Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Генотип, свойства нервной системы и способности человека.

Тип Доклад
Предмет Общая психология

ID (номер) заказа
3704128

300 руб.

Просмотров
1014
Размер файла
47.77 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Введение
Психология прошла длинный путь развития, происходило изменение
понимания объекта, предмета и целей психологии. Отметим основные этапы
ее развития.
I этап — психология как наука о душе. Такое определение психологии
было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить
все непонятные явления в жизни человека.
II этап — психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в
связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать,
желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось
наблюдение человека за самим собой и описание фактов.
III этап — психология как наука о поведении. Возникает в XX веке.
Задача психологии — ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно
непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека
(мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).
IV этап — психология как наука, изучающая объективные
закономерности, проявления и механизмы психики.
Психологию определяют как научное исследование поведения и
внутренних психических процессов, так и практическое применение
получаемых знаний. Психология изучает мир субъективных (душевных)
явлений, процессов и состояний, осознаваемых или неосознаваемых самим
человеком.
Всем важно понять, что хотят, что могут окружающие нас люди, как
ориентироваться в особенностях личности, мотивах поведения, памяти и
мышления, характера и темперамента. Не имея таких ориентиров в сложных
процессах межличностного взаимодействия и общения, приходится нередко
идти вслепую, делая ошибки, совершая иной раз бестактность, приобретая
врагов там, где могли бы быть друзья. Не менее важно понять и свои
возможности, достоинства и недостатки, одним словом, уметь
психологически достоверно охарактеризовать самого себя как личность.
Этим задачам как раз и отвечает система знаний, именуемая
психологией. Она полезна просто человеку, так сказать, для личных целей,
чтобы понимать состояние своей собственной души, а при необходимости
сознательно вносить в него изменения (аутотренинг, нейролингвистическое
программирование, медитация); она необходима родителям и педагогам,
чтобы знать, что происходит в душах детей, оказывать им первую
психологическую помощь, корректировать их психическое развитие; она
просто необходима для делового человека, чтобы принимать ответственные
решения с учетом психологического состояния партнеров, умело
воздействовать на их симпатии и антипатии, убеждения и вкусы; без нее
также не обойтись инженеру, решающему задачи надежности действий
операторов.
Человек — биосоциальное существо, только живя в обществе,
формируется человеческая психика, поэтому специфика конкретного
общества, в котором живет человек, взаимоопределяет особенности его
психики, поведения, мировосприятия, социальных взаимодействий с другими
людьми. В связи с этим, на наш взгляд, углубленному пониманию психики
человека способствует знание основ социологии. Об этом красноречиво
свидетельствует бурное развитие социальной психологии, помогающей
понять, каким образом человек приобретает психические свойства социально-
ориентировочного поведения.
Сознание, мышление и многие другие психические явления не даны
человеческому индивиду от рождения, а формируются в онтогенезе
(индивидуальном развитии), в процессе его воспитания и образования.
Отсюда понятна связь психологии человека с педагогикой. Наконец,
психология находится в родственных отношениях с философией, поскольку
зародилась как особая научная дисциплина в ее недрах. Во всяком случае,
психологическое «измерение» личности трудно было бы выделить и изучить,
не ориентируясь на философское учение о человеке, специфике его бытия
(индивидуального и общественного), о природе человеческого сознания и
деятельности (1, стр. 11).

На рис. 1 обозначены основные понятия, через которые определяются
явления, изучаемые в психологии. С помощью этих понятий формулируются
названия двенадцати классов явлений, изучаемых в психологии.

процессы
состояния
свойства
индивидуальные
групповые
Внутренние психические
Внутренние поведенческие
Рис. 1 Основные понятия определяющие явления, изучаемые в психологии
[2].

1. Гены и генотип. Генетическое исследование

Геноти́п — совокупность генов данного организма, которая, в отличие
от понятия генофонд, характеризует особь, а не вид. Сходное понятие геном
обозначает совокупность генов, содержащихся в гаплоидном (одинарном)
наборе хромосом данного организма. Вместе с факторами внешней среды
геном определяет фенотип организма.
Термин «генотип» наряду с терминами «ген» и «фенотип» ввёл генетик
В. Л. Иогансен в 1909 году в работе «Элементы точного учения
наследственности» [4].
Обычно о генотипе говорят в контексте определенного гена, у
полиплоидных особей он обозначает комбинацию аллелей данного гена:
гомозигота, гетерозигота.
Гомозиго́та (др.-греч.—подобный, похожий, равный; спаренный,
удвоенный) — диплоидный организм или клетка, несущий идентичные аллели
гена в гомологичных хромосомах.
Ге́терозиго́тными называют диплоидные или полиплоидные ядра,
клетки или многоклеточные организмы, копии генов которых в гомологичных
хромосомах представлены разными аллелями. Когда говорят, что данный
организм гетерозиготен (или гетерозиготен по гену X), это означает, что копии
генов (или данного гена) в каждой из гомологичных хромосом несколько
отличаются друг от друга.
У гетерозиготных индивидов на основе каждого из аллелей
синтезируются несколько отличающиеся варианты белка (или транспортных
или рибосомальных РНК), кодируемых данным геном. В результате в
организме появляется смесь этих вариантов. Если внешне проявляется эффект
только одного из них, то такой аллель называют доминантным, а тот, эффект
которого не получает внешнего выражения — рецессивным. По традиции при
схематическом изображении скрещивания доминирующий аллель обозначают
заглавной буквой, а рецессивный — строчной (например, А и а). Иногда
применяются другие обозначения, например сокращенное название гена со
знаками плюс и минус.
При полном доминировании (как в классических опытах Менделя при
наследовании формы горошин) гетерозиготная особь выглядит как
доминантная гомозигота. При скрещивании гомозиготных растений с
гладкими горошинами (AA) с гомозиготными растениями с морщинистыми
горошинами (aa), у гетерозиготного потомства (Aa) горошины гладкие.
При неполном доминировании наблюдается промежуточный вариант
(как при наследовании цвета венчика цветков у многих растений). Например,
при скрещивании гомозиготных красных гвоздик (RR) с гомозиготными
белыми (rr) у гетерозиготного потомства (Rr) венчики цветков розовые [5].
Если внешние проявления представляют собой смесь действия обоих
аллелей, как при наследовании групп крови у человека, то говорят о
кодоминировании.
Следует отметить, что понятия доминантности и рецессивности были
сформулированы в рамках классической генетики, и объяснение их с позиций
молекулярной генетики наталкивается на определенные терминологические и
концептуальные трудности.
Грегором Менделем впервые был установлен факт,
свидетельствующий о том, что растения, сходные по внешнему виду, могут
резко отличаться по наследственным свойствам. Особи, не дающие
расщепления в следующем поколении, получили название гомозиготных.
Особи, в потомстве у которых обнаруживается расщепление признаков,
назвали гетерозиготными.
Большинство генов проявляются в фенотипе организма, но фенотип и
генотип различны по следующим показателям:
1. По источнику информации (генотип определяется при изучении ДНК
особи, фенотип регистрируется при наблюдении внешнего вида организма).
2. Генотип не всегда соответствует одному и тому же фенотипу. Некоторые
гены проявляются в фенотипе только в определённых условиях. С другой
стороны, некоторые фенотипы, например, окраска шерсти животных,
являются результатом взаимодействия нескольких генов по типу
комплементарности [5].
Феноти́п (от греческих слов φαίνω (phainō) — являю, обнаруживаю —
и τύπος (typos) — образец) — совокупность характеристик, присущих
индивиду на определённой стадии развития. Фенотип формируется на основе
генотипа, опосредованного рядом внешнесредовых факторов. У диплоидных
организмов в фенотипе проявляются доминантные гены.
Фенотип — совокупность внешних и внутренних признаков организма,
приобретённых в результате онтогенеза (индивидуального развития).
Несмотря на кажущееся строгое определение, концепция фенотипа
имеет некоторые неопределённости. Во-первых, большинство молекул и
структур кодируемых генетическим материалом, не заметны во внешнем виде
организма, хотя являются частью фенотипа. Например, именно так обстоит
дело с группами крови человека. Поэтому расширенное определение фенотипа
должно включать характеристики, которые могут быть обнаружены
техническими, медицинскими или диагностическими процедурами.
Дальнейшее, более радикальное расширение может включать приобретённое
поведение или даже влияние организма на окружающую среду и другие
организмы. Например, согласно Ричарду Докинзу, плотину бобров также как и
их резцы можно считать фенотипом генов бобра [5].
Фенотип можно определить как «вынос» генетической информации
навстречу факторам среды. В первом приближении можно говорить о двух
характеристиках фенотипа:
а) число направлений выноса характеризует число факторов среды, к
которым чувствителен фенотип, — мерность фенотипа;
б) «дальность» выноса характеризует степень чувствительности фенотипа к
данному фактору среды.
В совокупности эти характеристики определяют богатство и развитость
фенотипа. Чем многомернее фенотип и чем он чувствительнее, чем дальше
фенотип от генотипа, тем он богаче. Если сравнить вирус, бактерию, аскариду,
лягушку и человека, то богатство фенотипа в этом ряду растет [4].
Некоторые характеристики фенотипа напрямую определяются
генотипом, например цвет глаз. Другие сильно зависят от взаимодействия
организма с окружающей средой - например однояйцевые близнецы могут
различаться по росту, весу и другим основным физическим характеристикам,
несмотря на то, что несут одни и те же гены.
Фенотипическая дисперсия (определяемая генотипической дисперсией)
является основной предпосылкой для естественного отбора и эволюции.
Организм как целое оставляет (или не оставляет) потомство, поэтому
естественный отбор влияет на генетическую структуру популяции
опосредованно через вклады фенотипов. Без различных фенотипов нет
эволюции. При этом рецессивные аллели не всегда отражаются в признаках
фенотипа, но сохраняются и могут быть переданы потомству.
Случайные изменения

Внешняя среда
Факторы, от которых зависит фенотипическое разнообразие, генетическая
программа (генотип), условия среды и частота случайных изменений
(мутации), обобщены в следующей зависимости:
генотип

ФЕНОТИП

Рис. 2 Генотип, внешняя среда, случайные изменения, фенотип.

Способность генотипа формировать в онтогенезе, в зависимости от
условий среды, разные фенотипы называют нормой реакции. Она
характеризует долю участия среды в реализации признака. Чем шире норма
реакции, тем больше влияние среды и тем меньше влияние генотипа в
онтогенезе. Обычно чем разнообразнее условия обитания вида, тем шире у
него норма реакции.
Доминантность (доминирование) - форма взаимоотношений между
аллелями одного гена, при которой один из них (доминантный) подавляет
(маскирует) проявление другого (рецессивного) и таким образом определяет
проявление признака как у доминантных гомозигот, так и у гетерозигот.
При полном доминировании фенотип гетерозиготы не отличается от
фенотипа доминантной гомозиготы. Видимо, в чистом виде полное
доминирование встречается крайне редко или не встречается вовсе.
При неполном доминировании гетерозиготы имеют фенотип,
промежуточный между фенотипами доминантной и рецессивной гомозиготы.
Например, при скрещивании чистых линий львиного зева и многих других
видов цветковых растений с пурпурными и белыми цветками особи первого
поколения имеют розовые цветки. На молекулярном уровне самым простым
объяснением неполного доминирования может быть как раз двукратное
снижение активности фермента или другого белка (если домининатный аллель
дает функциональный белок, а рецессивный - дефектный). Могут
существовать и другие механизмы неполного доминирования.
При неполном доминировании одинаковое расщепление по генотипу и
фенотипу будет в соотношении 1: 2:1.
При кодоминировании (Кодомини́рование — тип взаимодействия
аллелей, при котором оба аллеля в полной мере проявляют своё действие. В
результате, так как проявляются оба родительских признака, фенотипически
гибрид получает не усреднённый вариант двух родительских признаков, а
новый вариант, отличающийся от признаков обеих гомозигот.), в отличие от
неполного доминирования, у гетерозигот признаки, за которые отвечает
каждый из аллелей, проявляются одновременно (смешанно).
Типичный пример кодоминирования - наследование групп крови
системы АВО у человека. Всё потомство людей с генотипами АА (вторая
группа) и ВВ (третья группа) будет иметь генотип АВ (четвертая группа). Их
фенотип не является промежуточным между фенотипами родителей, так как
на поверхности эритроцитов присутствуют оба агглютиногена (А и В). При
кодоминировании назвать один из аллелей доминантным, а другой -
рецессивным нельзя, эти понятия теряют смысл: оба аллеля в равной степени
влияют на фенотип. На уровне РНК и белковых продуктов генов, видимо,
подавляющее большинство случаев аллельных взаимодействий генов - это
кодоминирование, ведь каждый из двух аллелей у гетерозигот обычно
кодирует РНК и/или белковый продукт, и оба белка или РНК присутствуют в
организме.
Изучение наследственности и изменчивости человека затруднено
вследствие невозможности применить многие стандартные подходы
генетического анализа. В частности, невозможно осуществить направленное
скрещивание или экспериментально получить мутации. Человек является
трудным объектом для генетических исследований также из-за позднего
полового созревания и малочисленности потомства.
Особенности человека как генетического объекта отражаются на
наборе доступных методов исследования [7].
В генетике человека вместо классического гибридологического анализа
применяют генеалогический метод, который состоит в анализе распределения
в семьях (точнее, в родословных) лиц, обладающих данным признаком (или
аномалией) и не обладающих им, что раскрывает тип наследования, частоту и
интенсивность проявления признака и так далее. При анализе семейных
данных получают также цифры эмпирического риска, то есть вероятность
обладания признаком в зависимости от степени родства с его носителем.
Генеалогическим методом уже показано, что более 1800 морфологических,
биохимических и других признаков человека наследуется по законам
Менделя. Многие признаки и болезни человека наследуются сцепленно с
полом и обусловлены генами, локализованными в Х-хромосоме. Таких генов
известно около 120. К ним относятся гены гемофилии А и В, недостаточности
фермента глюкозо-6-фосфатдегидрогеназы, цветовой слепоты и другие.
Другой метод — близнецовый. Однояйцевые близнецы (ОБ)
развиваются из одной яйцеклетки, оплодотворённой одним спермием; поэтому
их генотип идентичен. Разнояйцевые близнецы (РБ) развиваются из двух и
более яйцеклеток, оплодотворённых разными спермиями; поэтому их
генотипы различаются так же, как у братьев и сестёр (сибсов). Сравнение
внутрипарных различий между ОБ и РБ позволяет судить об относительном
значении наследственности и среды в определении свойств человеческого
организма. В близнецовых исследованиях особенно важен показатель
конкордантности, выражающий (в %) вероятность обладания данным
признаком одним из членов пары ОБ или РБ, если его имеет другой член пары.
Если признак детерминирован преимущественно наследственными
факторами, то процент конкордантности намного выше у ОБ, чем у РБ.
Например, конкордантность по группам крови, которые детерминированы
только генетически, у ОБ равна 100 %. При шизофрении конкордантность у
ОБ достигает 67 %, в то время как у РБ — 12,1 %; при врождённом слабоумии
(олигофрении) — 94,5 % и 42,6 % соответственно. Подобные сравнения
проведены в отношении ряда заболеваний. Исследования близнецов
показывают, что вклад наследственности и среды в развитие самых
разнообразных признаков различен и признаки развиваются в результате
взаимодействия генотипа и внешней среды. Одни признаки обусловлены
преимущественно генотипом, при формировании других признаков генотип
выступает в качестве предрасполагающего фактора (или фактора,
лимитирующего норму реакции организма на действия внешней среды).
Распространение мутаций среди больших групп населения изучает
популяционная генетика человека, позволяющая составить карты
распространения генов, определяющих развитие нормальных признаков и
наследственных болезней. Особый интерес для этой генетики представляют
изоляты — группы населения, в которых по каким-либо причинам (например,
географическим, экономическим, социальным, религиозным) браки
заключаются чаще между членами группы. Это приводит к повышению
частоты кровного родства вступающих в брак, а значит, и вероятности того,
что рецессивные гены перейдут в гомозиготное состояние и проявятся, что
особенно заметно при малочисленности изолята.
Широкое использование в генетике человека цитологических методов
способствовало развитию цитогенетики, где основной объект исследования —
хромосомы, то есть структуры клеточного ядра, в которых локализованы гены.
Установлено (1956), что хромосомный набор в клетках тела человека
(соматических) состоит из 46 хромосом, причём женский пол определяется
наличием двух Х-хромосом, а мужской — Х-хромосомы и Y-xpoмосомы. В
зрелых половых клетках находится половинное (гаплоидное) число хромосом.
Митоз, мейоз и оплодотворение поддерживают преемственность и
постоянство хромосомного набора как в ряду клеточных поколений, так и в
поколениях организмов. В результате нарушений указанных процессов могут
возникать аномалии хромосомного набора с изменением числа и структуры
хромосом, что приводит к возникновению т. н. хромосомных болезней,
которые нередко выражаются в слабоумии, развитии тяжёлых врождённых
уродств, аномалий половой дифференцировки или обусловливают
самопроизвольные аборты. [6,7].
Успехи в развитии генетики человека сделали возможными
предупреждение и лечение наследственных заболеваний. Один из
эффективных методов их предупреждения — медико-генетическое
консультирование с предсказанием риска появления больного в потомстве
лиц, страдающих данным заболеванием или имеющих больного родственника.
Достижения биохимической генетики человека раскрыли первопричину
(молекулярный механизм) многих наследственно обусловленных дефектов,
аномалий обмена веществ, что способствовало разработке методов экспресс-
диагностики, позволяющих быстро и рано выявлять больных, и лечения
многих прежде неизлечимых наследственных болезней. Чаще всего лечение
состоит во введении в организм веществ, не образующихся в нём вследствие
генетического дефекта, или в составлении специальных диет, из которых
устранены вещества, оказывающие токсическое действие на организм в
результате наследственно обусловленной неспособности к их расщеплению.
Многие генетические дефекты исправляются с помощью своевременного
хирургического вмешательства или педагогической коррекции. Практические
мероприятия, направленные на поддержание наследственного здоровья
человека, на охрану генофонда человечества, осуществляются через систему
медико-генетических консультаций. Их основная цель — информировать
заинтересованных лиц о вероятности риска появления в потомстве больных. К
медико-генетическим мероприятиям относится также пропаганда
генетических знаний среди населения, так как это способствует более
ответственному подходу к деторождению. Медико-генетическая консультация
воздерживается от мер принудительного или поощрительного характера в
вопросах деторождения или вступления в брак, принимая на себя лишь
функцию информации. Большое значение имеет система мер, направленных
на создание наилучших условий для проявления положительных
наследственных задатков и предотвращение вредных воздействий среды на
наследственность человека.
Генетика человека представляет собой естественнонаучную основу
борьбы с расизмом, убедительно показывая, что расы — это формы адаптации
человека к конкретным условиям среды (климатическим и иным), что они
отличаются друг от друга не наличием «хороших» или «плохих» генов, а
частотой распространения обычных генов, свойственных всем расам. Генетика
человека показывает, что все расы равноценны (но не одинаковы) с
биологической точки зрения и обладают равными возможностями для
развития, определяемого не генетическими, а социально-историческими
условиями. Констатация биологических наследственных различий между
отдельными людьми или расами не может служить основанием для каких-
либо выводов морального, юридического или социального порядка,
ущемляющих права этих людей или рас.
1.2. Влияние генотипа и среды на фенотип человека

Роль генотипа и внешних факторов в формировании отдельных
признаков может быть разной. Цвет и форма волос, количество зубов и ребер,
форма носа у человека, например, обусловлены генетически. А вот конкретная
масса тела в большей степени зависит от режима питания, а степень развития
мышечной системы - от физических нагрузок.
Хотя, иногда, некоторые генетические дефекты позволяют факторам
среды влиять и на жестко определенные признаки. Например, дефектный
вариант гена, синтезирующего пигмент, обеспечивающий окраску шерсти у
кроликов, по-разному работает в зависимости от температурного режима.
Поэтому в кроликов, которые имеют такой ген, наиболее холодные участки
тела - уши, кончики лап и нос, - могут иметь черный окрас, хотя вся остальная
шерсть будет белой.
Влияние генотипа и факторов внешней среды на развитие организма
очень удобно рассмотреть на примере развития половых признаков. Так, у
млекопитающих развитие половых признаков мужского пола обусловлен
значительным количеством генов, большая часть из которых расположена в
аутосомах. Но начинают работать они только при наличии фактора, который
расположен на маленькой Y-хромосоме. Именно он их «включает». Иногда
(хотя и очень редко) между X-и Y-хромосомами в процессе сперматогенеза
может происходить кроссинговер. Вследствие этого фактор, который
определяет развитие по типу мужского пола, оказывается на Х-хромосоме (эта
аномалия была обнаружена у лабораторных мышей). И тогда наличие лишь
одного гена направляет развитие организма с кариотипом XX по типу
мужского пола. Хотя, конечно, нормальным такое развитие назвать трудно -
такая особь будет синдром Кляйнфельтера.
В философии и гуманитарных науках выделяются следующие
полярные и вместе с тем взаимодополняющие ориентации, в пространстве
которых акцентируются различные проявления личностного бытия человека.
1. Объектная—субъектная ориентации. В первом случае человек
познается как «вещь среди вещей», которая порождается в природе и/или
обществе (например, метафизический материализм, позитивизм, прагматизм);
во втором случае личность предстает как активное творческое начало,
порождающее мир, проектирующее действительность и свое собственное
будущее, выходящее в своих поступках и деяниях за пределы самого себя и
т.п. (например, христианство, философия жизни, философская антропология,
экзистенциализм, персонализм).
2. Детерминистическая—индетерминистическая ориентации. В первом
случае познание личности основывается на природной или социальной
причинной детерминации, выводится из прошлого или настоящего,
внутреннего или внешнего (наследуемых природных и/или социальных
непосредственных воздействий на индивида). В своих крайних формах
детерминистическая ориентация выступала в представлениях о
предопределенности, предначертанности существования человека, его
жесткой зависимости от судьбы в таких различных направлениях мышления,
как материализм Античности и философия Нового времени, христианство,
картезианство, позитивизм и фатализм.
Во втором случае деятельность человека как автономного существа
спонтанна и свободна; воля лежит в основе выбора его деяний и поступков; он
сам, а не его среда или наследственность, в ответе за выбор своей собственной
судьбы. Такие варианты понимания человека наиболее ярко выступали в
философии жизни, экзистенциализме, неопозитивизме. В известном смысле
попыткой преодоления оппозиции «детерминизм—индетерминизм» выступает
учение Бенедикта Спинозы о человеке как субстанции, являющейся причиной
самой себя, идея самодетерминации деятельности человека.
3. Монологическая—диалогическая ориентации. Монологическая
ориентация проявляется в таких установках мышления, как методологический
изоляционизм, антропоцентризм, в которых в процессе познания
рассматривается «человек вне мира, а мир вне человека» (например, учение о
монадах Г. Лейбница, философская антропология, позитивизм).
Факторы окружающей среды также могут существенно влиять на
развитие половых признаков. Так, развитие зародышей крокодилов в мужские
или женские особи определяется температурой, при которой происходит
инкубация яиц. Если инкубация происходила при температуре 32-33 ° С, то из
яиц вылупятся самцы, а если температура была ниже или выше этого
интервала - то самки. Развитие пола морского беспозвоночного бонелии также
определяется влиянием внешнего фактора. Этим фактором является наличие
взрослой самки. Если ее нет, то личинки развиваются только как самки. Если
же самка есть, то личинки дифференцируются в самцов.
Конечно, внешние факторы могут влиять не только на развитие
половых признаков.
Все многообразие всего живого и его постоянное совершенствование
были бы невозможны без изменчивости. Это связано с тем, что генотип
последовательно реализуется в фенотип в ходе индивидуального развития
организма и в определенных условиях среды обитания, факторы которой
(колебания освещенности, температуры, влажности, условий питания,
взаимоотношений с другими организмами и др.) часто оказывают
определяющее значение на проявление и развитие того или иного признака и
свойства. Поэтому организмы, имеющие одинаковые генотипы, могут заметно
отличаться друг от друга по фенотипу. Приведем несколько примеров.
Если растения примулы, которые в обычных условиях имели красные
цветки, перенести в оранжерею и содержать их там при температуре 30—35°С
и высокой влажности, то через некоторое время все цветки у них оказываются
белыми. Если эти же растения вновь поместить в обычные (комнатные)
условия, то распустившиеся цветки будут красными.
Другим классическим примером, иллюстрирующим влияние внешней
среды на проявление качественных признаков, служит изменение окраски
шерсти у гималайского кролика. Обычно при 20°С у этого кролика шерсть
белая, за исключением черных ушей, лап, хвоста и мордочки. При 30°С такие
кролики вырастают полностью белыми. Если же у гималайского кролика
сбрить шерсть на боку или спине и содержать его при температуре воздуха
ниже +2°С, то вместо белой шерсти вырастет черная. Но если сбрить шерсть
на ухе, то в обычных условиях там снова вырастет черная шерсть.
Эти наблюдения объясняют, почему гималайские кролики рождаются
белыми, без участков черной шерсти: их эмбриональное развитие происходит
в условиях высокой температуры.
Известно, что все признаки и свойства организма наследственно
детерминированы, однако организмы наследуют не сами признаки и свойства,
а лишь возможность их развития. Для проявления и развития признака
необходимы соответствующие условия внешней среды.
Пороки развития — это врожденные отклонения за пределы
нормальных вариантов в анатомическом строении (форме, размерах, числе)
тканей и органов человека, которые в основном сопровождаются
нарушениями их функций или даже угрожают жизнеспособности организма.
Изучение происхождения и патологии пороков составляет отдельную
дисциплину медицинской науки - тератологию (с греч. Teratos - чудовище,
logos - понятие, учение).
Пороки развития - распространенный вид патологии, удельный вес
которого в общей популяции колеблется в разных странах, по данным ВОЗ, от
2,7 до 16,3% и имеет тенденцию к росту в последние десятилетия.
ласификация пороков развития
Существует огромное количество недостатков, как видимых, так и
невидимых, морфологического и биохимического характера.
По локализации в организме пороки могут быть разделены на
следующие виды:
• внешние;
• внутренние;
• комбинированные, или смешанные.
 Недостатки также часто классифицируются в соответствии с
анатомофизиологическое разделения организма на системы, участки и органы
тела (пороки ЦНС, пороки органов пищеварительного тракта, пороки
мочевыделительной системы, недостатки лица, недостатки кожи и т.д.).
В основе происхождения пороков лежат разнообразные нарушения
процессов развития тканей и органов. Для диагностирования пороков развития
используют практически все методы, известные современной медицине. Это и
классическое визуальное обследование, и рентген, и ультразвуковая
диагностика и ядерно-магнитный резонанс. Используют также биохимические
и молекулярно-генетические методы. их можно применять и на стадии
эмбрионального развития. Причины возникновения пороков развития.
Все многочисленные факторы пороков развития можно разделить на
две группы - эндогенные и экзогенные. В группу эндогенных факторов
относятся мутации наследственных структур. Группу экзогенных факторов
составляют физические, химические и биологические. Кроме того, к порокам
развития могут привести неифекций заболевания матери, сопровождающиеся
развитием у нее гипоксемии, вызывая гипоксию плода. Парциальные формы
голодания, в частности дефицит аминокислот и белков, витаминов, также
могут быть причиной развития пороков, особенно нервной системы.
Следует отметить, что хотя пороки развития могут возникать в течение
всего внутриутробного периода, чаще всего они образуются в так называемые
критические периоды, когда зародыш очень чувствителен к вредных агентов
среды. Прежде всего, это первые шесть недель эмбриогенеза (пороки концу
второй недели этого периода несовместимые с жизнью; недостатки,
возникающие на третьем-шестом неделях, преимущественно совместимы с
жизнью) [10].

1.3. Индивид и личность
 Индивид и личность. Эти понятия можно отнести к разряду вечных.
Каждое новое поколение людей, каждый человек заново открывает их,
формулирует для себя, пытается дать свой вариант ответа. Обращение к этим
темам характерно для отечественных психологов (Ананьев, Мясищев,
Леонтьев, Асмолов, Братусь).
Первое, что можно отметить, описывая феномен человека, это
многообразие его свойств. Человек – существо многостороннее, многомерное,
сложно организованное. Известно выражение о человеке как венце природы. В
нем подчеркивается, что человек – часть природы. Человек – живое существо,
и как всякое животное имеет организм, тело, находится во взаимосвязи с
природным миром, подчиняется его законам. Человеческое тело – его форма,
строение. Функционирование есть продолжение эволюционного ряда; оно во
многом сходно с организмом высших приматов. В то же время человек
качественно отличается от всех других живых существ[9].
Человек – наиболее общее понятие, вся совокупность всех
человеческих качеств, свойственных людям (не важно, есть она у данного
человека или нет).
Индивид – Человек как индивид –это существо материальное,
природное, телесное в его целостности и неделимости. Индивидные
характеристики – возрастно-половые и индивидуально-типические,
нейродинамические свойства мозга; функциональная геометрия мозга
(ассиметричность). Познание человека как индивида предполагает
рассмотрение природных основ человеческой жизни, его психологии. Высшая
интеграция индивидуальных свойств человека представлена в темпераменте и
психологических задатках.
Личность – основная форма развития. Личностные свойства человека –
жизненный путь человека, его социальная биография. Человек как
представитель общества, определяющий свободно и ответственно свою
позицию среди других.
Индивидуальность – человек как уникальная, самобытная Личность,
реализующая себя в творческой Деятельности. Если Личность - есть
вершинный уровень человека, то индивидуальность – это его глубинное
измерение.
Внутренняя гармония, согласованность свойств человека (субъекта,
Личности, индивида) идут в одном направлении развития:
1. Субъект – человек в контексте его Деятельности.
2. Человек включает в себя совокупность всех человеческих качеств.
В понятии индивида содержится указание на подобие человека всем
другим людям, на его общность с человеческим разумом.
«Личность есть системное и поэтому сверхчувственное качество, хотя
носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со
всеми его прирожденными и приобретенными свойствами… Понятие
Личность выражает целостность субъекта жизни. Но Личность представляет
собой целостное образование особого рода. Личность не есть целостность,
обусловленная генотипически: Личностью не рождаются, Личностью
становятся… Личность есть относительно поздний продукт общественно-
исторического и онтогенетического развития человека».
Ни одна наука, ни одна теория не способны дать исчерпывающие
объяснения индивидуальной, конкретной человеческой Личности.
Как связаны эти понятия: индивидуальность, человек, Личность,
индивид? Всякий человек является индивидом, но не всякий индивид является
человеком, а только тот, кот. приобрел социальную индивидуальность, и снял
свою биологическую индивидуальность. Всякая Личность есть человек как
социальная индивидуальность, но всякий ли человек может быть назван
Личностью? По этому вопросу нет единства мнений. В принципе при ответе
на него существует два направления ответа:
1. Объективное (признающее Личностью любого человека, как
субъекта социальных отношений и Деятельности).
2. Нормативно-ценностное (предполагающее, что не каждый человек –
Личность, и считающее необходимым установление социальных критериев
Личности, т.е. избранных социальных качеств).
Согласно этому направлению, чтобы быть Личностью недостаточно
просто быть человеком, субъектом общественных отношений и Деятельности,
нужно обладать социальными качествами, не каждому человеку присущими.
«Индивидом рождаются.
Личностью становятся.
Индивидуальность отстаивают»
А.Н. Леонтьев

2. Свойства нервной системы и способности человека
2.1. Типы нервной системы
Важной является Сигнальная нервная система.
Сигнальная система влияет и на тип нервной системы.
Типы нервной системы:
1) средний тип (имеется одинаковая выраженность);

2) художественный (преобладает первая сигнальная система);
3) мыслительный (развита вторая сигнальная система);
4) художественно-мыслительный (одновременно выражены обе сигнальные
системы).
Для становления сигнальных систем необходимы четыре этапа:
1) этап, при котором на непосредственный раздражитель возникает
непосредственная ответная реакция, появляется в течение первого месяца
жизни;
2) этап, при котором на словесный раздражитель появляется
непосредственная ответная реакция, возникает во втором полугодии жизни;
3) этап, при котором на непосредственный раздражитель возникает словесная
реакция, развивается в начале второго года жизни;
4) этап, при котором на словесный раздражитель есть словесная ответная
реакция, ребенок понимает речь и дает ответ.
Для выработки сигнальных систем необходимы:
1) способность выработки условных рефлексов на комплекс раздражителей;
2) возможность выработки условных рефлексов;
3) наличие дифференцировки раздражителей;
4) способность к обобщению рефлекторных дуг.
Таким образом, сигнальные системы — основа для высшей нервной
деятельности.
Тип нервной системы - совокупность врожденных и приобретенных высшим
животным свойств нервной системы, определяющих различия в его
поведении и в реакциях на одинаковые воздействия среды. Тип нервной
системы отличает сила, уравновешенность и подвижность процессов
возбуждения и торможения. По И.П.Павлову существуют четыре главных
типа нервной системы:
- сильный неуравновешенный;
- сильный уравновешенный инертный;
- сильный уравновешенный подвижный;
- слабый.
Для человека различают также типы взаимодействия первой и второй
сигнальных систем:
- мыслительный тип с преобладанием второй сигнальной системы над
первой;
- художественный тип с преобладанием первой сигнальной системы над
второй; и
- средний тип с равенством обеих сигнальных систем
Мыслительный тип - индивидуум, у которого вторая сигнальная система
преобладает над первой сигнальной системой. Такой человек воспринимает
окружающий мир абстрактно, со склонностью к обобщению сигналов
внешней среды.
Нейрофизиологической основой абстрактного мышления является
сравнительно большая функциональная значимость лобных отделов коры
больших полушарий головного мозга, а также относительное преобладание
деятельности левого полушария по сравнению с правым.
Сильный неуравновешенный тип нервной системы - тип нервной системы,
характеризующийся быстрым формированием возбудительных условных
рефлексов при медленной выработке тормозных условных рефлексов.
Представитель такого типа:
- подвержен повышенной возбудимости;
- способен тренировать и усиливать недостаточное торможение;
- обладает холерическим темпераментом.
Сильный уравновешенный инертный тип нервной системы - тип нервной
системы, характеризующийся медленным формированием возбудительных и
тормозных рефлексов при прочном их закреплении. Представитель такого
типа:
- испытывает затруднения при переключении с одного вида деятельности на
другой;
- обладает флегматическим темпераментом.
Сильный уравновешенный подвижный тип нервной системы - тип нервной
системы, характеризующийся быстрым образованием возбудительных и
тормозных условных рефлексов при легкой их сменяемости в случае
возникновения нового раздражителя. Представитель такого типа:
- обладает высокими адаптивными возможностями и устойчивостью в
трудных жизненных ситуациях;
- обладает сангвиническим темпераментом.
Слабый тип нервной системы - тип нервной системы, характеризующийся
медленными возбудительными и тормозными реакциями. При слабом типе
нервной системы условные рефлексы вырабатываются с трудом и легко
тормозятся. Представитель такого типа:
- плохо приспособлен к условиям окружающей среды;
- подвержен невротическим расстройствам;
- обладает меланхолическим темпераментом.
Художественный тип - индивидуум, у которого первая сигнальная система
преобладает над второй сигнальной системой. Такой человек воспринимает
окружающий мир образно, без склонности к обобщению его явлений.
Нейрофизиологической основой образного мышления является сравнительно
меньшая функциональная значимость лобных отделов коры больших
полушарий головного мозга, а также относительное преобладание
деятельности правого полушария по сравнению с левым.
 

Заключение
С самых первых дней своего рождения человек начинает, словно
губка, впитывать огромное количество информации, поступающей из
внешней среды: от людей, от вещей, из событий и жизненных ситуаций.
И помимо того, что человек начинает развиваться физически,
формируется и его психика, его личность. И вряд ли кто-то сможет дать
стопроцентно верный ответ на вопрос о том, каким этот человек
вырастет. Но если начать разбираться в том, что такое развитие человека,
то можно обнаружить, что у этого сложного процесса есть свои
закономерности.
В процессе изучения представленного материала я познакомилась
с проблемой развития в психологии, а также предметом и методами
психологии развития и возрастной психологии. Выяснила, какие
конкретно вопросы психология развития изучает, и какие ставит перед
собой задачи. Отдельно поговорила о таких вещах, как развитие ребёнка,
развитие способностей, одаренность и генотип. Узнала, какие
существуют принципы развития в психологии и как вообще происходит
становление и развитие личности. Вкратце коснулась различных
возрастных отклонений и аномального развития.
Развитие человека, его мировоззрение, интересы, потребности,
направленность его действий, духовное богатство его личности и другие
особенности находятся в прямой зависимости от того, а каких условиях
он развивается и, особенно, в период детства и юношества. Личность
человека формируется под воздействием ряда факторов. Основными
среди них считаются следующие три: наследственность, среда и
воспитание. А их, в свою очередь, можно разделить на две большие
подгруппы: биологические (наследственность) и социальные факторы
(среда, воспитание).

 

Список использованных источников

1. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Изд-е 3, перер. и доп. Серия
«учебники и учебные пособия» Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000 – 672 с.
2. Психологический словарь/ под ред. В.В. Давыдова: М., 1983 г., 2-у
изд-е, доп. И испр. Под общей ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского – М,
1990 г. –
3. Немов Р.С. Психология, 4-е изд-е-М, ВЛАДОС, 2003 г – книга 1
«Основы общей психологии» - 400 с.
4. Иогансен Вильгельм Людвиг, статья из Большой советской
энциклопедии – 3 изд-е. Соч. в русс. Переп. О наследовании в популяциях и
чистых линиях, М-Л: 1935 г., Элементы точного учения об изменчивости и
наследственности, Л: 1933 г
5. Филиченко Ю.А. Генетика, М-Л, 1929 г. Гайсинович А.Е.,
Зарождение генетики, М: 1967 г – стр. 138-146
6. Супотницкий М.В. Словарь генетических терминов, «Словари,
справочники» – М: вузовская книга, 2007 г. – 508 с.
7. Инге – Вечтомов С.Г., Генетика с основными селекциями/ учебник
для студентов высших учебных заведений/ СПб: изд-во М-Л, 2010 г- 720 с.,
597-658 стр.
8. Ананьев Б.Г. Психологическая структура личности, 3 изд-е серия
Мастера психологии, СРб, Питер, 2001 г – 288 с.
9. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания, под ред. Н.Н.
Васильева. Факультет психологии. Университет им.Жданова А.А. 1968 – 340
с.
10. Санин М.Р. Анатомия и физиология человека с возрастными
особенностями детского организма/ учебн. Пособие для студентов
педагогических заведений – 2-е изд. Стереотип – М.: академия – 1999 г – 448
с.
11. Чурилова Т.М. Леденева Ю.Е., Топчий М.В. Дифференциальная и
возрастная психофизиология. Учеб. Пособие, - 2004 г – 220 с.
12. Протасевич Р.Т. Генетика и окружающая среда/ под ред
Протасевич Р.Т., Панирова А.Н., - Минск «наука и техника» – 1989 г.-76 с.
13. Мокконки Э. Геном человека под ред. Мокконки Э. – М.:
Техносфера,
2008 г. – 288 с.
14. Возрастная и педагогическая психология под редакцией
Петровского А.В. – М.: Просвящение, 1973 г.- стр. 66-77
15. Мир детства. Подросток, под редакцией Хрипко А.Г. – М.:
Педагогика, 1988 г.-228с


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
46 527 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
РГУТиС
как обычно неизменно превосходный результат. Большое спасибо за работу. Очень приятное сот...
star star star star star
РЭУ им.Плеханова
Тамара,благодарю за проделанную работу, работа выполнена досрочно качественно и грамотно. ...
star star star star star
ГИТИС
Спасибо Руслану, все сделал очень быстро и хорошо. Даже подобрал иллюстрации по моей просьбе.
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Подогнать готовую курсовую под СТО

Курсовая, не знаю

Срок сдачи к 7 дек.

только что
только что

Выполнить задания

Другое, Товароведение

Срок сдачи к 6 дек.

1 минуту назад

Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы

Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники

Срок сдачи к 12 дек.

1 минуту назад

Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе

Курсовая, профилактики травматизма, медицина

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО

Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения

Лабораторная, Моделирование, математика

Срок сдачи к 10 дек.

4 минуты назад

Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы

Лабораторная, основы технологии машиностроения

Срок сдачи к 14 дек.

4 минуты назад

2504

Презентация, ММУ одна

Срок сдачи к 7 дек.

6 минут назад

выполнить 3 задачи

Контрольная, Сопротивление материалов

Срок сдачи к 11 дек.

6 минут назад

Вам необходимо выбрать модель медиастратегии

Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг

Срок сдачи к 7 дек.

7 минут назад

Ответить на задания

Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование

Срок сдачи к 20 дек.

7 минут назад
8 минут назад

Все на фото

Курсовая, Землеустройство

Срок сдачи к 12 дек.

9 минут назад

Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff

Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления

Срок сдачи к 1 мар.

10 минут назад
11 минут назад

перевод текста, выполнение упражнений

Перевод с ин. языка, Немецкий язык

Срок сдачи к 7 дек.

11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.