это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3702403
Ознакомительный фрагмент работы:
ВВЕДЕНИЕАктуальность темы. В последние годы значительно увеличилось число детей, страдающих речевыми нарушениями. Во многом это обусловлено и снижением физической активности, перекосом воспитания на применение электронных игровых средств. Ранняя коррекция речи детей до 3-х лет, в сенситивный период развития ребенка, наиболее эффективна. Дети 4-6 лет требуют особого внимания педагогов и психологов, так как недоразвитие речи является важнейшим симптомом задержки психического развития и более тяжелых форм умственного отставания. Однако следует обратить внимание, что в практике медицинских и образовательных учреждений до сих пор не в полном объеме применяются эффективные коррекционные методики адаптивной физической культуры по обучению, оздоровлению и реабилитации указанного контингента.Цель курсовой работы - коррекция нарушений речи у детей дошкольного возраста средствами адаптивной физической культуры.Объект данной работы – адаптивная физическая культура.Предмет исследования – подвижные игры с речевым сопровождением для детей с общим недоразвитием речи.Исходя из данной цели курсовой работы, необходимо решить такие задачи:определить основные компоненты адаптивной физической культуры;использование средств адаптивной физической культуры в образовательном процессе детей с тяжелыми нарушениями;рассмотреть физическое воспитание детей с нарушением речи;рассмотреть подвижные игры с речевым сопровождением для детей с общим недоразвитием речи.1. Теоретические аспекты адаптивной физической культурыОсновные компоненты адаптивной физической культуры Адаптивное физическое воспитание (образование) – вид адаптивной физической культуры, удовлетворяющий потребности человека с ограниченными возможностями здоровья в его подготовке к жизни, бытовой и трудовой деятельности, в формировании положительного и активного отношения к адаптивной физической культуре. В процессе занятий адаптивным физическим воспитанием формируется комплекс специальных знаний, жизненно и профессионально необходимых двигательных умений и навыков, развиваются основные физические и психические качества, повышаются функциональные возможности различных органов и систем, развиваются, сохраняются и используются в новом качестве оставшиеся в наличии телесно-двигательные характеристики. Основная цель адаптивного физического воспитания состоит в формировании у занимающихся осознанного отношения к своим силам, твердой уверенности в них, готовности к смелым и решительным действиям, преодолению необходимых для полноценного функционирования субъекта физических нагрузок, а также потребности в систематических занятиях физическими упражнениями и в осуществлении здорового образа жизни в соответствии с рекомендациями валеологии. В процессе активного адаптивного физического воспитания, которое должно начинаться с момента рождения ребенка или с момента обнаружения той или иной патологии, первостепенное внимание уделяется задачам коррекции основного дефекта, сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений, выработке компенсаторных механизмов осуществления жизнедеятельности, если коррекция не удается, профилактической работе. Именно здесь огромное значение приобретают так называемые межпредметные связи, когда в процессе занятий физическими упражнениями осуществляется освоение умственных, сенсорно-перцептивных, двигательных действий и понятий, происходит умственное, нравственное, эстетическое, трудовое и другие виды воспитания. Очень важен этот компонент адаптивной физической культуры и в случае приобретенной патологии или инвалидности, когда человеку приходится заново обучаться жизненно и профессионально важным умениям и навыкам (ходьбе на протезах, пространственной ориентации в случае потери зрения и т.д.). Адаптивный спорт – компонент адаптивной физической культуры, удовлетворяющий потребности личности в самоактуализации, в максимально возможной самореализации своих способностей, сопоставлении их со способностями других людей; потребности в коммуникативной деятельности и социализации. При многих заболеваниях и видах инвалидности адаптивный спорт является практически единственной возможностью удовлетворения одной из главнейших потребностей человека-потребности в самоактуализации, поскольку профессионально-трудовая, общественно-политическая и другие виды деятельности оказываются недоступными.Содержание адаптивного спорта направлено прежде всего на формирование у инвалидов высокого спортивного мастерства и достижение ими наивысших результатов в его различных видах в состязаниях с людьми, имеющих аналогичные проблемы со здоровьем. Основу адаптивного спорта составляет соревновательная деятельность и целенаправленная подготовка к ней, достижение максимальных адаптационно компенсаторных возможностей на доступном биологическом уровне, совершенствование индивидуальной спортивной техники за счет сохранных функций. Подготовка к соревнованиям рассматривается как врачебнопедагогический процесс, где в оптимальном соотношении задействованы лечебные и педагогические средства, обеспечивающие реализацию физического, интеллектуального, эмоционально-психического потенциала спортсменаинвалида, удовлетворяющие эстетические, этические, духовные потребности, стремление к физическому совершенствованию. Адаптивный спорт развивается в настоящее время преимущественно в рамках крупнейших международных паралимпийского, специального и сурдолимпийского движений. Основная цель адаптивного спорта заключается в формировании спортивной культуры инвалида, приобщении его к общественно-историческому опыту в данной сфере, освоении мобилизационных, технологических, интеллектуальных и других ценностей физической культуры. Адаптивный спорт как социальное явление можно сравнить с лакмусовой бумажкой, позволяющей дать объективную оценку реализуемой в обществе аксиологической концепции отношений к инвалидам и лицам с отклонениями в состоянии здоровья: действительно ли инвалиды воспринимаются как равные, имеющие право на самостоятельный выбор пути.Адаптивная двигательная рекреация — компонент (вид) адаптивной физической культуры, позволяющий удовлетворить потребности человека с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалида) в отдыхе, развлечении, интересном проведении досуга, смене вида деятельности, получении удовольствия, в общении. Содержание адаптивной двигательной рекреации направлено на активизацию, поддержание или восстановление физических сил, затраченных инвалидом во время какого-либо вида деятельности (труд, учеба, спорт и др.), на профилактику утомления, развлечение, интересное проведение досуга и вообще на оздоровление, улучшение концентрации, повышение уровня жизнестойкости через удовольствие или с удовольствием. Наибольший эффект от адаптивной двигательной рекреации, основная идея которой заключается в обеспечении психологического комфорта и заинтересованности занимающихся за счет полной свободы выбора средств, методов и форм занятий, следует ожидать в случае ее наполнения оздоровительными технологиями профилактической медицины. Использование средств адаптивной физической культуры в образовательном процессе детей с тяжелыми нарушениями речи Дети с нарушениями речи ограничены в первую очередь в речевом общении. Нарушения эти весьма разнообразны. К тяжелым относят афазию, алалию, ринолалию, дизартрию, выраженные формы заикания. При таких заболеваниях, как детский церебральный паралич, умственная отсталость, задержка психического развития, нарушения слуха, нарушения речи встречаются в виде вторичных и имеют менее выраженный характер. В любом случае нарушение касается компонентов языковой системы: фонетики, лексики, грамматики. Такие дети неверно произносят звуки, не различают на слух и в произношении близкие по звучанию звуки (б–п, в–ф, м–мь, д–дь), искажают слоговую структуру слов, не могут воспроизвести ряд слов, близких по звучанию (кот – кит – ток, бык – бак – бок). Наиболее характерные лексические трудности касаются называния частей предметов и объектов (кабина, сиденье, фундамент, подъезд); глаголов, выражающих оттенки действия (лакает, лижет, грызет, откусывает — все выражается словом «ест»); приставочных глаголов (подплыл, переплыл, всплыл); антонимов (гладкий – шершавый, глубокий – мелкий); относительных прилагательных (шерстяной, глиняный, песчаный). Поэтому у таких детей низкий словарный запас. Л. С. Выгодский указывал на огромную роль устной речи в развитии и воспитании аномальных детей, поскольку речь является средством накопления социального опыта и участия в социальной жизни. Часто дефекты речи тяжело сказываются на общем развитии ребенка, не позволяя ему полноценно общаться и играть со сверстниками, затрудняют познание окружающего мира, отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка. При организации образовательного процесса детей с тяжелыми нарушениями речи (далее — ТНР) должны создаваться условия, способствующие устранению или минимизации первичного дефекта, нормализации моторной сферы, состояния высшей нервной деятельности, соматического здоровья. В области физического развития ребенка основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для: - становления у детей ценностей здорового образа жизни; - овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.); - развития представлений о своем теле и своих физических возможностях; - приобретения двигательного опыта и совершенствования двигательной активности; - формирования начальных представлений о некоторых видах спорта, овладения подвижными играми с правилами. В сфере становления у детей ценностей здорового образа жизни взрослые способствуют развитию у детей ответственного отношения к своему здоровью. Они рассказывают детям о том, что может быть полезно и что вредно для их организма, помогают детям осознать пользу здорового образа жизни, соблюдения его элементарных норм и правил, в том числе правил здорового питания, закаливания и пр. Взрослые способствуют формированию полезных навыков и привычек, нацеленных на поддержание собственного здоровья, в том числе формированию гигиенических навыков. Создают возможности для активного участия детей в оздоровительных мероприятиях. В сфере совершенствования двигательной активности детей, развития представлений о своем теле и своих физических возможностях, формировании начальных представлений о спорте взрослые уделяют специальное внимание развитию у ребенка представлений о своем теле, произвольности действий и движений ребенка. Для удовлетворения естественной потребности детей в движении взрослые организуют пространственную среду с соответствующим оборудованием как внутри помещения, так и на внешней территории (горки, качели и т. п.); подвижные игры (как свободные, так и по правилам), занятия, которые способствуют получению детьми положительных эмоций от двигательной активности, развитию ловкости, координации движений, силы, гибкости, правильного формирования опорно-двигательной системы детского организма. Взрослые поддерживают интерес детей к подвижным играм, занятиям на спортивных снарядах, упражнениям в беге, прыжках, лазании, метании и др.; побуждают детей выполнять физические упражнения, способствующие развитию равновесия, координации движений, ловкости, гибкости, быстроты. Взрослые проводят физкультурные занятия, организуют спортивные игры в помещении и на воздухе, спортивные праздники; развивают у детей интерес к различным видам спорта, предоставляют детям возможность кататься на коньках, лыжах, ездить на велосипеде, плавать, заниматься другими видами двигательной активности. Описание образовательной деятельности по направлению «Физическое развитие» представлено в содержательном разделе ПАООП дошкольного образования детей с ТНР: Содержание физического развития детей младшего дошкольного возраста. Задачи образовательной области «Физическое развитие» для детей с ТНР решаются в разнообразных формах работы (занятие физкультурой, утренняя зарядка, бодрящая зарядка после дневного сна, подвижные игры, физкультурные упражнения, прогулки, спортивные развлечения, лечебная физкультура, массаж и закаливание, а также воспитание культурно-гигиенических навыков и представлений о здоровом образе жизни). Характер решаемых задач позволяет структурировать содержание образовательной области «Физическое развитие» по следующим разделам: 1) физическая культура; 2) представления о здоровом образе жизни и гигиене. Образовательную деятельность в рамках образовательной области «Физическое развитие» проводят воспитатели, инструктор по физической культуре, согласуя ее содержание с медицинскими работниками. Активными участниками образовательного процесса в области «Физическое развитие» должны стать родители детей, а также все остальные специалисты, работающие с детьми. В работе по физическому развитию детей с ТНР помимо образовательных задач, соответствующих возрастным требованиям образовательного стандарта, решаются развивающие, коррекционные и оздоровительные задачи, направленные на воспитание у детей представлений о здоровом образе жизни, приобщение их к физической культуре. Задачи образовательной области «Физическое развитие» решаются в ходе непосредственной образовательной деятельности по физическому развитию, утренней гимнастики, прогулок, физкультурных досугов и праздников; в процессе проведения оздоровительных мероприятий (занятий лечебной физкультурой, массажа, закаливающих процедур); в совместной деятельности детей со взрослыми по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания; на музыкальных занятиях (музыкально-дидактических, в имитационных играх, играх с воображаемыми объектами, при выполнении музыкально-ритмических движений и т. д.); в играх и упражнениях, направленных на сенсомоторное развитие; в специальных играх и упражнениях, в процессе которых воспроизводятся основные движения, формируются естественные жесты, мимика; в подвижных играх и подвижных играх с музыкальным сопровождением; в индивидуальной коррекционной, в том числе логопедической, работе с детьми с ТНР. В логике построения «Программы» образовательная область «Физическое развитие» должна стать интегрирующей сенсорно-перцептивное и моторнодвигательное развитие детей. 2. Содержание физического развития детей среднего дошкольного возраста Задачи образовательной области «Физическое развитие» для детей с ТНР решаются в разнообразных формах работы. Характер решаемых задач позволяет структурировать содержание образовательной области «Физическое развитие» по следующим разделам: 1) физическая культура; 2) представления о здоровом образе жизни и гигиене. Образовательную деятельность в рамках образовательной области проводят воспитатели, инструктор по физической культуре, согласуя ее содержание с медицинскими работниками. Активными участниками образовательного процесса должны стать родители, а также все остальные специалисты, работающие с детьми. Реализация содержания образовательной области помимо непосредственно образовательных задач, соответствующих возрастным требованиям образовательного стандарта, предполагает решение развивающих, коррекционных и оздоровительных задач, воспитание у детей представлений о здоровом образе жизни, приобщение их к физической культуре. В этот период реализация задач образовательной области «Физическое развитие» должна стать прочной основой, интегрирующей сенсорноперцептивное и моторно-двигательное развитие детей с нарушением речи 3. Содержание физического развития детей старшего дошкольного возраста. В ходе физического воспитания детей с ТНР большое значение приобретает формирование у детей осознанного понимания необходимости здорового образа жизни, интереса и стремления заниматься спортом, желания участвовать в подвижных и спортивных играх со сверстниками и самим организовывать их. На занятиях физкультурой реализуются принципы ее адаптивности, концентричности в выборе содержания работы. Этот принцип обеспечивает непрерывность, преемственность в обучении и воспитании. В структуре каждого занятия выделяются разминочная, основная и релаксационная части. В процессе разминки мышечно-суставной аппарат ребенка подготавливается к активным физическим нагрузкам, которые предполагаются в основной части занятия. Релаксационная часть помогает детям самостоятельно регулировать свое психоэмоциональное состояние и нормализовать процессы возбуждения и торможения. Продолжается физическое развитие детей (объем движений, сила, ловкость, выносливость, гибкость, координированность движений). Потребность в ежедневной осознанной двигательной деятельности формируется у детей в различные режимные моменты: на утренней зарядке, на прогулках, в самостоятельной деятельности, во время спортивных досугов и т. п. Физическое воспитание связано с развитием музыкально-ритмических движений, с занятиями логоритмикой, подвижными играми. Кроме этого, проводятся лечебная физкультура, массаж, различные виды гимнастик (глазная, адаптационная, корригирующая, остеопатическая), закаливающие процедуры, подвижные игры, игры со спортивными элементами, спортивные праздники и развлечения. При наличии бассейна детей обучают плаванию, организуя в бассейне спортивные праздники и другие спортивные мероприятия. Продолжается работа по формированию правильной осанки, организованности, самостоятельности, инициативы. Во время игр и упражнений дети учатся соблюдать правила, участвуют в подготовке и уборке места проведения занятий. Взрослые привлекают детей к посильному участию в подготовке физкультурных праздников, спортивных досугов, создают условия для проявления их творческих способностей в ходе изготовления спортивных атрибутов и т. д. В этот возрастной период в занятия с детьми с ТНР вводятся комплексы аэробики, а также различные импровизационные задания, способствующие развитию двигательной креативности детей. Для организации работы с детьми активно используется время, предусмотренное для их самостоятельной деятельности. На этой ступени обучения важно вовлекать детей с ТНР в различные игры-экспериментирования, викторины, игры-этюды, жестовые игры, предлагать им иллюстративный и аудиальный материал и т. п., связанный с личной гигиеной, режимом дня, здоровым образом жизни. В этот период педагоги разнообразят условия для формирования у детей правильных гигиенических навыков, организуя для этого соответствующую безопасную, привлекательную для детей, современную, эстетичную бытовую среду. Детей стимулируют к самостоятельному выражению своих потребностей, к осуществлению процессов личной гигиены, их правильной организации (умывание, мытье рук, уход за своим внешним видом, использование носового платка, салфетки, столовых приборов, уход за полостью рта, соблюдение режима дня, уход за вещами и игрушками). В этот период является значимым расширение и уточнение представлений детей с ТНР о человеке (себе, сверстнике и взрослом), об особенностях внешнего вида здорового и заболевшего человека, об особенностях своего здоровья. Взрослые продолжают знакомить детей на доступном их восприятию уровне со строением тела человека, с назначением отдельных органов и систем, а также дают детям элементарные, но значимые представления о целостности организма. В этом возрасте дети уже достаточно осознанно могут воспринимать информацию о правилах здорового образа жизни, важности их соблюдения для здоровья человека, о вредных привычках, приводящих к болезням. Очень важно, чтобы дети усвоили речевые образцы того, как надо позвать взрослого на помощь в обстоятельствах нездоровья. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. По мере овладения ребенком двигательными навыками у него развивается и координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает и совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д. Для детей с речевыми нарушениями проговаривание стихов и другого речевого материала одновременно с движениями дает ряд преимуществ: речь ритмизуется движениями, становится более громкой, четкой и эмоциональной. Установлено, что на формирование речи влияют такие факторы, как моторика мелких мышц кисти, координационные способности; дыхание, осанка, фонематический слух (т. е. четкое представление ребенком звуковой структуры слова), четкость артикуляции (или звукопроизношения), зрительно-двигательная координация. Для успешной коррекции речевых нарушений недостаточно усилий логопеда, здесь необходимо сочетание элементов речевой подготовки с развитием двигательных способностей детей.В подвижных играх создаются благоприятные условия для развития тех способностей, от которых зависит формирование правильной речи. Поэтому главными педагогическими задачами являются следующие: развивать моторику мелких мышц кисти; развивать координационные способности; совершенствовать функцию дыхания в процессе выполнения физических упражнений; формировать осанку и предупреждать ее нарушение; развивать устную речь при выполнении физических упражнений; формировать фонематический слух при помощи физических упражнений в процессе игры; формировать четкость артикуляции в процессе выполнения физических упражнений; формировать зрительно-двигательную координацию в процессе выполнения физических упражнений.2. Коррекция нарушений речи у детей дошкольного возраста средствами адаптивной физической культурыФизическое воспитание детей с нарушением речи К категории дошкольников с нарушениями речи относятся дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохраненном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они различаются по форме и степени. Одни формы нарушений проявляются в фонетической, другие в смысловой стороне речи, словарном запасе, грамматическом строе. Особое место занимают нарушения темпа и плавности речи. У детей с нарушениями речи наблюдается отставание психомоторного развития по различным параметрам: - по развитию физических качеств. Дети с расстройствами речи отличаются от здорового низкого уровня ловкости и быстроты. По выносливости, силе и гибкости различий нет - по степени сформированности двигательных навыков. Дети с расстройствами речи отличаются от здоровых детей отсутствием автоматизации движений и низкой обучаемостью. Эти особенности сопряжены с низким уровнем развития когнитивных процессов (восприятия, внимания, памяти). В этой связи занятия физическими упр. должны способствовать коррекции не только двигательного, но речевого, эмоционального и общего психического развития. Этиология речевых расстройств так многообразна, и структура дефекта настолько неоднородна, что составление коррекционного курса по физическому воспитанию должно опираться только на результаты развернутого психомоторного обследования детей и оценку сформированности двигательных навыков в соответствии с возрастной нормой. Обследование показало, что дети с нарушением речи имеют нарушения опорнодвигательного аппарата. Следовательно, предметом особого внимания служит работа над осанкой, т. к. тяжелая походка (на всю стопу, боковые раскачивания тела, полусогнутые ноги, опускание головы, неравномерность шагов обычно бывают главной проблемой детей с задержкой речевого развития. У этих детей снижена двигательная активность из-за нарушений общей и мелкой моторики, координации движений, равновесия.Для детей с речевыми нарушениями автоматизацию движений необходимо проводить с речевым сопровождением, то есть при проговаривании различных стихотворных текстов. Ритм стихов помогает подчинить движения тела определенному темпу, сила голоса определяет их амплитуду и выразительность. Необходимо постоянно контролировать физическое состояние детей. Дети, с нарушением речи, как правило, относятся ко второй - третьей группам здоровья. У многих из них есть противопоказания, которые необходимо учитывать на занятиях физическими упражнениями. В работе с этими детьми надо исключить следующие виды движения: спрыгивания с возвышенности, прыжки в длину и в высоту, резкие движения позвоночника, кувырки и т. д. В начале занятия проводить упражнения на разгрузку позвоночника – лежа на полу, фитболе. Игры и упражнения направлены на формирование правильной осанки, укрепление мышечного корсета и укрепление сводов стопы. Освоению каждого упражнения способствует музыка и стихотворные строчки, которые приучают ребенка выполнять упражнения в определенном ритме, координируя движения и речь. Использование ребенком подобных упражнений со стихами стимулирует речь, активизирует артикуляцию и силу голоса, что также является отличительной и необходимой составляющей в работе с детьми логопедических групп. Особое внимание, необходимо уделять дыхательным упражнения, учитывая, что наряду с работой над физиологическим дыханием, осуществляется коррекция речевого дыхания, то есть работа над коротким вдохом и длительным речевым выдохом. Дыхательные упражнения проводятся без музыки. Необходимо помнить, что дыхательная гимнастика должна выполняться в медленном темпе, спокойно, без напряжения, с паузами отдыха, не вызывая дыхательного дискомфорта. Обучение проводиться под контролем педагога и по его показу. Для этого предлагаются дыхательные упражнения в образном оформлении, чтобы детям были более понятны их действия при вдохе и выдохе. Вдоху способствуют упражнения, связанные с выпрямлением туловища, разведением рук в стороны; выдоху – упражнения в сгибании туловища вперед, приседании, сведение и опускание рук. Важным средством физического воспитания детей являются подвижные игры. Для детей с речевыми нарушениями необходимо, чтобы эти игры сочетались с текущей логопедической работой и являлись стимулирующим дополнительным коррекционным средством, способствующим психомоторной и речевой коррекции. Учитывая, что недостатки речи детей тесно связаны с нарушением развития мелкой моторики, в частности мышц кисти, надо использовать упражнения на развитие «ручной умелости» и отводить им значительное место в процессе физического совершенствования. Помощь детям с нарушением речи состоит из организации физкультурно- оздоровительных мероприятий, направленных на укрепление нервной системы. Поэтому на занятиях создается положительный эмоциональный фон, речь педагога плавная, певучая, спокойная. Целенаправленно создаются ситуации, помогающие детям почувствовать себя ловкими и сильными. В результате проводимой работы и использования индивидуально- дифференцированного подхода у детей логопедических групп наблюдается положительная динамика: - Вырабатываются навыки правильной осанки, укрепляется мышечный корсет; - Происходит увеличение выносливости, силы мышц спины, брюшного пресса, увеличиваются показатели динамометрии; - У детей логопатов повышается двигательная активность за счет снижения моторной напряженности, движения приобретают плавность, скоординированность, появляется моторная ловкость; - У детей развивается образная речь как способ выражения отношения к миру и самовыражения. 2.2 Подвижные игры с речевым сопровождением для детей с общим недоразвитием речиДети с тяжелыми нарушения речи часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Многие с трудом выдерживают длительное пребывание в коллективе. Для детей с дизартрическими нарушениями речи характерна скованность, плохая переключаемость. Отрицательно сказывается на здоровье детей и то, что немало времени они проводят в сидячем положении. Специальные исследования детей, имеющих речевую патологию, свидетельствуют о наличии у них особенностей состояния двигательной сферы. Это может быть недостаточная координация сложных движений, неточность, моторная неловкость, отставание от темпа выполнения движений, нарушение плавности и амплитуды выполняемых движений в упражнениях по показу и по словесной инструкции. В связи с этим важно уделять серьезное внимание тем видам работы, которые помогли бы детям закрепить моторные навыки, догнать своих сверстников по физическому развитию. Дети с общим недоразвитием речи нуждаются в специальных упражнениях для развития общей моторики, для улучшения координации движения и слова, выработки чувства ритма, преодоления моторной неловкости. Лучшее средство от гиподинамии – подвижная игра. Планируя работу, воспитатели должны четко представлять реальность физических возможностей каждого ребенка и дифференцированно подбирать подвижные игры. Подвижная игра с выраженным эмоциональным характером – одно из самых любимых занятий дошкольников. И если она правильно подобрана педагогом с учетом возможностей ребят (как физических, так и речевых), с пониманием задач каждого этапа коррекционного процесса при правильном, умелом руководстве со стороны взрослого, то окажет неоценимую помощь в работе с детьми. Подвижные игры, нормализуя моторную функцию ребенка, помогают решить и ряд других коррекционно-воспитательных задач: - повышают активность, - развивают подражательность, - формируют игровые навыки, - совершенствуют просодические компоненты речи, - поощряют творческую активность детей. Подвижные игры одновременно помогают успешному формированию речи. Они способствуют также развитию чувства ритма, гармоничности движений, положительно влияют на психологическое состояние детей. Чтобы игра достигла цели, необходимо учитывать ее характер и время проведения. Так, например, после занятий физическим трудом лучше поиграть в спокойные малоподвижные игры. У детей с речевой патологией недостаточно сформированы пространственные представления, с трудом формируются не только речевые, но и двигательные стереотипы. Все это требует определенной специфики проведения подвижных игр. Рекомендуется иногда обращаться к игровому материалу, предназначенному детям младшей группы, адаптируя, изменяя его с учетом особенностей работы логопедических групп. Так, прежде чем педагог предложит детям подвижную игру, он должен заблаговременно познакомить их с элементами игры, выучить заранее текст игры, поупражнять в тех движениях, которые им трудны. Сам воспитатель принимает активное участие в игре, помогая, подбадривая, отмечая малейшие успехи тех, кто с трудом или частично справляется с заданием. Необходимо проявить терпимость к детям, которые не могут или не понимают и, в связи с этим неправильно выполняют задания старшего. Каждый ребенок должен участвовать в игре, выполняя посильные для него игровые действия, по возможности стараясь подражать ведущему и товарищам, выполнять вместе с педагогом. Важно, чтобы у детей появилась уверенность в своих силах. Ниже приводится примерный перечень подвижных игр с речевым сопровождением, которые можно рекомендовать воспитателю специальной группы. Игра «Волк, пастух и гуси». (для закрепления звука Г).Следить, чтобы дети говорили громко и четко. Текст выучить заранее. Пастуха и волка выбирает воспитатель. Пастух. Есть хотите? Пастух. Ну, летите. Гуси. Нам нельзя. Серый волк под горой не пускает нас домой. Пастух. Ну, летите, как хотите, только крылья берегите. Гуси бегут, волк ловит гусей. Пойманные выходят из игры. Игра «Тишина». (для закрепления звука Ш). Дети, взявшись за руки, ходят вокруг Маши или Миши и тихо говорят.Тише, тише, Маша (Миша) пишет, Наша Маша буквы пишет. А кто Маше помешает, Того Маша догоняет. После этих слов дети разбегаются. Кого поймали должен придумать слово на звук Ш. Игра «Жуки». (для закрепления звука Ж). Дети изображают жуков, сидят на стульчиках и говорят: Я на ветке сижу, Я на ветке сижу, Букву Ж все твержу. Зная твердо букву эту, Я жужжу весной и летом. По сигналу воспитателя «жуки» полетели на поляну. Там они летают, греются на солнышке и жужжат «ж-ж-ж». По сигналу «дождь» летят в домишки (на стульчики). Следить, чтобы дети произносили текст четко, чтобы дети-жуки летали медленно, плавно. Игра «Пила». (для закрепления звука Л). Дети парами, взявшись за руки крест-накрест, «пилят» дрова и говорят:Наскочила на сучок, Лопнула и стала, Текст разучить заранее. Воспитатель следит, чтобы дети говорили громко, сочетая слова с движениями рук. Игра «Вороны». (для закрепления звука Р). Дети делятся на 3 группы: вороны, собаки и елки. Елки становятся в круг и, опустив руки, говорят: Елки: Как под елочкой зеленой скачут, каркают вороны. Елки: Из-за корочки подрались. Елки: Вот собаки прибегают, и вороны улетают.Собаки ловят ворон. Вороны улетают в свое гнездо (заранее отведенное место). Потом дети меняются ролями. Игра «У медведя во бору…» (для закрепления звука Р). Воспитатель выбирает медведя. На одном конце площадки проводится черта. Это опушка леса – там живет медведь. На противоположной стороне линия – дом детей. Дети направляются к опушке леса, собирая грбы, ягоды. У медведя во бору Грибы, ягоды беру, А медведь сидит Догоняет детей. Пойманного медведь отводит к себе. Игра «Подарки». (игра с разнообразными движениями). Взявшись за руки, дети образуют хоровод. Выбирают водящего, он становится в круг. Принесли мы всем подарки, Кто захочет, тот возьмет. Вот вам кукла с лентой яркой, Конь, волчок и самолет. Дети останавливаются, а стоящий в кругу называет подарок. Если он называет коня, дети изображают, как скачет конь: бегут друг за другом, высоко поднимая ноги, руки протянуты вперед, корпус слегка отклонен назад если куклу – они пляшут на месте лицом к центру круга если волчок – кружатся на месте, потом присаживаются если самолет – подражают полету самолета. Когда водящий скажет «стоп», замедляют ход и плавно опускаются на корточки. Изображая ту или иную игрушку, дети говорят слова: Скачет конь наш, чок, чок, чок. Слышен топот быстрых ног. Вот как кружится волчок, Прожужжал и на бок лег. Кукла, кукла, попляши, Красной лентой помаши. Самолет летит, летит, Летчик смелый в нем сидит. Стоящий в кругу ребенок выбирает игрушку – одного из участника игры. Тот, кого выбрали, идет на середину круга, и игра начинается снова. На противоположных сторонах площадки два дома. Играющие располагаются на одной стороне. Два водящих становятся посредине площадки – это два Мороза. Игра «Мороз Синий нос и Мороз Красный нос». Мы два брата молодые, Два Мороза удалые: Я Мороз – Красный нос, Я Мороз – Синий нос. Ну-ка, кто из вас решится В путь – дороженьку пуститься? Все играющие хором отвечают: Не боимся мы угроз, И не страшен нам мороз. После слова «мороз» все дети перебегают на противоположную сторону, а Морозы стараются их заморозить. Рабочая программа коррекционно-развивающей для детей с общим недоразвитием речи (II, III уровень речевого развития). Второй год обучения.Игра большой подвижности «Ловишка». По считалке выбирается ловишка, который становится в центре зала. Остальные игроки встают вокруг него, образуя круг, берутся за руки. По сигналу педагога дети начинают движение в правую сторону, повторяя за педагогом слова: - Ау-ау-аукаем, Весну приаукиваем. Весна! Весна! Красным-красна! Весна пришла, Свет, тепло принесла! Весну встречаем, В ловишки играем! Раз, два, три, лови! После слов «раз, два, три — лови!» дети врассыпную разбегаются по спортивному залу. Ловишка ловит их, дотрагиваясь рукой. Пойманные дети отходят в сторону. Когда ловишка поймает 2—3-х игроков, игра останавливается. Выбирается новый водящий, игра повторяется! Игра малой подвижности «Мухомор». Инвентарь: конус из пластмассы или картона высотой 40—50 см, к верхней части которого прикреплен кружок из красного картона с нарисованными на нем белой гуашью крапинами (d кружка 10—15 см). Это «мухомор». Играющие встают в круг посередине зала, берутся за руки. В центр круга ставится конус — «мухомор». Педагог находится несколько в стороне от круга, читает текст, который дети хором произносят вместе с ним:- Перед нами бор, А в бору — мухомор. Мухомор стоит, На детей глядит. Мухомор кто возьмет, Тот из круга уйдет. Закончив чтение стихотворения, играющие начинают двигаться, приплясывать вокруг поставленного в центре круга «мухомора». При этом каждый из игроков старается подтянуть своих соседей к «мухомору», чтобы они его сдвинули с места или свалили. Кто подвинет или уронит «мухомор», выходит из круга и встает около педагога. «Мухомор» устанавливается на прежнее место, игра повторяется. Подвижная игра с речевым сопровождением «Бьют часы». Играющие встают в круг на небольшом расстоянии друг от друга, поворачиваются лицом в центр. - Часы бьют раз, Часы бьют два, Часы бьют три. Хлопают в ладоши. Новый год, приходи! (Выполняют руками поступательные зовущие движения к себе). - Тебя ждали год, Стояли у ворот. А пришел мороз, Заморозил нам нос. (Шагают на месте) Нас, мороз, не пугай, С нами ты поиграй. (Выполняют наклоны вправо-влево, руки на пояс) В прятки ты поиграй, Да подарки нам дай. (Выполняют два приседания, руки в приседе — на колени) Конфеты, игрушки, Орехи, хлопушки. (Постукивают кулачками друг о друга) Будем веселиться, Танцевать, резвиться. (Прыгают на месте на двух ногах, руки произвольно) Игры на развитие мелкой моторики. (пальчиковые игры с произнесением рифмованного текста) Развитие мелкой моторики требует пристального внимания. Известна следующая закономерность: если развитие движений пальцев ребенка соответствует его возрасту, то и его речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и выше нормы. Научными исследованиями доказано, что движения пальцев рук стимулируют созревание центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. Для развития мелкой моторики подойдут упражнения и игры с мячами разного диаметра упражнения пальчиковой гимнастики и пальчиковые игры.• Пальчиковая игра «Белка - продавец». Сидит белка на тележке Продает она орешки. (Хлопают в ладоши) Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке толстопятому Заиньке усатому. (Поочередно загибают пальчики на правой руке, начиная с большого) Кому в платок, Кому в зобок. (Ударяют кулачками друг о друга) Кому в лапочку. (Показывают ладошки).ЗАКЛЮЧЕНИЕДля успешной коррекции речевых нарушений немаловажное значение имеет - физическая культура. Оздоровлению детского организма способствуют занятия, а также постановке диафрагмально-речевого дыхания, совершенствованию координации основных видов движений, мелкой моторики рук, артикуляционной моторики, обогащению словарного запаса, преодолению межполушарной асимметрии мозга, формированию положительных личностных качеств ребенка: общительности, воспитание самоконтроля, смелости, решительности, настойчивости, скромности, отзывчивости и др.Адаптивная физическая культура – вид общей физической культуры для людей с отклонениями в состоянии здоровья. Основная цель АФК – максимально полное развитие жизнеспособности человека, который имеет устойчивые отклонения в развитии. В работе с ребенком важен комплексный подход, который предусматривает логопедическое воздействие не только на специальных занятиях, но и в процессе всей образовательной деятельности, в том числе и на занятиях физической культурой.В коррекционно-логопедическом процессе необходимо понимать, что у ребенка с речевыми нарушениями нарушается формирование многих компонентов речевой системы (звуковой стороны речи, лексики, грамматического строя речи, фонематических процессов), а также наряду с соматической слабостью организма наблюдается отставание в развитии двигательной сферы, которая подразумевает плохую координацию движений, снижение ловкости и скорости выполнения движений. Помимо этого, у ребенка возможно будут трудности при выполнении движений по словесной инструкции.Общеразвивающие упражнения помогают занимающимся овладеть своими мышцами, научиться управлять своими движениями. В программу физического развития ребенка с нарушением речи помимо обязательного раздела по физкультуре, соответствующего возрасту, входят и специальные упражнения, которые обязательно проводятся совместно с воспитателем данной группы.БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОКБлыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж: методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / И. В. Блыскина. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2016. – 282 с.Вареник, Е.Н. Речевое развитие взаимодействие учителя-логопеда и физкультуре / Е.Н. З.А. Корлыханова, Китова. - М.: ТЦ Сфера, 2018. – 210 с.Волкова, Г. А. Логопедический учебник для студентов учебных заведений / Г. А. Москва: Гуманит. изд. центр. 2015. - 302 с. Гиниятуллина О.Р. Физическая культура как средство коррекции речевых нарушений у дошкольников / О. Р. Гиниятуллина. – 2015. – 263 с.Горбунова, О.В. Здоровьесберегающие технологии в образовании. Екатеринбург. 2014. - 256 с. Кириллова, Ю. А. Интегрированные занятия для дошкольников. - СПб.: 2015. – 204 с. Кириллова, Ю.А. Программа физического воспитания детей / СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ПРЕСС», 2013. - 268 с. Ковалова, Н.Г. Гимнастика для детей дошкольного возраста. - Учитель, 2016. - 186 с. Ладыгина Е. Б., Делягина О. Н. Средства адаптивной физической культуры в коррекционно-логопедическом процессе преодоления общего недоразвития речи у детей младшего дошкольного возраста / Ладыгина Е. Б., Делягина О. Н // «Ученые записки», – 2014. – С. 100–103.Мицан Е.Л. Проектирование и разработка коррекционно-развивающих программ для работы с детьми школьного возраста здоровья: учебно-методическое пособие / Е.Л. Мицан; МГТУ. - Магнитогорск: МГТУ, 2020. – 230 с.Мицан Е.Л., Скрипник Я.А. Использование здоровье сберегающих технологий в обучении, воспитании и коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ // В сборнике: Здоровьесберегающие и коррекционные технологии в современном образовательном пространстве. Сборник научных трудов по результатам международной научно-практической онлайн конференции, посвященной 75-летию ООН. 2020. С. 14-17.Обухова, Л. И. Коррекция речевых нарушений в процессе физкультурно-оздоровительной работы в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи / Л. И. Обухова, О. А. Лежанская, Н. В. Гриднева // Вопросы дошкольной педагогики. – 2016. – № 3 (6). – С. 57-60.Пензулаева, Физкультурные занятия: Пособие для дет. сада / Пензулаева. - М.: Просвещение. 2019. – 230 с. Филичева, Т. Б. Устранение недоразвития речи у дошкольного возраста: пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Москва: Айрис - 2014. - 324 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082
Курсовая, Транспортная логистика
Срок сдачи к 14 дек.
Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности
Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства
Срок сдачи к 13 дек.
Контрольная работа
Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления
Срок сдачи к 30 дек.
Написать курсовую по теме: Нематериальные активы и их роль в деятельности предприятия.
Курсовая, Экономика организации
Срок сдачи к 14 дек.
написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.
Доклад, Управение проектами
Срок сдачи к 13 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!