это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3072217
Ознакомительный фрагмент работы:
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………. 77
ГЛАВА 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «КОЖА» В РАЗДЕЛЕ «ЧЕЛОВЕК» ШКОЛЬНОГО КУРСА БИОЛОГИИ…………………………………………………………… 9
1.1.Общая характеристика особенностей преподавания раздела «Человек» курса биологии в общеобразовательной школе…………9 1.2. Специфика изучения содержания темы «Кожа» в разделе «Человек»……………………………………………………………….11 ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «КОЖА» В РАЗДЕЛЕ «ЧЕЛОВЕК» ШКОЛЬНОГО КУРСА БИОЛОГИИ……………………………………………………………..15
2.1. Из опыта работы учителей биологии по изучению темы «Кожа» в разделе «Человек»……………………………………………………15
2.2. Разработки уроков и внеклассных мероприятий при изучении темы «Кожа» в школьном курсе биологии…………………………21 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….54
ВВЕДЕНИЕ
В Уставе Всемирной организации здравоохранения записано «Здоровье – это состояние полного физического и социального благополучия, а не отсутствие болезней или физических дефектов». Современные условия жизни, стремительные темпы развития науки и техники, быстрый рост объема информации предъявляют высокие требования к организму человека и диктуют необходимость усиления гигиенического обучения и воспитания, направленных на утверждение здорового образа жизни, который является залогом сохранения здоровья населения и его высокой работоспособности. По данным исследователей здоровье населения более чем на 50% зависят от образа жизни, на 15-20% − от состояния окружающей среды и на столько же – от наследственности человека и системы здравоохранения. В связи с этим возрастает роль школы не только в укреплении здоровья учащихся, но и в пропаганде здорового образа жизни, формировании убежденности в его необходимости. В ходе формирования этого понятия у школьников должно сложиться мнение, что здоровый образ жизни включает в себя не только занятие физкультурой и спортом, здоровое питание, отказ от алкоголя, никотина, наркотиков, но и творческую активность, полноценную семейную жизнь, высоконравственное отношение к окружающим людям, обществу, природе.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс на уроках биологии в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: методика изучения темы «Кожа» в разделе «Человек» школьного курса биологии.
Цель исследования: выявление методики изучения темы «Кожа» в разделе «Человек» школьного курса биологии.
Задачи исследования:
Составить общую характеристика особенностей преподавания раздела «Человек» курса биологии в общеобразовательной школе.
2. Выявить специфику изучения содержания темы «Кожа» в разделе «Человек».
3.Представить опыт работы учителей биологии по изучению темы «Кожа» в разделе «Человек».
Разработать и представить методические материалы уроков и внеклассных мероприятий при изучении темы «Кожа» в школьном курсе биологии.
Методы исследования: анализ (литературных источников), обобщение (знаний, умений и навыков), сравнение (различных литературных источников, взглядов и трактовок авторов учебной литературы и ученых), систематизация (ранее полученных знаний), наблюдение (степени усвоения материала и т.д.).
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, четырех пунктов, заключения, списка использованных источников, включающего пятнадцать наименований, приложения.
ГЛАВА 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «КОЖА» В РАЗДЕЛЕ «ЧЕЛОВЕК» ШКОЛЬНОГО КУРСА БИОЛОГИИ
1.1.Общая характеристика особенностей преподавания раздела «Человек» курса биологии в общеобразовательной школе
Тема «Кожа» в школьной программе биологии имеет большое значение для образовательного процесса, объясняя важность кожи человека. Покровный орган (кожа) осуществляет роль внешнего барьера в процессе обмена веществ человеческого организма с окружающим миром [4, с. 14].
Текущий раздел осваивается в 8-ом классе так, как у учащихся общебиологическое понятие «эволюционное развитие организмов» уже сформировано. В 6-ом классе ученики изучали раздел «Бактерии. Грибы. Растения», в 7-ом «Животные», ясно, что, в свете эволюционного развития, далее должен быть раздел «Человек», который завершает формирование понимания разнообразия живых организмов. К тому же, учащиеся уже знают некоторые особенности физиологии разных организмов, начиная с бактерий и растений и заканчивая высшими представителями животных − отрядом «Приматы», а это будет хорошей базой для более обширного изучения физиологии человека. Разделом «Человек» мы доводим понятие эволюции от низших форм жизни к высшим до его логического завершения.
С помощью первой темы раздела «Происхождение человека» устанавливается плавный переход, связанный и с разделом «Животные», и с разделом «Человек». Принцип построения раздела. В учебнике Д.В. Колесова (https://znayka.cc/uchebniki/8-klass/biologiya-chelovek-8-klass-kolesov-d-v-mash-r-d-belyaev-i-n/), программы В.В. Пасечника (https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2018/11/04/uchebnye-programmy-po-biologii-5-11-klass-po-linii-v-v), использованы такие понятия , как взаимосвязь теории с практикой (например, лабораторная работа «Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение), принципы научности, историзма (И.И.Мечников обнаружил фагоцитоз, 1882; Луи Пастер объяснил, что возбудителями инфекционных заболеваний являются микроорганизмы, 1864, предложил делать прививки, 1881; И.М. Сеченов, экспериментальное доказательство центрального торможения, 1862; И.П. Павлов, понятие об условных рефлексах, и подробное описание механизмов пищеварения, 1903), наглядности (фотографии, схемы механизмов процессов, схемы строения органов и их систем, портреты учёных) и эволюционный подход (посредством темы «Происхождение человека» переход от животных к более высокоорганизованному организму − человеку). Рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объёме двух часов в неделю и 68 ч в год, предусмотрено 10 лабораторных работ и множество демонстраций (https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2020/01/05/rabochaya-programma-po-biologii-8-klass-fgos).
Перечень тем раздела описывает собой следующий порядок (таблица 1).
Таблица 1
Перечень тем раздела «Человек» в школьном курсе биологии
№
п/п Тема раздела «Человек» Продолжительность, час
1 Введение 1
2 Происхождение человека 3
3 Строение и функции организма 58
4 Общий обзор организма 1
5 Клеточное строение тканей 3
6 Рефлекторная регуляция организма
и систем органов 3
7 Внутренняя среда организма 3
8 Кровь и лимфатическая система 6
9 Дыхательная система 4
10 Пищеварение 6
11 Обмен веществ и энергии 3
12 Покровные органы, терморегуляция 3
13 Выделительная система 1
14 Нервная система человека 5
15 Анализаторы 5
16 Высшая нервная деятельность, поведение, психика 5
17 Индивидуальное развитие организма 5
1.2. Сп ец иф ик а из уч ен ия со де рж ан ия те мы «К ож а» в ра зд ел е «Ч ел ов ек»
За да чи ра зд ел а «Ч ел ов ек » в шк ол ьн ом ку рс е би ол ог ии
Об ра зо ва те ль ны е: об ес пе чи ть ус во ен ие уч ащ им ис я зн ан ий по ан ат ом ии, фи зи ол ог ии и ги ги ен е че ло ве ка в со от ве тс тв ии со ст ан да рт ам и би ол ог ич ес ко го об ра зо ва ни я; пр од ол жи ть ра зв ит ие по ня ти я «Э во лю ци я»; по ка за ть во зм ож но ст ь пр им ен ен ия по лу че нн ых те ор ет ич ес ки х зн ан ий в ре ал ьн ой жи зн и (вл ия ни е ги по ди на ми и и ка к пр от ив ос то ят ь эт ом у пр оц ес су).
Ра зв ив аю щи е: со зд ат ь ус ло ви я дл я ра зв ит ия у шк ол ьн ик ов ин те лл ек ту ал ьн ой, эм оц ио на ль но й, мо ти ва ци он но й и во ле во й сф ер (ме то ди ка ра зв ит ия кр ит ич ес ко го мы шл ен ия, эв ри ст ич ес ки й по дх од, мо ду ль ны е ур ок и); ос об ое вн им ан ие об ра ти ть на ра зв ит ие мо то рн ой па мя ти, мы шл ен ия (ум ен ия ус та на вл ив ат ь пр ич ин но-сл ед ст ве нн ые св яз и, вы дв иг ат ь ги по те зы и де ла ть вы во ды − те хн ол ог ии ра зв ит ия кр ит ич ес ко го мы шл ен ия), ра зв ив ат ь ст ре мл ен ие до ст иг ат ь по ст ав ле нн ую це ль че ре з уч еб ны й ма те ри ал ур ок ов (мо ду ль ны е ур ок и); фо рм ир ов ан ие у шк ол ьн ик ов пр ед ме тн ых ум ен ий: ум ен ия пр ов од ит ь би ол ог ич ес ки е эк сп ер им ен ты и ве ст и на бл юд ен ия, по мо га ющ ие оц ен ит ь ст еп ен ь св ое го зд ор ов ья и тр ен ир ов ан но ст и; пр од ол жи ть ра зв ив ат ь у уч ащ их ся ум ен ия; ко нс тр уи ро ва ть пр об ле мн ые во пр ос ы и от ве ча ть на ни х, кр ат ко за пи сы ва ть ос но вн ые мы сл и вы ст уп аю ще го, со ст ав ля ть сх ем ы по ус тн ом у ра сс ка зу.
Во сп ит ат ел ьн ые: фо рм ир ов ан ие у уч ащ их ся на уч но го ми ро во зз ре ни я (вс е пр оц ес сы пр ои сх од ят ес те ст ве нн ым пу тё м и вз аи мо св яз ан ы); фо рм ир ов ан ие у шк ол ьн ик ов ко мм ун ик ат ив но й ко мп ет ен тн ос ти (об ъе ди не ни е уч ащ их ся в гр уп пы дл я ра бо ты); па тр ио ти че ск ое во сп ит ан ие (вк ла д в ми ро ву ю на ук у ру сс ки х уч ён ых И.М. Се че но ва, И.П. Па вл ов а, И.И. Ме чн ик ов а).
Ти пы ур ок ов пр и из уч ен ии те мы «К ож а»: ур ок из уч ен ия но во го ма те ри ал а; ко мб ин ир ов ан ны й ур ок (пр ов ер ка зн ан ий, ум ен ий, на вы ко в; за кр еп ле ни е зн ан ий; из уч ен ие но во го ма те ри ал а); ур ок об об ще ни я и си ст ем ат из ац ии зн ан ий.
Ме жп ре дм ет ны е и вн ут ри пр ед ме тн ые св яз и.
Ме жп ре дм ет ны е св яз и: ге ог ра фи я (пр ар од ин а че ло ве ка, ра сп ре де ле ни е ра с на Зе мл е); ис то ри я (эп ох а во зр ож де ни я, ка к пе ри од ра зв ит ия ес те ст ве нн ых на ук, ра бо ты Ле он ар до да Ви нч и по ан ат ом ии в эт у эп ох у); ли те ра ту ра (тр уд ы ан ти чн ых фи ло со фо в по ан ат ом ии ка к па мя тн ик ли те ра ту ры); ос но вы бе зо па сн ос ти жи зн ед ея те ль но ст и (ок аз ан ие пе рв ой по мо щи пр и от ра вл ен ии уг ар ны м га зо м, сп ас ен ие ут оп аю щи х); фи зи ка (за ко ны оп ти ки пр и ра бо те зр ит ел ьн ых ан ал из ат ор ов); хи ми я (ти пы пи та те ль ны х ве ще ст в); фи зи че ск ая ку ль ту ра (не об хо ди мо ст ь тр ен ир ов ок дл я зд ор ов ья се рд еч но-со су ди ст ой си ст ем ы).
Вн ут ри пр ед ме тн ые св яз и: ст ро ен ие ор га но в и их си ст ем, тк ан и ор га ни зм а, кл ет оч но е ст ро ен ие ор га ни зм а, фу нк ци и ор га но в и их си ст ем, ме ха ни зм ы де йс тв ия и ре гу ля ци и их, ги ги ен а ко жи и пи та ни и, ра зв ит ие за ро ды ша и пл од а, ра зм но же ни е, на сл ед ст ве нн ые и вр ож де нн ые за бо ле ва ния.
Об ще би ол ог ич ес ки е по ня ти я Сп ец иа ль ны е по ня ти я Ча ст ны е по ня тия
фе рм ен ты, ор га но ид ы, хр ом ос ом ы, кр ов ь, ге ны ДН К, РН К, со ед ин ит ел ьн ая тк ан ь, эп ит ел иа ль на я тк ан ь, мы ше чн ая тк ан ь, не рв на я тк ан ь, ли мф оц ит ы, пл ос ки й эп ит ел ий
Ци то ло ги я, Ги ст ол ог ия, Фи зи ол ог ия
кл ет ка, тк ан ь, об ще би ол ог ич ес ко е зн ач ен ие ми то за
Ри с.1. Ос но вн ые гр уп пы по ня ти й ра зд ел а «Ч ел ов ек»
Со де рж ан ие да нн ой те мы об ъя сн яе т ог ро мн ое зн ач ен ие ко жи ка к по кр ов но го ор га на, ос ущ ес тв ля ющ ег о ро ль вн еш не й пр ег ра ды в об ме не ве ще ст в ор га ни зм а с ок ру жа ющ ей ср ед ой.
Ан ал из ир уя со де рж ан ие по ня ти я «к ож а» пр еп од ав ат ел ю сл ед уе т уп ом ин ат ь св ой ст ва ко жи ка к кр уп не йш ег о ор га на на ше го те ла и ег о ос но вн ые фу нк ци и св яз ан ы с ег о ст ро ен ие м. Ос об ен но е зн ач ен ие им ею т ги ги ен ич ес ки е по ня ти я, та ки е ка к, «г иг ие на ко жи, од еж ды и об ув и» и «з ак ал ив ан ие ор га ни зм а».
Из уч ен ие те мы мо же т ре ал из ов ыв ат ьс я на 4–5 ур ок ах. На пе рв ом ур ок е не об хо ди мо ра ск ры ть зн ач ен ие ко жи, ее ст ро ен ие и фу нк ци и. На вт ор ом ре ко ме нд уе тс я из уч ен ие од но й из гл ав ны х фу нк ци й ко жи – по дд ер жа ни е по ст оя нн ой те мп ер ат ур ы те ла. На тр ет ье м – ус во ен ие ма те ри ал а по ги ги ен е ко жи и ее пр ои зв од ны х (во ло с и но гт ей), ги ги ен е од еж ды и об ув и. На че тв ёр то м ур ок е мо жн о из уч ит ь ма те ри ал о за ка ли ва ни и ор га ни зм а. На 5 ур ок е не об хо ди мо ра сс мо тр ет ь за бо ле ва ни я ко жи и ме ры пр оф ил ак ти ки по их пр ед от вр ащ ен ию.
В хо де из уч ен ия ма те ри ал а те мы, на ря ду с об ра зо ва те ль ны ми за да ча ми, до лж ны ре ша ть ся во сп ит ат ел ьн ые и ра зв ив аю щи е за да чи. Эт ом у со де йс тв уе т из уч ен ие со де рж ан ия в ло ги че ск ой по сл ед ов ат ел ьн ос ти, ус та но вк а ме жп ре дм ет ны х св яз ей в це ля х по лу че ни я ед ин ой ка рт ин ы ми ра. Ос во ен ие да нн ой те мы ва жн о дл я ра зв ит ия по ня ти й об об ме не ве ще ст в, го ме ос та зе, не рв но-гу мо ра ль но й ре гу ля ци и, а та кж е дл я пр ио бр ет ен ия ва жн ых ги ги ен ич ес ки х зн ан ий, ум ен ий и на вы ко в. Ну жн о ор га ни зо ва ть и пр ов ес ти на бл юд ен ия уч ащ их ся на д со бс тв ен но й ко же й с це ль ю вы яв ле ни я ха ра кт ер ны х дл я не ё св ой ст в.
В те ме пр од ол жа ет ся ко нк ре ти за ци я по ня ти й о вз аи мо св яз и ст ро ен ия ор га но в и вы по лн яе мы х им и фу нк ций.
Пр и из уч ен ии те мы «К ож а» в ра зд ел е «Ч ел ов ек » ис по ль зу ют ся ра зл ич ны е на гл яд ны е ср ед ст ва, та ки е ка к сх ем ат ич ны е та бл иц ы, ат ла с, ми кр оп ре па ра ты ст ру кт ур ы ко жи, фр аг ме нт ы фи ль мо в/му ль тф ил ьм ов, ко мп ью те рн ые пр ез ен та ци и. Дл я то го чт об ы в хо де де мо нс тр ац ии за ин те ре со ва ть и ув ле чь уч ащ их ся, дл я оп ыт ов и на бл юд ен ий ну жн ы: ми кр ос ко пы, лу пы, эл ек тр оу тю г с те пл ор ег ул ят ор ом и си гн ал ьн ой ла мп оч ко й, ба но чк и дл я во ды. Не от ъе мл ем ая ча ст ь в из уч ен ии да нн ой те мы – эт о уч еб ни ки би ол ог ии, ра бо чи е те тр ад и и до по лн ит ел ьн ая ли те ра ту ра [1, с. 9].
ГЛ АВ А 2. ПР АК ТИ КА ИЗ УЧ ЕН ИЯ ТЕ МЫ «К ОЖ А» В РА ЗД ЕЛ Е «Ч ЕЛ ОВ ЕК » ШК ОЛ ЬН ОГ О КУ РС А БИ ОЛ ОГ ИИ
2.1. Из оп ыт а ра бо ты уч ит ел ей би ол ог ии по из уч ен ию те мы «К ож а» в ра зд ел е «Ч ел ов ек»
Ма те ри ал по да нн ой те ме от кр ыв ае т ог ро мн ое зн ач ен ие ко жи, ка к од но го из са мы х гл ав ны х ор га но в. Ор га н, ре ал из ую щи й ро ль вн еш не го ба рь ер а, ко то ры й за щи ща ет те ло че ло ве ка от ме ха ни че ск их по вр еж де ни й, ин фе кц ий, те мп ер ат ур ны х во зд ей ст ви й.
Из уч ен ие эт ой те мы мо же т ос ущ ес тв ля ть ся на 3–5 ур ок ах. На вв од но м ур ок е ра ск ры ва ет ся зн ач ен ие ко жи, ст ро ен ие и её ос но вн ые фу нк ци и. Да ле е ре ко ме нд уе тс я из уч ен ие од но й из ва жн ей ши х фу нк ци й ко жи –у ра вн ов еш ив ан ие пр оц ес со в об ра зо ва ни я и от да чи те пл а в ор га ни зм е. На сл ед ую ще м ур ок е – ус во ен ие ма те ри ал а по ги ги ен е ко жи и ее пр ои зв од ны х (во ло с и но гт ей), ги ги ен е од еж ды и об ув и. Та к же мо жн о по св ят ит ь ур ок из уч ен ию ма те ри ал а о за ка ли ва ни и ор га ни зм а. А та кж е не об хо ди мо ра сс мо тр ет ь за бо ле ва ни я ко жи и ме ры пр оф ил ак ти ки.
В хо де из уч ен ия да нн ой те мы, на ря ду с об ра зо ва те ль ны ми за да ча ми, ре ша ют ся та ки е за да чи ка к ра зв ит ие и во сп ит ан ие уч ащ их ся. Эт ом у сп ос об ст ву ет из уч ен ие во пр ос ов в ло ги че ск ой по сл ед ов ат ел ьн ос ти, ус та но вл ен ие ме жп ре дм ет ны х св яз ей в це ля х по лу че ни я ед ин ой ка рт ин ы ми ра.
Из на гл яд ны х ср ед ст в пр и из уч ен ии те мы пр им ен яю тс я ми кр оп ре па ра ты ст ру кт ур ы ко жи, уч еб ны е фи ль мы, на ст ен ны е та бл иц ы, ат ла сы. Дл я по ка за оп ыт ов и на бл юд ен ий ис по ль зу ет ся лу па, ми кр ос ко п, эл ек тр оу тю г с те пл ор ег ул ят ор ом и си гн ал ьн ой ла мп оч ко й, ба нк и с во до й ра зн ой те мп ер ат ур ы.
Ис сл ед ов ан ие эт ой те мы ва жн о дл я ра зв ит ия по ня ти й об об ме не ве ще ст в, го ме ос та зе, не рв но-гу мо ра ль но й ре гу ля ци и, а та кж е дл я по лу че ни я ва жн ей ши х ги ги ен ич ес ки х зн ан ий, ум ен ий и на вы ко в. Ну жн о ор га ни зо ва ть и пр ов ес ти на бл юд ен ия уч ащ их ся на д со бс тв ен но й ко же й с це ль ю вы яв ле ни я ее ха ра кт ер ны х св ой ст в.
В те ме пр од ол жа ет ся бо ле е де та ль но е из уч ен ие вз аи мо св яз и ст ро ен ия ор га но в и вы по лн яе мы х им и фу нк ци й.
Пе рв ый эт ап — эт о бе се да о фу нк ци ях и ст ро ен ии ко жи. Уч ащ ие ся до лж ны вс по мн ит ь уж е пр ой де нн ый ма те ри ал о по кр ов ны х тк ан ях, о св ой ст ва х и зн ач ен ии ко жн ых по кр ов ов, от ве ча я на во пр ос ы сл ед ую ще го ха ра кт ер а: На зо ви те фу нк ци и, ко то ры е вы по лн яе т ко жа? Ка ко во её зн ач ен ие? Из ка ки х тк ан ей об ра зо ва на ко жа?
За те м пр ои сх од ит из уч ен ие св яз и ко жн ых фу нк ци й с её ст ру кт ур ой. Пу тё м ра сс уж де ни й об эв ол юц ии ко жи у че ло ве ка и жи во тн ых, мо жн о ра сс мо тр ет ь сл ед ую щи е пр об ле мн ые во пр ос ы: Ка ку ю ро ль вы по лн яе т ко жа ос ущ ес тв ля я св яз ь ор га ни зм а с из ме ня ющ ей ся ок ру жа ющ ей ср ед ой? Ка ка я за ви си мо ст ь ме жд у ст ру кт ур ой и фу нк ци ям и ко жи?
Та ки м об ра зо м мы пр ов од им оз на ко мл ен ие уч ащ их ся с ра зл ич ны ми фу нк ци ям и ко жи: те рм ор ег ул ят ор но й, за щи тн ой, ре це пт ор но й, вы де ли те ль но й и ча ст ич но ды ха те ль но й.
Дл я то го чт о бы из уч ит ь ми кр ос тр ук ту ру ко жи, её кр ов ос на бж ен ие, пр ио бр ес ти по ня ти е о ре це пт ор ах, ра сп ол ож ен ны х в ко же, их ро ли в ре ал из ац ии ед ин ст ва ор га ни зм а с ок ру жа ющ ей ср ед ой, уч ащ ие ся до лж ны от ве ти ть на во пр ос: с ка ки ми ст ру кт ур ны ми об ра зо ва ни ям и св яз ан ы те ил и ин ые фу нк ци и?
Уч ен ик и с по мо щь ю лу пы ил и ми кр ос ко па мо гу т ра сс мо тр ет ь ко жу ру к. Уч ащ ие ся ви дя т, чт о уз ор бл ес ти т. Во зн ик ае т во пр ос- по че му бл ес ти т уз ор на ру ка х?
Уч ит ел ь пр и не об хо ди мо ст и от ве ча ет на во пр ос: Пр ои сх од ит вы де ле ни е се кр ет а из са ль ны х же лё з в во ло ся ну ю су мк у. Се кр ет де ла ет ко жу эл ас ти чн ой по па да я на по ве рх но ст ь и см аз ыв ая её.
На ст ор он е ла до ни ес ть мн ог о по то вы х же лё з, их пр от ок и ви дн ы в ви де ма ло за ме тн ых то че к.
Да ле е уч ащ ие ся ра сс ма тр ив аю т ос об ен но ст и вн ут ре нн ег о ст ро ен ия эп ид ер ми са. Зн ак ом ят ся со сл оя ми ко жи. Пр ис по со бл ен ия к те рм ор ег ул яц ии, ло то вы е же ле зы, кр ов ен ос ны е со су ды, ре це пт ор ы (ос яз ат ел ьн ые, хо ло до вы е и те пл ов ые, бо ле вы е), ме ха ни зм ы во зд ей ст ви я др уг их фа кт ор ов ок ру жа ющ ей ср ед ы.
Оп ыт: На бл юд ен ие за ад ап та ци ей ре це пт ор ов ко жи пр и ра зл ич ны х те мп ер ат ур ны х ре жи ма х.
Ад ап та ци ей на зы ва ют сп ос об но ст ь ор га но в чу вс тв ум ен ьш ат ь св ою во зб уд им ос ть пр и дл ит ел ьн ом вл ия ни и ра зд ра жи те ля. О на ли чи и да нн ой сп ос об но ст и мо жн о уб ед ит ьс я на пр им ер е ощ ущ ен ия те пл а и хо ло да. В ит ог е ад ап та ци и к хо ло ду, ре зч е ощ ущ ае тс я те пл о, и пр от ив оп ол ож но.
Дл я по ка за те мп ер ат ур но й ад ап та ци и в тр и со су да на ли ва ют во ду с те мп ер ат ур ой +10°С, +25°С, +40°С. В пе рв ый со су д по гр уж аю т пр ав ую ру ку, а в тр ет ий – ле ву ю. По сл е эт ог о по гр уж аю т об е ру ки в ср ед ни й со су д с те мп ер ат ур ой 25°С. В пр ав ой ру ке пр и де йс тв ии ср ед не й те мп ер ат ур ы по яв ля ет ся ощ ущ ен ие те пл а, а ле ва я ру ка бу де т ощ ущ ат ь хо ло д. Не об хо ди мо об ъя сн ит ь ре зу ль та ты, сд ел ат ь вы во д.
Ги ги ен а ко жи.
1. Пе да го г пр ос ит уч ен ик ов об ъя сн ит ь сл ед ую щи е ги ги ен ич ес ки е пр ав ил а:
а) ну жн о ко жу со де рж ат ь в чи ст от е;
б) йо до м об ез за ра жи ва ть ко жу не об хо ди мо ок ол о ра ны;
в) с ко жи ну жн о уд ал ят ь из ли шк и по та;
г) бе ль е не об хо ди мо ме ня ть од ин ра з в не де лю, а ес ли ну жн о ча ще – ча ще;
д) по ку па я об ув ь сл ед уе т ак це нт ир ов ат ь вн им ан ие на её со от ве тс тв ие тр еб ов ан ия м ги ги ен ы;
е) дл я во ло с и но гт ей не об хо ди м пр ав ил ьн ый ух од;
ж) сл ед уе т ли мо да ги ги ен ич ес ки м тр еб ов ан ия м?
2. Эк сп ер им ен та ль но до ка за но, чт о на чи ст ой ко же че ло ве ка за 10 ми н. ги бн ет 85% бо ле зн ет во рн ых ба кт ер ий, а на гр яз но й – то ль ко 5%.
Об ъя сн ит е:
а) Ка ко ва пр ич ин а ги бе ли ба кт ер ий?
б) ка ко й ги ги ен ич ес ки й вы во д мы мо же м сд ел ат ь из эт ог о фа кт а?
Об ъя сн ен ие ги ги ен ич ес ки х тр еб ов ан ий
1-а): по лн оц ен но вы по лн ят ь св ои фу нк ци и мо же т то ль ко чи ст ая и зд ор ов ая ко жа. Ве рн ый ух од за ко же й пр ед уп ре жд ае т ее за бо ле ва ни я н ра нн ее ст ар ен ие (ум ен ьш ен ие эл ас ти чн ос ти, об ра зо ва ни е мо рщ ин и ск ла до к, из ме не ни е цв ет а). Ум ыв ат ьс я не об хо ди мо во до й ко мн ат ой те мп ер ат ур ы, по то му чт о го ря ча я во да по ни жа ет эл ас ти чн ос ть, он а де ла ет её др яб ло й, а хо ло дн ая во да на ру ша ет ес те ст ве нн ый от то к вы де ле ни й са ль ны х же ле з, со де йс тв уе т за ку по рк е их вы во дн ых пр от ок ов и на ко же по яв ля ют ся уг ри.
1-б); пр и на ру ше ни и це ло ст но ст и ко жн ых по кр ов ов в ра ну по па да ют ба кт ер ии. Но об ез за ра жи ва ть ра ну йо до м не сл ед уе т, та к ка к жи вы е кл ет ки эп ид ер ми са – ке ра ти но ци ты оч ен ь во сп ри им чи вы к йо ду. По эт ом у ну жн о об ра ба ты ва ть йо до м то ль ко у кр ая ра ны.
1-в): в по др ос тк ов ом и юн ош ес ко м во зр ас те по то от де ле ни е ус ил ив ае тс я. За ча ст ую по т за ка ко е-то вр ем я пр ио бр ет ае т не пр ия тн ый за па х. По эт ом у ну жн о ре гу ля рн о мы ть с мы ло м по дм ыш еч ны е вп ад ин ы, не от од ви га я эт у пр оц ед ур у до ку па ни я 1 ра з в не де лю.
Не ре гу ля рн ое мы ть е но г, не ре гу ля рн ая см ен а чу ло к и но ск ов со де йс тв ую т по те ни ю но г и по яв ле ни ю ре зк ог о не пр ия тн ог о за па ха. Пр и ре гу ля рн ом ув ла жн ен ии и ра зд ра же ни и по то м ра зр ых ля ет ся и мо же т ра зр уш ат ьс я сл ой эп ид ер ми са, по яв ля ют ся по те рт ос ти и тр ещ ин ы, че ре з ко то ры е в де рм у пр он ик аю т ви ру ле нт ны е ми кр оо рг ан из мы.
1-г): На те ль но е бе ль е до лж но об ес пе чи ть ле гк ую см ен у во зд ух а по д од еж до й. Пр им ык аю щи й к те лу во зд ух со де рж ит уг ле ки сл ый га з, ис па ре ни е пр од ук то в жи зн ед ея те ль но ст и са ль ны х и по то вы х же ле з. Хо ро ше е пр ов ет ри ва ни е и ги гр ос ко пи чн ос ть ни жн ег о бе ль я со де йс тв уе т га зо об ме ну, вв ед ен ию из бы тк а то кс ич ны х па ро в, по дд ер жи ва ни ю по ст оя нн ой те мп ер ат ур ы те ла. Ре гу ля рн ая см ен а бе ль я из хл оп ча то бу ма жн ой тк ан и сп ос об ст ву ет ко жн ом у ды ха ни ю и бл аг оп ри ят но му со ст оя ни ю ко жн ог о по кр ов а.
1-д): Об ув ь об яз ат ел ьн о до лж на бы ть чи ст ой, су хо й и не те сн ой. Зи мн яя об ув ь до лж на бы ть те пл ой, по то му чт о ох ла жд ен ие но г со де йс тв уе т во зн ик но ве ни ю пр ос ту дн ых не ду го в. Те сн ая об ув ь сд ав ли ва ет но гу, де фо рм ир уе т ст оп у, ус ил ив ае т ск ло нн ос ть ко жи к по то от де ле ни ю. Ес ли об ув ь на ре зи но во й по до шв е, в не е не об хо ди мо вл ож ит ь во йл оч ны е ст ел ьк и и сл ед ит ь за её су хо ст ью.
1-е): Вн еш но ст ь че ло ве ка во мн ог ом за ви си т от ка че ст ва во ло с. Зд ор ов ые во ло сы до лж ны вы гл яд ет ь мя гк им и и пл ас ти чн ым и, им ет ь бл ес к. Гл ав ны й сп ос об ух од а за во ло са ми – их ре гу ля рн ое мы ть е. Су хи е во ло сы ну жн о мы ть 1 ра з в 10 дн ей, а жи рн ые – ра з в не де лю, пр и не об хо ди мо ст и мо жн о ча ще. Не ре ко ме нд ую тс я мы ть го ло ву ча ст о, во ло сы от эт ог о ст ан ов ят ся су хи ми и ло мк им и. Не га ти вн о от ра жа ет ся на ро ст е во ло с и пе ре ох ла жд ен ие, по эт ом у в хо ло дн ое вр ем я го да ну жн о хо ди ть с по кр ыт ой го ло во й. Эт о об ъя сн яе тс я те м, чт о кр ов ен ос ны е со су ды су жа ют ся по д во зд ей ст ви ем хо ло да , те м са мы м на ру ша ет ся пи та ни е во ло ся ны х лу ко ви ц.
Пр и не ре гу ля рн ом об ре за ни и но гт ей по д ни ми на ка пл ив ае тс я ог ро мн ое ко ли че ст во ви ру ле нт ны х ми кр оо рг ан из мо в. По эт ом у во зн ик ае т не об хо ди мо ст ь ре гу ля рн о и ак ку ра тн о об ре за ть но гт и, со бл юд ая пр ав ил а ли чн ой ги ги ен ы. Но гт и на па ль ца х ру к не об хо ди мо ст ри чь по лу кр уг ом, а но гт и па ль це в но г – пр ям о, не за кр уг ля я уг лы. Ин ач е но гт и мо гу т вр ез ат ьс я кр ая ми в но гт ев ое ло же , чт о мо же т пр ив ес ти к вр ас та ни ю.
1-ж): Мо да и об ыч аи ча ст о ди кт ую т на м фа со ны од еж ды и об ув и, не от ве ча ющ ие тр еб ов ан ия м ги ги ен ы. Он и да ют во зм ож но ст ь ка к-то вы де ли ть ся из ср ед ы др уг их, об ра ти ть на се бя вн им ан ие. На пр им ер, дл я де ву ше к вр ед на об ув ь на вы со ко м ка бл ук е, по то му чт о не пр ав ил ьн ое по ло же ни е ст оп ы с оп ор ой на па ль цы ве де т к ее де фо рм ац ии, по ни жа ет пл ощ ад ь оп ор ы и ус то йч ив ос ть те ла. В та ко й об ув и мо жн о ле гк о по дв ер ну ть но гу и ра ст ян ут ь св яз ки.
2-а): Ба кт ер иц ид ны е св ой ст ва гр яз но й ко жи ре зк о ум ен ьш аю тс я, он и вы ра жа ют ся в 17 ра з ни же, че м у чи ст ой ко жи. То ль ко чи ст ая ко жа мо же т вы де ля ть ос об ое за щи тн ое ве ще ст во – "ан ти би от ик" (ли зо ци м).
2-б): не об хо ди мо ка жд ый де нь ут ро м и ве че ро м мы ть ру ки, ше ю, ли цо и но ги с мы ло м, A в те че ни е дн я – пе ре д ед ой и по сл е по се ще ни я ту ал ет а, а та кж е по сл е об ще ни я с жи во тн ым и. По сл е мы ть я об яз ат ел ьн о не об хо ди мо вы ти ра ть ру ки на су хо, ин ач е на ко же мо гу т по яв ит ьс я тр ещ ин ы. Ка жд ый ра з по сл е мы ть я ру ки до лж ны вы ти ра ть ся до су ха, ин ач е на ко же по яв ля ют ся тр ещ ин ы, в ко то ры е по па да ют ви ру ле нт ны е ми кр оо рг ан из мы, ру ки мо гу т на ча ть ше лу ши ть ся, кр ас не ть, мо гу т по яв ит ьс я де рм ат ол ог ич ес ки е ин фе кц ии.
2.2. Ра зр аб от ки ур ок ов и вн ек ла сс ны х ме ро пр ия ти й пр и из уч ен ии те мы «К ож а» в шк ол ьн ом ку рс е би ол ог ии
Ур ок 1
На зв ан ие: Ме то ди че ск ая ра зр аб от ка ур ок а би ол ог ии по те ме: «К ож а и ее пр ои зв од ны е. Ст ро ен ие и зн ач ен ие ко жи. Ро ль ко жи в те пл ор ег ул яц ии»
Оп ис ан ие ра бо ты: ур ок по зв ол яе т ра ск ры ть по ня ти е о ко же и ее пр ои зв од ны х, де та ль но из уч ит ь ос но вн ые ос об ен но ст и ее ст ро ен ия, сф ор ми ро ва ть пр ед ст ав ле ни е о зн ач ен ии ко жи, ис сл ед ов ат ь ме ха ни зм ы те рм ор ег ул яц ии в ор га ни зм е че ло ве ка.
Ау ди то ри я: ур ок пр ед на зн ач ен дл я уч ащ их ся 8 кл ас со в.
Ри с.2. Сл ай д №1
Це ль: сф ор ми ро ва ть пр ед ст ав ле ни е о ко же и ее пр ои зв од ны х.
За да чи:
об ра зо ва те ль ны е: из уч ит ь ос об ен но ст и ст ро ен ия ко жи, ра сс мо тр ет ь ее пр ои зв од ны е, оп ре де ли ть ос но вн ые фу нк ци и ко жи, ис сл ед ов ат ь ме ха ни зм ы те рм ор ег ул яц ии в ор га ни зм е че ло ве ка.
во сп ит ат ел ьн ые: во сп ит ыв ат ь ин те ре с к пр ед ме ту и к на уч ны м зн ан ия м.
ра зв ив аю щи е: ра зв ив ат ь ум ен ие ан ал из ир ов ат ь, об об ща ть и де ла ть вы во ды, са мо ст оя те ль но ст ь, вн им ан ие и по зн ав ат ел ьн ую ак ти вн ос ть.
Ба зо вы е по ня ти я: эп ид ер ми с, де рм а, по дк ож на я жи ро ва я кл ет ча тк а, са ль ны е, по то вы е, мо ло чн ые же ле зы, но гт и, во ло сы, сл из ис ты е об ол оч ки.
Ме то ды: по ис ко вы е («В ни ма ни е, по ис к!»), на гл яд не (пр ез ен та ци я «К ож а. Зн ач ен ие и ст ро ен ие ко жи. Ро ль ко жи в те пл ор ег ул яц ии »), сл ов ес но - ре пр од ук ти вн ые (иг ра «У га да й пр ед ме т», бе се да, об ъя сн ен ие), пр ак ти че ск ие (си ту ац ио нн ые за да чи, са мо на бл юд ен ие, оп ре де ле ни е ти па ко жи с по мо щь ю бу ма жн ой са лф ет ки).
Ти п ур ок а: ко мб ин ир ов ан ны й.
Ме жп ре дм ет ны е св яз и: би ол ог ия, хи ми я, ан ат ом ия, фи зи ол ог ия.
Об ор уд ов ан ие и ма те ри ал ы: пе рс он ал ьн ый ко мп ью те р, до ск а, му ль ти ме ди йн ый пр ое кт ор, пр ез ен та ци я Po we r Po in t, уч еб ни к.
Ме то ди че ск ая це ль: ак ти ви за ци я по зн ав ат ел ьн ой де ят ел ьн ос ти уч ащ их ся на ур ок ах би ол ог ии по ср ед ст во м пр им ен ен ия ин но ва ци он ны х те хн ол ог ий об уч ен ия.
Хо д ур ока
І. Ор га ни за ци он ны й мо ме нт (1 ми н).
ІІ. Ак ту ал из ац ия оп ор ны х зн ан ий уч ащ их ся (5 ми н).
Си ту ац ио нн ые за да чи
ІІ І. Мо ти ва ци я уч еб но й де ят ел ьн ос ти уч ащ их ся (5 ми н).
«В ни ма ни е, по ис к!»
IV. Из уч ен ие но во го уч еб но го ма те ри ал а (26 ми н).
Са мо на бл юд ен ие.
Иг ра «У га да й пр ед ме т»
Оп ре де ле ни е ти па ко жи с по мо щь ю бу ма жн ой са лф ет киV. Об об ще ни е и си ст ем ат из ац ия ма те ри ал а (7 ми н).
Ви кт ор ин а «В ер ит е ли вы, чт о… »
VI.Со об ще ни е до ма шн ег о за да ни я (1 ми н).
І. Ор га ни за ци он ны й мо ме нт.
Пр ив ет ст ви е, от ме ча ни е от су тс тв ую щи х.
ІІ. Ак ту ал из ац ия оп ор ны х зн ан ий уч ащ их ся.
Ре бя та, се йч ас ва м не на до лг о ну жн о бу де т пр ед ст ав ит ь се бя вр ач ом не фр ол ог ом. На ос но ва ни и ан ам не за бо ль но го да ва йт е ус та но ви м ди аг но з и вы пр ед ло жи те та кт ик у ле че ни я за бо ле ва ни й мо че вы де ли те ль но й си ст ем ы.
Си ту ац ио нн ые за да чи.
За да ча 1. Бо ль но й С., 65 ле т, жа лу ет ся на ча ст ые мо че ис пу ск ан ия с бо ля ми вн из у жи во та, чу вс тв о не по лн ог о оп ор ож не ни я мо че во го пу зы ря, по вы ше ни е те мп ер ат ур ы.
1. Ва ш пр ед по ло жи те ль ны й ди аг но з?
2. Ка ку ю те ра пи ю пр ед ла га ет е?
Ци ст ит, ле че ни е ан ти би от ик ам и.
За да ча 2. У бо ль но го К., 40 ле т, в те че ни е тр ех дн ей от ме ча ют ся бо ли в по яс ни це сп ра ва, со пр ов ож да ющ ие ся по вы ше ни ем те мп ер ат ур ы те ла до 39-40°С, оз но ба ми, вы де ле ни е мо чи с гн ое м, от ек и.
1. Ва ш пр ед по ло жи те ль ны й ди аг но з?
2. Ка ку ю те ра пи ю пр ед ла га ет е?
Пи ел он еф ри т, ле че ни е ан ти би от ик ам и.
За да ча 3. У бо ль но й С., 27 ле т, вн ез ап но по яв ил ис ь ос тр ые бо ли в по яс ни чн ой об ла ст и сл ев а, ир ра ди ир ущ ие в бе др о; по ве де ни е бо ль но й бе сп ок ой но е, мо че ис пу ск ан ие уч ащ ен о. Ан ал из мо чи бе з па то ло ги че ск их из ме не ни й.
1. Ва ш пр ед по ло жи те ль ны й ди аг но з?
2. Ле че бн ая та кт ик а.
Мо че ка ме нн ая бо ле зн ь (ка ме нь ле во го мо че то чн ик а), по че чн ая ко ли ка сл ев а.
Ци ст ол ит от ри пс ия[1].
Ри с.3. Сл ай д №2
ІІ І. Мо ти ва ци я уч еб но й де ят ел ьн ос ти уч ащ их ся.
Уч ит ел ь:На се го дн яш не м ур ок е мы с ва ми пр од ол жа ем ис сл ед ов ат ь ор га ни зм че ло ве ка.
«В ни ма ни е, по ис к!» Эт о са мы й бо ль шо й ор га н че ло ве че ск ог о те ла. Ма сс а эт ог о ор га на у вз ро сл ог о че ло ве ка в ср ед
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!