это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3326416
Ознакомительный фрагмент работы:
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………….…............ 3
ГЛАВА I. Русский романтизм как литературное направление…………….. 6
История русского романтизма………………………………………… 6
Романтизм в творчестве А. С. Пушкина……………………………… 10
ГЛАВА II. Поэма «Цыганы» – прощание А. С. Пушкина с романтизмом…..13
Заключение………………………………………………..…………………… 17
Список использованной литературы..………………..……….……………… 18
Введение
А. С. Пушкин – величайший русский поэт и писатель, своим творчеством обогативший русскую и зарубежную литературу. Литературное наследие А. С. Пушкина представляет собой множество стихов, поэм, повестей и других работ. Еще при жизни великий автор вошел в число ярчайших писателей отечественной и мировой литературы.
В начале XIX века, после Отечественной войны, в русской литературе стал зарождаться романтизм, который был вызван общественно-идеологической атмосферой в стране. С эпохой романтизма связаны такие поэты, как В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков, Ф. Н. Глинка, П. А. Катенин, К. Ф. Рылеев, В. К. Кюхельбекер, А. А. Бестужев-Марлинский, Е. А. Баратынский, П. А. Вяземский, Н. М. Языков, В. Ф. Одоевский (романтизм развивался в прозе), М. Ю. Лермонтов и др. А. С. Пушкин вошел в этот ряд с 1820 года, когда одну за другой начал создавать романтические поэмы, отличающиеся глубоким содержанием, современной проблематикой, а также высокопоэтической формой. Данные поэмы были написаны А. С. Пушкиным в начале 1820-х гг., когда поэт пребывал в южной ссылке. Сюда входят так называемые южные поэмы: «Братья-разбойники» (1822г.), «Цыганы» (1824г.), «Бахчисарайский фонтан» (1823г.), «Кавказский пленник» (1821г).
Данная работа посвящена исследованию поэмы А. С. Пушкина «Цыганы».
Цель работы – доказать, что поэма «Цыганы» завершает этап романтизма в творчестве А. С. Пушкина, т.е. представляет собой своего рода прощание А. С. Пушкина с этим литературным направлением.
Актуальность данной работы определяется прежде всего возникшей вокруг данного произведения дискуссией по поводу того, как правильно читать поэму и является ли она в полной мере романтической.
Итак, материалом исследования является поэма А. С. Пушкина «Цыганы», входящая в число южных поэм великого автора.
Объектом данной работы являются традиции романтизма, присутствующие в поэме А. С. Пушкина «Цыганы». Предмет исследования – особенности художественного воплощения данных традиций.
В связи с этим целесообразно поставить следующие задачи:
уточнить понятие «романтизм» и обозначить его художественные черты;
изучить явление русского романтизма, определить его художественные особенности;
определить место романтизма в творчестве А. С. Пушкина;
исследовать художественное своеобразие поэмы А. С. Пушкина «Цыганы» и сопоставить с традициями романтизма.
Методологическая основа работы обусловлена характером интерпретируемого материала. В ходе работы использована совокупность различных методов:
историко-литературный метод, позволяющий определить место романтизма среди других литературных направлений и течений начала XIX века;
историко-описательный метод, предполагающий реконструкцию творческой истории текста, именование этапов его создания;
биографический метод, ориентированный на изучение биографии автора как в личностном, так и в творческом аспектах;
сравнительно-сопоставительный метод, помогающий выявить специфику поэтики определенного автора, так как говорить об авторской индивидуальности и уникальности его стихотворения можно только при сравнении с другими лирическими произведениями других авторов;
элементы структурно-системного метода, позволяющие исследовать разные уровни текста (систему персонажей, образов, композицию произведения);
близкий к структурно-системному метод поэтико-структурного анализа, где предметом рассмотрения является уровень художественных средств;
системно-типологический метод, позволяющий не только сравнивать литературные явления, но и систематизировать их. В рамках данного метода в работе не только осмыслена южная романтическая поэма как жанровая модификация, но и назван перечень текстов, принадлежащих к этому типу поэм;
лингвотекстологический метод, который во многом перекликается с историко-описательным и позволяет проследить этапы создания текста;
метод культурологического анализа, позволяющий увидеть литературные явления на фоне других видов искусства;
принадлежащий к числу новейших синергетический метод, который предполагает исследование переходных явлений в литературе.
Глава I. Русский романтизм как литературное направление
История русского романтизма
Большинство историков литературы XIX, да и XX веков затруднялись дать точное определение романтизму. По справедливому замечанию Б. Мейлаха [7: 7], всем исследовательским формулам был свойствен слишком абстрактный подход к данному литературному явлению, так как не учитывались конкретные исторические особенности стиля.
Ученый С. В. Соловьев в «Очерках из истории новой французской и провансальной литературы» неудовлетворенно заявлял, что о романтизме говорят более ста лет и столько же историки литературы и литературные критики не могут однозначно ответить: что же такое романтика [10: 1]. Ф. де-Ла-Барт даже говорил о невозможности дать романтизму определение, потому что «французский романтизм был иным, чем немецкий, немецкий иным, чем итальянский и английский…» [2: 8]. В связи с этим ученый предлагал выводить определения для каждого периода, каждой страны отдельно.
Немалую долю внимания в этом вопросе заслуживает и мнение русского критика В. Г. Белинского, для которого определение романтизма было неразрывно связано с вопросом об отношении искусства к действительности. Так, говоря о принципах старого средневекового романтизма, критик отмечал, что определяющим здесь является распад мира на два противоположных: на презираемое здесь и неопределенное, таинственное там. Также критик отмечал, что, несмотря на то что условия жизни и основы общества давно изменились, а все же средневековый романтизм держал Европу в своих душных оковах, но XVIII век нанес ему удар, хотя дело тем не кончилось, и в начале XIX века средневековый романтизм восстал. «Всякое сильное историческое движение необходимо порождает реакцию своей крайности: вот причина внезапного проявления романтизма средних веков в литературе XIX века», – пишет В. Г. Белинский [3: 245]. В России «романтиком в духе средних веков» критик считал В. А. Жуковского, так как его поэзия чужда «всякого рода исторического содержания, всякого чувства прогресса, всякого идеала высокой будущности человечества» [3: 264].
Если же говорить о романтизме прогрессивном и реакционном, то, по мнению Б. Мейлаха, не следует нивелировать творчество писателей согласно заранее принятым формулам, ведь нередко встречается смешение элементов реакционного и прогрессивного романтизма у одного и того же писателя [7: 17]. В связи с этим определение романтизма того или иного писателя должно основываться на выяснении ведущей тенденции в его творчестве. Да и определение романтизма каждый дает свое.
В учебнике для вузов ученый А. Н. Соколов делает упор на социально-историческую характеристику романтизма, отмечая, что русский романтизм, вызванный грядущим переломом в развитии России, стал, прежде всего, выражением новых антифеодальных освободительных тенденций в общественной жизни и мировоззрении.
Важно отметить, что у романтиков дано описание не только эпохи, но и человека. По определению А. И. Ревякина, положительный герой романтической литературы представляет собой человека неистовых страстей, интеллектуально и психологически возвышающегося над толпой, мечтательно устремленного в будущее.
В своих письмах поэт Н. М. Языков указывал на главную идею романтизма во всех его видах и при всех условиях – идею самодовлеющей личности, ощутившей себя самостоятельной и самоценной. В литературе для такой личности открывается возможность психологического самопознания, способность почувствовать себя центром мира, а также разочароваться в нем и стать гонимым целым миром или даже быть им уничтоженным [12: 159].
Итак, русский романтизм возник как следствие пробудившегося национального и социального самосознания человеческой личности. Основными факторами, способствовавшими его появлению, безусловно, являются французская буржуазная революция 1789—1794 гг., начавшийся кризис самодержавно-крепостнической системы в России и Отечественная война 1812 года.
В развитии русского романтизма можно выделить три основных этапа. Первый этап приходится на первые 15 лет девятнадцатого столетия, когда главными фигурами в развитии романтизма являются поэты В. А. Жуковский и К. Н. Батюшков, которые в своем творчестве отразили боль и страдание богатой духовно личности.
Второй этап романтизма в России можно назвать декабристским. Выпадает он на 1816-1825 годы. В это время творчество романтиков преимущественно отличается революционно-гражданственным характером, когда с особенной силой велась борьба за национальную самобытность литературы.
Третий этап развития русского романтизма начался после подавления восстания на Сенатской площади и продлился примерно до 1846 года. Писатели-романтики этого периода стремятся понять жизнь, в связи с чем их творчество, не утрачивая романтической специфики, становится более объективным.
Упомянутые исторические события дают основания говорить о самобытности русского романтизма. Не отрицая опоры русского романтизма на идейно-эстетические традиции Западной Европы, целесообразно подчеркнуть, что русский романтизм развивает и обогащает их, применительно к потребностям своей страны и своей эпохе. В качестве наиболее характерных черт русского романтизма можно выделить стремление к сближению искусства с современностью, гражданственность и борьбу за национальную самобытность, которые наметились в русском романтизме еще в момент его формирования и получили наиболее яркое воплощение в творчестве поэтов-декабристов и молодого А. С. Пушкина. В произведениях русского романтизма особенно сильно выделяются мотивы разочарования и недоверия к просвещению. Духовно богатая личность страдает, протестует против антигуманности современного общества. Особенно это характерно для творчества В. А. Жуковского, наиболее «западного» поэта из всех русских романтиков.
А вот возникновение в русской литературе прогрессивно-романтического направления носило особенный, ярко выраженный освободительный характер. Ввиду определенных исторических событий, литераторы, наиболее полно воплотившие в своем творчестве идейное содержание прогрессивного романтизма, оказались членами тайных политических обществ и стремились бороться за свободу не только стихами, но и делом. Декабристы открыто связали свое творчество с борьбой против деспотического режима российского самодержавия. Основным тематическим звеном творчества декабристов и их союзников (в их числе был и А. С. Пушкин) была мечта о свободе и защита высокой общественной роли художника.
Романтизм в творчестве А. С. Пушкина
Трудно определить место А. С. Пушкина в лагере русских романтиков. Поначалу были попытки доказать формальную принадлежность поэта к школе В. А. Жуковского. Тем более что А. С. Пушкин сам считал его своим учителем и признавался в этом в письме к своему другу, поэту и литературному критику, П. А. Вяземскому.
Литературоведы символистского направления пытались доказать, что являются последователями Пушкина. Некоторые из них (например, Н. Минский) утверждали, что поэт последовательно воплотил в своем творчестве принципы символизма. Также в ряде работ М. О. Гершензона приводятся доказательства, что А. С. Пушкин по своему творческому методу – символист.
В изучении вопроса о романтизме А. С. Пушкина целесообразно рассмотреть позицию русского критика В. Г. Белинского, который, стремясь отделить «средневековый романтизм» В. А. Жуковского от направления пушкинской поэзии, подчеркивал, что в поэзии А. Пушкина «больше глубокого, разумного и определенного содержания, больше зрелости и мужественности мысли, чем в поэзии Жуковского» [3: 261] и что влияние В. А. Жуковского на А. С. Пушкина ограничивается лицейской лирикой.
В суждениях самого А. С. Пушкина о романтизме можно найти враждебность ко всему «призрачному» и «туманному», «болезненно-мечтательному». Поэму «Руслан и Людмила», «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы» имели важное значение для развития прогрессивного, наполненного протестом против закостенелых форм феодальной России, романтизма. Но уже к 1825 г., изучив Шекспира, А. С. Пушкин меняет свое понимание романтизма и вкладывает в него то содержание, которое позднее получит название реализма.
Опираясь на критические статьи А. С. Пушкина, Б. Мейлах отмечает, что если в первой половине 20-х гг. XIX века А. С. Пушкин полагал, что романтический трагик принимает за правило только вдохновение и что романтическая школа есть отсутствие всяких правил, то в 1830 году поэт формулирует свое понимание романтизма как истины страстей и правдоподобие чувствований в предполагаемых обстоятельствах [7: 35-36]. Интересно, что в 1829 г., в VI главе романа «Евгений Онегин» поэт упоминает романтизм следующим образом:
Так он писал темно и вяло,
Что романтизмом мы зовем,
Хоть романтизма тут ни мало
Не вижу я…
Сам термин «романтизм», как утверждает исследователь Б. Мейлах, ассоциировался у А. С. Пушкина с неким новаторством, сокрушением канонов [7: 36]. Бесспорна схема эволюции творчества А. С. Пушкина – от романтизма к реализму. И тем не менее, творчество А. Пушкина настолько сложно и противоречиво в своем развитии, что только в результате углубленного исследования можно приблизиться к выяснению такого важного вопроса, как влияние принципов романтизма на произведения А. С. Пушкина.
В любом случае проявлением романтизма в творчестве А. С. Пушкина интересовались многие исследователи. Среди них Д. Д. Благой, Т. В. Томашевский, С. М. Бонди, Г. А. Гуковский, Л. Я. Гинзбург и др.
Творческая личность А. С. Пушкина, как уже отмечалось в данной работе, конечно, больше реалистического плана. Даже в ранних произведениях художественной мысли А. Пушкина присуще стремление к изображению действительности. Романтизм же был веянием времени, и в нем чувствовалась тревожная современность. С самого начала романтического периода А. С. Пушкин вошел в среду важных идейных и эстетических исканий своего времени. И в этом плане период романтизма оказался для великого писателя и поэта временем больших творческих достижений.
Романтизм А. С. Пушкина отличается творческой многогранностью. Вероятно, в этом заключается и одна из причин дальнейшего перехода к реализму. Романтическая поэзия А. С. Пушкина объединила различные романтические течения, продолжив и психологическую линию В. А. Жуковского и К. Н. Батюшкова, и героический, «политический» романтизм декабристов, и богатый опыт зарубежных романтиков.
Наиболее ярко романтическое осмысление действительности нашло отражение в произведениях, которые А. С. Пушкин написал, когда пребывал в южной ссылке. Современники сразу обратили внимание на «южные поэмы», отметив при этом, что принцип романтической свободы в этих произведениях закономерно вытекает из жизненности нового искусства.
Находясь в южной ссылке, А. С. Пушкин поддается романтическим настроениям вследствие ряда причин. Драматический поворот собственной судьбы, знакомство с диким краем, с новыми людьми, романтика южной природы, увлечение идеями Руссо (но в романтическом преломлении и через декабристов), – все это оказало большое влияние на творчество поэта. Также на юге А. С. Пушкин переживает чувство любви, воодушевляется греческим восстанием. Здесь же поэт зачитывается Байроном и приходит к мысли, что влияние английского романтизма на русскую литературу более полезно, нежели влияние «робкой и жеманной» французской поэзии.
Именно в это время появляется необыкновенный мир «южных поэм». Обращаясь к жизни нерусских народов (черкесов, цыган), А. С. Пушкин создает образ свободного, «естественного» человеческого коллектива, живущего на началах равенства и «дикой воли». Равнодушию, душевной усталости современного цивилизованного общества он стремится противопоставить сильные страсти, непосредственность и интенсивность чувств «природного» человека.
Глава II. Поэма «Цыганы» - прощание А. С. Пушкина с романтизмом
Поэма «Цыгане» была написана А. С. Пушкиным в 1824 году.
Особенно романтичным представляется сюжет поэмы. Алеко бежит из «неволи душных городов» на лоно природы, к людям, живущим с ней в гармонии, «без законов». Там он становится мужем молодой цыганки Земфиры, которая, однако, скоро влюбляется в другого. Алеко не выдерживает испытания цыганской свободой и убивает неверную жену и её любовника, после чего отец Земфиры изгоняет его из табора.
Структура поэмы «Цыганы» фрагментарна: произведение состоит из отдельных сцен, каждая из которых отделена горизонтальной чертой. Большую часть поэмы представляют диалоги с обозначением говорящего, а также в тексте присутствуют ремарки: «Уходит и поёт: Старый муж…», «Вонзает в него нож». Можно предположить, что такая драматическая структура и сами мотивы произведения отразили впечатления А. С. Пушкина от чтения Шекспира. Способствует впечатлению фрагментарности и разнообразие стихотворных размеров. Так, сама поэма написана четырехстопным ямбом, который был особенно популярен в начале XIX века, а входящие в поэму песни написаны четырёхстопным хореем и двустопным анапестом. Да и в целом, такая отрывочность поэмы, обилие лирических диалогов, сближающих данное произведение с лирической драмой, не могут не напомнить «романтическую» поэтику английского поэта-романтика Джорджа Байрона (в особенности его поэму «Гяур»). Как только поэма «Цыганы» была опубликована, это сходство сразу же заметил, например, П. А. Вяземский. В XX веке вопрос о романтическом влиянии подробно изучал известный лингвист и литературовед В. М. Жирмунский. Он выделил сходства и различия между стилем и композицией байроновских и пушкинских поэм и обнаружил, что сходств оказалось больше. Однако при этом ученый отметил, что в эпилоге поэмы «Цыганы» с его одической интонацией («В стране, где долго, долго брани / Ужасный гул не умолкал, / Где повелительные грани / Стамбулу русский указал…») ощущается будущее развитие пушкинской манеры в сторону «надындивидуальных, государственно-исторических тем» [6: 86].
Автор в поэме «Цыганы» не присутствует, героев характеризуют их же слова и поступки. Следовательно, и изложение различных точек зрения вложено именно в уста героев.
Большого внимания заслуживает главный герой Алеко. В поэме дается его «двойное» освещение. С одной стороны, Алеко резко противопоставлен пустому светскому обществу как сильная, смелая и яркая личность, преследуемая «законом». В то же время это герой с измученной душой и разрушительными страстями. Разумеется, диалектика герой – общество романтическая. Но Алеко («изгнанник перелетный») соотнесен не с определенной средой, а с временем вообще. Поэтому и с диким миром цыган он тоже не может слиться. Уже изначально его что-то тяготит:
Уныло юноша глядел
На опустелую равнину
И грусти тайную причину
Истолковать себе не смел.
С ним черноокая Земфира,
Теперь он вольный житель мира,
И солнце весело над ним
Полуденной красою блещет;
Что ж сердце юноши трепещет?
Какой заботой он томим?
Эти строки словно предвещают неизбежность трагедии. И важно отметить, что, несмотря на противопоставление мира цыган и светского общества, первый автором тоже отнюдь не идеализируется. И автор словно полностью расстается с просветительской иллюзией о возможности безмятежного счастья в «естественном состоянии»:
Но счастья нет и между вами,
Природы бедные сыны!
И под издранными шатрами
Живут мучительные сны,
И ваши сени кочевые
В пустынях не спаслись от бед,
И всюду страсти роковые,
И от судеб защиты нет.
Философская линия в «Цыганах» определяется рассуждениями А. С. Пушкина над проблемами, которые в середине XVIII века обсуждал в своих произведениях Жан-Жак Руссо. Речь идёт о соотношении между миром природы и миром цивилизации, между простым человеком и индивидом, чьё восприятие реальности обусловлено законами гражданского общества, между свободой кочевой жизни и «неволей душных городов». Руссо предпочитал мир природы и порицал прогресс и цивилизацию, искажающие человеческую натуру. Но пушкинский Алеко счастья нигде не обретает.
Большой интерес в поэме А. С. Пушкина вызывает разговор Алеко и старого цыгана о любви и судьбе. Здесь сталкиваются контрастные философско-этические принципы. Алеко не согласен признавать власть судьбы и главным законом считает свою волю. Ему противоречит позиция отца Земфиры, который, помимо личной воли, признает жизненные законы. Поэтому, когда Алеко его спросил, почему он не отомстил своей жене Мариуле и ее новому возлюбленному, старый цыган ответил:
К чему? Вольнее птицы младость.
Кто в силах удержать любовь?
Чредою всем дается радость:
Что было, то не будет вновь.
Также старик сравнил сердце юной девы с вольной луной, которой нельзя приказать остановиться где-то в ином месте. Иными словами, старый цыган рисует образ мира, природы с присущими ей объективными законами вечного движения, вечной изменчивости, что не поддаются желаниям человеческого «я». Алеко убивает Земфиру, но смерть и не страшила молодую цыганку. Все равно Земфира умирает любя.
Обоснованно можно утверждать, что в поэме А. С. Пушкина «Цыганы» показана несостоятельность индивидуалистического сознания героя перед движением реального мира. Таким образом и начинает осуществляться изменение идеи романтизма: образ рока переходит в реалистический образ естественного хода вещей. Реалистические элементы поэмы «Цыганы» возникли внутри самой романтической системы, в процессе ее развития.
Заключение
В ходе работы было рассмотрено явление романтизма в русской литературе и отдельно в творчестве А. С. Пушкина, а также изучены художественные особенности одной из «южных» поэм А. С. Пушкина «Цыганы», которые сближают ее с романтизмом, но при этом указывают и на появление реализма в творчестве великого писателя и поэта.
Романтизм А. С. Пушкина можно изучать бесконечно. Пушкин-романтик написал множество прекрасных произведений, которые поражают душу своей чувственностью. Так, его «южные» поэмы полны любви и трагизма. Пушкин-романтик изображал сильные страсти, внутренний мир души человека.
Хотя поэма «Цыганы» принадлежат к циклу «романтических» южных поэм и даже представляет собой «завершающую и самую зрелую» поэму, все же на этом «романтическая тема» в творчестве А. С. Пушкина оказывается «исчерпанной».
«Цыганы» – произведение, в котором глубже всего отражен кризис мировоззрения Пушкина-романтика, но в то же время по методу разработки темы оно открывает новые пути в творчестве А. С. Пушкина – пути к реализму.
Список использованной литературы
Артамонов С. Д. Сорок веков мировой литературы. В 4 кн. Кн. 4. Литература нового времени. – М.: Просвещение, 1997.
Барт Ф. Г. Розыскания в области романтической поэтики и стиля / Ф. Г. Барт. Т.1. – Киев: Тип. Имп. унив-та Св. Владимира, 1908.
Белинский В. Г. Полн. собр. соч. в 12 т. под ред. С. А. Венгерова СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1900-1948. Т. 11.
Гершензон М. О. Мудрость Пушкина / М. О. Гершензон. – М.: Т-во «Книгоиздательство писателей в Москве», 1919. – 233 с.
Гуковский Г. А. Пушкин и русские романтики / Г. А. Гуковский. – М.: Интрада, 1995. С. 315.
Жирмунский В. М. Байрон и Пушкин. Пушкин и западные литературы / В. М. Жирмунский Л.: Наука, 1978. – 424 с.
Мейлах Б. Пушкин и русский романтизм / Б. Мейлах. – М.: Изд-во Академии наук СССР, 1937. – 296 с.
Пушкин. Собрание сочинений в 10 томах. М.: ГИХЛ, 1959-1962. Т. 3.
Ревякин А. И. История русской литературы XIX века. Первая половина / А. И. Ревякин. – М., 1977. – 543 с.
Соколов История русской литературы XIX века. Первая половина. 3-е изд. М., 1970. – 783 с.
Соловьев С. В. Очерки из истории новой французской и провансальной литературы / С. В. Соловьев. – СПб.,1914. – 342 с.
Языков Н. М. Письма Н. М. Языкова к родным / Под ред. Е. В. Петухова: СПб: Отд-ние рус. яз. и словесности Акад. наук. 1913. Т. 1.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!