это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3358721
Ознакомительный фрагмент работы:
Содержание
TOC \o "1-3" \h \z \u Введение PAGEREF _Toc78932714 \h 3Глава 1. Теоретико-методологические подходы к исследованию структуры ценностных ориентаций молодого поколения PAGEREF _Toc78932715 \h 51.1 Понятие ценностных ориентаций PAGEREF _Toc78932716 \h 51.2 Структура ценностных ориентаций современной молодежи PAGEREF _Toc78932717 \h 8Глава 2. Анализ ценностных ориентаций молодежи в современной России PAGEREF _Toc78932718 \h 122.1 Исследование опыта экспериментальной работы по изучению ценностных ориентаций молодежи PAGEREF _Toc78932719 \h 122.2 Возможности благоприятного развития ценностных ориентаций молодежи при помощи современных технологий PAGEREF _Toc78932720 \h 20Заключение PAGEREF _Toc78932721 \h 28Список использованных источников PAGEREF _Toc78932722 \h 31Приложения PAGEREF _Toc78932723 \h 35
ВведениеАктуальность темы выбранной курсовой работы обуславливается происходящими в современном обществе и непрерывно развивающимися процессами информатизации, которые затрагивают множество сфер нашей жизни, причем начиная с самых ранних лет. Феномен информатизации современного общества, а также широкий спектр ценностных ориентаций осуществляют сложный процесс социального воспитания молодежи, оказывая значительное влияние на поведение, привычки, вкус молодых людей, на их образ мыслей.
Социальная актуальность тематики исследования обусловлена особенностями социализации молодежи, на которой основаны развитие и самореализация человека в рамках последовательного освоения им определенного жизненного опыта, а также важность, приоритетность социального воспитания в современном мире. Современная социальная предоставляет множество возможностей, таких как получение нужной информации в краткосрочный период, возможность быть всегда на связи и знать, что и как происходит в мире. Соответственно, при правильном подходе можно направить возможности новых технологий на формирование качественных ценностных ориентаций современной молодежи.
Объект исследования – ценностные ориентации молодежи в современной России.
Предмет – анализ структуры и особенностей ценностей современной молодежи.
Цель исследования – определить методы благоприятного развития ценностных ориентаций молодежи при помощи современных технологий
В связи с поставленной целью возникают следующие задачи исследования:
- выделить понятие ценностных ориентаций;
- определить структуру ценностных ориентаций современной молодежи;
- исследовать опыт экспериментальной работы по изучению ценностных ориентаций молодежи;
- определить возможности благоприятного развития ценностных ориентаций молодежи при помощи современных технологий.
Методы исследования: анализ научной литературы по тематике исследования, синтез и обобщение научных сведений, комплексный и проблемно-логический методы исследования.
Научная разработанность темы включает:
- концепции личностно-ориентированного, деятельностного, инновационно-рефлексивного, системного, аксиологического, практико-ориентированного подходов (А.В. Алимпиева, О.А. Андреева, С.А. Бурилкина и др.);
- теории влияния социокультурной среды на личность (А.Н. Волкова, Е.П. Галкина, М.А. Глебова, С.И. Голод и др.).
- основы социологических и социально-философских исследований феномена новых информационных технологий (Е.В. Зеленина, Г.Ю. Злобина, Г.В. Калинина и др.)
Практическая значимость исследования состоит в следующем:
- проведено исследование опыта экспериментальной работы по изучению ценностных ориентаций молодежи;
- предложены методы благоприятного развития ценностных ориентаций молодежи при помощи современных технологий.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Глава 1. Теоретико-методологические подходы к исследованию структуры ценностных ориентаций молодого поколения1.1 Понятие ценностных ориентацийВ последнее время проблемы формирования ценностных ориентаций личности и их воздействия на разные сферы жизни считаются актуальными, как в исследованиях иностранных, так и российских научных работников. Определение и исследование системы ценностей считается долгосрочным и достаточно сложным процессом, а в отношении каждого отдельного человека – личным. Причем, в течение жизни человек может поменять свое отношение к тем или другим ценностям, но, как правило, базисное ценностное ядро остается сравнимо стабильным и оказывает большое влияние на все сферы его жизнедеятельности.
Ценностные ориентации – это одна из ведущих характеристик личности человека, которая характеризует мировоззрение личности, её способность действовать, то есть её социальную, интеллектуальную и творческую активность. Вопрос о ценности – есть вопрос о роли, функции предметов или явлений, которую они играют благодаря своим способностям удовлетворять ту или иную потребность человека. Поэтому выбранные человеком ценности становятся основой для формирования его новых личностных потребностей.
Ценности, формируясь, в значительной мере ориентируют поведение людей, выступая при этом в качестве своеобразных регуляторов социального поведения. Основные трудности решения ценностных проблем состоят в том, что объективная и субъективная стороны ценностей могут не совпадать и даже противоречить одна другой.
В широком понимании понятие ценностных ориентаций может означать всевозможные предметы и возможности, относящиеся к области материальных благ. В более узком значении ценностных ориентаций, как правило подразумеваются духовные идеи и нематериальные ценности (например, признание, авторитет в глазах окружающих, работа в соответствии с призванием и т.д.).
Ценностные ориентации человека, как правило выражаются в роли стратегических жизненных целей и единых мировоззренческих ориентиров. Анализируя современные определения ценностных ориентаций, следует выделить интерпретацию К. Клакхона. Данный исследователь определяет ценностные ориентации, как один из важнейших нюансов мотивации, а их систему, как субъективную концепцию ценностей или социальных установок, занимающих относительно высокое положение в иерархической структуре регуляции работы личности.
В процессе жизнедеятельности у различных человеческих групп, этноса складываются определенные обычаи, стандарты и модели поведения, которые помогают исследователям выявить национальные и культурные ценностные ориентации, как у социума в целом, так и у отдельных его представителей. Таким образом, ценностные ориентации человека, обладающие весомым и воздействием на процесс жизнедеятельности, находится в зависимости от его культуры. Структура и значимость ценностных ориентаций общества в свою очередь характеризуют своеобразие культуры.
Следует отметить то, что немалая часть отличительных черт собственной культуры, не осознается до конца многими членами общества и воспринимается ими как естественное явление. Понимание ценностей собственной культуры начинается только при встрече с представителями иных культур, когда при взаимодействии обнаруживаются отличия в ценностных ориентациях. Непосредственно в таких случаях образуются ситуации недопонимания, растерянности, бессилия и раздражения, вызывающие чувство обиды, злобы, отчуждения, оскорбления и т.д.
Рассматривая понятие системы ценностных ориентаций, следует определить то, что в человеческом сознании присутствует в одно и тоже время большое количество ценностей, которые существуют не хаотично, а вполне конкретным образом упорядочены по отношению друг к другу. Осваивая особенности и явления находящегося вокруг Мира, человек опирается на устоявшиеся в его культуре нормы и обычаи, что со временем формирует систему основополагающих и общепризнанных ценностей, служащих ему неким руководством в жизни. На данной основе в любой культуре формируется своя система ценностей, отражающая ее специфичное положение во всем Мире. Таким образом, систему ценностей кроме прочего можно определить, как иерархию, того в какой последовательности ценности находятся по нарастающей значимости.
В данной курсовой работе будет рассмотрено понятие ценностных ориентаций молодежи. Данное понятие определяет разные грани жизнедеятельности молодых людей, выделяющее степень и полноту развития удовлетворения комплекса интересов и потребностей, которые проявляются в разных видах деятельности и являются неразрывными с целями, которые молодые люди ставят, результативностью жизни в масштабном понимании. Удовлетворенность личной жизни, положением в сообществе выражаются на принятие реальности молодыми людьми. В этом понимании ценностные ориентации определяют потенциал молодёжи, рассматривающийся относительно комплекса социальных, биологических и духовно-нравственных качеств молодого поколения, который позволяет определить возможность социализации групп, как субъекта политической, экономической, социальной и культурной деятельности, что характеризует уровень развития молодых людей, которые открывают потенциальные возможности для их участия в социокультурной, общественной рабочей жизни.
В завершении данного параграфа курсовой работы можно сделать вывод о том, что ценностные ориентации представляют отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров.
Ценностные ориентации определяют формирование молодежного потенциала, включающий образование, квалификацию, официальный статус, показатели здоровья и прочее и с точки зрения его применения в разнообразных областях. Далее переходим к изучению структуры ценностных ориентаций современной молодежи.
1.2 Структура ценностных ориентаций современной молодежиВ современной системе образования присутствует ориентир на самообучение, развитие творческих способностей обучающихся. Данный процесс выражается, критическом анализе, обобщении проработке знаний на базе предшествующего опыта. При этом, как выделяют современные исследователи, современная молодежь не совсем готова к весомым индивидуальным шагам. Большинство молодежи не может самостоятельно прорабатывать суждения, выявлять причинно-следственные связи, определять закономерности, правильно и логически мыслить, приводить качественные аргументированные выводы.
Преобладающей частью ценностей и приоритетов в поведении является материальное благополучие. В последнее время можно выявить следующую тенденцию: молодежь отдает предпочтение не духовным и нравственным ценностям, а большим деньгам. Умение собрать состояние для наибольшего числа молодежи является высшей ценностью. При этом, полезность труда определяется достижением личного финансового достатка. В этой связи, жизненный успех связывается с деньгами и предприимчивостью, а не с обучением, способностями и трудолюбием.
Формирование ценностных ориентиров у молодых людей отчетливо вырисовывается среди еще невыработанной устойчивой системы своих нравственных социокультурных установок. Тем более что и изменившаяся жизнь (переход от административно-плановых к рыночным механизмам) требует новых моделей поведения. Прослеживается четкая ориентация экономических ценностей, связанных со скорейшим обогащением, а успешность определяется наличием дорогостоящих благ, славы, известности. В сознании нынешней молодежи четко выражена мотивационная установка на собственные силы в реализации жизненных целей и интересов в духе новых условий рыночного хозяйствования, ну а тут, как известно, возможны любые пути.
В отношении семейных ценностей молодежь превыше всего ставит независимость и карьеру, достижение высокого статуса. Семью же планируют в далекой перспективе, после создания успешной, на их взгляд, карьеры.
Коммуникативные ценности отодвигаются по мере взросления. Вектор изменения ценностных норм и правил, характеризующих поведение, обусловлен рыночными отношениями. Верные друзья, надежные товарищи остаются в детстве. Отношение к близким носит все более устойчиво корыстный, коммерческий характер. В молодежной среде эгоистичный индивидуалистический настрой («сам за себя») выше гуманных отношений, взаимопонимания, взаимоподдержки и взаимопомощи. Высокую коммуникативность проявляют с нужными, влиятельными людьми, отражающими определенный желаемый статус.
На формирование ценностей влияют и происходящие в обществе экономические, социальные деформации. Сложные общественные явления, неоднородность политических и экономических процессов влияет на изменения социальных идеалов и ценностей. Те приоритеты, которые ранее казались незыблемыми, сменяются другими, определяющими сегодняшние жизненные реалии. Появляется новый спектр ценностных ориентаций, значит, разрушаются старые идеалы, традиции и формируется иной тип личности.
Активная жизненная позиция молодежи чаще всего выражается в росте трудовой, общественно-политической, познавательной и других видах активности, в социальной мобильности, в формировании не анархично рыночного сознания, а цивилизованного продуктивно осмысленного менталитета. И этот процесс должен быть регулируемым и управляемым
Молодежь и ее ценностные ориентиры являются большой, сложной и актуальной проблемой, которой в социологической литературе посвящено много работ. Современную ситуацию в РФ можно определить, как период между старой системой ценностей, которая дает существенные сбои, и новой системой ценностей, которая только зарождается. Это время, когда молодым людям на пороге жизни уже не навязан готовый идеал, а каждому приходится самому определять для себя смысл и направление своей жизни. Молодость – это период проб и ошибок, примеривания социальных ролей, период выбора. Игнорирование в ходе экономических реформ, состояние в котором находится молодежное сознание, и сформировавшихся в нем устойчивых тенденций способно приостановить и даже полностью заблокировать продвижение по пути преобразований и превратить их в нечто отличное от первоначального замысла.
Всестороннее изучение молодого поколения имеют принципиальное значение для корректировки государственной молодежной политики, для создания действенных и эффективных программ, способствующих вхождению этого поколения в социум. Анализу подвергаются молодежные движения, молодежная субкультура, трудовая и общественная активность молодежи, процесс вступления молодежи в самостоятельную трудовую жизнь, изменения в ценностных ориентациях, объединения молодежи в рамках субкультур, социально-психологические особенности молодежной возрастной группы и т.д.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что ценности молодежи – общие представления, разделяемые общей частью молодежи, относительно того, что является желательным, правильным и полезным. Радикальные политико-экономические преобразования влекут за собой изменения ценностно-нормативной базы и общества в целом, и отдельных социальных групп. В первую очередь это касается молодого поколения. В структуре ценностных ориентаций современной молодежи преобладают материальные ценности, желание быстро построить карьеру и накопить капитал, достаточный для безбедной и успешной жизни.
В первой главе курсовой работы были рассмотрены теоретико-методологические подходы к исследованию структуры ценностных ориентаций молодого поколения. В ходе проведенного исследования выделено понятие ценностных ориентаций, определена структура ценностных ориентаций современной молодежи. Далее переходим к анализу ценностных ориентаций молодежи в современной России.
Глава 2. Анализ ценностных ориентаций молодежи в современной России2.1 Исследование опыта экспериментальной работы по изучению ценностных ориентаций молодежиМолодежный потенциал определяют, как комплекс основополагающих способностей, прав, возможностей молодых людей, уровень развития и осуществление, которых снижает или повышает продуктивность жизнедеятельности в социуме. В структуре ценностных ориентаций молодежи выделяют следующие составляющие:
– состояние субъекта жизнедеятельности (демографические параметры и психофизиологические характеристики групп молодежи);
– образ жизни молодежи как форма проявления ее активности в определенных условиях (стилевые параметры поведения и опосредующего его сознания);
– условия жизнедеятельности (уровень жизни).
На основании многочисленных исследований можно сделать вывод о том, что среди интересов молодежи прежде всего выделяют, связанные с развлекательной и досуговой деятельностью. Еще одной отличительной чертой современной молодежи является стремление к здоровому образу жизни, многие проявляют интерес к научно-исследовательской работе, искусству. Данные тенденции говорят о том, что современная молодежь – это не просто потребитель в приведенных выше областях, а еще и создатель чего-то нового и полезного.
Ценностные ориентации молодёжи в социологических исследованиях изучают как систему показателей, которые характеризуют уровень реализации её жизненных стратегий, планов и удовлетворения потребностей, показатели исследований выражают состояние и динамику макро-социальных процессов, а также возрастные, типологические и социально-психологические черты молодёжи, среди которых находится поиск самореализации, и связанные с ней проблемы социализация. Так, в процессе анализа ценностных ориентаций молодёжи социологи выделяют, как субъективный уровень – это степень неудовлетворенности разными составляющими, так и объективный уровень. Субъективный уровень представлен рефлексией того какие жизненные условия и обстоятельства являются значимыми для субъективного благополучия молодёжи.
Далее рассмотрим основные особенности молодежи и представим их схематично на рисунке 1.
Рисунок 1. Основные особенности молодежной аудитории
Текущая оценка респондентов в социологических исследованиях по каждой из данных и прочих сфер позволяет выделить насколько комфортной является социальная среда для каждой молодежной группы, а динамика дает возможность определить изменения в качество жизненном пространстве. Социологи систематически проводят опросы молодёжи, как в общероссийском, так и в локальном масштабе. Например, исследование Всероссийского центра исследования, проведенное за 2019 год посвящено анализу молодежной среды в современной России.
I этап предусматривал анализ литературы по теме исследования: определение объекта, цели, предмета; постановку задач и методов исследования; анализ, обобщение, подбор материала по проблеме культурных ориентаций у молодежи. Для того, чтобы подобрать соответствующий материал была составлена анкета, представленная в приложении 1.
II этап — экспериментальное исследование ценностных ориентаций у молодежи 20-22 лет. Для проведения второго этапа была использована таблица шаблон, которой представлен в приложении 2.
III этап — анализ исследований культурных и ценностных ориентаций молодежи 20-22 лет.
На основании первого этапа исследования основными эмпирическими индикаторами явились:
– ценностные и культурные ориентации;
– факторы достижения успешной жизни;
– материальное положение;
– характеристики стиля жизни;
– отношение к количеству денег и вещей (предпочтение);
– отношение к будущей специальности;
– отношение к работе;
– характеристика общества массового потребления.
На основании второго этапа исследования было определено то, что индивидуальные личностные культурные и ценностные ориентации формируют стойкие убеждения в отношении выбираемого образа жизни и жизненных приоритетов. Результаты исследования личностных культурных и ценностных ориентаций молодежи представлены в таблице 1.
Таблица 1 – индивидуальные культурные и ценностные ориентации студентов
№ п/п Значение: %
1 Здоровье 53
2 Семья, дети 60
3 Деньги, материальные блага, свое дело, бизнес 32
4 Общение с друзьями 30
5 Общение с природой 6
6 Независимость, свобода 25
7 Работа по душе 20
8 Профессионализм 8
9 Реализация способностей 23
10 Красота, прекрасное 8
11 Получение удовольствий 11
12 Творчество 11
13 Престиж, слава, власть 7
14 Материальный успех любой ценой 2
Как видно из таблицы 1, наибольшей важностью среди культурных ценностных ориентаций занимает семья, дети и здоровье. С достаточным отрывом от них находятся деньги, материальные блага, свое дело, бизнес и общение с друзьями, но при этом наименьшее предпочтение отдается материальному успеху любой ценой, престижу, славе и власти. То есть, молодежь, отдавая предпочтение наиболее традиционным ценностям и стремясь к материальному достатку, демонстрируют разборчивость в выборе средств.
Следует отметить то, что установление связи между полом респондента и выбором ценностных ориентаций не принесло неожиданных результатов. У девушек в большей степени доминируют семья, дети (этот признак отметили 72 % всех девушек и 44 % всех юношей) и здоровье, чем у юношей. Они, видимо, чувствуя себя менее защищенными, больше полагаются на реализацию способностей (26 % и 19 % соответственно), профессионализм (9 % и 6 %) и творчество (12 % и 9 %). Юноши, также выбрав в качестве основной доминанты семью, детей и здоровье, из других ценностей более ориентированы на независимость (26 % и 22 %), получение удовольствий (14 % и 9 %), общение с природой (9% и 4%), престиж и материальный успех (2% и 1 %).
Материалы исследования показали, что решающим при выборе специальности явились высокие доходы в будущем, что противоречит ответам на вопрос «испытывали бы Вы потребность в работе, если бы Вы были полностью обеспеченным человеком?» – безотносительно к уровню материальной обеспеченности готовы работать 81 % респондентов. Данное противоречие свидетельствует о том, что студенты не только «хотят иметь», но и «стремятся быть», что говорит об их рациональной направленности. Важными факторами при выборе специальности явились хорошие возможности для дальнейшего профессионального роста, престиж Вуза, творческая и интересная деятельность.
Это говорит том, что материальный фактор не является единственным важным в выборе специальности, а значительное место занимает содержательная часть будущей трудовой деятельности. Об этом свидетельствуют результаты ответов на вопрос о том, что такое хорошая работа. Первые позиции занимают работа с высокой зарплатой и интересная, содержательная работа. Работа в дружном коллективе также представляется важным фактором, а комфортные условия труда выбрали менее пятой части студентов, что подтверждает тезис о готовности преодолевать сложности (признаки рациональной модели поведения).
При исследовании выбора будущей профессии внутри групп юношей и девушек выяснилось, что в целом описанная тенденция сохраняется для обеих групп. Для девушек более весомыми аргументами оказались высокие доходы в будущем (47 % этой группы считают этот фактор важным и 39 % – юноши), творческая и интересная деятельность (почти 30 % – девушки и 20 % – юноши) и престиж Вуза (40 % и 26 % соответственно). Такая тенденция говорит о более четком понимании юношей характера той работы, которую они выбрали и, наоборот, для девушек оказались значимыми внешние, символические признаки будущей профессии. Не случайно девушки в большей степени, чем юноши, считают хорошей работой работу с высокой зарплатой (65 % группы девушек и 61 % – юношей).
Решающими факторами для достижения успешной жизни для современной молодежи являются целеустремленность и связи и знакомства, что иллюстрирует сохранение ценностных ориентаций эпохи социализма (таблица 2).
Таблица 2 — Оценка факторов достижения успешной жизни
№ п/п Значение: %
1 деньги 33
2 связи, знакомства 42
3 хорошее образование 36
4 трудолюбие, работоспособность 24
5 удача 19
6 способности 18
7 сильная воля 20
8 предприимчивость 17
9 контакты в криминальном мире 3
10 наличие властного ресурса 4
11 целеустремленность 43
12 организованность 10
Таким образом, немаловажное значение имеют хорошее образование, деньги и трудолюбие, работоспособность. Выбор этих факторов в качестве ведущих может говорить о преобладании среди исследуемой молодежи рационального стиля мышления. На последнем месте находятся наличие властного ресурса и контакты в криминальном мире, что еще раз подтверждает разборчивость студентов в средствах достижения успеха.
У девушек в большей степени выделяются такие факторы, как целеустремленность (51 % девушек отметили этот признак как важный и 31 % – юноши), хорошее образование (44 % и 24 %), связи и знакомства (46 % и 38 %) и способности (21 % и 14 %). Юноши для достижения успеха в жизни в большей степени, чем девушки, сориентированы на удачу (21 % юношей отметили этот фактор как важный и 18 % – девушки), организованность (12 % и 9 %) и наличие властного ресурса (5 % и 3 %).
На основании рассмотренного исследования можно сделать вывод о том, что ради дела подавляющее большинство современной молодежи готово жертвовать личным временем и нацелено на активную деятельность. При наличии возможности не работали бы почти треть респондентов. То есть, можно говорить о том, что стремление к деятельной активности является новой чертой поведения молодежи Большая их часть при построении планов на будущее рассчитывает на свои силы, а не случайное стечение обстоятельств, не живет сегодняшним днем, а стараются удовлетворить все свои потребности и реализовать все интересы, чтобы именно сегодня насладиться жизнью в полной мере – что также является новой чертой в поведении современных студентов. Веселая, насыщенная и разнообразная жизнь для большинства студентов является традиционной. Этот набор признаков стиля жизни наиболее характерен для рациональной, прагматичной модели потребительского поведения и свидетельствует о ее преобладании в студенческой среде.
Современная молодежь, как и все общество, находится на стадии формирования нового типа культуры потребления. Основными его чертами являются многоаспектность, противоречивость и неустойчивость. Стереотипы поведения, основанные на прежних ценностных ориентациях и установках, меняются значительно медленнее происходящих реформ. В результате становления рыночных отношений появились новые модели поведения. Главной доминантой выступает рациональный, разумный подход к окружающему вещному миру и духовным ценностям. Необходимо отметить, что ядром этого подхода служит опора на традиционные духовные ценности и жизненные установки. Нормы и правила социалистической эпохи уже не почти оказывают влияния на студенчество и проявляются более опосредованно, через усвоение опыта старших поколений. В то же время наблюдается и постепенный отказ от западных ценностей, имевших сильное влияние в конце XX века, хотя о серьезном снижении влияния последних говорить еще рано.
Современная молодежь становится более практичным, прагматичным, демонстрирует рациональный стиль мышления и поведения, но неправомерно рассматривать его как гомогенную группу, поскольку уровень дифференциации (не только социально-экономической, но и социокультурной) все более увеличивается. При общем векторе рационализации необходимо отметить наличие других ценностных ориентаций.
В целом, как отмечают социологи молодёжь обеспокоена теми же проблемами, что и все граждане, и при этом уровень удовлетворённости разными сторонами жизни высока относительно других возрастных групп. Наибольшее число молодых людей удовлетворено своей жизнью, поэтому разброс мнений у респондентов из различных возрастных и образовательных групп невелик и немного выходит за границы статистически допустимых, что указывает на воздействие общих коллективных представлений и практически не выделяет молодежь из разных регионов. Перечень личностного общения и взаимоотношений в семье, также оценивается молодёжью позитивно. Отношения между поколениями, в частности с родителями, молодые люди выделяют, как хорошие, которые соответствуют тому, как они себе сами представляют этот норматив. При этом показания родителей отличаются от мнения молодёжи в худшую сторону.
Таким образом, мы видим, что качество жизни молодёжи определяет ценностные ориентации молодежи, которые также находятся в зависимости от уровня жизни региона, территории проживания, социальной и природной среды, трудового рынка, образа жизни, молодежной государственной политики.
2.2 Возможности благоприятного развития ценностных ориентаций молодежи при помощи современных технологийНа формирования ценностных ориентаций современной молодежи оказывает воздействие огромное количество факторов. На основании проанализированных источников можно выделить следующие уровни развития ценностных ориентаций молодежи:
1.Социальный уровень. В этом направлении средства массовой информации воздействует на молодежь с помощью пропаганды здорового образа жизни, образования, общественных объединений, культуры и досуга, с помощью работы учреждений здравоохранения в информационно-просветительской сфере.
2.Инфраструктурный уровень. В этом направлении СМИ воздействует на молодое поколение с помощью создания клубов культуры и досуга, спортивных секций и учреждений.
3.Личностный уровень. На этом уровне средства массовой информации формируют ценностную ориентацию молодого поколения, правильное поведение и видение.
Таким образом, благоприятного развития ценностных ориентаций молодежи при помощи современных технологий предлагается достигнуть при помощи создания конкретного проекта. Цель предлагаемого проекта: формирование ценностных ориентаций молодежи в направлении здорового образа жизни и положительных образцов гражданского поведения.
Для осуществления данного проекта рекомендуется ежедневная публикация социальной рекламы. В рекламных роликах предлагается использовать блогеров, которые ведут блоги о здоровом образе жизни, профилактике асоциального поведения, саморазвитии и т.д. С примером подобного канала на ю-туб и публикацией в инстаграм можно ознакомиться в Приложении 3. Также, рекомендовано сотрудничать с российскими антинаркотическими организациями для приглашения молодежи на различные онлайн лекции, которые они проводят. С примером подобной онлайн лекции можно ознакомиться в Приложении 4.
Прогнозируется, что предложенный проект будет способствовать формированию благоприятных ценностных ориентаций молодежи за счет интересного контента, познавательного материала и интересных приёмов социальной рекламы, публикуемые в популярных Интернет-ресурсах.
Задачи рекламной кампании:
- создание каналов распространения социальной рекламы по привлечению молодежи к здоровому образу жизни в социальных сетях (открытых групп «Workouts Life» в «ВКонтакте», «Workouts Life» в Инстаграм, «Workouts Life» на Ю-Туб);
- привлечение подростков к позитивному общению в социальных сетях, способствующему развитию коммуникабельности, формированию гражданского самосознания;
-формирование у подростков позитивных поведенческих установок, пропаганда здорового образа жизни, толерантности, содействие их развитию и личностному росту;
-помощь обучающимся в приобретение друзей среди сверстников;
-создание благоприятных условий для отслеживания интересов, намерений, окружения подростков «группы риска» и предотвращения асоциальных поступков;
-расширение социальной открытости образовательной организации для социума.
Целевая аудитория проекта: молодежь в возрасте от 16 до 35 лет.
В выбранных социальных сетях будут дублироваться следующие темы, направленные на формирование здорового образа жизни у молодежи и профилактику асоциального поведения (данный список будет постоянно пополняться):
- здоровое питание (БЖУ; меню и рецепты);
- секреты стройности (калькулятор калорий; БЖУ; меню и рецепты);
- программы ежедневных физических упражнений с различной направленностью (похудение; набор мышечной массы, простая ежедневная зарядка);
- психология взаимоотношений;
- планирование личного времени;
- организация досуга, хобби;
- саморазвитие, личностный рост;
- самореализация (тесты по профессиональному самоопределению, планирование карьеры и пр.);
- возможности дополнительного дохода для молодежи;
- профилактика асоциального поведения на конкретных примерах;
- размещение видеороликов и контента с рассмотренными ранее видами социальной рекламы, направленной на профилактику асоциального поведения современной молодежи.
Группа ВКонтакте предлагает следующие основные возможности:
- Создание обсуждений. В зависимости от правил, установленных в группе, новые темы могут предлагать участники или администратор.
- Добавление фото, аудио и видео. Подобные материалы должны соответствовать тематике группы (или не должны, если позволит администратор).
- Сообщения на «стене». Активные дискуссии развиваются не только в обсуждениях. Поводом может стать чья-то запись, картинка или видео.
- Также в группе можно публиковать ссылки на другие ресурсы, выделять планируемые мероприятия.
Для продвижения группы ВКонтакте могут быть выбраны следующие направления:
1. Таргетированные объявления. Этот вид рекламы представляет собой небольшие баннеры, размещенные на страницах социальной сети. Объявления предлагаются лишь той группе пользователей, которую определяет рекламодатель.
2. Записи в социумах. ВКонтакте предлагает рекламодателям размещать свои объявления в подходящих по теме группах.
3. Взаимодействие через приложения. ВКонтакте располагает огромным количеством игр и тестов. В рамках этих приложений можно разместить предложение перейти по ссылке на внешний ресурс.
4. Оптимизация и монетизация трафика.
5. Подписка на свою целевую аудиторию.
6. Регулярная публикация постов (тематические фото + полезный для выбранной целевой аудитории контент) с Хештегом – поможет найти по поисковому запросу конкретную информацию. Например, #молодежь, #ЗОЖ, #рецепты правильного питания.
7. Размещение видеороликов, онлайн лекций и контента с рекламой, направленной на профилактику асоциального поведения современной молодежи.
С примером подобной группы можно ознакомиться в Приложении 5.
Самыми популярными тематиками в Инстаграм являются красота, мода, одежда, спорт, еда, путешествия. На сегодняшний день Инстаграм является одной из самых мощных площадок для продвижения бизнеса, бренда, личности или создания тематического социума.
Создание аккаунта в Инстаграм проходит следующие этапы:
- публикуем аватарку (понятную и красивую);
- добавляем красивый адрес (схожий с названием организации);
- подбираем понятное название (добавляем тематические слова);
- придумываем описание (используем ключевые слова);
- вставляем ссылку на свой ресурс (продающая или главная страница);
- связываем аккаунты Инстаграм со страницей (пабликом) в Facebook — откроется доступ к статистике.
Для продвижения группы в Инстаграм могут быть выбраны следующие направления:
1. Таргетированные объявления.
2. Регулярная публикация постов с хэштегами (можно дублировать из ВКонтакте).
3. Регулярная публикация сторис (тематические короткие видео: можно записывать тренировки, рецепты блюд и т.д.).
4. Проведение прямых эфиров (минимум три раза в неделю) для выбранной целевой аудитории.
5. Оптимизация и монетизация трафика.
6. Подписка на свою целевую аудиторию.
С примером аккаунта в Инстаграм со схожей тематикой можно ознакомиться в Приложении 6.
Ю-Туб – это самый популярный на сегодня видеохостинг. При помощи видео на ю-туб можно передавать выбранной целевой аудитории наглядные и интересные видео (на приведенные выше темы), что поможет привлечь большое количество целевых зрителей и передать им желаемую информацию. Для раскрутки канала Ю-Туб следует придерживаться следующих правил:
1. Необходимо создавать видеоролики с социальной рекламой, которые будут интересны молодежной целевой аудитории.
2. В видеороликах с социальной рекламой должна передаваться только достоверная информация.
3. Чем видео полезнее, тем больше подписчиков придёт с него на канал YouTube. Поэтому качественный контент – это всегда залог успеха.
4. Призыв к действию должен быть в каждом ролике с социальной рекламой, опубликованной на Ютубе.
5. Оформление канала очень важно. Так как иконка канала и баннер — это первое, что видит зритель при знакомстве с каналом.
6. Видео с тихой музыкой на заднем плане намного приятнее смотреть, чем видео без неё. Особенно, если делаются какие-либо подкасты, снимается видео с экрана, что-то объясняется, обязательно необходимо использовать соответствующее звуковое сопровождение.
7. Очень важно сообщить подписчикам, в какие дни недели будет выпущено видео. Как показывает практика, наилучший эффект даёт публикация трех видео с социальной рекламой в неделю.
С примером канала с необходимой тематикой можно ознакомиться в Приложении 5. На данном канале регулярно размещаются рекламные ролики и презентации, посвященные здоровому образу жизни, гуманному поведению в обществе, саморазвитию и отказу от вредных привычек.
Медиаплан проекта по формированию благоприятных ценностных ориентаций молодежи при помощи современных технологий представлен в табл. 3 (составлен на неделю, т.к. каждую неделю его необходимо корректировать).
Таблица 3 – Медиаплан проекта по формированию благоприятных ценностных ориентаций молодежи при помощи современных технологий
№ п/п Задачи Дни недели
Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Воскресенье
1 2 3 4 5 6 7 8 9
1 Публикация постов ВКонтакте 2 Онлайн лекция по профилактике асоциального поведения ВК 3 Публикация постов в Инстаграм Продолжение таблицы 3
1 2 3 4 5 6 7 8 9
4 Запись сторис в инстаграм 5 Запись и публикация видео на Ю-Туб (дублируем их в Инстаграм и ВКонтакте) 6 Онлайн лекция по профилактике асоциального поведения на Ю-Туб 5 Проведение прямых эфиров в Инстаграме 6 Подписка на выбранную целевую аудиторию ВКонтакте, приглашение ее в группу 7 Подписка на выбранную целевую аудиторию Инстаграме Таким образом, публикация постов ВКонтакте и публикация постов в Инстаграм необходимо проводить ежедневно, меняя темы и рекламные плакаты с социальной рекламой (в соответствии с темами, что мы обозначили выше). Очень важно отметить, что фото с социальной рекламой должны быть качественными и привлекать внимание выбранной аудитории.
Запись сторис в Инстаграм также необходимо делать ежедневно. Видеоролики с социальной рекламой на Ю-Туб записываем и публикуем (в понедельник, среду и пятницу), в смежные дни (вторник, четверг, субботу) проводим прямые эфиры в Инстаграм.
Подписку на выбранную целевую аудиторию ВКонтакте и приглашение ее в группу необходимо делать ежедневно. Подписку на выбранную целевую аудиторию Инстаграме, также нужно проводить ежедневно. Также, в выходные дни запланировано проведение онлайн лекций по профилактике асоциального поведения ВКонтакте и на Ю-туб. В инстаграме для этого проводятся прямые эфиры.
Таким образом, благоприятного развития ценностных ориентаций молодежи при помощи современных технологий предложено достигнуть при помощи создания конкретного проекта. Цель предлагаемого проекта: формирование ценностных ориентаций молодежи в направлении здорового образа жизни и положительных образцов гражданского поведения.
В итоге, предложенный проект включил следующие каналы:
- создание открытой группы «Workouts Life» в «ВКонтакте»;
- создание открытой группы «Workouts Life» в Инстаграм;
- создание канала «Workouts Life» на Ю-Туб.
Все эти каналы должны стать платформами для размещения различных видов социальной рекламы: социальных плакатов, видеороликов, рекламных постов.
Таким образом, во второй главе курсовой работы проведен анализ ценностных ориентаций молодежи в современной России; проведено исследование опыта экспериментальной работы по изучению ценностных ориентаций молодежи и определены возможности благоприятного развития ценностных ориентаций молодежи при помощи современных технологий. Далее переходим к формулированию итоговых выводов.
ЗаключениеВ курсовой работе рассмотрена структура ценностей и ее особенности среди российской молодежи. В первой главе курсовой работы были рассмотрены теоретико-методологические подходы к исследованию структуры ценностных ориентаций молодого поколения. В ходе проведенного исследования выделено понятие ценностных ориентаций, определена структура ценностных ориентаций современной молодежи.
В соответствии с поставленными задачами установлено, что ценностные ориентации представляют отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. Ценностные ориентации определяют формирование молодежного потенциала, включающий образование, квалификацию, официальный статус, показатели здоровья и прочее и с точки зрения его применения в разнообразных областях.
Ценности молодежи – это общие представления, разделяемые общей частью молодежи, относительно того, что является желательным, правильным и полезным. Радикальные политико-экономические преобразования влекут за собой изменения ценностно-нормативной базы и общества в целом, и отдельных социальных групп. В первую очередь это касается молодого поколения. В структуре ценностных ориентаций современной молодежи преобладают материальные ценности, желание быстро построить карьеру и накопить капитал, достаточный для безбедной и успешной жизни.
Во второй главе курсовой работы проведен анализ ценностных ориентаций молодежи в современной России; проведено исследование опыта экспериментальной работы по изучению ценностных ориентаций молодежи и определены возможности благоприятного развития ценностных ориентаций молодежи при помощи современных технологий.
Итоги проведенного анализа продемонстрировали, что качество жизни молодёжи определяет ценностные ориентации молодежи, которые также находятся в зависимости от уровня жизни региона, территории проживания, социальной и природной среды, трудового рынка, образа жизни, молодежной государственной политики.
Благоприятного развития ценностных ориентаций молодежи при помощи современных технологий предложено достигнуть при помощи создания конкретного проекта. Цель предлагаемого проекта: формирование ценностных ориентаций молодежи в направлении здорового образа жизни и положительных образцов гражданского поведения.
В итоге, предложенный проект включил следующие каналы:
- создание открытой группы «Workouts Life» в «ВКонтакте»;
- создание открытой группы «Workouts Life» в Инстаграм;
- создание канала «Workouts Life» на Ю-Туб.
Все эти каналы должны стать платформами для размещения различных видов социальной рекламы: социальных плакатов, видеороликов, рекламных постов.
Анализ эффективности, предложенного проекта может включать следующие итоги:
- формирование основ здорового образа жизни российской молодежи;
- улучшение межличностных взаимоотношений в молодёжной среде;
- помощь молодежи в саморазвитии и самореализации;
- помощь молодежи в организация досуга и выборе хобби;
- помощь в поиске дополнительного дохода для молодежи, соответственно улучшение социального статуса данной категории;
- снижение случаев асоциального поведения за счет интересной организации досуга и личностном развитии;
- профилактика асоциального поведения молодежи за счет интересного контента, познавательного материала и интересных приёмов социальной рекламы, публикуемые в популярных Интернет-ресурсах.
Следовательно, прогнозируется, что предложенный проект, направленный на благоприятное развитие ценностных ориентаций молодежи при помощи современных технологий будет иметь положительные социальные итоги, которые будут выражаться в улучшении здоровья нации, снижении преступности, поднятии уровня саморазвития и самореализации подрастающего поколения.
Список использованных источниковАктивный отдых: группа Вконтакте [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/lonp_ru
Алимпиева А.В. Охрана репродуктивного здоровья молодежи: возможные подходы к решению социальной проблемы / А.В. Алимпиева // eLIBRARY. – № 35. – 2018 г. – С.14
Аналитический центр Step by Step [Электронный ресурс]: URL: http://www.step-by-step.ru/analytics
Андреева О. А. Уровень и качество жизни: содержание понятий и их составляющие / О.А. Андреева // eLIBRARY. – № 4. – 2012 г. – С.68-77
Бурилкина С.А. Влияние соцальной работы на социальное благополучие общества [Электронный ресурс]. URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/32372/1/klo_2015_221.pdf
Волкова А.Н. Молодежь как социальный субъект и целевая аудитория [Электронный ресурс]. URL: https://hf-guap.ru/wp-content/uploads/Volkova_PR_Job.pdf
Галкина Е.П. Трансформация института семьи В условиях современных модернизационных процессов / Е.П. Галкина // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». – № 3. – 2015 г. – С.193-200
Глебова М.А. Обзор зарубежных методик исследования качества жизни населения / М.А. Глебова // eLIBRARY. – № 7. – 2019 г. – С.18-19
Голод. С.А. Современная семья: плюрализм моделей / С.А. Голод // eLIBRARY. – № 3. – 1996 г. – С.99
Громцева Н.В. Бедные семьи как социальный феномен / Н.В. Громцева // eLIBRARY. – № 10. – 2012 г. – С.46-53
Данилина Л.Е. Анализ подходов к измерению качества жизни / Л.Е. Данилина // eLIBRARY. – № 4. – 2015 г. – С.107-114
Дмитриева Н.В. Охрана репродуктивного здоровья молодежи: возможные подходы к решению социальной проблемы / Н.В. Дмитриева, Л.В. Левина // Сибирский педагогический журнал. – № 9. – 2012 г. – С.65-66
Зеленина Е.В. Социальные и культурные ценностные ориентации молодежной печати / Е.В. Зеленина, Порецкая Т.Ю. // eLIBRARY. – № 4. – 2018 г. – С.180
Злобина Г.Ю. Качество жизни: структурные составляющие и перспективные направления развития / Г.Ю. Злобина. - М.: Социум, 2016 г. – С.75
ЗОЖ: акаунт в Инстаграм [Электронный ресурс]. URL: http://www.likar.info/coolhealth/article-79251-10-instagram-akkauntov-o-zdorovom-obraze-zhizni/
Калинина Г. В. Качество жизни как феномен социального развития / Г.В. Калинина // eLIBRARY. – № 7. – 2006 г. – С.67
Канал на Ю-Туб о здоровом образе жизни [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/channel/UCDGEgc-UUgiaib0vStPnujw/playlists
Карданова И. В. К вопросу об определении понятия «многодетная семья» в праве социального обеспечения / И.В. Карданова // eLIBRARY. – № 10. – 2017 г. – С.70
Леонтьев Д. А. Качество жизни и благополучие: объективные, субъективные и субъектные аспекты / А.Д. Леонтьев // eLIBRARY. – № 6. – 2020 г. – С.86-88
Мироедов А.А. Качество жизни в статистических показателях социально-экономического развития / А.А. Мироедов. - М.: Вопросы статистики, 2016 г. – С.93
Муслумова Р. Онлайн-лекция по профилактике асоциального поведения молодежи. Лекция. [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=P4cHW-LRVm0
Общее дело: пример канала ю-туб по профилактике асоциального поведения молодежи [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/ (дата обращения 03.05.2019)
Официальный сайт ВЦИОМ (Всероссийский центр исследования общественного мнения). [Электронный ресурс]. URL: http://wciom.ru
Потапенко А.В. Анализ показателей уровня и качества жизни в России в 2011–2018 гг. // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. - 2020. - № 2 (74). - С. 71
Пример блогера в инстаграм, ведущего блог по профилактике асоциального поведения молодежи [электронный ресурс]. URL: https://www.instagram.com/dr.baryshev/
Россошанский А.И. Современное состояние и развитие теории и методологии исследования качества жизни населения / А.И. Россошанский, Е.А. Чекмарева // Проблемы развития территории. – № 81. – 2016 г. – С.145-159
Рыбак Н.В. Молодая семья в современном обществе [Электронный ресурс]. Режим доступа: file:///D:/Пдф/3271.pdf
Саксельцева Л.Я., Тарский Ю.И. Качество жизни молодежи: социологическое измерение / Л.Я. Саксельцева, Ю.И. Тарский // Сибирский педагогический журнал. – № 5. – 2015 г. – С.70
Селезнева А.В. Ценностные основания гражданского самосознания российской молодежи / А.В. Селезнева // eLIBRARY. – № 58. – 2020 г. – С.227
Статистика уровня жизни и потребления населения [Электронный ресурс]. URL: https://economy-web.org/?p=564
Стегний В.Н. Удовлетворенность молодежи различными сторонами городской жизни / В.Н. Стегний // eLIBRARY. – № 3. – 2016 г. – С.98-108
Федеральная служба государственной статистики: официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: http://rg.ru/org/pravitelstvo/statistika/index.html (дата обращения 11.03.2019)
Шабалин Н. Психологические основы долголетия [Электронный ресурс]. URL: http://news.wekzdorov.ru/index.php/78-osnovnaya/202-psikhologicheskie-osnovy-dolgoletiyaШайхетдинов М. А. Молодежь как субъект правовых отношений // Молодой ученый. — 2017. — №41. — С. 129-131. — URL https://moluch.ru/archive/175/45985/
Приложение 1АНКЕТА:
Приложение 2Ценностные ориентации при выборе работы
Приложение 3Пример канала ю-туб «Общее дело» профилактике асоциального поведения молодежи
Пример блогера в инстаграм, ведущего блог по профилактике асоциального поведения молодежи
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Пример онлайн лекции по профилактике асоциального поведения молодежи е. Лекция Р. Муслумова
Приложение 5Пример группы в контакте с тематикой о здоровом образе жизни
Пример акаунта в Инстаграм с тематикой о здоровом образе жизни
Приложение 6Пример канала на Ю-Туб с тематикой о здоровом образе жизни
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Составить рисковый проект (проектирование объекта по управлению рисками)
Контрольная, Проектный менеджмент
Срок сдачи к 8 дек.
Написать реферат по теме: «Государство всеобщего благоденствия»: концепция К. Мюрдаля.
Реферат, Политические и правовые учения
Срок сдачи к 8 дек.
Административно-правовое регулирования в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних
Диплом, Юриспруденция
Срок сдачи к 5 дек.
Конституционные основы статуса иностранцев и лиц без гражданства в России.
Курсовая, Конституционное право
Срок сдачи к 12 дек.
Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении.
Реферат, Физическая культура
Срок сдачи к 6 дек.
Тенденции развития института участия прокурора в арбитражном судопроизводстве.
Курсовая, Прокурорский надзор
Срок сдачи к 15 дек.
Описание задания в файле, необходимо выполнить 6 вариант
Курсовая, Схемотехника
Срок сдачи к 20 янв.
Аристотель, 15 страниц, не менее 5 источников и ссылки указывающие на...
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Нужен реферат на 10 листов
Реферат, Математическое Моделирование Водных Экосистем
Срок сдачи к 11 дек.
Финансовый анализ компании Wildberries - участие компании на рынке ценных бумаг и использование компанией деривативов и валюты в рамках своей деятельности
Доклад, Финансы
Срок сдачи к 11 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!