это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3214374
Ознакомительный фрагмент работы:
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ
1.1 Сущность эффективности деятельности медицинских учреждений
1.2 Показатели эффективности деятельности учреждений
2 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РФ И ЗА РУБЕЖОМ
2.1 Стратегические приоритеты развития здравоохранения в РФ и за рубежом. Показатели оценки их достижения
2.2 Систематизация показателей результативности деятельности медицинских организаций
2.3 Применение методик оценки эффективности использования бюджетных средств и эффективности деятельности медицинских учреждений
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ
3.1 Основные направления повышения эффективности деятельности медицинских учреждений
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
3
5
5
7
12
12
14
17
21
21
29
32
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность предпринятого исследования обусловлена тем высоким социальным значением, которое в человеческом обществе имеет деятельность медицинских учреждений. При этом в условиях ограниченных ресурсов следует уделять особое внимание решению задачи повышения эффективности их деятельности, что требует организации последовательно и методически грамотно выстроенного подхода к мониторингу их работы.
Эффективность учреждений здравоохранения можно разделить на несколько видов:
1) медицинская эффективность - может быть оценена по степени достижения заложенного требованиями населения качества на основе применения комплексных методов по восстановлению и поддержанию здоровья людей;
2) социальная эффективность, учитывающая число людей с восстановленным здоровьем, число возвращенных к экономической активности людей, доступность медицинского обслуживания для максимально возможного количества людей;
3) экономическая эффективность, оцениваемая по степени достижения финансовых и хозяйственных результатов благодаря оптимизации использования ресурсов и приведение затрат в наиболее экономически выгодный баланс с полученными прибылями, направленными на дальнейшее развитие учреждения.
Каждый из данных аспектов имеет самостоятельное значение и требует предметного изучения с тем, чтобы обеспечить целенаправленные действия по совершенствованию эффективности деятельности медицинских учреждений. Этими соображениями и обусловлен выбор для исследования темы «Мониторинг деятельности медицинских учреждений. Подходы к разработке методики».
Объектом данного исследования являются медицинские учреждения.
Предмет исследования – разработка методических рекомендаций для организации мониторинга деятельности медицинских учреждений.
Целью является определение методических подходов, которые помогали бы провести комплексную и обоснованную оценку эффективности деятельности медицинских учреждений.
Задачи исследования:
- определить сущность эффективности деятельности медицинских учреждений;
- охарактеризовать показатели эффективности деятельности учреждений;
- рассмотреть стратегические приоритеты развития здравоохранения в РФ и за рубежом, а также показатели оценки их достижения;
- изучить систематизацию показателей результативности деятельности медицинских организаций;
- исследовать применение методик оценки эффективности использования бюджетных средств и эффективности деятельности медицинских учреждений;
- определить основные направления повышения деятельности медицинских учреждений.
Для достижения поставленных целей было признано целесообразным использовать методы: анализ, синтез, обобщение, сравнение, индукция и дедукция.
Структура работы выстроена традиционно и включает в себя введение, основную часть, заключение и список источников.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ
1.1 Сущность эффективности деятельности медицинских учреждений
Современная наука управления под эффективностью понимает результат деятельности, характеризуемый отношением полученного экономического эффекта и затратами, обусловившими получение этого результата. Это позволяет определять эффективность как способность достигать поставленные цели или оптимальное соотношение между затраченными ресурсами и полученным результатом. То есть эффективность - соотношение показателей «затраты-результат», выделяя затратно-результативную составляющую эффективности.
Анализ финансовой деятельности призван дать характеристику эффективности работы медицинского учреждения за определенный период времени (месяц, квартал, год и т.д.) безотносительно к стартовому состоянию. Другим словами, выясняя показатели финансовой деятельности, определяют, насколько эффективно работало медицинское учреждение в этом период.
На эффективность деятельности медицинского учреждения влияют две группы факторов:
1) Внешние факторы, на которые медицинские учреждения имеют ограниченное влияние:
- система финансового обеспечения оказанных медицинских услуг;
- уровень тарифов при оказании услуг в системе обязательного медицинского страхования и платных медицинских услуг;
- система налогообложения и т.д.
Внешние факторы определяют прибыль от оказания различных видов медицинских услуг и других направлений деятельности медицинского учреждения. Внешние факторы не учитывают социальную составляющую деятельности медицинского учреждения.
2) Внутренние факторы, на которые медицинское учреждение может влиять:
- структура медицинского учреждения;
- экономические и социальные показатели работы учреждения и его подразделений;
- система оплаты труда медицинских работников, в том числе система стимулирования.
Внутренние факторы определяются особенностями самого медицинского учреждения.
Современный взгляд на деятельность по оказанию медицинских услуг характеризуется большим вниманием к такому показателю, как эффективность. Эффективность является основой установления должного качества услуг, которое и должно служить отправной точкой для проведения оценок всей деятельности отрасли в области здравоохранения.
Произвести оценку деятельности здравоохранения невозможно только с какой-либо одной точки зрения, поскольку эта сфера имеет значимость в нескольких областях жизни общества и государства, а это означает необходимость комплексного изучения деятельности по многим показателям, в числе которых ключевым, обобщающим, может послужить эффективность. Совершенствование системы здравоохранения должно развиваться в направлении повышения качества предоставления услуг, которое может быть достигнуто через повышение эффективности деятельности.
Препятствием в динамическом развитии здравоохранения служит недостаточно эффективное использование ресурсов, рост расходов, связанный с объективными причинами, такими, как старение населения, связанный с этим рост количества хронических заболеваний, повышение спроса на услуги, которые должны предоставляться на некоммерческой основе.
Социальная составляющая в деятельности системы здравоохранения накладывает ограничения на ресурсы отрасли. Исследования возможностей повышения эффективности деятельности в условиях ограниченных ресурсов интересуют многих специалистов.
Для российского здравоохранения отдельной проблемой является аспект управления медицинскими учреждениями. Эффективность управлении определяет возможности системы в развитии и достижении стратегических целей - удовлетворенности населения качеством оказываемых медицинских услуг, доступностью этих услуг и обеспечения положения, при котором качество бесплатных услуг, оказываемых государственными медицинскими учреждениями, не уступает качеству услуг, оказываемых на коммерческой или платной основе.
Система управления лечебно-профилактическим учреждением формируется в виде комплекса мероприятий по совершенствованию деятельности, которая имеет две основные фазы: хозяйственную и медицинскую, тесно связанные между собой и пребывающие в постоянном взаимодействии. Главная задача деятельности управления медицинским учреждением сводится к достижению максимально возможных результатов в обоих сторонах деятельности учреждения при условии ограниченности ресурсных возможностей.
1.2 Показатели эффективности деятельности учреждений
Размеры доходов медицинского учреждения, получаемых при оказании платных медицинских услуг, зависят от особенностей государственного регулирования и рыночного позиционирования производителей медицинских услуг в субъектах РФ, а также от полноты использования экономических методов управления.
Необходимо методическое обеспечение эффективности экономических расчетов проектов в сфере здравоохранения с учетом оценок «затраты-результаты», «затраты-полезность», «затраты-выгоды».
Организации здравоохранения должны обеспечивать экономические результаты работы и реализовывать стратегии возмещения как нормативных, так и фактических расходов (за счет средств бюджетов, ОМС и поступлений от деятельности, приносящей доход). Наряду с традиционными оценками медицинской и социальной результативности ЛПУ должна применяться оценка экономической эффективности их деятельности.
От организации управленческого учета в бюджетных и автономных учреждениях здравоохранения зависит эффективность управления расходами медицинского учреждения. На современном этапе стоят следующие задачи.
1. Измерять экономическую эффективность производителей медицинских услуг с учетом единых принципов государственного нормирования расходов, которые должны быть научно обоснованы и учитывать отечественный и зарубежный опыт.
2. Рассматривать федеральные стандарты медицинской помощи как возможную основу для расчета объемов возмещения фактических расходов бюджетных и автономных учреждений здравоохранения за счет бюджетных источников и средств ОМС.
3. Осуществлять мониторинг расходов бюджетных и автономных учреждений здравоохранения, их потребностей в государственных субсидиях, средствах ОМС, а также мониторинг доходов от платных услуг, инвестиционных возможностей государственно-частного партнерства. Это позволит планировать объемы целевого финансирования по видам медицинской помощи, включенным в программы государственных гарантий.
Целесообразно дополнить существующие показатели оценки результативности и эффективности использования бюджетных средств на примере здравоохранения следующими группами показателей:
1. Первая группа М. - результативно-производственные показатели. К ним относятся:
- число пролеченных больных;
- число койко-дней;
- среднегодовое количество коек;
- врачебный персонал;
- средний медицинский персонал;
- младший медицинский персонал;
- административный медицинский персонал.
Вторая группа Е. - сметно-бюджетные показатели деятельности медицинского учреждения, которые определены в соответствии со статьями классификации операций сектора государственного управления:
- 211 - заработная плата;
- 212 - прочие выплаты;
- 213 - начисления на выплаты по оплате труда.
- 221 - услуги связи;
- 222 - транспортные услуги;
- 223 - коммунальные услуги;
- 225 - работы, услуги по содержанию имущества;
- 226 - прочие работы, услуги;
- 290 - прочие расходы;
- 310 - увеличение стоимости основных средств;
- 340 - увеличение стоимости материальных запасов;
- целевые субсидии.
Выбор и обоснование системы оценочных сметно-бюджетных и результативно-производственных показателей лечебно-профилактических учреждений предлагается осуществлять на основе использования только официальной информации - отчетов об исполнении сметы расходов бюджетных медицинских учреждений и отчетов об исполнении бюджетов по сети, штатам и контингентам.
Группировка сметно-бюджетных и результативно-производственных показателей медицинских учреждений позволяет провести сравнительный анализ эффективности расходования бюджетных средств, а также совершенствовать процесс финансирования бюджетных медицинских учреждений. Система показателей сформирована с учетом их максимальной информативности, унифицированности, возможности проведения рейтинговой оценки медицинских учреждений как в сравнении с другими бюджетными учреждениями, так и во времени (ежемесячно, поквартально и за ряд лет).
Предлагается рассчитать следующие удельные результативно-производственные и удельные сметно-бюджетные показатели для определения результативности и эффективности управления бюджетными средствами:
1) расчет удельных результативно-производственных показателей М1, относимых к первой группе, определяется по следующей формуле:
(1)
где М1 - доля j-го показателя, приходящегося на одну койку,
К - количество коек j-го медицинского учреждения.
Аналогичный расчет производится по каждому медучреждению, по всем результативным производственным показателям;
2) расчет удельных сметно-бюджетных показателей Е относимых ко второй группе показателей, производится по формуле:
(2)
где Еi - доля i-го показателя, приходящегося на одну койку.
Аналогичный расчет производится по каждому медицинского учреждения, по всем сметно-бюджетным показателям.
Таким образом, полученные значения при расчете удельных результативно-производственных и удельных сметно-бюджетных показателей дают возможность привести их к сопоставимому виду для определения результативности деятельности медицинского учреждения.
2 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РФ И ЗА РУБЕЖОМ
2.1 Стратегические приоритеты развития здравоохранения в РФ и за рубежом. Показатели оценки их достижения
С целью зафиксировать национальные приоритеты в нашей стране был принят документ стратегического планирования, разработанный в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан - Стратегия развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года
Данный документ включает в себя оценку состояния национальной безопасности в этой сфере, определяющим цели, основные задачи и приоритетные направления развития здравоохранения в Российской Федерации. Стратегия утверждена президентом Владимиром Путиным 6 июня 2019 года и вступила в действие со дня подписания.
Раздел «Здравоохранение» присутствовал в «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» и сохранился в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, пришедшей ей на смену в 2015 году. В документе отмечается, что «развитие здравоохранения и укрепление здоровья населения Российской Федерации является важнейшим направлением обеспечения национальной безопасности, для реализации которого проводится долгосрочная государственная политика в сфере охраны здоровья граждан», а также определяются стратегические цели госполитики, угрозы национальной безопасности и факторы, негативно влияющие на национальную безопасность в этой сфере.
Стратегия включает в себя не только оценку состояния нацбезопасности в сфере охраны здоровья граждан, но и цели, основные задачи и приоритетные направления развития здравоохранения, а также основные этапы, ожидаемые результаты и механизмы реализации.
Основными задачами развития здравоохранения в РФ являются:
- создание условий для повышения доступности и качества медицинской помощи;
- профилактика заболеваний;
- разработка, внедрение и применение новых медицинских технологий и лекарственных средств;
- предотвращение распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих;
- совершенствование системы контроля в сфере охраны здоровья граждан, включая государственный контроль (надзор) в сфере обращения лекарственных средств, государственный контроль за обращением медицинских изделий;
- обеспечение биологической безопасности;
- совершенствование системы федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Стратегию планируется реализовывать в два этапа. Приоритетными задачами первого этапа (2019-2020 годы) становятся:
- создание правовых, организационных и финансовых механизмов, обеспечивающих устойчивое функционирование системы здравоохранения,
- формирование целостной системы подготовки и привлечения кадров для системы здравоохранения,
- создание условий для дополнительного финансирования и роста инвестиционной привлекательности системы здравоохранения.
Второй этап (2021-2025 годы) нацелен на формирование новых решений, направленных на устойчивое развитие системы здравоохранения, сохранение здоровья населения и повышение качества медпомощи, совершенствование механизмов лекарственного обеспечения граждан, развитие механизмов финансирования медпомощи, в т. ч. в рамках ОМС.
Ожидается, что реализация Стратегии позволит создать условия для:
обеспечения национальной безопасности в сфере охраны здоровья граждан;
увеличения ожидаемой продолжительности жизни при рождении;
увеличения продолжительности активной трудовой жизни, сокращения периодов временной нетрудоспособности и повышения качества жизни граждан за счет уменьшения уровня заболеваемости.
Угрозами национальной безопасности названы высокий уровень неинфекционных заболеваний, отток высококвалифицированных медиков из госучреждений, достаточно высокий уровень распространенности наркомании, алкоголизма, ВИЧ, гепатитов, туберкулеза, риск возникновения новых инфекций, а также биологического терроризма. Среди вызовов национальной безопасности — старение населения, неудовлетворенность доступом и качеством медицинской помощи, замещение бесплатных медуслуг платными и рост числа детей-инвалидов.
2.2 Систематизация показателей результативности деятельности медицинских организаций
Обобщая данные в области эффективности бюджетного управления медицинскими учреждениями, применяются следующие показатели:
1. Отраслевые показатели:
- объём оказанных бюджетных услуг по видам деятельности,
- количество услуги и полученных результатов,
- число потребителей услуг.
2. Экономические показатели:
- затраты на оказание услуги,
- удельный вес расходов на оплату отдельных видов бюджетных услуг.
3. Социальные показатели:
- показатель смертности, рождаемости,
- средней продолжительности жизни,
- удовлетворённость населения качеством бюджетных услуг.
Современными исследователями систематизированы этапы проведения экономического анализа эффективности деятельности бюджетного учреждения медицинского профиля:
1 этап - предварительный обзор обобщающих показателей и внешних условий деятельности бюджетного учреждения.
2 этап - анализ показателей по следующим направлениям:
- анализ технико-организационного уровня и социальной значимости услуг,
- анализ нефинансовых активов,
- оценка эффективности использования ресурсов (материальных, финансовых) и расходов бюджетного учреждения,
- анализ капитала, уровня и динамики дебиторской и кредиторской задолженности, трудовых ресурсов и производительности труда, смет внебюджетной деятельности, финансового состояния.
3 этап - факторный анализ. Применяют двух-, трёх-, пятифакторные модели, определяя влияние нефинансовых активов, материальных ресурсов, трудовых ресурсов, рыночных факторов на объём оказанных медицинских услуг.
4 этап - Оценку эффективности бюджетных расходов можно произвести на основе следующих показателей эффективности:
1. Экономической эффективности: соотношение показателей бюджетной услуги и её объёма (У) и затрат на предоставление бюджетных услуг.
Э = У / З (3)
2. Результативности: соотношение показателя конечного результата (Р) и затрат на предоставление бюджетных услуг (З).
R = Р / З (4)
3. Эффективности бюджетных расходов (произведение показателей экономической эффективности и результативности).
Эбр = Э х R (5)
При этом можно повысить экономическую эффективность при сохранении результативности, сохраняя расходы на оказание бюджетных услуг без ухудшения качества услуги и конечного результата, а также повысить результативность при сохранении экономической эффективности, повышая качество предоставленной бюджетной услуги без роста расходов на её предоставление.
5 этап - апробация построенных факторных моделей, формирование аналитической базы. При этом, методы вертикального, горизонтального, трендового анализа, анализа финансовых коэффициентов позволяют определить эффективность (неэффективность) деятельности бюджетного учреждения в сравнении с российской и международной практикой.
6 этап - обобщение результатов проведённого анализа с целью объективной оценки эффективности и социальной значимости деятельности бюджетного учреждения, выявление резервов для повышения эффективности деятельности.
Таким образом, экономическая эффективность означает наилучшее использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов общества для ускорения достижения конкретных целей. Следовательно, показатель эффективности характеризует получаемый эффект в сопоставлении с затратами на его достижение.
Применение единых показателей эффективности деятельности бюджетного учреждения медицинского профиля позволяет оценить степень достижения поставленных целей по повышению эффективности использования бюджетных средств и других ресурсов, а рациональное использование материальных и трудовых ресурсов позволит медицинским учреждениям выполнить обязательства государства по оказанию медицинских услуг.
2.3 Применение методик оценки эффективности использования бюджетных средств и эффективности деятельности медицинских учреждений
Методика оценки результативности деятельности медицинских учреждений и эффективности управления бюджетными средствами основывается на определении итогового стандартизованного показателя, рассчитанного на основе удельных сметно-бюджетных и удельных результативно-производственных показателей деятельности.
Сущность метода заключается в приведении показателей к сопоставимому виду или стандартизации. На первом этапе исследования показатели классифицируются на две группы.
К первой группе необходимо отнести показатели, по которым чем выше значения, тем результативнее деятельность медицинских учреждений. Они характеризуют влияние на качество предоставления медицинских услуг, тем самым определяя эффективность управления бюджетными средствами.
Ко второй группе отнесены показатели, по которым чем меньше значения, тем результативнее деятельность медицинских учреждений. Они косвенно связаны с реализацией медицинских услуг: их минимизация характеризует экономное расходование бюджетных средств.
На втором этапе необходимо все полученные значения привести к сопоставимому виду для последующего разбития медицинских учреждений на группы в зависимости от эффективности управления бюджетными средствами.
Показатели, для которых чем выше значения, тем эффективнее управление бюджетными средствами медицинских учреждений, приводятся к сопоставимому виду по следующей формуле:
(6)
где Кх - доля показателя, приходящегося на одну койку по ЛПУ № Х;
Кмах - максимальное значение показателя по всем ЛПУ;
Кфакт - значение показателя, приходящегося на одну койку по ЛПУ № Х;
Кмин - минимальное значение показателя по всем ЛПУ.
Показатели, для которых чем меньше значения, тем результативнее деятельность ЛПУ, приводятся к сопоставимому виду по следующей формуле:
(7)
На заключительном этапе рассчитывается итоговое значение совокупного стандартизированного сметно-бюджетного и результативно-производственного показателя деятельности медицинских учреждений для исследуемых лечебно-профилактических учреждений. Для этого используемые удельные результативно-производственные и удельные сметно-бюджетные показатели стандартизируются, т. е. приводятся к сопоставимому виду (согласно предложенной методике). Полученные значения по каждому показателю деятельности медицинских учреждений суммируются для дальнейшего определения рейтинга результативности деятельности медицинских учреждений.
С = М + Е (8)
где С - рейтинг ЛПУ;
М - совокупные стандартизированные результативно-производственные показатели по каждому медицинскому учреждению;
Е - совокупные стандартизированные сметно-бюджетные показатели по каждому медицинскому учреждению.
Комплексное изучение использованных ресурсов и полученных результатов медицинских учреждений в рамках сметного финансирования дает возможность применить методику стандартизации оценочных совокупных показателей, позволяющих приводить результативно-производственные и сметно-бюджетные показатели по здравоохранению к безразмерному виду и сопоставимости.
Лечебно-профилактические учреждения при этом целесообразно разбить на две группы:
1) больницы;
2) диспансеры.
Абсолютные данные результативно-производственных показателей, дающих количественную оценку числа пролеченных больных, среднегодового количества коек и фактического наличия штата в ЛПУ за конкретный год берутся из годового отчета по сети, штатам и контингентам, а также из дополнительных расшифровок к формам годового отчета.
Абсолютные данные сметно-бюджетных показателей, дающих оценку расходования бюджетных ассигнований на содержание ЛПУ, получаются по сметам расходов ЛПУ в соответствующем году.
Расчеты удельных результативно-производственных и сметно-бюджетных показателей ЛПУ, которые показывают долю абсолютного значения каждого показателя, приходящегося на одну койку, рассчитываются по вышеприведенным по формулам.
На втором этапе все полученные значения приводятся к сопоставимому виду для показателей, для которых чем выше значения, тем эффективнее управление бюджетными средствами, и для показателей, для которых чем меньше значения, тем эффективнее управление бюджетными средствами.
На заключительном этапе рассчитывается итоговое значение совокупного стандартизированного результативно-производственного и сметно-бюджетного показателя для исследуемых ЛПУ.
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ
3.1 Основные направления повышения эффективности деятельности медицинских учреждений
Для того, чтобы деятельность медицинских учреждений была более эффективной, следует уделить особое внимание тому, насколько рационально и обоснованно расходуются имеющиеся в их распоряжении бюджетные средства. Для этого и предполагается использовать методику рейтингового анализа эффективности расходования бюджетными средствами.
В качестве эмпирической базы была принята Нижегородская область.
Приведенная в главе 2 методика основывается на итоговом совокупном стандартизированном результативно-производственном и сметно-бюджетном показателях по каждому типу медицинских учреждений. Данная методика включает в себя следующие этапы.
1. Расчет рейтинговой оценки больниц, диспансеров Нижегородской области на основе удельного результативно-производственного и удельного сметно-бюджетного показателей за 2020 г.
2. Расчет рейтинговой оценки на основе значений итогового совокупного стандартизированного результативно-производственного и сметно-бюджетного показателя по больницам, диспансерам Нижегородской области за 2020 г.
Для составления рейтинга эффективности управления бюджетными средствами медицинских учреждений Нижегородской области следует использовать описанный ранее метод балльной оценки, позволяющий классифицировать медучреждения по эффективности управления ими бюджетными средствами. Чем ниже итоговая балльная оценка, тем эффективнее осуществляется управление ЛПУ бюджетными средствами.
3. Классификация больниц, диспансеров Нижегородской области на группы на основе значения итогового совокупного стандартизированного результативно-производственного и сметнобюджетного показателя.
Критериальные значения для классификации больниц Нижегородской области на группы представлены в табл. 1. Критериальные значения для классификации диспансеров Нижегородской области на группы представлены в табл. 2.
Таблица 1 – Классификация больниц по критерию эффективности расходования бюджетных средств
Группа Итоговая балльная оценка деятельности медицинских учреждений – I
Высокая эффективность расходования бюджетных средств I ≤ 16
Эффективное расходование бюджетных средств 16 < I ≤ 22
Малоэффективное расходование бюджетных средств 22 < I
Таблица 2 – Классификация диспансеров по критерию эффективности расходования бюджетных средств
Группа Итоговая балльная оценка деятельности медицинских учреждений – I
Высокая эффективность расходования бюджетных средств I ≤ 7
Эффективное расходование бюджетных средств 7 < I ≤ 9
Малоэффективное расходование бюджетных средств 9 < I
Метод определения итогового совокупного стандартизированного результативно-производственного и сметно-бюджетного показателя, рассчитанного с учетом показателей, входящих в систему оценки эффективности управления бюджетными средствами медицинских учреждений, дает возможность повысить качество управления государственными и муниципальными финансами и совершенствовать процесс финансирования бюджетных медицинских учреждений в нашей стране.
Для совершенствования эффективности расходования бюджетных средств предлагается ежегодно выделять в составе расходов федерального бюджета ассигнования, подлежащие распределению на конкурсной основе. Эти дополнительные выплаты следует производить на основе формализованной оценки представленных заявок, включающих в себя отчеты об исполнении смет бюджетных учреждений, отчеты об исполнении бюджетов, используются также и другие материалы, позволяющие оценить эффективность управления бюджетными средствами.
Объем данных дополнительных ассигнований, распределяемый по итогам конкурсного отбора, предлагается резервировать до 10% от общей суммы бюджетных расходов на здравоохранение в данном регионе.
Предлагается методика стимулирования медучреждений на основе пропорционального или равномерного выделения суммы дополнительных бюджетных ассигнований в зависимости от эффективности управления бюджетными средствами.
Пропорциональное распределение суммы стимулирования медицинских учреждений целесообразно производить исходя из индекса результативности бюджетных расходов, который рассчитывается по следующей формуле:
(9)
Где – индекс результативности бюджетных расходов i-го ЛПУ;
– средний итоговый совокупный стандартизированный показатель по всем медучреждениям.
Определяется среднее значение индекса результативности по всем исследуемым медучреждениям, которое будет принято за 100 % и которому будет соответствовать сумма дополнительных бюджетных ассигнований в расчете на одну койку.
Сумму дополнительных бюджетных ассигнований в расчете на одну койку предполагается определить делением общей резервируемой суммы стимулирования медучреждений на общее количество коек по всем исследуемым медучреждениям данного региона. Резервируемая сумма для стимулирования эффективности управления бюджетными средствами медицинских учреждений составляет 10% от суммы финансирования здравоохранения региона и составляет около 300 млн руб.
Общее количество коек по исследуемым медучреждениям Нижегородской области составляет 9 028 шт.
Соответственно, сумма стимулирования на одну койку составляет 33 230 руб. (300 млн руб./ 9 028 коек).
Для примера приведем в табл. 3 расчет итогового совокупного результативно-производственного и сметно-бюджетного показателя и индекса результативности расходования бюджетных средств по больницам.
Таблица 3 – Расчет результативности по больницам (Нижегородская область, 2020 год)
ГБУЗ Нижегородской области Совокупный показатель Индекс результативности
Нижегородская областная детская клиническая больница 7,22 1,60
Специализированная кардиохирургическая клиническая больница 9,76 0,44
Городская клиническая больница № 3 (Нижегородский гериатрический центр) 6,35 0,54
Нижегородская областная психоневрологическая больница № 1 им. Кащенко 10,68 2,10
Инфекционная клиническая больница № 2, г. Нижний Новгород 7,63 0,53
Средний показатель 8,68 1,00
Размер дополнительных бюджетных ассигнований лечебно-профилактическим учреждениям на одну койку будет зависеть от эффективности управления бюджетными средствами. Чем выше индекс результативности от среднего значения по всем медучреждениям, тем выше сумма стимулирования, и наоборот.
Анализ данных табл. 3 позволяет сделать вывод, что к больницам, осуществляющим высокоэффективное управление бюджетными средствами, относятся:
- Нижегородская областная психоневрологическая больница № 1 им. Кащенко,
- Специализированная кардиохирургическая клиническая больница.
К больницам, осуществляющим эффективное управление бюджетными средствами, относятся:
- Нижегородская областная детская клиническая больница,
- Инфекционная клиническая больница № 2, г. Нижний Новгород.
И к больницам, осуществляющим неэффективное управление бюджетными средствами, относятся:
- Городская клиническая больница № 3 (Нижегородский гериатрический центр).
Наиболее высокий индекс результативности бюджетных расходов у Нижегородской областной психоневрологической больнице № 1 им. Кащенко, а самый низкий – у Городской клинической больницы № 3 (Нижегородский гериатрический центр).
Значения итогового совокупного результативно-производственного и сметно-бюджетного показателя и индекс результативности расходования бюджетных средств по диспансерам представлены в табл. 4.
Таблица 4 – Расчет результативности по диспансерам (Нижегородская область, 2020 год)
ГБУЗ Нижегородской области Совокупный показатель Индекс результативности
Дзержинский госпиталь ветеранов войн имени А.М. Самарина 8,5 0,58
Нижегородский областной кожно-венерологический диспансер 10,4 0,52
Нижегородский областной клинический противотуберкулезный диспансер 9,86 1,90
Нижегородский областной онкологический диспансер 5,76 1,60
Средний показатель 9,15 1,00
На основе анализа данных табл. 4 можно сделать вывод, что к диспансерам, осуществляющим высокоэффективное управление бюджетными средствами, относятся:
- Нижегородский областной кожно-венерологический диспансер,
- Нижегородский областной клинический противотуберкулезный диспансер.
К диспансерам, осуществляющим эффективное управление бюджетными средствами, относится Дзержинский госпиталь ветеранов войн им. А.М. Самарина.
К диспансерам, осуществляющим неэффективное управление бюджетными средствами, относится Нижегородский областной онкологический диспансер.
Наиболее высокий индекс результативности у Нижегородского областного кожно-венерологического диспансера, а наименьшее значение – у Нижегородского областного онкологического диспансера
Далее согласно предложенной методике определяется средний индекс результативности по каждой группе медучреждений (табл. 5). Определив среднее значение индекса результативности бюджетных расходов, можно рассчитать сумму стимулирования каждого исследуемого ЛПУ Нижегородской области в зависимости от эффективности управления бюджетными средствами. Сумма стимулирования на одну койку в зависимости от индекса результативности и общая сумма дополнительных бюджетных ассигнований по группам медучреждений представлены в табл. 6.
Таблица 6 - Сумма стимулирования в зависимости от результативности
ГБУЗ Нижегородской области Индекс результативности Сумма стимулирования на 1 койку, руб. Кол-во коек Итого сумма доп. ассигнований из бюджета
Дзержинский госпиталь ветеранов войн имени А.М. Самарина 0,58 16 906,49 210,0 3 550 363,16
Нижегородский областной кожно-венерологический диспансер 0,52 15 157,54 190,0 2 879 933,33
Нижегородский областной клинический противотуберкулезный диспансер 1,90 55 383,33 693,0 38 380 650,00
Нижегородский областной онкологический диспансер 1,60
46 638,6 584,0 27 236 940,35
Нижегородская областная детская клиническая больница 1,60 48 334,55 768,0 37 120 930,91
Специализированная кардиохирургическая клиническая больница 0,44 13 292 210,0 2 791 320,00
Городская клиническая больница № 3 (Нижегородский гериатрический центр) 0,54 16 312,91 260,0 4 241 356,36
Нижегородская областная психоневрологическая больница № 1 им. Кащенко 2,10 63 439,09 1 010,0 64 073 481,82
Инфекционная клиническая больница № 2, г. Нижний Новгород 0,53 16 010,82 257,0 4 114 780,27
Из анализа данных табл. 6 видно, что среди больниц наибольшую сумму стимулирования на одну койку и дополнительных бюджетных ассигнований получает Нижегородская областная психоневрологическая больница № 1 им. Кащенко, а среди диспансеров Нижегородский областной клинический противотуберкулезный диспансер, так как у них наибольшее значение индекса результативности расходования бюджетных средств.
Предлагаемая методика учитывает результаты функционирования бюджетных учреждений и позволяет наметить мероприятия по реализации нового закона по реформированию правового статуса некоммерческих организаций. Перейти на функционирование по типу автономного учреждения смогут медучреждения, осуществляющие эффективное управление бюджетными средствами, так как их деятельность позволяет им свободно функционировать в рыночных условиях.
Предлагаемая модель бюджетирования, ориентированного на результат, предполагает возможность распределения бюджетных ресурсов между бюджетополучателями и реализуемыми ими бюджетными программами с учетом или в прямой зависимости от достижения конкретных результатов предоставления услуг в соответствии со среднесрочными приоритетами социально-экономической политики и в пределах прогнозируемых на долгосрочную перспективу объемов бюджетных ресурсов.
Эта модель предполагает переход к средне- и долгосрочному бюджетному планированию, а также мониторинг результативности бюджетных расходов бюджетополучателями.
Таким образом, совершенствование эффективности работы государственных (муниципальных) учреждений, цель которого – повышение доступности и качества государственных и муниципальных (в том числе – медицинских) услуг, безусловно, расширяет возможности экономического выбора пациента, предоставляет определенную экономическую свободу бюджетным и автономным лечебным учреждениям
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, изучив теоретические аспекты оценки эффективности деятельности медицинских учреждений, приходим к следующим выводам:
1) Эффективность - это результат деятельности, характеризуемый отношением полученного экономического эффекта и затратами, обусловившими получение этого результата, выражающая способность достигать поставленные цели или оптимальное соотношение между затраченными ресурсами и полученным результатом. Анализ финансовой деятельности призван дать характеристику эффективности работы медицинского учреждения за определенный период времени (месяц, квартал, год и т.д.) безотносительно к стартовому состоянию. Главная задача деятельности управления медицинским учреждением сводится к достижению максимально возможных результатов в обоих сторонах деятельности учреждения при условии ограниченности ресурсных возможностей.
2) Организации здравоохранения должны обеспечивать экономические результаты работы и реализовывать стратегии возмещения как нормативных, так и фактических расходов (за счет средств бюджетов, ОМС и поступлений от деятельности, приносящей доход). Наряду с традиционными оценками медицинской и социальной результативности медучреждений должна применяться оценка экономической эффективности их деятельности.
Целесообразно дополнить существующие показатели оценки результативности и эффективности использования бюджетных средств на примере здравоохранения следующими группами показателей: результативно-производственные показатели (число пролеченных больных; койко-дней;- врачебный и медицинский персонал, и др.) и сметно-бюджетные показатели деятельности медицинского учреждения, которые определены в соответствии со статьями классификации операций сектора государственного управления (заработная плата; услуги связи и транспорта, и др.)
3) В области эффективности бюджетного управления медицинскими учреждениями, применяются следующие показатели: отраслевые, экономические, социальные. В работе систематизированы этапы проведения экономического анализа эффективности деятельности бюджетного учреждения медицинского профиля: сбор исходных данных, анализ показателей по направлениям, факторный анализ, оценка эффективности бюджетных расходов, апробация результатов и их обобщение с целью объективной оценки эффективности и социальной значимости деятельности бюджетного учреждения, выявление резервов для повышения эффективности деятельности.
Таким образом, экономическая эффективность означает наилучшее использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов общества для ускорения достижения конкретных целей. Следовательно, показатель эффективности характеризует получаемый эффект в сопоставлении с затратами на его достижение.
Для решения задачи повышения эффективности работы медучреждений предлагается методика оценки управления бюджетными средствами, которая основывается на определении итогового стандартизованного показателя, рассчитанного на основе удельных сметно-бюджетных и удельных результативно-производственных показателей деятельности. В качестве эмпирической базы была принята Нижегородская область.
Для анализа использовался метод балльной оценки, позволяющий классифицировать медучреждения по эффективности управления ими бюджетными средствами.
Для совершенствования эффективности расходования бюджетных средств предлагается ежегодно выделять в составе расходов федерального бюджета ассигнования, подлежащие распределению на конкурсной основе по итогам рейтинговой оценки результатов медучреждений за конкретный год.
Предлагаемая модель бюджетирования, ориентированного на результат, предполагает возможность распределения бюджетных ресурсов между бюджетополучателями и реализуемыми ими бюджетными программами с учетом или в прямой зависимости от достижения конкретных результатов предоставления услуг в соответствии со среднесрочными приоритетами социально-экономической политики и в пределах прогнозируемых на долгосрочную перспективу объемов бюджетных ресурсов.
Совершенствование эффективности работы государственных (муниципальных) учреждений, цель которого – повышение доступности и качества государственных и муниципальных (в том числе – медицинских) услуг, безусловно, расширяет возможности экономического выбора пациента, предоставляет определенную экономическую свободу бюджетным и автономным лечебным учреждениям.
Таким образом, поставленные в данной работе задачи выполнены в полном объеме.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Анализ хозяйственной деятельности бюджетных организаций: учеб. пособие / Д. А. Панков, Е. А. Головкова, Л. В. Пашковская и др. - М.: Новое знание, 2019. – 442 с.
Антипова Т.В., Федейкина Н.В. Оценка эффективности деятельности бюджетополучателей - субъектов сектора государственного учреждения // Сибирская финансовая школа: научно-практический журнал. - 2018. -№ 5/70. - С. 141-146.
Бородин Д.Ю. Мастерская стратегического планирования: методология и результат //Медицинские технологии: оценка и выбор. - 2020. - № 1.- С. 59-64.
Данилов Е. Н., Абарникова В. Е., Шипиков Л. К. Анализ хозяйственной деятельности в бюджетных и научных учреждениях: учеб. пособие. - Минск: Интерпрессервис; 2019. – 320 с.
Ильюшин А.Н. Многокритериальная оценка экономической эффективности инновационных проектов // Экономические науки. - 2020. - № 1. – С. 84-88.
Казакова Н.А. Современные парадигмы и методы анализа и контроля бюджетной эффективности: Монография / Н.А. Казакова, Е.А. Федченко, Л.Б. Трофимова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 270 с.
Коробкова О.К. Методологический подход к оценке эффективности деятельности медицинского учреждения // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития -. 2021. - №2. – С. 77-94.
Поющева Е.В., Терешина Н.В. Методические подходы к оценке результативности деятельности лечебно-профилактических учреждений в целях принятия решения по переходу на новые формы функционирования: автономные и бюджетные // Финансы и кредит. – 2021. - №4 (580).- С. 221-229.
Рахматуллина Ю.А., Ягафарова И.Р. Эффективности бюджетных расходов лечебно-профилактических учреждений // Инновационная наука. - 2016. - №6-1. – С. 44-52.
Регузова И.О. Совершенствование теоретических и методических основ управления расходами бюджета: монография. - Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина. 2021. – 127 с.
Сибурина Т.А. Стратегии развития здравоохранения, реализуемые в мире // Социальные аспекты здоровья населения. - 2021. - №2. – С. 92-95.
Стецюнич Ю. Н. Знание особенностей финансирования медицинских учреждений в современных условиях как необходимость эффективного управления // Царскосельские чтения. - 2019. - № XIX / том II. -С. 159-162.
Султангазиев Т.С. Внедрение эффективной стратегии развития человеческого капитала как основа для укрепления национальной системы здравоохранения // Journal of Health Development. - 2020. - № 3 (38). – С. 108-112.
Тараскина А.В. Развитие методики анализа деятельности бюджетных учреждений как инструмент повышения эффективности Управления государственными финансами // Экономический анализ: теория и практика. -2020.- № 28. – С. 110-118.
Яковлева С.Ю. Повышение эффективности управления здравоохранением на основе использования современных технологий бюджетного проектирования //Кремлевская медицина. Клинический вестник. – 2018. - № 1. - С. 25-29.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Составить рисковый проект (проектирование объекта по управлению рисками)
Контрольная, Проектный менеджмент
Срок сдачи к 8 дек.
Написать реферат по теме: «Государство всеобщего благоденствия»: концепция К. Мюрдаля.
Реферат, Политические и правовые учения
Срок сдачи к 8 дек.
Административно-правовое регулирования в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних
Диплом, Юриспруденция
Срок сдачи к 5 дек.
Конституционные основы статуса иностранцев и лиц без гражданства в России.
Курсовая, Конституционное право
Срок сдачи к 12 дек.
Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении.
Реферат, Физическая культура
Срок сдачи к 6 дек.
Тенденции развития института участия прокурора в арбитражном судопроизводстве.
Курсовая, Прокурорский надзор
Срок сдачи к 15 дек.
Описание задания в файле, необходимо выполнить 6 вариант
Курсовая, Схемотехника
Срок сдачи к 20 янв.
Аристотель, 15 страниц, не менее 5 источников и ссылки указывающие на...
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Нужен реферат на 10 листов
Реферат, Математическое Моделирование Водных Экосистем
Срок сдачи к 11 дек.
Финансовый анализ компании Wildberries - участие компании на рынке ценных бумаг и использование компанией деривативов и валюты в рамках своей деятельности
Доклад, Финансы
Срок сдачи к 11 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!