это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3266551
Ознакомительный фрагмент работы:
Содержание TOC \o "1-3" \h \z \u Содержание PAGEREF _Toc74146213 \h 2Введение PAGEREF _Toc74146214 \h 3Глава 1. Теоретические основы изучения деятельности исследователя PAGEREF _Toc74146215 \h 51.1 Исследовательская деятельность: цель, задачи и принципы в современном обществе PAGEREF _Toc74146216 \h 51.2 Этические принципы в исследовательской деятельности PAGEREF _Toc74146217 \h 9Глава 2. Практики реализации этических принципов в научной деятельности исследователя в современном обществе. PAGEREF _Toc74146218 \h 142.1 Этический кодекс социолога: основные компоненты и значение PAGEREF _Toc74146219 \h 142.2. Этические нормы подготовки и проведения социологического исследования. PAGEREF _Toc74146220 \h 202.3 Этические нормы изложения результатов исследования PAGEREF _Toc74146221 \h 23Заключение PAGEREF _Toc74146222 \h 26Список использованной литературы PAGEREF _Toc74146223 \h 29
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ОГЛАВЛЕНИЯ И ВСЕГО ТЕКСТА, СНОСОК И ЦИТИРОВАНИЯ, СПИСКА ЛИТЕРАТУРЫ
Введение ГДЕ ВВЕДЕНИЕ? СФОРМУЛИРУЙТЕ РОЛЬ ЭТИКИ В НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОБЪЕМ ДО 1 СТР
Актуальность работы заключается в том, что в ней с учетом современных научных подходов рассматриваются этические кодексы в профессиональной деятельности исследователя.
Целью работы было рассмотреть этические кодексы в профессиональной деятельности исследователя, отметить их роль в истории и развитии науки нашей страны.
Достижение цели осуществлено автором путем последовательного решения исследовательских задач, включающих в себя:
- определение основных направлений и особенностей теоретических основ изучения деятельности исследователя;
- рассмотрение исследовательской деятельности в современном обществе;
- исследование этических принципов и их практического применения в исследовательской деятельности Российской Федерации ХХI века;
- анализ и синтез полученных в ходе исследования данных о практике реализации этических принципов в научной деятельности исследователя в современном обществе.
- выявление сути этического кодекса социолога, его основных компонентов и их значения;
- изучение этических норм подготовки и проведения социологического исследования;
- обобщение этических норм изложения результатов исследования.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся по поводу этические кодексов в гаке.
Предметом исследования является значение и состояние этических кодексов в профессиональной деятельности исследователя, их, роль и функции в системе науки в современной Российской Федерации.
При комплексном изучении темы автором были использованы такие методы, как: анализ и синтез сравнение, сопоставление, обобщение.
Основой работы над темой стало изучение имеющейся литературы и источников по исследуемой проблеме. В литературе представлены различные понимания профессиональной этики ученого. В трудах о профессиональной этике приводятся главным образом ценности и нормы профессиональной деятельности (систематизированные в некоем, того или другого типа, нормативном документе), а также рефлексию (разной степени специализированности) относительно нормативных оснований профессиональной деятельности, в частности, выраженную в консультативном сопровождении нормативной практики, в том числе и в ее институционализированных формах. В СНОСКЕ НАЗОВИТЕ НЕСКОЛЬКО РАБОТ, ПОСВЯЩЕННЫХ ТЕМЕ, КОТОРЫЕ ВЫ СМОТРЕЛИ Обсуждение проблематики профессиональной этики ученого обычно ведется в двух плоскостях – либо в общем плане условий возможности профессиональной этики, ее конфигурации, соотношения с моралью, в частности с общественной моралью, либо в плане этических аспектов конкретных направлений науки и функционирования в них этического режима.
ТАКЖЕ ПРИВЕДИТЕ НЕСКОЛЬКО РАБОТ ДЛЯ ПРИМЕРА В СНОСКЕ
Практическая значимость работы состоит в создании научно-достоверной картины этических кодексов в науке. В работе рассмотрены предпосылки к более глубокому пониманию тех обстоятельств, которые имеют отношение к возможностям выявить закономерности их применения в профессиональной деятельности исследователя.
ОТРЕДАКТИРОВАТЬ – НЕПОНЯТНАЯ МЫСЛЬ
Структура работы соответствует её целям и задачам, работа состоит из двух разделов, КРАТКО НАПИШИТЕ О ЧЕМ ГЛАВЫ раскрывающих тему исследования, введения заключения, списка использованных источников и литературы.
Глава 1. Теоретические основы изучения деятельности исследователя
1.1 Исследовательская деятельность: цель, задачи и принципы в современном обществе
Исследовательская деятельность — это деятельность ученых, связанная с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.
Научно-исследовательская деятельность требует высокого уровня знаний, в первую очередь, самого ученого, хорошего владения методиками исследования, наличия библиотеки со специализированной литературой, и вообще, желания углубленно заниматься исследовательской деятельностью с учащимися.
О ЦЕЛИ И ЗАДАЧАХ НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ БОЛЬШЕ НАПИСАТЬ
Одной из самых востребованных учёными считается классификация методов, требующая выделение различных их групп:
1) методы эмпирического исследования (наблюдение, анализ документов, опрос, групповая оценка личности, социометрия, тесты, аппаратурные методы, эксперимент);
2) методы моделирования;
3) методы управленческо-воспитательного воздействия.
Однако, самой разработанной является классификация, делящая все методы социально-психологического исследования на 4 группы:
1.Методы эмпирического исследования:
А) наблюдение – метод, предполагающий сбор информации, проводимый посредством сознательного, систематического восприятия и фиксации социально-психологических феноменов как в лабораторных, так и в естественных условиях.
Б) анализ документов – метод, требующий анализа результатов человеческой деятельности, как то: флеш-карта, жёсткий диск, бумага, фотоплёнка.
В) опрос – метод, предполагающий коммуникативное взаимодействие исследователя с испытуемым в целях достижения эффективных результатов исследования.
Г) социометрия – социально-психологический метод исследования структуры малых групп и конкретного индивида как представителя этой группы. Соответственно, исследования данного вида могут быть либо групповыми, либо индивидуальными. Фиксация полученных результатов в этом случае осуществляется в форме социометрических матриц и социограмм.
Д) групповая оценка – суть названного метода состоит в следующем: исследователь, используя форму опроса, пытается выяснить у членов определённой группы, какие характеристики они дают друг другу.
Е) тестирование – о данном методе нами было немало сказано выше. Стоит, пожалуй, лишь добавить здесь дефиницию термина как таковую. Тесты – часто краткие по объёму, имеющие стандартизованный вид испытания, как правило, значительно ограниченные по времени проведения, результаты которых способствуют выявлению различий между людьми.
Ж) шкалы – некоторые учёные не выделяют их в особую подгруппу, относя к тестам, но те, кто всё-таки выделяет, характеризует как тесты, имеющие специфическую «окраску», ибо они измеряют социальные установки, касающиеся, к примеру, потребительского рынка, отношения к рекламе и т. п.
З) эксперимент как метод исследования требует от исследователя создания определённых условий взаимодействия между испытуемым и конкретными ситуациями для того, чтобы суметь восстановить закономерности такого взаимодействия.
Любая научная работа должна быть оправданна, любой научный текст должен содержать то, чего не содержат все остальные тексты. Критическое мышление и научная новизна — это то, что никак невозможно симулировать.
НЕТ СВЯЗИ ЭТОГО ТЕКСТА С ТЕМОЙ
Если говорить о динамике развития проблемы в российской науке ОТРЕДАКТИРОВАТЬ, то пока становится хуже в силу ряда причин:
- резкое снижение социальной значимости, социального статуса научной деятельности (что в первую очередь выражается в постыдно низкой оплате научного труда);
- признание в госструктурах наличия диплома об ученой степени в качестве основания для служебного роста, рост числа мнимых кандидатов и докторов наук;
- десциентизация государственного управления, которое фактически отказалось от использования разносторонней научной экспертизы при выработке политических решений;
- депрофессионализация научного сообщества, стагнация в его обновлении в 1990-2000-е вследствие крайне низкого притока молодежи в науку; разрыв поколений - разрыв традиций;
- спад уровня школьного и вузовского образования, волна которого уже докатилась до ученых и преподавателей: преподавателями и уже даже скороспелыми профессорами становятся студенты 2000-х, которые не всегда отдают себе отчет в ограниченности собственной образованности (сужу об этом как эксперт РГНФ по изменившемуся характеру слабых проектных заявок в РГНФ);
- ослабление процессов и процедур внутринаучной коммуникации;
- фактически отсутствие внутринаучных институтов критической рефлексии и горизонтального (peer-review) контроля.
Решение проблемы низкого уровня этики научной деятельности состоит в устранении этих факторов.
Профессиональная, отраслевая или корпоративная этика возможны при условии наличия сообщества. Сегодня можно говорить о российском научном сообществе, разве что в социологически-статистическом смысле.
ПРИВЕДИТЕ СНОСКУ КТО ТАК СЧИТАЕТ, НА ЧЕМ ОСНОВАНО МНЕНИЕ О ПРОБЛЕМЕ
Несомненно, есть локальные, на уровне лабораторий, может быть, даже институтов, научные сообщества. Возможно, некоторые из них задают тон в своем чуть более широком, чем сами эти локальные сообщества, пространстве. Но не более того. Это проблема уже не этики (в выделенном выше смысле) и не науки, а общества в целом. Российское общество - атомизированное (даже не индивидуализированное), тотально маргинализированное и в этом смысле декоммунитаризированное - общество разрушенных сообществ в качестве признанных и институционализированных социальных агентов.
Объединения предполагают не только права и обязанности, но и стандарты, задающие идеальные образцы членов объединения и тех отношений, которые связывают людей в объединениях. Включаясь в разные объединения, человек воспринимает разные по содержанию идеалы, и благодаря этому опыту расширяется моральный кругозор человека. Растущее разнообразие встречаемых идеалов требует все большей интеллектуальной проницательности и моральной восприимчивости. Участие в жизни и деятельности объединений позволяет человеку осваивать различные роли, понимать роли других и взаимодействовать с ними. Требуемый для кооперации набор способностей чрезвычайно сложен: нужно уметь воспринимать мнения других, понимать их, смотреть на вещи чужими глазами, т.е. выявлять возможные интересы и установки других, а также, помня о своих интересах, обязанностях, правах и ожиданиях, взаимодействовать с другими, контролируя свое поведение и влияя на поведение других с учетом конкретных ситуаций.
В научных организациях могут быть различные этические режимы, воплощающие в себе мораль авторитета, мораль объединения или мораль принципов. Картина усложняется, если принять во внимание, что среди членов организации могут быть разные моральные типы, ориентирующиеся на авторитет, группу и принципы. У организации может не быть средств для диагностирования морального статуса своих членов, у нее может не быть средств, а у ее руководителей или у этических уполномоченных – навыков для вариативного отношения к различным своим членам. Но «учредителям» и «операторам» этического режима в организации следует учитывать названные различия при планировании и осуществлении нормативных действий; учет этих различий на практике может стать дополнительным фактором эффективности нормативных действий.
В ПУНКТЕ НАДО ПИСАТЬ О ЦЕЛИ, ЗАДАЧАХ И ПРИНЦИПАХ КАК В НАЗВАНИИ ПАРАГРАФА , ТЕКСТ ВЫСТРОИТЬ ПО ПЛАНУ И ЗАКОНЧИТЬ ВЫВОДОМ ПО ПАРАГРАФУ
1.2 Этические принципы в исследовательской деятельностиНаучная этика является формой профессиональной этики, принятой в научной и университетской среде и затрагивающей все ее заинтересованные стороны, включая исследователей и преподавателей, студентов, менеджеров и администраторов, вспомогательный персонал и даже в ряде случаев alumni.
Функция профессиональной этики заключается в нормативном регулировании деятельности членов профессиональных сообществ с целью поддержания доверия к профессии со стороны потребителей услуг, государства и общества. Проблема заключается в том, что в случае неработающей профессиональной этики накапливается критическая масса девиаций, складывающихся из отдельных нечестных поступков и недобросовестного поведения членов профессиональной корпорации, и, как итог, могут быть дискредитированы целые области знаний и профессиональной деятельности. Отсутствие доверия влечет за собой не только ущерб, наносимый доходам профессиональной группы, к которой перестают обращаться за услугами потребители, но и провал важных институциональных сфер жизни общества. ЕСЛИ ЭТО ЦИТАТА – ОФОРМИТЬ ЦИТАТУ
Например, в России на протяжении долгого времени относительно низким доверием населения пользуются профессионалы, работающие в полиции и других правоохранительных органах, что стало следствием широкой практики неправомерных действий и коррупции с их стороны. В результате граждане стремятся по возможности снизить частоту контактов с полицейскими: в ряде случаев избегают обращаться в полицию, даже если являются пострадавшими или свидетелями преступления. Как результат, страдает все общество, в котором у преступника всегда есть шанс избежать заслуженного наказания из-за нежелания граждан сотрудничать с правоохранительными органами. Подобные примеры можно привести из сферы медицины, где недоверие к качеству и добросовестности врачей нередко приводит к попыткам самолечения и обращения к знахарям.
Этика в исследовательской деятельности является значимым и дискуссионным вопросом в мире науки и высшего образования. Причин этому несколько. Во-первых, наука и образование связаны с сущностно значимой для современного общества задачей производства и распространения научных знаний, качество которых формирует материальную и символическую основу для развития технологий, социальных отношений и культуры. Поэтому обществу важно понимание принципов создания и передачи знаний и доверия к социальному институту, занятому этой деятельностью. Во-вторых, значительная часть знаний и сопровождающих их обращение в академическом мире практик не поддаются ясному и эксплицитному описанию и структурированию, оказываясь в пространстве личного взаимодействия и неформальных отношений, но понимаемых и разделяемых членами сообществами правил и действий. Это связано с тем, что процесс научного творчества имеет ограниченные ресурсы для кодификации, и даже в естественных науках с их строгой экспериментальной основой далеко не все умения и знания могут быть однозначным образом описаны и интерпретированы.
Научная этика появилась вместе с рождением первых университетов и выросла из корпоративной этики и правил поведения, которым следовали члены городских корпораций учащих и учащихся. Источником этой этики были религиозные установления и правила жизни профессиональных сообществ в средневековых городах и даже более ранние религиозные традиции. Позже, в Новое время, академическая этика базировалась на джентльменских кодексах чести и была связана с нормами поведения дворянского сословия и городской буржуазии. XX век существенным образом изменил ландшафт высшего образования и науки. Высшее образование и научные исследования перестали быть уделом немногочисленной интеллектуальной элиты, но стали массовым предприятием, в которое почти во всех странах оказалось вовлечена значительная доля населения. В этой ситуации выросли риски недобросовестного и нечестного поведения, а поэтому возникла необходимость в выработке детально проработанных правил поведения и этических норм для представителей академического мира. Так появились кодексы академической этики как развернутые, написанные строгим юридическим языком фолианты. Теперь во многих университетах обучение принципам академической этики является обязательным этапом допуска к преподаванию и научной работе.
Этика в исследовательской деятельности важна. В современной научной деятельности существуют универсальные принципы научной этики, которой следуют добросовестные ученые и преподаватели.
НАПИШИТЕ О НИХ – ЧЕТКО СФОРМУЛИРУЙТЕ
Эти принципы отражаются в формальных документах, принятых отдельными университетами или целыми профессиональными ассоциациями, - кодексах профессиональной этики или кодексах поведения профессионалах в конкретных организациях. Однако большинство этих принципов ОПИСАТЬ ПРИНЦИПЫ являются отнюдь не только формальными правилами, которым нужно следовать, чтобы не попасть под санкции со стороны университета, в котором работаешь. Академическое сообщество (международное и российское) имеет комплекс неформальных правил, традиций, установлений, которые нередко нигде не описаны и не проговариваются, но подразумеваются как само собой разумеющееся. Безусловно, плагиат, коррупция, использование доминирующей позиции в академической иерархии в личных интересах, подтасовка экспериментальных и любых эмпирических данных, дискриминация по какому-либо основанию и ряд других "грехов" академического мира не просто становятся объектом морального осуждения, но нередко ведут к исключению из академической профессии и даже судебным разбирательствам.
Другое дело, что универсальность этих правил не означает простоты их практической имплементации. Во-первых, несмотря на то, что академия является одной из самых глобализованных профессиональных сред, где существует тесная международная кооперация между учеными, опосредованная единой информационной средой, все-таки в нашем мире пока еще сохранилось множество культурных и институциональных контекстов, которые непросто свести к единому знаменателю. Например, в одних академических культурах отношения аспиранта и научного руководителя жестко регламентируются соответствующими юридическими правилами и неписаными законами рационализованного взаимодействия, а в других работает модель отношений мастера и ученика, унаследованная из средневековья и даже более ранней истории, и в этом случае неформальные взаимодействия принимают более широкий характер. Во-вторых, даже в практике работы ученых и преподавателей встречаются ситуации, имеющие пограничный характер, которые могут быть интерпретированы и как нарушение академической этики, и как ошибка или даже допустимое поведение ученого или преподавателя. Сам факт привлечения неодобрительного внимания коллег к возможному нарушению уже является значимым символическим наказанием для любого академического профессионала, и тем более важно подходить крайне внимательно и даже, можно сказать, деликатно как к расследованию подобных случаев, так и к их публичному обсуждению. В этой связи можно обратиться к жанру академического романа, большинство сюжетов которого как раз и построено на анализе подобных пограничных ситуаций.
Следует понимать, что научная этика не является навязанным извне порядком вещей, а органически прорастает из жизненного мира профессионального сообщества, которое не может функционировать нормальным образом без доверия к его деятельности со стороны общества. Поэтому можно принять и сделать обязательными к исполнению самые строгие и самые подробные нормы профессиональной этики, но они не станут работать по-настоящему, если сообщество не принимает их как неотъемлемый элемент своей профессиональной жизни. То есть профессиональная этика и академическая этика служат не принуждению и репрессивному контролю за жизнью профессионалов, но наряду с наличием специальных знаний, системы специальной подготовки и сертификации являются необходимым элементом практической жизни, который превращает индивидов в сообщества, в данном случае профессиональные.
О состоянии научной этики и ее потенциале в российской науке говорит и то, что исправлять сложившийся в этом деле порядок вещей взялись чиновники от науки, пусть политически правильные чиновники, но чиновники же. Усилия же отдельных ученых и общественных активистов по борьбе с ничтожными обладателями дипломов кандидатов и докторов наук ни диссертационные советы, ни научные институты в лице их ученых советов и директоров, ни чиновники и политики уровня принятия решений поддерживать не стали.
НАПИШИТЕ ВЫВОД ПО ПАРАГРАФУ И ПО ГЛАВЕ!!!
Глава 2. Практики реализации этических принципов в научной деятельности исследователя в современном обществе.2.1 Этический кодекс социолога: основные компоненты и значениеПрофессиональный кодекс социолога был принят VI Всесоюзной конференцией Советской социологической ассоциации в марте 1987 года. Российское общество социологов (РОС), созданное в 1991 году, подтвердило следование данному Кодекcу, исключив 1-й раздел "Общие положения", как неадекватный современным общественным условиям.
КОПИРОВАТЬ КОДЕКС НЕ НАДО – ДАЙТЕ ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКУ В П.
II. Исследовательская деятельность:
1. Социолог проявляет профессиональную компетентность, научную честность и корректность на всех этапах социологического исследования.2. Руководствуясь идеалом достижения истины, социолог уделяет особое внимание стремлению к максимальной достоверности и надежности социологической информации и выводов, которые делаются на основе анализа этой информации и выводов.3. Как представитель наук об обществе, социолог не допускает того, чтобы при анализе социальных проблем и процессов его личные интересы и другие посторонние влияния препятствовали установлению научной истины.4. Социолог несет ответственность за результаты, полученные им на базе программ и методик других исследователей, а также за использование чужих идей и результатов в собственном научном труде.5. Плагиат и присвоение в любых формах чужих идей недопустимы и несовместимы с профессиональной деятельностью.6. Социолог считает своим долгом опираться не только на идеи и результаты прямых предшественников в своей науке, но и на знания, полученные в сопредельных сферах научных исследований.7. Социолог обязан строить свою исследовательскую деятельность так, чтобы она не выходила за рамки ограничений, связанных с объемом имеющихся ресурсов, познавательными возможностями и методов и техники исследования.8. В отношениях с заказчиками социолог обеспечивает профессиональное решение проблем, строго соблюдает условия, предусмотренные договорными отношениями или обязательствами, принятыми на себя в любой иной форме.9. Социолог вправе опираться на поддержку и помощь РОС, его органов и отделений на местах в создании условий для своей исследовательской деятельности, защите своего профессионального достоинства и чести.
III. Научные дискуссии и полемика:
1. Социолог отстаивает свои взгляды, идеи и концепции, невзирая на конъюнктуру и авторитеты. Защита своей точки зрения, проявление научной честности и принципиальности требуют от него нравственной твердости и гражданского мужества, способности вступать в спор с общепринятыми взглядами на то или иное явление общественной жизни, с авторитетами в науке. Предпосылками занятия такой позиции являются прочность личного мировоззрения, наличие четкой нравственной позиции.2. Отношение социолога к другим идеям и людям - авторам или сторонникам этих идей - отличается терпимостью и уважением. Научная критика и полемика как естественные для науки формы ее развития несовместимы с навешиванием идеологических ярлыков и тем более с любыми попытками сведения счетов, расправы с оппонентами.3. Повседневную деятельность социолога, его контакты и связи с коллегами характеризуют взаимная поддержка в борьбе за истину, высокая культура чувств, тактичность, общительность и умение вести себя, не роняя достоинства ученого-обществоведа.
IV. Научные публикации:1. Несмотря на объективную потребность как можно скорее предать гласности полученные новые знания, социолог воздерживается от поспешных публикаций, когда их выводы и рекомендации недостаточно проверены и обоснованны.2. Социологические публикации, особенно если они опираются на эмпирическую базу, помимо соответствия общенаучным требованиям должны содержать информацию, позволяющую профессионально оценить корректность постановки исследовательских задач и достигнутую степень достоверности полученных данных.3. Социолог проявляет заботу о том, чтобы материалы печати, радио и телевидения, прямо или косвенно использующие результаты проведенного им исследования, также удовлетворяли бы этим требованиям.4. Уважение труда своих коллег и предшественников, обязательность упоминания доли их участия и связи с публикуемым научным трудом (отчетом об исследовании), благодарность за любую помощь, не дающую право на соавторство, являются непреложными нормами научного общения социолога.V. Респонденты и обследуемые:1. Во взаимоотношениях с респондентами социолог будет строго соблюдать гарантии конфиденциальности, неразглашения сообщенных респондентами сведений. Исключение составляют случаи, когда это не предусматривается программой сбора данных, о чем респонденты (обследуемые) должны быть заблаговременно поставлены в известность.2. Закон социологической деятельности - не допускать использование методов, техники, процедур, ущемляющих достоинство личности респондентов (обследуемых), их интересы.
В ходе анализа этических кодексов выделены их жанровые особенности, а также ключевые темы, затрагивающиеся как в официальных
документах, так и в публичных высказываниях руководства вузов в отношении академической этики, характерно наличие двух противоположных дискурсов: карательного и ценностного. Ключевые темы этических документов и публичных высказываний руководства вузов об этики показывают их позиции.
При проведении анализа принятых в вузе этических документов необходимо учитывать их жанровые особенности. Стоит отметить, что данные документы написаны юридическим языком и имеют декларативный характер.
Это подтверждается помещенными в них ссылками на Уголовный и Гражданский кодексы. Такая стилистика текста является характерной особенностью вузовских официальных документов, поскольку они касаются административной и правовой сфер и представляют собой ряд предписаний, обязательных для исполнения акторами. КАКОЕ ЗАНЧЕНИЕ ИМЕЕТ ЭТОТ ТЕКСТ?
Стоит также отметить, что эти документы отражают и конструируют правила, установленные специалистами административно-управленческой сферы. При этом в языковом отношении административно-управленческий дискурс отличается от других дискурсов, что подтверждается отстранением деловых, научно-технических и юридических документов от общего языка. Из этого следует, что рассматриваемые нами официальные документы характеризуются двумя особенностями:
1) они имеют весомое значение для вуза
2) сложны для понимания (имеются в виду члены вузовского сообщества, в том числе и студенты).
НЕ ПО ТЕМЕ ЗАИМСТВОВАНИЕ
Главные этические положения выделены жирным шрифтом, тем самым администрация вуза подчеркивает ответственность преподавателя и свой уровень доверия его/ее решениям, что способствует установлению в вузе
корпоративной культуры. Кроме того, на преподавателей возлагается не только обязанность воспитания студентов и формирования у них ценностей академической честности; преподаватели вольны сами выбирать способ контроля уровня усвоения студентами этих ценностей, и этим способом чаще всего является система проверки на плагиат.
Итак, можно сделать вывод о том, что в целом в официальных документах российских вузов вопросам регламентации случаев академического мошенничества внимания уделяется мало или же эти
вопросы не раскрываются в деталях. Объясняется это тем, что основной груз ответственности за нечестные поступки лежит на студентах, а обязанности формирования у них ценностей и контроля нечестного поведения подопечных осуществляют преподаватели. Согласно рассматриваемой позиции, руководство вуза принимает сторону защиты, но защиты не студента, а имиджа вуза, что говорит о постепенном смещении карательного дискурса к дискурсу ценностному, так как, возможно, именно сочетание этих дискурсов позволяет наиболее эффективно воздействовать на поведение студентов.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что администрация вузов предпочитает в борьбе за этику ученых и студентов использовать именно различные виды санкций, так как такая мера является наиболее наглядной и понятной как для руководства, так и для студентов. Ценность честного этического поведения велика. В целом проанализированные нами этические документы российских вузов являются ценностно-нейтральными и акцентируют внимание на обязанностях студентов соблюдать установленные правила вуза и законодательство страны.
Этический кодекс КФУ представляет собой свод положений, определяющих требования, предъявляемые к личности обучающегося, его облику и модели поведения (КФУ, Кодекс этики). Но также делаются попытки апеллирования к моральным ценностям. Настоящий кодекс разработан с общепризнанными представлениями о морали и нравственности, а также обычаями, традициями и культурными ценностями, действующими на территории университета, и нормами этики… представляет собой нравственный ориентир для обучающегося любой формы обучения (КФУ, Кодекс этики). Каждый из нас является субъектом морального выбора. И потому так важны, с одной стороны, свобода и внутренняя мотивация, позволяющие делать осознанный выбор, и, с другой, – понимание социальной ответственности и, следовательно, принятие своей меры солидарной ответственности за общее дело (УрФУ, Этический кодекс). НЕ ПО ТЕМЕ ЗАИМСТВОВАНИЕ
При этом важность честности обосновывается с позиции корпоративной культуры вуза и значимости для общественности, а не с позиции персональной ценности честного поведения для самого студента, что может говорить о наличии коллективистской культуры, свойственной российским вузам. Однако документы, постулирующие вышеуказанные ценности, обычно носят рекомендательный характер и не являются обязательными для исполнения. Так, в Этическом кодексе ТПУ сказано: Эти [этические] ценности – добровольные обязательства, которые принимает каждый, кто не боится мечтать и превращать мечты в реальность.
Теперь в вузах основное внимание сосредотачивается на разработке стратегий и регламентов, основанных на базовых этических принципах, составляющих основу организации вуза. Такой подход начинают применять во всех российских вузах при подготовке этических регламентирующих документов. Например, в некоторых вузах проекты этических кодексов обсуждаются в больших группах со студентами сотрудниками, устраиваются голосования в отношении финальной версии документа.
НАПИШИТЕ П. И СДЕЛАЙТЕ ВЫВОД ПО П.
2.2. Этические нормы подготовки и проведения социологического исследования.НАПИШИТЕ ВВОДНЫЙ АБЗАЦ О РОЛИ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ПОТОМ УЖЕ О НОРМАХ
Особенностью социологических опросов, определяющих их этическую сторону, является постоянное наличие диалога, предполагаемых собеседников - исследователя(ей) и испытуемого(ых). И ситуация общения, возникающая в данных условиях, предполагает гуманистические нормы для участников диалога, без выполнения которых его невозможно считать продуктивным, а информацию, полученную без соблюдения этих требований - полной и достоверной. Основными требованиями, как и в ситуации общения с любым собеседником и в другой обстановке, являются:
- необходимость уважения к собеседнику (реальному - в случае проведения интервью, или предполагаемому - при составлении анкеты), корректность вопросов, вежливость в обращении; при проведении специальных исследований, если выборка включает определенную группу населения по какому-либо признаку.
- знание специфических особенностей ее поведения и мышления;
- отсутствие предвзятого мнения о проблеме, о мнении опрашиваемых исследователем лиц или возможном заказчике исследования;
- необходимость в сохранении тайны при работе с информацией личного характера или при коммерческих проектах;
- ответственность за достоверность и компетентность при сборе информации, ее обработке и составлении прогнозов;
- ответственность за возможное нанесение ущерба, материального или морального, в ходе проведения исследования и сбора данных.
Сегодня можно выделить две парадигмы применения этических норм подготовки и проведения социологического исследования: традиционную (экстенсивную) и инновационную. Первая включает в качестве необходимых компонентов «использование общеэтических концепций для решения конкретных практических ситуаций, применение принципов, ценностей, идеалов к практике для ее оценки по этическим основаниям», а также выявление «императивно-ценностного содержания конкретных, профессионально и предметно определенных, социальных практик с целью их этической рационализации».
Прикладной этики в рамках этой парадигмы по преимуществу аналитик, моральный философ, имеющий глубокие познания в вопросах функционирования конкретных практик.
Вторая парадигма характеризуется «подчинением задачи познания “малых [нормативно-ценностных] систем” задаче их развития через разработку и применение проектно-ориентированного этического знания. В том числе через конструирование моделей инфраструктуры нормативно-ценностных подсистем, разработку технологий связи этического знания с моральной практикой».
Прикладной этике, таким образом, оказывается уже не столько нормативным аналитиком, сколько фасилитатором морального творчества коллективных субъектов (сообществ), организатором фронестических процессов, происходящих на уровне их этического самоопределения, своего рода социальным инженером.
Профессиональная научная этика, в свою очередь, «представляет собой культуру в которой общие моральные правила приводят к появлению частных моральных правил и выступают как предмет интерпретации. Каждая наука и каждая сфера деятельности обладают практиками, представлениями и дилеммами, которые взывают к формированию различных моральных правил, учитывающих их особенности.
Чтобы получить более полное представление о процессе, который формирует прикладную этику как систему норм и в который включена прикладная этика как академическая дисциплина и интеллектуальная практика, необходимо коротко охарактеризовать.
Конечный смысл всех требований последней можно выразить в виде формулировки – «уменьшай вред другому человеку», а сами эти требования подразделяются на две больших группы.
Одна включает в себя нормы, носящие запретительный (негативный) Среди них – пять, непосредственно запрещающих причинение вреда: «не убивай», «не причиняй страдания», «не причиняй увечья», «не лишай свободы», «не лишай удовольствия», и пять, создающих условия для минимизации вреда: «не обманывай», «не нарушай обещаний», «не мошенничай», «не нарушай закон», «не пренебрегай [ролевыми] обязанностями». Это предписания, поощряющие предотвращение вреда. Они не требуют в отличие от правил постоянной реализации, оставляя пространство для личного усмотрения. Ситуативный и временный отказ следовать идеалу, в отличие от нарушения нормы, не предполагает обязательного морального обоснования. В формировании набора частных нравственных регулятивов, определяющих поведение ученых в рамках отдельной научной практики, задействованы как нормы, так и идеалы. Что касается норм, то их прикладная конкретизация нацелена, прежде всего, на то, чтобы моральные наставления в рамках определенной профессии» соответствовали рискам, связанным с ней. Например, «норма не обманывай» в медицинской науке реализуется в обязанности врача раскрывать пациенту все релевантные факты, касающиеся его состояния. Сокрытие этой информации начинает восприниматься как обман. Норма «не ограничивай свободу» «партикуляризируется» в виде обязанности получать информированное согласие на ту или иную медицинскую процедуру.
НАПИШИТЕ П. ПО ТЕМЕ И УБЕРИТЕ ТО, ЧТО К ТЕМЕ НЕ ОТНОСИТСЯ СДЕЛАЙТЕ ВЫВОД ПО П.
2.3 Этические нормы изложения результатов исследования
НАПИШИТЕ СНАЧАЛА О ВАЖНОСТИ РЕЗУЛЬТАТОВ И ГДЕ ОНИ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ
Автор (или коллектив авторов) осознает, что несет первоначальную ответственность за новизну и достоверность результатов научного исследования, что предполагает соблюдение следующих принципов:
Авторы должны предоставлять достоверные результаты проведенных исследований. Заведомо ошибочные или сфальсифицированные утверждения неприемлемы.
Авторы должны гарантировать, что результаты исследования, изложенные в предоставленной рукописи, полностью оригинальны. Заимствованные фрагменты или утверждения должны быть оформлены с обязательным указанием автора и первоисточника. Чрезмерные заимствования, а также плагиат в любых формах, включая неоформленные цитаты, перефразирование или присвоение прав на результаты чужих исследований, неэтичны и неприемлемы.
Необходимо признавать вклад всех лиц, так или иначе повлиявших на ход исследования, в частности, в статье должны быть представлены ссылки на работы, которые имели значение при проведении исследования.
Соавторами статьи должны быть указаны все лица, внесшие существенный вклад в проведение исследования. Среди соавторов недопустимо указывать лиц, не участвовавших в исследовании.
ОТРЕДАКТИРОВАТЬ – ОТКУДА СТАТЬЯ ПОЯВИЛАСЬ? ОТДЕЛЬНО НАПИШИТЕ О ТРЕБОВАНИЯХ К ОТЧЕТАМ И ПУБЛИКАЦИЯМ РЕЗУЛЬТАТОВ
Одним из самых больших вызовов этике , несомненно, является вызов технологический. И, как показало развитие современных обществ, этот вызов имеет не только технико-технологическое, но и социальное, гуманитарное и даже антропологическое измерение. Его решение видится в создании гибкой системы правового регулирования, способной поставить под надежный контроль инновации, не тормозя при этом развитие творческой мысли.
Область научного и технологического развития современных обществ, в которой вызов проявляется особенно остро — это область научных исследований. Современные общества, называющие наступившую эпоху молекулярной, столкнулись с отсутствием традиционных институциональных инструментов, которые смогли бы эффективно регулировать развитие специальных знаний. Потребность в создании новой системы регулирования, ее легализации и институционализации продиктована необходимостью наращивания темпа и эффективности исследований, с одной стороны, и следования ценностям, — с другой. Социальные или гуманитарные технологии, без которых невозможна модернизация системы регулирования исследований, не должны нарушать права человека, их воздействие не должно противоречить нормам, закрепленным в конституции, они не должны ставить под сомнение традиции и ценности, без которых невозможно существование самой цивилизации.
Само по себе законотворчество, как и осуществляемое на его основе судопроизводство, сохраняет свой регулятивный функционал, но к этой традиционной регулирующей инстанции добавляются управления представляющие собой равноправные элементы системы регулирования генетических исследований. Все три области с технологической точки зрения занимаются производством знания и контролем над его применением. Поэтому их институционализация и легитимация, пока еще носящая фрагментарный и не всегда взаимно согласованный характер, жизненно необходима для решения названной проблемы. Таким образом, нормотворчество и управление обеспечивают принятие необходимых решений и вынесение обоснованных суждений.
Традиционные модели коллективного принятия управленческих решений, подразделяющее всех его участников на управленцев-модераторов, правоохранителей и экспертов, не соответствуют требованию времени, как не соответствует ему и соединение в одном лице управленца и эксперта, независимо от наличия у последнего соответствующих дипломов или опыта работы в соответствующем каждой роли качестве. Разделение ролей должно соответствовать разделению функций точно так же, как, например, это предусмотрено в судопроизводстве или процедуре публичной защиты научной степени и т.д.
Нет сомнения в том, что сегодня создать подобную систему чрезвычайно трудно, но только такая система смогла бы решить обе задачи регулирования исследований: содействовать, а не их препятствовать проведению, но при этом сделать данные вид исследовательской активности максимально безопасным. И для этого должны разрабатываться и новые социальные и гуманитарные технологии.
НАПИШИТЕ ВЫВОД ПО П. И ПО ГЛАВЕ
ЗаключениеКОГДА ЗАВЕРШИТЕ НАПИСАНИЕ ТЕКСТА НАПИШИТЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ, ПОКА ТЕКСТ 1 И 2 ГЛАВ НЕ ДОРАБОТАН
Исследовательская деятельность в современном обществе важна т. к. она развивает науку. Сегодня очень важна социальная психология – наука, призванная изучать закономерности поведения и деятельности людей, обусловленных их включением в социальные группы и познавая психологические характеристики самих этих групп, посредством своих методов исследования помогать решить многие вопросы, вставшие перед наукой и перед обществом.
Можно констатировать, что этические принципы в профессиональной деятельности исследователя очень важны, они обязывают ученого быть в исследовательской деятельности честным и объективным.
По работы можно сделать вывод, что практики реализации этических принципов в научной деятельности исследователя в современном обществе показывают, что в современном нам мире, в эпоху глобальной информатизации и компьютеризации способы коммуникации и научного взаимодействия в целом, меняются стремительно, однако ученый должен соблюдать этические кодексы в своей профессиональной деятельности исследователя. В российских университетах сегодня есть увлечение разработкой детализованных кодексов академической этики, что, вероятно соответствует глобальным тенденциям, однако здесь хотелось бы предостеречь от поспешного и административно инспирированного внедрения этих регламентов. На наш взгляд важно учесть сложившиеся этические практики и понять, что только принятые к действию самими профессионалами этические нормы станут работать, а не останутся громкими декларациями.
Подводя итог, представляется возможным сделать следующие выводы:
- этический кодекс социолога имеет огромное значение в развитии науки;
- этические нормы подготовки и проведения социологического исследования. возникли сравнительно недавно, однако обязательны для исполнения всеми социологами;
- в отечественной науке этические нормы изложения результатов исследования должны соответствовать международным стандартам.
Изучение происходящих в социуме процессов посредством науки представляется не только этичным, но и чрезвычайно востребованным, поскольку лишь изучив существующие методы социально-психологического исследования, мы сможем глубоко и всесторонне изучить те качественно новые процессы, которые происходят в современном обществе.
Профессионализм ученого изначально предполагал высокие этические стандарты, более того – сами ученые обретали свои характеристики за счет обретения морального самосознания и формулирования собственных нравственных кодексов. Креативность ученого же чаще всего рассматривается как этически нейтральное свойство (за счет чего есть большая опасность использования ее во зло). Профессиональная этика ученого институционализирована, этика креативности, даже при ее наличии, окажется индивидуализированной и размытой. Таким образом, можно , что этика креативности не может быть профессиональной для ученого. Однако, несмотря на то, что креативность обычно рассматривается не как особая профессия, а как общая характеристика работников постиндустриального общества, в сложных областях науки она востребована при соблюдении этических норм.
В качестве одной из ценностных мер университеты все чаще начинают использовать этические кодексы и другие официальные документы, с помощью которых можно воздействовать на поведение ученых и корректировать его, так как эти документы регламентируют поведение членов университетского сообщества в учебном и внеучебном процессах. Сторонники этических кодексов убеждены, что они являются эффективны-
ми средствами борьбы за научную этику, так как с их помощью можно сформировать: 1) ценности честного поведения; 2) честную академическую среду.
Понимание этики как элемента науки позволяет нам перестать отыскивать единственное решение комплексных проблем, порожденных конфликтующими ценностями, и выбирать среди нескольких приемлемых путей, каждый из которых требует или дает основания для последующей корректировки в целях защиты и гарантированной реализации всех нравственных и научных ценностей в комплексе.
Список использованной литературыБоева О.М. Этика, духовность, нравственность, закон // Психология и педагогика служебной деятельности. 2021. №1. С.55-56.
Дремова О.В. Политика российских вузов в отношении академического мошенничества студентов: наказание или воспитание? // Университетское управление: практика и анализ. 2020. №4. С.70-72.
Дюркгейм, Э. Социология. Её предмет, метод, предназначение / Э. Дюркгейм. – М.: Канон, 1995. – 352 с.
Жане, П. Психологическая эволюция личности / П. Жане. – М.: Академический проект, 2020. – 399 с.
Жилина А.В. Аксиологические основы выбора парадигмы копирайтинга // Поиск в науке. 2021. № 1.№6-3.
Журабекова Х.М. Нравственное воспитание как часть основных направлений образовательной системы // //Коммуникативные исследования. 2021. №1.С.67-68.
Касавин И.Т. Амбивалентность научного этоса непреодолима // Высшее образование в России. 2021. №4. С.90-92.
Конт, О. Дух позитивной философии: Слово о положительном мышлении / О. Конт. – Ростов-н-Дону: Феникс, 2003. – 256 с.
Кубарь О.И., Бичурина М.А., Романенкова Н.И. Второй этический комментарий к covid-19 (год спустя) // Инфекция и иммунитет. 2021. №1.С.44-45.
Мак-Дугалл, Вильям. Основные проблемы социальной психологии / В. Мак-Дугалл. – М.: Космос, 2016.
Некрасов Н.А. Этические проблемы прикладных социологических исследований // Концепт. 2018. №3.С.55-56.
Пржиленский В.И. Правовое и этическое регулирование генетических исследований // Вестник РУДН. Серия: Юридические науки. 2021. №1.С.66-67.
Профессиональный кодекс социолога.// Высшее образование в России. 2020. №4. С.9-11.
Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер Ком, 1999. – 720 с.
УрФУ, Этический кодекс.// Высшее образование в России. 2020. №2. С.9-11.
Эббингауз, Г., Бине, А. Этика и ассоциативная психология / Г. Эббингауз, А. Бине. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 2018. – 544 с.
Ярошевский, М. Г. Этика и социология. Теоретические проблемы развития науки / М. Г. Ярошевский. – М.: Политиздат, 2020. 447 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Расчет параметров участка электроэнергетической системы
Решение задач, Электрические системы, электроника, электротехника
Срок сдачи к 8 янв.
Доклад на тему "личность в теории деятельности а. н. леонтьева" + презентация
Доклад, Психология личности
Срок сдачи к 27 дек.
Заполнить журнал регистрации хозяйственных операций малого предприятия, проставив в нем корреспонденцию счетов
Другое, Финансовый учет и анализ
Срок сдачи к 4 янв.
9-11 страниц. правовые основы военной реформы в ссср в 20-е гг
Реферат, История государства и права России
Срок сдачи к 26 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!