это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3551045
Ознакомительный фрагмент работы:
Административно-правовой статус граждан Российской Федерации
устанавливается, прежде всего, Конституцией РФ, актами органов
представительной (законодательной) власти. Но в формировании и, особенно
в реализации составляющих данный статус прав и обязанностей значительна
также роль органов исполнительной власти и местного самоуправления. В
пределах предоставленной компетенции они:
а) издают правовые акты, влияющие на содержание статуса граждан,
влекущие приобретение ими прав и обязанностей в той или иной сфере
(например, реализация права на образование предполагает издание акта о
зачислении в учебное заведение);
б) организуют исполнение законов, имеющих непосредственное
отношение к административно-правовому положению граждан;
в) помогают, содействуют гражданам в реализации их конкретных
субъективных прав, например, в вопросах социальной защиты;
г) осуществляют охрану прав и свобод граждан. Во многих случаях
актами органов исполнительной власти и местного самоуправления
конкретизируются права и обязанности, установленные в общем виде
конституциями, отдельными законодательными актами.
Органы исполнительной власти в пределах своей компетенции
непосредственно, в качестве первичных, устанавливают права и обязанности
граждан, в том числе административно-правового характера.
Например, они предусмотрены Правилами дорожного движения РФ,
утвержденными Правительством РФ.
Нормы административного права, определяющие административно-
правовой статус граждан, регулируют, в частности, порядок решения
органами исполнительной власти и местного самоуправления многих
индивидуальных дел, устанавливают отдельные гарантии их прав и
обязанностей.
Административно-правовой статус граждан Российской Федерации в
своей основе является одинаковым, получающим, однако, свою
конкретизацию применительно к их отдельным группам, отражающую
различия в объеме их прав и обязанностей, обусловленные возрастом,
состоянием здоровья, фактической реализацией их субъективных прав и
другими факторами. Чаще всего эти различия предусматриваются текущим
законодательством и подзаконными нормативными правовыми актами,
иногда отражающими наступление фактических обстоятельств.
С учетом этого в специальной литературе по административному праву
выделяют различные виды административно-правового положения граждан
РФ. Представляется более соответствующим логике действующего
законодательства выделение общего, специального, индивидуального
административно-правового положения граждан РФ.
Общее — равное для всех граждан РФ, специальное — характерное для
определенных групп граждан РФ, наделенных дополнительно специальными
правами и обязанностями (пенсионеры, инвалиды, студенты
государственных вузов и т.д.), индивидуальное — присущее лишь данному
конкретному гражданину, персонально наделенному теми или иными
правами в данном конкретном случае, административно-правовое
положение.
Разумеется, что специальное и индивидуальное правовое положение
гражданина могут совмещаться с общим, а индивидуальное может также
дополнять и специальное правовое положение. Специальное и
индивидуальное правовое положение приобретается нередко на основании
специальных правовых норм и в порядке реализации субъективного права
или обязанности (в случае оформления выхода на пенсию и т. д.), на
основании иных юридических факторов.
Структура административно-правового положения гражданина
РФ включает: а) его административную правосубъектность; б) систему его
прав, свобод и обязанностей, предусмотренных нормами административного
права; в) их политические и социально-экономические гарантии; г)
организационно-правовые гарантии прав и свобод граждан РФ, а также
исполнение ими возложенных на них нормами административного права
обязанностей.
Административно-правовое положение граждан определяется, прежде
всего, объемом и характером их административной
правосубъектности, которую образуют административная правоспособность
и дееспособность.
Под административной правоспособностью гражданина понимается
признаваемая за ним законом возможность быть субъектом
административного права, иметь права и обязанности административно-
правового характера. Она возникает с момента рождения гражданина и
прекращается с его смертью. Объем и содержание названной
правоспособности устанавливаются и изменяются при помощи норм
административного права. В основных чертах они закреплены в Конституции
РФ. В соответствии с Конституцией РФ изданы многочисленные
федеральные акты, а также акты субъектов РФ, регламентирующие те или
иные стороны административно-правового положения граждан в целом и в
отдельных сферах общества. Так, права и обязанности граждан в области
защиты Отечества детализируются в Федеральном законе от 28 марта 1998 г.
«О воинской обязанности и военной службе».
Административная правоспособность может быть реализована в
сфере взаимодействия:
а) с системой исполнительной власти;
б) с системой местного самоуправления;
в) с государственными предприятиями, учреждениями и организациями;
г) с негосударственными предприятиями, учреждениями, организациями
и их представителями, правда, в достаточно ограниченных случаях.
Например, при участии в осуществлении общественного контроля.
Административная дееспособность гражданина — признанная за
ним способность своими личными действиями: а) приобретать права и
обязанности административно-правового характера; б) осуществлять
их. Такая дееспособность включает также способность гражданина лично
нести ответственность за совершенные правонарушения в соответствии с
действующими правовыми актами. Момент возникновения
административной дееспособности гражданина единообразно и четко не
определен законодательством. В полном объеме она возникает по
достижении гражданином 18-летнего возраста.
Согласно Конституции РФ гражданин может самостоятельно
осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет (ст.
60). Однако момент возникновения административной дееспособности
остается неопределенным. В различных сферах частичная дееспособность
может возникать до достижения 18-летнего возраста. Так, субъектами
административных правонарушений признаются лица, достигшие 16 лет;
определенные меры дисциплинарного воздействия, вплоть до исключения из
школы, могут применяться к учащимся образовательных учреждений,
возраст которых не уточняется.
Правовая система Российской Федерации состоит из законодательных,
нормативных и иных актов, охраняющих права и интересы граждан страны, в
том числе и граждан пожилого возраста.
Социальную защиту пожилых людей в России регулируют правовые
документы, которые можно условно разделить на три группы норм:
– нормы, закрепляющие права всех граждан независимо от возраста, в
том числе особо значимые для пожилых людей.
К ним относятся нормы, прописанные во многих законодательных актах:
Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской
Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Трудовой кодекс
Российской Федерации, Основы законодательства Российской Федерации об
охране здоровья граждан, федеральные законы «Об основах федеральной
жилищной политики», «Об основах социального обслуживания населения в
Российской Федерации», «О государственной социальной помощи», «О
погребении и похоронном деле», «О вынужденных переселенцах», «О
беженцах», «О благотворительной деятельности и благотворительных
организациях», «Об общественных объединениях» и др.
– нормы, непосредственно касающиеся прав пожилых людей и
соответствующих этим правам обязанностей государства, негосударственных
структур и семьи.
К этой группе относятся, прежде всего, «пенсионное законодательство и
Федеральный закон N 442 «Об основах социального обслуживания граждан в
Российской Федерации" от 28 декабря 2013 г. принят на смену с 1 января
2015 г. двух законодательных актов - Федеральных законов от 10 декабря
1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в
Российской Федерации" и от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ "О социальном
обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов".
– нормы, регулирующие положение особых категорий пожилых людей:
ветераны, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда,
репрессированные и впоследствии реабилитированные граждане и др.
Наиболее значимыми в данной группе являются федеральные законы «О
ветеранах» и «О реабилитации жертв политических репрессий».
– основные международные документы: Всеобщая декларация прав
человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года;
Принципы ООН в отношении пожилых людей «Сделать полнокровной жизнь
лиц преклонного возраста», принятые Генеральной Ассамблеей ООН в 1991
году; Декларация по проблемам старения, принятая Генеральной Ассамблеей
ООН в 1992 году.
Социальная защита людей в Российской Федерации реализуется на
государственном (федеральном) уровне и региональном (местном) уровне. В
последние годы появились различные негосударственные общественные
структуры; осуществляет координацию и согласованность действий
государственных и общественных организаций Координационный комитет,
созданный на основе Указа Президента РФ от 5 августа 1991 года, затем был
организован департамент по делам пожилых в Министерстве труда и
социальной защиты.
С принятием Конвенции развития социального обслуживания населения
в РФ 4 августа 1993 года произошел переход к системе социальной защиты,
принятой в европейских странах. Устранению причин снижения уровня
благосостояния пожилых граждан и оказанию индивидуальной помощи
должны были содействовать мероприятия социального обслуживания через
систему различных служб.
Основные формы их деятельности: материальная помощь, помощь на
дому, обслуживание в условиях стационара, предоставление временного
приюта, консультативная помощь, социальный патронаж, социальная
реабилитация и адаптация, социальная помощь.
Таким образом, нормативно-правовая база, закрепляющая права, статус
и положение пожилых россиян достаточно большая. Применительно к лицам
пожилого возраста в Российской Федерации охраняется здоровье,
устанавливаются государственные пенсии и пособия, обеспечиваются
государственная поддержка пожилых граждан через систему социальных
служб и иные гарантии социальной защиты. Она представлена
законодательством, как общего характера, так и специального.
Главным законом страны является Конституция Российской Федерации.
В ней содержатся нормы, закрепляющие права всех граждан независимо от
возраста, а также нормы особо, касающиеся пожилых людей. К ним
относятся ст. 7 КРФ, устанавливающая, что в Российской Федерации
обеспечивается государственная поддержка пожилых граждан, в том числе
через систему социальных служб, установление государственных пенсий,
пособий и другие гарантии социальной защиты. Особое значение для
положения пожилых людей имеет конституционные нормы о праве на
жилище, частной собственности и праве на получение квалифицированной
юридической помощи. Однако, в Конституции РФ отсутствует норма о
приоритетной защите прав пожилых людей.
В первой группе относятся нормы, закрепленные во многих
законодательных актах (Гражданский кодекс, Семейный кодекс, Основы
законодательства об охране здоровья граждан и др.). Ко второй группе норм
можно отнести законы «О государственных пенсиях в Российской
Федерации», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и
инвалидов». К третьей группе относятся, например, Закон «О ветеранах», «О
реабилитации жертв политических репрессий», «О социальной защите
инвалидов».
Если остановиться на каждой из этих групп, следует особо выделить
наиболее значимые моменты. Применительно к проблеме реализации
представителями старшего поколения своих имущественных прав и их
защиты особый интерес представляют нормы, касающиеся обязательств,
вытекающих из договоров о постоянной и пожизненной ренте, пожизненном
содержании с иждивением, доверительном управлении имуществом; нормы,
касающиеся использования патронажа над дееспособными гражданами.
В семейном законодательстве имеется ряд норм, регулирующих
положение пожилых людей в семье, их взаимоотношения с детьми, внуками.
По мнению В.М. Васильчикова, семейное законодательство должно также
урегулировать вопрос о защите пожилых людей от насилия в семье. Пока
никаких специальных норм на этот счет нет. Внимание к этой проблеме
возникает только тогда, когда насилие приобретает характер уголовно
наказуемого деяния.
В жилищном законодательстве в отношении пожилых нет норм,
обеспечивающих реализацию их конституционного права на жилище и
особую защиту от посягательств в этой сфере. Случаев же махинаций с
жильем, жертвами которых были именно пожилые люди, очень много.
Существующие нормы в основном касаются отдельных категорий пожилых
людей: ветеранов, инвалидов, реабилитированных лиц, Героев Советского
Союза, Российской Федерации и Социалистического Труда (касающиеся
преимущественно льгот по оплате жилья и коммунальных услуг).
В Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан впервые
было выделено определение прав не только граждан в целом, но и отдельных
групп населения в области охраны здоровья. Одна из таких групп- граждане
пожилого возраста. За ними закреплено право на медико-социальную
помощь на дому и в учреждениях здравоохранения, на лекарственное
обеспечение, в том числе и на льготных условиях. Основы не детализируют
порядок и условия получения льгот по оказанию медицинской помощи
социальным группам, входящим в категорию «граждане пожилого возраста»
(одинокие, престарелые, инвалиды, ветераны, малоимущие пенсионеры и
т.д.). Урегулирован порядок оказания медицинской помощи ветеранам
(Закон «О ветеранах»).Вопросы охраны здоровья пожилых затронуты также в
законах «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и
инвалидов», «Об основах социального обслуживания населения», «О
социальной защите инвалидов», «О лекарственных средствах».
В сферах пенсионного обеспечения и частично социального
обслуживания существует достаточно детальная регламентация прав граждан
пожилого возраста. Но в связи с пенсионной реформой и принятием закона о
монетизации льгот возникает много противоречий в правовом регулировании
этой сферы, а также вопросов, связанных с созданием механизмов
исполнения новых норм.
Таким образом, анализ положения граждан пожилого возраста
свидетельствует о том, что они являются наиболее социально
незащищенными категориями населения, нуждающимися в особом внимании
и социальной защите со стороны государства. Пожилые – это, прежде всего
обездоленные люди, нуждающиеся в адекватном социальном обеспечении,
т.е. это люди, прожившие относительно долгую жизнь, вследствие чего они
уже испытывают определенные психофизические ограничения независимо от
наличия или отсутствия заболеваний, в некоторых случаях они
функционально недееспособны либо им необходима помощь со стороны.
К пожилым относятся разные люди — от относительно здоровых и
крепких до глубоких стариков, обремененных недугами, выходцы из самых
разных социальных слоев, имеющие разные уровни образования,
квалификации и разные интересы. Большинство из них не работают, получая
пенсию по старости.
Именно в связи с данными обстоятельствами пожилые люди как особая
социальная группа нуждаются в повышенном внимании общества и
государства и представляют собой специфический объект социальной
работы.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!