это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3704635
Ознакомительный фрагмент работы:
1.Роль эмоций в жизни человека
Роль эмоций велика: эмоции непосредственно оценивают
потребностную значимость отражаемых предметов и сигнализируют об этой
значимости человеку. Вследствие эмоционального переживания у человека
возникает побуждение присвоить полезное и избавиться от вредного.
Эмоции способны оказывать влияние на накопление и конкретизацию
индивидуального опыта, тем самым выполняя функцию подкрепления.
эмоции обеспечивают оптимальный уровень возбуждения центральной
нервной системы; они способны мобилизовать способы и средства
удовлетворения потребностей и наделяют действия энергией с помощью
эмоций человек сообщает другому о своем состоянии и отношении.
Значение эмоций проявляется в том, что они возникают в качестве
сигнала о биологическом состоянии организма после определенных
воздействий на него. Сегодня это форма видового опыта, которая позволяет
отдельному индивиду совершать необходимые действия, ориентируясь на
них. Целесообразность данных действий может быть не всегда ясна для
человека, но они предназначены для обеспечения удовлетворения жизненно
важных потребностей. Например, отрицательные эмоции, связанные с
чувством голода, могут заставить людей начать поиск способов
удовлетворения этой потребности. В свою очередь, это поможет сохранить
нормальное функционирование организма.
2.Теории эмоций
Эволюционная теория эмоций. Дарвиным было доказано, что
эволюционный принцип применим не только к биологическому, но и
психолого-поведенческому развитию живого, что между поведением
животного и человека непроходимой пропасти не существует.
Теория Джеймса-Ланге предполагает, что вначале возникает реакция
организма на какую-то ситуацию, которая затем переживается нами как
определенная эмоция. Т.е. при встрече со злобной собакой мы вначале
ощущаем, как у нас задрожали колени и похолодело внутри, а потом
понимаем, что мы испугались. По мнению Джемса, "мы грустим потому что
плачем, злимся потому что наносим удар, боимся потому что дрожим".
Теория Кэннона-Барда подвергает сомнению названную теорию, т.к.,
по мнению Кэннона, многим различным эмоциям соответствуют одинаковые
физиологические состояния и только от индивида зависит, как он истолкует
это состояние и какой знак - положительный или отрицательный- ему
припишет.
Вундт на основе эмпирических данных выделил шесть главных
компонентов чувственного процесса и предложил три основных измерения
эмоций: удовольствие-неудовольствие, возбуждение-успокоение,
направление-разрешение, что нашло своё отражение в его трёхмерной теории
чувствований.
Информационная теория П. Симонова устанавливает зависимость
между возникновением эмоции определенной окрашенности и выраженности
и степенью информированности индивида о возможности удовлетворения
какой-либо потребности. Эмоция = необходимая информация - имеющаяся
информация. Ясно, что в случае, если индивид имеет всю необходимую
информацию о возможности удовлетворения потребности, то возникает
положительная эмоция; если же имеющейся информации недостаточно, то
возникает эмоция отрицательная.
Биологическая теория эмоций разработана П.К.Анохиным. Это –
теория эмоций, которая объясняет возникновения положительных
(отрицательных) эмоций тем, что нервный субстрат эмоций активируется в
тот момент, когда обнаруживается совпадение (рассогласование) акцептора
действия, как афферентной модели ожидаемых результатов, с одной
стороны, и сигнализации о реально достигнутом эффекте, с другой.
Теория активации эмоций (M.B. Arnold, 1950); (G.Lindsey, 1951)
происходит из более старой таламической теории У.Кеннона и Ф.Барда,
здесь более подчеркнута роль внутренних структур мозга. Сенсорные
раздражители поступают от периферии к кортексу, оцениваются; там
присоединяются чувственные оценки и заложенные в таламусе образцы
поведения. После этого происходит переход к органу реализации. Оттуда
идет обратное сообщение , которое снова проходит оценивание и
очувствование. Эта теория способна объяснить наблюдаемое в клинике
внезапное пробуждение аффекта.
Двухкомпонентная теория С. Шехтера постулирует, что переживание
эмоций обусловлено сочетанием двух факторов. С одной стороны, должно
быть физиологическое возбуждение, с другой, ситуация должна допускать
осмысленную когнитивную интерпретацию этого возбуждения в терминах
эмоций.
3.Волевые качества личности
Волевые качества личности - это сложившиеся в процессе получения
жизненного опыта свойства личности, связанные с реализацией воли и
преодолением препятствий на жизненном пути.
К основным, базовым волевым качествам личности, определяющим
большинство поведенческих актов, относятся целеустремленность,
инициативность, решительность, настойчивость, выдержка,
дисциплинированность.
Все эти качества связаны с этапами осуществления волевого акта.
1. С первой фазой волевого акта связаны такие качества, как
целеустремленность, инициативность, самостоятельность, выдержка,
которые, в свою очередь, являются проявлением самодетерминации воли.
Целеустремленность- это сознательная и активная направленность
личности на определенный результат деятельности. Инициативность- это
активная направленность личности на совершение действия. Волевой акт
начинается с инициативы. Самостоятельность - это сознательная и активная
установка личности не поддаваться влиянию различных факторов,
критически оценивать советы и предложения других лиц, действовать на
основе своих взглядов и убеждений
Выдержка - это сознательная и активная установка личности на
противостояние препятствующим осуществлению цели факторам, которая
проявляется в самообладании и самоконтроле.
2. На всех фазах, особенно на втором и третьем этапе волевого акта,
формируются такие качества, как решительность и смелость.
Решительность- свойство личности, проявляющееся в ее умении
принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения.
Смелость - это умение противостоять страху и идти на оправданный риск для
достижения своей цели. Смелость является предпосылкой для формирования
решительности.
3. На исполнительном этапе формируются важнейшие волевые качества -
энергичность и настойчивость, а также организованность, дисциплина и
самоконтроль
Энергичность- это качество личности, связанное с концентрацией всех ее
сил для достижения поставленной цели. Настойчивость- это качество
личности, проявляющееся в умении мобилизовать свои силы для постоянной
и длительной борьбы с трудностями, преследуя поставленные перед собой
цели. Организованность - качество личности, проявляющееся в способности
разумно планировать и упорядочивать ход всей своей деятельности.
Дисциплинированность - это качество личности, проявляющееся в
сознательном подчинении своего поведения общепринятым нормам,
установленному порядку, требованиям ведения дела.
Самоконтроль- это качество личности, выражающееся в умении
контролировать свои действия, подчинять свое поведение решению
сознательно поставленных задач.
4.Структура волевого акта
В волевом акте можно выделить, по крайней мере, четыре фазы:
Первая фаза – возникновение побуждения и предварительная
постановка цели.
Вторая фаза – обсуждение и борьба мотивов.
Третья фаза – принятие решения.
Четвертая фаза - исполнение решения.
Первая фаза характеризует начало волевого акта. Волевой акт
начинается с возникновения побуждения, которое выражается в стремлении
что-то сделать. По мере осознания цели это стремление переходит в желание,
к которому добавляется установка на его реализацию. Если же установка на
реализацию цели не сформировалась, то волевой акт может на этом
завершиться, так и не начавшись. Таким образом, для возникновения
волевого акта необходимо появление мотивов и их преобразование в цели.
Вторая фаза волевого акта характеризуется активным включением в
него познавательных и мыслительных процессов. На этом этапе происходит
оформление мотивационной части действия или поступка. Дело в том, что
мотивы, появившиеся на первой стадии в виде желаний, могут
противоречить друг другу. И личность вынуждена проанализировать эти
мотивы, снять существующие между ними противоречия, осуществить
выбор.
Третья фаза связана с принятием одной из возможностей в качестве
решения. Однако не все люди принимают решения быстро, возможны
продолжительные колебания с поиском дополнительных фактов,
способствующих утверждению в своем решении.
Четвертая фаза - исполнение этого решения и достижение цели. Без
исполнения решения волевой акт считается незавершенным. Исполнение
решения предполагает преодоление внешних препятствий, объективных
трудностей самого дела.
Особенность протекания волевого акта состоит в том, что механизмом
его осуществления являются волевые усилия на всех фазах. Осуществление
волевого акта всегда связано с ощущением нервно-психического
напряжения.
5.Способы развития воли
Развитие воли поведения у человека осуществляется в нескольких
направлениях. С одной стороны – это преобразование непроизвольных
психических процессов в произвольные, с другой - обретение человеком
контроля над своим поведением, с третьей - выработка волевых качеств
личности.
Все эти процессы онтогенетически начинаются с того момента жизни,
когда ребенок овладевает речью и научается пользоваться ею как
эффективным средством психической и поведенческой саморегуляции.
Еще одно направление в развитии воли проявляется в том, что человек
сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все
более отдаленные цели, требующие приложения значительных волевых
усилий в течение достаточно длительного времени. Например, школьник еще
в подростковом возрасте может поставить перед собой задачу развить у себя
такие способности, к формированию которых у него нет выраженных
природных задатков. Одновременно он может поставить перед собой цель
заняться в будущем сложным и престижным видом деятельности, для
успешного выполнения которого необходимы такого рода способности.
Развитие воли тесным образом соотносится с обогащением их
мотивационной и нравственной сферы. Включение в регуляцию
деятельности более высоких мотивов и ценностей, повышение их статуса в
общей иерархии стимулов, управляющих деятельностью, способность
выделять и оценивать нравственную сторону совершаемых поступков – все
это важные моменты в воспитании воли. Мотивация поступка, в которую
включается волевая регуляция, становится сознательной, а сам поступок
произвольным. Такое действие всегда совершается на базе произвольно
построенной иерархии мотивов, где верхнюю ступень занимает
высоконравственное побуждение, дающее моральное удовлетворение
человеку в случае успеха деятельности. Хорошим примером такой
деятельности может служить сверхнормативная деятельность, связанная с
высшими нравственными ценностями, совершаемая на добровольной основе
и направленная на пользу людям.
Развитие волевой регуляции поведения связано с общим
интеллектуальным развитием, с появлением мотивационной и личностной
рефлексии.
Тема 5. Психические свойства личности
1.Природа индивидуальных различий в способностях людей
В психологии встречается следующая классификация уровней развития
способностей: способность, одаренность, талант, гениальность. Но для
развития способностей изначально должно быть определенное основание,
которое составляют задатки. Под задатками понимаются анатомо-
физиологические особенности нервной системы, составляющие природную
основу развития способностей.
Врожденные анатомо-физиологические особенности строения мозга,
органов чувств и движения, или врожденные задатки, и определяют
природную основу индивидуальных различий между людьми. По мнению И.
П. Павлова, основу индивидуальных различий определяют преобладающий
тип высшей нервной деятельности и особенности соотношения сигнальных
систем. Исходя из данных критериев, можно выделить три типологические
группы людей: художественный тип (преобладание первой сигнальной
системы), мыслительный тип (преобладание второй сигнальной системы) и
средний тип (равное представительство).
Выделенные Павловым типологические группы предполагают у
представителей той или иной группы присутствие различных врожденных
задатков.
Наличие определенных задатков у человека не означает, что у него
будут развиваться те или иные способности. Например, существенной
предпосылкой для развития музыкальных способностей является тонкий
слух. Но строение периферического (слухового) и центрального нервного
аппарата является лишь предпосылкой к развитию музыкальных
способностей.
Способности в значительной степени социальны и формируются в
процессе конкретной деятельности человека. В зависимости от того,
существуют или отсутствуют условия для развития способностей, они могут
быть потенциальными и актуальными. Под потенциальными способностями
понимаются те, которые не реализуются в конкретном виде деятельности, но
способны актуализироваться при изменении соответствующих социальных
условий. К актуальным способностям, как правило, относят те, которые
необходимы Под способностями понимаются такие индивидуальные
особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения каких-
либо видов деятельности. Поэтому способности рассматриваются в качестве
основных свойств личности. Однако никакая отдельная способность не
может сама по себе обеспечить успешное выполнение деятельности.
Успешность выполнения любой деятельности всегда зависит от ряда
способностей.
2.Генотип, свойства нервной системы и способности человека
Генотип - набор генов данного организма, передаваемые по наследству
от родителей потомству. С точки зрения психологии, при определенных
условиях взаимодействия генотипа и условий среды обитания возможно
проявление различных фенотипических признаков, и наоборот.
Зависимость развития способностей от задатков, их своеобразное
сочетание у одних и тех же людей изучает психология индивидуальных
различий. Индивидуальные различия порождаются многочисленными и
сложными взаимодействиями между наследственностью индивида и его
средой. Наследственность допускает очень широкие границы поведения.
Внутри же этих границ результат процесса развития зависит от его внешней
среды.
Например, новорожденные дети-близнецы имеют не только общие
черты, но и особенности, отличающие их друг от друга. В течение
определенного времени после рождения становятся заметными различия в
поведении близнецов, что доказывает влияние генетических факторов.
Понятие о свойствах нервной системы введено И.П. Павловым. Он
предполагал существование 3 основных свойств нервной системы: силы,
подвижности и уравновешенности.
Сила – обеспечивает выносливость и стрессоустойчивость благодаря
способности нервных клеток сохранять нормальную работоспособность при
значительном напряжении возбудительных и тормозных процессов.
Подвижность - нервная система выражается в способности быстрого
перехода от одного процесса к другому, обеспечивает гибкость поведения,
более быстрое приспособление к условиям среды.
Уравновешенность - означает одинаковую выраженность нервных
процессов, в частности поведения.
По интенсивности данных процессов И. П. Павлов выделил четыре
типа нервной системы, две из которых назвал крайними из-за слабых
нервных процессов, а две — центральными. Различные комбинации
основных свойств нервной системы описываются как четыре типа высшей
нервной деятельности (ВНД): I - сильный, уравновешенный, подвижный; II -
сильный, неуравновешенный, подвижный; III - сильный, уравновешенный,
инертный; IV - слабый, неуравновешенный, подвижный или инертный.
Специфика способностей проявляются в процессуальной,
динамической стороне деятельности (лёгкости, быстроте овладения ей, не
шаблонности и гибкости применения умений и навыков). А природной
основой ряда динамических психологических особенностей (и способностей
в том числе) считают основные свойства нервной системы.
3.Гендерные различия способностей
Различия на физическом уровне. У юношей большая масса тела и
большая физическая сила. Мужской тип руки отличается более короткими и
утолщенными пальцами. Мужчина быстрее развивает свою моторику в силе
и соразмерности движений. Мужчина изучает, в первую очередь,
окружающую среду и объекты, с которыми контактирует.У девушек меньшая
масса тела, но большая грация, гибкость и подвижность. Женский тип руки
характеризуется тонкими и удлиненными пальцами. Девочки быстрее
развивают точность и координацию движений; аккуратны и осторожны, у
них наблюдается большая точность и скоординированность в движениях.
Половой диморфизм обнаруживается у женщин и мужчин в различиях
формы, размеров опорно-двигательного аппарата, обмена веществ,
сердечнососудистой системы, дыхательного аппарата, желез внутренней
секреции, нервной системы, в пропорциях тела.
Различия на когнитивном уровне.У юношей доминирует качественный
подход к изучению учебного материала; они склонны к абстрактному
мышлению, к творчеству и самостоятельности. У мальчиков более развиты
математические способности. У девушек доминирует количественный
подход к изучению учебного материала. Им свойственны странность и
четкость анализа, а также конкретность мышления. Они склонны к
алгоритму, шаблону и к исполнительности; им присущи интуиция и
предусмотрительность, конкретность мышления, аналитический подход.
Различия на психологическом уровне. У юношей быстрая реакция на
воздействие окружающей среды и сравнительно легкая адаптация к ней, но
они с трудом переносят стресс. Эмоциональный срыв также гасится с
трудом. Они более логичны и склонны к обещанию. У девушек адаптация к
среде происходит через переживание, а иногда через эмоциональный срыв.
Они полагаются больше на интуицию, склонны к анализу чаще находятся во
власти настроения. Чувства у них более оптимистичны, самооценка более
субъективна. У девушек более высокие показатели развития внимания:
избирательность, объём, переключаемость.
Различия в речевых способностях. Превосходство женского пола в
речевых способностях начинается уже в 9 лет, продолжается в другие
возрастные периоды (до 21 года) и заканчивается в 84 года. Причина этого
лежит скорее в том, что исторически подобные занятия были традиционны
для мужчин, и в период с древней истории до новейшей женщина-оратор или
женщина-юрист вызвала бы по меньшей мере удивление у общества.
Эмоциональные отличия. Уже в трехнедельном возрасте мальчики, по
сравнению с девочками, меньше спят, и большее время проявляют
беспокойство. Плачут они чаще всего тогда, когда появляется новый или
пугающий стимул, что свидетельствует об их превосходстве над девочками
по способности распознавать новый стимул и новизну ситуации. У женщин
эмоциональная сфера дифференцированнее и сложнее, чем у мужчин.
4.Влияние темперамента на индивидуальный стиль деятельности
Определенное сочетание свойств темперамента, проявляющееся в
познавательных процессах, действиях и общении человека, определяет его
индивидуальный стиль деятельности. Он представляет собой систему
зависящих от темперамента динамических особенностей деятельности,
которая содержит приемы работы, типичные для данного человека.
Индивидуальный стиль деятельности можно рассматривать как
результат приспособления врожденных свойств нервной системы и
особенности-организма человека к условиям выполняемой деятельности. Это
приспособление должно обеспечить достижение наилучших результатов в
деятельности с наименьшими затратами.
Темперамент накладывает отпечаток на способы поведения и общения,
например сангвиник почти всегда инициатор в общении, он чувствует себя в
компании незнакомых людей непринужденно, новая необычная ситуация его
только возбуждает, а меланхолика, напротив, пугает, смущает, он теряется в
новой ситуации, среди новых людей. Флегматик также с трудом сходится с
новыми людьми, свои чувства проявляет мало и долго не замечает, что кто-то
ищет повода познакомиться с ним. Он склонен любовные отношения
начинать с дружбы и, в конце концов, влюбляется, но без молниеносных
метаморфоз, поскольку у него замедлен ритм чувств, а устойчивость чувств
делает его однолюбом. У холериков, сангвиников, напротив, любовь
возникает чаще с взрыва, первого взгляда, но не столь устойчива.
Продуктивность работы человека тесно связана с особенностями его
темперамента. Так, особая подвижность сангвиника может принести
дополнительный эффект, если работа требует от него частого перехода от
одного рода занятий к другому, оперативности в принятии решений, а
однообразие, регламентированность деятельности, приводит его к быстрому
утомлению. Флегматики и меланхолики, наоборот, в условиях строгой
регламентации и монотонного труда обнаруживают большую
продуктивность и сопротивляемость утомлению, чем холерики и сангвиники.
5.Современные теории темперамента
Регулятивная теория темперамента Я.Стреляупредложил
рассматривать темперамент с точки зрения его роли в приспособлении
человека к условиям жизни и деятельности. Фундаментальными
характеристиками темперамента Я. Стреляу считает следующие:
реактивность - сила ответных реакций человеческого организма на
воздействия (чувствительность и выносливость) или способность к работе;
активность - интенсивность и длительность поведенческих актов, охват
и объем предпринимаемых действий.
Основные положения теории Я. Стреляу:
Существуют относительно стабильные индивидуальные различия по
отношению к формальным характеристикам поведения - интенсивности
(энергетический аспект) и времени (темпоральный аспект).
Темперамент характеризует по качествам интенсивности и времени не
только людей, но и в целом млекопитающих.
Темпераментальные характеристики есть результат биологической
эволюции и потому должны иметь генетическую основу, которая и
определяет их индивидуальные проявления.
Однако по мере взросления индивида и под действием особых
средовых условий темперамент, считает Я. Стреляу, в определенных
границах все же может изменяться. Я.
Теория интегральной индивидуальности В. С. Мерлина. В
отечественной психологии после работ Б. М. Теплова и В. Д. Небылицына
темперамент изучался в школе В. С. Мерлина. В. С. Мерлин выделил 9
основных параметров темперамента, которые можно наблюдать без
специальных средств диагностики: эмоциональная возбудимость;
возбудимость внимания; сила эмоций; тревожность; реактивность
непроизвольных движений (импульсивность); активность волевой,
целенаправленной деятельности; пластичность - ригидность; резистентность
(сопротивляемость);субъективация (пристрастность).
Теория формально-динамических свойств личности. Специальную
теорию индивидуальности, объясняющую формально-динамические
характеристики личности, разработал В. М. Русалов, который уточнил
некоторые положения концепции В. С. Мерлина. Согласно представлениям
В. М. Русалова, темперамент - психосоциобиологическая категория, базовое
образование психики, определяющее все богатство содержательных
характеристик человека. Характеристика темперамента: темперамент
отражает формальный аспект деятельности и не зависит от её цели, смысла,
мотива; характеризует индивидуально-типичную меру энергетического
напряжения и отношение к миру и себе; универсален и проявляется во всех
сферах жизнедеятельности; может проявляться уже в детстве; устойчив в
течение длительного периода жизни человека; высоко коррелирует со
свойствами биологических подсистем (нервной, гуморальной, телесной);
передается по наследству.
6.Темперамент и характер
Это разные понятия. Темперамент биологически обусловлен и
неизменен. Характер же может меняться в течение жизни, хотя он частично
зависит от строения нервной системы. Человек сам способен влиять на него.
В то же время формулировка и закрепление или, наоборот, искоренение
какой-то черты отнимает много времени и сил. Характер формируется и
меняется в результате: воспитания, полученного от
родителей,самовоспитания,глубины принятия культурных и этических
норм;саморазвития,приобретения жизненного опыта.
Нельзя сказать, что один фактор существенно меняет что-то в человеке.
Требуется взаимодействие как минимум нескольких условий, чтобы
спровоцировать подавление или приобретение любой черты. То есть человек
вполне может прожить всю жизнь с тем типом характера, который
сформировался у него в подростковом возрасте.
Темперамент не «программирует» характер, но между этими
психическими свойствами есть обоюдная связь, которая выражается в том,
что: темперамент определяет динамику, степень, способ выражения
характера. И холерик, и меланхолик могут быть трудолюбивыми, но у
каждого из них это свойство будет проявляться по-разному;
Темпераментвлияет на то, какие черты характера проявятся с большей
вероятностью, а какие скорее всего не возникнут или не достигнут высокого
уровня развития;
разные типы темперамента требуют индивидуальных подходов и
отличающихся стимулов для формирования какой-то черты характера
отдельные свойства характера помогают контролировать или даже
надолго подавлять особенности врожденного темперамента
7. Темперамент и способности
Представители психофизиологического направления изучения
способностей напрямую связывают их с особенностями нервной системы
человека и его темпераментом. Невозможно игнорировать эту связь, хотя бы
потому, что темпераментальные свойства индивида опосредуют проявление
способностей, помогая их функциональной тренировке и развитию. В то же
время собственные данные психофизиологов препятствуют широкому
распространению их взглядов на природу способностей.
Другая традиция в изучении способностей покоится на системном
подходе. Сама способность выражает свойство или множество свойств
объекта (вещи), которые проявляются в процессе функционирования. Сами
способности как свойства объекта определяются структурой этого объекта и
свойствами ее элементов. Следовательно, психическая способность - это
свойство нервной системы, в которой реализуется функция отражения
объективно существующего мира. Это способность ощущать, воспринимать,
мыслить.
Вследствие этого способности можно определить как свойства
функциональной системы, реализующие отдельные психические функции.
способности можно определить как свойства функциональных систем,
реализующих отдельные психические функции, имеющие индивидуальную
меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном
своеобразии деятельности.
Такой подход к пониманию способностей позволяет найти правильное
соотношение между задатками и способностями. Если способности – это
свойства функциональных систем, то элементами этих систем являются
отдельные нейроны и нейронные цепи, специализированные по своему
назначению. Свойства этих нейронов и нейронных цепей можно определить
как специальные задатки. В свою очередь известно, что работоспособность,
активность, произвольная и непроизвольная регуляция, мнемические
способности зависят от свойств нервной системы, а вербальные и
невербальные способности определяются специализацией и взаимодействием
полушарий головного мозга. В этой связи общие свойства нервной системы,
проявляющиеся в продуктивности психической деятельности, можно отнести
к общим задаткам.
8.Направленность личности
Направленность личности – это совокупность устойчивых мотивов,
взглядов, убеждений, потребностей и устремлений, ориентирующих человека
на определенные поведение и деятельность, достижение относительно
сложных жизненных целей.
Направленность всегда социально обусловлена и формируется в
онтогенезе в процессе обучения и воспитания, выступает как свойство
личности, проявляющееся в мировоззренческой, профессиональной
направленности, в деятельности, связанной с личным увлечением, занятием
чем-либо в свободное от основной деятельности время (например,
изобразительным творчеством, физическими упражнениями, рыбалкой,
спортом и др.). Во всех этих видах человеческой активности направленность
проявляется в особенностях интересов личности: влечениях, склонностях,
идеалах, мировоззрении, убеждениях, установках, определенной жизненной
позиции и поставленных целях. Влечение представляет собой стремление,
которое недостаточно осознано человеком и фундаментом которого нередко
предстают витальные потребности индивида. Склонность как одно из
проявлений потребностно-мотивационной сферы человека выражается в
предпочтении на эмоциональном уровне определенного вида деятельности
или ценностей. Идеалы – образы, которые являются воплощениями
совершенства и эталоном важнейшей цели в стремлениях личности.
Идеальными для конкретного человека могут быть: мировоззрение или
научные достижения конкретного ученого, взгляды и убеждения писателя,
политика.
Изучению проблемы направленности личности много сил посвятил В.
Н. Мясищев. Он выделил 2 оси развития направленности личности:
индивидуально-личностная – коллективно-общественная, идейно-моральная
– инстинктивно-физиологическая.
Речь идет о борьбе коллективизма-индивидуализма в личности и
рационального (социального) – эмоционального (природного). То есть можно
выделить направленность на людей, на себя, на дело.В широком смысле
направленность можно характеризовать как обобщенный ведущий мотив
личности. Направленность личности обуславливает ее поведение, отношение
к миру и себе, влияет на структуру личности.
9.Самооценка и уровень притязаний как факторы мотивации
Самооценка и мотивация представляют собой центральные факторы,
которые обусловили особенности саморегуляции. В рамках мотивации
достижения самооценка влияет на успех деятельности. Мотивацию
достижения ученые определяют в качестве попытки увеличить или сохранять
максимально высокими способности ко всем видам деятельности. К ним
можно применить показатели успешности, а в них выполнение такой
деятельности может, следовательно, приводить к успеху или неудаче
Мотив достижения - это стремление устойчивого характера к лучшему
выполнению любого вида результативной (продуктивной) деятельности.
Человек желает достигать возможно лучших результатов, самого высокого
уровня в выбранном виде деятельности. Мотивация достижения выражена
через 2 тенденции: стремление к успеху («надежда на успех») и стремление
исключить неудачу («боязнь неудачи»). Различия между людьми, которые
концентрируются на успехе или на избегании неудачи, выражены
посредством способов решения проблем и постановки целей.
Для людей с высокой самооценкой в большей степени присуща
мотивация достижения успеха. Индивиды с низкой самооценкой,
отличающиеся «путанной» Я-концепцией, обладают неопределенным,
неустойчивым, непоследовательным образом себя. Они более негативно
воспринимают себя.
На оценку результатов определенной деятельности человека влияет
уровень притязаний. Этот показатель отражает степень трудности целей, к
которым стремится индивид. Их достижение для него представляется
привлекательным и возможным. В случае, когда степень трудности
решенной задачи превысила настоящий уровень притязаний, то может
возникнуть переживание успеха. Это происходит, если достигнутое будет
находиться ниже, чем заявлен уровень притязаний. Данный результат
деятельности люди переживают как неудачу.
Если же у человека неадекватный уровень притязаний, который может
быть завышенным или заниженным, то он претендует на то, чего не может
достичь или изначально выбирает очень простые для себя цели (хотя
способен на большее). Уровень притязаний связан с мотивационной
структурой, поскольку встроен в нее. Он, по аналогии с самооценкой,
относится к таким видами мотивации, как мотивация достижения успеха и
мотивация избегания неудач.
Для людей с мотивацией достижения успеха характерна: высокая
активность, уверенность в себе и в своих целях, высокая самооценка,
стремление к самосовершенствованию и развитию, потребность повышать
результативность своей деятельности. Человек с мотивацией избегания
неудач характеризуется повышенным уровнем тревоги. Он проявляет
потребность в безопасности, боится быть отвергнутым, испытывает страх
неудачи. Для него присущ низкий уровень притязаний, поэтому он
предпочтет маленький или невысокий уровень риска.
Список литературы
1.Выготский, Л.Н. Развитие высших психических функций / Л.Н.
Выготский. – СПб.; Союз, 2015. – 292с.
2.Иванников, В.А. Общая психология: Учебник для академического
бакалавриата / В.А. Иванников. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 480 c
3.Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии: учебное пособие / А.Н.
Леонтьев. – М., 2010 – 509с.
4. Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер,
2019. – 583 c.
5.Немов, Р.С. Психология: учебник в 3-х книгах: общие основы
психологии (книга 1) / Р.С. Немов.- М.; Просвещение, ВЛАДОС,2005. – 345с.
6.Петровский, А.В. Психология: учебник / А.В. Петровский,М.Г.
Ярошевский. – М.; Академия; Высшая школа, 2014.- – 512с.
7.Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л.Рубинштейн. –
СПб.; Питер Ком, 2008. – 688с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!