это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3349766
Ознакомительный фрагмент работы:
Законность – основной принцип существования и развития правового государства
и демократического общества. Законность в государственном управлении выражается как
«точное и единообразное понимание и исполнение Конституции Российской Федерации и
законов всеми органами исполнительной власти и должностными лицами, а также
лицами, к которым обращены требования субъектов управления» 1 . Законность в
государственном управлении можно определить как обязанность каждого субъекта
управления действовать в пределах полномочий, закрепленных за ним в законодательстве,
а также в соответствии законодательству всех актов управления, принятых данным
субъектом в процессе правоприменительной деятельности.
Принцип законности закреплен в статье 15 Конституции Российской Федерации 2
как обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления,
должностных лиц, граждан и их объединений соблюдать Конституцию Российской
Федерации и законы.
Реализация принципа законности возможна только при наличии достаточного
количества правовых норм, регулирующих все сферы общественной жизни, и при их
строгом соблюдении всеми субъектами права. Существуют требования и к правовым
нормам, подлежащим неукоснительному соблюдению. Данные нормы должны:
соответствовать естественному праву, высокой юридической технике; быть адекватны
экономической, политической и духовной ситуации в стране; не противоречить
общепризнанным принципам и нормам международного права, которые в соответствии
со статьей 15 Конституции Российской Федерации являются составной частью правовой
системы государства; отличаться исполнимостью и внутренней согласованностью.
Реализация принципа законности предполагает наличие системы её гарантий.
Гарантии законности – совокупность условий и факторов, а также специальных
юридических средств, посредством которых обеспечивается осуществление принципа
законности в сфере государственного управления.
Гарантии законности – объективные и субъективные факторы, условия,
предпосылки, обеспечивающие или, по крайней мере, способствующие укреплению
законности и правопорядка 3 . Среди гарантий законности различают общие условия
1 Мигачев, Ю.И. Административное право Российской Федерации: учебник / Ю.И. Мигачев, Л. Л.Попов,
С. В. Тихомиров; под редакцией Л.Л. Попова – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2016. – С. 217.
2 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок,
внесенных Законом РФ от 01.07.2020 № 11-ФКЗ). [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения 07.07.2021)
(предпосылки) обеспечения законности и специально-юридические, организационно -
правовые средства обеспечения законности.
Общие условия (предпосылки) обеспечения законности – совокупность
экономических, политических, социальных и идеологических условий функционирования
системы государственного управления.
К экономическим предпосылкам можно отнести высокий уровень благосостояния
населения, свобода предпринимательства, единство экономического пространства,
гарантированность прав частной собственности и др. 4 .
Основной политической предпосылкой является сильная государственная власть,
основанная на принципе разделения властей. Политическими предпосылками также
являются режим демократии, гласности, обеспечение плюрализма мнений, активное
функционирование реального гражданского общества, свободного от произвольного
властного вмешательства, уважение власти к общественному мнению.
Идеологические предпосылки играют наиболее важную роль при обеспечении
законности, т.к. при отсутствии у каждого субъекта управления личной мотивации к
правомерному поведению, никакие другие гарантии не приведут к эффективному
результату. Высокое значение для существования правопорядка имеют правовая культура,
правосознание, достигнутые такого уровня, когда уважение к праву является личным
убеждением каждого члена общества.
Также к общим условиям обеспечения законности относятся организационные и
правовые факторы, такие как организационная структура аппарата, квалификация
служащих, состояние системы законодательства, полнота правового регулирования,
процессуальное обеспечение предписаний и т.д. Такие факторы называют юридическими
предпосылками обеспечения законности.
Среди специально-юридических, организационно-правовых средств обеспечения
законности выделяют контроль и надзор.
Контроль, в зависимости от оснований разграничения, подразделяется на
определенные виды.
В зависимости от объема проверяемой деятельности выделяют общий и
специальный контроль. Общий предполагает проверку всего комплекса вопросов
3 Ветышева, Э. С. Понятие и гарантии законности / Э. С. Ветышева // Актуальные вопросы современных
научных исследований : Материалы Международной научно-практической конференции, Минск, 07
февраля 2019 года / под общей редакцией А.И. Вострецова. – Минск: Научно-издательский центр «Мир
науки», 2019. – С. 192.
4 Братановский, С.Н. Административное право : Учебник. / С. Н. Братановский. – М. : Директ-Медиа, 2013.
– С. 280.
деятельности подконтрольного субъекта. Специальный предполагает проверку
деятельности субъекта по отдельному вопросу его компетенции.
В зависимости от стадии проведения контроля различаются предварительный
(предупреждение и профилактика нарушений), текущий (выяснение состояния
законности, вынесение оценки правильности совершаемых подконтрольными субъектами
действий) и последующий (проверка реального исполнения соответствующих решений,
предписаний контролирующих органов).
В зависимости от органов, осуществляющих контроль, различают: контроль
Президента РФ, органов исполнительной власти, органов законодательной
(представительной) власти, судебный контроль. В ряде случаев особым видом контроля
называют общественный контроль.
В свою очередь надзор, в зависимости от органов, его осуществляющих,
подразделяется на 2 вида: прокурорский и административный. Первый вид связан с
деятельностью органов прокуратуры по надзору за соблюдением законов в сфере
управления (общий надзор). Другой вид надзора — административный. Его суть состоит в
наблюдении уполномоченными на то государственными органами и должностными
лицами за исполнением действующих в сфере управления разнообразных специальных
норм, общеобязательных правил, закрепленных в законах и подзаконных актах».
В Российской Федерации способы обеспечения законности отражены в
полномочиях различных органов государственной власти и должностных лиц. Можно
сделать вывод о том, что в государстве существует хорошая правовая основа для
реализации принципа законности в государственном управлении. Но существование
правовой основы не является единственным фактором осуществления принципа,
огромное значение имеет добросовестное исполнение своих функций как органами
государственной власти, признанными осуществлять контроль за исполнением данного
принципа, так и народом, признанным в Российской Федерации единственным
источником власти.
Список использованных источников и литературы:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием
12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законом РФ от 01.07.2020 № 11-ФКЗ).
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_
LAW_28399/ (дата обращения 07.07.2021).
2. Братановский, С.Н. Административное право: учебник. /
С. Н. Братановский. – М.: Директ-Медиа, 2013. – 305 с.
3. Ветышева, Э. С. Понятие и гарантии законности / Э. С. Ветышева //
Актуальные вопросы современных научных исследований : Материалы Международной
научно-практической конференции, Минск, 07 февраля 2019 года / под общей редакцией
А.И. Вострецова. – Минск: Научно-издательский центр «Мир науки», 2019. – С. 187-194.
4. Мигачев, Ю.И. Административное право Российской Федерации: учебник /
Ю.И. Мигачев, Л. Л.Попов, С.В.Тихомиров; под редакцией Л.Л. Попова – 4-е изд.,
перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2016. – 396 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Дать характеристику предприятию, решить 9 задач
Решение задач, Экономика предприятия и организация производства
Срок сдачи к 19 янв.
Последние цифры зачетки 24
Контрольная, Метрология, стандартизация и сертификация
Срок сдачи к 16 янв.
Есть введение одобренное руководителем курсовой
Курсовая, Возрастная психология, психология развития
Срок сдачи к 28 февр.
Исследование электромагнитного поля в диэлектрическом волноводе для...
Курсовая, Оптические направления и среды
Срок сдачи к 15 янв.
комбинированные разработки месторождение
Реферат, комбинированные разработки месторождение
Срок сдачи к 20 янв.
Тестирование по Управление, организация и планирование производства
Тест дистанционно, Управление, организация и планирование производства
Срок сдачи к 15 янв.
Выполнить контрольную работу в виде реферата
Контрольная, Историческая геология
Срок сдачи к 16 янв.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!