Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Методы работы воспитателя с агрессивными детьми

Тип Курсовая
Предмет Дошкольная педагогика

ID (номер) заказа
3293677

500 руб.

Просмотров
1229
Размер файла
515.8 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

АННОТАЦИЯ
В данной дипломной работе рассмотрены основные теоретические и практические вопросы, связанные с агрессивным поведением детей дошкольного возраста и методами работы воспитателя для коррекции агрессивного поведения детей.
Целью работы является теоретическое обоснование методов работы воспитателя с агрессивными детьми и практическое изучение уровня агрессивности детей дошкольного возраста.
Данная курсовая работа состоит из 37 страниц и включает в себя две (три) главы, введение, заключение, библиографический список и приложения.
Во введении изложена цель работы, актуальность выбранной темы, а так же поставлен ряд задач, которые предстоит решить в ходе анализа данной темы.
Первая глава посвящена рассмотрению теоретических вопросов, таких как понятие агрессивности, формы ее проявления и причины ее возникновения у детей, методы работы воспитателя с агрессивными детьми.
Во второй главе проводится анализ результатов исследования по выявлению уровня агрессивного поведения у детей старшей дошкольного группы. Так же разработаны рекомендации воспитателям по коррекционной работе и профилактике агрессивного поведения у дошкольников.
В заключении описаны полученные результаты проделанной работы, а так же даны некоторые рекомендации в отношении использования полученных результатов исследования в ходе опытно-практической работы.

ВВЕДЕНИЕВ последнее время тема агрессии стала едва ли не самой популярной в мировой психологии. Ей посвящено множество исследования. В Европе и Америке регулярными стали международные конференции, симпозиумы и семинары по этой проблематике. Очевидно, это не мода, а скорее, реакция психологов на беспрецедентный рост агрессии и насилия в цивилизованном двадцатом веке. Реакция адекватная и своевременная.
Пока трудно сказать, привело ли значительное количество исследований и публикаций по этой теме к появлению нового качества, к новому, более глубокому и непротиворечивому пониманию сущности агрессивного поведения человека. Проблема агрессии изучается не только психологией, но и другими науками с их специфичными системами методов. Однако можно констатировать, что на сегодняшний день наиболее впечатляющие результаты в изучении природы и механизмов агрессивного поведения человека достигнуты именно в психологической науке.
Сама по себе тема «детской агрессивности» долгое время была закрыта и поэтому не получила должной разработки в отечественной психологии. Даже в настоящее время публикации на эту тему немногочисленны и представляют собой главным образом обзор зарубежных исследований. Еще более малочисленны исследования агрессивности у детей дошкольного возраста.
Можно с уверенностью сказать, что тема агрессии в дошкольном возрасте, не потеряет своей актуальности и в будущем, т.к. первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного физического и нравственного развития. И от того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка.
Многие отечественные и зарубежные психологи внесли свой вклад в изучение данной проблемы: А. Бандура, А.А. Реан, Э. Фромм, И.А. Фурманов, Т. Г. Румянцева, Л.С. Выготский, В.С. Мухина и другие.
Исследователями отмечается рост различных отклонений в личностном развитии и поведении в детской среде, как отражение неустойчивой социальной, экономической, идеологической обстановки, сложившейся в современном обществе. Наибольшую тревогу вызывают жестокость, агрессивность в поведении детей дошкольного возраста, так как именно в этот период происходит первоначальное формирование личности ребенка.
Целью данной курсовой работы является теоретическое обоснование методов работы воспитателя с агрессивными детьми и практическое изучение уровня агрессивности детей дошкольного возраста.
Объект исследования – агрессивное поведение детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – методы работы воспитателя с агрессивными детьми.
Для реализации поставленной цель нами были выдвинуты следующие задачи:
Рассмотреть понятие «агрессивности», формы проявления и причины возникновения агрессивного поведения у детей дошкольного возраста;
Определить методы работы воспитателя с агрессивными детьми дошкольного возраста;
Провести опытно-практическую работу по выявлению уровня агрессивности детей старшего дошкольного возраста;
Разработать рекомендации для воспитателей по работе с агрессивным поведением детей старшего дошкольного возраста.
Теоретическая основа работы. Труда отечественных и зарубежных педагогов и психологов об особенностях агрессивного поведения детей Л.И. Божович, Л.С. Выготского, И.С. Зиминой, А.В. Хомич, В.С. Мухиной, Е.О. Смирновой, Т.Г Румянцевой и др.
Методы исследования:
теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, обобщение полученных данных;
эмпирические: педагогический эксперимент, количественно-качественный анализ полученных экспериментальных данных, метод математической обработки полученных результатов. База исследования: ГБОУ Школы №1194 Корпус 1533 г. Москвы.
Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Новизна исследования: в исследовании проведена диагностика агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста. На основе полученных результатов исследований были разработаны рекомендации для воспитателя в работе с агрессивными детьми, которые могут быть использованы во всех дошкольных учреждениях

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ АГРЕССИВНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА1.1 Понятие агрессивности и формы ее проявленияОдним из видов проявления деструктивного поведения является агрессивность. В современной психологии существует проблема определения агрессии и агрессивности, т.к. эти термины подразумевает большое разнообразие действий.
Например, Л. Бендер понимает под агрессией сильную активность, стремление к самоутверждению [Бендер, 2017]. Л. Уилсон трактует агрессию, как физическое действие или угрозу такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи [Уилсон, 2013]. Э. Фромм определяет агрессию более широко - как нанесение ущерба не только человеку или животному, но и любому неодушевленному предмету [Фромм, 2018].
Несмотря на различия в определении понятия агрессии у разных авторов, идея причинения ущерба (вреда) другому субъекту присутствует практически всегда.
В психологической литературе часто смешивают понятия агрессии и агрессивности. По определению Е.П. Ильина, агрессивность - это свойство личности, которое отражает склонность к агрессивному реагированию при возникновении фрустрирующей и конфликтной ситуации. Агрессивное действие - это проявление агрессивности, как ситуативной реакции. Если же агрессивные действия периодично повторяются, то в этом случае следует говорить об агрессивном поведении [Ильин, 2019].
Агрессивное поведение уже в дошкольном возрасте принимает разнообразные формы:
1. Вербальная агрессия.
Косвенная вербальная агрессия направлена на обвинение или угрозы сверстнику, которые осуществляются в различных высказываниях (жалобы, демонстративный крик, агрессивные фантазии);
Прямая вербальная агрессия представляет собой оскорбления и вербальные формы унижения другого(оскорбления, дразнилки) [Бисалиев, 2019].
2. Физическая агрессия.
Косвенная физическая агрессия направлена на принесение какого-либо материального ущерба другому через непосредственные физические действия (разрушение, уничтожение и порча предметов);
Прямая физическая агрессия представляет собой непосредственное нападение на другого и нанесение ему физической боли и унижения (угрозы и запугивания).
3. Прямая агрессия – непосредственное физическое нападение (драка), которая у детей может включать укусы, царапанье, хватание за волосы, использование в качестве оружия палок, кубиков и пр.
Дети черпают знания о моделях поведения из трех источников: семья, в которой может демонстрироваться и закрепиться агрессивное поведение, сверстники.
Причины агрессивного поведения разнообразны и зависят от многих факторов, в основном относящихся к семейному воспитанию. Наиболее распространенные из них:
Врожденная агрессия;
Фрустрация; 
Дисгармоничность семейных отношений в целом: отношения между родителями, родителями и детьми, братьями-сестрами;
Наказание и степень контроля со стороны родителей. Исследователи выявили, что жестокие наказания приводят к высокому уровню агрессивности у детей, при этом минимальный контроль и присмотр ведут к высокому уровню асоциальности [Запорожец, 2019]. Часто эти 2 типа воспитания можно встретить в одной семье, когда родители не могут придерживаться единого стиля воспитания.
Разрушенные эмоциональные привязанности между родителями и детьми. Или враждебные чувства родителей по отношению друг к другу;
Родители  требовательны к своим детям или напротив равнодушны к их социальной успешности. Очень важно, чтобы у ребенка были домашние обязанности;
Наличие противоречия между воспитуемым и собственным поведением родителя, т.е. к ребенку предъявляются взаимоисключающие требования;
Использование таких воспитательных методов, как угрозы, ультиматумы, сознательное лишение любви, частые изоляции. Реакция лишь усугубляется, особенно если родители не испытывают ни вины ни сострадания.
1.2 Методы работы воспитателя с агрессивными детьми
Работа педагога с агрессивными детьми должна быть направлена не на безопасный выход агрессии (эмоциональная разрядка), на преодоление внутренней изоляции, на формирование способности видеть и понимать других [Марцинковская, 2020]. Эта задача требует отказа от некоторых привычных форм работы дошкольного педагога. Такие традиционные формы воздействия как убеждения и объяснения воспитателя, приведение положительных примеров и призывы не обижать других оказываются малоэффективны при работе с агрессивными дошкольниками. Они и так знают, что хорошо, а что плохо, а сверстник, которого приводят в качестве образца, может вызвать только неприязнь со стороны ребёнка.
Необходимо отказаться также от соревновательного начала в играх и занятиях. Всевозможные конкурсы, игры-соревнования, поединки и состязания направляют внимание ребёнка на собственные успехи, порождают ориентацию на конкурентность и противопоставленность другим [Зимина, 2015]. В конечном счёте, независимо от того, выигрывает ребёнок или проигрывает, это ведёт к разобщённости и отчуждённости детей.
В работе с агрессивными детьми помогают подручные средства, которыми оборудована группа детского сада. Легкие мячики, которые ребенок может швырять в мишень; мягкие подушки, которые разгневанный ребенок может пинать, колотить, резиновые молотки, которыми можно со всей силы бить по стене и по полу; газеты, которые можно комкать и швырять, не боясь что-либо разбить и разрушить, — все эти предметы могут способствовать снижению эмоционального и мышечного напряжения, если мы научим детей пользоваться ими в экстремальных ситуациях.
В целях проведения успешной работы с агрессивными детьми можно выделить следующие принципы, на которых строится взаимодействие педагога с ребенком в ходе совместной работы:
контакт с ребенком;
уважительное отношение к личности ребенка;
положительное внимание к внутреннему миру ребенка;
безоценочное восприятие личности ребенка, принятие его в целом;
сотрудничество с ребенком - оказание конструктивной помощи в отреагировании проблемных ситуаций и выработки навыков саморегуляции и контроля [Бреслав, 2020].
В дошкольном возрасте те или иные формы агрессии характерны для большинства детей. В этот период еще не поздно избежать трансформации агрессивности в устойчивую черту характера. Если упустить благоприятный момент, в дальнейшем развитии ребенка возникнут проблемы, которые помешают полноценному становлению его личности, раскрытию индивидуального потенциала. Поэтому дети дошкольного возраста нуждаются в коррекции агрессивности.
Методы и методики, используемые в коррекции агрессивного поведения дошкольников. Основываясь на теоретических и практических разработках в области эмоционального развития детей (Р.В. Бисалиева, И.А. Фурманова), можно выделить следующие методические средства в профилактике и преодолении агрессивного поведения детей дошкольного возраста [Бисалиев, Фурманов, 2019].
В работе воспитателя с агрессивным поведением детей дошкольного возраста следует использовать:
занятия психогимнастикой;
этюды и игры на развитие навыка регуляции поведения в коллективе;
этюды и игры релаксационной направленности;
игры и упражнения на развитие осознания детьми отрицательных черт характера;
игры и упражнения на развитие позитивной модели поведения [Фурманов, 2019].
А также использовать в работе подвижные игры, способствующие нейтрализации агрессии, снятию накопившегося напряжения, обучению эффективным способам общения и т.д. Развитию контроля над собственными импульсивными действиями способствуют занятия пальчиковой гимнастикой. Их могут проводить и родители, и педагоги.
Методы коррекции агрессивности детей старшего дошкольного возраста
1.Обучение ребенка отреагированию гнева приемлемым способом:
пластическое выражение гнева, отреагирование гнева через движение;
арт-терапия (рисование гнева), лепка;
многократное повторение деструктивного действия безопасным способом;
перенос гнева на безопасные предметы (бить подушку, рвать бумагу) [Хомич, 2020].
2. Обучение ребенка управлению своим гневом, приемам саморегуляции, самообладанию:
релаксационные техники - мышечная релаксация, глубокое дыхание, визуализация ситуации;
ролевая игра, включающая провоцирующую ситуацию для наработки навыков контроля;
осознание гнева через сенсорные каналы (на что похож твой гнев?).
3. Снижение уровня личностной тревожности:
Релаксационные техники: глубокое дыхание, визуальные образы, свободное движение под музыку; работа со страхами; ролевые игры.
4. Формирование осознания собственных эмоций и чувств других людей, развитие эмпатии:
рисование, лепка эмоций;
пластическое изображение эмоций;
работа с карточками (фотографиями), отражающими различные эмоции;
разыгрывание сценок (этюдов), отражающих различные эмоциональные состояния.
5.Расширение поведенческих реакций в проблемной ситуации и снятие деструктивных элементов в поведении:
работа с картинками, отражающими проблемные ситуации (придумывание различных вариантов выхода из ситуации);
разыгрывание сценок вымышленного конфликта;
игры на сотрудничество и соперничество;
спортивные командные игры [Лангмейер, 2019].
6. Развитие позитивной самооценки:
разработка системы поощрений и наград за успехи («альбом успехов», медали);
упражнения «Мне в тебе нравится...», «Копилка хороших поступков».
7. Работа с родителями:
информирование об особенностях агрессивного ребенка;
отказ от наказаний как основного метода воспитания, переход к методам убеждения и поощрения;
индивидуальное консультирование.
Выводы по главе 1Таким образом, агрессивное поведение — одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели.
Агрессия — это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический и моральный ущерб людям или психологический дискомфорт.
Детская агрессивность в дошкольном возрасте почти всегда носит временный, ситуативный характер, легко поддается коррекции и при правильной организации жизни в детском саду и в семье не закрепляется как черта личности, а сглаживается и исчезает. Однако это происходит только при терпеливой и согласованной работе педагога, психолога и самих родителей.

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ АГРЕССИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА2.1 Выявление уровня агрессивности у детей старшего дошкольного возраста С целью выявления уровня агрессивности у детей дошкольного возраста мы проведено исследование на базе ГБОУ Школы №1194 Корпус 1533 г Москвы.
В исследовании приняли участие 20 детей старшей группы детского сада возрастом 5-6 лет. Список детей представлен в приложении 1.
Целью исследования было выявление уровня агрессивности детей старшего дошкольного возраста.
В процессе исследования решались следующие задачи:
1.Подобрать и описать диагностический инструментарий и провести диагностику уровня агрессивности у детей старшего дошкольного возраста;
2.Обработать полученные результаты диагностических методик, представив количественный и качественный их анализ;
3.Сделать выводы по результатам исследования.
Для выявления уровня агрессивности у старших дошкольников нами были подобраны следующие методики:
Методика «Одень куклу» - автор Е.О. Смирнова [Смирнова, 2016] (Приложение 2).
Анкета «Признаки агрессивности» - автор - А.А.Романов [Романов, 2017] (Приложение 3);
Методика «Одень куклу» позволила оценить развитие дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста. Уровень развития дружеских взаимоотношений определяется по сумме баллов:
0– 4 балла – низкий уровень;
5- 9 баллов – средний уровень;
10 – 12 баллов – высокий уровень.
Результаты диагностики развития дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста по методике «Одень куклу» Е.О. Смирновой представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Результаты исследования уровня развития дружеских взаимоотношений старших дошкольников по поведенческому критерию с помощью методики «Одень куклу»
Имя ребенка Эмоциональная вовлеченность в действия сверстника Окраска эмоциональной вовлеченности Степень выраженности переживаний сверстнику Степень выраженности просоциальных форм поведения Сумма баллов Уровень развития
1.Анна К. 3 2 1 1 7 С
2.Ольга В. 1 1 1 2 5 С
3.Ирина П. 1 1 1 1 4 Н
4.Анатолий С. 0 1 1 2 4 Н
5.Сергей П. 2 1 3 1 7 С
6.Александра С. 0 1 1 1 3 Н
7.Олег К. 3 2 1 1 7 С
8.Роман К. 2 3 2 2 9 С
9.Анастасия К. 1 2 1 3 7 С
10.Эдуард К. 2 1 2 2 7 С
11.Дарья Е. 0 2 1 1 4 Н
12.Милана Р. 1 2 2 2 7 С
13.Егор Д. 1 3 3 2 9 С
14.Егор Н. 2 0 3 2 7 С
15.Мария Ш. 0 0 1 2 3 Н
16.Екатерина Ш. 1 2 3 2 8 С
17.Михаил В. 3 1 2 2 8 С
18.Оксана Р. 2 1 3 1 7 С
19.Екатерина Т. 1 0 1 2 4 Н
20.Дмитрий Р. 0 2 1 1 4 Н
Дошкольники, имеющие средний уровень развития дружеских взаимоотношений (13 детей - 65%) периодические наблюдают и вмешиваются в действия сверстника, иногда негативно оценивая эти действия (насмехаются, подкалывают), некоторые дети дают демонстративные оценки, сравнивая сверстника с собой. Они соглашаются с негативными и позитивными замечаниями воспитателя другим детям. Могут помочь товарищу, но после того, как сами справятся с работой.
Такие дети проявляют минимально необходимые навыки дружелюбного взаимодействия в группе, но не проявляют достаточно активности в игровом взаимодействии, полагаясь на более активного сверстника. Чаще они стараются избегать конфликтов, если рядом находится педагог. Оставаясь без наблюдения взрослых, иногда вступают в конфликты с другими детьми. Могут проявлять самостоятельность в деятельности, но обсуждать общие действия не умеют.
7 дошкольников (35%) имеют низкий уровень развития дружеских взаимоотношений по поведенческому критерию. Они проявляют слабый интерес к действиям других детей, оценивают действия сверстников чаще негативно. Такие ребята поддерживают порицания взрослого в адрес товарищей или не обращают внимания на замечания. Помогают друг другу только под давлением. Часть из этих детей были сосредоточены только на собственной работе, почти не обращая внимания на то, что в конвертах других ребят есть нужные им предметы. Другие дети выхватывали нужные рисунки у друзей или надоедливо выпрашивали, не умея организовать взаимодействие.
Высоким уровнем развития дружеских взаимоотношений по поведенческому критерию не обладает ни один старший дошкольник.
Наглядно результаты исследования по поведенческому критерию представлены на рисунке 3.

Рис. 1 - Результаты исследования уровня развития дружеских взаимоотношений старших дошкольников по поведенческому критерию с помощью методики «Одень куклу»
С помощью методики «Признаки агрессивности» А.А. Романова мы смогли определить уровень агрессивности детей старшего дошкольного возраста.
Уровень агрессивности определялся по сумме баллов:
15 – 20 баллов – высокая агрессивность
7 – 14 – средняя
0– 6 – низкая
Результаты исследования по анкете «Признаки агрессивности у ребенка» по каждому ребенку представлены в таблице 2.2.
Таблица 2.2
Результаты исследования уровня агрессивности старших дошкольников с помощью анкеты «Признаки агрессивности»
Имя ребенка Номер утверждения Всего баллов Уровень
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 1.Анна К. 0 0 0 0 1 1 0 0 0 1 0 1 0 1 0 0 0 0 0 5 Н
2.Ольга В. 1 0 1 0 0 0 1 0 1 0 1 0 1 0 1 0 1 0 0 8 Н
3.Ирина П. 0 1 0 0 1 0 0 1 0 0 0 1 0 1 1 1 1 1 0 9 С
4.Анатолий С. 1 1 1 1 1 1 1 0 1 0 1 1 1 1 1 1 0 1 0 15 В
5.Сергей П. 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 0 1 0 1 0 1 0 1 5 Н
6.Александра С. 1 1 1 1 0 1 1 0 1 0 1 1 1 1 1 1 0 1 1 15 В
7.Олег К. 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 0 1 0 1 1 0 0 4 Н
8.Роман К. 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 0 0 1 0 0 2 Н
9.Анастасия К. 0 0 0 0 1 0 1 0 1 0 1 0 1 1 1 0 0 0 0 7 С
10.Эдуард К. 1 0 1 0 1 0 1 0 1 0 0 1 1 1 1 0 1 0 0 10 С
11.Дарья Е. 1 1 1 0 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 0 1 1 1 17 В
12.Милана Р. 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 0 0 0 1 0 2 Н
13.Егор Д. 0 1 0 1 0 0 1 0 0 0 1 0 1 0 1 1 0 1 0 8 С
14.Егор Н. 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 0 1 Н
15.Мария Ш. 1 1 1 1 1 1 1 1 0 1 0 1 0 1 1 1 1 1 1 16 В
16.Екатерина Ш. 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 0 1 0 1 1 4 Н
17.Михаил В. 0 1 0 0 1 0 1 1 1 1 0 0 0 0 0 0 1 0 0 7 С
18.Оксана Р. 0 0 0 1 0 0 0 0 0 1 0 0 0 1 0 0 0 0 0 3 Н
19.Екатерина Т. 0 0 0 1 1 0 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 0 0 0 12 С
20.Дмитрий Р. 0 0 0 0 0 0 0 1 1 1 1 0 1 1 0 0 0 0 0 6 Н
По данным таблице мы видим, что низким уровнем агрессивности обладают 10 детей (50%). Эти дети ведут себя адекватно по отношению к другим, не дерутся, не толкаются, всегда вежливы и отзывчивы. С радостью делятся игрушками с другими детьми, не раздражаются, если что-то не получается сделать.
Средним уровнем агрессивности обладают 6 детей (30%). У этих детей причинами агрессивного поведения является привлечение внимания взрослого и сверстников к себе. Например, Екатерина Т. начала обзывать всех детей, которые к ней подходили из-за того, что на занятии по рисованию воспитатель не похвалил его.
По результатам исследования мы выяснили, что высоким уровнем агрессивного поведения обладают 4 ребенка (20%) старшей группы детского сада. У данных детей причинами агрессивного поведения могут быть если ребенок не получает того, чего он хочет или не может добиться желаемого или наоборот стремиться агрессией добиться желаемого. Например, Анатолий С. начал кусать и щипать всех детей, потому что с ним никто не хотел играть.
Наглядно результаты исследования по анкете «Признаки агрессивности» представлены на рисунке 2.

Рис. 2 - Результаты исследования уровня агрессивности старших дошкольников с помощью анкеты «Признаки агрессивности»
После диагностики уровня развития дружеских отношений в группе и уровня агрессивности мы можем составить сводную таблице. Данные представлены в таблице 2.3.
Таблица 2.3
Сводные результаты исследования по полученным данным двух методик
Имя ребенка «Одень куклу» «Признаки агрессивности» Уровень агрессивности
1.Анна К. С Н Н
2.Ольга В. С Н Н
3.Ирина П. Н С С
4.Анатолий С. Н В В
5.Сергей П. С Н Н
6.Александра С. Н В В
7.Олег К. С Н Н
8.Роман К. С Н Н
9.Анастасия К. С С С
10.Эдуард К. С С С
11.Дарья Е. Н В В
12.Милана Р. С Н С
13.Егор Д. С С С
14.Егор Н. С Н Н
15.Мария Ш. Н В В
16.Екатерина Ш. С Н Н
17.Михаил В. С С С
18.Оксана Р. С Н Н
19.Екатерина Т. Н С Н
20.Дмитрий Р. Н Н С
По результатам проведения исследования по двум методикам мы можем увидеть, что низким уровнем агрессивности обладают 9 дошкольников (45%). У большинства этих детей уровень дружеских взаимоотношений в группе средний и низкий уровень агрессивности.
Дети, показавшие средний уровень по обеим методикам имеют средний уровень агрессивности в целом. Таких детей 7 (35%).
Высоким уровнем агрессивности обладают 2 ребенка (10%). Эти дети показали низкий уровень дружеских отношений в группе и высокий уровень агрессивности.
Наглядно результаты исследования представлены на рисунке 3.

Рис. 3 - Сводные результаты исследования по полученным данным двух методик
Таким образом, можно сделать вывод о необходимости проведения работы с агрессивным поведением у детей старшего дошкольного возраста. Нами было принято решение о разработке рекомендаций для воспитателей, которые помогут воспитателям в работе с агрессивным поведением детей данной группы.
Рекомендации для воспитателей для работы с агрессивным поведением детей старшего дошкольного возрастаРезультаты констатирующего эксперимента натолкнули нас на создание рекомендаций для воспитателя по работе с агрессивными детьми. Мы рассчитываем, что использование данные рекомендации будут способствовать успешной и эффективной коррекции и профилактике агрессивного поведения у детей дошкольного возраста. Данные рекомендации могут быть использованы не только воспитателями ДОУ, но и родителями воспитанников.
Агрессивные дети больше всего нуждаются в понимании и поддержке со стороны взрослого. Задача воспитателя не ставить диагноз ребенку и вешать так называемый «ярлык», указывающий на агрессивность ребенка. Главная задача воспитателя заключается в оказании своевременно помощи ребенку.
Следует придерживаться определенных задач при коррекционной работе с детьми:
Развивать у ребенка умение понимать чувства и эмоции другого человека;
Развивать умение ребенка выражать свои эмоции в доступной форме без причинения физического или психологического вреда другим;
Обучить ребенка сбрасывать напряжение и расслабляться;
Формировать у детей такие нравственные качества как отзывчивость, эмпатия, доверие, доброта, понимание, терпение и др.;
Развивать навык общения с другими людьми.
Итак, мы предлагаем следующие рекомендации:
Залог успеха коррекционной работы с агрессивными детьми – выявление причины агрессивности у ребенка. Поэтому, прежде чем планировать свою работу, воспитатель должен направить все силы на то, чтобы понять, почему ребенок проявляется себя агрессивно по отношению к себе или другим. Необходимо попытаться собрать как можно больше информации о том, как ребенок ведет себя не только в ДОУ, но и дома.
Коррекционная работа с поведением ребенка будет эффективной только в том случае, если работа будет вестись не только с ребенком, но и его окружением (родители, педагоги, дети). После выявления причин агрессивного поведения у детей, необходимо сделать несколько акцентов в работе со взрослым окружением:
Изменить негативную установку на ребенка на позитивную;
Поменять стиль взаимодействия с ребенком;
Расширить поведенческий репертуар родителей и педагогов через развитие коммуникативных умений.
Необходимо обучить детей способам выражения гнева в приемлемой форме.
Работа должны проводиться в двух направлениях:
Учить детей прямо заявлять о своих чувствах и выражать гнев в косвенной форме, с помощью игровых приемов;
Учим переносу чувств на неопасные объекты.
Обучайте детей приемам саморегуляции, самообладания.
В процессе коррекционной работы можно говорить с ребенком о том, что такое гнев и каковы его разрушительные действия, можно объяснить ребенку, каким злым и некрасивым становится человек в порыве гнева. Поэтому важно работа над собой, управлять и владеть своими отрицательными эмоциями. Для того чтобы приучить ребенка в момент «неприятной ситуации» не стискивать челюсти (что характерно для многих агрессивных детей), а расслаблять мышцы лица, можно использовать релаксационные упражнения.
Отрабатывайте с детьми навыки общения.
Агрессивные дети иногда проявляют агрессию лишь потому, что не знают других способов выражения своих чувств. Задача взрослого – научить их выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами. С этой целью можно в группе (или в кругу) обсудить с детьми наиболее часто встречающиеся конфликтные ситуации. Например, как поступить, если ребенку нужна игрушка, в которую кто-то уже играет. Такие беседы помогут ребенку расширить поведенческий репертуар – набор способов реагирования на определенные события. Иногда дети поступают так или иначе не потому, что им это нравится, а из-за того, что не знают, как можно сделать по-другому.
Формируйте у детей позитивные качества личности.
Считается, что развивать эмпатию и формировать другие качества личности можно во время совместного чтения взрослого и ребенка. Обсуждая прочитанное, взрослый поощряет выражение ребенком своих чувств. Кроме этого, очень полезно сочинять с ребенком сказки, истории.
В процессе чтения желательно, что родители беседовали с детьми о чувствах и эмоциях, которые будят в них те или иные действия героев.
Работу с родителями воспитанников целесообразно вести в двух направлениях:
Информирование родителей о том, что такое агрессия, как она проявляется, в чем выражается и что может стать причинами агрессивного поведения детей. Так же необходимо объяснить родителям, какие последствия несет в себе агрессия детей дошкольного возраста;
Обучение эффективным способам общения с детьми.
Поскольку игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, мы подготовили примеры игр, которые могут быть использованы воспитателем в работе с агрессивными детьми.
Игра «Клоуны ругаются».
Цель: снятие вербальной агрессии.
Участники превращаются в клоунов, которые ругаются друг на друга «Овощами и фруктами». Участникам разрешается менять партнеров, «ругаться» вместе или по очереди. Ведущий руководит игрой, останавливает, если используются другие слова или физическая агрессия. Затем игра продолжается, изменяя эмоциональный настрой. Клоуны ласково называют друг друга цветами. Интонирование должно быть адекватным.
Игра «Жужа».
Цель: научить агрессивных детей быть менее обидчивыми, дать им уникальную возможность посмотреть на себя глазами окружающих, побыть на месте того, кого они сами обижают, не задумываясь об этом.
«Жужа» сидит на стуле. Все остальные бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются. «Жужа» терпит, но когда ей это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за обидчиками, стараясь поймать того, кто ее обидел больше всех, тот и будет «Жужей». Ведущий следит, чтобы дразнилки были не слишком грубыми. Обсуждение.
Игра «Золотая рыбка».
Цель: снятие агрессивности, развитие навыков общения.
Все встают в круг, плотно прижавшись, друг к другу плечами, ногами, взявшись за руки. Это сеть. Водящий – золотая рыбка стоит в кругу. Его задача – выбраться из круга, а задача остальных не выпустить рыбку. Если водящему долго не удается выбраться из сети, ведущий просит участников помочь рыбке.
Игра «Апельсин».
Цель: обучить ребенка управлять своим гневом и снизить уровень личностной тревожности.
Ребенок лежит на спине, голова слегка на бок, руки и ноги слегка расставлены в стороны. Ребенку нужно представить, что к его правой руке подкатывается апельсин, пусть он возьмет его в руку и начнет выжимать из него сок (рука должна быть сжата в кулак и очень сильно напряжена 8-10 секунд). «Теперь необходимо разжать кулак, откатить апельсин, ручка теплая, мягкая, отдыхает». Затем апельсин подкатился к левой руке. И та же процедура с левой рукой. Желательно проводить игру 2 раза (при этом поменять фрукты) если оно выполняется только одно; если в комплексе с другими играми – достаточно одного раза (с левой и правой рукой).
Выводы по главе 2
Нами была проведена диагностика агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста. В ходе диагностики мы выяснили, что больше половины группы обладают средним и высоким уровнем агрессивности. Эти дети плохо взаимодействуют с другими детьми, обижают других, обзываются и проявляют другие многочисленные формы проявления агрессии по отношению к себе и другим.
После проведения констатирующего эксперимента нами было принято решение о составлении рекомендаций для воспитателей, которые могут быть использованы в работе с агрессивными детьми дошкольного возраста.
Помимо рекомендаций нами были подобраны игры, которые помогут скорректировать агрессивное поведение детей, и так же будут способствовать профилактике агрессивного поведения в старшей группе детского сада.
Таким образом, для того чтобы результат работы с агрессивными детьми был устойчивым, необходима проработка каждой характерологической особенности данного ребенка, чтобы коррекция носила системный, комплексный характер. В целях эффективности проводимой коррекции необходима также работа с родителями агрессивного ребенка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕВ данной работе была рассмотрена проблема агрессивного поведения детей.
Анализ теоретического материала показал, что формирование агрессивности в детском возрасте обусловлено многими факторами: особенностями взаимоотношений в семье, стилями семейного воспитания, а так же примерами агрессивного поведения, демонстрируемыми взрослыми, сверстниками и телевидением.
Для решения проблемы агрессивного поведения детей существует множество методов, которыми пользуются воспитатели для достижения эффективности коррекционной и профилактической работы. Среди них выделяют: психогимнастика, игратерапия, рисование, лепка, работа с умением ребенка говорить о своих чувствах и переносить гнев на неодушевленные предметы.
Для исследования уровня агрессивности детей нами было проведено исследование на базе ГБОУ Школы №1194 Корпус 1533 г Москвы.
В исследовании приняли участие 20 детей старшей группы детского сада возрастом 5-6 лет.
В ходе исследования мы выявили, что низким уровнем агрессивного поведения обладают 9 детей (45%), средний уровень агрессивного поведения показали 7 детей (35%). Высокий уровень агрессивного поведения был обнаружен у 2 дошкольников (10%).
Нами были разработаны рекомендации для воспитателей для работы с агрессивными детьми. Помимо рекомендаций мы подобрали игры, которые могут быть использованы воспитателем для коррекции и профилактики агрессивного поведения дошкольников.
Таким образом, мы можем говорить о том, что цель исследования достигнута, поставленные задачи решены.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫБандура А. Агрессия: социальный анализ изучения / А. Бандура. - М.: Генезис, 2016. — 320 с.
Бандура А. Изучение влияния воспитания и семейных отношений / А Бандура, Р. Уолтс. — М.: Апрель Пресс, 2019. — 402 с.
Бендер П.У. Лидерство изнутри / П.У. Бендер, Л. Хеллман. — М.: Экспо, 2017. — 252 с.
Бисалиев, Р.В. Психологические аспекты агрессии и агрессивного поведения: современное состояние проблемы / Р.В. Бисалиев, А.С. Кубекова, Т.Т. Сарафрази // Современные проблемы науки и образования. – 2019 – №2. – С. 59-67.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. — М.: Просвещение, 2015. — 297 с.
Бреслав Г.М. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности / Г.М. Бреслав. – Рига, 2020. — 410 с.
Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. — М.: АСТ, 2018. — 671 с.
Детская практическая психология / Под ред. Т. Д. Марцинковской. — М.: Гардарики, 2020. — 268с.
Дубинко Н.А. Влияние когнитивных процессов на проявление агрессивности в детском возрасте / Н.А. Дубинко // Вопросы психологии. – 2020 – №1. – С. 53-57.
Запорожец А.В. Особенности агрессивного поведения / А. В. Запорожец. – М.: Академия, 2019. – 284 с.
Зимина И. С. Детская агрессивность как предмет педагогических исследований: народное образование / И. С. Зимина. – СПб.: Педагогика, 2015. – 180 с.
Змановская Е.В. Девиантное поведение личности и группы: Уч. Пособие / Е.В. Змановская, В.Ю. Рыбников. — СПб.: Питер, 2020. — 352 с.
Ильин Е.П. Психология агрессивного поведения / Е.П. Ильин. – М.: Речь, 2019. – 269 с.
Лангмейер Й. Психическая депривация в детском возрасте / И. Лангмейер, З. Матейчек— Прага: Нова-света, 2019. — 178с.
Мухина В.С. Психология дошкольника / В.С. Мухина. — М.: Просвещение, 2016. — 321 с.
Овчарова Р.В. Взаимодействие семьи, детского сада и школы в предупреждении педагогической запущенности детей / Р.В. Овчарова. — М.: Сфера, 2017. — 152 с.
Пахальян В. Э. Развитие и психологическое здоровье: Дошкольный и школьный возраст / В.Э. Пахальян. — СПб.: Питер, 2021. — 294 с.
Реан А.А. Психология изучения личности / А.А. Реан. — СПб.: Питер, 2016. — 255 с.
Романов А.А. Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей / А.А. Романов. – М.: Педагогика, 2017. — 147 с.
Румянцева Т.Г. Критический анализ концепций человеческой агрессивности / Т.Г. Румянцева. — Минск: Издательство БГУ, 2018. — 251 с.
Смирнова Е. О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. — М.: Гуманитар. изд.центр ВЛАДОС, 2016. — 158с.
Смирнова Е.О. Психологические особенности агрессивных детей [Текст] / Е.О. Смирнова, Г.Р. Хузеева // Вопросы психического здоровья детей и подростков (Научно-практический журнал психиатрии, психологии, психотерапии и смежных дисциплин). – 2018. – № 2. — С. 27–32.
Уилсон Л., Агрессия и вандализм Текст. / Л. Уилсон. // Социальная и клиническая психиатрия. — М.: Логос, 2013. — 340 с.
Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции / З. Фрейд. — М.: Логос ,2019. — 311 с.
Фромм Э. Анатомия человеческой диструктивности / Э. Фромм // Социологические исследования. – 2018. – №7. — С. 45-56.
Фурманов И. А. Детская агрессивность / И. А. Фурманов. – Минск: Харвест, 2019. – 199 с.
Хомич А.В. Психология девиантного поведения: Учеб.пособие / А.В. Хомич. — Ростов н/Дону. — 2020. — 140 с.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1Список детей, принявших участие в исследовании
Анна К.
Ольга В.
Ирина П.
Анатолий С.
Сергей П.
Александра С.
Олег К.
Роман К.
Анастасия К.
Эдуард К.
Дарья Е.
Милана Р.
Егор Д.
Егор Н.
Мария Ш.
Екатерина Ш.
Михаил В.
Оксана Р.
Екатерина Т.
Дмитрий Р.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2Анкета «Признаки агрессивности» А.А. Романова
Цель - исследование уровня агрессивности детей педагогам с помощью анкеты. Анкета может быть использована психологом в работе с педагогами, родителями.
Материал: анкета.
Анкета «Признаки агрессивности»
№ Особенности поведения исследуемого ребенка Проявление
особенностей
Да Нет
1 «Злой дух» временами вселяется в него 2 Он не может промолчать, когда чем-то недоволен 3 Когда кто-то причиняет ему зло, он старается
отплатить ему тем же 4 Иногда ему без всякой причины хочется выругаться 5 Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки 6 Иногда он так настаивает на чем-либо, что окружающие теряют терпение 7 Он не прочь подразнить животных 8 Очень сердится, если ему кажется, что кто-то
подшучивает над ним 9 Кажется, что иногда у него вспыхивает желание
сделать плохое, шокирующее окружающих 10 В ответ на обычные распоряжения стремится все
сделать наоборот 11 Часто не по возрасту ворчлив12 Воспринимаетсебякаксамостоятельногои
решительного 13 Любит быть первым, командовать, подчинять себе
других 14 Неудачи вызывают у него сильное раздражение,
поиски виноватых15 Легко ссорится, вступает в драку 16 Старается общаться с младшими и более слабыми 17 У него нередки периоды мрачной раздражительности 18 Не считается со сверстниками, не уступает, не делится 19 Уверен, что любое заданиевыполнит лучше других Организация. На каждое утверждение поведения необходимо ответить
«да» или «нет», сделав отметку в соответствующей графе анкеты.
Обработка данных. Ответ «да» на каждое утверждение оценивается в 1 балл. После чего подсчитывается общее количество утверждений «да», относящихся к конкретному ребенку.
15 – 20 баллов – высокая агрессивность
7 – 14 – средняя
0– 6 – низкая

ПРИЛОЖЕНИЕ 3Методика «Одень куклу» (Е.О. Смирнова).
Отмечаются следующие показатели поведения детей, которые оцениваются по соответствующим шкалам:
Степень эмоциональной вовлеченности ребенка в действия сверстника. Интерес к сверстнику, обостренная чувствительность к тому, что он делает, может свидетельствовать о внутренней причастности к нему. Безразличие и равнодушие, напротив, говорят о том, что сверстник является для ребенка внешним, отделенным от него существом.
0 ‒ полное отсутствие интереса к действиям сверстника (не обращает внимания, смотрит по сторонам, занимается своими делами, заговаривает с воспитателем);
1 ‒ беглые заинтересованные взгляды в сторону сверстника;
2 ‒ периодическое пристальное наблюдение за действиями сверстника, отдельные вопросы или комментарии к действиям сверстника;
3 ‒ пристальное наблюдение и активное вмешательство в действия сверстника.
Характер участия в действиях сверстника, т.е. окраска эмоциональной вовлеченности в действия сверстника: положительная (одобрение и поддержка), отрицательная (насмешки, ругань) или демонстративная (сравнение с собой). 0 ‒ нет оценок;
1 ‒ негативные оценки (ругает, насмехается);
2 ‒ демонстративные оценки (сравнивает с собой, говорит о себе);
3 ‒ позитивные оценки (одобряет, дает советы, подсказывает, помогает).
Характер и степень выраженности сопереживания сверстнику, которые ярко проявляются в эмоциональной реакции ребенка на успех и неудачу другого, порицание и похвалу взрослым действий сверстника.
0 ‒ индифферентная ‒ заключается в безразличии как к положительным, так и к отрицательным оценкам партнера, что отражает общую индифферентную позицию по отношению к партнеру и его действиям;
1 ‒ неадекватная реакция ‒ безусловная поддержка порицания взрослого и протест в ответ на его поощрение. Ребенок охотно принимает критику взрослого в адрес сверстника, чувствуя свое превосходство перед ним, а успехи сверстника переживает как свое поражение;
2 ‒ частично адекватная реакция ‒ согласие как с положительными, так и с отрицательными оценками взрослого. По-видимому, этот вариант реакции отражает скорее отношение ребенка к взрослому и его авторитету и попытку объективной оценки результата действий партнера;
3 ‒ адекватная реакция ‒ радостное принятие положительной оценки и несогласие с отрицательной оценкой. Здесь ребенок как бы стремится защитить сверстника от несправедливой критики и подчеркнуть его достоинства. Этот вариант реакции отражает способность к сопереживанию и сорадованию.
Характер и степень проявления просоциальных форм поведения в ситуации, когда ребенок стоит перед выбором действовать «в пользу другого» или «в свою пользу». Если ребенок совершает альтруистический поступок легко, естественно, без малейших колебаний, можно говорить о том, что такие действия отражают внутренний, личностный слой отношений. Колебания, паузы, оттягивание времени могут свидетельствовать о моральном самопринуждении и подчиненности альтруистических действий другим мотивам. 0 ‒ отказ ‒ ребенок не поддается ни на какие уговоры и не уступает партнеру своих деталей. За этим отказом, по-видимому, стоит эгоистическая направленность ребенка, его концентрация на себе и на успешном выполнении порученного задания;
1 ‒ провокационная помощь ‒ наблюдается в тех случаях, когда дети неохотно, под давлением сверстника уступают свои детали. При этом они дают партнеру один элемент мозаики, явно ожидая благодарности и подчеркивая свою помощь, заведомо понимая, что одного элемента недостаточно, и провоцируя тем самым следующую просьбу сверстника;
2 ‒ прагматическая помощь ‒ в этом случае дети не отказываются помочь сверстнику, но только после того, как выполнят задание сами. Такое поведение имеет явную прагматическую ориентацию: поскольку ситуация содержит соревновательный момент, они стремятся прежде всего выиграть это соревнование и лишь при условии собственной победы помочь сверстнику;
3 ‒ безусловная помощь ‒ не предполагает никаких требований и условий: ребенок предоставляет другому возможность пользоваться всеми своими элементами. В некоторых случаях это происходит по просьбе сверстника, в некоторых — по собственной инициативе ребенка. Здесь другой ребенок выступает не столько как соперник и конкурент, сколько как партнер.
Уровень развития дружелюбных отношений по поведенческому критерию определяется по сумме баллов:
0 – 4 балла – низкий уровень;
5 - 9 баллов – средний уровень;
10 – 12 баллов – высокий уровень.
 


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
141189
рейтинг
icon
3059
работ сдано
icon
1328
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
139048
рейтинг
icon
5846
работ сдано
icon
2646
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
93838
рейтинг
icon
2016
работ сдано
icon
1265
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
45 114 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
АмГУ
Была проделана большая работа, оценка положительная, что не может не радовать... Большое ч...
star star star star star
НГПУ
Никита тот специалист, которого я так долго искала. Выполняет всегда раньше срока, адекват...
star star star star star
ФГБОУ ВО СИБАДИ
Выполнили раньше срока, замечаний нет. Всем довольна.рекомендую исполнителя
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

только что

Написать историю болезни по пропедевтике внутренних болезней

Бизнес-план, пропедевтика

Срок сдачи к 19 мая

1 минуту назад

История психология, рабочая тетрадка

Поиск информации, Психология

Срок сдачи к 16 мая

4 минуты назад

Практическое задание по дисциплине «Антропология»

Другое, Антропология

Срок сдачи к 10 июня

5 минут назад

Создать 1с базу по данной теме с обширным доступом

Диплом, Информационные системы и программирование

Срок сдачи к 21 мая

7 минут назад

Какую роль играет природа в жизни героев в произведении Л. Н

Сочинение, Литература

Срок сдачи к 16 мая

8 минут назад

Нужна презентация по проекту, срочно и в бюджет 100 рублей

Презентация, информатика и КТ

Срок сдачи к 16 мая

8 минут назад

Необходимо написать отчет по преддипломной производственной практике...

Отчет по практике, Дипломный проект

Срок сдачи к 17 мая

9 минут назад

Моделирование на тему Оптика

Решение задач, Физика

Срок сдачи к 19 мая

9 минут назад

список литературы

Другое, педагогика

Срок сдачи к 17 мая

9 минут назад
9 минут назад

Развитие гостиничного дела. Организация и оценка основных показателей гостиничного бизнеса.

Курсовая, Организация предпринимательской деятельности

Срок сдачи к 20 мая

9 минут назад

4 лабораторные

Лабораторная, Информационные технологии

Срок сдачи к 25 мая

10 минут назад

Нужна помощь по работе. Это моя работа

Курсовая, Маркетинг

Срок сдачи к 25 мая

10 минут назад

Написать реферат

Реферат, Основы теории коммуникации

Срок сдачи к 25 мая

10 минут назад

Написать реферат

Реферат, Теория управления

Срок сдачи к 25 мая

10 минут назад

Выполнить курсовую работу по предмету "Введение в инженерную...

Курсовая, Введение в инженерную деятельность

Срок сдачи к 17 мая

11 минут назад

Развитие гостиничного дела. Организация и оценка основных показателей гостиничного бизнеса.

Курсовая, Организация предпринимательской деятельности

Срок сдачи к 20 мая

11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.