это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3273900
Ознакомительный фрагмент работы:
Оглавление
TOC \o "1-3" \h \z \u Введение PAGEREF _Toc75018441 \h 3Глава 1. Понятие, предмет и принципы государственной службы PAGEREF _Toc75018442 \h 61.1. Понятие и предмет государственной службы. PAGEREF _Toc75018443 \h 61.2. Принципы государственной службы PAGEREF _Toc75018444 \h 12Глава 2. История создания государственной службы в России PAGEREF _Toc75018445 \h 152.1. Зарождение государственного управления и государственной службы в Киевской Руси. PAGEREF _Toc75018446 \h 152.2. Становление и развитие государственной службы в Московском государстве. PAGEREF _Toc75018447 \h 162.3. Укрепление государственной службы в царской России. PAGEREF _Toc75018448 \h 182.4. Развитие государственной службы в СССР. PAGEREF _Toc75018449 \h 222.5. Современный этап развития государственной службы в Российской Федерации. PAGEREF _Toc75018450 \h 26Глава 3. Система государственной службы. PAGEREF _Toc75018451 \h 313.1. Система государственной службы PAGEREF _Toc75018452 \h 313.2. Функции государственной службы и её правовое регулирование. PAGEREF _Toc75018453 \h 33Заключение PAGEREF _Toc75018454 \h 35Список использованных источников PAGEREF _Toc75018455 \h 37
ВведениеТрадиционно рассматривая проблематику государственной службы дают ответы на следующие вопросы: понятие государственной службы, ее принципы, статус государственной должности и некоторые другие элементы.
Актуальность курсовой работы заключается в том, что институт государственной службы является одним из важнейших понятий, относящееся к административно-правовой категории. Эта категория проникает во все сферы деятельности государства, история ее существования протянулась сквозь века практически на весь период существования государственного управления как инструмента власти. Помимо этого, она играет исключительную роль в действующем административном праве. От профессионализма и компетентности государственного служащего зависит успех многих государственных дел.
Государственная служба – это комплексное явление, поэтому она не является замкнутым правовым институтом, а наоборот, затрагивает практически все сферы жизни общества, взаимодействуя со многими отраслями права. В связи с этим действия института государственной службы регламентируется большим количеством правовых норм, которые относятся к смежным отраслям права (административного, конституционного, финансового, трудового и др.)
Эта особенность государственной службы ставит перед властью задачу создания государственного аппарата, способного эффективно работать при любых политических и экономических условиях.
Отталкиваясь от ситуации, сложившейся в Российской Федерации на сегодняшний день, эффективность работы государственной системы управления, на наш взгляд, напрямую зависит от состояния правового обеспечения её работы. Законодательство регулирующее функционирование государственной службы требует дальнейшего поэтапного развития, устранения пробелов для обеспечения четкого взаимодействия всей системы государственного управления на всех ее уровнях.
Законодательство Российской Федерации о государственной службе Российской Федерации состоит из Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций (уставов) и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Цель курсовой работы – исследование системы государственной службы как института административного права.
Для достижения цели курсовой работы будут выполнены следующие задачи:
рассмотрено понятие государственной службы и содержание системы государственной службы;
выявлены основные принципы государственной службы и их классификация;
раскрыты функции государственной службы и ее правовое регулирование;
проанализированы виды государственной службы.
Предмет исследования – правовое регулирование системы государственной службы.
Объект – исследования системы государственной службы.
Теоретическую базу курсовой работы составили научные работы по общей теории государства и права, конституционному и административному праву.
Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации.
Работа состоит из – введения, трех глав, заключения и списка использованных в ходе работы нормативных правовых актов и литературы.
Глава 1. Понятие, предмет и принципы государственной службы1.1. Понятие и предмет государственной службы.На тему государственной службы и управления в разное время написано большое количество научных работ, статей. В них мы можем встретить разнообразные формулировки и определения государственной службы как понятия и предмета изучения. Не будем выделять какое –то конкретное определение, а дадим общую формулировку для описания сути понятия государственной службы.
Государственная служба представляет собой комплекс управленческих связей и отношений, регулируемых законами и нормативно-правовыми актами различных смежных отраслей права, к этим отношениям можно отнести:
отношения между звеньями системы исполнительной власти;
отношения между органами исполнительной власти на уровне местного самоуправления;
отношения, возникающие в процессе взаимодействия органов законодательной, судебной власти и прокуратуры (внутриорганизационные отношения).
Эти отношения происходят между человеком(служащим) и уполномоченными должностными лицами, по действующему уголовному законодательству последние признаются субъектами должностных преступлений. Служащие являются основным связующим звеном этих отношений.
Государственную службу следует изучать по двум направлениям: как теоретическую конструкцию и как объект правового регулирования. Правовой аспект очень важен, он позволяет понять каким образом регламентируются государственно-служебные отношения, в ходе реализации которых осуществляется функционирование органов государственного управления и достигается выполнение должностных обязанностей, полномочий служащих.
Государственная служба представляет собой социально-правовой институт, поэтому изучать его необходимо в комплексе, учитывая как социальные, так и юридические основы. Этот институт представляет собой систему правовых норм, регламентирующих государственно-служебные отношения, т. е. права, обязанности, ограничения, запреты, стимулирование, ответственность служащих, прохождение государственной службы, порядок возникновения и прекращения служебных отношений. В этом и проявляется его институционность. Исходя из вышесказанного можно дать такую формулировку, характеризующую государственную службу – комплексный институт, базирующийся на нормах различных отраслей права и включающий в себя множество организаций различных органов власти, охватывающий практически все сферы жизни общества.
В обывательском понимании есть устойчивое мнение, что государственная служба недостаточно публична. Несмотря на свое название и прямое отношение к государству, государственная служба является публичной, в свою очередь известный русский юрист Н. М. Коркунов отмечал в своих работах, что любая деятельность, идущая на пользу государству, уже является государственной службой.
С современной точки зрения можно дать такое определение государственной службе – это управленческая деятельность органов власти и практическая деятельность всех лиц, получающих заработную плату из фондов государственного бюджета, а также занимающих постоянно или временно должности в аппарате государственных органов, включая органы всех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной, к ним также относятся госслужащие прокуратуры и контрольно-надзорных органов.
В научной литературе традиционным стало определение государственной службы, данное В. М. Манохиным: государственная служба представляет собой одну из сторон (частей) деятельности государства по организации и правовому регулированию личного состава государственных органов и других государственных организаций, а также саму деятельность этого личного состава — государственных служащих по практическому и непосредственному осуществлению задач и функций государства. Однако такое определение вызывает у некоторых авторов критические замечания.
По мнению Б. М. Лазарева это определение имеет следующие недостатки:
государственная служба определяется через термин «государственный служащий», не совсем корректно;
определение не отражает тот факт, что государственные служащие помимо управленческих и государственных функций решают и социально направленные задачи (медицинские, образовательные, научно-исследовательские и т.д.);
объединяет в себе два различных явления – государственную службу и деятельность по ее организации и правовому регулированию.
По мнению Б.М. Лазарева государственная служба есть ни что иное как служение государству, т.е. выполнение его поручений и осуществление деятельности по реализации задач и функций государства, в случае, когда эти действия финансируются непосредственно государством.
Государственная служба — это один из основных видов деятельности государства по формированию кадрового потенциала управления государственного аппарата и правовому регулированию всех аспектов работы государственных служащих, занимающих конкретные государственные должности в этом аппарате и реализующих функции государственных органов в целях обеспечения эффективности государственной деятельности.
Согласно Федеральному закону № 58-ФЗ от 27 мая 2003 года «О системе государственной службы Российской Федерации» государственная служба – это профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности.
Таким образом, государственная служба является не чем иным, как деятельность персонала государственных органов ветвей власти, регламентирующая правовыми нормами и законами, она состоит непосредственно в реализации государственной власти в различных сферах жизни государства и общества.
Государственная служба опосредуется правом. Совокупность правовых норм, регламентирующих правовой статус государственных служащих, в том числе условия и порядок прохождения государственной службы, виды поощрений и ответственности служащих, основания прекращения и другие вопросы государственной службы, образуют правовой институт государственной службы. В него входят нормы конституционного, трудового, гражданского, финансового и других отраслей права. Административно-правовые нормы, регламентирующие вопросы государственной службы, составляют часть этого института и самостоятельный институт административного права.
Законодательство, регулирующее государственную службу, строится как двухуровневая система. Оно состоит из Конституции РФ, федеральных конституционных законов, Закона N 58-ФЗ, Закона № 79-ФЗ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о государственной службе и конституций, законов, уставов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.
Помимо этих законов в 1995 году Указами Президента РФ № 32 и № 33 были утверждены Сводный перечень наименований государственных должностей Российской Федерации и Реестр государственных должностей федеральных государственных служащих, который в последствие неотвратно дополнялся согласно новым указам Президента РФ. В 1997 году Указом Президента РФ были утверждены перечни должностей категории «Б» и «В», которые также дополнялись и изменялись в 2003 - 2004 годах.
В 1996 году Президентом РФ в соответствии со ст. 80 Конституции РФ был издан Указ «О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы».
В числе иных нормативных правовых актов - источников законодательства о государственной службе - следует упомянуть уставы и положения о дисциплине, действующие в ряде отраслей и сфер государственной деятельности; положения о конкретных органах и подразделениях, содержащие нормы о статусе соответствующих должностных лиц; должностные инструкции, утверждаемые министерствами и ведомствами.
Если вернуться к понятию государственный служащий, то нужно учитывать, что не все должности, входящие в штатное расписание государственных организаций, органов власти можно отнести к государственным должностям. К примеру, обслуживающий персонал (уборщицы, гардеробщицы, водители и т.д.) даже при условии работы в структуре органов власти, прокуратуры и подобных, не могут считаться государственными служащими, т.к. они не занимают государственные должности, собственно, как и не могут их замещать.
Также можно сказать и рабочих госпредприятий, которые не имеют властных функций. С другой стороны, государственная служба осуществляется не только в аппаратах органов представительной и исполнительной власти, в судебных и правоохранительных органах, вооруженных силах, но и в иных государственных органах, реализующих от имени государства его цели и функции и отнесенных актами законодательства РФ и субъектов РФ к государственной службе. Например, в Федеральном законе «О естественных монополиях» указывается, что в сферах деятельности субъектов естественных монополий - транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; услуги по передаче электрической и тепловой энергии и т.д. - образуются органы регулирования (ст. 4). В ст. 9 данного Закона прямо указывается, что на работников этих органов распространяется правовой статус государственного служащего. Хотя, конечно, следует иметь в виду и то, что распространение статуса госслужащего на ту или иную категорию работников отнюдь не равнозначно отнесению их к категории государственных служащих.
1.2. Принципы государственной службыФундаментом любого государства является наличие государственного аппарата и эффективная система госслужбы, без которой сложно представить его нормальное функционирование. Соответственно необходим комплекс мер и рычагов для формирования профессионального чиновничества, которое в полной мере будет соответствовать всем тем задачам и целям, которые возлагает на себя государство.
Согласно действующему законодательству можно выделить как минимум три группы принципов, описывающих государственно-служебную деятельность. Рассмотрим их начиная с системного и заканчивая функционально-иерархическим уровнем.
Начнем с основных принципов построения и функционирования госслужбы, которые закреплены Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации» и описаны в ст.3, согласно которой к ним относятся:
федерализм;
законность;
приоритет прав и свобод человека и гражданина, что подразумевает под собой обязательность их признания, соблюдения и защиты;
равный доступ граждан к государственной службе;
взаимосвязь между государственной и муниципальной службами;
открытость;
профессионализм и компетентность государственных служащих;
защита государственных служащих от вмешательства в их профессиональную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.
Вышеперечисленные принципы регламентируются действующим законодательством, они могут изменятся или дополнятся в процессе реформирования системы государственной службы. Также коррективы могут быть отображены в соответствующих федеральных законах о конкретных видах государственной службы учитывая их специфику.
Теперь обратимся к принципам, по которым осуществляется деятельность самих государственных служащих. Согласно указанному выше Федеральному закону, государственный служащий призван:
добросовестно и профессионально исполнять должностные (служебные) обязанности;
осознавать важность соблюдения и защиты прав и свобод граждан;
осуществлять свою деятельность в рамках действующего законодательства;
быть независимым в своих решениях и не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам/организациям;
в своей деятельности не руководствоваться личными, имущественными и иными интересами, препятствующими добросовестному исполнению своих обязанностей;
соблюдать ограничения, закрепленные действующим законодательством в отношении государственных служащих;
быть политически нейтральным;
соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;
быть корректным и внимательным в обращении с гражданами и представителями организаций;
быть терпимым и с уважением относится к обычаям и традициям народов России, различных этнический и социальных групп;
Это не весь список, он довольно длинный, мы перечислили самые важные, на наш взгляд, неупомянутые принципы можно отнести к морально-этической стороне поведения и деятельности государственного служащего.
Что же касается отношений, возникающие между государственными служащими, в ходе осуществления их профессиональной деятельности, тут можно отметить следующие принципы:
бесконфликтности, государственный служащий призван, предотвращать и урегулировать конфликты интересов;
аполитичности, исключать возможность агитации или принуждения служащих к участию в деятельности политических партий или общественных организациях.
Стоит отметить, что в действительности, многие из перечисленных нами принципов хоть и закреплены законом, но на деле исполняются крайне редко, либо не в полной мере. Это снижает эффективность работы системы госуправления. Это связанно как с откровенным непрофессионализмом служащих и должностных лиц, так и с недостаточным финансированием, тем не менее, тот факт, что они закреплены законодательно имеет очень важное значение для организации и функционирования госслужбы.
В целом же, поскольку принципы построения и функционирования государственной службы закреплены Федеральным законом и законами субъектов Федерации, а общие принципы служебного поведения государственных служащих - Указом Президента РФ, их несоблюдение и (или) нарушение влечет за собой (может влечь) административную или (и) уголовную, а также дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Глава 2. История создания государственной службы в России2.1. Зарождение государственного управления и государственной службы в Киевской Руси.Зачатки основ госуправления в Древней Руси изначально базировались на военной организации и формировались на принципах вассалитета (отношении подчинённости, зависимости). На ранних этапах развития, структура госслужбы мало изменялась и носила характер прямой зависимости, это можно увидеть на рисунке 1.
Рисунок 1. Система управления в Киевской Руси
В делах управления государством великий князь целиком опирался на дружину – вооруженный конный отряд, как правило в него входили лучшие войны, который полностью подчинялся князю. Термин «служилые люди» имеет собирательное значение, им можно описать всех людей, находящихся в услужении князя.
Со временем, дружинники стали обзаводиться имуществом, земельными наделами, что в итоге привело к отслоению значительной части дружины, а потом и к необходимости формирования профессиональных вольных наемных слуг (служащих). Таким образом, произошел плавный переход от «военной демократии» к княжеской, появились зачатки государственной системы управления.
В ее состав входили служивые люди из разных сфер, военные, административные, судебные и прочие (воеводы, тысяцкие, посадники и др.). Высшие должности занимали бояре (земельная аристократия), они были ближайшими советниками князя, остальные должности занимали дворяне (люди княжеского двора).
2.2. Становление и развитие государственной службы в Московском государстве.В этот период происходит изменение государственной службы, это напрямую связано с переходом к самодержавию и становлением централизованного государства. В первую очередь происходит выделение государственной службы в отдельную профессиональную сферу деятельности. Потом поменялся принцип самого управления, оно ушло от вассалитета и перешел к принципам подданства. Это обуславливалось тем, что Великий князь, в дальнейшем царь, теперь рассматривался как посланник Божий, а его власть стала беспрекословной.
В чем же заключался переход на новую систему «государевой службы»? В ходе формирования Московского княжества происходит слияние дворов удельных князей с двором Великого князя, что привело к созданию Государева двора. он просуществовал до начала XVIII века.
Государев двор состоял из четырех групп чинов:
думные – чины Боярской думы;
высшие придворные чины;
московские чины – стольники, дьяки и др.;
выборные чины – представители дворян из уездов.
Примерную схему структуру власти в этот период можно отобразить отображена на рисунке 2.
Рисунок 2. Органы власти и управления во второй половине XVI-ХVII вв.
Бояре и дворяне занимали соответственно высшие и средние командные должности в армии, а также возглавляли центральные и местные органы власти. Как принято сейчас говорить «на земле» власть царя представляли наместники – в крупных землях, и воеводы – в волостях и уездах. Они были наделены властью от имени царя, руководили вверенной им территорией, в случае войны занимались вопросами защиты своего удела, также собирали подати и осуществляли функции судебной власти. В качестве оплаты своей службы они получали «корм» от местного населения, т.е. все что необходимо для жизни.
Кормление было упразднено во второй половине XVI века, вместо него были установлены определенные нормы поместных окладов (земля) и денежное жалование. Отметим, что начислялась не заработная плата, а именно «жалование», деньги, которые выдавал царь по своему усмотрению за верную службу государю, т.к. это еще не было государственной службой.
Постепенно дворянство начинает выделяться в новое сословие и становится наряду с боярством основой высшего слоя общества. Главной для дворян была военная служба.
2.3. Укрепление государственной службы в царской России.Со становлением абсолютной монархии назрел вопрос о реформации государственной службы, в результате была начата рационализация системы управления. При правлении Петра I были упразднены сословно-представительские органы, персона государя была отделена от государства.
24 января 1722 г. Петр I утвердил «Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных». Она сформировала три ветви госслужбы – военную, гражданскую и придворную. «Слуги государевы» разделялись на две группы – табельные чиновники, составлявшие 14 классов и низшие служащие, не вошедшие в число 14 рангов. Прохождение государственной службы, как и сейчас делилось на три основных этапа: прием на службу, движение по карьерной лестнице, уход в отставку (прекращение службы). Схему управления государством после ее принятия можно представить примерно в таком виде, как на рисунке 3.
Рисунок 3. Органы государственной власти и управления Российской империи (1725г.)
В конце 1708 г. Петр I внес изменения и в административную систему, разделив Россию на восемь губерний, каждая из них делилась на 45 провинций. Главами губерний назначались губернаторы, провинций – вице-губернаторы, а уездов – воеводы. Администрации провинций подчинялись коллегиям.
Отдельное внимание уделялось подготовке чиновников – их обучали как в России в специальных школах и Академиях, так и за рубежом, где получил образование и сам император.
Была упразднена Боярская дума, на замену ей появился Сенат. Вместо сложной, запутанной структуры приказов Петр I ввел 11 Коллегий и Святейший Синод (на правах коллегии). В отличие от приказов все вопросы государственного управления были четко распределены между коллегиями. Президент коллегии назначался царем.
Исходя из всего вышесказанного можем выделить как положительные, так и отрицательные черты этих преобразований:
Положительные черты: повысился профессионализм, специализация, нормативность.
Отрицательные черты: сложность, дороговизна, работа на себя (взятка, коррупция), негибкость.
В дальнейшем глобальных изменений структуры системы государственного управления практически не было, каждый последующий император/императрица вносили не значительные правки, дополнения. Так императрица Екатерина I своим указом даровала дворянам право на продолжительные отпуска, а Анна Иоанновна Манифестом 1736 г. установила срок обязательной службы – 25 лет, начиная с двенадцатилетнего возраста.
При правлении Петра III дворяне получили право самим определять где служить (или не служить), за ними, а точнее за их детьми оставалась повинность в обязательном образовании. Екатерина II и в последствии Павел I закрепили привилегии дворянства и дали возможность наниматься на службу в иностранных государствах. Также появилась возможность карьерного роста не только за заслуги перед отечеством, но и за выслугу лет, что позволяло получить новый чин и занять соответствующую ему должность.
С приходом к власти Александра I госслужба полностью превратилась из обязанности в правовое отношение служащего с государственной властью, при этом деятельность чиновников регламентировалась такими нормами, как обязанность, долг, ответственность её структуру можно рассмотреть на рисунке 4.
Рисунок 4. Структура государственной власти и управления Российской империи в первой половине XIX в
Важное значение имел Указ Александра I (1809 г.) «О правилах производства в чины по государственной службе и об испытаниях в науках для производства в коллежские асессоры и статские советники». Цель – повысить образовательный уровень чиновников, профессионализм.
Новые структурные изменения в системе государственного управления произошли при правлении Александра II. В ходе осуществления земской, городской и судебных реформ были учреждены всесословные органы местного самоуправления – земства и городские органы управления, которые в свою очередь делились на распорядительные (собрание гласных и городские думы) и исполнительные (земские и городские управы) органы власти. Должностные лица земских и городских управ (председатель и члены управы) не пользовались правами государственной службы, содержание им выплачивалось по усмотрению собраний или дум соответственно из земских или городских средств.
В ходе крестьянской реформы 1861 г. были созданы органы управления крестьянами – их объединили в сельские общества, которые входили в волости с населением от 300 до 2000 человек. Сельское общество выбирало сельский сход и старосту. При волостном сходе был свой волостной суд. Контроль за действиями сельского волостного управления осуществлял мировой посредник, которого избирали из местных потомственных дворян.
При Александре II судебная реформа приобрела новые принципы судопроизводства: гласность, открытость, публичность, независимость судьи от администрации, состязательность процесса. Введен суд присяжных. Упрощена структура судов, основное звено – мировые судьи. Высшей судебной инстанцией был Сенат.
Несмотря на положительные моменты этих всех преобразований, существует ряд негативных черт этого процесса:
абсолютизация централизма;
подавление демократической тенденции;
отсутствие подотчетности и подконтрольности;
монополия чиновничества в осуществлении властных полномочий;
неприятие гласности;
злоупотребление;
сословной замкнутости и т.п.
Таким образом, основными признаками государственной службы самодержавной России можно назвать: службу царю и Отечеству, сословно-дворянский тип, обязательность службы, постоянство службы, достаточно высокую степень нормативно-правового регулирования службы, патронатную систему несения службы, не подконтрольность обществу и другие.
2.4. Развитие государственной службы в СССР.В течение советского периода институт государственной службы претерпевает ряд изменений, но только в социальном значении. Формирование государственной службы в правовом значении не происходит. Как и в предыдущие годы, основой для формирования структуры госслужбы был закон и документы, регламентирующие её, но в виду упразднения действия «Табели о рангах», которая с изменениями и уточнениями была актуальной до 1917 года, этим законом стала Конституция РСФСР. Исходя из положений, закрепленных в Конституции 1918 года, сложилась новая структура органов власти, отображенная в рисунке 5.
Рисунок 5. Органы государственной службы по Конституции 1918 г.
На функционировании госслужбы довольно негативно сказывались невыполнение законов, принижение роли суда, прокуратуры, правовой и судебный произвол, массовые репрессии. В послевоенный период власть перестроилась на конституционной основе и гарантировала перевод страны на мирные рельсы, возрождение разрушенного войной народного хозяйства, повышение уровня жизни советских людей и подъем экономики.
Вместе с тем сложившиеся в годы войны установочный стиль, власть партийной канцелярщины, чрезмерно увеличившегося аппарата государственных и партийных органов, командно-административные и авторитарные методы управления медленно искоренялись во властных структурах и деятельности чиновников. Отрицательно сказывались и слабая профессиональная подготовка чиновников всех звеньев структуры власти, внедряемые идеология культа личности, политическая нетерпимость. Иерархия власти в послевоенные годы выглядела по Конституции 1937 года, рисунок 6.
Рисунок 6. Органы, в которых осуществлялась госслужба по Конституции РСФСР 21 января 1937 г.
В 1950-е и 1960-е годы в стране были попытки смены структуры госаппарата, но кроме ухода от идеологии культа личности и ухода от тоталитарной власти, особых успехов в этом процессе не было, иерархия ветвей власти и госслужбы осталась практически не изменой, сохранив все болезни предыдущего периода.
Конец 60-х – начало 80-х годов можно охарактеризовать как период стагнации системы госуправления в СССР. В 1973 г. начала реализовываться трехзвенная система управления «министерство – производство – предприятие», однако организации по-прежнему оставались бесправными. Разработка и утверждение планов развития народного хозяйства, как и раньше велось через партийные органы. С принятием Конституции 1978 года, структура госуправления снова изменилась и стала выглядеть так, как представлено на рисунке 7.
Рисунок 7. Осуществление государственной власти в РСФСР по Конституции РСФСР 1978 г.
В годы «перестройки» произошла массовая смена кадров, приведшая в ряде случаев к резкому падению уровня компетенции ряда чиновников и политического руководства в целом. Набирала силу борьба с бюрократией, происходила смена органов партийной и государственной власти, а также госслужащих. Однако в 1990 г. в стране произошел глобальный социально-политический кризис, приведший в итоге к распаду СССР.
На момент прекращения функционирования СССР в декабре 1991 года госслужба в основном имела подчинённый характер и практически срослась с партийной службой, только в первые постсоветские годы назревает процесс формирования государственной и муниципальной служб в качестве самостоятельного института, который учитывал и использовал отечественный и зарубежный исторический опыт развития госслужбы.
2.5. Современный этап развития государственной службы в Российской Федерации.Довольно продолжительное время, функционирование и развитие государственной службы Российской Федерации после распада СССР базировалось и опиралось на опыт, законы и нормативно-правовые акты, принятые еще в СССР, порой они датировались даже предвоенным периодом.
В октябре 1993 г. прекратились полномочия Верховного Совета РСФСР и его депутатов, покончив тем самым, по мнению Б. Ельцина президента РФ, с антинародной, прокоммунистически настроенной оппозицией.
В результате чего была полностью разрушена система Советов и Советской власти в России – вслед за Верховным Советом были упразднены Советы народных депутатов всех уровней на всей территории Российской Федерации. Эти события стали важным ускорителем формирования новой системы власти и создания новой Конституции. Она была максимально деполитизирована, в ней признаются идеологическое и политическое разнообразие, принцип разделения властей на исполнительную, законодательную и судебную, что отображено на рисунке 8.
Рисунок 8. Схема государственной власти в России (по Конституции РФ 1993 г.)
Были разработаны законные основы организации госслужбы в Российской Федерации и Основы правового положения чиновников. Была разработана типология государственных должностей. Наряду с позитивными сторонами этот процесс имел и ряд недостатков: нормативными актами не обеспечивалась взаимовлияние ветвей власти, а также взаимосвязь государственной и муниципальной служб. Закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» относил к ней только службу в органах законодательной, исполнительной и судебной власти, исключив военную и специальную службу, без которых невозможна жизнедеятельность государства.
Вторая половина 1990-х годов так и не привела к позитивной направленности в развитии государства, так как госслужба, функционировавшая в системе государственной власти, всё более отдалялась от общества.
Сделаем выводы, по проведенной в нашей стране за 1992 – 2000 гг. работе по формированию новой системы государственности и зарождению современной госслужбы:
Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. впервые в российской истории закрепила на конституционном уровне положения, связанные с государственной службой.
Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 г. Л 119-ФЗ нормативно закрепил ряд важнейших понятий (госслужба, госдолжность, госслужащий и др.) и положений, связанных с госслужбой. Однако он практически не стал законом прямого действия, поскольку предполагает принятие дополнительно около 20 федеральных законов, которые позволят дополнить его нормы действительным содержанием.
Проведена работа по организации в новых условиях государственной и муниципальной службы как правового и социального института, а также подготовке и переподготовке, повышению квалификации кадров; созданию и усилению кадровых структур фактически во всех государственных органах.
После прихода к власти действующего президента РФ В. В. Путина в 2001 году, назрел вопрос о качественном изменении того плачевного положения в госслужбе, которое сложилось за 90-е годы XX столетия. Была разработана и утверждена Концепция реформирования системы государственной службы, которая задала вектор будущей реформы.
Реформа госслужбы проходила по ряду направлений, одним из которых было установление излишних функций и выстраивание новой структуры исполнительной власти. Этим требованиям соответствует трехуровневая система исполнительной власти, используемая в настоящее время. Были приняты ряд основополагающих законов, в соответствии с которыми сформировалась систему гражданской, муниципальной и государственной служб. Она состоит из федеральных министерств, служб и агентств. Дальнейшее реформирование проходило по ряду направлений. Одним из них стало делегирование субъектам РФ права принимать законы и другие нормативно-правовые акты о гражданской службе. Особое внимание уделялось материально-техническому снабжению госслужащих, внедрению новых информационных технологий. Стратегическим направлением модернизации стала кадровая политика государства, подразумевающая преемственность руководящих кадров. Исследователи проблем госслужбы не могут не обратить внимание на организацию гражданского общества. В данном случае гражданское общество дополняет функцию государства, если государство реализовывает ее в недостаточном объеме.
В условиях становления и развития гражданского общества гражданами России к государственной службе предъявляются значительно возросшие требования. Однако оценка профессиональной служебной деятельности государственных служащих еще слабо увязана с тем, насколько качественно оказываются в государственном органе государственные услуги гражданам и организациям.
Предусмотренные законодательством Российской Федерации механизмы стимулирования государственных служащих к исполнению обязанностей государственной службы на высоком профессиональном уровне не реализуются в полной мере, что снижает мотивацию государственных служащих, при этом качество профессионального обучения государственных служащих в недостаточной степени отвечает потребностям развития государственной службы.
Подводя итоги изучения исторического аспекта становления системы государственной службы, можно сказать что,:история российской государственности – это непрерывный процесс, развития (реформирования) высшего, центрального и местного аппаратов власти в целях более успешного управления огромными территориями России;
вопрос об усилении российской государственности, повышении результативности госслужбы стал главным среди всех острых вопросов жизни государства и на современном этапе российской истории;
изучение специфики проведения реформ в области госуправления и госслужбы помогает лучше понять современные проблемы, найти пути их решения.
Глава 3. Система государственной службы.3.1. Система государственной службыСогласно ст. 2 Закона «О системе государственной службы Российской Федерации» система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы (рисунок 9):
- государственная гражданская служба;
- военная служба;
- правоохранительная служба.
Рисунок 9. Схема системы государственной службы Российской Федерации.
В свою очередь, государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.
Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы. Другие виды федеральной государственной службы устанавливаются путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.
Согласно ст. 5 Закона «О системе государственной службы Российской Федерации» государственная гражданская служба - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.
Федеральная государственная гражданская служба - профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.
Государственная гражданская служба субъекта Российской Федерации - профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий субъекта Российской Федерации, а также полномочий государственных органов субъекта Российской Федерации и лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 6 Закона военная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания.
3.2. Функции государственной службы и её правовое регулирование.Прежде чем начать рассмотрение функций государственной службы отметим, что она может пониматься в функциональном смысле, т.е. как «конкретный вид государственной деятельности персонала, служебного аппарата государственных органов, деятельность административно-управленческих структур». Чтобы конкретизировать функции, рассмотрим их на примере деятельности государственных служащих:
правоприменительная функция – реализация полномочий регулятивного и распорядительного характера; осуществление государственных полномочий от имени государства либо государственного органа при исполнении служебных обязанностей;
правотворческая функция – разработка и принятие нормативных правовых актов, выдача юридически-властных предписаний для различных субъектов права в системе государственно-управленческой иерархии, законопроектная деятельность, издание приказов и распоряжений; их подготовка, принятие и исполнение; дача указаний и т.п.;
регулирующая функция – разработка и реализация государственной политики во всех сферах общества, реализация юрисдикционных полномочий и действий, т.е. применение мер государственного принуждения к физическим и юридическим лицам; обеспечение согласования различных интересов;
организационная функция – обеспечение практической реализации компетенции государственных органов, совершение организационных действий и материально-технических операций (проведение различного рода совещаний, оперативок, конференций, заседаний, экспертиз, проверок и т.д.);
правозащитная функция – осуществление мер по обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, соблюдению ими обязанностей перед государством; государственных и иных органов - перед гражданами.
Как видим государственный служащие осуществляют деятельность в различных сферах жизни государства и общества, выполняя большой объем непосредственно административно-управленческих функций. Таким образом, в практико-функциональном смысле государственная служба представляет собой основанную на законе деятельность персонала государственных органов представительной, исполнительной и судебной власти, состоящую в реализации государственной власти в различных сферах общественной жизни в целях выполнения задач и функций государства.
Источниками правового регулирования построения и функционирования государственной службы являются прежде всего Конституция РФ, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также конституции, уставы, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
ЗаключениеВ ходе нашей работы мы изучили как правовые, так и исторические аспекты понятия государственной службы. С точки зрения права государственная гражданская служба – это профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий субъекта Российской Федерации, а также полномочий государственных органов субъекта Российской Федерации и лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации.
Таким образом, можно отметить, что государственная служба как публично-правовой институт должна представлять собой целостную систему, основанную на служении государству в целом, а не отдельному государственному органу.
Исторически в России сложилось так, что отношения к государственной службе - это отношения долга, обязанности, верности. Система госслужбы регламентируется различными законами, правовыми актами и нормами, верховенство над которым занимает Конституция РФ.
Таким образом, будучи явлением комплексным и разносторонним, государственная служба не является замкнутым правовым институтом, а наоборот, активно проникая в различные сферы общественной жизни, взаимодействует при этом со многими существующими отраслями права и правовыми институтами.
На основе изложенного в работе материала можно сделать следующие выводы.
Под государственной службой в соответствии с федеральным законодательством понимается профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.
Федеральное законодательство определяет два уровня государственной службы – федеральную государственную службу и государственную службу субъектов Российской Федерации.
Должности государственной службы учреждаются федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
В федеральном государственном органе и государственном органе субъекта Российской Федерации могут быть предусмотрены должности, не являющиеся должностями государственной службы. Трудовая деятельность работников, замещающих такие должности, регулируется законодательством Российской Федерации о труде.
На развитии современной государственной службы повлиял большой исторический опыт, протянувшийся через века процесс становления государственности и развития системы управления государством. Его не стоит отбрасывать, а нужно изучать, чтобы извлечь урок из ошибок предыдущих государей и правительств, дабы не допускать их в будущем.
На наш взгляд, одним из важнейших направлений дальнейшего развития системы государственной службы является поиск решений на повышение эффективности исполнения поставленных задач, путем реформ, направленных на модернизацию, а возможно и полную перестройку существующей структуры взаимодействия федеральной и муниципальной госслужбы. Именно в этом звене, на наш взгляд кроется одна из самых главных проблем современной России – неспособность выполнить то, что запланировано. Еще одно направление – это качественное повышение компетентности и квалификации государственных служащих, особенно на уровне субъектов Российской Федерации.
Список использованных источниковI. Законы и иные нормативные правовые акты
Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. с поправками от 01.07.2020 г.// Система Консультант Плюс – http://www.consultant.ru/
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) [Текст]: [федер. закон: от 30 ноября 1994г. №51-ФЗ с изм. и доп.] // РГ. - 1994. - №238-239.- Ст.12. Система Консультант Плюс – http://www.consultant.ru/
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [Текст]: [федер. закон: от 30 декабря 2001г. № 195-ФЗ с изм. и доп.] (ред. от 26.05.2021) // Система Консультант Плюс – http://www.consultant.ru/
Уголовный кодекс Российской Федерации [Текст]: [федер. закон: от 13.06.1996 № 63-ФЗ] (ред. от 05.04.2021, с изм. от 08.04.2021) // Система Консультант Плюс – http://www.consultant.ru/
Трудовой кодекс Российской Федерации [Текст]: [федер. закон: от 30.12.2001 №197-ФЗ] (ред. от 30.04.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2021) // Система Консультант Плюс – http://www.consultant.ru/
О системе государственной службы Российской Федерации [Текст]: [Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ] (ред. от 23.05.2016) // Система Консультант Плюс – http://www.consultant.ru/
О государственной гражданской службе Российской Федерации [Текст]: [Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ] (ред. от 24.03.2021) // Система Консультант Плюс – http://www.consultant.ru/
О службе в таможенных органах Российской Федерации [Текст]: [Федеральный закон от 21.07.1997 № 114-ФЗ] (ред. от 31.07.2020) // Система Консультант Плюс – http://www.consultant.ru/
О воинской обязанности и военной службе [Текст]: [Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ] (ред. от 26.05.2021) // Система Консультант Плюс – http://www.consultant.ru/
О статусе военнослужащих [Текст]: [Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ] (ред. от 08.12.2020) // Система Консультант Плюс – http://www.consultant.ru/
О полиции [Текст]: [Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ] (ред. от 05.04.2021) // Система Консультант Плюс – http://www.consultant.ru/
О государственной службе российского казачества [Текст]: [Федеральный закон от 05.12.2005 № 154-ФЗ] (ред. от 30.12.2020) // Система Консультант Плюс – http://www.consultant.ru/
О материальной ответственности военнослужащих [Текст]: [Федеральный закон от 12.07.1999 № 161-ФЗ] (ред. от 08.06.2020) // Система Консультант Плюс – http://www.consultant.ru/
Указ Президента РФ от 11.01.1995 № 32 (ред. от 20.04.2021) "О государственных должностях Российской Федерации" // Система Консультант Плюс – http://www.consultant.ru/
Указ Президента РФ от 19 ноября 2002 г. № 1336 "О федеральной программе "Реформирование государственной службы Российской Федерации (ред. от 26.03.2003)" // Система Консультант Плюс – http://www.consultant.ru/.
Указ Президента РФ от 30.05.2005 № 609 (ред. от 11.03.2021) "Об утверждении Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела" // Система Консультант Плюс – http://www.consultant.ru/
II. Специальная литература
Бахрах Д. Н. Государственная служба: основные понятия, ее составляющие, содержание, принципы. М.: 2018. — 640 с.
Борщевский, Г. А. Государственная служба: учеб. пособие для СПО / Г. А. Борщевский. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 303 с. — (Серия: Профессиональное образование).
Борщевский Г.А. Реформирование государственной службы в России: промежуточные итоги и перспективы//Вопросы государственного и муниципального управления. 2018. № 2. — С.24-31.
Войтович В.Ю. Государственная и муниципальная служба: учебное пособие. – Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», изд-во Института экономики и управления ФГБОУ ВПО «УдГУ», 2018. - 286 с.
Волкова, В. В. Государственная служба: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Государственное и муниципальное управление» и «Юриспруденция» / В. В. Волкова, А. А. Сапфирова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 207 c.
Демин, А. А.Государственная служба в Российской Федерации: учебник для магистров / А. А. Демин. — 8-е изд., перераб. и доп. — М.: Из-дательство Юрайт ; ИД Юрайт, 2015. — 425 с. — Серия: Магистр.
Жукова, С. М. Государственная служба: учебное пособие /С. М. Жукова. – Оренбург: Оренбургский институт (филиал) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 2013. – 177 с
Завитова С. В., Перов С. В. Служба в уголовно-исполнительной системе как вид государственной службы // Вестник института: преступление, наказание, исправление - 2018. №43. С.14-20.
Климкина, Е. В. Государственная служба в органах внутренних дел: сборник задач по учебной дисциплине / Е. В. Климкина, Л. Л. Сакулина. — Саратов: Вузовское образование, 2018. — 338 c.
Конин Н.М. Административное право России М., 2016. —794с.
Коркунов Н.М. Русское государственное право. Т.1. СПБ, 2015. —271с.
Манохин В.М. Нужны основы законодательства о службе // Государство и право. М., 2017. № 9. —191с.
Манохин В.М. Служба и служащие в Российской Федерации: правовое регулирование. М., 2017. —203с.
Манукян А.Р., Тенгизова Ж.А. Правовое регулирование правоохранительной службы в Российской Федерации: современное состояние и перспективы развития // Пробелы в российском законодательстве - 2018. №6. С.11-17.
Прибытко Ю. А. Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. Выпуск № 1 / 2018 —232с.
Старилов Ю. Н. Государственная служба и служебное право. М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2016. —240с.
Турисбек А.З. Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал Выпуск № 3 / 2017. —321с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!