это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3730373
Ознакомительный фрагмент работы:
ВВЕДЕНИЕМихаил Александрович Шолохов одним из первых писателей заговорил о войне: сначала о гражданской, затем о Великой Отечественной войне. Чтобы изображение войны было правдивым, он использовал архивные документы, мемуары, опирался на собственные впечатления и рассказы очевидцев. Цели писателя были различными. С одной стороны, писатель-гуманист, он подчеркивает бессмысленность войны, показывает ее как величайшую трагедию для народа. С другой – показывает героизм простых русских солдат, их понимание того, что именно от них зависит судьба страны. Одним из таких солдат является герой его рассказа «Судьба человека Андрей Соколов. И Андрей Соколов, и другие герои военной прозы Михаила Шолохова могут служить примером мужества, бесстрашия, проявленных ими при выполнении долга перед Родиной. Произведения Шолохова о войне – это искусство гуманизма и правды, добиться которого писателю удалось потому, что он никогда не был в стороне. В годы Великой Отечественной войны писатель был военным корреспондентом, что означает: был на войне. Не случайно многие его произведения основаны на реальных событиях.Цель курсовой работы «Судьба солдата и человека в годы Великой Отечественной войны в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека»: рассмотреть образ русского солдата, постараться понять, в чем заключается основной подвиг Андрея Соколова.Согласно данной цели нами были определены следующие задачи:- рассмотреть вопрос об участии М.А. Шолохова в Великой Отечественной войне;- сделать краткий обзор произведений, посвященных Великой Отечественной войне;- проследить историю создания рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека»;- проанализировать образ русского солдата Андрея Соколова в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека».Методы исследования: обзор литературы, анализ произведения, метод анализа сравнения героев повести. Практическое значение курсовой работы: данный материал можно использовать при изучении спецкурса по истории русской литературы. Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключение и списка использованной литературы. ГЛАВА 1. М.А. ШОЛОХОВ НА ВОЙНЕ И О ВОЙНЕ Участие М.А. Шолохова в Великой Отечественной войне. Шолохов – военный корреспондентКогда началась Великая Отечественная война, Михаил Шолохов активно трудился над второй книгой «Поднятой целины». Пришлось все отложить в сторону, уже в этот же день писатель выступил на митинге перед жителями станицы Вешенской с призывом всем включиться в активную борьбу с фашистами. На второй день он передал в Фонд обороны Государственную премию, полученную им накануне за роман «Тихий Дон», а уже в июле 1941 года Шолохов был призван в армию и направлен на фронт в качестве специального корреспондента газет «Правда» и «Красная звезда». Шолохов участвовал в боях под Смоленском на Западном фронте, в боях на Волге, вместе с полками прошел фронтовыми дорогами до самой границы с Германией.В качестве военного корреспондента М.А. Шолохов исколесил все фронтовые дороги. Любимым его занятием были беседы с солдатами, отдыхавшими после боев. Полученная информация прибавлялась к собственным впечатлениям, это и сделало его произведения о войне реалистичными. Слово Шолохова в военные годы ценилось особенно. Он часто выступал перед солдатами, жителями, которых, отступая, приходилось оставлять врагу. Однажды на фронте он встретился с поэтессой Ольгой Берггольц, которая прилетела из блокадного Ленинграда. С нею он передал письмо ленинградцам, которое через несколько дней прозвучало из в репродукторах жителей: «Родные товарищи ленинградцы!.. Мы знаем, как тяжело вам жить, работать, сражаться во вражеском окружении… Мы жадно ждем того часа, когда кольцо блокады будет разорвано и великая страна прижмет к груди исстрадавшихся героических сынов и дочерей овеянного вечной славой Ленинграда».Для измученных от блокады ленинградцев эти слова были, как говорится, ложкой меда в дегте: они вселяли надежду на то, что скоро их освободят, что им удастся.В годы войны Шолохов опубликовал целый ряд фронтовых очерков, 22 июня 1942 года в газете «Правда» вышел рассказ «Наука ненависти», а в мае 1943 года «Правда» и «Красная Звезда» опубликовали в нескольких номерах первые главы «Они сражались за Родину».С первых дней Великой Отечественной войны Шолохов посвятил свое творчество служению народу, вступившему в смертельную схватку со злейшим врагом всего человечества – германским фашизмом. Произведения М.А. Шолохова о войне: обзор В течение военных лет М.А. Шолохов создал, помимо газетных очерков и репортажей о военных событиях, несколько художественных произведений. Первым таким произведением был рассказ «Наука ненависти», опубликованный весной 1942 года. Героем этого произведения стал человек, побывавший в плену. Со стороны Шолохова это был смелый шаг, так как в этот период солдаты, побывавшие в плену, согласно приказу В.И. Сталина, приравнивались к предателям. Герой Шолохова, лейтенант Герасимов, был представлен в рассказе «Наука ненависти» как человек, в котором воплотились лучшие черты воюющего советского народа.Шолохов построил это произведение как «рассказ в рассказе»: Герасимов сам сообщает о себе, об испытаниях, выпавших на его долю в первый год войны. Подобная биография характерна для многих советских людей – сверстников Герасимова: потомственный рабочий, был механиком на одном из сибирских заводов. В начале войны он был призван в действующую армию. Провожая сына на фронт, отец не без гордости скажет: «… наша фамилия сотни лет железо для Родины делала, и чтобы ты на этой войне был железным. Власть-то – твоя, она тебя командиром запаса до войны держала, и должен ты врага бить крепко».Лейтенант Герасимов всегда помнил наказ своего отца и никогда не подводил его. Но в одном из жестоких боев он был тяжело ранен. Истекающий кровью, он попадает в фашистскую неволю. Шолохов показывает, что настоящий русский человек выстоит даже и в таких условиях, через которые прошел его герой. Герасимов выстоял, его могучий дух не был сломлен, он совершает побег из лагеря. «Я должен был вернуться в строй бойцов за Родину, – говорит Герасимов, – и я вернулся, чтобы мстить врагам до конца!».Образ русского солдата М.А. Шолохов создает и в романе «Они сражались за Родину». О замысле этого произведения сам писатель рассказывал: «Меня интересует участь простых людей в минувшей войне. Солдат наш показал себя в дни Отечественной войны героем. О русском солдате, о его доблести, о его суворовских качествах известно миру. Но эта война показала русского солдата в совершенно ином свете. Я и хочу раскрыть в романе новые качества советского воина, которые так возвысили его в эту войну...». Войну в этом произведении Шолохов представляет как величайшее испытание всех нравственных качеств советского человека. Изображение героического подвига народа он тоже сохраняет, но на первый план выдвигается изображение судеб отдельных людей в годину общенародных бед и испытаний. Судеб, которые могли бы сложиться гораздо счастливее, если бы войны не было. Таков основной смысл этого романа.В силу такого замысла герои Шолохова не только воюют. Солдаты и офицеры размышляют над судьбой государства, говорят о целях войны, думают о боевом товариществе, вспоминают мирное прошлое, свои семьи, детей, любимых. Трагическое напряжение боя вдруг сменяют комические сцены и эпизоды. Полнота жизни, которую писатель представил в романе «Они сражались за Родину», – характерное качество писателя Михаила Шолохова. Она позволяет постигнуть истинную меру жизнестойкости народа, открыть истоки героического в народе.В романе «Они сражались за Родину» ц центре внимания семья Стрельцовых. Шолохов создал три сюжетных линии; распад семьи Стрельцовых, тяжелая судьба генерала Александра Михайловича Стрельцова и надвигающаяся трагедия войны. Это свидетельствует о расширении писательских интересов и жизненных наблюдениях Шолохова. Все эти события, безусловно, связаны с войной. О ком бы или о чем бы ни писал Шолохов в военные и послевоенные годы, главная мысль его произведений всегда была о тех коренных переменах в положении страны и в сознании народа, которые сформировала длившаяся почти четыре года страшная война. В романе М.А. Шолохова «Они сражались за Родину» много ничем не приукрашенной правды о войне, много того, как все действительно было. Когда писатель описывает подбитый танк, то создается впечатление, что эта картина реально, она перед глазами: «Ослепленный и полузадушенный дымом водитель, наверное, плохо видел: на полном ходу танк попал в пустой заброшенный колодец, ударился о выложенную камнем стенку и, накренившись, приподняв дышащее перегретым маслом черное днище, так и застрял там, обезвреженный, ожидающий гибели... Все еще с бешеной скоростью вращалась левая гусеница его, тщетно пытаясь ухватиться белыми траками за землю, а правая, прогибаясь, повисла над взрытой землей, бессильная и жалкая».Итак, в первой главе нами был рассмотрен вопрос об участии М.А. Шолохова в Великой Отечественной войне, а также сделан краткий обзор его произведений о войне. ГЛАВА 2. РАССКАЗ М.А. ШОЛОХОВА «СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА» История создания рассказа «Судьба человека». Прототип главного героя В рассказе «Судьба человека», который был написан уже после войны и впервые опубликован в «Правде» за 31 декабря 1956 года - 1 января 1957 года, Михаил Шолохов также стремился поведать миру суровую правду о том, какой огромной ценой оплатил советский народ право человечества на будущее.Рассказ «Судьба человека» был написан буквально за несколько дней, однако творческая история его создания на самом деле занимает многие годы. Между случайной встречей с человеком, который стал прототипом главного героя рассказа, прошло десять лет (встреча состоялась в 1947 году). Тогда, десять лет назад, встреча с этим человеком и его рассказ настолько взволновали писателя, что он отчетливо осознавал, что у него есть практически готовый сюжет для произведения. Особенностью Шолохова-писателя было четкое осознание того, что, прежде чем изложить какой-то материал на бумаге, надо все обдумать, осознать, что это действительно нужно читателям. На это у Шолохова ушло десять лет. Исследуя национальные истоки характера главного героя Андрея Соколова, писатель был верен глубинной традиции русской литературы, пафос которой составляли любовь к русскому человеку, восхищение им, и особенно внимателен к тем проявлениям его души, которые связаны с национальной почвой. Образ Андрея Соколова – собирательный, в характере его многое не совпадает с реальным рассказчиком истории. Герой Шолохова – шофер, прототип – военный летчик. По сюжету в то время, когда Соколов попадает в плен, ему сорок два года, прототипу тогда было всего двадцать лет. Реальный прототип Андрея Соколова – летчик-истребитель Григорий Дольников. После войны он стал заслуженным генерал-полковником авиации, а также кандидатом исторических наук. Во время войны им было совершено 160 боевых вылетов, 42 воздушных боя, сбито 15 самолетов противника. Кажется, у героя рассказа «Судьба человека» и реального прототипа этого героя мало общего. Но так только кажется. На самом деле, у них общая судьба, потому так и названо произведение. Для автора было важно показать несгибаемую волю, мужество, героизм и вместе с тем большое щедрое сердце простого русского человека, который в годину тягчайших испытаний, выпавших на долю его Родины, и непоправимых личных утрат смог подняться над своей исполненной глубочайшего драматизма личной судьбой, сумел жизнью и во имя жизни одолеть смерть. В этом пафос рассказа, его главная мысль. Все основные художественные элементы произведения поставлены автором в нерасторжимую, органическую связь с этой мыслью. Образ Андрея Соколова в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» В рассказе «Судьба человека» Шолохов вновь использует композиционный прием «Рассказ в рассказе». В этом произведении, помимо всего, два рассказчика: повествователь и непосредственный рассказчик. Исследователь А.И. Хватов так оценивает эту композиционную особенность рассказа: «Необходимо увидеть эту многоступенчатость рассказа: Шолохов создал художественный мир, в котором выступает автор, на наших глазах изображающий весну, себя и героя, – героя, который, в свою очередь, повествует о своей судьбе. Образ автора в рассказе сам по себе очень сложен: он развивается, изменяется на протяжении повествования».Для Шолохова было важно, чтобы читатели поверили в то, что описанное им, – реальная история, что все это происходило в действительности. Монологический рассказ Андрея о своей судьбе как раз и стал тем приемом, который позволил автору добиться поставленной цели. Передать своеобразный взгляд на мир, все сфокусировать под единым углом зрения помог другой рассказчик – повествователь. А.И. Хватов пишет: «Автор-повествователь помогает нам не только пережить, но и осмыслить одну человеческую жизнь как явление эпохи. Увидеть в ней огромное общечеловеческое содержание и смысл».Когда в художественном произведении основное повествование производит герой-рассказчик, много зависит от его характера и от того, насколько он откровенен. Герою Шолохова захотелось излить свою душу перед случайным встреченным им человеком. Вместе с тем он сдержан в проявлении чувств. И это тоже вносит в произведение ощущение того, что все происходило на самом деле. Повествование Соколова – это, по сути, сказ. Его рассказу свойственна диалогичность, он включает в себя вопросы и ответы. Шолохов так строит исповедь героя, что она «въезжает» нам в душу, воспламеняя ответные чувства сострадания вдосталь хлебнувшему горя человеку и восхищения его несгибаемым мужеством и стойкостью. Герой, раздумывая над тем, что с ним случилось, хочет лучше понять жизнь. Например, на вопрос: «Спроси у любого пожилого человека, приметил он, как жизнь прожил?», – он сразу же дает ответ: «Ни черта он не приметил». Главное внимание в рассказе автор сосредоточил на образе Андрея Соколова, судьба которого стала основным выражением художественной идеи произведения. Собирательный образ Соколова – яркий тип русского характера. Рассказывая о смерти, страданиях, разрушениях, автор не делал это самоцелью. Все эти описания помогли ему раскрыть духовную мощь своего героя, всего советского народа, о несокрушимости которого слагались легенды.Образ главного героя раскрывается через его монолог, рассказ о своей судьбе. У каждой истории, рассказанной Андреем Соколовым, своя цель и своя идея. Одну историю он рассказывает кратко, на другой заостряет особое внимание. Например, в деталях он расписывает картину побега из плена. И это понятно читателю. Настоящее величие и неисчерпаемость жизнетворной силы героя, казалось, потерявшего все в этой жизни, сказались в его отношении к Ванюшке, беспризорному мальчишке, для которого усыновление Соколовым стало решающем в его жизни. Сам же Андрей Соколов, если в плену он отстаивал достоинство и честь патриота своего Отечества, усыновив Ванюшку, отстоял достоинство и честь человека, мужчины. В нем открылись запасы нерастраченной душевной щедрости, которые во время войны приходилось прятать в глубины своей души. Исследователь рассказа Шолохова А.В. Огнев об этом пишет: «Художественная логика рассказа «Судьба человека» убеждает, что человек типа Андрея Соколова «сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его родина». Самая характерная особенность «Судьбы человека» — это откровенная экспрессивность ее языка».Раскрывая образ Андрея Соколова, Шолохов неоднократно дает его портретную характеристику. В начале произведения это «высокий, сутуловатый мужчина», у него «большие темные руки», «...прожженный в нескольких местах ватник был небрежно и грубо заштопан...». Особое внимание автор обращает на глаза героя: «Но вот глаза... Ведь ничто не определяет суть человека, хлебнувшего горя до края, как глаза. «Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе... Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть?».Описывая состояние глаз героя, автор тем самым подготавливает читателей к тому, что впереди будет рассказ о страшных испытаниях, которые пришлось пережить этому человеку. И, действительно, эпизод следует за эпизодом: тяжелое ранение, плен, побег, гибель семьи, память о любимой жене как незаживающая рана, гибель сына 9 мая 1945 года, гордости и последней надежды отца. Читатель физически ощущает боль человека, пережившего каким-то образом все это, не выдерживает и автор-повествователь: «Не надо, друг, не вспоминай! – тихо проговорил я...».Бытовые сцены плена, которые в рассказе занимают значительное место, незабываемы подробностью и простотой изложения. Соколов рассказывает: «Били за то, что ты – русский, за то, что на белый свет еще смотришь, за то, что на них, сволочей, работаешь... Печей-то, наверное, на всех нас не хватало в Германии...». Все это мужчина рассказывает настолько просто, как-то буднично, естественно, что сразу создается впечатление, что «героем он себя не чувствует». Особое место отводится в рассказе сцене, когда лагерфюрер Мюллер предлагает пленному Соколову выпить перед смертью за победу немецкого оружия. Перед этим состоялся диалог между ними, после которого Андрей знает, что его ждет смерть. Безусловно, ему не хочется умирать, но уйти из этой жизни, считает Соколов, надо достойно. Мужество русского солдата, готового, не унижаясь, принять смерть, останавливает и Мюллера. В этот момент лагерфюрер и предлагает Андрею выпить. Соколов голоден, а на столе у немца «столько добра», что удержаться от того, что взять что-то со стола, трудно. Однако и здесь герой находит в себе силы удержаться от искушения, не потерять лицо. Только после третьего выпитого стакана водки Андрей закусил: «…третий стакан я выпил врастяжку, откусил маленький кусочек хлеба, остаток положил на стол». Этот эпизод наглядно показывает, что, несмотря ни на что герой остается человеком, не утрачивает присущего ему с рождения мужества, чувства долга, человеческого достоинства. Его можно взять в плен, измываться над ним, уничтожить, но нельзя превратить в раба, унизить, сломить.Самая лирическая подоснова рассказа связана с историей встречи Андрея Соколова с Ванюшей. Герой, перенесший столько и, казалось бы, уже растерявший все живые чувства, не может пройти мимо чужого горя. Маленького Ванюшку тоже жизнь не пожалела, оставив сиротой, и израненный жизнью Соколов находит в себе душевные силы, чтобы прочувствовать и осознать положение одинокого ребенка. Мастерство Шолохова особенно раскрывается в потрясающей сцене встречи мужчины и ребенка: «Наклонился я к нему, тихонько спрашиваю: «Ванюша, а ты знаешь, кто я такой?» Он спросил, как выдохнул: «Кто?» Я ему и говорю так же тихо: «Я – твой отец».Отношение к ребенку, по Шолохову, «есть мера нравственной оценки».Почему одинокий мужчина решается на усыновление мальчика? Ребенок ведь требует времени, внимания, душевных сил. Автор подчеркивает, что Андрей Соколов делает это не по рассудку, а инстинктивно. К перечисленным ранее чертам его характера следует добавить еще одну – совесть. Совесть ему не дает покоя, не разрешает спокойно проходить мимо брошенного, никому не нужного маленького человека. Для него дать человеку что-то, помочь в беде, важнее, чем взять. Таким образом, в сравнительно небольшом произведении – рассказе «Судьба человека» – Михаилу Шолохову удалось передать целую историю жизни русского человека. По сути судьба Андрея Соколова представлена читателям с самого ее начала до конца. А т о, что о своей судьбе герой рассказывает сам, это делает историю реалистичной, не вызывающей сомнений у читателей в ее правдивости. ЗАКЛЮЧЕНИЕВоенная проза – это рассказы маленьких людей об их большой жизни. Поэтому многие произведения о войне, в том числе и рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека», построены на воспоминаниях реальных людей о том, что им пришлось пережить в военные годы. Войну делали люди, и именно из их судеб складывалась единая судьба всего советского народа.Целью курсовой работы «Судьба солдата и человека в годы Великой Отечественной войны в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» было намерение рассмотреть образ русского солдата, постараться понять, в чем заключается основной подвиг Андрея Соколова.К достижению намеченной цели мы двигались постепенно. Вначале был рассмотрен вопрос об участии М.А. Шолохова в Великой Отечественной войне и сделан краткий обзор его произведений, посвященных Великой Отечественной войне. Вторая (основная) глава была посвящена анализу рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека». Отдельно речь шла об истории создания рассказа и реальном человеке, который стал прототипом героя рассказа «Судьба человека. И только тогда был проанализирован образ русского солдата Андрея Соколова.Проделанная работа позволяет сделать следующие выводы: - М. Шолохов принадлежит к числу тех писателей, которые видят для себя высшую честь и высшую свободу в возможности служить своим пером народу. - В рассказе «Судьба человека» поразительно ярко нарисована человеческая судьба, полная драматизма, раскрыты существенные черты русского национального характера: мужество, чувство долга, чувство человеческого достоинства.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫБирюков Ф.Г. О подвиге народном: Жизнь и творчество М.А.Шолохова [Текст] / Ф.Г. Бирюков. - М.: Просвещение, 1989. – 205 с.Духан Я. С. Великая Отечественная война в прозе 70-80-х годов / Я. С. Духан. – Л. : о-во "Знание" РСФСР. Ленингр. орг., 1982. – 35 с.Михайлов О.Н. Страницы русского реализма // Заметки о русской литературе XX века.- М., 1982. – 205 с.Муратова К.Д. Возникновение социалистического реализма в русской литературе. - М.: Литиздат, 1966.Огнев А.В. Рассказ Шолохова М. «Судьба человека»: учеб. пособие – М.: Высшая школа, 1984. – 80 с.Хватов А.И. На стрежне века (Художественный мир Шолохова). – М.: «Современник» 1975. – 478 с.Шолохов М.А. Наука ненависти. Они сражались за Родину. Судьба человека. [Текст] / М.А. Шолохов. - М.: Воениздат, 1987. – 56 с.Шолохов М.А. Они сражались за Родину: главы из романа. Судьба человека. Слово о Родине / М.А. Шолохов. - М.: Художественная литература, 1993. – 350 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!