это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3744178
Ознакомительный фрагмент работы:
2.1 Антропонимика в произведениях Гоголя Антропонимы художественного произведения имеют кроме номинативной функции, также характеризирующую, стилистическую и идеологическую функции; могут иметь социальную и идеологическую нагрузку и обычно служат характеристикой героя произведения. Как правило, антропоним художественного текста относится к категории вымышленных имен, но часто писателем используются реально существующие имена или комбинации тех и других.В русской литературе величайшим сатириком и уникальным изобретателем «говорящих» фамилий считается Н.В. Гоголь. Образы, созданные им, были злободневны и остры в его время, а некоторые из них не теряют актуальности и в наши дни. Рассмотрим антропонимику в комедии «Ревизор». Произведение стало образцом сатиры и одним из главных творений писателя. Гоголь утверждал, что собрал в этой комедии всё самое дурное, что есть в России, чтобы подвергнуть это жестокому осмеянию. Комедия была создана в 1835 году, в ее основу лег анекдот о том, как Пушкина в Нижнем Новгороде приняли за ревизора. Острота произведения помогла Гоголю создать неповторимую галерею образов с «говорящими» фамилиями. В комедии много действующих лиц. С их помощью автор показывает нам жизнь в городе. Благодаря их фамилиям, можно легко догадаться о том, что представляет собой тот или иной персонаж.Чтобы понять значение фамилий в «Ревизоре» обратимся к словарю Даля В.И. Бобчинский – возможно, от псковского «бобыч» – «глупый бестолковый человек». Фамилии Добчинский и Бобчинский аналогичны по образованию. Неслучайно Ю. Манн отмечает, что «не возникло бы действие пьесы, если бы не было двух сплетников и если бы не тончайшее развитие их характеров». В гоголевских произведениях содержатся и имена-прозвища, которые превратились в фамилии.Например, фамилия городничего – Сквозник-Дмухановский. Ассоциируется со словом «сквозняк, ветер, проходящий в любую щель». При помощи словаря В. И. Даля прокомментируем эту фамилию. «Сквозник» (от «сквозь») – хитрый, зоркий умом, проницательный человек, пройда, пройдоха, опытный плут. «Дмухановский» (от «дмить» – малоросс., т.е. укр.) – «дмухать» – «дуть», «дмиться» – «надмеваться, напыщаться, становиться надменным», гордость, киченье, спесь, чванство». Сквозник-Дмухановский – напыщенный, хитрый пройдоха, опытный аферист, жулик. Фамилия намекает на надувательство и мошенничество этого старого взяточника, его средствами в достижении цели являются обман, подкуп, лесть, ложь, лицемерие, угрозы и шантаж. Все его поведение на протяжении пьесы дает возможность убедиться, насколько точно дана ему характеристика в фамилии. Вся суть этого персонажа в ней.Обратимся к образу судьи Ляпкина-Тяпкина. Фамилия ассоциируется со словом тяп-ляп, выражающим отрицательное значение. Он плохо выполняет свои обязанности, хотя работает судьей уже 15 лет, делает все «тяп-ляп», на что указывает его фамилия. Служебные дела его идут сами собой, он не вмешивается в них. Он сам со свойственной ему наивностью характеризует свою деятельность: «Я вот уже 15 лет на судейском стуле сижу, а как углублюсь иной раз в записку – а! только рукой махну. Сам Соломон не разберет, что в ней правда, а что неправда!». Его любимые дела – это охота на зайцев и получение взяток борзыми щенками.О Хлестакове тоже многое можно узнать из фамилии. В словаре В. И. Даля находим комментарий к слову «хлестать»: 1) «врать, пустословить»; 2) «хлестко» – «сильно, крепко, больно, бойко, шибко, быстро, резво»; 3) «хлест, хлыст» – «фат, щеголь и повеса, шаркун и волокита, наглец, нахал»; 4) «хлестун (хлыстун)» – нижне-новгородское – праздный шатун тунеядец».В фамилии – весь Хлестаков как характер: бездельник, прожигатель жизни, кутила, способный лишь ловко врать и заниматься пустой болтовней, но никак не работать. Все сказанное можно обобщить словами В. Набокова: «Сама фамилия Хлестаков гениально придумана, потому что у русского уха она создает ощущение легкости, бездумности, болтовни, свиста тонкой тросточки, шлепания об стол карт, бахвальства шалопая и удальства покорителя сердец». Звуковое содержание фамилии создает эмоциональную атмосферу и самого имени и произведения в целом. Попечитель городских богоугодных заведений Артемий Филиппович носит фамилию Земляника (от нарицательного существительного, означающего род низкорослой травы со сладкой, ароматной ягодой) – тол- стый, неуклюжий, услужливый и суетливый проныра, главный городской подлец, доносчик, кляузник. «Говорящая» фамилия показывает на его низкую, льстивую и притворную натуру: «Могу сказать, что не жалею ничего и ревностно исполняю службу». У Земляники работает врач-немец с фамилией Гибнер, который не знает ни одного русского слова. Его фамилия «говорит» сама за себя. С таким доктором никакой больной не выздоровеет. Представители закона Уховертов и Держиморда, квартальный Кнут, обязанность которых следить за порядком, сами творят беспредел и жестокость, избивают людей. Фамилия начальника почты Шпекина имеет польские корни (шпек – шпион). Он вскрывает чужие письма, и даже не скрывает этого. Весьма любопытный, всюду любит совать свой нос. Фамилия смотрителя училищ Хлопова ассоциируется со словом «холоп». Он сам говорит: «Заговори со мною одним чином кто-нибудь повыше, у меня просто и души нет, и язык, как в грязь завянул». Свистунов («свистун – пустой и легкомысленный человек, пустышка») – тунеядец и лодырь, любитель хорошей жизни. В цикле «Петербургские повести» тоже прослеживаются «говорящие» фамилии. В него входят повести: «Невский проспект», «Нос», «Портрет», «Коляска», «Записки сумасшедшего» и «Шинель». Над циклом Гоголь работал между 1835 и 1842 годами. Объединены повести по общему месту событий — Петербургу. Петербург, однако, не только место действия, но и своеобразный герой указанных повестей, в которых Гоголь рисует жизнь в её различных проявлениях.В повести «Невский проспект» один из главных героев носит фамилию Пискарев. Он, как и рыба пескарь (по словарю Ожегова, пескарь – это маленькая речная рыба семейства карповых), «живёт в своём небольшом мирке, и нечасто вылазиет наружу». Пискарев – человек с тонкой, ранимой душой. Н. В. Гоголь характеризует своего героя как скромного, застенчивого художника: «застенчивый, робкий, но в душе своей носивший искры чувства, готовые при удобном случае превратиться в пламя».Пирогов же, как подмечает сам автор, полностью оправдывает свою фамилию. Он убивает досаду, съев пару пирожков. Пирогов – воплощение пошлости, приземленности, бездуховности. Главный герой повести «Шинель» – Акакий Акакиевич Башмачкин.Фамилия говорит о том, что образовалась она от слова башмак – низкая, закрытая обувь для улицы, часто грубая, тяжёлая и неудобная. В те времена неприличнее башмаков обуви было не найти. Так что фамилией Гоголь определил статус главного героя. Более того, она образовалась даже не от слова «башмак», а от слова «башмачок» – фамилия с уменьшительным суффиксом. Она указывает на жалкую, неудачную судьбу героя. Всю жизнь он служит переписчиком бумаг «в одном департаменте». Там его презирают, коллеги издеваются над этим неприметным, забитым человеком. А он все терпит и молчит: «Молодые чиновники подсмеивались и острились над ним, во сколько хватало канцелярского остроумия... Но ни одного слова не отвечал на это Акакий Акакиевич, как будто бы никого и не было перед ним...».Осмыслим значение фамилии главного героя – Чартков. Такой вариант фамилии писатель присваивает своему герою уже во второй редакции повести. Идет ассоциация со словом «черт». В пользу этой теории говорит и сам характер Чарткова, который носит в своей душе черта задолго до встречи с проклятым портретом. Гоголь решил изменить «е» на «а», вероятно, ради смягчения эффекта, чтобы аналогия не была столь очевидна. Перед тем как купить портрет ростовщика, Чартков долгое время уже пребывал в раздумьях о своей бедности. Герой размышлял о том, что можно продать свой талант за деньги. И сверток у ростовщика с портрета Чартков не замедлил припрятать при первой возможности. Казалось бы, имея богатство, Чартков мог бы стать настоящим художником, развивая свой талант. Но вместо этого он забывает о своем призвании. В погоне за деньгами, Чартков бросает любимое дело, превращается в скупого ремесленника, в творчестве которого нет души, идеи, таланта.Главный герой повести «Коляска» – Пифагор Чертокуцкий. Фамилия, вероятно, образована от слов черт и куцый. По большей части мнение исследователей склоняется к первой версии. Ее семантизация – «черт, загнанный в угол» – более всего соответствует сюжетной ситуации, в которой оказывается герой «Коляски». Коляска, которой Чертокуцкий так хвастал на ужине у генерала, оказывается самой обычной. А сам герой остается в смешном положении, когда генерал приезжает к нему, чтобы поглядеть на нее. Главный героем «Записок сумасшедшего» является Аксентий Иванович Поприщин. Он служит в департаменте мелким чиновником. Поразмышляем о значении фамилии Поприщин. Очевидно, что она приводит нас к слову «поприще», как к центру внутреннего психологического и духовного конфликта героя, который не доволен своим положением в жизни и карьерой, мечтает о лучшей доле и придерживается о себе гораздо более высокого мнения. Герой мечтает об ином поприще, более достойном его по его же мнению. Поприщин мечтает о деньгах и славе, но человек он крайне ограниченный, все мечты и мысли его зациклены только на положении в обществе и богатстве. Он зациклен на вещах, беден духовно. В итоге герой сошел с ума, его погубила одержимость идеей собственного превосходства. Итак, антропонимы в художественном произведении несут на себе большую смысловую нагрузку. При исследовании их художественных функций, можно предположить, что на первом месте в тексте произведения находятся эстетическая и характеризующая функции. Использование «говорящих» фамилий – это великолепный прием для раскрытия как положительных, так и отрицательных образов, помогающий увидеть сущность и характер героев с первых страниц произведения, а выбор фамилии автором отражает его отношение к создаваемому персонажу. Они не просто ограничены единым художественным текстом и объединены в нем. Они служат средством выражения идеи произведения и авторского замысла, поскольку являются неотъемлемым компонентом в системе средств художественной выразительности.2.2 Функции антропонимов в поэме «Мертвые души» (Особенности фамилий в поэме «Мертвые души») Рождение имени героя – это трудный творческий процесс, закономерность, где за каждым именем стоит определенный образ, вызывающий у читателя ассоциации, связанные как с языковыми факторами, так и с экстралингвистическими. Объединяя в своей семантике необходимые образные смыслы, антропонимы выражают индивидуально-авторское понимание событий и фактов, описанных в созданном воображаемом мире, передают читателю скрытую информацию, извлекаемую благодаря способности имени порождать ассоциативные значения. Поэма Гоголя «Мертвые души» заслуженно считается одним из лучших и ярчайших произведений не только русской, но и мировой литературы. Среди множества ее достоинств – описание большого числа героев, порою сильно отличающихся друг от друга, но поведение и характеры которых актуальны и в наши дни. Хочется отметить тщательный отбор автором имен и фамилий персонажам, что красочно, щедро и понятно представило читателю их смысл и характер. Интересные фамилии героев поэмы невольно вызывают желание выяснить, какое значение они имеют для понимания авторской мысли.Известный литературный критик Абрам Терц (Андрей Синявский) метко заметил: «мертвые души» … всячески обыгрываются в ходе повествования, подробно обсуждаются, картинно демонстрируются. Как лес полон щебета птиц, так и текст «Мертвых душ» изобилует гомоном имен».Имена Чичикова, Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича, Плюшкина, относятся к числу наиболее известных среди всех имен героев классической русской литературы. А антропонимы из «Мертвых душ» неоднородны и уникальны. Некоторые из них давно приобрели обобщающий смысл и стали нарицательными. Поэтому интересно узнать, почему именно такие имена дал Н.В. Гоголь своим персонажам. Какими соображениями руководствовался писатель, размышляя о «имянаречении» героев поэмы?Гоголь создал пять портретов помещиков, пять характеров. Каждая глава поэмы посвящена конкретному человеческому типу, наделенному именем, которое может и должно восприниматься как неотъемлемая составляющая созданного образа. Вот как выглядит «маршрут» путешествия по фамилиям владельцев имений, посещаемых Чичиковым: Манилов – Коробочка – Ноздрев – Собакевич – Плюшкин. Их фамилии в поэме подаются в определенной последовательности, имеющей художественно – аллегорическую и философскую значимость. Все помещики отличаются друг от друга, но в то же время в каждом из них выступают типичные для сословия родовые и социальные признаки: низкий культурный уровень, стремление к обогащению, жестокость по отношению к крепостным.Манилов – от слова «манила» к фантазиям, к обману, надежде, дурачить, «без своего задора». «Манила» (то же мануила, маниха, манильщик), имеющий целый ряд значений: тот, кто манит (обнадеживает, обещает), но обманывает; тот, кому что – то чудится, мерещится, видится; обманщик, надуватель; льстивый угодник; ср. «манливый», заманчивый, соблазнительный, манный, «блажной, шальной, безумный»; манить, «подзывать каким – либо знаком», «звать посулами, лестью», «обнадеживать, обещать». «На взгляд он (Манилов) … был человек видный; черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару; в приемах и оборотах его было что – то заискивающее расположения и знакомства. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами». «Один Бог разве мог сказать, какой был характер Манилова. Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан». Манилов – слабовольный, ленивый, сентиментальный мечтатель. Сначала он кажется милым, производит хорошее впечатление, но потом с ним становится смертельно скучно потому что у него нет собственного мнения. Его внешности соответствует и манера речи. Он все время улыбается, повторяя банальные пышные фразы. Любимое занятие Манилова – куря трубку, предаваться мечтам, фантазировать. Сущность Манилова составляют никчемность, бесхозяйственность, внутренняя пустота, леность мысли. Претенциозность помещика видна и в интерьере. Например, кривой медный подсвечник стоит рядом со щегольским бронзовым подсвечником. Он живет в иллюзорном мире, не интересуется ни хозяйством, ни чтением, а ведь когда он служил в армии его считали образованнейшим офицером. В Манилове нет живых желаний, мечты его бесплодны и оторваны от действительности, у него мертвая душа. Недаром фамилия этого персонажа стала нарицательным словом. От его фамилии появилось понятие «маниловщина», означающее пустое фантазёрство и бездеятельность.Настасья Петровна Коробочка. Фамилия говорит о характере героини – ассоциация со словом «короб», символом материального богатства и достатка, олицетворение накопительства, скопидомства, одна из тех «матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов» и везде у нее летают мухи, которые означают, что мир героя мертвый, застывший» . Фамилия связана с практичностью и хозяйством. Она хорошо подходит обладательнице. Коробочка является хорошей хозяйкой, следит за своим имением, продает мед, но она слишком бережлива и мелочна. Помещица видит смысл жизни только в ведении хозяйства. Коробочка чрезмерно экономна и суеверна. Она думает, что Чичиков собрался выкапывать из могил мертвых крестьян. Наиболее ярким персонажем поэмы является молодой помещик Ноздрев – от слова «ноздря» с отверстиями и намеком на нравственную человеческую ущербность. Ассоциируется со словом «нос», что в свою очередь дает нам представление о Ноздреве: сует нос не в свое дело. Заядлый кутила, вечно попадающий в какие-то истории, враль, хвастун, картежник, пьяница и дебошир. Это лихой дворянин, привыкший вести разгульный образ жизни. Ноздрёв — неважный хозяин, который не придает большого значения хлебосольству. Он способен появиться перед гостями в домашней одежде, накормить их откровенно плохим обедом, но обязательно щедро угостит вином. Ноздрёву неведома культура общения. Он может обидеть, оскорбить человека, распустить о нем грязные сплетни, но при этом не видит в этом никакой проблемы.Посещение Чичиковым Коробочки и Ноздрева были случайными. И, тем не менее, это знаковые остановки на пути человека, олицетворяющего неправедный путь, живущего одними лишь материальными интересами.Следующим Чичиков посещает Собакевича – ассоциация со словом «собака» (жадная и ко всему равнодушная) . Главные его качества – это неповоротливость и неуклюжесть. Все в доме у Собакевича большое. Мебель такая же громоздкая, как и сам хозяин. Михаил Семенович кажется Чичикову похожим на медведя, даже имя у него медвежье. По его мнению, все вокруг лжецы и мошенники, интерес его состоит только в вещах и деньгах. Собакевич – такая же «мертвая душа», как и остальные помещики. «Казалось, в этом теле совсем не было души, или она у него была, но вовсе не там, где следует, а, как у бессмертного кощея, где-то за горами и закрыта такою толстою скорлупою, что все, что ни ворочалось на дне ее, не производило решительно никакого потрясения на поверхности», «одного чего-нибудь спросит, да уж зато всё съест, даже и подбавки потребует за ту же цену». Заключительный этап омертвения души, нравственного разложения, смерти всего истинно человеческого являет собой Степан Плюшкин.Фамилия Плюшкин образована от слов «плюшка», «плюхать». Плюшка – маленькая сдобная булочка, которую, как известно, изготавливают, сдавливая, ударяя, делая плоским тесто. Плюшкин потерял первоначальную форму. В Гоголе потерял духовный облик. Глагол плюхнуться обозначает «грузно, тяжело сесть, упасть», что символизирует духовное падение героя. Когда-то Плюшкин был сильной и яркой личностью, но, к сожалению, был поглощен страстью скупости. Трагико-комический герой, «прореха на человечестве», раздавлен и расплющен жизнью. Вспомним, что Чичиков, впервые увидев Плюшкина, не мог понять «какого пола была фигура: баба или мужик». Он является символом загнивания всего живого. В его доме все покрылось плесенью, все гниет и тухнет. Имя Степан означает «венец», Плюшкин является символом-венцом человека-ничтожества, полного омертвения: «Такой скряга, какого вообразить трудно. В тюрьме колодники лучше живут, чем он: всех людей переморил голодом». Чичиков – непонятная и по-птичьи звучащая фамилия «Чи-чик» со смешным эффектом. Слова, может быть, связанные с чем-то незначительным, какой-то мелкой пташкой затемняют скрытый в диалектной основе смысл – «франт, щеголь, модник». Вспомним, что Гоголь постоянно отмечает внешнюю опрятность героя, его любовь к чистоте, к модному костюму. Чичиков всегда выбрит, надушен, всегда на нем чистое белье и модное платье. Эта внешняя опрятность контрастирует с внутренней грязью и нечистоплотностью героя – приобретателя. Но этот человек является явным хищником, покупающим мертвые и живые души. «Не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод» , он – ни то, ни се, не глуп и не лишен совести.Большинство фамилий в поэме «Мертвые души» сатирически выразительны. Упоминаются помещики: Беспечный (беззаботный, легкомысленный, нерадивый, неусердный, равнодушный), Завалишин (от гл. завалиться – лежать), Полежаев (от гл. полежать), Сопиков (от гл. сопеть), Храповицкий (от звукоподр. храп), Деребин (от гл. деребить – кричать, вопить, орать во всю глотку), Бикусов (об. арх. льстец, ласа, елоза, искательный прошлец; бикушной – льстивый, вкрадчивый), Хованский (от гл. ховать – хоронить, прятать, хранить, воровать), Свинъин, Трепакин (от трепать – тормошить, дергать, мять, колотить, рвать). По фамилиям можно определить отрицательные черты данных персонажей. Если фамилии помещиков носят отрицательный подтекст, то фамилии крестьян лиричны, наивны и душевны: Пробка, Михеев, Милушкин, Телятников, Сорокоплёхин, Федотов, Савельев, Карякин, Волокита, Фыров, Воробей, Попов. Н.В. Гоголь с симпатией относится к русскому простому народу, поэтому у них «говорящие» фамилии. Гоголевские антропонимы выступают как показатель скрытого мира героев, сущности их характера. Эти имена обнажают душевные болезни их носителей и всех людей, а чины и звания, которые вытесняют духовность, открывают перед читателем пугающую душевную пустоту.Таким образом, исследовав антропонимы в поэме Гоголя Н.В. «Мертвые души», мы можем сказать, что говорящие наименования не только называют человека, но и обозначают наиболее яркие свойства личности, отрицательные или положительные черты характера. Антропонимы помогают выявить отношения между разными героями произведения в динамике, через них мы можем раскрыть художественный мир персонажа.Как видим, тема «омертвения» души человека реализуется во всех главных образах поэмы. Именование главного героя, имеющее подтекстовую семантическую нагрузку, является основным языковым средством для раскрытия этой темы и реализации основной идеи писателя – о возможности возрождения человека. Поразительная точность, с которой дает имена своим героям Н. В. Гоголь, восхищает и удивляет. Для Гоголя важны как звучание слова, так и смысловая сторона. В поэме «говорящие» фамилии оказываются основным ярким средством в создании портретов и характеров изображаемых персонажей. Имена собственные, являются важным стилеобразующим элементом текста, организуют его информационное пространство.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!