композиция, светотень, план изображения), закрепляют основные умения видеть и чувствовать красоту живописного полотна. На таких уроках сочетаются все виды речевой деятельности учащихся: аудирование, говорение, чтение, письмо при одновременном рассматривании репродукции картины.
Уроки написания сочинения по картине нацелены на формирование коммуникативных умений, связанных с анализом картины (умение раскрывать тему и основную мысль, собирать и систематизировать материал) и совершенствование знаний о тексте на материале искусствоведческого текста.
Уроки по картине имеют свою специфическую структуру:
-подготовка учащихся к восприятию картины (вступительное слово учителя);
-рассматривание картины;
-анализ картины как произведения искусства (беседа по картине);
-словарно - стилистическая и орфографическая работа;
-чтение искусствоведческого текста;
-анализ искусствоведческого текста;
-составление схемы или плана речевого произведения;
-устное или письменное сочинение;
-анализ письменных работ учащихся.
Приступая к работе по картине, учитель, совместно с учащимися, определяет тему урока и на этапе целеполагания обозначает, чему должны научиться ученики в процессе работы, какими речевыми навыками и умениями должны овладеть, устанавливает связь с уроками изобразительного искусства, акцентирует внимание на конечном продукте творческой деятельности по картине (написание сочинения). Такая установка активизирует мышление учащихся, сосредоточивает их внимание.
Важным этапом урока сочинения по картине является вступительное слово учителя, в котором он эмоционально рассказывает о художнике и его произведении, истории создания картины, подготавливает учеников к восприятию произведения искусства. В рассказ о полотне и мастере необходимо включать элементы художественных произведений (стихов, воспоминаний современников, образцы эпистолярного жанра), музыкальное сопровождение. То есть все, что может экспрессивно разбудить душу подростка.
Дальнейший анализ картины проводится в процессе выполнения коммуникативных вопросно - ответных упражнений или в ходе интерактивной беседы. Беседуя по картине - пейзажу, учитель может задать такие вопросы аналитико - синтетического характера: «Какой цвет является основным в картине?», «Почему?», «С помощью каких красок художник создает впечатление летнего солнечного дня?» (например, по картине А. А. Пластова «Летом»). «Чтобы создать у нас радостное настроение, какие краски использует художник?», «Какими изобразил художник деревья?», «Какого цвета снег на картине?», «Почему?» (И. Грабарь «Мартовский снег»).
Восприятие и глубина понимания картины зависит не только от характера поставленных вопросов, но и от их последовательности. С постановки каких вопросов начать беседу? Это не праздный вопрос, учитывая эмоциональную сторону воздействия живописи. Нельзя не разделять мнение искусствоведа Е. Ковтун о том, что «в восприятии и анализе произведений живописи нужно идти не от сюжета, а от первого эмоционального толчка, вызванного зрительным впечатлением» [8, с.13]. Следуя этому посылу, изначально должны звучать вопросы, выявляющие эмоциональное отношение учащихся к картине, их первое наиболее яркое впечатление: «Какое настроение вызывает картина?», «Какое впечатление производит на вас картина?», «Нравится ли вам эта картина?».
Затем выделяется группа вопросов, связанная с определением сюжета картины и способами его выражения. В ходе поэтапного структурного анализа определяется тема и основная мысль картины.
В начале беседы целесообразны вопросы - подсказки, помогающие употребить слова, использованные в формулировке вопроса. Так, добиваясь целостного восприятия картины в единстве содержания и средств выражения, учитель ставит вопросы: «Кто главный герой картины?», «Почему художник изобразил ученика на переднем плане?», «Как художник показал, что ученик — главный герой картины?» (Ф. П. Решетников «Опять двойка»); «Какой момент ранней весны в России запечатлел художник?», «Почему картина названа «Грачи прилетели?» (А. К. Саврасов «Грачи прилетели»).
Развитию наблюдательности учащихся способствуют как общие, так и детализирующие вопросы. Однако детализирующие вопросы помогают более внимательно и всесторонне рассмотреть объекты, изображенные на картине, заметить характерные детали, важные для раскрытия замысла художника. Так, при рассматривании картины Ф. П. Решетникова «Опять двойка» важно обратить внимание учащихся на такую «говорящую» деталь, как портфель: «Почему художник так четко на переднем плане изобразил портфель мальчика?», «Каким художник изобразил портфель мальчика?», «О чем говорит «бывалый» портфель?», «Что вы видите в портфеле?». При работе с картиной К. Н. Успенской - Кологривовой «Не взяли на рыбалку» следует привлечь внимание учащихся к рыболовным принадлежностям: «По каким деталям картины можно догадаться, что мальчик готовился к рыбалке?», «Как художница показала, что отец и старший брат собрались на рыбалку?».
Формированию собственного суждения и эстетического переживания у учащихся помогают вопросы на выявление авторской позиции художника и своего личного отношения, которые целесообразно задать в конце беседы по анализу картины: «Что чувствуете вы и о чем думаете, когда смотрите на эту картину?», «Что дорого художнику в природе в этот зимний день?» (И. И. Шишкин «Зима», И. Э. Грабарь «Февральская лазурь», К. Ф. Юон «Конец зимы. Полдень»); «Что и почему понравилось в картине?», «Как художник относится к изображенным людям?», «Какими средствами художник передал свое отношение к изображенному?» (А. А. Пластов «Летом», «Первый снег»).
Вопросы необходимо строить в зависимости от уровня искусствоведческих знаний учащихся, от содержания и жанра картины, от целей и задач урока, в зависимости от того, используется ли текст к картине, и конечно, следует учитывать интересы и настроение в классе, также важно убедиться, что вопрос понятен учащимся. Задавая вопрос, учитель опирается не только на картину, но и на свой предшествующий рассказ о художнике и картине (вступительное слово), вопросы ставятся с учетом рассмотрения в первую очередь ближайших объектов (передний план), а затем отдаленных (задний план).
В процессе беседы по картине обогащается словарный запас учащихся, поскольку осмысление содержания картины сочетается с подбором необходимой лексики для выражения своих мыслей и чувс
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!