это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3356375
Ознакомительный фрагмент работы:
Содержание
TOC \o "1-3" \h \z \u Введение PAGEREF _Toc35807811 \h 31. Теоретические основы развития речи у детей младшего дошкольного возраста PAGEREF _Toc35807812 \h 71.1. Понятие речи в отечетвенной и зарубежной психологии, её виды PAGEREF _Toc35807813 \h 71.2. Мелкая моторика и ее влияние на развитие речи PAGEREF _Toc35807814 \h 71.3.Особенности психологического развития детей младшего дошкольного возраста PAGEREF _Toc35807815 \h 121.4.Выводы по первой главе PAGEREF _Toc35807816 \h 152. Эмпирическое исследование развития речи у детей младшего дошкольного возраста посредством мелкой моторики PAGEREF _Toc35807817 \h 162.1. Характеристика групп детей. Итоги констатирующего этапа исследования. PAGEREF _Toc35807818 \h 162.2. Содержание работы по развитию речи у детей младшего дошкольного возраста посредством упражнений мелкой моторики PAGEREF _Toc35807819 \h 212.3. Итоги заключительного этапа исследования. Интерпретация результатов PAGEREF _Toc35807820 \h 25Заключение PAGEREF _Toc35807821 \h 28Список используемой литературы PAGEREF _Toc35807822 \h 31Приложение PAGEREF _Toc35807823 \h 35
ВведениеАктуальность темы. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки [9, с.1]. Дети с низким уровнем развития моторики зачастую с трудностью выполняют задания различного рода.
Вопросом взаимосвязи мелкой моторики рук и уровнем сформированности речи занимались многие ученые. В трудах нашего соотечественника В. М. Бехтерева описаны эксперименты, в которых подтверждается влияние манипуляций рук на функции речи высшей нервной деятельности [1,с.1]. Авторитетный учёный М. М. Кольцова, которая занималась данным вопросом, говорила о том, что кисть руки является органом нашей речи. Можно с определённостью утверждать тот факт, что уровень развития речи непосредственно связан с развитием мелкой моторики рук. Учёные, занимающиеся изучением строения и функционирования головного мозга, отмечают, что участок управления движением руки и участок, управляющий нашей речью, очень близко расположены друг от друга. Поэтому, воздействуя на пальчики малыша, можно стимулировать развитие речи. Речь в свою очередь напрямую связана с мышлением. При подготовке ребёнка к письму, обучая его правильно держать ручку и карандаш, мы стимулируем рабочие функции кисти, улучшаем его координацию, а соответственно форсируем интеллектуальное развитие малыша.
Над проблемой взаимосвязи тонких движений руки и речью ребёнка работала известный педагог М. Монтессори, которая заключила, что «если с речью не все в порядке, в этом наверняка виновата мелкая моторика» [13, с.2]. Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев», «Рука – это инструмент всех инструментов», – заключал еще Аристотель. «Рука – это своего рода внешний мозг», – писал Кант.
Ученые института физиологии детей и подростков АПН М.М. Кольцовой, Е.Н. Исениной, Л.В. Антаковой-Фоминой в 1973 году экспериментально доказали зависимость умственного развития и двигательных способностей кистей рук. Ведь не зря народные потешки: «Ладушки-ладушки», «Сорока – белобока», «Мальчик-пальчик» и другие, на протяжении многих веков служили нашим предкам, передавались от поколения к поколению. Регулярные занятия на разминку и укрепление кистей рук, по мнению М.М. Кольцовой, являются «мощным средством» повышения работоспособности головного мозга.
Исследователи Н.М. Щелованов, Н.Л. Фигурин, М.П. Денисова, М. Ю. Кистяковская проследили закономерную связь между развитием мелкой моторики рук и в процессе развития зрения, осязания, развития кинестетического чувства – положения и перемещения тела в пространстве.
Н.А. Бернштейн подтвердил гипотезу об анатомическом развитии уровней построения движений, которое происходит с первых месяцев жизни и завершается к двум годам. Затем начинается длительный процесс прилаживания друг к другу всех уровней построения движений, что подтвердили исследования А. А. Сеченова, В. П. Павлова, А. А. Ухтомского, В. П. Бехтерова, а так же современных исследователей М. Я. Аксеновой, О. С. Бот, Л. С. Рузиной, В. М. Кудрявцевой, И. Ф. Марковской.
Объект исследования – речь детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – влияние мелкой моторики детей на развитие речи.
Целью исследования является определить возможности развития речи с помощью упражнений на мелкую моторику детей младшего дошкольного возраста.
Задачи: Провести анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы в соответствии с темой исследования.
Подобрать психодиагностический инструментарий для проведения исследования уровня развития речи у детей младшего дошкольного возраста
Составить и использовать на практике программу упражнений на мелкую моторику с целью развития речи у детей дошкольного возраста.
В процессе психолого-педагогического эксперимента с помощью математического анализа данных выявить возможности упражнений на мелкую моторику в развитии речи у детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что процесс развития речи у детей младшего дошкольного возраста будет эффективным при использовании упражнений на мелкую моторику, если учитывать ряд условий:
Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
Использование составленной программы для развития речи у детей младшего дошкольного возраста.
Практическая значимость: теоретические и эмпирические данные, полученные в результате исследования, могут представлять интерес педагогам и психологам дошкольных образовательных учреждений, студентам, обучающимся по направлению «Психолого-педагогическое образование».
Новизна исследования: изучение речи у детей младшего дошкольного возраста на конкретной группе испытуемых.
Методы исследования:
Теоретический: анализ и систематизация психолого-педагогической и учебно-методической литературы.
Эмпирический: метод наблюдения; диагностика «Диагностика развития связной речи», авторы Красильникова Л.В., Вялова Н.В.; методы математической обработки данных.База исследования:
Этапы исследования
На констатирующем этапе исследования была проведена первичная диагностика речевого развития детей.
На формирующем этапе исследования была составлена и использована программа упражнений на мелкую моторику с целью развития речи у детей младшего дошкольного возраста.
На контрольном этапе проводилась повторная диагностика обследования уровня развития речи детей среднего дошкольного возраста, интерпретировались результаты исследования для проверки гипотезы, выдвинутой нами в начале исследования.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения и списка использованной литературы, приложения. Список использованной литературы содержит 34 источника.
1. Теоретические основы развития речи у детей младшего дошкольного возраста1.1. Понятие речи отечественной и зарубежной психологии, её виды
С целью более глубокого изучения поставленной проблемы, необходимо в первую очередь рассмотреть подходы к определению понятия «речи». В научной литературе представлены разные точки зрения относительно сущности понятия «речь».
В Лингвистическом энциклопедическом словаре О.С. Ахмановой предлагается такое определение понятия речи. Речь – это конкретное говорение, протекающее во времени и облечённое в звуковую (включая внутреннее проговаривание) или письменную форму [2, с. 56].
С. Л. Рубинштейн, определяя специфические особенности речи, отмечал: «Речь – это деятельность общения – выражения, воздействия, сообщения посредством языка» [29, с. 101].
Р. С. Немов характеризует речь, как систему используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации [25, с. 29].
А. А. Леонтьев рассматривает речь, как деятельность познания, т.е. такая деятельность, которая заключается в «распределении» действительности при помощи языка познавательных задач, выделенных ходом общественной практики [22, с. 116].
Рассматривая сущность понятия «речь» Т. Г. Рамзаева дает следующее определение: «вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка (слов, словосочетаний, предложений ) » [28, с. 15].
М. Р. Львов рассматривает речь как «один из видов общения с помощью языка знаковой системы, веками отшлифованной и способной передавать любые оттенки сложной мысли, которое необходимо людям в их совместной деятельности, в социальной жизни, в обмене информацией, в познании, образовании». Речь обогащает человека духовно, служит предметом искусства в определении М.Р. Львова [11, с. 357].
А. С. Зубкова и А. С. Лукьянычева под речью полагают «основное средство человеческого общения, без которого человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в частности такое, которое несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств (абстрактные понятия, непосредственно не воспринимаемые явления, законы, правила и т.п.)» [18, с. 108].
Итак, обобщив точки зрения разных ученых относительно сущности понятия «речь», мы под данной дефиницией будем понимать:
1) создание условий для осуществления процесса коммуникации, то есть установление соответствия между содержанием, мотивом и формой деятельности, между структурой и элементами выражения;
2) Осуществление процесса обучения, целью которого является формирование языковой личности, обладающей способностью к восприятию и созданию текстов, различных по степени структурно-языковой сложности, по глубине отражения действительности, имеющих определенную целевую направленность.
1.2. Мелкая моторика и ее влияние на развитие речи
Психологи и неврологи утверждают, что мозговая деятельность соотносится с мелкой моторикой, что она связана с нервной системой, зрением, памятью, вниманием и восприятием. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики очень тесно связано с развитием речи [32, c. 211].
1. Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.
2. Крупная моторика – движения всей рукой и всем телом.
3. Тонкая моторика – развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции малой амплитуды. Известно, что развитие речи ребенка зависит от многих факторов и напрямую – от степени развития тонких движений пальцев рук.
Если эти движения соответствуют возрасту ребенка, то и развитие речи ребенка находится в пределах нормы и соответствует возрасту. Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни разработан следующий метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика и три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, – говорящие дети. Если мышцы пальцев напряжены, пальцы сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться изолированно, то это не говорящие дети. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развитие речи и, следовательно, мышление будет затруднено. Развивая мелкие, дифференцированные движения рук, мы способствуем лучшему речевому развитию ребенка. Развивая мелкую моторику, нужно не забывать о том, что у ребенка две руки. Поэтому нужно стараться все упражнения дублировать: выполнять и правой, и левой. Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие правого полушария [31].
С анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Упражнения с участием рук и пальцев положительно влияют на деятельность мозга. На кистях рук расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики. Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движение пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это важно и при своевременном речевом развитии, и – особенно-в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга [30, c. 76].
Результаты исследований показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребёнка. Упражнения без предметов можно использовать где и когда угодно Другие упражнения требуют каких-то предметов, но не менее интересны для ребёнка. Стихи, сопровождающие упражнения, - это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. Они учат слышать рифму, ударения, делить слова на слоги [24]. Чувство ритма важно и при обучении письму (для выработки ровного почерка), для запоминания стихов, для предупреждения нарушений письма (пропуска гласных). Конечно, развитие мелкой моторики – не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасно развитая моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет недостаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребёнка в комплексе: много и активно общаться с ним и плюс к этому развивать мелкую моторику рук [23, c. 299].
Формы работы по развитию моторики рук:
Массаж – мягкие массажирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки. Очень полезное и приятное занятие, великолепно активизирующее речевые центры мозга.
Фасолевые ванны. Эффекты: массаж, развитие координации пальцев.
Лепка из разных материалов. Кроме творческого самовыражения ребёнок также развивает гибкость и подвижность пальцев.
Игры с крупами: перебирать в разные ёмкости перемешанные крупы, пересыпать крупы, растирать в руках.
Мозаика – также улучшает мелкую моторику, развивает сообразительность и творческие способности.
Пальчиковые игры способствуют не только речевому, но и всестороннему развитию.
Шнуровки.
Игры с пуговицами и бусинами.
Паззлы – развивают внимательность, сообразительность, координирование работы глаз и кистей, мелкую моторику.
Катание карандашей, шариков по столу или другой поверхности. Такое занятие – дополнительный массаж ладошек и улучшение координации движений кисти [19, c. 102].
Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка. Ребёнок учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. Развивается воображение и фантазия [10, c. 101]. Овладев многими упражнениями, ребёнок сможет «рассказывать руками» целые истории. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма [8].
При работе с детьми с нарушениями речи по развитию мелкой моторики рук следует:
Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей.
Сделать работу по совершенствованию пальцевой моторики систематической.
Повысить у детей интерес к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру.
Вовлекать в движение больше пальцев, движения должны быть энергичными.
Начинать с простых упражнений, переходя к более сложным.
Упражнения выполняются непродолжительно, не более 5 минут.
Все упражнения выполняются сначала медленно, добиваясь чёткости, постепенно ускоряя темп [9].
1.3. Особенности психологического развития детей младшего дошкольного возраста
Развитие ребенка на каждом этапе онтогенеза характеризуется определенным психологическим своеобразием. Психическое развитие ребенка в целом базируется, прежде всего, на сенсорном развитии, то есть активной работе анализаторов и анализаторных систем, развитии восприятия и формировании представлений. Поэтому сенсорное развитие ребенка на раннем этапе онтогенеза можно считать основой его психической деятельности и развития психических познавательных процессов. В дальнейшем интеллектуальное развитие ребенка и успешность в учебной деятельности будут во многом зависеть от сенсорного развития на более ранних возрастных этапах. Таким образом, справедливо будет заметить, что специально организованное, целенаправленное и своевременное сенсорное воспитание и, как следствие, сенсорное развитие ребенка на ранних этапах онтогенеза будет способствовать его полноценному и гармоничному психическому развитию [13, с.126, 16, с. 175].
Сенсорное развитие младших дошкольников отражает их возрастные особенности: чем младше ребенок, тем в большей степени его познавательная сфера опирается на ощущения и восприятие [16, с.172, 17, с.176]. В связи с этим на этапе младшего дошкольного возраста основные задачи сенсорного воспитания будут заключаться в формировании навыков восприятия предметов и явлений окружающей среды, которые будут поэтапно развиваться в различных видах конструктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование), занятиях по развитию речи (речезвуковой анализ слов), экологическому развитию и т.д.
В рамках психолингвистического подхода к рассмотрению детской речи дошкольников и младших школьников выявлена основная закономерность ее развития: формирование речевых обобщений происходит в процессе предметной деятельности и общения детей, что позволяет в данном случае выявить основные компоненты языковой способности, т. е. систему языковых элементов на фонетическом, лексическом, грамматическом, синтаксическом уровнях и основных правил их функционального использования [5, c. 88].
В данный период в речь дошкольников входят модели словообразования, но дети еще не владеют необходимым словарным запасом, не ознакомлены с требуемыми нормами языка, поэтому в их речи часто можно услышать ошибку. Сначала акцент делается на последовательности обозначения деятеля и действия. Лингвистическая значимость данного периода крайне важна, ибо на данном этапе в речи у дошкольников происходит овладение морфологией в системе порождения производных слов [5, c.311].
Младший дошкольный возраст является одним из важных периодов развития. В.С. Мухина отмечает, что дети часто становятся капризным, ранимым, непослушным, утомляемыми, упрямыми, подверженными эмоциональным срывам, причиной чего является возрастной кризис. Значимым новообразованием является желание ребенка сделать что-то самостоятельно. В данном возрасте ребенку необходимо одобрение взрослого, он нуждается в общении [7, c. 56].
В возрасте 3 лет дети начинают осознавать испытываемые эмоции, но полностью контролировать их еще не умеют. На поведение в этом возрасте оказывают влияние неконтролируемые желания. Например, ребенок увидел игрушку у другого и захотел ей поиграть, то в данном случае он, не задумываясь, начнет ее отбирать, а также может расплакаться. В таких конфликтных моментах дети могут начать даже кусаться, драться или толкаться. У них нет понимания того, как нужно вести себя в данных ситуациях, и стараются исполнить своё желание различными способами.
Со временем, повзрослевши, дети начинают видеть связь между своим поведением и что может произойти в последствии. Например, что истерика приведет к тому, что могут забрать на некоторое время его любимую игрушку. Такие последствия дадут ребенку понять, что истерика не является лучшим способом выражения эмоций. В 4 года появляется новое чувство. Ребенок начинает сочувствовать другим вокруг, начинает осознавать, что у других людей тоже есть чувства, и может сочувствовать, когда кому-то плохо. Рассмотрим показатели эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста.
Исследуя диапазон понимаемых и переживаемых эмоций, А.Д. Кошелевой установлено, что в младшем дошкольном возрасте они достаточно легко распознают эмоции радости и грусти, но при опознании отрицательных эмоций смешивают эмоции грусти и гнева при определении страха. В исследовании Н.С. Ежковой подробно описан процесс понимания и переживаний эмоций детьми 3-4 лет [26, с. 145].
Эмоция радости легко узнается детьми. При переживании этой эмоции ребенок улыбается. Эту эмоцию невозможно вызвать волевым усилием, но, предлагая ребенку определенные ситуации, можно его легко обрадовать. Об эмоциях грусти, горя ребенок сообщает окружающим криком, гримасой неудовольствия, беспорядочными движениями тела. Негативные эмоции затрудняют социальную адаптацию детей. Произвольно имитировать грустное настроение ребенок способен с 4 лет. Эмоция гнева выражается стиснутыми кулаками и чрезмерно сильной жестикуляцией, сдвинутыми бровями, оттопыренными губами, выставленной вперед нижней губой. Голос становится хриплым, лицо краснеет, расширенные ноздри дрожат, дыхание затруднено. Дети могут отличать улыбку от мимики угрозы. В младшем дошкольном возрасте они часто путают понятия «сильный» и «гневный» К 4 годам дети приобретают способность дифференцировать по изображениям ряд эмоций: страх, гнев, радость, печаль [27, с. 19].
Таким образом, младший дошкольный возраст характеризуется повышенной эмоциональностью, восприимчивостью. Речь ребенка в данном периоде развивается интенсивно, формируются общие представления о речевых конструкциях и смысловом содержании понятий, явлений.
1.4. Выводы по первой главеПсихологический аспект развития речи опирается на положение Л. С. Выготского о том, что «речь тесно связана с развитием мышления и формированием сознания. Рассматривая проблему формирования понятий, ученый утверждал, что накопление ассоциаций и групп представлений не приводит к их образованию, «понятие невозможно без слов, мышление в понятиях невозможно вне речевого мышления
В младшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие речи, сенсорных эталонов, кроме того, данный период характеризуется повышенной эмоциональностью и возбудимостью. При подготовке и проведении занятий с детьми младшего дошкольного возраста следует учитывать их возрастные особенности, а также индивидуальные отличия.
Анализ теоретической литературы позволил сделать вывод о том, что развитие мелкой моторики тесно связано с развитием речи. Необходимо в ежедневные занятия детей включать упражнения и занятия, направленные на развитие мелкой моторики.
2. Эмпирическое исследование развития речи у детей младшего дошкольного возраста посредством мелкой моторики2.1. Характеристика групп детей. Итоги констатирующего этапа исследования.Основы мелкой моторики закладываются ещё в раннем возрасте, что помогает ребенку изучать предметы, играть с ними, ощущать их. Упражнения с участием рук и пальцев у детей младшего дошкольного возраста гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга, простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка, ум ребенка находится на кончике пальцев [13, С.299].
К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека. Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребенка. Через развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию ребенка. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память, внимание и связная речь.
Работа по развитию мелкой моторики позволит улучшить и ускорить не только развитие мелкой моторики рук, но и речевое развитие детей раннего дошкольного возраста, улучшить качество речи, чёткость звуков и расширить словарный запас, вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного. Поэтому тренировка движений пальцев и всей кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка.
Чем раньше начать занятие по развитию мелкой моторики, тем значительнее будет результат. Многие проблемы, которые могут возникнуть в предшкольном и в школьном возрасте, можно избежать, позаботившись об этом заранее.
Проблемы могут возникнуть с координацией движений и мелкой моторикой, если этому не уделялось ранее внимания. В этом случае ребёнку придётся в ускоренном режиме навёрстывать упущенное, тратить время и силы на освоение элементарных умений, например, держать в руке карандаш.
Раньше детям приходилось приобретать много навыков для самообслуживания. В первую очередь учились застёгивать пуговицы на одежде (потом змейки и кнопки), завязывать шнурки. Девочки с детства учились рукоделию (вышивке, вязанию, шитью), помогали маме на кухне мять тесто и стирать бельё, а мальчики помогали отцу откручивать гайки и болты, забивать гвозди. Всё это способствовало развитию координации движений и мелкой моторики.
Сегодня у детей более удобная одежда на липучках. Чтобы одеться самостоятельно, малышам нет необходимости учиться шнуровать ботинки и застёгивать пуговицы на рубашке. И воспитатели этому обстоятельству рады, всем удобно.
Даже при занятии творчеством для аппликаций используют готовые наклейки, получается аккуратнее и не надо вырезать предмет из бумаги.
Все эти обстоятельства тормозят развитие современных малышей, не дают развиваться ручкам малышей в должной мере, и как следствие медленнее развивается речь, скудный словарный запас, логическое мышление при этом тоже туго развивается.
Мелкую моторику рук развивают разными способами, но чаще всего используют простые и давно проверенные способы: пальчиковая гимнастика, упражнения с массажным мячом, пальчиковый театр, игры с конструктором, мозаикой, пазлами, пластилинография [31,с.686–691], игры моталочки, игры со счетными палочками, ниткография, вырезальный тренажер, рисование пальчиками, ладонью, игры с предметами домашнего обихода:с макаронными, изделиями, с крупой, с прищепками, с резинками, бусами, заколками, упражнения с использованием бумаги, бумажных салфеток, ваты, игры с песком и водой.
Взрослые могут сидеть рядом с ребёнком, стоять напротив, если ребёнок маленький, то можно его посадить на колени. Всё это помогает правильно настроить малыша, контролировать его движения, вовремя подсказать и исправить неточности.
Для эксперимента были взяты дети младшей группы детского сада, возрастом 3-4 года. На данном этапе развития основные потребности в этом возрасте — потребность в общении, уважении и признании. Основной и самый важный для ребенка вид деятельности — игра.
С целью выявления уровня развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста необходимо провести педагогическое обследование, т.е. диагностику детей. Педагогическая диагностика проводится 2 раза в год (первичная в сентябре, итоговая в мае).
Цель проведения диагностики: выявление уровня сформированности мелкой моторики рук у детей четвертого года жизни.
Для выявления у детей уровня развития мелкой моторики рук используются параметры, разработанные А.С. Галановым:
- объем движений пальцев рук;
- переключаемость движений пальцев рук;
- точность выполнения движений пальцами руки.
В соответствии с данными параметрами выделены и определены уровни развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.
Критерии делятся на три уровня: высокий, средний, низкий.
Высокий уровень: точное воспроизведение движения.
Средний уровень: основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности выполнения.
Низкий уровень: отсутствие основных элементов в структуре движения.
Уровни развития мелкой моторики рук у детей по А. С. Галанову (таблица 2 в Приложении).
Для исследования мелкой моторики рук дополнительно использовалась методики (тесты), разработанные А.Р. Лурия, О.В. Бачиной и Н.Ф. Коробовой (Приложение).
С целью изучения уровня развития речи у младших дошкольников мы предложили детям пересказать сказку «Курочка-ряба», также отмечали умение составлять рассказ, используя знакомые предметы. Низкий уровень развития связной речи отмечался в том случае, если ребенок не мог выполнить задание, говорил только отдельные слова, средний уровень – ребенок мог рассказать по вопросам воспитателя, высокий уровень – ребенок рассказывает сказку самостоятельно, может составить рассказ.
Результаты диагностики мелкой моторики рук по методике А.С. Галанова представлены на рисунке 1.
Рис.1 - Уровень развития мелкой моторики рук по А.С. Галанову
Мы видим, что у 20% исследуемых был выявлен высокий уровень развития мелкой моторики по проведенной методике, у 40% - средний и еще у 40% - высокий.
Из рисунка 2.2. видно, что по результатам распределения по методике Н.Ф. Коробовой к высокому уровню отнесены 15% (4 чел.) детей, к среднему 45% и к низкому – 40%.
Рис. 2. – Результаты диагностики уровня развития мелкой моторики младших дошкольников по методике Н.Ф. Коробовой
На рис. 3 представлены результаты уровня развития связной речи младших дошкольников.
Рис. 3. – Результаты диагностики уровня развития связной речи младших дошкольников
Всего у 15% исследуемых был выявлен высокий уровень развития связной речи, у 40% - средний и у 45% - низкий.
Наблюдается необходимость проведения дальнейшей работы по развитию умений развития мелкой моторики. Применение педагогической диагностики позволило воспитателям детально увидеть те умения, которые надо развивать у детей. Проведение диагностики в игровой форме позволило получить оптимальные данные по воспитанникам.
2.2. Содержание работы по развитию речи у детей младшего дошкольного возраста посредством упражнений мелкой моторики
Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решили провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в контакте с родителями. Программа «Весёлые ладошки» направлена на развитие мелкой моторики, на овладение младшими дошкольниками (3 – 4 года) элементарными приёмами ручной работы с разным материалом (Приложение). По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ [33, с.1]. В эксперименте участвовали дети от трех до четырех лет. Данная методика нацелена на развитие у детей младшего дошкольного возраста мелкой моторики посредством дидактических игр и игрушек.
Так как подразумевался комплексный подход для реализации намеченной цели, то перед педагогами поставлены были три задачи:
Обустроить обстановку группы так, чтобы она была оптимальной для развития мелкой моторики (набор предметов, новые игровые зоны).
Продумать, какие дидактические игры и игрушки необходимо приобрести или сделать самостоятельно для развития мелкой моторики малышей.
Для развития тактильной чувствительности рук детей, необходимо продумать упражнения и приспособления.
Внедрение методики велось поэтапно:
I этап – подготовительный
изучение научно-методической литературы по данной теме;
оформление картотеки пальчиковых игр;
консультации для родителей;
пополнение предметно развивающей среды: сухие бассейны со сменными наполнителями; пластиковые контейнеры с природными наполнителями, пуговицами; контейнеры для проведения индивидуального массажа (бигуди небольшого диаметра, шишки ребристые палочки); набор прищепок; мякиши-ежики; шнурки с узелками; шары и подушечки с нашитыми на них пуговицами; игры-шнуровки; игры-рамки со вставными деталями; наборы конструктора «Лего»; наборы небольших игрушек; пальчиковый, варежковый театр; театр на карандашах и палочках от мороженого; наборы счетных палочек; дидактические игры с пуговицами, липучками, молниями; наборы геометрических фигур; мячи разного диаметра.
II этап - диагностический
Диагностика уровня развития мелкой моторики рук.
Критерии диагностики:
1. упражнение «Фонарики»,
2. сжимание и разжимание кулачков,
3. потирание кулачков,
4. сминание бумаги в кулаке.
III этап – практический
Коррекция плана работы по развитию мелкой моторики.
Работа через взаимодействие с родителями.
IV этап – заключительный
Анализ достижения цели и полученных результатов.
Определение дальнейших направлений работы.
Работа с детьми велась по следующим направлениям:
пальчиковые игры,
игры с предметами,
дидактические игры.
Мелкую моторику рук развивают также физические упражнения. Это разнообразные висы и лазание (на спортивном комплексе, по лесенке и т. д.). Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы малыша, развивают мышцы. Малыш, которому позволяют лазать и висеть, лучше осваивает упражнения, направленные непосредственно на мелкую моторику.
Если рассмотреть ещё одну методику, которая разработана Мичуриной А. М., то можно заметить, что использование только пальчиковой гимнастики для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста даёт ощутимые результаты в развитии.
Игра может быть построена на тренировке только одной из трёх двигательных составляющих, однако движения пальцев в любом случае должны быть изолированными. Такая методика подходит для детей младшего дошкольного возраста. Очень интересны упражнения, в которых пальцы рук работают не синхронно, т.е. пальцы одной руки делают одни движения, а пальцы другой руки делают совсем другие движения.
Главную роль в таких играх занимают мизинцы и безымянные пальцы. Данные упражнения называют играми на расслабление. Нам всем известны народные игры-потешки, но педагоги, работая с детьми, добавили свои варианты игр со словами и без слов.
Приведём примеры:
Прижми большак. Правые руки двоих играющих сцепляются. Большой палец каждого старается прижать сверху тот же палец соперника.
Паучок. Указательный палец левой руки смыкается с большим пальцем правой руки, указательный палец правой руки – с большим пальцем левой руки. Нижняя пара пальцев размыкается, затем смыкается над верхней. Затем те же движения в паре с большим пальцем поочерёдно проделывают остальные пальцы.
Моторчик. Руки сцеплены в замок, большие пальцы крутятся вокруг друг друга, всё быстрее и быстрее, не задевая ладонь.
Перетяжечки. Двое играющих сцепляются тремя или двумя пальцами рук; каждый старается перетянуть соперника [8,с.4].
Камень, ножницы, бумага. Два игрока одновременно выбрасывают вперёд руки, сложенные в одной из трёх позиций: кулак – камень, ладонь – бумага, разведённый указательный и средний – ножницы. Камень сильнее ножниц, бумага сильнее камня, ножницы сильнее бумаги.
Колечки. Сомкнутые большой и средний палец правой руки – большое кольцо, сомкнутые мизинец и большой левый пальцы – малое. Пальцы обеих рук одновременно начинают движения, поочерёдно смыкаясь с большими пальцами так, чтобы на правой руке получилось малое кольцо, а на левой руке – большое.
Кроме того, мы раздали памятку родителям о важности развития мелкой моторики и предложили простые упражнения для выполнения дома.
2.3. Итоги заключительного этапа исследования. Интерпретация результатов
После проведения формирующего исследования, ежедневных занятий с детьми по развитию мелкой моторики нами был проведен контрольный этап исследования.
Результаты повторной диагностики мелкой моторики рук по методике А.С. Галанова представлены на рисунке 4.
Рис.4. - Уровень развития мелкой моторики рук по А.С. Галанову на контрольном этапе исследования
Мы видим, что у 20% исследуемых был выявлен высокий уровень развития мелкой моторики по проведенной методике, у 40% - средний и еще у 40% - высокий на констатирующем этапе исследования. На контрольном этапе исследования низкий уровень развития мелкой моторики был выявлен у 20%, средний – у 30% и высокий – у 50%.
Рис. 5. – Результаты диагностики уровня развития мелкой моторики младших дошкольников по методике Н.Ф. Коробовой на контрольном этапе исследования
Так, по результатам данной методики после проведения формирующего исследования, занятий, направленных на развитие мелкой моторики у детей у 60% был выявлен высокий уровень развития мелкой моторики, у 30% - средний, у 10% - низкий уровень.
На рис. 6 представлены результаты уровня развития связной речи младших дошкольников на контрольном этапе исследования.
Рис. 6. – Результаты диагностики уровня развития связной речи младших дошкольников на контрольном этапе исследования
У 15% исследуемых был выявлен высокий уровень развития связной речи, у 40% - средний и у 45% - низкий на констатирующем этапе исследования, на контрольном этапе исследования у 20% был выявлен низкий уровень развития связной речи, дети не могли составить связной текст, однако, все дошкольники старались выполнить задание. У 30% был выявлен средний уровень и у 50% - высокий уровень.
Также мы провели анализ развивающей среды, осуществили наблюдение за деятельностью младших дошкольников. Нами был сделан вывод о том, что в группе созданы все условия для развития мелкой моторики и речевого развития младших дошкольников. В свою очередь дети выражают интерес к материалам, способствующим развитию мелкой моторики.
Таким образом, результаты контрольного исследования позволили говорить о подтверждении выдвинутой гипотезы и взаимосвязи развития мелкой моторики и речи детей младшего дошкольного возраста.
ЗаключениеДля лучшей адаптации и социализации детей в обществе требуется развитие их интеллектуальных способностей, умение быстро воспринимать и передавать информацию. Развитию мышления способствует развитие речи, а речь можно развить, как мы выяснили в ходе исследования, с помощью развития мелкой моторики рук.
Все способы развития мелкой моторики оказывают благотворное воздействие на организм. Очень эффективно начинать такие занятия с детьми младшего дошкольного возраста так, как они очень чувствительны к такому виду деятельности, что позволяет им научиться терпению и усидчивости, быть настойчивыми и любопытными.
Упражнения с участием рук и пальцев у детей дошкольного возраста гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга, простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка, ведь ум ребенка находится на кончике пальцев.
К работе с детьми необходимо подходить комплексно, применяя множество методов и способов развития. Это словесный метод, наглядный , практический и игровой. Самый подходящий метод для детей младшего дошкольного возраста игровой метод [29, с.1]. Игры могут быть очень разнообразные: игры с предметами, игрушками, собирание пазлов, рисование и лепка, а так же подвижные игры с мячом и палками.
Как мы выяснили, функция руки и речь развиваются параллельно. Совершенствование мелкой моторики – это совершенствование речи ребенка дошкольного возраста. Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.
Дети учат тексты, которые используют при пальчиковых играх, что является сильнейшей стимуляцией развития речи и интеллекта. Улучшается внимание, память слух, координация движений.
Упражнения с пальчиками расширяют кругозор и словарный запас детей. Ведь обязательно хочется узнать больше о персонаже потешки, придумать продолжение. Так же учат счёту, дают первоначальные знания анатомии. А главное все эти игры доставляют малышам множество положительных эмоций.
В итоге, можно сделать выводы и можно констатировать следующее:
Упражнения необходимо давать детям систематично.
Для отработки правильности движений необходимо заниматься вместе с ребёнком.
Для маленького ребёнка гимнастика для пальчиков должна длиться не более десяти минут. Иначе не хвати у малыша внимания и сосредоточенности.
Нельзя спеши во время выполнения упражнений, нужно подстроится под скорость движений малыша, тогда ему будет удобно выполнять манипуляции с пальчиками, и будет нужный результат в итоге. Очень важно участие и ободряющее поведение взрослого.
Упражнения должны быть изначально объяснены и поэтапно пройдены неоднократно.
Обязательно повторять игры.
Необходимо гимнастику для пальчиков осуществлять в игровой атмосфере радостного общения, ведь если малыш будет воспринимать гимнастику как рутинные обязательные занятия, он очень быстро потеряет интерес и пробудить его вновь будет сложно [27, с.1].
Игры с пальчиками являются и поводом родителям пообщаться с малышом. Все действия мамы в процессе игры плодотворно действуют на психику ребёнка. Возникает множество положительных эмоций у ребёнка, когда мама, например, сажает малыша на колени, берёт его ручку и начинает говорить, щекоча ладошку: «Сорока-белобока, кашу варила…».
В ходе исследования, в курсовой работе подтверждена выдвинутая гипотеза. В период раннего детства прослеживается чёткая зависимость развития речи от совершенствования мелкой моторики. В этом возрасте малыши наиболее эффективно усваивают информацию в форме игры. Поэтому пальчиковые игры или пальчиковая гимнастика будут идеальным способом для развития речи.
От двигательной активности пальцев рук зависит развитие головного мозга, дети быстрее учатся писать, лучше говорят, обладают хорошей памятью, скорее успокаиваются после стрессов.
Список используемой литературыАткинсон Р.Л., Аткинсон Р.С., Смит Э.Е., Бем Д.Дж., Нолен-Хоэксема С. Введение в психологию. Гл. 3.: Психическое развитие. [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://www.psychologos.ru/articles/view/kognitivnoe-razvitie-rebenka-vvp, свободный (дата обращения 03.03.2020).
Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М.: Сов.Энцикл., 1969. 606 с.
Барышникова М.В. Влияние мелкой моторики на речевое развитие дошкольников.//Дошкольная Академия.2015,№62,12.[Электронный ресурс] Режим доступа: http://io.nios.ru/articles2/77/10/vliyanie-melkoy-motoriki-na-rechevoe-razvitie-doshkolnikov, свободный (дата обращения 03.03.2020).
Белых В.А.: Альбом по развитию мелкой моторики. 2-3 года Издательство: Феникс-Премьер, 2017, 48 с.
Богачкина Н.А. Психология: конспект лекций. Litres. 2017,384 с.
Володина Н. Развиваю мелкую моторику. Для детей 3-4 лет. М.: Эксмодетство, 2017, 48 с.
Головей Л.А. Психология развития и возрастная психология. учеб. пособ. Издательство: М.: Юрайт, 2018. 99 с.
Голубятникова Е.А. Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей младшего дошкольного возраста. Опубликовано 17.01.2018. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/01/17/vliyanie-melkoy-motoriki-ruk-na-razvitie-rechi-detey-mladshego, свободный (дата обращения 03.03.2020).
Дьяченко А.Н. Развитие мелкой моторики у детей в младшем дошкольном возрасте. Опубликовано 15.04.2014. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2014/04/15/razvitie-melkoy-motoriki-u-detey-v-mladshem, свободный (дата обращения 03.03.2020).
Дячук У. А. Развитие мелкой моторики в раннем возрасте. //Электронный журнал Экстернат РФ, 2019. С. 99-105.
Зубкова А.С, Лукьянычева А.С. Шпаргалка по русскому языку и культуре речи. М.: Просвещение, 2018. 64 с.
Калинина М.А. Использование методики Марии Монтессори для развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Опубликовано 28.07.2019. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2019/07/28/ispolzovanie-metodiki-marii-montessori-dlya-razvitiya-melkoy, свободный (дата обращения 03.03.2020).
Кирпичева Е.В., Чернышева Н.В. Педагогическая технология приобщения детей дошкольного возраста к народным традициям в процессе освоения культурного пространства региона // Сб.: Современные педагогические технологии в организации образовательного пространства региона: материалы Областной научно-практической конференции. – Мичуринск: Изд-во ООО «БиС», 2018. - С. 126-130.
Когнитивные исследования на современном этапе: материалы Всероссийской конференции с международным участием по когнититвной науке (Архангельск, 19–22 ноября 2018 г.). Электронные текстовые данные. Архангельск: САФУ, 2018. 323 с.
Комкова Е. И., Когнитивное развитие ребёнка в процессе общения и межличностного взаимодействия при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту. // Вестник БарГУ. (5). 2017. С. 88.
Корепанова Е.В. Педагогические задачи дошкольного образования / Е.В. Корепанова, С.Ф. Подгорнова // Наука и Образование. – 2019. – Т. 2. - № 2. – С. 175.
Корепанова Е.В. Психологическое здоровье детей дошкольного возраста в русле тенденций развития современного образования / Е.В. Корепанова, Д.В. Комель // Наука и Образование. – 2019. – Т. 2. - № 2. – С. 172.
Корепанова Е.В. Психолого-педагогическая помощь в сохранении психологического здоровья дошкольников / Е.В. Корепанова, В.С. Порошина // Наука и Образование. – 2019. – Т. 2. - № 2. – С. 176.
Котлованова О. В. Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста средствами песочной анимации. // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университет». 2018. С.102-110.
Котова С.А., Шендрикова Е.А. Особенности детско-родительских отношений на этапе раннего детства ребенка. // Развитие ребенка в семье, серия: семья и дети в современном мире. Коллективная монография. / Под ред. В. Л. Ситникова. СПб.: Социально-гуманитарное знание, 2018. 110 с.
Красильникова Л.В., Вялова Н.В. Педагогическая диагностика развития связной речи детей 3-4 лет в игровой деятельности // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №6, https://mir-nauki.com/PDF/57PDMN618.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии. М.: Изд-во Моск. Психолого-социального ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2009. 259 с.
Логоша Г. Е., Симонова Е. С. Развитие мелкой моторики у малышей // Молодой ученый.2017. №46. С. 299-302.
Мичурина А.М. Развитие мелкой моторики детей 2-3 года жизни посредством пальчиковой гимнастики./ проект по развитию речи (младшая группа). Опубликовано 15.10.2018. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2016/10/15/razvitie-melkoy-motoriki-detey-2-3-goda-zhizni-posredstvom, свободный (дата обращения 03.03.2020).
Немов Р.С. Психология: Учеб. Для студ. высш. пед. учеб. Заведений: В 3 кн. 4-е изд. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. 688 с.
От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. Издание пятое (инновационное), исп. и доп. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. c. 336 (Протокол № 7 от 25.09.2019 г. решение ученого совета ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» (Письмо № 309/07 от 25.09.2019))
Перова, В. Г. Эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста в игре // Актуальные вопросы педагогики: сборник статей III Международной научно-практической конференции, Пенза, 05 ноября 2020 года. – Пенза: «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г.Ю.), 2020. – С. 168-171.
Рамзаева Т.Г. Структура и содержание современного начального языкового образования // Начальная школа. 2019. №11. С.14 - 23.
Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Просвещение. 1973. 367 с.
Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику и речь. 150 игровых упражнений /пособие для логопедов. 2017,112 с.
Чумак О.С. Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://mdousun.caduk.ru/DswMedia/chumakosnetradicionnyiemetodyirazvitiyamelkoymotorikiudeteydoshkol-nogovozrasta.pdf, свободный (дата обращения 03.03.2020).
Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста. 1-3 года. Методическое пособие: Владос, 2019. 269 с.
Приложение Методика по программе «Весёлые ладошки»
Особенности программы:
Обучение детей проводится с трёхлетнего возраста;
Подобран и систематизирован материал упражнений по развитию мелкой моторики в соответствии с возрастными особенностями детей;
Занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.
Программа «Весёлые ладошки» предназначена для детей младшего дошкольного возраста (3 – 4 года).
Форма организации образовательного процесса: групповая с индивидуальным подходом.
Данная программа интегрируется с образовательными областями: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитее», «Физическое развитие».
Структура НОД включает в себя 3 части: вводная, основная и заключительная.
Вводная часть – создание эмоционального настроения у детей и объяснение нового материала.
Основная или практическая часть – творческая работа детей; по мере необходимости воспитатель помогает советом и проводит индивидуальную работу.
Заключительная часть – в ней анализируется результат детского художественного творчества.
При разработке программы учитываются следующие принципы:
доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);
научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).
от простого к сложному (научившись элементарным навыкам работы, ребе-нок применяет свои знания в выполнении творческих работ).
В программе используются здоровьесберегающие технологии: игровые разминки, зарядки для глаз, пальчиковая гимнастика, самомассаж.
Формы работы: беседы, игры с предметами и бросовым материалом, лепка, аппликация, рисование, изготовление поделок, коллективное творчество, пальчиковые игры и физкультминутки.
Это позволяет:
развивать мелкую моторику;
регулярно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на развитии речи детей;
формировать, развивать и совершенствовать ощущение, восприятие, представление, внимание, воображение, речь, мышление и память ребенка;
облегчить усвоение навыков письма будущим школьникам;
вызывать у детей интерес и яркий эмоциональный настрой.
Общая длительность физкультпауз в одном занятии составляет 3-5 минут. В каждой физкультпаузе содержится большое количество разнообразных пальцевых движений, и они, по смыслу, сочетаются с произносимыми стихами.
Цель программы - создание условий для развития мелкой моторики и речи у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи программы:
Воспитательные:
1. Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость.
2. Воспитывать внимательность к выполнению заданий.
3. Воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду.
Развивающие:
1. Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук.
2. Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
3. Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.
Образовательные:
1. Формировать навыки исполнительского мастерства.
2. Формировать умение воплощать свои идеи в художественный образ.
Ожидаемые результаты:
Дети должны знать:
-правила техники безопасности;
-основные формы штриховки;
-основные правила склеивания;
-некоторые приёмы лепки.
Должны уметь:
-работать с различными предметами;
-правильно держать кисть, карандаш;
-пользоваться клеем, салфеткой;
-заштриховывать изображение;
-изготавливать поделки в технике «аппликация» по образцу;
-повторять пальчиковые гимнастики за воспитателем;
-выполнять несложные техники рисования.
2. Содержательный раздел.
2.1. Содержание занятий.
Программа включает в себя следующие темы занятий:
пальчиковая гимнастика
лепка
аппликация
нетрадиционные техники рисования
штриховка
игры и действия с предметами.
В теме “Пальчиковая гимнастика” дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают ученикам снять моральное напряжение. На пальцах и на ладонях есть “активные точки”, массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Данные упражнения способствуют поддержанию хорошего тонуса.
В теме “Лепка” в процессе деятельности дети изображают предметы их действительности, создают элементарную скульптуру, что способствует развитию детского творчества, обогащению детей изобразительными и техническими умениями, созданию интереса к данному виду деятельности.
В теме “Аппликация” дети развивают координацию кисти, логическое мышление и пространственное воображение, учатся пользоваться клеем и ножницами.
В теме “Нетрадиционные техники рисования” у детей формируются умения и навыки рисования различными способами, развивается воображение.
В теме «Штриховка» дети улучшают координацию движений пальцев и кистей рук, кроме этого ребенок учится правильно держать карандаш.
В теме “Игры и действия с предметами” для формирования тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений используются предметы, различные по размеру, материалу, фактуре, структуре.
Диагностика достигнутых результатов.
Педагогическая диагностика.
Педагогическая диагностика проводится 2 раза в год (первичная в сентябре, итоговая в мае).
Цель проведения диагностики: выявление уровня сформированности мел-кой моторики рук у детей четвертого года жизни.
Для выявления у детей среднего дошкольного возраста уровня развития мел-кой моторики рук используются параметры, разработанные А.С. Галановым:
- объем движений пальцев рук;
- переключаемость движений пальцев рук;
- точность выполнения движений пальцами руки.
В соответствии с данными параметрами выделены и определены уровни развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.
Таблица 2. Уровни развития мелкой моторики рук у детей по А. С. Галанову.
Диагностика по тестам, разработанным А.Р. Лурия, О.В. Бачиной и Н.Ф. Коробовой.
Для исследования мелкой моторики рук дополнительно использовалась методики (тесты), разработанные А.Р. Лурия, О.В. Бачиной и Н.Ф. Коробовой.
А). Тест на определение полноты объема движений пальцев рук доминантной руки.
Цель: диагностирование полноты объема движений пальцев рук при разжимании кулаков по полноте амплитуды движений отводящих мышц.
Ход тестирования:
Тестирующий дает установку ребенку положить на стол кисти обеих рук ладонями вверх.
Последовательность выполнения задания:
1. Крепко сжать пальчики в кулачки, не поворачивая ладоней.
2. Удерживать сжатые кулачки под счет от 1 до 5.
3. Под счет раз-два сжимать и разжимать ладони (повторить 5-6 раз).
Тестирующий фиксирует полноту амплитуды отведения пальцев.
Интерпретация возможных результатов тестирования:
Недостаточная амплитуда движений отводящих мышц пальцев рук: во время разжимания кулаков пальцы отведены не в полном объеме.
Достаточная амплитуда движений отводящих мышц пальцев рук: во время разжимания кулаков пальцы отведены в полном объеме.
Б). Тест на выявление переключаемости движений пальцев рук доминантной руки «Кулак - ребро - ладонь» (А.Р. Лурия).
Цель: определение уровня переключаемости движений пальцев доминантной руки.
Ход тестирования:
Ребенку предлагается повторить по образцу, данному тестирующим, серию из девяти движений, которая состоит из трижды повторяющегося ряда движений «ку-лак - ребро - ладонь».
Могут быть нарушены:
- переключение с одного вида движений на другое;
- последовательность движений.
Интерпретация возможных результатов тестирования:
Переключаемость оценивается как достаточная при безошибочном выполнении команд тестирующего.
Переключаемость считается недостаточно сформированной при нарушении переключаемости движений руки, когда характер действия тестируемого не соответствует командам тестирующего.
В). Тест на определение уровня сформированности умения удерживать заданную позу пальцев доминантной руки.
Цель: определение уровня сформированности умения ребенка управлять мышцами-сгибателями при удержании пальцев рук в заданной позе.
Ход тестирования:
Тестирующий предлагает ребенку (по образцу: педагог показывает – ребенок за ним повторяет) сделать крючки большим, указательным и средним пальцами. Остальные пальцы нужно прижать к ладони и удержать их в этом положении, не меняя позы, под счет от 1 до 10.
Интерпретация результатов тестирования:
Ребенок владеет умением управлять мышцами-сгибателями, если он удержи-вает заданную позу, не разжимая пальцев.
Ребенок владеет умением управлять мышцами-сгибателями недостаточно (или 14 не владеет совсем), если пальцы непроизвольно начинают разгибаться.
Г). Тест на определение уровня точности выполнения движений пальцами доминантной руки.
Цель: определение уровня умения ребенка совершать движения пальцами рук с заданной точностью.
Ход тестирования:
Тестирующий предлагает ребенку (по образцу: педагог показывает – ребенок за ним повторяет) последовательно делать колечки двумя пальцами доминантной руки: большим и указательным; большим и средним; большим и безымянным; большим и мизинцем. Тестирование рекомендуется повторить 3 раза, слегка убыстряя темп движений.
Интерпретация возможных результатов тестирования:
Точность выполнения движений пальцами считается достаточной, если ребенок соединяет пальцы колечками ловко, не сбиваясь, не нарушая последовательности.
Точность выполнения движений пальцами считается недостаточной при нарушении точности, ловкости, последовательности соединения пальцев в колечки.
Д). Тест на определение уровня мелкой моторики рук.
Цель: определение уровня умения ребенка совершать движения пальцами рук с заданной точностью.
Ход тестирования:
Тестирующий дает ребенку карандаш и бумагу и предлагает ему повторить по показу рисунок вертикальной, горизонтальной линии, нарисовать вслед за педагогом круг и точку.
Если ребенок проявляет разносторонние способности, можно попросить его скопировать изображение с образца (в этом случае ребенок не должен видеть, как это было нарисовано).
Интерпретация возможных результатов тестирования:
Точность выполнения движений пальцами считается достаточной, если ребенок точно повторил за тестирующим все линии и заданные фигуры.
Точность выполнения движений пальцами считается недостаточной при нарушении точности и ловкости в прорисовывании линий и заданных фигур.
Организационный раздел.
Продолжительность одного занятия (непосредственно образовательной деятельности - НОД) по реализации программы дополнительного образования детей – 15 мин.
Режим занятий:
2 –я младшая группа - количество занятий в неделю 1, в месяц 4 занятия. В год проводится 36 занятий.
Условия реализации программы.
Материально-техническая база:
- групповая комната (столы);
- образцы поделок;
- рабочий материал.
Внешние условия:
- организация выставок.
Перечень используемого рабочего материала:
1. Пластилин.
2. Доски для лепки.
3. Цветной картон.
4. Цветная бумага.
5. Клей.
6. Краски – гуашь.
7. Альбомы для рисования.
8. Пуговицы.
9. Карандаши цветные.
10. Ножницы.
11. Крупы.
12. Текстильный материал.
13. Ватные палочки, диски.
Упражнения для рук
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!