это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3198760
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение
Актуальность исследования. Одно из важных мест в современных программах русского языка для 1-4-х классов отводится работе над составом слова. Усвоение этого материала способствует обогащению определённой суммой знаний о языке, осмыслению ими закономерностей правописания, а также способствует развитию логического мышления и речи младших школьников.
Усваивая теоретические сведения о составе слова, учащиеся приобретают на их основе морфемно-аналитические, конструктивные умения и навыки употребления родственных слов в речевой практике. Работа над составом слова положительно влияет на ученическую речь, потому что даёт возможность понять функциональную роль каждой морфемы, осознать пути пополнения лексического фонда родного языка.
Актуальность данной темы находит своё отражение в нормативно-правовых документах и требованиях ФГОС. ФГОС НОО требует непрерывного лингвистического образования, глубокого усвоения языковых норм, повышение уровня культуры речи, постоянного совершенствования речевых умений и навыков будущих выпускников начальной школы [25].
Во втором классе ученики только начинают изучать состав слова, узнают главную морфему – корень, учатся различать однокоренные слова. Важность данной работы на начальной ступени обучения русскому языку, её развивающий характер отмечала О.Н. Крылова [16]. Она считала, что работа над составом слова является источником обогащения словарного запаса второклассников и одним из наиболее понятных способов овладения смысловым значением слов.
Изучению состава слова на уроках русского языка в начальной школе посвящены труды многих педагогов и лингвистов, среди которых А.С. Герц, Т.А. Осипова, Л.В. Зубова, Ю.В. Меньшикова; методология преподавания морфемологии в начальной школе представлены в трудах Г.В. Блохина, И.Д. Степанова, Т.И. Зиновьева, О.Е. Курлыгина, Л.С. Трегубова, М.М. Козлова и др. Постоянный интерес учёных, методистов и учителей-практиков к процессу, методам и приёмам данной работы свидетельствует о важности очерченных вопросов в теоретическом и практическом аспектах.
Объект исследования – процесс работы над составом слова на уроках русского языка в начальной школе.
Предмет исследования – методы и приёмы работы над составом слова во втором классе.
Цель исследования – изучить особенности и предложить тренировочные упражнения для работы над составом слова во втором классе.
Задачи исследования:
Рассмотреть морфемы и их функции;
Определить роль и место работы над составом слова на уроках русского языка в начальной школе.
Изучить методы и приёмы работы над составом слова во 2 классе;
Предложить тренировочные упражнения для работы над составом слова во 2 классе.
Методы исследования: анализ, синтез и обобщение научной и психолого-педагогической литературы, классификация понятий, теоретический анализ программ и учебников по русскому языку для начальной школы, педагогическое проектирование.
Практическая значимость курсовой работы заключается в разработке тренировочных упражнений для работы над составом слова, которые могут быть использованы педагогами на уроках русского языка во 2 классе.
Структура исследования: работа состоит из введения, теоретической и практической главы, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические аспекты работы над составом слова в начальной школе
1.1 Морфемы и их функции
Морфемика - раздел языкознания, изучающий значимые части слова (морфемы); он изучает строение слов без оглядки на то, как они образовались [16]. Морфемное строение слова, средства и способы словообразования постоянно исследуются учёными, лингвистами и филологами (А.И. Моисеев, Л.В. Зубова, Ю.В. Меньшикова, С.В. Редькин, Н.А. Николина, Е.А. Фролова, М.М. Литвинова и другие). Учёные в своих работах часто дают описание морфемам и их функциям, рассмотрим те, с которыми знакомятся учащиеся в начальной школе.
Большинство слов языка содержат несколько частей, или морфем, в своём составе. Значимыми частями слова являются корень, приставка, суффикс, окончание. Слова служебных частей речи, несмотря на то, что их называют словами, являются своеобразными единицами-бескорневыми, ведь они не имеют самостоятельного лексического значения, а имеют лишь грамматическое значение. В этом они чем-то похожи на необязательные части слова (суффиксы, приставки). Порядок расположения частей слова таков: приставка – корень – суффикс – окончание [6].
Основа-часть слова без окончания. Она выражает лексическое значение слова, поэтому является общей для всех форм слова (мост, мост-а, мост-у, мост-ом).
Окончание - изменяемая значимая часть слова, выражающая его грамматическое значение (род, число, падеж, лицо, время и т. п,) и служит для связи слов в словосочетании и предложении. Например, в слове весенняя окончание |яя| указывает на женский род, единственное число, именительный падеж [1].
Окончания имеют все переменные слова, хотя оно может быть нулевым, то есть таким, что не выражается звуком и не обозначается буквой, но имеет определённое грамматическое значение: прочитав (прошедшее время, мужской род, единственное число).
Некоторые изменяемые слова имеют нулевое окончание. Нулевое окончание-это материально не выявленное окончание, о существовании которого в слове делаем вывод, сравнивая это слово с другими его формами.
Многие лингвисты и языковеды посвятили свои труды изучению корня как главной морфемы в структуре слова. Первым делом обобщим набор признаков, с помощью которых сможем идентифицировать языковедческие характеристики этого понятия. Корень - главная значимая часть слова, которая содержит общее значение однокоренных слов (воля, волюшка, уволить) [10].
А.Ю. Кожевников и Л.П. Кожевникова характеризуют корневую морфему как неделимую часть слова, которая включает в себя общую семантическую базу всего ряда однокоренных слов [14, с. 17] и называют ее «основной исходной словообразовательной частью слова» [14, с. 14].
Взгляды учёного приняли другие исследователи. Так, С.В. Миронова, Д.А. Салимова развили мысль о корне как основной части слова и определяющим элементом его лексического значение [19, с. 14].
Подобно определила это понятие и В.Н. Мусатов: «корень - это основная, стержневая морфема, выражающая общее (понятийное) лексическое значение слов» [20, с. 10].
Корень является носителем лексического значения. Корнем слова называется общая часть родственных слов, которая является носителем основного лексического значения. Надо отличать однокоренные слова от слов с омонимичными корнями. Так, в словах гора, горе, горевать, вверху одинаковый корень гор, однако эти слова не являются однокоренными, так как корень у них разное лексическое значение. Поэтому имеем две группы родственных слов: гора, вверху, горькая; горе, горюшко, горевать.
Приставка - значимая часть слова, стоящая перед корнем и служащая для создания слов с новым лексическим значением или оттенком в значении: осенний - предосенний, ждать - подождать. Большая часть приставок русского языка являются словообразовательными, то есть помогают образовывать новые слова [19].
Суффикс - значимая часть слова, которая стоит после корня и служит действие созидания слов с новым лексическим значением или оттенком в значении: учить - учитель, калина - калинка) [24].
Разновидностью суффикса является частица-ся (- сь), которая стоит в конце глаголов. Такая разновидность суффикса называется постфикс: волноваться).
Таким образом, анализ лингвистической литературы показ, что в составе слова могут присутствовать различные морфемы, которые выполняют разные функции от которых меняется смысловая нагрузка слова.
1.2 Место и роль работы над составом слова в курсе русского языка в начальной школе
Программа с русского языка для начальных классов предусматривает изучение важного раздела «Слова, слова, слова». Во втором классе на тему «Корень слова. Однокоренные слова» отводится 7 часов [10, с. 39], в течение которых учащиеся наблюдают за значением однокоренных слов; выделяют корни в поданных слова; подбирают однокоренные слова с наиболее часто употребляемыми корнями; составляют предложения с однокоренными словами с целью осознания значения корня; наблюдают за словами с омонимичными корнями.
В третьем классе на изучение данного раздела авторы программы отводят 33 часа [10, с. 51]. На этом этапе обучения учащиеся углубляют свои знания о окончание и основу слова; изучают роль окончания как части слова, с помощью которой меняется форма слова (на примерах разных частей речи); окончание как средство связи слов в предложении; определяют окончания изменением слов по вопросам; узнают, что частями основы есть корень, префикс, суффикс.
Согласно программе в 3 классе учащиеся наблюдают за словообразовательной ролью приставок; созданием слов с наиболее употребляемыми приставками, составляют с ними слова; выясняют значения слов с различными приставками; изучают правописание приставок роз-, без - и з- (с-). Младшие школьники также усваивают правила написания апострофа после префиксов перед я, ю, є, й; переноса слов с префиксами; наблюдают за ролью суффиксов на примере однокоренных слов, принадлежащих к одной и той же части речи (ручка, рученька, ручище).
В третьем классе практикуют создание слов с наиболее употребляемыми суффиксами, введение их в предложение и текст; наблюдают за совпадением одинаковых согласных на границе корня и суффикса (сонный, дневной, осенний); разделение таких слов для переноса [10, с. 52].
Хотя в 4 классе ученики не изучают отдельного раздела «Состав слова», однако в ходе проработки частей речи сведения, полученные ими в предыдущих классах из упомянутых разделов, становятся предметом совершенствования, обобщения и закрепляются на новом языковом и речевом материале.
Известно, что основу учебников для учащихся начальной школы положена схема, по которой весь учебный материал размещён в параграфах. В каждом из них имеются теоретические сведения по определённой языковой теме, связные тексты и задания по их воспроизведению и анализу. Важнейший материал проиллюстрирован схемами и таблицами (например, схема порядка устного разбора слов по строению, таблица парных звонких и глухих согласных), соответственно структурирован и оформлен шрифтами.
Мы проанализировали учебники УМК «Школа России» авторов В.П. Канакина, В.Г. Горецкий и выяснили, что во 2 классе общее ознакомление младших школьников с начальными сведениями о родственных словах и корне слова предусмотрено осуществить в разделе «Слова, слова, слова». Учебный материал по теме «Родственные слова» имеет ярко выраженный практический характер. Во время его обработки основная задача учителя – привлечь внимание учащихся к лексическому родству слов, принадлежащих к разным частям речи, по образцам (практически) научить выполнять элементарные упражнения на создание слов, наблюдая при этом за изменениями в их лексическом значении [13].
В учебнике для 3 класса [13] сведения о морфемном строении слова также включены в раздел «Слово». На этом этапе у учащихся формируются понятия об значимые части слова (основа слова, корень, приставка, суффикс и окончание); третьеклассники осознают функцию каждого из них и практически знакомятся со способами морфологического словообразования. Объясняя лексическое значение производных слов, относящихся к различным частям речи, дети не только углубляют свои знания по лексикологии, но и овладевают навыками морфемного анализа. Такой подход способствует обогащению и активизации словарного запаса школьников, выработке в них умений объяснять значение образованных слов и правильно их писать.
Учебник по русскому языку для четвёртого класса [13] не содержит теоретического материала о морфемном составе слова и способах создания слов. На этом этапе учащиеся прорабатывают правила написания падежных окончаний (поскольку изучают склонение частей речи) и прилагательных на -ск-, -зк-, -цк-, а также знакомятся с их произношением. Ученики 4 класса параллельно закрепляют и углубляют знания по морфемике, совершенствуют умение членить слова на значимые части.
Практика свидетельствует, что работа над составом слова вызывает у учащихся определённые сложности, связанные с их ограниченным опытом. В частности, учителя практики называют такие типичные ошибки учащихся начальных классов во время изучения состава слова:
1) анализируя слова, учитывают лишь внешнее их оформление (совпадение отдельных звуков) и не задумываются над значением слов (вода и водить);
2) учитывая семантику слова, его значение, забывают о внешнем (звуковом) оформлении однокоренных слов, а потому ошибочно считают однокоренными, скажем, слова парк и сад (место, где растут дерева);
3) не учитывают того, что в корнях слов возможно чередование звуков (снег-снежок);
4) не различают однокоренных слов и форм одного и того же самого слова белый, белить и белый, белого);
5) «склеивают» корень с приставкой (например, если для выделения корня в слове запев подберут родственные слова спеть, запевать, то у них возникает желание ошибочно принять за корень запев -, при подборе же других слов: петь, пение, певец, - корень будет выделен правильно);
6) «склеивают» корень с суффиксом (например, анализируя слово рабочий, ученики могут подобрать родственные слова робота, заработок, рабочий и определить корень робот – работ, отбор слов «заработанный, делать, трудолюбивый» убеждает учеников в том, что -вот-, - ит - суффиксы, а не части корня);
7) «склеивают» между собой суффиксы (например, определяют в слове слоненок суффикс -онок - или -онк -, на самом же деле здесь три суффикса - ен -, - ят -, - к -);
8) «склеивают» суффикс и окончание (например, в слове сказка определяют, как суффикс-ка).
Таким образом, в ходе работы над составом слова ученики начальных классов получают практическое представление об основе и окончании, учатся выделять в основе корень, суффикс, префикс. Младшие школьники также наблюдают за ролью суффиксов и приставок в создании новых слов, узнают об источнике пополнения нашего языка новыми словами. Проанализированные учебники по русскому языку для начальной школы позволяют организовать познавательную деятельность учащихся, систематизировать знания, сформировать речевые умения и навыки, развить речь детей.
Глава 2. Практические особенности работы над составом слова во 2 классе
2.1 Методика и приёмы работы над составом слова во 2 классе
Мы рассмотрели методику работы над составом слова во 2 классе и отметили, что педагоги и методисты рекомендуют в практической работе придерживаться таких этапов, которые отличаются по содержанию, задачами, методическими приёмами и дидактическим материалом: пропедевтический (подготовительный); основной; закрепление и углубление знаний.
Пропедевтический этап начинается ещё в 1 классе во время обучения грамоты. Именно в это время, знакомя учеников со словом, как лексической единицей речи, обращаем внимание детей на значимые части слова, на родственные слова, средства словообразования (конечно, без употребления терминов и сообщение теоретических сведений) [18].
Основной этап ознакомления со смысловыми частями слова начинается во 2 классе и продолжается в 3 классе. Здесь происходит ознакомление с особенностями родственных слов, спецификой и ролью каждой морфемы, формируются умения пользоваться однокоренными словами во время продуцирования собственных высказываний, совершенствуются орфографические умения. В это время ученики должны узнать о том, что существуют слова, имеющие общую по значению часть (корень), осознать роль таких частей слова, как префикс и суффикс (они используются для создания новых слов), уметь конструировать производные слова с помощью определённых словообразовательных средств и уместно употреблять такие слова в своей речи [15].
Кроме того, педагог должен научить детей различать однокоренные слова (школа, школьник) и формы одного и того же слова (школа-школы –школе). Следует показать, что самый существенный признак корня составляет смысл, а не одинаковое звучание частей разных слов. Поэтому необходимо противопоставлять однокоренные слова и синонимы, а также однокоренные слова и слова с корнями-омонимами. Формирование понятия о корне слова и однокоренные слова охватывает и наблюдения за словами, в которых в корнях слов происходит чередование гласных или согласных звуков.
Во время усвоения понятия «корень слова» уместными будут следующие задачи:
1) сравните слова: гриб, грибок, грибной, посудите, что между ними общего, а чем они отличаются друг от друга;
2) сгруппируйте слова по одной из возможных признаков, объясните, как вы сгруппировали слова: сад, парк, лесник, садовник, лес;
3) выпишите из представленного ряда те слова, которые имеют одинаковую часть: гора, горит, горе. Можно ли их назвать однокоренными?
4) докажите, что некоторые слова, хоть и имеют одинаковый звуковой состав, однако не является однокоренным: вода, водить, подводный, водитель;
4) выпишите сначала близкие по значению слова, а затем однокоренные: храбрый, храбрость, смелый, смелость;
5) сколько групп однокоренных слов записано: вещь, годовщина, год, река, речной, годовой, годовщина? Докажите свою мысль;
6) выпишите родственные слова к словам соль и деревенский (засольщик, село, крестьянин, посолить);
7) подберите, как можно больше однокоренных слов к слову снег (можно провести в виде игры-соревнования, в которой победителем становится тот, кто называет последнее слово) и др. [13]
Заключительный этап, или этап закрепления и совершенствования знаний, приходится на 4 класс. Именно здесь в связи с изучением частей речи углубляется знание о морфемный состав слова, формируются навыки правописания падежных окончаний существительных и прилагательных, лицевых окончаний глаголов.
Для осуществления работы над составом слова во 2 классе педагоги предлагают следующие типы упражнений:
1. На наблюдение за ролью морфем в слове:
1) разберите представленные слова по строению, объясните, какая часть второго слова изменила его значение (дуб, дубок; летать, перелетать);
2) сравните слова учитель, учительница; объясните, как образовалось второе слово;
3) объясните, от какой части речи образовалось второе слово, какой частью языка оно является, как образовалось (лес, лесной; синий, синька) и под.
2. На замену морфем в слове:
1) в представленных словах замените суффикс – ик суффиксом -ищ, (котик, хвостик). Какое значение имеют образованные вами слова?
2) в словах выйти, разъединить замените префикс другим, чтобы получилось слово с противоположным значением.
III. На подбор слов:
1) подберите слова по представленным схемам;
2) подберите к слова белизна однокоренные слова, которые бы принадлежали к разным частям речи, объясните, как они образовались;
3) в слове книга найдите суффикс, доберите еще несколько слов с этим самым суффиксом, объясните значение образованных слов;
4) в слове перебежать определите префикс, доберите еще несколько слов с этим самым префиксом, объясните значение образованных слов.
IV. На образование слов:
1) образуйте от представленных существительных прилагательные (учитель, трактор, рука);
2) образуйте от представленных существительных прилагательные (слива, яблоко, машина);
3) образуйте от поданных глаголов существительные по образцу читать – чтение (рисовать ..., лежать ...);
4) образуйте глаголы, ставя вместо точек подобраны префиксы [7].
На всех этапах предполагается систематическая работа над лексическим значением слов, уместностью их использования в устной и письменной речи.
Проработка темы «Родственные слова. Корень слова» во 2 классе является логичным продолжением пропедевтической словообразовательной работы. О ее эффективности свидетельствует правильное выполнение учениками заданий на отыскивание и подбор родственных слов, выделение их общей части, толкование мотивированных названий предметов, замену словосочетаний одним словом (нести службу - служить), созидание родственных слов и ввода их в синтаксические единицы и связные тексты.
Опорными знаниями по морфемике принято считать понятие о словах и формах того же слова. Итак, на уроках по теме «родственные слова. Корень слова» значительное внимание следует уделить раскрытию сути процессов словоизменения и словообразования, выработке у второклассников умения различать эти языковые явления [13].
Ученикам необходимо предложить сравнить значения выделенных в тексте слов (Москва, москвич, Московский кремль и прочее) и сделать вывод, что среди них есть од научные значением (изменены) слова и слова- «родственники».
На доске следует оформить запись: Москва, Москву, В Москве -изменённое слово Москва, одинаковое значение.
Москвич, Московский - разные слова, разные значения слова- «родственники». Ещё раз необходимо подчеркнуть, что разграничивать явления словоизменения и словообразование помогает выяснению значения слов.
Закреплению умения различать родственные слова и формы слов способствуют упражнения на устный анализ пар слов, выборочное списывание, выборочный диктант, группировка однородных языковых явлений. Материалом для упражнений могут быть словосочетания, предложения и связные тексты. Например, белый снег, рыхлый снег прилипает нам к ногам. Слепим бабу снежную, разрисуем, как живу. А замёрзнут ручки — будем снегом растирать.
- Сколько раз уживается в тексте слово снег? Почему вы так считаете?
- Как меняется слово снег в стихе? Как оно ещё может меняться?
- Почему вы не назвали слово снежную? Докажите, что оно отличается своим значением от слова снег.
- Придумайте словосочетание со словом снежная (снежная дорожка, снежная вода) [22].
Употребление второклассниками слов - разных частей речи в контекстном речи основывается на неосознанном владении формами этих слов. Именно поэтому на первых уроках следует предусмотреть задания на выработку у детей практических навыков изменять слова, чтобы они осознали, что слово - это совокупность слово форм (глубокий, глубокая, глубокое, глубокие, глубокого, глубокому, глубоким и т. др.).
При выполнении заданий на изменение по вопросам слов разных частей речи, словосочетаний, а также на восстановление деформированных предложений закрепляется представление второклассников о словоизменении как самостоятельном уровне языковой системы.
Понятие о родственных словах учащиеся усваивают посредством гнездования слов.
Можно также построить связное повествование, чтобы показать им, в каком контексте употребляются слова определённого словообразовательного гнезда. Например, Хлеб пекут уже много тысяч лет. Тогда же появилось в человеческом языке и это слово. Растения, из зерна которых изготавливали хлеб, начали называть хлебными [14].
Издавна люди с большой любовью относятся к хлебу как ценному пищевому продукту. Они называют его с нежностью и теплотой хлебушек, хлебушек. Несколько десятков новых слов образовалось от слова хлеб.
Учитель помогает ученикам подобрать, кроме употреблённых в тексте, как можно больше родственных слов, среди них и сложных с первой частью хлеба- (хлебозавод, сбора урожая, хлебопекарня, хлеборезка).
В завершение работы на доске иллюстрируется словотворческое гнездо и обобщаются результаты наблюдений за ним:
Слова из группы родственных слов самым первым появилось в нашем языке? Почему вы так считаете?
- Каким словом можно объяснить значение всех других родственных слов? [23].
Таким образом, понятие родственные слова формируется у второклассников на основе смыслового сопоставления однокоренных слов, раскрытие их семантики по помощью одного и того же слова. Именно такой подход к обучению детей вы значить, являются ли слова родственными, сегодня считается лингвистически грамотным.
Итак, на описанном этапе работы над составом слова важно, чтобы учащиеся глубоко ко осознали такие важные признаки родственных слов, как смысловая близость и наличие общей части (корня). Для этого каждый вывод о принадлежности определённого слова к семье однокоренных слов должно подтверждаться объяснением его лексического значения. Например, слова бумага, бумажка, бумажка, бумажный являются родственными, ибо они близки по значению; бумажка и бумажка-это маленькие листы бумаги, бумажный — сделан из бумаги. Эти слова имеют общую часть (корень).
С целью овладения второклассниками операциями, связанными с выделением корневой морфемы из слова, на уроке составляется памятка (ход рассуждений):
1. Подберите к предложенному слову как можно больше родственных слов.
2. Сравните их и выделите общую часть всех слов. Это-корень.
3. Обозначьте корень слова скобкой () [8].
Таким образом, такая система работы над составом слова во 2 классе способствует формированию речевых и языковых умений, второклассники учатся осознавать существенные признаки каждой морфемы в слове, пробуют устанавливать связи между морфемным строением слова и его лексическим значением.
2.2 Тренировочные упражнения для работы над составом слова во 2 классе
Упражнение «Поймай однокоренные слова»
- Подчеркните однокоренные слова.
Домик белый у реки
С балконами на каждую сторону
Строят братик и сестрёнка.
Потому что у них и отец — строитель. (Н. Забила)
Шишки шишкарь разбивает,
Быстро еду добывает. (Скороговорка)
На солнышко я похож и солнышко люблю,
К Солнцу возвращаю головушку свою,
Стою стройный, высокий, в зелёных одеяниях я,
Золотом одета головушка моя. (Л. Глебов)
Рано на рассвете
Выбежала я из дома,
Веснушку-веснушку
Буду встречать,
Цветочков весенних
Я букет несу —
Пусть вплетёт весна их
В свою косу. (Г. Белова)
Упражнение «Загадочный калейдоскоп».
Задача: до слов-отгадок подобрать обще корневые слова.
Имею платье зелёненькое.
Гибкие, нежные Виты.
Белую кору, состояние тоненький.
Как я зовусь, дети?
Под дубочком родился.
Накрылся зонтиком,
Может 6, из леса попрыгал.
Если бы вторую ногу имел.
Что в лесу самое богатое?
Что в мире самое жирное?
Что в мире сытнее?
Летела птица по синему небу,
Крылья распустила и солнце закрыла.
Упражнение «Расшифровка слов по коду»
6, 24, 2 Дуб
6, 24, 2, 11 дубы
6, 24, 2, 19, 15 Дубок
6, 24, 2, 19, 3, 11, 14 Дубовый
Задание «Разгадывание кроссворда».
Какая-то странная планета. Перед нами необычные горы. их нужно одолеть. Для этого от вас требуется назвать всех жителей этой горы.
Родственные слова записать в тетради, обозначить корень.
Сказка «Семья».
Шли когда-то по тропинке гусь, гусь и гусята. А навстречу им ползла гусеница.
- Я - гусь, это - гусыня, а то - гусята, —вежливо ответил гусь.
- А ты кто?
- Я - ваша тетя, - похвасталась гусеница.
Гуси почтенно загоготали.
- Поняли ли вы, почему обиделись гуси?
- Что же получилось на самом деле?
Какие слова называются родственными? Поделите слово «гусыня» для переноса.
Упражнение «Поймайте слова».
Впишите в пустые ячейки однокоренные слова из стихотворения.
У озера ежедневно
Забавляет лягушка лягушонок.
Обнимает лапкой,
Называет лягушкой.
Л. Кулиш-Зеньков
Игра «Поймай родственное слово»
Родственные слова изучали,
И все в классе замечали,
их добирать не трудно:
Двор, дворище, дворняжка.
А дома вечером хвасталась
Своей бабушке внучка:
- Я словам родственным научилась!..
Дворище, дворик, Жучка.
Упражнение «Верните на места слова».
- Какие из них однокоренные?
Сама собой ... эта тычет,
Маленькая ..., узенькая, как ладонь.
Эта речушка - Тихонькая синяя ...
Маленькая ... без имени ещё. (М. Винграновский)
Доченька, речка, речушка, доченька.
Заключение
В ходе проведённой работы нами были сделаны следующие выводы:
Работа над составом слова имеет важное значение в лингвистическом и речевом развитии детей. Ознакомление младших школьников с составом слова раскрывает широкие возможности для постоянного расширения и уточнения словаря учащихся, овладение ими одним из способов раскрытия лексического значения слова.
Начальный курс русского языка имеет познавательно-практический характер. Важное место в действующих программах русского языка для 1-4-х классов отводится изучению младшими школьниками состава слова и элементов словообразования. Усвоение этого материала необходимо для обогащения учащихся определённой суммой знаний о языке, для осмысления ими закономерностей правописания, а также развития логического мышления и речи школьников. Усвоение темы «Состав слова» влияет на воспитание интереса к урокам языка, на развитие лингвистических способностей учащихся.
Анализ программ и учебников показал, что во 2 классе обучающиеся узнают о существовании родственных слов, которые имеют общую часть, одинаковую по значению. Общая часть родственных слов называется корнем. В ходе работы над составом слова второклассники учатся отыскивать и подбирать самостоятельно родственные слова, устанавливать смысловую зависимость родственных слов, то есть доказывать, почему те или другие слова являются родственными. Обозначать общую часть (корень) в родственных словах. Конструировать производные слова с данными корнями. Строить предложения с родственными словами.
Работа над составом слова включает в себя несколько этапов. Основной этап ознакомления со смысловыми частями слова начинается во 2 классе и продолжается в 3 классе. Проработка темы «Родственные слова. Корень слова» во 2 классе является логичным продолжением пропедевтической словообразовательной работы. О ее эффективности свидетельствует правильное выполнение учениками заданий на отыскивание и подбор родственных слов, выделение их общей части, толкование мотивированных названий предметов, замену словосочетаний одним словом, созидание родственных слов и ввода их в синтаксические единицы и связные тексты.
Для проведения данной работы педагоги должны подбирать интересные, творческие упражнения и задания для формирования познавательного интереса учащихся к данной теме и предотвращения ошибок. Мы рассмотрели методику работы над составом слова во втором классе и упражнения, которые используют педагоги.
На основании проведённого анализа мы предложили разнообразные интересные упражнения и грамматические игры для осуществления работы над составом слова во 2 классе, которые дают возможность в увлекательной форме развивать, обогащать речь учащихся, углублять знания, закреплять изученный на уроках материал. Выполнение творческих упражнений, решение интересных задач требует от второклассников сообразительности, гибкости ума, заставляет повторять выученное, заглядывать в словарь. Все это, безусловно, возбуждает интерес к языку, способствует обогащению лексического запаса, запоминанию норм и правил литературного произношения и письма.
Таким образом, все задачи решены, цель достигнута.
Список использованной литературы
Андреева С.В., Шагдарова Д.Л. Морфемика и словообразование русского языка // Учебно-методическое пособие. - Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2014. - 66 с.
Антонова Е.С., Боброва С.В. Методика преподавания русского языка (начальные классы) // Учебник. - М.: Академия, 2015. - 457 с.
Бредихина С.В. Методические основы обучения грамоте младших школьников. - Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2014. - 92 с.
Бурова И.А. Современный русский язык. Морфемика. Словообразование. Морфология Часть 1. Именные части речи // Учебно-методическое пособие к практическим занятиям для студентов направления. - М: РУТ (МИИТ), 2017. - 68 с.
Васильева Т.В. Изучаем морфемику и словообразование. - Хабаровск: Тихоокеанский государственный университет (ТОГУ), 2018. - 124 с.
Горячева И.А. Обучение русскому языку: программы и методики работы в начальной школе // Программы и методики работы в начальной школе. 2 класс. Методическое пособие для учителя начальной школы. - М.: Институт психолого-педагогических проблем детства РАО, лаборатория психологической антропологии, 2012. - 496 с.
Дорофеева Г.В. Большая книга заданий по русскому языку. 1-4 классы. - М.: Эксмо, 2011. - 224 с.
Дьячок Н.В. Морфемика и словообразование. Конспект лекций. - Днепропетровск: Репозиторий ДНУ, 2017. - 18 с.
Жеребило Т.В. Термины и понятия: Морфемика. Словообразование // Словарь-справочник. - Назрань: Кеп, 2015. - 54 с.
Жукова Т.А. Рабочие программы. Начальная школа. УМК Школа России. - М.: Планета, 2015. - 168 с.
Зиновьева Т.И., Курлыгина О.Е., Трегубова Л.С. Практикум по методике обучения русскому языку в начальных классах. - М.: Академия, 2007. — 304 с.
Зубова Л.В., Меньшикова Ю.В. Морфемика и словообразование современного русского языка//Учебник для высших учебных заведений Российской Федерации. - СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2014. — 255 с.
Кислякова Е.В. Русский язык. Рабочая программа по учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого. - Волгоград: Учитель, 2013. - 91 с.
Кожевников А.Ю., Кожевникова Л.П. От корня - к слову. - СПб.: Сага, Наука, 2004. — 192 с.
Козинец С.Б. Морфемика и словообразование в научной и школьной грамматиках // Научно-методическое пособие для учителей. - Саратов: Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2014. - 89 с.
Крылова О.Н. Русский язык. 2 класс: контрольно-измерительные материалы. - М.: Экзамен, 2014. - 80 с.
Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. - М.: Академия, 2007. - 464 с.
Мали Л.Д. Методика обучения русскому языку и литературе в начальных классах// Учебное пособие. - Пенза: Пензенский государственный университет (ПГУ), 2014. - 220 с.
Миронова С.В., Салимова Д.А. Морфемика и словообразование // Учебно-методическое пособие. - Казань: РИЦ «Школа», 2012. - 108 с.
Мусатов В.Н. Русский язык. Морфемика, морфонология, словообразование. – М.: Наука, 2010. - 360 с.
Осипова Т.А. Морфемика и словообразование современного русского языка // Практическое пособие. - Гомель: ГГУ им. Ф.Скорины, 2011. - 69 с.
Рудь С.М. Методика обучения русскому языку в начальных классах. Речевое развитие младших школьников // Методические рекомендации. - Старобельск: Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко, 2019. - 142 с.
Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. К тайнам нашего языка: Тетрадь-задачник к учебнику русского языка для 2 класса. В 3-х частях. - 10-е изд. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012. - 64 с.
Ушакова О.Д. Однокоренные слова. - СПб.: Литера, 2013. - 96 с.
Федеральный государственный стандарт начального общего образования. – М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2011. – 98 с.
Приложение
Конспект урока русского языка 2 – класс
Тема. Корень слова. Однокоренные (родственные) слова.
Цели. Дать понятие о родственные слова и обозначить в них общую часть (корень), развивать навыки наблюдения, анализа, сопоставления и на этой основе - умение делать несложные выводы и обобщения. Развивать языковое чутье, внимание к лексическому значению слов. Обогащать словарный запас учащихся. Воспитывать любовь и бережное отношение к родному языку.
Оборудование. Таблица «Родственные слова», презентация, индивидуальные карточки, карточки для работы в паре.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Ход урока.
1. Организация класса.
То, что знаем-расскажем,
То, что умеем-покажем!
«Думать творчески!
Работать внимательно!
Отвечать четко!
Писать каллиграфически!»
С каким настроением вы начинаете урок?
2. Ожидания от урока.
Я надеюсь, что сегодняшний урок наш будет уроком добра, творчества, получения новых знаний и умений.
- А чего вы ожидаете от урока?
- Чтобы ваши и мои ожидания сбылись, наш урок мы проведем под лозунгом, который вы можете прочитать на карточке, которая лежит на парте.
Не просто слушать, а слышать!
Не просто смотреть, а видеть!
Не просто отвечать, а рассуждать!
Работать будем в парах и группах.
Повторим правила сотрудничества.
3. Актуализация опорных знаний.
1. Проверка домашнего задания.
- Прочти выписанные предлоги?
-Какие слова называем предлогами?
- Почему их так назвали?
2. Работа с карточками.
-Исправь ошибки на доске: Оперение, чтение, марийка, насосные, Лоня, маьонез, шчастя, Город москва.
- Отредактируй предложение (карточка индивидуальная).
- Работа в парах:
- Вставь пропущенные слова.
- Найдите слова, которые имеют разное количество букв и звуков. Какой частью языка являются эти слова?
Работа в паре (карточка)
1В.: спишите II предложение.
2В.: спишите III предложение.
Вывод: служебные слова служат для связи слов в предложении пишутся отдельно. Не отвечают на вопросы.
4. Мотивация учебной деятельности.
У каждого человека, есть своя семья.
Есть родители, и тетя и дядя
Может сестры и братья.
Эта семья счастлива,
Потому что все вместе-они сила!
Это-поддержка и понимание,
Это-уважение, это-корни.
- Кого вы видите на фото?
- Каждое дерево, каждая семья имеют корень. Корень-это начало чего-то нового.
- Сегодня на уроке мы узнаем, что и слова имеют корень.
Тема нашего урока: «Корень слова. Однокоренные слова.»
V. Первичное осмысление знаний.
1. Объяснение учителя.
Пришло время объяснить, что это за волшебные слова.
Урок продолжим без остановки с речевой разминки.
2. Скороговорки. (карточки)
На покосе косарь косой косит.
Ворона проворонила воронёнка.
Чем интересны эти скороговорки? Какие слова похожи?
Сегодня мы раскроем секрет этих слов. Будем развивать свою речь, обогащать словарный запас, вспомним, как надо относиться к родному языку.
3. Каллиграфическая минутка.
Дд Дуб ищ ок очков
Они одного корня дети.
Составьте новые слова, используя слоги и слово -дуб. Запишите эти слова.
Работа в карточке.
Составьте сказку, используя слова из доски. (Дуб, Дубище, Дубок, Дубочек)
(Много лет живет на опушке коренастый Дуб. Глубоко пустил в землю он свои корни. Одиноко ему было на белом свете, вот и появились у него три сыночки: старший, он вырос великаном, звали Дубище, середущого – Дубок, наименьшего Дубок. Солнце ласкало их своими лучами, ветер колыхал Виты, дождик поил водичкой. Выросли сыновья и стали похожими на своего отца, потому что они одного корня дети.)
Вопрос:
Кто персонажи этой сказки? Запишите в тетрадь.
Как вы понимаете это выражение?
Есть ли общая частица у этих слов? Можно ли сказать, что эти слова одного корня дети?
А кем были герои сказки?
Можно ли сказать, что эти слова тоже являются семьёй? (они родственные слова)
Чтение правила из учебника.
Упражнение 1. (учебник)
Вывод: достаточно ли словам быть похожими друг на друга? (надо ещё иметь общее значение)
6. Обобщение и систематизация полученных знаний.
Сегодня мы поработаем садоводами, попробуем взрастить целый сад словотворческих деревьев, так в народе говорят:
«Посадил дерево-себя прославил, посадил сад – род прославил».
Будем развивать и обогащать наш прекрасный родной язык.
Много тысяч лет назад жил-был себе корень «сад». Нашли его люди и начали думать, что с ними делать. А корень и говорит:
«Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево.»
Посадили люди корень "сад" и стал он расти. Сначала один росток пустил, потом второй, третий... Много ростков появилось от корня "сад".
Все они на корень подобны и своё что-то в каждом есть.
Работа в парах.
- У вас на парте есть карточка со словом. На доске выросли словотворческие деревья.
Вам нужно найти дерево с корнем вашего слова.
Работаем в паре.
Подойдите к своему дереву, объединитесь в группы и вырастите свои деревья.
Проверка. Запишите слова в тетрадь.
1 вариант: спишите слова с корнем - лист-
2 вариант: спишите слова с корнем - вод -
Работа с картой (Задание 6)
7. Домашнее задание: по выбору
8. Итог урока. Рефлексия.
1. Метод «Микрофон». Продолжите предложение: «Теперь я знаю ...»
- Что корень – это общая часть родственных слов)
- Родственные слова ещё называют ... (однокоренными)
- Чтобы правильно выделить корень, надо ... (подобрать родственные слова)
2. Рефлексия.
- Оправдались ли ваши ожидания от урока? (Настроение)
- Какие новые знания вы получили?
- Какие задачи были для вас сложными в исполнении?
- Какие задания вы бы выполнили на следующий урок?
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Составить рисковый проект (проектирование объекта по управлению рисками)
Контрольная, Проектный менеджмент
Срок сдачи к 8 дек.
Написать реферат по теме: «Государство всеобщего благоденствия»: концепция К. Мюрдаля.
Реферат, Политические и правовые учения
Срок сдачи к 8 дек.
Административно-правовое регулирования в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних
Диплом, Юриспруденция
Срок сдачи к 5 дек.
Конституционные основы статуса иностранцев и лиц без гражданства в России.
Курсовая, Конституционное право
Срок сдачи к 12 дек.
Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении.
Реферат, Физическая культура
Срок сдачи к 6 дек.
Тенденции развития института участия прокурора в арбитражном судопроизводстве.
Курсовая, Прокурорский надзор
Срок сдачи к 15 дек.
Описание задания в файле, необходимо выполнить 6 вариант
Курсовая, Схемотехника
Срок сдачи к 20 янв.
Аристотель, 15 страниц, не менее 5 источников и ссылки указывающие на...
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Нужен реферат на 10 листов
Реферат, Математическое Моделирование Водных Экосистем
Срок сдачи к 11 дек.
Финансовый анализ компании Wildberries - участие компании на рынке ценных бумаг и использование компанией деривативов и валюты в рамках своей деятельности
Доклад, Финансы
Срок сдачи к 11 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!