Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Социальная работа с осужденными: технология и методы работы

Тип Курсовая
Предмет Социология

ID (номер) заказа
3214836

500 руб.

Просмотров
634
Размер файла
78.97 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:


ТитулкаОглавление
TOC \o "1-3" \h \z \u Введение PAGEREF _Toc73024566 \h 3Глава 1. Теоретические аспекты социальной работы с осужденными PAGEREF _Toc73024567 \h 51.1. Осужденные как объекты социальной работы PAGEREF _Toc73024568 \h 51.2. Понятие, цель, задачи и направления социальной работы с осужденными PAGEREF _Toc73024569 \h 9Глава 2. Анализ опыта социальной работы в Федеральном казенном учреждении «Колония-поселение № 12» PAGEREF _Toc73024570 \h 142.1. Содержание социальной работы с осужденными в Федеральном казенном учреждении «Колония-поселение № 12» PAGEREF _Toc73024571 \h 142.2. Анализ социальной работы с осужденными в Федеральном казенном учреждении «Колония-поселение №12» PAGEREF _Toc73024572 \h 17Глава 3. Технологии и методы социальной работы с осужденными PAGEREF _Toc73024573 \h 203.1. Основные технологии социальной работы с осужденными PAGEREF _Toc73024574 \h 203.2. Методы социальной работы с осужденными PAGEREF _Toc73024575 \h 24Заключение PAGEREF _Toc73024576 \h 29Список использованной литературы PAGEREF _Toc73024577 \h 31
ВведениеАктуальность темы исследования. Проблема социальной работы в пенитенциарных учреждениях особенно актуальна. Пенитенциарная система традиционно была основана на приоритете наказания и применении репрессивных мер по отношению к осуждённому. Долгие годы она отличалась недостаточно гуманным отношением к людям, осуждённым к лишению свободы. У персонала и администрации исправительных учреждений сложились стереотипы в отношении осуждённых, в соответствии с которыми осуждённые люди не имеют никаких прав. Вместе с тем, Российское государство позиционирует себя как социальное государство, защищающее права всех граждан, в том числе, находящихся в местах лишения свободы.
Как показывает статистика, количество лиц, осуждённых к лишению свободы, продолжает ежегодно увеличиваться. На сегодняшний момент в нашей стране в местах лишения свободы находятся около 741,6 тысяч человек. Даже для 140-миллионной России это немалая цифра. Ежегодно около 300 тысяч человек выходят на свободу [14]. Часть из них через некоторое время вновь возвращается в исправительные учреждения, так как уровень рецидива в стране достаточно высок.
Социальная работа в пенитенциарной системе играет очень важную роль, в обеспечении необходимыми условиями людей, находящихся в местах лишения свободы. Институт пенитенциарной социальной работы важен еще потому, что зачастую человек, находящийся на воле, может решить свою проблему путем обсуждения ее с различными специалистами, к которым он может обратиться в любой момент. Осужденный же в силу существенного ограничения своих прав и свобод просто не имеет возможности обратиться к кому-либо.
В целом, можно утверждать, что социальная работа в пенитенциарных учреждениях с точки зрения степени изученности, является мало исследованной и требует определенных новшеств и доработок, наблюдается увеличение исследовательского и практического интереса, выделилась значительная группа отечественных исследователей, активно занимающихся изучением данной проблемы, среди которых П.Н. Гусаров, Ю.А. Кузьмин, И.Н. Куркина, Л.В. Мазалева, А.Н. Сухов, К.С. Тумаров, Н.И. Щипанова и др.
Объектом исследования является социальная работа с осужденными.
Предмет исследования – основные технологии и методы социальной работы с осужденными.
Цель данной работы – рассмотреть социальную работу с осужденными, технологию и методы работы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- охарактеризовать осужденных как объектов социальной работы;
- изучить понятие, цель, задачи и направления социальной работы с осужденными;
- проанализировать социальную работу с осужденными на примере Федерального казенного учреждения «Колония-поселение № 12»;
- охарактеризовать основные технологии социальной работы с осужденными;
- изучить методы социальной работы с осужденными.
Методы исследования: теоретические методы - анализ научно-методической, нормативно-правовой литературы по проблеме исследования, сравнение, обобщение. Эмпирические методы – анкетирование.
Структура курсовой работы. Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.Глава 1. Теоретические аспекты социальной работы с осужденными1.1. Осужденные как объекты социальной работыОбъектами социальной работы может быть любой человек, а значит, к данному числу общества можно отнести лиц отбывающих наказание в местах решения свободы.
Под осужденным понимается лицо, отбывающее определенный срок наказания в местах лишения свободы посредством судебного приговора.
Объектами социальной работы выступают лица, в силу различных причин нарушившие закон и осужденные судом. Они отличаются по возрастным характеристикам, половой принадлежности, социальной опасности, отношению к отбыванию наказания, религиозной принадлежности и др.
Субъектами социальной работы выступают социальные работники, которых можно классифицировать на две большие группы: аттестованные и вольнонаемные. У каждой категории сотрудников существуют свои функциональные обязанности [7, 128].
Осужденные являются специфической группой клиентов социальной работы. Они обладают своей психологической и правовой, индивидуальными характеристиками, которые устанавливаются условиями заключения. К индивидуальным качествам осужденного относят: приспособление к взаимодействию в условиях заключения, а также психологию преступника и его преступления. Классификация осужденных может осуществляться по различным основаниям. Самой распространенной классификацией преступников может быть деление их по: половому признаку (мужчина и женщина), состоянию здоровья (инвалиды), возрастному критерию (взрослые и несовершенно летние), совершению преступления (умышленные и неосторожности), сюда можно отнести кражи, ранее отбывавшие наказание, убийства, изнасилования, впервые осужденные, совершившие рецидив (повторенное совершение преступления после освобождения), взаимодействие с окружающей средой и другие.Данные деления преступников определяет категории объектов социальной работы, к которыми не обходимы свои подходы и методы работы, а также они требуют индивидуальную работу социального работника. Так как при данных классификация необходима комплексная работа, то есть социальный работник выполняет роль посредника и связующего между осужденным и другими специалистами. То есть в исправительных учреждениях присутствуют объекты социальной работы нескольких категорий осужденных:
- действительно нуждающиеся в социальной помощи и поддержке, не просящие, но и не отказывающиеся от нее в случае ее представления,
- действительно нуждающиеся в социальной помощи, но не желающий контактировать и сотрудничать с социальными работниками,
- добровольные клиенты, сами инициируют оказание им социальной помощи и поддержки.
- прибывают в исправительных учреждениях и находящиеся в карантине,
- освобождающиеся, которых необходимо по специальным программам подготовить к жизни на свободе, помочь им в бытовом и трудовом устройстве, социальной реадаптации.
К вниманию специалистов по социальной работе могут быть отнесены любые осужденные, обратившиеся в группу социальной защиты. Могут быть выделены другие категории осужденных. Это осужденные, имеющие психические отклонения, склонные к суициду и являющиеся злостными нарушителями режима [16].
В соответствии с классификацией личности осужденных по характеру преступного поведения, их принято делить на четыре следующих типа:
1. Последовательно-криминальный тип. Этому типу характерна самая высокая степень криминальной «зараженности», стойкая по охвату личности антиобщественная ориентация, достигающая уровня преступной установки. Для этой категории лиц преступление - своеобразная профессия. При совершении преступления преступник готов при необходимости устранять все элементы, которые мешают достижению преступного результата. В рамках данного типа выделяются преступники с преобладанием агрессивно-насильственной либо корыстной мотивации. К данной категории стандартно относят лиц с устойчивой линией преступного поведения, многократно совершающие преступления в силу моральной деградации, обесценения в социальном аспекте качеств личности. Большинство из преступников не имеют постоянного места жительства, занимаются бродяжничеством, не поддерживают связи с родственниками (или не имеют их), нищенствуют. Их преступное поведение в основном основывается на импульсивности, примитивном характере действий, своего рода мелочностью, неквалифицированными способами совершения и сокрытия преступлений. В то же время они могут по самым ничтожным поводам совершать особо опасные преступления, вплоть до умышленных убийств. Особую роль играют отрицательные нравственно-психологические черты преступников, которые отягощаются хроническим алкоголизмом, наркоманией, психопатологическими отклонениями.
2. Ситуативно-криминальный тип. Формируется по общему правилу в противоречивой среде, соответственно как бы и раздвоена их личность: положительные качества уживаются с отрицательными, причем последние чаще преобладают. Огромное значение в происхождений преступного поведения является взаимосвязь, взаимодействие, взаимодополнение отрицательных признаков личности с негативными характеристиками среды. В этом типе возможно выделение подтипов по мере мотивации преступных действий и другим признакам. Так же он характеризуется нарушением моральных норм и совершением правонарушений непреступного характера; преступление в значительной мере обусловлено неблагоприятной с социально-экономической, нравственной и правовой точек зрения ситуацией его совершения (пребывание в преступном формировании, конфликты с другими лицами). Обычно к совершению преступления толчком является его микросреда и весь предшествующий образ жизни, закономерным развитием которых оказывается ситуация преступления.
3. Ситуативный тип. Для данного типа характерна: идейно-психологическая слабость, отсутствие эмоциональных, интеллектуальных и волевых ресурсов, необходимых для того, чтобы успешно справиться со сложной ситуацией. Причине преступного поведения может быть криминогенная ситуация. Возможно деление преступников по мотивам поведения и другим признакам. Безнравственные элементы сознания и поведения такой личности и ее микросреды, если и имеются, то выражены незначительно. Более существенны дефекты механизма взаимодействия социальной среды и личности в сложной ситуации, в том числе в результате неподготовленности к ней личности.
4. Случайный тип. Эти преступники встречаются редко. По характеристики личности они почти не отличаются от законопослушных граждан. Но им присущи некоторые негативные черты, относящиеся не столько к самой личности, а в большей мере к ее проявлениям в конкретной ситуации: отсутствие осмотрительности, беспечность, чрезмерная импульсивность и другие. Преступление для них чаще всего досадный эпизод или следствие неблагоприятного стечения обстоятельств.
При такой классификации социальный работник включается в оказание комплексной помощи как социальной, психологической, медицинской и организационной, а также поддержка [19].
1.2. Понятие, цель, задачи и направления социальной работы с осужденнымиСоциальная работа в исправительном учреждении представляет собой комплексную деятельность по оказанию социальной помощи и поддержки, осуществлению социальной защиты осужденных, создающую предпосылки для их исправления в период отбывания наказания и ресоциализации после освобождения.
Социальная работа с осужденными является одним из важнейших и перспективных направлений деятельности Федеральной службы исполнения наказаний. Прогрессивная пенитенциарная практика, международные стандарты исполнения уголовных наказаний доказывают, что социальная работа с осужденными — объективная необходимость, она создает условия для реализации прав граждан, находящихся в местах лишения свободы [4, 132].
Цель социальной работы с осужденными в исправительном учреждении - создание предпосылок для исправления и ресоциализации осужденных, а также для их успешной адаптации после освобождения из мест лишения свободы.
Основными задачами такой работы в исправительном учреждении являются:
- выявление и решение социальных проблем осужденных, оказание им дифференцированной социальной помощи;
- организация и обеспечение социальной защиты всех категорий осужденных, особенно нуждающихся в ней (пенсионеров, инвалидов, утративших родственные связи, переведенных из воспитательных колоний, престарелых, страдающих от алкогольной или наркотической зависимости, не имеющих определенного места жительства, больных неизлечимыми или трудноизлечимыми заболеваниями);
- содействие в обеспечении приемлемых социально-бытовых условий отбытия наказания;
- содействие в восстановлении и укреплении социально полезных связей осужденных, их трудовом и бытовом устройстве после освобождения, решение вопросов, связанных с пенсионным обеспечением осужденных;
- выявление лиц и принятие мер по получению документов, удостоверяющих личность осужденного, а также подтверждающих его право на социальное обеспечение;
- привлечение специалистов различных служб социальной защиты населения к оказанию помощи осужденным, в том числе консультативной;
- привлечение общественности к решению социальных проблем осужденных, в том числе в трудовом и бытовом устройстве;
- помощь в социальном развитии осужденного, включая повышение их социальной культуры, развитие социальных потребностей, изменение нормативно-ценностных ориентаций, повышение уровня социального самоконтроля;
- подготовка осужденных к освобождению, организация занятий в «Школе подготовки осужденных к освобождению», привлечение к их проведению заинтересованных служб учреждения, муниципальных социальных служб [18, 219].
Социальная работа с осужденными строится на следующих принципах:
- гуманности - в основе социальной работы в исправительных учреждениях должно быть внимательное заботливое отношение, приоритет уважения личностного достоинства, защиты прав и интересов человека независимо от его доминирующих негативных индивидуальных характеристик, совершенного преступления, поведения;
- доступности и универсальности - все осужденные независимо от политико-идеологических, религиозных, национальных, расовых, половозрастных, социально-статусных и иных особенностей должны иметь равные права и реальные возможности получения законной социальной помощи, поддержки, защиты;
- адресности - оказание индивидуальной социальной помощи всем нуждающимся осужденным, особенно наиболее уязвимым категориям (инвалиды, престарелые, пенсионеры, больные, не имевшие определенного места жительства, рода занятий и др.), их социальное сопровождение в период исполнения наказания, а также содействие постпенитенциарной ресоциализации и реабилитации;
- добровольности - социальная помощь не может оказываться вопреки воле осужденного, за исключением случаев, связанных с угрозой жизни и безопасности самих осужденных и иными обстоятельствами;
- конфиденциальности - неразглашение информации о личности и социальных проблемах осужденных, которая может нанести им различный вред, ущемить их права и достоинство, ухудшить ситуацию;
- воспитательно-профилактической направленности - посредством социальной работы создание условий для исправления осужденных, предупреждения возникновения новых сложных ситуаций, устранение причин, их порождающих;
- стимулирования осужденного - работа должна быть направлена на поиск и поддержку позитивного ресурса осужденного по самостоятельному разрешению своих проблем, а также личное самовоспитание. Участие осужденного в социальной работе необходимо рассматривать в качестве одного из оценочных показателей его исправления, а способность к самостоятельному некриминальному разрешению трудных жизненных ситуаций - как один из критериев готовности к полноценной жизни на свободе;
- толерантности - терпимое профессиональное отношение, оказание помощи всем категориям нуждающихся осужденных, независимо от личных симпатий-антипатий, оценки обстоятельств и характера совершенного преступления, тяжести и его последствий, степени виновности и нравственно-правовой, психолого-педагогической деградации человека. Профессиональная толерантность в пенитенциарной социальной работе требует понимания закономерности разнообразия осужденных, их жизненных ситуаций, а также сочетания терпимого и активно-деятельностного, «полагающего» отношения к этому разнообразию, его учета в профессиональной деятельности специалиста;
- максимизации социальных и личностных ресурсов - для разрешения проблем осужденного, создания условий для его нормального социального самочувствия и позитивного развития личности должны быть использованы все предусмотренные законом основные средства исправления, не запрещенные законом способы и технологии, привлечены все возможные здоровые силы (государственные органы, неправительственные, добровольческие, благотворительные, правозащитные, религиозные и иные организации и учреждения, частные лица) [4, 133].Основными направлениями социальной работы с осужденными являются:
- осуществление общей социальной диагностики осужденных и выявление на ее основе лиц, нуждающихся в приоритетной социальной помощи, поддержке и защите;
- комплексное изучение личности осужденных, нуждающихся в социальной помощи, совместно с сотрудниками психологической лаборатории и разработка индивидуальных программ их воспитания;
- обеспечение нуждающимся лицам квалифицированной социальной помощи, стимулирование осужденных на самостоятельное решение своих социальных проблем и проблем других людей в соответствии с требованиями законов и норм морали;
- укрепление положительных социальных связей осужденных с внешней социальной средой: семьей, родственниками, близкими, общественными и религиозными объединениями, иными лицами, могущими содействовать исправлению и ресоциализации правонарушителей;
- привлечение осужденных положительной направленности к деятельности по решению социальных вопросов, организационное и методическое руководство работой секции социальной помощи;
- обеспечение защиты прав и законных интересов осужденных в социальной сфере, социальная поддержка осужденных на всех этапах исполнения наказания, проведение работы по улучшению социально-бытовых и морально-психологических условий отбывания наказания;
- осуществление деятельности по подготовке осужденных к освобождению [5, 85].
Глава 2. Анализ опыта социальной работы в Федеральном казенном учреждении «Колония-поселение № 12»2.1. Содержание социальной работы с осужденными в Федеральном казенном учреждении «Колония-поселение № 12»Деятельность группы социальной защиты осужденных в ФКУ КП-12, как и в других исправительных учреждениях организована на основании приказа Минюста России от 30 декабря 2005 г. № 262. Положение определяет назначение и содержание деятельности группы социальной защиты осужденных исправительного учреждения ее основные цели, задачи и функции, права и обязанности работников, устанавливает порядок оказания администрацией исправительного учреждения содействия в трудовом и бытовом устройстве лицам, освобождаемым из мест лишения свободы, а также перечень документации, которую составляют и ведут работники группы. Социальная работа организована по трем основным направлениям: общеобразовательная подготовка осужденных, профессиональная подготовка и подготовка к освобождению.
На базе ФКУ КП-12 в соответствии с приказом Минюста России от 07.05.16. №67, функционирует «Вечерняя общеобразовательная школа № 13» г. Оренбурга, в которой за 2019-2020 год было сформировано 3 класса, в которых обучалось 30 осужденных, в возрасте до 30 лет.
Основным видом профессиональной подготовки осужденных в ФКУ КП-12 является обучение в профессионально-техническом училище «Учебно-консультативный пункт». Осужденные обучаются без отрыва от производства по таким специальностям как «Монтажник санитарно-технических систем и оборудования», «Штукатур», «Каменщик», «Повар-кондитер», «Швея», «Специалист, по производству изделий из тканей, кожи и других материалов». Срок обучения в училищах - от 6 месяцев до одного года, а по наиболее сложным профессиям - до 1,5 года.
Вторым видом профессиональной подготовки осужденных в ИУ является обучение непосредственно на производстве. Оно проводится в форме индивидуального, бригадного или курсового обучения. В процессе данного вида обучения решаются задачи как начальной профессиональной подготовки, так и повышения квалификации осужденных.
Кроме вышеназванных форм профессионального обучения, используются и такие виды, как производственно-технические курсы, курсы целевого назначения, школы передовых методов труда и др.
В рамках направления подготовки к освобождению в ФКУ КП-12 организована деятельность «Школы подготовки осужденных к освобождению». В соответствии со ст. 180 УИК РФ не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока лишения свободы, а в отношении осужденных к лишению свободы на срок до шести месяцев - после вступления приговора в законную силу, инспектор социальной защиты осужденных, уведомляет органы местного самоуправления и федеральную службу занятости по избранному осужденным месту жительства о его предстоящем освобождении, наличии у него жилья, его трудоспособности и имеющихся специальностях. Помимо этого, включает в себя и проведение занятий с освобождающимися осужденными в «Школе подготовки осужденных к освобождению». Целью организации подобных мероприятий является формирование у освобождаемых из мест лишения свободы самостоятельных навыков в решении проблем на свободе. Для проведения занятий привлекаются специалисты Центра занятости, врачи, психологи, юристы, также члены общественных организаций, работодателей, ранее отбывавших наказание в местах лишения свободы. Положительный пример человека, ранее отбывавшего наказание, сумевшего порвать с преступным прошлым и начать новую жизнь, может являться эффективным средством создания у осужденных психологической готовности вести добропорядочный образ жизни после выхода на свободу.
Таблица 2.1
График проведения занятий в «Школе подготовки осужденных к освобождению»
Дата и время проведения занятий Тема занятий Кол-во часов Форма занятий Должность, ФИО лица, ответственного за проведение занятий
07.05.20
11:00 «Что такое социальное обеспечение? Пенсии и социальные пособия» 2 Обсуждение Инспектор группы СЗО Хайдар С.Н.
13.05.20
11:00 «Семейные отношения. Права и обязанности родителей и детей» 2 Социальный тренинг Инспектор группы СЗО Хайдар С.Н.
23.05.20
11:00 «Правовые основания усиления ответственности за совершение преступлений лицами, имеющими судимости» 2 Лекция Инспектор группы СЗО Хайдар С.Н.
14.05.20 «Регистрация в центре занятости. Пособие по безработице» 2 Инструктивное занятие Инспектор группы СЗО Хайдар С.Н.
24.05.20 «Психологические аспекты подготовки к жизни на свободе» 2 Тренинг Инспектор группы СЗО Хайдар С.Н.
16.05.20 «Здоровый образ жизни и его компоненты». 2 Лекция с элементами дискуссии Медсестра ИвановаА.И. Инспектор группы СЗО Хайдар С.Н.
27.05.20 «Как устроиться на работу» 2 Лекция-беседа Инспектор группы СЗО Хайдар С.Н
Целью тренингов является восстановление и закрепление у осужденных навыков общения, восстановление семейных ролей, осведомление о деятельности социальных организаций. На всех формах занятий поднимаются разные темы: бытовые, правовые, нравственные, политические и культурные [13].
2.2. Анализ социальной работы с осужденными в Федеральном казенном учреждении «Колония-поселение №12»Федеральное государственное учреждение «Колония-поселение № 12» является подведомственным пенитенциарным учреждением УФСИН России по Оренбургской области.
Социальная защита осужденных в представляет собой комплексную деятельность по оказанию им социальной помощи и поддержки, создающей предпосылки для их исправления в период отбывания наказания и ресоциализации после освобождения, оказанию содействия в трудовом и бытовом устройстве лицам, освобождаемым из мест лишения свободы.
Для выявления эффективности организации социальной помощи осужденным был проведен опрос на базе ФКУ КП-12.Инструментарием для проведения исследования послужила анкета. Мнения участников используются анонимно и исключительно в исследовательских целях. 20 респондентам были заданы вопросы (Приложение 1).
Таблица 2.2
Уровень образования респондентов
«Начальное, неполное среднее» (8-9 классов) 8 чел
«Среднее полное » 4 чел
«Начальное професссиональное» 4 чел
«Среднее профессиональное» 2 чел
«Неполное высшее» 0
«Высшее» 2 чел
Таблица 2.3
Распределение ответов на вопрос «Планируете ли вы трудоустроиться после освобождения по специальности которую получаете ?»
«Да» «Нет»
18 2
Ответы показали, что больше половины опрошенных получают специальности, по которым планируют трудоустроиться после освобождения.
Таблица 2.4
Распределение ответов на вопрос «Знаете ли Вы что перед освобождением будете проходить «Школу подготовки к освобождению?»
«Да» «Нет»
20 -
Все 20 участников анкетирования на вопрос «Знаете ли вы,что будете проходить «Школу подготовки к освобождению?» и «Знаете ли вы какие мероприятия будут проводится в рамках «Школы подготовки к освобождению?» ответили «Да», что говорит о том что осужденные хорошо осведомлены о деятельности группы социальной защиты осужденных.
Таблица 2.5
Распределение ответов на вопрос «За какой помощью обращались вы к специалисту по социальной работе в ФКУ КП-12?»
Материальная поддержка 19 чел
Социально-бытовые услуги 19 чел
Социально-медицинские услуги 10 чел
Социально-педагогические услуги 13 чел
Социально-трудовые услуги 18 чел
Социально-правовые услуги 19 чел
Срочная социальная помощь 5 чел
0 % респондентов обращались за индивидуальной помощью, наиболее востребована материальная помощь, социально-бытовые и социально-трудовые услуги. Срочная социальная помощь требуется редко.
Таблица 2.6
Распределение ответов на вопрос «Как вы можете оценить качество предоставляемых услуг?»
совершенно не устраивает 1 чел
скорее не устраивает 2 чел
скорее устраивает 9 чел
полностью устраивает 6 чел
затрудняюсь ответить -
Половина из обратившихся за помощью к специалисту по социальной работе оценили качество предоставляемых социальных услуг на 3 – «скорее устраивает».
На вопрос «Нуждаетесь ли вы в помощи специалиста по социальной работе после освобождения?» 17 человек из 20 ответили, что им необходима помощь в трудовом и бытовом устройстве после освобождения.
Осужденные отметили что, основным препятствием к получению социальной помощи является – страх быть отвергнутым сотрудниками.
Глава 3. Технологии и методы социальной работы с осужденными3.1. Основные технологии социальной работы с осужденнымиТехнологии социальной работы – совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых для достижения поставленных целей в процессе осуществления социальной работы, для решения разного рода социальных проблем, обеспечения успешной реализации задач социальной защиты населения. Технологии социальной работы являются алгоритмом деятельности, в результате которой достигается определенная социальная цель и преобразуется объект воздействия.
Чтобы описать технологии социальной работы, которые могут быть использованы в пенитенциарном учреждении, были проанализированы работы нескольких авторов. В результате были выделены следующие технологии:
- социальная диагностика;
- социальная адаптация;
- социальная реабилитация;
- социальное консультирование;
- социальное посредничество;
- социальная профилактика;
- социальная коррекция [6, 273].
На наш взгляд, именно эта совокупность технологии позволит успешно решить вопросы социальной поддержки и помощи осужденных и готовящихся к освобождению лиц.
Социальная диагностика-выявление, обозначение и изучение причинно-следственных связей и взаимоотношений, порождающих комплекс социальных проблем различного уровня организации. Социальная диагностика позволяет научно обосновать истоки и детерминанты социальных проблем, ранжировать их по степени настоятельности и значимости, определять пути и последовательность их решения. Она дает возможность наиболее эффективно использовать ресурсы, предназначенные для решения социальных проблем.
Использование данной технологии позволяет определить социальную проблему клиента, выявить причины ее возникновения и спрогнозировать развитие ситуации в дальнейшем.
Социальная адаптация означает процесс устройства личности или социальной категории к новой среде жизнедеятельности путем активного её усвоения [10, 13].
Социальная реабилитация – это комплекс мер, на целенных на возобновление разрушенных или утраченных вследствие каких-то обстоятельств общественных связей и отношений, социально и личностно важных черт, свойств и способностей субъекта.Социальная реабилитация в пенитенциарной системе имеет несколько видов: медико-социальная реабилитация; профессионально-трудовая реабилитация; социально-психологическая реабилитация; социально-ролевая реабилитация; социально-бытовая реабилитация; социально-правовая реабилитация; психолого-педагогическая реабилитация.
Медико-социальная реабилитация включает в себя мероприятия, направленные на восстановление и компенсацию утраченных навыков и функций организма.
Средовая реабилитация включает в себя мероприятия, направленные на создание и поддержание оптимальной и адекватной среды жизнедеятельности, удовлетворяющей потребностями индивида.
Профессионально-трудовая реабилитация – система гарантированных государством мероприятий по профориентации, профобучению, профконсультированию и трудоустройству осужденных в соответствии с их здоровьем, квалификацией, возможностями и способностями.
Социально-психологическая реабилитация – система мер, направленных на успешную адаптацию человека в среде и в обществе в целом [12].
Социальное консультирование – это квалифицированный совет, помощь лицам, испытывающим различные трудности, с целью их социализации, восстановления и оптимизации их социальных функций, выработки социальных норм общения.
Основными задачами консультирования являются:
- оказание социально-психологической поддержки и профессиональной помощи в решении заявленной клиентом проблемы;
- мобилизация скрытых ресурсов клиента, обеспечивающая самостоятельное решение проблем;
- повышение социально-правовой грамотности клиента.
Технология социального консультирования включает в себя определенные этапы:
1. Установление контакта;
2. Сбор информации;
3. Определение желаемого результата;
4. Определение вариантов решения проблемы;
5. Обобщение результатов взаимодействия;
6. Контроль за исполнением [17, 142].
Социальное посредничество – это процесс содействия достижению согласия между социальным субъектом и объектом для решения социальных проблем последнего и оказания ему помощи. Социальное посредничество может быть постоянным, когда специалист по социальной работе выступает звеном в цепи взаимодействия клиента и социального субъекта, или временным когда специалист помогает сблизиться клиенту и социальному субъекту, а затем его деятельность прекращается.
Особое значение в системе пенитенциарной социальной работы приобретает педагогическое посредничество, которое можно разделить на некоторые этапы:
1. Диагностика (работа с осужденным, которая предполагает выявление причин социальных проблем и особенностей индивида);
2. Определение путей и методов решения проблем;
3. Решение проблемы в соответствии с вариантами, выбранными на предыдущем этапе.
Социальная профилактика - (предупреждение, превенция) деятельность по предупреждению социальной проблемы, социального отклонения или удержанию их на социально терпимом уровне посредством устранения или нейтрализации порождающих их причин.
Профилактика таких негативных социальных явлений, как алкоголизм, токсикомания, наркомания является актуальной и среди осужденных. Целью такой работы является формирование установок на здоровый образ жизни. Одним из направлений профилактики может быть профилактика девиантного поведения, в частности – суицидов.
Социальная коррекция – это деятельность специалиста по социальной работе по исправлению тех особенностей психологического, педагогического, социального плана, которые не соответствуют принятым в обществе моделям и стандартам.
Социальная коррекция может осуществляться в разных направлениях:
- восстановление;
- компенсирование;
- стимулирование;
- исправление [6, 275].
3.2. Методы социальной работы с осужденнымиХарактеристика методов социальной работы, вообще, а социальной работы с осужденными, в частности, представляет собой весьма сложную, недостаточно разработанную, но актуальную проблему теории и практики нового для пенитенциарной системы направления профессиональной деятельности.
Для российской пенитенциарной системы наиболее эффективны методы, разработанные российскими учеными. Так, российские методы деятельности социального работника в пенитенциарной сфере строятся прежде всего по плану последовательного устранения всех объективных негативных явлений социально-экономического, социально-психологического характера, искоренения негативных обстоятельств в организации жизни, деятельности, быта и досуга конкретных людей.
Существует метод «расширения позитивных общественных связей и отношений субъекта», разработанный еще советскими криминологами. Этот метод помогает осужденному приобщиться к социальному опыту позитивной направленности. Расширение позитивных связей осуществляется через:
- приобщение осужденного к художественной литературе, музыке, искусству, спорту, художественной самодеятельности;
- ознакомление его с положительными традициями деятельности других людей;
- предоставление ему возможности овладеть соответствующей специальностью;
- привлечение осужденного к общественной деятельности [15, 194].
Распространенным и хорошо зарекомендовавшим себя на практике методом социальной работы является диагностическая беседа. Она позволяет получить достоверную информацию, при необходимости – откорректировать ее, уточнить отдельные предположения. Необходимым условием для успешной реализации рассматриваемой формы является наличие у специалиста социальной службы умений располагать к себе осужденных независимо от возраста, социального статуса, характера совершенного преступления, вызывать их доверие и добиваться искренности в ответах [20].
Особым методом проведения социальной работы является наблюдение. Оно позволяет получить значительную информацию об осужденном, его психологических особенностях, состоянии здоровья, его отношении к окружающим, конкретной ситуации и пр. Результаты наблюдений фиксируются в карте ресоциализации осужденного.
С наблюдением тесно связаны и такие методы социальной работы, как интервью, анкетирование, тестирование. Интервью бывает двух типов: свободное и формализованное. В первом случае сотрудник социальной службы не оказывает большого влияния на направленность беседы, а лишь иногда задает респонденту наводящие вопросы. Во втором случае респондент не выходит за рамки «строгого» ответа на вопросы интервьюера.
Анкетирование предназначено для выявления мнений и конкретных фактов у большого круга лиц, например у представителей различных отделов и служб ИУ. Необходимо соблюдение следующих требований: вопросы анкеты должны быть короткими и понятными, расположенными в логическом порядке и пр [11, 571].
Важным и эффективным методом социальной работы с осужденными является социальная терапия.
Исходя из определений приведенных в различных источниках, социальную терапию в органах и учреждениях, исполняющих уголовные наказания можно определить как систему целенаправленного воздействия государственных, общественных, религиозных организаций и структур на состояние, поведение, психику осужденных (групп осужденных) с целью их социального и психологического оздоровления, устранения тех устойчивых нарушений в социальном функционировании, которые и привели их к совершению преступления.
Социальная терапия с осужденными выполняет следующие основные функции:
а) лечебную (оказание помощи осужденным в решении проблем со здоровьем совместно с сотрудниками медицинской службы и работниками учреждений здравоохранения по месту дислокации исправительного учреждения и за его пределами);
б) социального развития (включение осужденных в активную групповую и общественную деятельность, организация процесса совместного развития, положительно влияющего на социальное здоровье клиента);
в) отстаивания интересов, т.е. разъяснение социальных нужд и потребностей лиц, отбывающих уголовные наказания обществу, представителям различных организаций и учреждений. Таким образом, социальная терапия в УИС может рассматриваться как метод лечения; как метод влияния, связанный с обучением (общим и профессиональным) осужденных; как инструмент социального контроля государственных и общественных структур за деятельностью органов и учреждений УИС; как средство коммуникации между пенитенциарными учреждениями и «внешним миром».
Исходя из функций, выделим задачи социальной терапии с осужденными. К ним относятся: исправление, корректировка поведения осужденного; предупреждение различного рода дисфункций, которые возникают в процессе отбывания наказания; самоутверждение личности осужденного.
Как правило, социальная терапия в пенитенциарных учреждениях осуществляется в двух основных формах: индивидуальной и групповой.
Индивидуальная терапия применяется в работе с клиентами, разрешение социальных проблем которых требует конфиденциальности (физическое притеснение, семейные неурядицы, трудноизлечимые и неизлечимые заболевания и пр.), а также с теми, кто не желает участвовать в групповой терапии.
Групповая терапия – форма воздействия, направленная на помощь клиентам в преодолении их эмоциональных нарушений или социального неблагополучия, в составе групп под руководством специалиста по социальной работе и (или) психолога. Состав группы 6-8 человек. Могут выделяться группы: учебные (получение образования (общего и профессионального), в том числе и дистанционным методом, высказывание различных мнений, обсуждение личностных проблем и пр.); совместной деятельности (занятия спортом; участие в работе самодеятельных организаций исправительного учреждения; художественное творчество) [8].
Остановимся кратко на видах социальной терапии, наиболее распространенных в социальной работе с осужденными.
Трудовая терапия – позволяет организовать совместную деятельность лиц, отбывающих наказание, снять состояние напряженности и беспокойства, болезненные переживания, тревожность, связанные с изоляцией от общества, родных и близких людей. Основана на тонизирующем и активизирующем действии труда на психофизиологическую сферу человека.
Терапия самовоспитания включает самооценку, самоизучение, переоценку собственной личности; самоанализ, переоценку прошлой жизни и поведения; использование приемов самоубеждения, самопоощрения и самовнушения; использование полученных результатов в повседневной жизни и деятельности. Проводится под руководством и с участием специалиста по социальной работе и психолога, привлекаются к этой работе и начальники отрядов и члены совета воспитателей отрядов.
Психодрама – один из видов групповой терапии в ИУ. В этом виде социальной терапии клиент демонстрирует себя в различных ролях, изображая свое поведение в разного рода стрессовых ситуациях социального плана, или играет роли своих антиподов. Такой вид социальной терапии дает возможность осужденному влиять на свои переживания, преодолеть тревожность, увереннее владеть собой в различных ситуациях. Используется на протяжении всего периода отбывания наказания, особенно эффективен на этапе подготовки к освобождению.
Исповедь – вид социальной терапии, используемой с целью устранения психических стрессов, трудностей во взаимоотношениях с социальной средой. Предполагает общение специалиста по социальной работе и клиента один на один. Этот вид, используемый в абсолютном большинстве мировых религий, доказал свою эффективность и продуктивность. Требует высокой профессиональной подготовленности специалиста по социальной работе [9, 120].
ЗаключениеТаким образом, при работе с осужденными существует очень много тонкостей и нюансов, необходимо соблюдать огромное количество правил и требований. В пенитенциарной социальной работе, так же как и в других ее разновидностях существует определенная нормативно-правовая основа, согласно которой должен проходить процесс оказания помощи заключенным.
Деятельность группы социальной защиты осужденных в ФКУ КП-12, как и в других исправительных учреждениях организована на основании приказа Минюста России от 30 декабря 2005 г. N 262. Социальная работа в исправительном учреждении ведется по трем основным направлениям: общеобразовательная подготовка, в рамках которой на базе ФКУ КП-12 в соответсвии с приказом Минюста России от 07.05.16. №67 ,функционирует «Вечерняя общеобразовательная школа № 13» г. Оренбурга в ФКУ КП-12 организовано обязательное начальное профессиональное образование или профессиональная подготовка. Еще одним видом профессиональной подготовки осужденных в ИУ является обучение непосредственно на производстве. Оно проводится в форме индивидуального, бригадного или курсового обучения В рамках направления подготовки к освобождению в ФКУ КП-12 организована деятельность «Школы подготовки осужденных к освобождению».
Нами были рассмотрены основные технологии, применяемые в социальной работе с осужденными. Были выделены следующие технологии: социальная диагностика, социальная адаптация, социальная реабилитация, социальное посредничество, социальное консультирование, социальная профилактика, социальная коррекция. Для успешного решения проблем осужденных необходимо применение всех вышеперечисленных технологий в комплексе.
Анализируя данные исследования, можно сделать вывод, что социальная работа в пенитенциарной системе России только начинает своё развитие. Правильная её организация ускорит процесс реформирования уголовно-исполнительной системы и будет способствовать гуманизации условий наказания. Подытоживая всё вышесказанное, следует подчеркнуть, что социальная работа в уголовно-исполнительной системе нуждается в реформировании. Необходимо отметить, что на уровне одного учреждения пенитенциарной системы невозможно поменять роль и место социальной работы в уголовно-исполнительной системе. Необходимы глобальные преобразования, затрагивающую пенитенциарную систему в целом.
Список использованной литературы1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, N 31, ст. 4398.
2. Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-I "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (с изм. и доп., вступ.в силу с 28.12.2016). [Электронный ресурс] // URL: http://base.garant.ru (дата обращения: 27.05.2021).
3. Приказ Минюста РФ от 30 декабря 2005 г. № 262 «Об утверждении Положения о группе социальной защиты осужденных исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы» // «Бюллетень Минюста РФ». — № 3. — 2006.
4. Григорьева, И. А. Теория и методика социальной работы: учебник для СПО / И. А. Григорьева, В. Н. Келасьев. - М.: Юрайт, 2018. — 254 с.
5. Говорухина, Г.В. Социальная работа с проблемой клиента: учебное пособие для вузов / Г. В. Говорухина. – М.: Юрайт, 2021. — 154 с. 
6. Гусаров, П.Н. Технологии социальной работы с осужденными в пенитенциарных учреждениях / П.Н. Гусаров // Молодой ученый. — 2018. — №22. — С. 273-276.
7. Кононова, Т. Б.  Теория и методика социальной работы: история социальной работы : учебное пособие для среднего профессионального образования / Т. Б. Кононова. — М.: Юрайт, 2021. — 356 с. 
8. Кузьмин, Ю. А. Социальная работа в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы [Электронный ресурс] / Ю.А. Кузьмин // URL: http://scienceproblems.ru/images/PDF/2017/17/sotsialnaja (дата обращения: 27.05.2021).
9. Куркина, И.Н. Зарубежный опыт решения проблем ресоциализации осужденных / И.Н. Куркина // Власть. - 2017. - № 3. - С. 119-121.
10. Лузгин, С.А. Социальная работа в уголовно-исполнительной системе: Учебное пособие / С.А. Лузгин. – М., 2017. - 25 с.
11. Мазалева, Л. В. К вопросу о социальной работе с осужденными / Л. В. Мазалева // Молодой ученый. — 2016. — № 4 (108). — С. 570-573.
12. НКО-исследование: кто помогает бывшим заключенным в России? [Электронный ресурс]. — URL: http://shalom-zk.ru/2013/10/nko-issledovanie-kto-pomogaet-byvshim-zaklyuchennym-v-rossii/#more-2190 (дата обращения: 27.05.2021).
13. Отчет правительства оренбургской области о реализации программы «Обеспечение общественного порядка и противодействия преступности в Оренбургской области на 2014-2020 годы» // Режим доступа: http://www.orenburg-gov.ru/ (дата обращения: 27.05.2021).
14. Официальный сайт Федеральной службы исполнения наказания [Электронный ресурс] / Краткая характеристика уголовно-исполнительной системы - Режим доступа : http: // фсин.рф / structure / inspector /iao/statistika/Kratkaya%20harka%20UIS/ (дата обращения: 27.05.2021).
15. Сухов, А.Н. Социальная работа в пенитенциарных учреждениях: Учебное пособие / А.Н. Сухов. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2017. - 300 с.
16. Тумаров, К.С. Портрет осужденного, находящегося в пенитенциарном учреждении: аксиологический аспект [Электронный ресурс]. URL: http: // cyberleninka.ru / article / n / portret-osuzhdennogonahodyaschegosya – v – penitentsiarnom – uchrezhdenii –aksiologicheskiy - aspekt (дата обращения: 27.05.2021).
17. Холостова, Е.И. Теория и методика социальной работы: учебник для СПО / Е. И. Холостова. — М.: Юрайт, 2019. — 288 с.
18. Фирсов, М. В.  Теория и методика социальной работы : учебник для среднего профессионального образования / М. В. Фирсов, Е. Г. Студенова. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2021. — 447 с.
19. Характеристика лиц, содержащихся в лечебно-исправительных учреждениях [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федеральной службы исполнения наказаний. URL: http://fsin.su/structure/inspector/iao/statisti ka/Xarka%20lic/ (дата обращения: 27.05.2021).
20. Щипанова, Н.И. Влияние социальных условий в местах лишения свободы на личность осужденного [Электронный ресурс] / Н.И. Щипанова, Т.В. Кухтина // URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-sotsialnyh-usloviy-v-mestahlisheniya-svobody-na-lichnost (дата обращения: 27.05.2021).


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
54 132 оценки star star star star star
среднее 4.9 из 5
ТюмГУ
Спасибо большое за курсовую работу!! Оригинальность 75%, оценка отлично
star star star star star
СПбГУ
Очень грамотное написание курсовой, видно, что исполнитель разбирается в теме работы и пиш...
star star star star star
РЭУ им.Плеханова
Благодарю Евгению за выполнение работы,оценка-отлично.Сделано -все как положено,грамотно и...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Подогнать готовую курсовую под СТО

Курсовая, не знаю

Срок сдачи к 7 дек.

только что
только что

Выполнить задания

Другое, Товароведение

Срок сдачи к 6 дек.

1 минуту назад

Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы

Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники

Срок сдачи к 12 дек.

1 минуту назад

Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе

Курсовая, профилактики травматизма, медицина

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО

Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения

Лабораторная, Моделирование, математика

Срок сдачи к 10 дек.

4 минуты назад

Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы

Лабораторная, основы технологии машиностроения

Срок сдачи к 14 дек.

4 минуты назад

2504

Презентация, ММУ одна

Срок сдачи к 7 дек.

6 минут назад

выполнить 3 задачи

Контрольная, Сопротивление материалов

Срок сдачи к 11 дек.

6 минут назад

Вам необходимо выбрать модель медиастратегии

Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг

Срок сдачи к 7 дек.

7 минут назад

Ответить на задания

Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование

Срок сдачи к 20 дек.

7 минут назад
8 минут назад

Все на фото

Курсовая, Землеустройство

Срок сдачи к 12 дек.

9 минут назад

Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff

Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления

Срок сдачи к 1 мар.

10 минут назад
11 минут назад

перевод текста, выполнение упражнений

Перевод с ин. языка, Немецкий язык

Срок сдачи к 7 дек.

11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.