это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3616388
Ознакомительный фрагмент работы:
ВведениеОдно из основных тенденций современного языкового образования является реализация культуроведческого аспекта при изучении родного языка. Овладение духовными ценностями и культурой народа прочно связано с изучением языка как средства выражения и отражения национальной культуры. По этой причине в содержании обучения русскому языку представлен культуроведческий элемент.В методической науке активно разрабатывается культуроведческий подход к обучению русскому языку, с которым связывается изучение русского языка на широком культуроведческом фоне. Включение в школьный курс русского языка культуроведческого компонента позволяет рассмотреть особенности употребления языковых средств в художественном тексте. По мнению В.А. Масловой, «текст – это истинный стык лингвистики и культурологии, так как он принадлежит языку и является его высшим ярусом, в то же время текст есть форма существования культуры» [18, с. 52]. К «истинным хранителям культуры» лингвист относит тексты, в которых отображается духовный мир человека, и указывает на прямую связь текста с культурой, ибо он пронизан множеством культурных кодов, именно текст хранит информацию об истории, этнографии, национальной психологии и национальном поведении, то есть обо всем, что составляет содержание культуры.Культуроведческий подход в обучении русскому языку, востребован на современном этапе развития образования. Под культуроведческим подходом понимается «усвоение в процессе изучения языка жизненного опыта народа, его культуры (национальных традиций, религии, нравственно-эстетических ценностей, искусства) и духовно-эстетическое воздействие на мысли, чувства, поведение, поступки обучаемых» [22, с. 112]. Данный подход позволяет совмещать изучение языка с постижением культуры родного народа и учитывать региональный компонент, который призван обеспечить осмысление учащимися фактов, специфичных для конкретного региона.Формирование культуроведческого аспекта осуществляется путём включения в обучение различного языкового и внеязыкового материала. Современная концепция обучения русскому языку в общеобразовательной школе предусматривает овладение ценностями материальной и духовной культуры через язык. Современные методисты (Е.А. Быстрова, С.И. Львова, Л.А. Ходякова, А.Д. Дейкина и др.) считают, что приобщение школьников к национально-нравственным ценностям народа возможно в процессе изучения русского языка. Однако на современном этапе это направление методики находится в стадии становления. В этом мы видим актуальность избранной темы исследования.Актуальность темы данного исследования обусловлена также тем, что в настоящее время уровень культуроведческой компетенции современного общества очень низок. А перед учителями стоит важная задача воспитать молодое поколение, познакомить с культурой России. И в связи с этим решить какие пути реализации культуроведческой компетенции возможно использовать на уроках русского языка.Объектом исследования в курсовой работе являются уроки русского языка.Предметом - системно-деятельностный подход к формированию культуроведческой компетенции на уроках русского языкаЦелью в курсовой работе является теоретическое и практическое рассмотрение особенностей формирования культуроведческой компетенции на уроках русского языка.На основании цели, в курсовой работе поставлены следующие задачи: Рассмотреть особенности активизации деятельностной функции обучающихся на уроках русского языка;Рассмотреть проблемное обучение как механизм реализации системно-деятельностного подхода к обучению;Изучить базовые компоненты культуроведческой направленности;Рассмотреть виды заданий и упражнений, направленных на формирование культуроведческой компетенции.Практическая значимость: материалы данного исследования могут быть использованы при подготовке и проведении уроков русского языка.Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение и список использованной литературы. Глава 1. Реализация принципов системно-деятельностного обучения на уроках русского языка.Активизация деятельностной функции обучающихся на уроках русского языкаОдной из наиболее актуальных проблем современной российской системы образования является поиск эффективных методов и приемов активизации учебной деятельности обучающихся. Необходимость стимулирования интереса учащихся в средних классах к изучению родного языка уже давно осознана педагогическим сообществом. Особенно остро стоит вопрос о создании благоприятных условий для образовательной деятельности, благодаря которым у учеников средних классов повысилась бы мотивация к учебной деятельности [3, с. 89]. Среди наиболее эффективных методологических приемов создания таких условий можно отметить использование методов и приемов проблемного обучения, интерактивных средств, различных инструментов моделирования и наглядности.Для активизации учебной деятельности обучающихся на уроках русского языка преподавателю при подаче материала следует опираться на три составляющие: целеполагание, мотивацию и инструментарий.Одним из самых важных аспектов активации учебной деятельности является целеполагание. Для формирования целевого мышления преподаватель может делегировать ученикам средних классов функцию постановки целей. Для этого могут быть использованы разнообразные виды упражнений и мыслительных операций, например, установление общего и различий, сопоставление, группировка, сравнение и так далее.Говоря о мотивационной составляющей занятия, необходимо отметить важность установки со стороны педагога на использование деятельностного подхода к обучению, который базируется как на общедидактических принципах, так и на специфических принципах методики преподавания русского языка (активизации развивающего воздействия мысли на язык и языка на мысль в процессе изучения родного языка, предпочтительного использования индукции как способа мышления в процессе изучения отдельных явлений и категорий языка, взаимосвязи отдельных уровней языка в процессе их изучения в школе) [8, с. 49].Данный подход к построению занятия формирует у обучающихся мотив достижения положительных результатов, который педагогу необходимо создать в самом начале урока [4]. На этом этапе занятия ученикам можно предложить различные вариации мотивов:- самостоятельность при решении творческих лингвистических задач;- собственное развитие в процессе учения;- анализ собственной деятельности с точки зрения ее эффективности и пользы, как для самого учащегося, так и для окружающих [9, с. 111].Таким образом, преподаватель, используя мотивирующие приемы, способен с самого начала урока создать ситуацию успеха для учеников.Как уже было сказано выше, для реализации целей активизации учебно-познавательной деятельности используется определенный инструментарий, а именно: активные технологии, методы, приемы и средства обучения, организовывается самостоятельная познавательная деятельность учащихся, формируется и развивается эффективная регулятивная система действий (постановка целей, самоконтроль, оценка эффективности обучения).Применение ИКТ на уроках русского языка может стать хорошим средством активизации учебно-познавательной деятельности учащихся. Сегодня имеется большой выбор компьютерных программно-методических комплексов, созданных для формирования навыков орфографической и пунктуационной грамотности. Широко применяются тестовые опросы с применением электронной техники, различные образовательные программы с тренировочными упражнениями. Однако обучение русскому языку не может ограничиваться только этими возможностями ИКТ, выполняющими лишь автоматизирующую функцию. Появляется необходимость создания электронных программ по русскому языку для поурочного использования с учётом уровня подготовки и учебных возможностей учеников. Использование информационных технологий на уроке дает большие преимущества - это, прежде всего, дополнительный материал к учебникам, позволяющий расширить кругозор учащихся, оперативный контроль знаний учащихся, что значительно экономит время учителя, и элемент занимательности, повышающий интерес учащихся к обучению.В настоящее время появилось множество учебных компьютерных программ, создающих для учащегося условия для самостоятельного освоения предмета. Назовем лишь некоторые информационно-обучающие программы по русскому языку: «Репетитор. Русский язык», «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия» (виртуальная школа Кирилла и Мефодия), «Русский язык. 7 класс», «Русский язык. Морфология. Орфография. 5 - 6 классы», «Страна Лингвиния. Мультимедийная книжка. Фонетика. Графика. Орфография» и др. В данных программах в зависимости от их предназначения представлен обширный учебный материал (учебники, практикумы, словари, интерактивенные таблицы, уроки, тесты, тренинги), создающий комфортную образовательную среду для учащихся [11, с. 43].Что касается методов обучения, прежде всего, важно использовать проблемный метод обучения, предполагающий такую организацию занятия, при которой учащиеся приобретают новые знания и навыки путем самостоятельного преодоления трудностей, препятствий, создаваемых постановкой проблем. Во время таких занятий ставятся последовательно усложняющиеся задачи с какой-либо проблемной ситуацией, для разрешения этих ситуаций у учащихся, как правило, не хватает имеющихся знаний, и они вынуждены сами активно формировать новые знания с помощью учителя или других участников образовательного процесса. Знания, полученные путем собственной познавательной деятельности, (а не в готовых формулировках учителя), активизируют мыслительную деятельность учащихся, что является важным условием эффективности обучения.Проблемные ситуации учитель может создавать сам по ходу учебного процесса или использовать из разных пособий, например, в пособии Т.В. Напольновой даны примеры таких проблемных задач [30, с.817]. В зависимости от целей и задач урока можно ставить перед учащимися проблемные задачи различного объема и характера: от анализа небольших текстов до заданий для длительного выполнения (например, при изучении раздела «Лексика» сбор языкового материала для ответа на вопрос «Неологизмы новейшего времени»).Активизации учебно-познавательной деятельности способствует и применение метода с использованием самостоятельных заданий исследовательского и творческого характера (этимологический анализ слова или фразеологического оборота, анализ языка писателя). При применении данного метода важно стремиться к тому, чтобы организация учебной деятельности по своему характеру максимально приближалась к реальной деятельности, т.е. по сути, это переход от теоретического осмысления новых знаний к их практическому применению.Активизирует познавательную деятельность учащихся и новизна учебного материала. Принцип непрерывного обновления также необходим в достижении цели активизации учебно-познавательной деятельности. Известно, что по мере усвоения знаний у учащихся постепенно начинает снижаться обостренность их восприятия, у них начинает теряться интерес к изучаемому материалу. Чтобы избежать этого, учебный процесс должен быть всегда информативным, насыщенным чем-то новым, неизвестным.Такая система работы развивает у учащихся интерес к родному языку, приучает их работать с дополнительными информационными источниками, развивает у них умение ставить цель, наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формирует поисковый и творческий тип деятельности, в результате чего дети учатся высказывать собственную точку зрения, отстаивать собственную позицию, самостоятельно делать выводы и выражать оценочные суждения.Организация работы такого характера предполагает поэтапную деятельность с использованием различных приемов: придумать вопросы к каждой части учебного параграфа и ответить на них с помощью учебника; дополнить вопросы, если в тексте остается невостребованная информация; выделить ключевые слова текста; найти значения незнакомых слов в словаре; опираясь только на ключевые слова, пересказать текст; по ключевым словам составить таблицу или карту понятий; разработать алгоритм выполнения задания.Учащимся предлагается выполнить такие нетрадиционные виды домашних заданий, как: самостоятельно составить словарь терминов по русскому языку, расположить их по темам; уточнить те или иные определения из школьного учебника; провести многоаспектный анализ слова; придумать лингвистическую задачу на определенную тему и др.Эффективным средством пробуждения познавательного интереса к языковым явлениям могут выступать занимательные элементы на уроках русского языка. Это различные ребусы, кроссворды, карточки с анаграммами, псевдотесты, тезаурусы, схемоконспекты, графические диктанты, разноуровневые карточки. Основу таких учебно-познавательных заданий составляют термины русского языка [32, с. 62]. Кроме обозначенных приемов опытные преподаватели зачастую прибегают к использованию познавательных игр, значительно расширяющих кругозор, пробуждающих интерес учеников к учебной деятельности [34, с. 18].Также не менее важны в учебном процессе методы самообучения и взаимообучения. Нужно поддерживать каждого учащегося в его стремлении самому активно пополнять и совершенствовать собственные знания и умения. Кроме того, в процессе обучения учащиеся могут обучать друг друга и обмениваться знаниями, а это также необходимо для самообразования: умение творчески подходить к использованию этих знаний, способность делать выводы из своих и чужих ошибок.Учебно-познавательная деятельность в условиях школьной образовательной системы должна организовываться вместе с тем с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учащихся, в связи, с чем методы индивидуализации и дифференциации обучения имеет исключительное значение для обучения. Существует очень много психофизических особенностей у каждого учащегося, такие как мышление, внимание, память, адаптация к учебному процессу, способность к восприятию нового и т.п., которые необходимо учитывать для достижения продуктивного результата в обучении.Необходимо отметить, что большое значение в стимулировании познавательного интереса учеников средних классов на уроках русского языка имеет контроль психофизической и учебной нагрузки. Для этого многие современные педагоги прибегают к чередованию форм индивидуальной, парной и групповой работы.Завершающим этапом занятия по русскому языку является анализ результатов учебной деятельности учеников. Для объективной оценки эффективности проделанной на уроке работы необходимо вернуться к цели, поставленной учениками в начале занятия. При помощи данного анализа у учеников формируется чувство рефлексии, как следствие, - все больше учащихся объективно могут отнестись к результатам своей работы на уроке, что стимулирует активизацию дальнейшей учебной деятельности [3, с. 137].Таким образом, комплексное применение описанных выше технологий, методов и приемов активизирует учебную деятельность обучающихся на уроках русского языка, способствует повышению интереса учеников средних классов к изучаемым языковым явлениям.1.2. Проблемное обучение как механизм реализации системно-деятельностного подхода к обучениюВ условиях перехода общеобразовательных школ к ФГОС перед учителями ставятся задачи: формирование знаний в соответствии с новыми государственными образовательными стандартами, универсальных учебных действий (далее - УУД), обеспечивающих проявление компетенций и позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне.Одним из условий эффективного решения вышеуказанных задач обучения учащихся является использование системно-деятельностного подхода [1].Системно-деятельностный подход направлен на развитие личности, формирование гражданской идентичности, специальных способностей обучающихся. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.При проектировании уроков на основе системно-деятельностного подхода необходимо учитывать следующие принципы [8, с. 49]:1) принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений;2) принцип непрерывности - означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.3) принцип целостности - предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).4) принцип минимакса - заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).5) принцип психологической комфортности - предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.6) принцип вариативности - предполагает формирование обучающимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.7) принцип творчества - означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение обучающимися собственного опыта творческой деятельности.Основной формой организации обучения является урок, следовательно, для того, чтобы выстроить его в рамках системно-деятельностного подхода, необходимо учитывать видообразующие признаки той технологии, которую использует преподаватель.Весьма важно представить каждый этап урока в виде законченного содержательного модуля с четко определенными целями и задачами, ожидаемыми результатами. Такой подход дает возможность отслеживать промежуточные и итоговые результаты деятельности каждого ученика в течение всего урока на каждом его этапе.Идея проблемного обучения не является новой. Величайшие педагоги прошлого всегда искали пути преобразования процесса учения, развития умственных сил и способностей учащихся (Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Ф.А. Дистервег, К.Д. Ушинский и др.). [11, с.43]В XX столетии идеи проблемного обучения получили интенсивное развитие и распространение в образовательной практике. В зарубежной педагогике концепция проблемного обучения развивалась под влиянием идей Дж. Дьюи. В работе «Как мы мыслим» (1909) американский философ, психолог, педагог отвергает традиционное догматическое обучение и противопоставляет ему активную самостоятельную практическую деятельность учащихся по решению проблем.Во втором издании указанной книги (1933) Дж. Дьюи обосновывает психологические механизмы способности решать проблемы. Он утверждает, что в основе способности учащихся решать проблемы лежит их природный ум. «Овладеть коллективным мышлением может не каждый, - пишет Дьюи, - более того, не каждого можно научить этому» [21, с. 6]. По Дьюи, мысль индивида движется к состоянию, когда все в задаче ясно, проходя определенные этапы:принимаются во внимание все возможные решения или предположения;индивид осознает затруднение и формулирует проблему, которую необходимо решить;предположения используются как гипотезы, определяющие наблюдения и сбор фактов;проводится аргументация и приведение в порядок обнаруженных фактов;проводится практическая или воображаемая проверка правильности выдвинутых гипотез.Существенную роль в развитии теории проблемного обучения сыграла концепция американского психолога Дж. Брунера. В ее основе лежат идеи структурирования учебного материала и доминирующей роли интуитивного мышления в процессе усвоения новых знаний.Общее, что сближает американских авторов, сводится к следующему: признавая целью обучения развитие логического мышления, Дж. Дьюи и Дж. Брунер указывают на важность проблемного подхода в обучении.Большое значение для становления теории проблемного обучения имели работы отечественных психологов, развивших положения о том, что умственное развитие характеризуется не только объемом и качеством усвоенных знаний, но и структурой мыслительных процессов, системой логических операций и умственных действий (С.Л. Рубинштейн, Н.А. Менчинская, Т.В. Кудрявцев). Существенное значение в развитии теории проблемного обучения имело положение о роли проблемной ситуации в мышлении и обучении (А.М. Матюшкин). Особый вклад в разработку теории проблемного обучения внесли М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин, А.В. Брушлинский, Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер, И.А. Ильницкая и др.Ключевое определение проблемного обучения сформулировал М.И. Махмутов [17, с. 112]: проблемное обучение - это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование познавательной самостоятельности учащихся, устойчивых мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций.Итак, проблемное обучение - это тип обучения, при котором преподаватель, систематически создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки.Основным элементом проблемного обучения является «проблемная ситуация», которая имеет свою функциональную характеристику [24, с. 38]. Проблемное обучение направлено на формирование познавательной самостоятельности обучаемых, развитие их логического, рационального, критического и творческого мышления и познавательных способностей. Проблемная ситуация - основной элемент проблемного обучения, с помощью которого пробуждается мысль, познавательная потребность учащихся, активизируется мышление. М.И. Махмутов указывает следующие способы создания проблемных ситуаций и, соответственно, определяет их типы [17, с. 112]:при столкновении обучаемых с жизненными явлениями, фактами, требующими теоретического объяснения;при организации практической работы обучаемых;при побуждении обучаемых к анализу жизненных явлений, приводящих их в столкновение с прежними житейскими представлениями об общих явлениях;при формулировании гипотез;побуждении обучаемых к сравнению, сопоставлению и противопоставлению;при побуждении обучаемых к предварительному обобщению новых фактов;при исследовательских заданиях.Выводы по первому разделуТаким образом, рассмотрев основные принципы реализации системно-деятельностного обучения на уроках русского языка, можно сделать следующие выводы.Активизации учебно-познавательной деятельности способствует и применение метода с использованием самостоятельных заданий исследовательского и творческого характера (этимологический анализ слова или фразеологического оборота, анализ языка писателя). При применении данного метода важно стремиться к тому, чтобы организация учебной деятельности по своему характеру максимально приближалась к реальной деятельности, т.е. по сути, это переход от теоретического осмысления новых знаний к их практическому применению.Активизирует познавательную деятельность учащихся и новизна учебного материала. Принцип непрерывного обновления также необходим в достижении цели активизации учебно-познавательной деятельности. Известно, что по мере усвоения знаний у учащихся постепенно начинает снижаться обостренность их восприятия, у них начинает теряться интерес к изучаемому материалу. Чтобы избежать этого, учебный процесс должен быть всегда информативным, насыщенным чем-то новым, неизвестным.Что касается методов обучения, прежде всего, важно использовать проблемный метод обучения, предполагающий такую организацию занятия, при которой учащиеся приобретают новые знания и навыки путем самостоятельного преодоления трудностей, препятствий, создаваемых постановкой проблем. Во время таких занятий ставятся последовательно усложняющиеся задачи с какой-либо проблемной ситуацией, для разрешения этих ситуаций у учащихся, как правило, не хватает имеющихся знаний, и они вынуждены сами активно формировать новые знания с помощью учителя или других участников образовательного процесса. Глава 2. Работа по формированию культуроведческой компетенции в аспекте системно-деятельностного подхода к обучению2.1. Базовые компоненты культуроведческой направленностиСовременный период развития методики преподавания русского языка характеризуется обостренным интересом к культуроносной (кумулятивной) функции языка, к обучению языку как средству приобщения к национальной культуре. Изучение языка должно развивать культуроведческую компетенцию. «Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения». [22, с.14].Она предполагает понимание следующих основополагающих моментов [27]:русский язык является основой национальной культуры и важнейшим средством приобщения к ее разнообразным богатствам;отношение к языку, взгляд на родной язык – это отражение духовно-нравственных качеств личности; язык, речь не только отражают важнейшие качества человека, но и формируют его как личность;владеть языком как средством общения – это значит владеть культурой речи (культурой общения, речевого поведения); речевое поведение каждого человека - это то, что должно создавать речевую среду как основу приобщения к культуре, как основу сохранения культуры;изучать родной язык – это значит изучать русскую национальную культуру.Таким образом, культуроведческая компетенция в преподавании русского языка становится одним из важнейших средств развития духовно-нравственного мира школьника, формирования его национального самосознания и становления системы общечеловеческих ценностей.Базовые компоненты культурологической направленностиРеализация культуроведческого подхода предполагает использование базовых компонентов культурологической направленности, которые в последнее время все чаще упоминаются в методике преподавания русского языка. Знание терминов необходимо учителю-словеснику для ориентации в научно-методической литературе. Рассмотрим некоторые из них.Культуроведческий концепт осмысливается как сугубо национальный специфический образ культуры, воплощенный в слове. Примером, также, слов-концептов могут служить слова «душа», «дух», «воля народа», «судьба», «храм», «смирение» и т.д. Количество концептов невелико, однако духовная культура любого общества не может обойтись без использования слов-концептов, например: Родина, любовь, вера [20, с. 11].Артефакты – это материализованное произведение культуры (произведение живописи, скульптуры, музыкальные произведения, изделия декоративно-прикладного искусства). Артефакт – носитель ценностного представления-образа, в связи с этим, он представляет широкие возможности для знакомства с внеязыковой деятельностью, отраженной в объектах культуры.Фоновые знания – это те сведения, которые известны всем членам национальной общности. Сообщение учащимся или восстановление их фоновых знаний особенно необходимо, если учитель на уроке обращается к историко-культурному прошлому страны (произведениям литературы, артефактам). Фоновые знания конкретизируются в фоновой лексике, в словах, содержащих культурный компонент (рать, ратники, шлем, кольчуга, копье).Основным средством представления общеизвестных культурно-языковых сведений в речи являются прецедентные тексты. Это тексты хрестоматийные, общеизвестные, воспроизводимые в другом художественном произведении, в речи людей высокой речевой и общей культуры. Это тексты, «имеющие сверхличностный характер, т.е. хорошо известные широкому окружению данной личности, включая ее предшественников и современников» [14,с.216].К прецедентным текстам, наряду с художественными, относятся библейские тексты, произведения устной народной словесности и публицистики историко-философского и политического звучания. Прецедентные тексты заключают в себе признанные ценности национальной и мировой культуры, передают духовный мир автора высказывания.Культуроведческий фон урока предполагает использование текстового и наглядного материала, отражающего важные стороны духовной культуры русского народа. Он может создаваться исполнением национальных музыкальных произведений, демонстрацией произведений отечественного изобразительного искусства, показом предметов народного декоративно-прикладного искусства.В работах Г. М. Коджаспировой находим следующую дефиницию категории: культуроведческая компетенция представляет собой «комплекс представлений человека о мире, сообщающий языковой личности национальный образ мыслей и являющийся единством знания и функционирования, отношения и ценности» [9, с. 104]. Лингвотеоретические основы разработки культуроведческой компетенции основываются на ряде ключевых положений, отражающих сущность категории: 1) язык и культура соотносительно и неразрывно связаны. Язык – форма и зеркало национальной культуры. Культура включена в язык; 2) язык – основная форма хранения знаний о культуре народа и средство познания этих знаний. Язык на всех уровнях обладает способностью к репрезентации, фиксации и сохранению культурной и исторической информации; 3) язык принимает активное непосредственное участие в формировании менталитета этноса, народа, нации; 4) соизучение языка и культуры предполагает развитие национального самосознания, формирование представлений о национальной культурной модели как материальной и духовной ценности в ее сравнении с иными культурами, формирование национальной языковой картины мира [10, с.24]. Язык выступает своеобразным зеркалом культуры, в котором находят свое отражение реальные условия жизнедеятельности носителя национального языка, социальное самосознание этноса, народа, нации, менталитет, национальный характер, система духовных, моральных ценностей, традиции, обычаи, мироощущение, видение мира. Другими словами, язык – отражение особенностей культурной модели, соответственно, формирование культуроведческой компетенции в процессе изучения иностранного языка предполагает «осознание языка как формы выражения национальной культуры, национально-культурной специфики языка» [5, с. 87]. Взаимодействие культуры и языковой структуры находит свою репрезентацию в структуре культуроведческой компетенции, которая включает два основных компонента: знания (лингвокультурологические понятия, социально-культурные стереотипы речевого поведения и единицы языка с национально-культурным компонентом значения); умения (анализ единиц с национально-культурным компонентом значения и адекватное употребление национально-маркированных единиц языка, стереотипов речевого поведения) [2, с. 11]. Н. Л. Мишатина в структуру культуроведческой компетенции включает «совокупность системно организованных знаний о культуре, воплощенной в национальном языке, и готовностей к ценностной интерпретации языковых знаний в диалоге культур как основы формирования устойчивой системы ценностных мировоззренческих ориентиров школьника» [19]. Т. Ф. Новикова выделяет следующие компоненты культуроведческой компетенции [22, с. 124]: 1) знаниевый компонент, включающий лингвокультурные понятия концепта, прецедента, дискурса, стереотипов и формул речевого этикета и проч.; 2) деятельностный компонент, умения анализировать национально - маркированные языковые единицы, дискурсы; 3) мотивационно-ценностный компонент – «осознание языка как личной ценности; осознанное отношение к выбору языковых единиц; стремление к языковому самосовершенствованию)» [23, с. 15]. В подходе С. В. Плотниковой и И. А. Чилоковой выделены следующие компоненты культуроведческой компетенции [30]: 1) мотивационный, включающий «мотивационно-ценностное отношение к культуре и традициям народа, его самобытности, к языку как явлению национальной культуры, сокровищнице культурноисторической информации, к познанию национально-культурного компонента языковых средств»; 2) когнитивный, включающий представления о языковой структуре как инструменте репрезентации и познания национальной культурной модели, знания национально-культурных коннотаций семантической структуры языковых единиц, знание дополнительной лингвокультурологической информации, концептов национальной языковой картины, правил речевого этикета; 3) операционно-деятельностный, включающий умения оперирования информационными потоками, характеризующимися национальной спецификой; 4) поведенческий компонент, включающий осмысленное воспроизведение, адекватное использование национально-маркированных языковых единиц при оформлении собственных высказываний. Формирование культуроведческой компетенции представляет собой длительный процесс, связанный с социализацией и инкультурацией индивидуума, формированием его мировоззренческой парадигмы. В рамках преподавания иностранного языка изучение языковой структуры как инструмента репрезентации культурной модели осуществляется в рамках функционального подхода. Принимая во внимание структуру культуроведческой компетенции, цели и принципы реализации функционального подхода, целесообразным представляется конструирование модели формирования компетенции в рамках изучения иностранного языка, основанной на отборе и методической интерпретации значительного по объему и разного по характеру материала. Указанная модель включает целевой, содержательный и технологический компоненты.2.2. Виды заданий и упражнений, направленных на формирование культуроведческой компетенцииДля реализации содержания культуроведческой компетенции в соответствии с требованиями нового образовательного стандарта по русскому языку должны быть предложены специальные упражнения и задания, опираясь на которые учитель сможет достичь поставленных целей, сформировать необходимые умения и навыки. Мы полагаем, что, прежде всего, следует переосмыслить (расширить, дополнить) работу с уже существующими в учебниках русского языка упражнениями, а также необходимо ввести в практику новые типы заданий, подобрать соответствующие тексты, содержание которых отвечает задаче формирования культуроведческой компетенции.Работа с культурными концептами [29, с. 75].Мы считаем очень значимой в процессе формирования культуроведческой компетенции работу, направленную на раскрытие культурных концептов. Набор ключевых концептов и их содержание определяют национальную специфику языка и культуры того или иного народа, поэтому важнейшие из них должны быть представлены, раскрыты на уроках русского языка (такие, например, как «радость», «душа», «воля», «дом», «судьба»).Мы предлагаем дать школьникам представление о специфике русских культурных концептов с помощью следующих приемов и связанных с ними типов упражнений.Установление лексического значения словаАналитические упражнения [1, с. 53]. Как вы понимаете значение данного слова?Сопоставьте толкование данного слова, приведенное в различных словарях.Выявите многозначность слова на основе данных словосочетаний и предложений.Обретает ли дополнительное значение слово в данном контексте? Какое?Синтетические упражненияУзнайте слово по данному толкованию его лексического значения.Составьте словарную статью слова с извлечением его значения из данных словосочетаний и предложений.Составьте несколько словосочетаний (предложений), в которых данное многозначное слово было бы употреблено в различных значениях.Коннотативный комментарий, связанный с ассоциациями, которые слово вызывает у носителей русского языкаСинтетические упражненияКакие ассоциации у вас возникают в связи с данным словом? Составьте ассоциативное поле.Какого цвета это слово? Нарисуйте свои впечатления, связанные с данным словом. (Это может быть рисунок, если концепт – реалия внешнего мира – дом или цветограмма, если концепт – абстрактное понятие – радость).Какие звуковые ассоциации у вас возникают в связи с данным словом?Обратитесь к воспоминаниям, связанным с данным словом, и запишите два – три предложения о…Выяснение этимологии словаАналитические упражненияКаковы ваши версии происхождения данного слова?Обратитесь к этимологическому словарю и выясните происхождение данного слова.Сопоставьте данные материалы (версии о происхождении слова) и сделайте вывод, какое из приведенных слов было «прародителем» исследуемого слова?Подбор однокоренных слов, синонимов и антонимовАналитические упражненияОбъясните значение родственных слов исходя из значения данного слова.Все ли однокоренные к данному слова являются общеупотребительными?Являются ли данные слова синонимами? Подчеркните доминанты.Проанализируйте текст, в котором употребляются слова – синонимы (антонимы). В чем особенности их употребления, являются ли они полными или контекстуальными?Можно ли заменить указанное слово его синонимом в данном контексте? Определите разницу в значении и употреблении слов.Синтетические упражненияПодберите однокоренные слова к данному слову.Назовите синонимы (антонимы) к данному слову.Подберите и запишите к данному слову синонимы (антонимы), в том числе контекстуальные.Включите данные слова – синонимы в контекст, приняв во внимание оттенки их значения.Вставьте в пропуски нужные по смыслу слова, ответ мотивируйте.Учет семантических отношений с другими словами родной культурыСинтетические упражненияКакие главные (опорные) слова и выражения вы употребите, рассказывая о…Составьте словосочетание и предложение со словом в определенном значении.Составьте словарь речевых оборотов с данным словом. (Можно по заданным схемам: сущ. + гл.; прил. + сущ. и т.д.)Подберите эпитеты к данному слову (можно подбирать эпитеты, передающие форму, запах, цвет, состояние, восприятие и т.д.)Входит ли данное слово в состав несвободных сочетаний? Каких?Семантизация культурного компонента значения слова (бытовые, исторические, литературные ассоциации и т.д.)Работа с фразеологизмами [3, с. 112].Работа с фразеологизмами как носителями национально-культурной информации, безусловно, также очень важна для формирования культуроведческой компетенции школьников. Мы предлагаем общий план изучения фразеологизмов с национально-культурной маркировкой.Знакомство с наиболее употребительной и стилистически нейтральной формой фразеологизма, а также с вариантами его употребления (редкие, устаревшие).Толкование слов, входящих в состав фразеологизма.Изъяснение прототипа фразеологизма, его прямого значения.Семантизация фразеологизма (выяснение его переносного значения), его лексическая синонимия.Возможность использования фразеологизма (стилистические указания), установление типичной ситуации говорения.Установление фразеологической синонимии (антонимии).Приведение (по возможности) пословиц, крылатых слов, сопряженных с данным фразеологизмом.Коннотативный комментарий, связанный с ассоциациями, которые фразеологизм (явление, стоящее за ним) вызывает у носителей русского языка.Создание зрительного ряда к фразеологизму.Ниже приводятся виды заданий и упражнений в соответствии с видами деятельности учащихся.Анализ готовых фразеологизмов (культурно – исторический комментарий).Как отражены представления русского народа о семье и родственных связях в данных фразеологизмах? (Свой брат, наш брат, седьмая вода на киселе; Иван, не помнящий родства).Как в народной памяти отразились исторические события, запечатленные в следующих фразеологизмах: прорубить окно в Европу; пропал, как швед под Полтавой, как Мамай прошел, потемкинские деревни.С какими историческими событиями и особенностями быта Древней Руси связаны следующие устойчивые выражения: заткнуть за пояс, спустя рукава, лясы точить, вольному воля, канитель тянуть, заговаривать зубы, бить челом?Замена фразеологизма на слово или словосочетание с прямым значением.Подберите лексический синоним к данным фразеологизмам: зарубить на носу – запомнить, бить баклуши - …, куры не клюют - …, наложить вето - …, коптить небо - …, обвести вокруг пальца - ….Замените фразеологизм синонимичным словосочетанием: филькина грамота, стреляный воробей, топорная работа.Подбор синонимов (антонимов) к фразеологизму.Подберите фразеологизмы-антонимы к данным: душа нараспашку, и швец и жнец и в дуду игрец, душа в душу, у черта на куличках, кровь с молоком.Кто больше знает фразеологизмов-синонимов? (Фантазировать – витать в облаках, строить воздушные замки, искать жар-птицу, освободиться – разорвать цепи, сбросить ярмо, разогнуть спину, обманывать - …).Группировка фразеологизмов.Распределите фразеологизмы на группы в зависимости от значения, дайте названия группам: бить баклуши, горит в руках, засучив рукава, валять дурака, палец о палец не ударить, считать ворон, точить лясы, своротить гору, брать быка за рога.Прочитайте фразеологические обороты, постарайтесь определить их происхождение. Выпишите по группам в зависимости от происхождения. Дайте их толкование. (Попал как кур во щи, овчинка выделки не стоит, хоть кол на голове теши, ищите и обрящете, а Васька слушает да ест, Содом и Гоморра, играть первую скрипку).Определите происхождение данных фразеологизмов, заполните таблицу.Распространение (восстановление первоначального варианта).Найдите вторую часть фразеологизма и допишите его. Объясните происхождение фразеологизмов: два сапога…, проще пареной…, танцевать от…, ни богу свечка…, за семь верст…, решетом….Знаете ли вы устойчивые сочетания, которые встречаются в сказках? Допишите (по началу). Объясните значение записанных выражений: сказка ложь…, скоро сказка сказывается…, пир на весь…, по щучьему велению…, избушка….Перепишите, вставляя нужные по смыслу слова (из мира животных): брать … за рога, смотреть как … на новые ворота, сесть на любимого …, дуется как … на крупу, купить … в мешке.Работа с пословицами [9, с. 112].Большой школой речевого и общего умственного развития является такой клад мудрости народа, как пословицы. Их общечеловеческое значение проявляется в том, что у разных народов есть пословицы с одним и тем же смыслом. Например, русской пословице «В Тулу со своим самоваром не ездят» соответствует китайская «На берегу озера рыбой не торгуют». На этой особенности пословиц можно построить несколько видов заданий на сопоставление:Сформулируйте своими словами общий смысл каждой пары пословиц: от горящей соломинки сгорает вся копна – афганская; от копеечной свечки Москва сгорела – русская.Сравните китайские и русские пословицы. Объясните их значение: готовь сани летом, а телегу зимой – зонт готовь, когда погода ясная; и живи до старости, и учись до старости – век живи, век учись; по котлу и черпак – по Сеньке и шапка (в старину на Руси шапка свидетельствовала о благосостоянии человека, его социальном положении). Как особенности быта, природные условия страны отразились в данных пословицах?Возможна работа с пословицами, направленная на их распространение, конструирование, восстановление по опорным словам.Закончите пословицы. Какие черты мировоззрения русского человека они отражают? (Берем платье снову …; грамоте учиться …; без хозяина земля …).Соберите «рассыпанные» пословицы. (Умирают, да, живут, их, добрые, дела – добрые умирают, а дела их живут. Натаскает, немного, одна, меду, пчела – одна пчела немного меда натаскает).Восстанови пословицу по опорным словам: дело – безделье, шило – мешок, коса – камень, дружба – служба.Несомненно, что главнейшей задачей при обращении на уроках к пословицам при формировании культуроведческой компетенции является выявление их национально-культурного компонента семантики. На определение связи пословиц с отечественной историей и культурой направлены следующие задания.В каких пословицах народ давал свою оценку историческим событиям и деятелям? В чем она заключалась? (Вот тебе, бабушка, и Юрьев день. Приехал Кутузов бить французов. Лучше грозный царь, чем семибоярщина. Временщики родом велики, да недолговечны.)Объясните, как вы понимаете следующие пословицы о городах: Москва – всем городам мать; Новгород – отец, Киев – мать, Москва – сердце, Петербург – голова; Москва белокаменная, златоглавая, хлебосольная, православная, словоохотливая?Что мы можем узнать о быте русского народа из следующих пословиц и поговорок: плясать от печки; готовь сани летом, а телегу зимой; что посеешь, то и пожнешь; хлеб да вода – здоровая еда?Задания, побуждающие учащихся к личному речевому творчествуОтдельную группу, по нашему мнению, должны составлять задания, побуждающие учащихся к созданию собственного текста – размышления на базе того или иного высказывания (афоризма, цитаты и т.д.), выявляющего «вечные» и традиционные для России и русской культуры ценности.Прочитайте строки из стихов И.А. Некрасова «Поэт и гражданин». Как вы понимаете значение слова «гражданин»?А что такое гражданин?Отечества достойный сын.Попытайтесь представить развернутый портрет гражданина. Гражданин думает (о чем? как?) … Гражданин чувствует (что? почему?) … Гражданин действует (как? с какой целью?)2. Дополните текст недостающими лексическими компонентами. Перед вами национальные портреты, данные глазами человека западной культуры. Выразите свое отношение к прочитанному.Известный немецкий ученый Вальтер Шубарт в работе «Европа и душа России» утверждает, что англичанин хочет видеть мир как …, француз – как …, немец – как …, а русский – как … (казарма, салон, собор, фабрика). По-разному определяет каждый из них для себя и цель жизни: для англичанина это …, для француза - …, для немца - …, для русского - … (служение, прибыль, слава, власть). Отсюда и различие в восприятии ближнего: англичанин видит в ближнем …, француз - …, немец - …, а русский - … (импонирующий ему человек, брат, выгодный партнер, свой подчиненный).3. Прочитайте и сопоставьте два военных приказа.Приказ, отданный германским кайзером Вильгельмом II 27 июля 1900 года карательному отряду в Китае: «Солдаты, при встрече с врагом побеждайте! Никому не давайте пощады, не берите пленных! Будьте беспощадны ко всем, кто попадет в ваши руки! Пусть боятся немецкого имени!»Выдержки из приказа, отданного А.В. Суворовым перед штурмом Праги: «Без нужды не стрелять; бить и гнать врага штыком; работать быстро, скоро, храбро, по-русски! В дома не забегать; неприятеля, просящего пощады, щадить; безоружных не убивать; с бабами не воевать, малолетков не трогать. Кого из нас убьют – Царство Небесное, живым – слава! Слава! Слава!»О каких национальных чертах русского человека, воина говорит данный приказ? Напишите о своем понимании слова «гуманность».Работа с культуроведческим текстомС точки зрения исследования проблемы, связанной с реализацией культуроведческой направленности современного урока русского языка, особый интерес (и особую сложность) представляет работа с культуроведческим текстом. В процессе работы с текстом ученик должен ощутить гармонию смысла, содержания и графического облика текста, именно при таком условии достигается эстетическое воздействие текста как явления культуры. Отметим, что необходимо для анализа предлагать тексты разных стилей. Особенно важна работа с публицистическими текстами: они служат для учащихся образцом того, как можно выражать не только мысли, но и чувства, проявляя при этом себя как личность [10, с. 24].Культуроведческие тексты, используемые при изучении различных тем, должны образовывать «пространство культуры», которое создается на основе совокупности текстов, ключевые понятия которых связаны с такими важными, сквозными темами, как слово, язык, культура, Родина, духовность, воспринимаемыми в единстве.Применительно к системе обучения можно говорить о совокупности не только текстов, но и взаимосвязанных уроков на основе тематического единства. Оно может быть отражено в планировании и строится как отражение работы с текстами культуроведческой направленности. Вот как может выглядеть примерная тематика текстов:Русский дом как малая модель Вселенной.Строительная культура русской избы.Обереги русского дома.Внутреннее убранство русской избы.Предметы быта и народные приметы.Русская национальная одежда.Русская кухня.Народная игрушка.Воспитание детей в русской семье.Ремесла и промыслы России.Русские национальные праздники.Праздники и обычаи русского народа.Брак и семья.Этнокультурный материал может включаться практически на каждом уроке для проведения диктантов, орфографической работы, комплексного анализа текстов. Особенностью уроков такого типа является наличие двух тем: этнокультурной и грамматической, над которыми учитель работает в течение урока. Такие уроки дают возможность формировать этнокультурную и лингвистическую компетентность ученика постоянно, а не эпизодически.Выводы по второму разделуРассмотрев виды заданий и упражнений, направленных на формирование культуроведческой компетенции, можно сделать следующие выводы:Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.Основными компонентами культуроведческой компетенции являются: 1) мотивационный, включающий «мотивационно-ценностное отношение к культуре и традициям народа, его самобытности, к языку как явлению национальной культуры, сокровищнице культурноисторической информации, к познанию национально-культурного компонента языковых средств» [5, с. 171]; 2) когнитивный, включающий представления о языковой структуре как инструменте репрезентации и познания национальной культурной модели, знания национально-культурных коннотаций семантической структуры языковых единиц, знание дополнительной лингвокультурологической информации, концептов национальной языковой картины, правил речевого этикета; 3) операционно-деятельностный, включающий умения оперирования информационными потоками, характеризующимися национальной спецификой; 4) поведенческий компонент, включающий осмысленное воспроизведение, адекватное использование национально-маркированных языковых единиц при оформлении собственных высказываний [5, с. 171 - 172]. Для реализации содержания культуроведческой компетенции используются следующие виды упражнений: Работа с культурными концептамиСинтетические упражненияАналитические упражненияРабота с фразеологизмамиРабота с пословицамиРабота с культуроведческим текстомОтметим, что все вышеперечисленные виды уроков носят в себе элементы системно-деятельностный подхода и ориентированы на формирование общенациональных ценностей. Немаловажное значение имеет создание определенной ауры урока, которая достигается соответствующим оформлением кабинета, параллельностью эмоционального воздействия музыки и изобразительного искусства, проникновенного слова учителя, специально подобранными культуроведческими текстами.Главная роль на уроке отводится совместной деятельности учителя и учеников, в ходе которой личное восприятие каждого обогащается дополнительными ассоциациями, смыслами.Сознание атмосферы тепла и доверия дает возможность обучающимся высказывать собственное мнение, озвучивать новые идеи. Эмоциональная атмосфера становится той основой, благодаря которой естественно возникает возможность перейти к необходимым усилиям на этапах восприятия и закрепления нового материала.В конце урока обязательна рефлексивная деятельность учащихся, основное ее содержание – осмысление результатов работы, их общая и индивидуальная оценки. При завершении работы возможно пятиминутное письменное задание, которое помогает учащимся подытожить свои знания и дает учителю представление о восприятии темы школьниками.Побуждение к дальнейшему активно-творческому освоению культурного наследия нации происходит путем послеурочной творческой деятельности, подведения итогов творческих конкурсов, проведения выставок и т.д.ЗаключениеЧтобы овладеть культурой речевого поведения, важно понимать сущность речевого этикета как показателя воспитанности человека, его общей культуры и деловых качеств. Богатый набор языковых средств дает возможность на уроке выбрать уместную для речевой ситуации и благоприятную для адресата форму общения, установить дружескую, непринуждѐнную или, напротив, официальную тональность разговора. Важно подчеркнуть, что в речевом этикете передаѐтся социальная информация о говорящем и его адресате, о том, знакомы они или нет, об отношениях равенства / неравенства по возрасту, служебному положению, об их личных отношениях (если они знакомы), о том, в какой обстановке (официальной / неофициальной) происходит общение и т.д.Культуроведческим материалом на уроках русского языка будут являться произведения, повествующие об исторических событиях, о национальной культуре, об обычаях и традициях разных народов, о природе, о характере и нравах, о проблеме «чистоты» и культуры речи. Использование художественных текстов, раскрывающих особенности миропредставления разных народов, способствует воспитанию патриотизма и толерантности, уважения к людям всех национальностей. Использование культуроведческой информации обеспечивает повышение познавательной активности учащихся, расширяет их коммуникативные возможности, благоприятствует созданию положительной мотивации, способствует решению воспитательных задач. Тексты из художественной литературы своей эмоциональной окрашенностью делают учащихся как бы свидетелями описываемых событий, связанных с историей или традициями.Выполняя различные виды упражнений на материале художественных текстов, учащиеся должны показать умения системно представлять культуру разных народов; проводить ассоциативные связи между предметами и явлениями в разных культурных традициях; комментировать этнокультуроведческое использование в художественном тексте языковых единиц разных уровней. Изучая русский язык на материале этнокультуроведчески насыщенных художественных текстов, учащиеся знакомятся с национально-языковой картиной мира разных народов. Текст считается этнокультуроведчески насыщенным, если в нѐм раскрываются особенности речевого и неречевого поведения носителей языка в определѐнной ситуации, отражаются различные компоненты культуры.Список использованной литературыАбдулаева Т.С., Яшная С.Ю. Применение правил русского языка с позиций деятельностного метода обучения. // Эксперимент и инновации в школе, 2011. № 2. С.53–56Быстрова, Е.А. Цели обучения русскому языку, или какую компетенцию мы формируем на уроках/Е.А.Быстрова // Русская словесность. - 2012. - №1.- С. 11-15.Горошко Н.П. Развитие познавательной активности и исследование навыков учащихся на уроках русского языка и литературы. Материалы НПК Современные направления филологического направления в школе. 17.05.2011.М.: ГБОУ Пед. академия, 2012 - 332 с. Дементьева Галина Николаевна Приемы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы: системно-деятельностный подход // Эксперимент и инновации в школе. 2015. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/priemy-aktivizatsii-poznavatelnoy-deyatelnosti-uchaschihsya-na-urokah-russkogo-yazykai-literatury-sistemno-deyatelnostnyy-podhod (дата обращения: 19.12.2021).Доманский, В. А Культуроведческий подход к изучению словесности в школе: учебное пособие / В.А.Доманский. – Москва: Флинта, 2002. – 368с.Дусавицкий А. К., Кондратюк Е. М., Толмачева И. Н., Шилкунова З. И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008. – 154 с.Егорова А.В. Проблемы речевого развития детей с интеллектуальной недостаточностью. // Инновационные проекты и программы в образовании. 2015. № 1, С.43.— 49. Заварзина Н.Н. Деятельностный подход на уроках // Начальная школа. 2006. - №6. - С. 49 - 56.Каджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах. 3-е издание. М.: Айрис — пресс, 2008 - 256 с. Кичёва, Н.А. Этнокультурная направленность уроков русского языка. /Н.А. Кичёва // Русский язык в школе. – 2009. - №2.- С.24-30.Крючкова В.В. Технология деятельностного обучения на уроках русского языка. // Эксперимент и инновации в школе. 2014. № 5. С.43–49. Ладыженская, Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка: учебное пособие/ Т.А. Ладыженская. – Москва: Просвещение, 2005 – 240с.Леонтьева, В.И. Образование как феномен культуротворчества/ В.И. Леонтьева - М: Социс, 2005. - 142с. Лодыженская, А.А. Тростенцова и др., н. ред. Н.М. Шанский.4-е изд. М.: Просвещение. 2011 – 256 с.Львова, С.И. Развитие языкового чутья и опора на него в обучении родному языку. /С.И.Львова // Русская словесность. 2013. - №1.- С. 9-10. Львова, С.И. Школьный курс русского языка в контексте современного целеполагания /С.И.Львова// Русская словесность. 2004. - №3.Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории.-М.:Педагогика, 1975. - 258 с.Маслова, В.А. Лингвокультурология: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.А. Маслова. М.: Academia, 2001. - 208 с. 87.Мишатина Н.Л. Лингвокультурологические задачи на уроках русского языка// РЯШ. – 2005. - №4Мишатина, Н. Л. Лингвокультурологические задачи на уроках русского языка./Н.Л. Мишатина // Русский язык в школе. – 2005. - №4.- С.11-14. Мишатина, Н. Л. Современная методика: инновационный путь развития. /Н.Л. Мишатина // Русский язык в школе. – 2011. - №2. – С.6-8.Новикова, Т. Ф. Культурологический подход к преподаванию русского языка в аспекте регионализации образования: моногр. / Т. Ф. Новикова. — Белгород : Изд-во БелГУ, 2007. — 296 с.Новикова, Т. Ф. Культурологический подход к преподаванию русского языка: от теории к практике. /Л.И. Новикова / Русский язык в школе. – 2006. - №3. – С.15- 18Оганесян И.Т. Методы активного социально-психологического обучения: тренинги, дискуссии, игры. - М.: Ось-89, 2002. – 176 с.Овчинникова К.Р. Дидактические инструменты вчера и сегодня. // Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. № 6. С.36–41. Пахнова Т.М. Развивающая речевая среда как средство приобщения к культуре / Т.М. Пахнова // Русский язык в школе. – 2003. – № 4. – С. 8-16. Пашкова Е.И. Формирование культуроведческой компетенции при изучении раздела «Лексика»: 5-6 классы общеобразовательной школы: авторефер. дисс. канд. пед. наук / Елена Ивановна Пашкова. – Москва, 2009. – 27 с. – URL: http://nauka-pedagogika.com/ (дата обращения 18.03.2016)Пахнова, Т. М. Развивающая речевая среда как средство приобщения к культуре /Т.М. Пахнова// Русский язык в школе. – 2013. – №4.- С.8-16.Русский язык. 6-ой класс. Учебник для общеобразовательной организации с приложением на электронном носителе в 2-х ч. / М.Т Баранов, Т.А. – 318 с.Сабитова, Д. Р. Методическая целесообразность использования технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы / Д. Р. Сабитова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 18 (77). — С. 817-819. — URL: https://moluch.ru/archive/77/13422/ (дата обращения: 19.12.2021).Старченко Г. Н. Формирование культуроведческой компетенции на уроках русского языка // Научные итоги года: достижения, проекты, гипотезы. 2012. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kulturovedcheskoy-kompetentsii-na-urokah-russkogo-yazyka (дата обращения: 19.12.202121Смирницких О.Н., Провоторова Т.В., Плёхова Н.И. Повышение качества знаний на уроках русского языка и литературы через использование информационных технологий.// Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2014. № 6. С.62–64Терехова С.Е. Формирование культуроведческой компетенции учащихся 5-6 классов в процессе системной работы с устаревшей культурно-маркированной лексикой: дисс. … канд. пед. наук / С. Е. Терехова. – Белгород, 2014. – 223 с.Шумейко, О. Н. Реализация системно-деятельностного подхода в процессе обучения / О. Н. Шумейко. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 18-25. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/188/9804/ (дата обращения: 19.12.2021).
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Сделать презентацию на тему Виды расчетов предприятий.
Другое, Экономика и управление предприятием
Срок сдачи к 31 окт.
Учет основных средств вариант 11 26 января 20?г
Решение задач, Бухгалтерский учет
Срок сдачи к 31 окт.
Политика кондефециальности защиты информации в управлении документацией
Реферат, Документационное обеспечение управления
Срок сдачи к 3 нояб.
Решить 5 задач по вероятности и статистике
Решение задач, Вероятность и статистика
Срок сдачи к 30 окт.
Тезисы по теме исследования
Статья, Креативная деятельность и социокультурное проектирование в образовании
Срок сдачи к 2 нояб.
Средства и методы развития координационных способностей у баскетболистов 8-11 лет
Курсовая, Избранный вид спорта
Срок сдачи к 10 нояб.
Диплом по предмету «Педагогическое образование»
Диплом, Педагогическое образование
Срок сдачи к 13 дек.
Тема: Применение графически-иллюстративного материала в обучении...
Диплом, Литература
Срок сдачи к 7 нояб.
Написать курсовую работу "Фотографирование при проверке показаний на месте"
Курсовая, Судебная Фотография
Срок сдачи к 26 нояб.
Две презентации на любые темы из списка
Презентация, Основы безопасности и защиты родины
Срок сдачи к 31 окт.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!