это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3131662
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение
Актуальность темы исследования. Нравственное развитие и воспитание подрастающего поколения на протяжении всего времени остается актуальной проблемой, как государства в целом, так и родителей в частности. К сожалению, из-за недостаточного развития и организации досуга детей и молодёжи со стороны местных органов, также в силу отсутствия должного количества культурных учреждений происходит внеинституциональная форма молодежного времяпрепровождения. В последние десятилетия наблюдается резкий спад посещения молодёжью культурных учреждений, в частности театров. Для тинэйджеров театр кажется чем-то устарелым, изжитым и немодным.
По результатам молодёжного опроса, проводившийся Фондом Общественного мнения, театром увлекается только 17 % людей в возрасте от 15 до 24 лет. Тем самым сменяющееся поколение находится в критичной на сегодняшний день ситуации, незаинтересованное унаследовать нравственно-моральные ценности и опыт предыдущих эпох. Молодёжь значительно отличается от предыдущего поколения и в большей степени обращена на развлекательный контент непосредственно в сети Интернет, на социальные мессенджеры, телешоу и поиски себя.
Между тем в индивидуализации личности яркую и значимую роль играет театр, как инструмент социализации. Человек, систематически посещая театр образует взаимосвязь с социальной системой, приближается к нравственной, интеллектуальной и развитой прослойке населения.
Разработанность темы. Вопросам о роли театра на жизнь общества уделяется большое внимание в отечественной и зарубежной литературе. Различные аспекты функционирования театров запечатлены в научных работах таких ученых, как Алексеев А.Н., Божков О.Б., Дмитриевский В.Н., Адорно Е.В., Коромышева Д. Ю. и др.
Объектом исследования в курсовой работе выступает театр.
Предметом – роль театров в развитии лиц молодежного возраста и общества в целом.
Гипотеза исследования. Современный театр начала ХХI века утратил позиции «высшей инстанции решения жизненных вопросов», коим он являлся ещё 100 лет назад, уступив их кино, телевидению и интернету, вследствие чего общекультурный уровень лиц молодежного возраста значительно сократился.
Цель курсовой работы является определение роли театров в жизни общества, в частности в жизни молодежи.
В соответствии с целью, в курсовой работе стоят следующие задачи:
Рассмотреть понятие и сущность театра;
Определить функции театра в обществе и государстве;
Рассмотреть роль театра в развитии общества;
Провести исследование по определению роли и значению театров в жизни лиц молодежного возраста.
Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение и список использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕАТРА
1.1 Понятие и сущность театра
Современное социальное общество во многом обязано театру. Это то место, где человек перенимает культурные ценности и обычаи своего народа в целом, и предков в частности. Чтобы разобраться в понятии и сущности детского театра, рассмотрим понятия и истоки возникновения театра.
Театр— это один из самых древнейших видов искусства, которое зародилось ещё в первобытно – общинном строе и первоначально носило религиозно – ритуальный характер. По существу, театр - это рождение цивилизации.
Театр — это совокупность музыки, вокала живописи, риторики и хореографического искусства, отражающий повседневные конфликты, мысли и взгляды самого человека, побуждающий к высоконравственному идеалу.
Театр как специализированный вид искусства располагает своей индивидуальностью: отсвечивание и парирование реальности, индивидуально-личностных особенностей, событий, различных инцидентов под действием драматического действия сюжетно-изобразительной игры актёров непосредственно перед публикой. Игровая сущность и деятельность театра вызвана многовековой историей – из охотничьих, сельскохозяйственных и других ритуально-обрядных празднеств. Основа этих празднеств подразумевало под собой иносказание эха, грома, молнии, дождя, также провозглашение коллективного труда, как источника жизнедеятельности. Тем не менее, существует игровой театр и реалистичный театр. В реалистичном театре эта сюжетно-изобразительной игра посредством поэтической обобщенности приближает к компонентам, сущностям и формам, которые непременно пересекаются и находят свой отпечаток в повседневной жизни. Дадим определения понятиям «игровой театр» и «реалистичный театр».
Игровой театр – это направление в современном театре, возникшее в России во второй половине XX века, воссоздание древнерусского театрального жанра путём мастерской игры актёра.
Реалистичный театр – это актуальный жанр на сегодняшний день, несет за собой отражение действительности, несмотря на свой художественный образ, главным критерием которого выступает точность. Определяет социальную детерминированность личности, место в определенной классификации и характер её взаимоотношений с обществом.
Ученые – историки, лингвисты, культурологи, политологи – давно обратили внимание на тот факт, что одни и те же слова могут обозначать разные явления. Так и слово «театр» имеет девять значении и шесть производных от них словосочетаний таких как: «театр теней», «летний театр», «театр одного актёра», «домашний театр», «анатомический театр», «театр военных действий».
Если рассматривать обращение к поисковым системам Интернет, например, Яндекс, www.yandex.ru обнаруживает 345112 страниц, содержащих упоминание словосочетания «театр» на 1451 сайтах. Запрос на поиск словосочетание «детский театр» выдает не менее впечатляющий результат – 418 страниц на 183 сайтах.
Перед тем как рассматривать понятие и сущность «театра» необходимо постепенно разобраться в истоках возникновения театра, как учреждения культуры.
Стоит отметить, что театр зародился сравнительно давно. Историками отмечено, что первый театр был воздвинут в Афинах в 497 году до нашей эры. Он возник из древних языческих обрядов и игр, где зачастую наблюдалась повседневная жизнь и быт народа. Сценарий обычно черпался из древнегреческих мифов и легенд, где народ бессознательно мог передать свои взгляды и суждения о государстве. Изначально театр воспринимался зрителями ни нечто глубокое и проникновенное, а как заурядное место для зрелищ.
Если рассматривать наше государство, то продолжительное время выступления актёров носило закрытый характер и не предоставлялись широкой общественности. Только в 1749 году в России был создан первый отечественный театр имени Федора Волкова в городе Ярославль, который по сей день работает и выполняют значимую функцию формированию и развитию морально-нравственных качеств личности, как взрослого человека, так и ребёнка.
В разные времена искусство сцены было призвано то развлекать, то воспитывать, то проповедовать. Возможности его многообразны, а сила воздействия очень велика. Особенность его в том, что спектакль рождается на твоих глазах. Это великий процесс творчества, который зависим и от зрителя. Актер знает, что чем умнее зритель на спектакле, тем лучше и слаженнее он получается. Один и тот же спектакль может быть сыгран по-разному. Мастера театра – творцы, им не раз было суждено со сцены произносить пророчества, которые потом сбывались. Театр – это всегда духовное наслаждение и праздник!
Как и любой вид искусства, театр имеет свой собственный выразительный язык, свой собственный способ познания окружающего мира, свое собственное образное мышление. Спектакль – это и особое действие, и особое образное мышление. Процесс работы над спектаклем состоит в перенесении драматургического текста на сцену. В результате литературное слово становится, словом сценическим. Сценическое пространство указывает место действия, историческое время, национальный колорит. С помощью пространственных построений можно указать даже настроение персонажей. Для того, что бы все компоненты сценического пространства «заговорили» необходим художник-декоратор.
Вместе с научной мыслью человечества развивалась и театральная техника. От простейших «адских машин» - подъемных механизмов и свечей до современных механизмов, лазерных установок и компьютерных технологий. Еще в античности сформировались два типа сцены – сцена-коробка и сцена-амфитеатр. Сейчас в мире используются оба типа. Современная техника позволяет изменять театральное пространство – устраивать помост посреди зрительного зала, сажать зрителя на сцену, а спектакль разыгрывать в зале и т.д. Усилить эмоциональное воздействие на зрителя помогает музыка.
Главное лицо в спектакле – актер. Человек – носитель профессии, способный таинственным образом превращаться в художественный образ. Сам конечный результат актерского перевоплощения – своеобразное произведение искусства. Профессия эта имеет обрядовое происхождение.
Виды театра
Сегодня театры подразделяются по основным выразительным средствам, которые используются для создания сценического образа.
Один из самых популярных видов – драматический театр. Главное выразительное средство – слово (не случайно этот театр иногда называют разговорным). Смысл происходящих на сцене событий, характеры действующих лиц раскрываются с помощью слов, которые складываются в текст. Он может быть прозаическим, или стихотворным.
Следующий вид театра – оперный. Условность театра здесь особенно очевидна, так как в жизни люди не поют, рассказывая о своих переживаниях. Главное – музыка. Но она должна быть разыграна в условиях сценического пространства. От исполнителей требуется особый уровень мастерства – умение петь и играть на сцене. Воздействие музыкального спектакля – при сильном составе и талантливой режиссуре, может быть мощным, даже опьяняющим.
Далее – балетный театр. Само слово происходит от позднелатинского – ballare – танцевать. О взаимоотношениях персонажей рассказывают движения и танцы, исполняемые под музыку, сочиненную на основе либретто. Во второй половине ХХ века появились бессюжетные балеты. Ставит подобные представления – хореограф. «Хорея» - с древнегреческого – пляска, «графо» - «пишу».
Театр оперетты. (Правда, существуют два взгляда на этот театр. Одни ученые считают его видом, другие – только жанром. Тоже самое можно сказать и о мюзикле). Его отличают: комедийный сюжет и разговорные диалоги, чередующиеся с пением и танцем.
Мюзикл. В постановках этого театра сценические произведения, как комические, так и драматические по сюжету, в которых используются формы эстрадного искусства, драматического театра, балета и оперы, бытовой музыки и танца. Музыкальные фрагменты всегда растворены в действии. Это искусство – для всех. Сюжеты, как правило, просты, а мелодии часто становятся шлягерами.
Театры-кабаре. Вид, в котором соединены театр, эстрада и ресторанное пение. Должно быть обязательно помещение кафе, с его особой атмосферой, чаще всего – подвальное помещение. Атмосфера таинственного и немного запретного. Короткие сценки и пародии. Такой театр связан с особым переживанием – чувством ничем не скованной свободы, ощущением тайны. Все представления идут поздно ночью.
Театр пантомимы. Самый древний вид театра. (От греческого – «пантомимос». Т.е. – все воспроизводящий подражанием). Это спектакли без слов.
Кукольный театр. Требует специального оборудования и особой сцены. Действие передается через мир необыкновенной игрушки. Наиболее распространены куклы, управляемые с помощью ниток, перчаточные и тростевые. Особая форма – театр марионеток. Это деревянные куклы.
Часто в названиях театров есть другие указания на особенности их творческой деятельности: ТЮЗ, Молодежный театр, Русский театр. Театры, являющиеся частью духовного достояния страны получают звание Национального.
Театр – искусство коллективное. Театр называют синтетическим искусством, потому что искусство слова, музыка, красота визуального оформления, все это соединено с игрой актеров в такой сложный и единый сплав, что разделять его на части во время восприятия спектакля не хочется, да и просто – не нужно.
В процессе восприятия участвуют слух, зрение, осязание и обаяние, но самое главное – душа зрителя! Умение зрителя выделить из сложного театрального сплава отдельные элементы помогает разобраться в переживаемых им чувствах, и, в конечном счете, решить: стоит, или не стоит идти смотреть следующую пьесу этого автора, в постановке этого режиссера, в исполнении этого актера, в этом театре.
1.2 Функции театра в обществе и государстве
В современном высоко институциональном обществе театр работает в соответствии с особенностями и функциями социального института. Современная социологическая теория позволяет рассматривать театр как целостный социальный организм.
Одна из самых важных функций театра - гносеологическая или познавательная. С первых лет жизни ребёнок попадает в волшебный мир театра. Здесь он узнаёт новых сказочных героев, учится понимать, где добро, а где зло, как нужно относиться к окружающим людям, животным. Театр даёт основы познания о мире и гармоничном существовании в нём. Маленький зритель уже стремится быть похожим на одного из сказочных героев, впитывает его лучшие качества: отвагу, ум, ловкость, доброту, терпение и верность. Взрослея, юные зрители узнают в театре о глубине чувств и умении любить. Благодаря тому, что на сцене осуществляются постановки зарубежных пьес, происходит обмен социальным опытом от одних стран и народов к другим. В школе театра люди учатся всю жизнь, примеряя на себя множество ролей, жизненных ситуаций, сопереживая, думая и познавая. Тем самым театр имманентно приобретает способность накапливать и транслировать богатейшие познания человечества о мире и человеческих взаимоотношениях. Из этого вытекает регулятивная функция театра. В сфере межличностных взаимоотношений театр, так или иначе, регулирует, влияет на поступки и поведение людей, их духовное состояние. Регулятивная функция театра опирается на мораль, нравственность, обычаи, этикет.
Формирование общественного сознания - ещё одна важная социальная функция театра, так как он неотделим от истории страны, национальной культуры, жизни и интересов народа. Особого подъёма театральное искусство достигает тогда, когда отстаивает гуманистические идеи, глубоко и правдиво раскрывает духовные проблемы современного общества, помогает найти ответы на трудные жизненные вопросы. Художественное отражение бытия, утверждение определённых мировоззренческих идей, общественных норм происходит в театре посредством представления, в которое вовлечены и зрители и актёры, которых сближает наличие общих проблем и интересов. Театр имеет большое влияние на формирование эстетического вкуса, нравственности и политической зрелости народа.
М. М. Бахтин считает, что «ценностным центром событийной архитектоники эстетического видения является человек не как содержательное себе тождественное нечто, а как любовно утверждаемая конкретная действительность. При этом эстетическое видение отнюдь не отвлекается от возможных точек зрения ценностей, не стирает границу между добром-злом, красотой-безобразием, истиной-ложью; все эти различения знает и находит эстетическое видение внутри созерцаемого мира, но все эти различения не выносятся над ним как последние критерии, принцип рассмотрения и оформления видимого, они остаются внутри него как моменты архитектоники и всё равно объемлются всеприемлющим любовным утверждением человека».
Театр во все времена, в каких бы формах он не проявлялся, каким бы он ни был, всегда должен приносить эстетическое наслаждение, которое связано с радостью восприятия и любованием. Театральное действо разыгрывают актёры, выступающие в роли Других по отношению к зрителю. Эти Другие красивы, пластичны, музыкальны, обаятельны, они обладают магнетизмом, они привлекают и удерживают внимание зрителя. Хороший актёр способен погрузить партнёров и зрителей в состояние очарованности миром игры, из которого можно выйти, но совсем не хочется. Они становятся центром притяжения, почитания, подражания и любви зрителей в театре. Всё, начиная с архитектуры здания театра и заканчивая последними аккордами музыки перед занавесом, должно приносить эстетическое удовольствие человеку, пришедшему в театр.
Игровая функция театра оказывает большое влияние на всех, кто соприкасается с театральным искусством. Сопереживая театральному действу, а иногда и становясь активным участником, того что происходит на сцене, зритель забывает о накопившихся проблемах, получает компенсацию за нереализованные в повседневной жизни устремления, возможность открыто проявлять свои эмоции и чувства, ощутить себя непосредственным, как в детстве. «Игровое удвоение мира предполагает сознательное принятие субъектом второго пласта реальности за условное бытие, которое легко может быть уничтожено простым отказом от него, без каких бы то ни было последствий для его жизненного мира. Иными словами, если «Я» не играет, то игрового мира для него не существует, но, вступая в игру, «Я» не отказывается от своего жизненного мира, постоянно осознавая его наличие
Знаковая или семиотическая функция театра представляет собой определённую знаковую систему театра, которую каждый раз, попадая на спектакль, осваивает зритель. Без изучения языка театра не возможно во всей глубине наслаждаться достижениями сценического искусства. Декорация, театральный свет, костюмы, музыка, игра актёров - всё несёт эмоциональный и философский настрой создателей спектакля. В театре нет мелочей, настоящий театральный зритель должен научиться понимать все тонкости сценического языка.
Коммуникативная функция театра предусматривает то, что в ходе театрального действия актёры и зрители обмениваются различными настроениями, чувствами, идеями и представлениями. Это и есть человеческая коммуникация, когда информация передаётся, уточняется, преобразуется между двумя субъектами, в данном случае представителями сцены и зрительного зала. Ю. М. Лотман утверждает, что «спектакль, с одной стороны, ведёт диалог с пьесой, но с другой - со зрителем. Это два разных диалога, и спектакль раскрывается в них по-разному. Ни одно из искусств не связано так непосредственно с реакцией аудитории, не реагирует на эту реакцию столь немедленно и активно, как театр. Сама возможность диалога - одно из важнейших и труднейших завоеваний культуры, и потеря диалога со зрителем - гибель театральной культуры». Общение - это не только обмен информацией, оно предполагает взаимное воздействие на поведение партнёра с целью его изменения. В театре такой взаимообмен налицо: все сценические средства воздействуют на зрителя, его мировоззрение, зритель, в свою очередь, является тоже создателем спектакля, своими реакциями, сопереживанием он вступает в диалог с создателями театрального действа, расставляет свои акценты в спектакле. Коммуникация возникает тогда, когда субъекты обладают единой языковой и знаковой или схожей системой кодирования и декодирования информации. В театре общение происходит на родном для зрителя языке, актёр, сценограф и режиссёр должны стремиться к максимальной выразительности сценического оформления, пластической и речевой яркости театральных персонажей.
Общение - это не только обмен информацией, оно предполагает взаимное воздействие на поведение партнёра с целью его изменения. Посещение театра в школьные годы является признаком включенности индивида в социальную систему, присоединение его к определённой интеллектуальной, духовно-нравственной, эстетической части населения города. В этом заключается стратифицирующая функция театра. «Социализация - присвоение индивидом элементов культуры и усвоение социальных норм и ценностей, на основе которых формируются социально значимые черты личности».
Театр является незаменимым социализирующим инструментом. Посещая театральные постановки, молодёжь осваивает знания, нормы, ценности, принятые в той или другой общности людей, но воспринимает, впитывает их не пассивно, а преломляя через свою индивидуальность, через свой жизненный опыт. Благодаря этому происходит становление личности. Социализация в то же время является и переходом внешних для индивида общественных отношений в его внутренний духовный мир.
Выводы по первой главе
В данной главе были рассмотрены теоретические аспекты исследования театра. Данное изучение позволило сделать следующие выводы:
1) Современное социальное общество во многом обязано театру. Это то место, где человек перенимает культурные ценности и обычаи своего народа в целом, и предков в частности.
2) К основным принципам в области культуры и в частности учреждениями культуры в Российской Федерации относятся: право граждан на свободу творчества, неотъемлемое погружение в социокультурной жизни театра также пользование услуг, наделенных учреждению культуры, возможность приобщения в сценическом искусстве абсолютно каждого гражданина, создание материально-технической базы для гармонизации всесторонней личности, жанра в исполнений спектакля, представления не противоречащих законодательству Российской Федерации.3)Культурно-воспитательная функция государства ставит перед собой такие задачи как: повышение уровня патриотизма гражданской позиции населения, любовь к своему Отечеству, способность к выполнению трудовой деятельности в коллективе, охрана памятников культуры и истории, воспитание и просвещение граждан.
Таким образом, можно сделать вывод, что теоретические аспекты исследования театра—комплексное, многогранное понятие с одной стороны рассматривает развитие цивилизации посредством учреждения культуры, с другой стороны с помощью культурно-воспитательной функции государства повышает уровень патриотизма и гражданской позиции, любовь к своему Отечеству, способность к выполнению трудовой деятельности в коллективе, охрана памятников культуры и истории, воспитание и просвещение граждан в целом и развитие каждого индивида с высокоморальными, духовно-нравственными устоями и ценностями.
ГЛАВА 2. ПРАКИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ ТЕАТРА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Исходя из гипотезы и цели курсовой работы, мною было проведено исследование среди 100 лиц молодежного возраста от 16 до 24 лет, проживающих в г. Красноярске.
Проведенные исследования были получены следующие результаты.
1. Формирование портрета потребителя театральных услуг среди молодежной аудитории. В ходе исследования в театре было опрошено 35 % мужчин и 65 % женщин, из них 30 % – молодежь в возрасте от 16 до 18 лет, 48 % – 18–21 лет и 22 % в возрасте от 22 до 24 лет. Причем, как показали результаты исследования, 77% опрошенных респондентов проживают в г. Красноярске, а 23 % – это гости города.
По роду занятий респонденты распределились следующим образом: 54 % – студенты; 24 % – служащие, 20 % – рабочие и 2 % – безработные.
2. Частота посещения театра молодежью. В целом у молодежи наблюдается низкая частота посещения театра. Так, общее количество ответов с высокой частотой посещения (от «раз в месяц» до «раз в два-три месяца») составляет всего у 11%, 65% - отмечают, то вообще не посещают театр, 21% - раз в год и реже. Студенты являются основными представителями молодежи в театре.
3. Причины непосещения театра молодежью. Основными причинами непосещения театра молодежью являются дефицит свободного времени и предпочтение других культурных учреждений. Так, 46% опрошенных отмечают нехватку свободного времени, 12% - отмечают, что не посещают театр из за отсутствия интереса, 39% - предпочитаю другие культурные и развлекательные учреждения (кино, дискотека, концерт) .4. Определяя роль театров в жизни человека, наблюдается низкий уровень оценок. Так, 68% опрошенных считают, что театр не играет никакой роли в жизни общества, 27% - считают, что театр играет значение в формирование личности, однако его функции плавно перешли в область информационных технологий, 5% - отмечают высокую роль театра в своей жизни.
5. Коррелируя гипотезу исследования, мною был сформирован вопрос в анкете, направленный на выявление взаимосвязи театра и общего социокультурным развитием человека. Так, согласно результатов 59% - вообще не читают литературу, заменяя ее играми и социальными сетями, 36% - читали последнюю книгу около года назад, 5% - читают книги постоянно. При этом, оценивая собственный культурный уровень: 44% - оценили его как низкий, 42% - как средний, и 14% как высокий.
6. Источники информации о театральных услугах (постановках и спектаклях). Как показали результаты исследования, наиболее популярным источником информации о театральных услугах для двух групп респондентов является театральная афиша. Далее ответы распределились следующим образом. Для группы «театралы»: – друзья, знакомые, родственники, т. е. «сарафанное радио» (25 %); – Интернет (13 %). Совсем другая картина наблюдается у группы респондентов – «потенциальные потребители»: – сотовый телефон (28 %); – телевидение (24 %); – газеты (22 %); – интернет и «сарафанное радио» – по 20 %.
7. Факторы, обусловливающие интерес молодежи к театру. Для увеличения интереса молодежной аудитории к театру необходимо владеть информацией о том, что может вызвать интерес молодежи к его продуктам. Интерес у молодежи к спектаклям вызывают актерский состав спектакля и рекомендации знакомых, друзей, родственников, распространителей. Еще один фактор, способный возбудить внимание молодежи к театру для группы «потенциальные потребители» – это бесплатные билеты, подарки.
8. Жанровые предпочтения молодежи. Ответы респондентов на вопрос: «Какие театральные жанры вы предпочитаете?» выявил следующие результаты. Абсолютным лидером по популярности среди театральных жанров у молодежи является комедия. Этот ответ выбрал 51 % «театралов» и 74 % «потенциальных потребителей». Следует отметить, что этот жанр молодые люди предпочитают независимо от пола, возраста и социального положения. Второй по популярности театральный жанр – драма – соответственно 27 и 48 %. Третью строчку среди наиболее популярных театральных жанров у молодежи занимает трагедия – соответственно 13 и 27 %.
Следует отметить также, что «театралы», в отличие от «потенциальных потребителей» более категоричны в выборе наиболее привлекательных жанров, именно эта группа респондентов чаще выбирала какой-то один любимый жанр в отличие от группы респондентов – любителей, у которых таких, как правило, было несколько.
Выводы по второй главе
По результатам проведенного исследования можно делать следующие выводы:
По результатам исследования было определено, что в настоящее время сложилась ситуация снижения интереса у молодежи к театральным услугам. Это связано, во-первых, с общим снижением культурного уровня современного общества в целом и молодых людей в частности. Во-вторых, со значительным развитием рынка рекреационных услуг (кинотеатров, развлекательных центров, ночных клубов, боулингов и т. д.), которые являются основными конкурентами музеев, театров, библиотек у этой категории потребителей. В-третьих, с недостаточным финансированием государственных учреждений культуры, а также с отсутствием соответствующих знаний в маркетинговой деятельности среди сотрудников этих учреждений.
Причины непосещения театра молодежью. Основными причинами непосещения театра молодежью являются дефицит свободного времени и предпочтение других культурных учреждений. Так, 46% опрошенных отмечают нехватку свободного времени, 12% - отмечают, что не посещают театр из за отсутствия интереса, 39% - предпочитаю другие культурные и развлекательные учреждения (кино, дискотека, концерт) .Определяя роль театров в жизни человека, наблюдается низкий уровень оценок. Так, 68% опрошенных считают, что театр не играет никакой роли в жизни общества, 27% - считают, что театр играет значение в формирование личности, однако его функции плавно перешли в область информационных технологий, 5% - отмечают высокую роль театра в своей жизни.
Заключение
Театр играет важнейшую роль в нашей жизни, помогая морально расти будущим поколениям. Каждое поколение вносит свой вклад в развитие человечества, культурно обогащая его. Действительно, театр – лучшая школа жизни, потому что он выступает в качестве источника информации о мире, о жизни, дающего повод для работы мысли. Вызвать раздумья о смысле человеческого существования, о глубинах человеческой души – благородная и необходимая цель искусства вообще, и в том числе искусства театра. Таким образом, одна из важнейших функций театра – это познавательная функция. Благодаря ей осуществляется передача социального опыта от одного поколения к другому, от одних стран и народов к другим. Поэтому так важно приобщение к искусству. И как уже упоминалось выше, театр является важнейшей частью человеческого развития:
- формирует у человека способности воспринимать, чувствовать, правильно понимать и ценить прекрасное в окружающей действительности и искусстве,
- развивает творческие способности, умения и навыки чувствовать и создавать красоту в окружающей жизни, дома, в быту;
- развивает понимание красоты в человеческих отношениях, желание и умение вносить красоту в быт.
Однако, в настоящее время сложилась ситуация снижения интереса у молодежи к театральным услугам, что способствует снижению общего культурного уровня общества.
Так согласно исследованию, общее количество ответов с высокой частотой посещения (от «раз в месяц» до «раз в два-три месяца») составляет всего у 11%, 65% - отмечают, то вообще не посещают театр, 21% - раз в год и реже.
Основными причинами непосещения театра молодежью являются дефицит свободного времени и предпочтение других культурных учреждений. Так, 46% опрошенных отмечают нехватку свободного времени, 12% - отмечают, что не посещают театр из за отсутствия интереса, 39% - предпочитаю другие культурные и развлекательные учреждения (кино, дискотека, концерт) .Определяя роль театров в жизни человека, наблюдается низкий уровень оценок. Так, 68% опрошенных считают, что театр не играет никакой роли в жизни общества, 27% - считают, что театр играет значение в формирование личности, однако его функции плавно перешли в область информационных технологий, 5% - отмечают высокую роль театра в своей жизни.
Согласно результатам исследования, 59% - вообще не читают литературу, заменяя ее играми и социальными сетями, 36% - читали последнюю книгу около года назад, 5% - читают книги постоянно. При этом, оценивая собственный культурный уровень: 44% - оценили его как низкий, 42% - как средний, и 14% как высокий.
Таким образом, исходя из данных проведенного исследования, подтверждается гипотеза курсовой работы.
Список использованной литературы
Адрианова Татьяна Олеговна Социальные функции театра // Вестник ЧелГУ. 2012. №35 (289). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-funktsii-teatra (дата обращения: 15.05.2021).
Астраханцева Л.Н. Социальный театр как средство воспитания подрастающего поколения. - Омутнинск, 2014 г.
Астафьева Т. В. Современное театральное искусство как новая форма творческих отношении // Известия Уральского государственного университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2010. No 6 (85). Часть 1. С.161-166. 0,4 п. л.
Бахтин, М. М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники : ежегодник : 1984–1985. М., 1986. С. 129–130
Дубин Б. (2013) Театральность в границах искусства и за его пределами // СИМВОЛЫ - ИНСТИТУТЫ - ИССЛЕДОВАНИЯ: Новые очерки социологии литературы. Saarbrьcken: LAP LAMBERT Academic Publishing. С. 123-134 .
История русского театра. Учебник / под редакцией В.В. Каллаша, Н.Е. Эфроса. Т.1: Директ-Медиа, 2013. 409 с
История русского театра. М.: Эксмо, 2011. 477 с
Коханая О.Е. Социокультурные функции детского и молодежного театра / Диссертация на соискание ученого звания доктора культурологии. М., 2009.
Лотман, Ю. М. Об искусстве. СПб., 1998. С. 607
Павленко А. Теория и театр. СПб, Наука. 2006.
Ретюнских, Л. Т. Игра как она есть, или Онтология игры. М., 1997. С. 57.
Руднев П.А. Без сбоев и пауз. Интернет меняет театр // Театрал. 2014. № 2.
Приложение 1
Анкета для выявления отношения к театру лиц молодежного возраста
Ваш пол: ж/м
Ваш социальный статус:
Студент
Служащий
Безработный
Рабочий
Ваш возраст: ____________
Ваше семейное положение:
Замужем (Женат)
Живу в гражданском браке
Не замужем (не женат)
Есть молодой человек (девушка)
Любите ли Вы ходить в театр
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
Зачем Вы ходите в театр (не более 2 вариантов ответа)
Приятно провести время
Расширить свой кругозор
Послушать хорошую музыку
Насладиться игрою любимых актеров
Иное
Как часто Вы посещаете театр:
Каждый месяц
Раз в 2-3 месяца
Раз в пол года и реже
Раз в год и реже
Не посещаю
Что Вам мешает чаще ходить в театр (не более 2 вариантов ответа)
Предпочитаю другие культурные и развлекательные учреждения (кино, дискотека, концерт)
Высокая стоимость билета
Неинтересно
Дефицит свободного времени
Хожу только на премьеры, а они появляются не часто
Низкое качество предоставляемых услуг
Отсутствие информации о проводимых мероприятиях
Оцените роль театров в жизни общества:
театр не играет никакой роли в жизни общества
театр играет значение в формирование личности, однако его функции плавно перешли в область информационных технологий
театр играет значимую роль для развития человека
Читаете ли вы книги:
не читаю, предпочитая играми и социальные сети
читали последнюю книгу около года назад
читают книги постоянно
Оцените свой культурный уровень
низкий
средний
высокий
Какие жанры представлений Вам нравятся больше всего:
Комедия
Трагедия
Драма
Иное
С кем Вы обычно ходите в театр
С подругами (друзьями)
С родителями
С парнем (девушкой)
Одна (Один)
Что из ниже перечисленного могло бы вызвать Ваш интерес к театральному представлению (не более 2 вариантов ответа)
Широкая известность спектакля, реклама
Незначительная цена на билет
Интересный сюжет
Актёрский состав спектакля
Профессиональная заинтересованность
Возможность получить подарок, приз
Иное
Где, на Ваш взгляд, Вам было бы удобнее всего получать информацию о спектаклях и премьерах в театре
Интернет
ТВ
Радио
Афиша театра
Сотовый телефон
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!