Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Изучение русских пословиц и поговорок на уроках русского языка

Тип Курсовая
Предмет Русский язык

ID (номер) заказа
3778020

500 руб.

Просмотров
749
Размер файла
71.42 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

ВведениеПословицы и поговорки являются важными помощниками в преподавании русского языка, так как они помогают ученикам постичь глубинный смысл афоризмов, подводят учеников к пониманию того, как важно использовать эти меткие, образные выражения в определенных ситуациях, чтобы сделать свою речь более яркой и выразительной. Введенные непосредственно в учебный материал, мудрые по содержанию, народные пословицы и поговорки, изучаемые в тесной связи с грамматикой, легко запоминаются и прочно усваиваются, обогащая речь учеников.В пословицах и поговорках запечатлен весь познавательный опыт народа, его морально-этические, социально-эстетические, художественные и воспитательные идеалы. Они хранят историю движения народа по пути цивилизации, отражают характер народа, его симпатии и антипатии, связи с соседними народами. Пословицы впитали в себя все тонкости оценочного отношения к действительности, ее восприятия и отражения.Мы в своей работе проанализируем, как используются пословицы и поговорки в процессе обучения на уроках русского языка. Поэтому актуальность выбранной нами темы обусловлена следующими моментами:- недостаточной изученностью практического применения пословиц и поговорок на уроках русского языка;- значением изучения пословиц и поговорок для интеллектуального и нравственного развития школьников;- низким уровнем уважения к народному творчеству в современном обществе.Методической наукой признана необходимость изучения фразеологических средств языка, в том числе пословиц, поговорок в основной школе. Пословицы и поговорки осуществляют двойное влияние на формирование языковой личности как формой, так и содержанием. В этом их особая дидактическая ценность, именно поэтому на них издавна обращают внимание педагоги: И. И. Срезневский, К. Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, а на современном этапе – Н.Ф Алеференко, Н.Н. Семененко, А.Л. Божок, М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, Н.Н. Светловская и др.К сожалению, в современных учебниках по методике обучения языку в основной школе рекомендации по работе с пословицами и поговорками единичные. Это подчеркивает необходимость дополнительного изучения и выявления образовательных возможностей введения на уроках русского языка пословиц и поговорок.Цель исследования – изучить работу над пословицами и поговорками на уроках русского языка в 5 классе.Объект исследования - процесс обучения русскому языку в школе.Предмет исследования - работа над пословицами и поговорками на уроках русского языка в школе.Задачи исследования:1. Рассмотреть пословицы и поговорки как учебный материал.2. Выявить специфику пословиц и поговорок, особенности восприятия их учащимися 5 класса.3. Определить возможности использования пословиц и поговорок на уроках русского языка в 5 классе.4. Проанализировать учебники русского языка на предмет использования в нём пословиц в качестве дидактического материала.5. Выявить особенности работы с пословицами и поговорками на уроках русского языка.6. Описать методические рекомендации по работе над пословицами и поговорками на уроках русского языка в 5 классе.Методы исследования: анализ и синтез психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, классификация понятий и терминов.Теоретическая значимость исследования заключается в том, что были обобщены и систематизированы сведения об изучении русских пословиц и поговорок на уроках русского языка в 5 классе.Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы педагогами в процессе обучения русскому языку.Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Глава 1. Теоретические аспекты пословиц и поговорок на уроках русского языка в основной школе1.1. Пословицы и поговорки как учебный материалОсобенность пословиц состоит в том, что они сохраняют два плана — буквальный и переносный. Чаще всего под пословицей понимают меткое образное изречение (обычно назидательного характера), типизирующее самые различные явления жизни и имеющие форму законченного предложения. Пословица выражает законченное суждение. Поговоркой именуют краткое образное изречение, отличающееся от пословицы незавершённостью умозаключения [14, с. 21].В силу своей специфики пословица, стремясь к наиболее яркой выразительности, довольно часто прибегает к сопоставлению двух предметов или явлений, народ их либо сравнивает, либо противопоставляет («Речи как мёд, а дела как полынь», «Спи камешком, а вставай пёрышком», «Ласковое слово, что весенний день»..). Выясняя художественный смысл сравнения, раскрываем мудрую мысль пословиц, их содержание. Например: «В лесу лес не равен, в миру — люди» (Деревья в лесу все разные. И люди тоже разные. У каждого своя внешность, свой характер).Антитеза — одно из наиболее характерных художественных средств. В пословицах проявляется стремление нравственно — этически воздействовать на слушателя, показывая, что можно, что нельзя, что хорошо, что плохо, что полезно, что вредно, т.е. Пословица, характеризуя явление, даёт ему оценку (Труд кормит, а что же лень? Ученье свет, а неученье что? Готовь сани летом, а что же зимой?...) [17, с. 50].Реже, чем сравнение и антитеза используется в пословицах эпитет («Жизнь дана на добрые дела», «Всякое дело мастара боится», «Длинная нитка — ленивая швея»...). Главное в работе над эпитетом: помочь детям понять их роль в создании образа пословицы и оценить их точность, яркость и выразительность. Уместным будет задание такого типа:Восстановите пословицы, вставляя пропущенные прилагательные:За (какой?) головой, как за каменной горой,Слова: крепкой, большой, дурной, молодой, старой.(Какое?) слово, что весенний день.Слова: умное, доброе, ласковое, хорошее [18, с. 99].Огромной изобразительной силой обладает метафора. Цель работы с пословицами, содержащими метафору: развитие наблюдательности, чуткости к поэтическому слову, умение находить в тексте метафоры; накапливать опыт восприятия и осмысления метафор, умение видеть и ценить их иносказательную выразительность; развитие у детей творческого, образного видения предмета, которое способствует накоплению образных обобщений.Очень часто в пословицах и поговорках встречается такое средство художественного изображения, как гипербола. При работе над данным средством необходимо показать детям роль преувеличения. Используя гиперболу народ намеренно обращает внимание на важность таких качеств как трудолюбие, смелость, терпение [11, с. 71].Многие пословицы и поговорки донесли до нас слова и выражения, которые сейчас крайне редко, или совсем не употребляются в нашей речи — устаревшие слова. С данными пословицами и поговорками так же необходимо знакомить детей, ведь это одна из страниц нашей истории. Можно давать задание определять значение устаревших слов по толковому словарю, что будет развивать умение работы со справочным материалом.Для пословиц и поговорок характерна ритмическая организация, опирающаяся на правильное чередование ударных и безударных слогов. Работа над ритмом пословиц и поговорок крайне необходима, т.к. Она будет являться основой для выразительного чтения стихотворений, басен.1.2. Специфика пословиц и поговорок, особенности восприятия их учащимися 5 классаСбор неписаных правил, которыми человек пользуется в повседневной жизни, становятся пословицы и поговорки. Они рекомендуют, одобряют или осуждают, потому что за ними стоит авторитет поколений. Они созданы практическим опытом, отражают извечное стремление человека к правде, счастья, здоровья, справедливости.Н.Ф Алеференко и Н.Н. Семененко пишут, что «пословица - это краткое, часто стихотворное выражение поучительного содержания, оно дает некий совет, предостерегает от ошибок. У них выраженный жизненный опыт, обобщенная народная мудрость [1, с. 55].По мнению Ю.А. Гвоздарева «пословица – это малая форма народного поэтического творчества, краткое, ритмизированное изречение, несущее обобщенную мысль, вывод, иносказание с дидактическим уклоном» [5, с. 100].К.Г. Берсеньева считает, что «пословица – не прошлое, не старина, а живой голос народа: народ сохраняет в памяти только то, что ему необходимо сегодня и потребуется завтра» [3, с. 77].Близкие к пословицам поговорки. Отличаются лишь тем, что в поговорках нет выводов, поучений, которые есть в пословицах. Поговорка только намекает на вывод, в них выражается законченная мысль. Поговорка дает остроумную оценку событиям, поступкам человека, но здесь нет назидания, выводов (Солнце блестит, а мороз трещит. Осень собирает, а зима съедает.).Итак, пословица всегда имеет поучительный смысл, поговорка же только придает сказанному эмоциональную окраску. Пословица – это логически завершенный выражение, а поговорка – только часть фразы или словосочетания.Каждая пословица или поговорка – утверждение народной мудрости, приказ грядущим поколениям, добрый совет. Происхождение пословиц и поговорок такое же древнее, как и речь человека. В глубокой древности их еще называли присказками, половицами. Пословицы и поговорки обогащают нашу речь, делают его образным, ярким.Пословицы и поговорки о природе, ее явлениях, растительном и животном мире очень давние по происхождению. В центре их внимания – небесные светила, атмосферные явления, смена времени года, дня, и тому подобное. Наблюдения в этой сфере связаны с земледелием, поэтому их еще называют народным календарем [17].Социальное неравенство между людьми, деление на богатых и бедных, угнетателей и угнетенных в течение веков разжигали противоречия в обществе. Это отразилось в целых циклах пословиц о борьбе народа за независимость, свободу, против несправедливости [11].В течение веков навыки хозяйствования передавались от поколения к поколению. Это способствовало выработке устоявшихся взглядов на труд, его результаты, методы трудовой деятельности, что, в свою очередь, нашло отражение в народной мудрости.Самый большой массив составляют пословицы и поговорки о взаимоотношениях в семье между всеми ее представителями. Они обобщили народный взгляд на предназначение семьи, обязанности в ней каждого члена, передали все этапы ее функционирования. В них сочетается и нежная лирика, легкий юмор и язвительный сарказм [12].На процесс организации работы с пословицами и поговорками влияют особенности их восприятия учащимися 5 класса, которые непосредственно связаны со степенью метафоричности паремий. Практические наблюдения позволяют констатировать: для ученика основной школы адекватное понимание пословиц и поговорок – трудная задача, порой необходимость обобщения ситуации, описываемой в пословице, соотнесения ее с собственным жизненным опытом, понимания многоплановости пословиц, их подтекста, смысла слов, используемых в переносном значении.Вот какие примеры толкования пословиц приводит А.М. Новикова: На чужой роток не накинешь платок (рус.) – «Пословицы о еде». Лучше плотва в кадке, чем щука в озере (рус.) – «Плотва в кадке лучше потому, что она уже соленая», «труд украшает человека – «Человек имеет деньги и может купить себе много украшений, красивых вещей...», за словом в карман не лезет – «А книжка в кармане не поместится, поэтому и лезть нечего» [10, с. 22].Такого рода ошибки связаны с особенностями мышления учащихся 5 класса: его конкретностью, ассоциативностью, в основном наглядно-образным характером. Со временем мышление меняется, развивается абстрактное, но это не значит, что учитель должен отложить работу с пословицами и поговорками «на потом», не работать над адекватным пониманием [15, с. 8]. Известно, что сущность языка как общечеловеческого явления заключается не только в осуществлении ею важнейших коммуникативной (средство общения), когнитивной («орудие формирования мыслей») и эмотивной («рецептор духовно-эмоциональной жизни человека») функций. Общественная природа языка реализуется также в кумулятивной функции, в ее способности сохранять передавать опыт определенной культурно-языковой общности. По определению А.Л. Божок, «родной язык является одним из главных средств, с помощью которых создается социальный механизм наследования культуры от поколения к поколению, то есть выработки национально-культурной традиции» [4, с.180].Кумулятивная функция языка создает основу для ее изучения в социолингвистическом плане (то есть с целью выявления национально-культурной семантики) и для реализации особой, лингвокраеведческой системы преподавания, которая позволяет соединить в процессе формирования языковой личности обучение языка с изучением культуры.Итак, познание учениками пословиц и поговорок – это не только путь обогащения словаря учащихся, формирования выразительной речи, но и средство расширения их культурно-национальной осведомленности, накопления позаказной информации. Она хранится во внутренней форме пословиц и поговорок, которой является первичное, прямое, непосредственное значение выражения.1.3. Возможности использования пословиц и поговорок на уроках русского языка в 5 классеОдной из целей изучения русского языка в основной школе, заявленных в примерной программе основного общего образования по русскому языку ФГОС второго поколения является воспитание уважения к родному языку, сознательному отношению к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально - эстетических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка.Использование на том или ином этапе урока русского языка примеров из песен или легенд, пословиц, поговорок, сказок и загадок расширяет кругозор обучающихся, воспитывает их патриотические чувства, пробуждает интерес к изучению родной истории, литературы, развивает речь, делая ее образной, выразительной.Именно в фольклоре многовековым народным опытом отобраны необходимые формы развития речи, музыкальных и поэтических талантов, образного мышления.Фольклор – важная часть национальной духовной культуры любого народа. Систематическое использование элементов устного народного творчества в учебном процессе способствует и формированию навыков грамотного письма, и развитию речи обучающихся, и пополнению словарного запаса детей, также оказывает непосредственное влияние на духовное становление школьников.На уроках русского языка особый интерес вызывают народные пословицы, в которых заключена мудрость и колорит отдельно взятой народности. Дети с удовольствием сравнивают смысл пословиц, учатся соотносить их содержание с ситуациями из жизни [12, с. 44].Пословицы и поговорки - это краткие изречения, выражающие законченную мысль. Это житейская мудрость, народная правда. Главное в пословицах и поговорках – это художественный образ, поэтому они и украшают нашу речь.  Пословицы легко запоминаются. Они важны как для духовного, речевого, общекультурного развития ученика, так и для лучшего усвоения учебного материала по русскому языку в разных классах практически по всем темам [16, с. 39]:1. При изучении темы «Безударные личные окончания глагола» использую пословицы:Тише едешь, дальше будешь.Бездонную бочку водой не наполнишь.Кашу маслом не испортишь.Отрезанный ломоть к хлебу не приставишь.Шила в мешке не утаишь.2. По теме «О-Ё после шипящих» предлагаю обучающимся пословицы:На брюхе шелк, а в брюхе щелк.Обжегшись на молоке, дуешь на воду.Большому кораблю – большое плаванье.Чужое добро впрок не идет.Повинную голову и меч не сечет.В гостях хорошо, а дома лучше.Помимо использования пословиц как дидактического материала обязательно надо разбирать смысл данного речевого высказывания. Так, например, не всем детям понятно, что означает пословица «Обжегшись на молоке, дуешь на воду». Обязательно на уроке надо разобрать ее значение: излишняя осторожность после первого негативного опыта. Без верного понимания смысла пословицы, поговорки дети будут бездумно или путано использовать в речи и на уроках примеры устного народного творчества.  3. Пословицы на орфографическое правило «Мягкий знак на конце слова после шипящих»:За свой грош везде хорош. (Об убежденности, что деньги всесильны).Взялся за гуж, не говори, что не дюж. (Гуж – одна из частей конской упряжи, служащая для управления лошадью. За гуж берутся, когда приступают к какому-либо делу). Пословицы помогают лучше выучить и пунктуационные правила. Например, по теме «Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами» предлагаю следующие примеры о самих пословицах: «Пословицы ни обойти, ни объехать», «Хороша пословица в лад да в масть», «Пословица не цветочек, а ягодка».Предлагаются пословицы на разные случаи постановки запятой в предложениях с однородными членами [19, с. 29]:1) Запятая не ставится между однородными членами, связанными одиночными соединительными или разделительными союзами:Лодырь да бездельник празднуют и в понедельник.Болезнь да горе изведут вскоре.Ученье да труд к славе ведут.2) Запятая не ставится в цельных выражениях с повторяющимися союзами: и то и сё, ни то ни сё, ни свет ни заря, и так и сяк, ни днем ни ночью и т.д.:Издали и так и сяк, а вблизи ни то ни сё.3) Запятая ставится между однородными членами предложения, соединенными противительными союзами:Беден, да честен.Будь красив, да не будь спесив.Мал телом, да велик делом.4) Запятая ставится между двумя и более однородными членами, соединенными повторяющимися соединительными или разделительными союзами:Без правды люди не то маются, не то каются.Ни на меру, ни на вес речь при всяком есть.5) Запятая ставится перед второй частью двойного союза, соединяющего однородные члены: Учись как добру, так и уму.На уроках объяснения нового материала или повторения можно использовать пословицы на разные пунктуационные случаи правила «Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами»: 1) За прогул (?) да за неуменье нет платы. 2) Мал золотник (?) да дорог. 3) Голова завита (?) да не делом занята. 4) Умен и пригож (?) да на дело не гож. 5) Мал телом (?) да велик делом. 6) Доброму всегда (?) и везде добро. 7) Жернова сами не едят (?) а людей кормят. 8) Без правды не житье (?) а вытье. 9) Жить в тесноте (?) но не в обиде. 10) Не у злого (?) а у доброго дело быстрей спорится.Использование фольклорного материала в качестве дидактического на уроках русского языка предполагает поэтапную работу: ознакомление с пословицей и поговоркой (с учетом правильного произношения всех, включая устаревших, слов), толкование содержания, работа над интонацией, использование пословицы/ поговорки как иллюстрации конкретного пункта правила по русскому языку, заучивание, создание речевых ситуаций с использованием выученной пословицы/ поговорки.Достаточно легко дети запоминают пословицы и поговорки на уроках, работая в парах. При этом повторяется комплексно материал из лексики, орфографии, пунктуации [7, с. 66].Использование пословиц и поговорок на уроках русского языка служит более прочному усвоению учебного материала, стимулом для развития речевых навыков и умений, обогащает речь обучающихся. Фольклорный материал служит средством расширения лексического запаса, основой развития речемыслительной деятельности учеников.Красочные пословицы и поговорки легко запоминаются. Их хорошо использовать не только на уроках изучения нового и повторения пройденного, но и на уроках-консультациях при подготовке к всероссийским проверочным работам, ОГЭ и ЕГЭ.Так, пословицы и поговорки позволяют лучше усвоить сложное пунктуационное правило о постановке двоеточия в бессоюзном сложном предложении [19]:1. Двоеточие ставится между предложениями, входящими в бессоюзное сложное предложение, если второе предложение поясняет первое, т.е. раскрывает его содержание, например: Враль врет: семь верст до небес и всё - лесом.2. Двоеточие ставится между предложениями, если второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом, например: 1) Слово не воробей: вылетит – не поймаешь. 2) Молва, что волна: расходится шумно, утишится – нет ничего. 3) Победа не снег: сама на голову не падает.3. Двоеточие ставится между предложениями, если второе предложение дополняет смысл первого или какого-нибудь его члена (обычно сказуемого), например: Все знают: кто за свое дерется, тому и сила двойная дается.Пословицы и поговорки удобны и при объяснении пунктуационного правила о постановке  тире в бессоюзном сложном предложении: 1) Назвался груздем – полезай в кузов. 2) Лес рубят – щепки летят. 3) Молвит слово – соловей поет. 4) Смелые побеждают – трусливые погибают. 5) Людей выучишь – себя выручишь. 6) Много будешь знать – скоро состаришься. 7) Волков бояться – в лес не ходить.Систематическое включение пословиц и поговорок как дидактического материала в структуру уроков русского языка стимулирует образное мышление обучающихся, оказывает воздействие на эмоции человека и его образно-художественную память, обогащают речь.Глава 2. Методическая работа над пословицами и поговорками на уроках русского языка в 5 классе2.1. Анализ учебников русского языка на предмет использования в нём пословиц в качестве дидактического материалаУчебник русского языка (Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.) даёт неисчерпаемые возможности русской пословицы, а значит, любой школьник может пополнить свой словарный запас этими краткими и образными выражениями [13].Оказывается пословицы стали дидактическим материалом при изучении почти каждого раздела учебника. Наиболее широко пословицы представлены в разделе «Глагол». Попробую проанализировать их с точки зрения тематики.При изучении темы «Не с глаголами» в упражнении 609 приведены пословицы с указанной орфограммой.Пословицы говорят о важности труда в жизни человека, учат трудолюбию, коллективизму, умению работать сообща, дружно, осуждают праздность и леность. (Лентяю всё неможется да нездоровится.Дело делать и за себя не может, а кричит за всех. Без труда не проживёшь. Кто поздно встаёт, у того хлеба недостаёт.)При изучении темы «Неопределённая форма глагола» в упражнении 629 дана часть пословицы, нужно завершить высказывание, подобрав подходящий глагол-антоним.Пословицы говорят об ответственности за свои поступки (Любишь брать, люби и отдавать. Умел потерять, умей и найти.)Учебник Ладыженской Т.А. при отработке навыка правописания –тся и –ться в глаголах в упражнении 634 тоже предлагает в качестве дидактического материала пословицы [13, с. 75].Большинство из этих пословиц вновь говорят, что труд-основа благополучной и счастливой жизни человека (От работы руки не отнимутся. На миру и работа спорится. Всякий человек по делу узнаётся.)В упражнении 649 на материале пословиц школьники должны научиться правописанию корней с чередованием. Пословицы осуждают легкомыслие, скупость, лицемерие, леность (Нос задирает, а в голове ветер гуляет. Скупой запирает крепко, а потчует редко. Мягко стелет, да жёстко спать.) [13, с. 78]Авторы учебника опять выбирают пословицы о важности труда в жизни человека в упражнении 686 при изучении темы «Правописание безударных личных окончаний глагола» (Работа и мучит, и кормит, и учит. Человек от лени болеет, а от труда здоровеет. Кто труд любит, долго спать не будет.)При повторении темы авторы учебника вновь обратились к пословице (упр. 700). «Мягкий знак после шипящих в различных частях речи» - именно этот навык отрабатывается на примере пословиц [13, с. 83].Тематически пословицы продолжают раскрывать народное представление о тех качествах характера, которые необходимы человеку (Кто не слушает советов,тому нечем помочь. На помощь надейся, а сам не плошай. Всякая вещь хороша на своём месте. И т.д.), говорится и о важности самой пословицы («Красна речь пословицей»).Таким образом, пословицы достаточно широко представлены в учебнике Т.А. Ладыженской. Пословицы образно говорят о вечных ценностях в человеческой жизни.В учебнике Бабайцева В.В., Чеснокова выделяются следующие пословицы в системе синтаксиса и морфологии [2]:Виды предложений по цели высказыванияс. 22 - Не бросай друга в несчастье.Предложения с однородными членамис. 28 - Зимнее солнце светит, но не греет.Сложносочиненные предложенияс. 32. Труд всегда дает, а лень только берет.Инфинитивс. 96 - Учить - ум точить.Полные и краткие прилагательныес. 111 - Кто аккуратен, тот и людям приятен.Наречиес. 127 - Береги честь смолоду.Сочинительные союзыс. 153 - Умный знает и спросит, а глупый не знает и не спрашивает. Не от росы урожай, а от поту. Труд при ученье скучен, да плод ученья вкусен. Либо рыбку съесть, либо на мель сесть.Предложение. Строение предложенияс. 168 - Правда в огне не горит и в воде не тонетПростое предложение. Основные виды простого предложенияс. 171 - Правда глаза колет. Бездонной кадки водою не наполнишь. Слезами горю не поможешь.2.2. Особенности работы с пословицами и поговорками на уроках русского языкаПословицы и поговорки обязательно используются в работе всеми учителями по русскому языку. Задача педагога состоит в том, чтобы найти максимум педагогических ситуаций, в которых может быть реализовано стремление ребёнка к активной познавательной деятельности.Пословицы и поговорки позволяют оживить урок, повысит его познавательное значение, привить любовь к языку.Работа с пословицами и поговорками кропотливая, так как применение их к событиям во многих случаях затруднено. Прежде чем начать работу с пословицами и поговорками, учитель должен продумать объяснение их детям, ситуации и случаи применения их в речи, составить предложения, устно обыграть их. Можно завести с детьми специальную тетрадь для пословиц.Основная работа с пословицами — это раскрытие их смысла, прямого и переносного. Разбираем с детьми смысл пословицы «труд кормит, а лень портит». Ребята говорят: тот кто работает, тот трудится, того уважают. Кто не хочет трудиться, тот часто начинает жить нечестно. За труд ему платят деньги. Лень портит человека».При работе с пословичным материалом следует обратить внимание на следующие моменты [16]:знакомство с мудрым словом возможно не только на уроках русского языка и чтения, но и на других уроках;подбирать и применять только те пословицы и поговорки, которые доступны пониманию учащихся;пословицы и поговорки можно использовать на любом этапе урока;количество пословиц и поговорок, которые можно давать детям за один урок, установлено и теоретически и практически, и экспериментально — их не должно быть более 7-9. Именно такое количество предложений способны осмыслить и запомнить за 45 минут;перечень пословиц и поговорок должен систематически пополняться. В их подборе принимают участие и ученики. Они подбирают пословицы, записывают их в тетрадь по чтению, природоведению или запоминают наизусть;некоторые пословицы могут использоваться несколько раз при изучении разных тем.Виды работ с пословицами [6]:Распределить пословицы по темам.Объяснить смысл пословицы.Перечитать пословицы и ответить, что можно узнать из пословиц о прошлом.Ученик с первого ряда читает начало пословицы, ученик со второго ряда заканчивает её, а ученик с третьего ряда раскрывает смысл этой пословицы.Дети отгадывают пословицу по одному названому слову.Учитель начинает произносить пословицу, учащиеся хором завершают.Учитель дает вперемешку слова из известных пословиц, дети объединяют слова в правильном порядке и произносят их. Выполняется работа в парах, группах.Дети по кругу называют по одной пословице.Кто больше назовет пословиц.Рассмотрим такую систему заданий [9]:Задание 1. Найти «лишнюю» пословицу.- Нет друга – ищи, а нашел – береги.- У страха глаза, что плошки, а не видят ни крошки.- Друг денег дороже.- Новых друзей наживай, а старых не забывай.- Друг познается в беде.- Вешний лед обманчив, а новый друг ненадежен.Задание 2. Восстановите пословицы, подобрав к ним соответствующие сравнения:Друг неиспытанный, что …Дурную славу нажить, как …За старой головой, как …Красавица без ума, что …Красна девка в хороводе, что …Ласковое слово, что …Задание 3. Восстановите пословицы, вставляя пропущенные прилагательные:За (какой?) головой, как за каменной стеной. (слова: крепкой, большой, дурной, молодой, старой)(Какое?) слово, что весенний день. (слова: умное, доброе, ласковое, хорошее)(Какая?) книга – лучший друг. (слова: хорошая, полезная, умная, содержательная, интересная, занимательная, поучительная)(Какую?) дружбу и топором не разрубишь. (слова: прочную, крепкую, хорошую)Задание 4. Подумайте и назовите пословицу.Труд кормит, а что же лень?Ученье – свет, а неученье что?Поговорка – цветочек, а что же пословица?Готовь сани летом, а что же зимой?Дружно не грузно, как же врозь?Задание 5. Восстановите пословицу, по этим словам, (слова на табличках).Лес - дрова (Чем дальше в лес, тем больше дров).Дело - мастер (Дело мастера боится).Дело - безделье (Маленькое дело лучше большого безделья).Дело-потеха (Делу - время, потехе - час).Язык - дело (Не спеши языком, торопись делом).Задание 6. «Закончи пословицу».Кто много читает... (тот много знает).Мир освещается солнцем... (а человек знанием).Труд человека кормит... (а лень портит).Повторенье - ... (мать ученья).Не спеши языком... (торопись делом).Задание 7. «Собери пословицу» - части пословиц перепутаны.- Доброе слово – да навек ссора.- От одного слова и кошке приятно.- В гостях хорошо, а потехе – час.- Делу – время, а дома лучше.Задание 8. Напишите известные вам пословицы и поговорки на заданные темы:- Учение и грамота.- Труд.- Дом и семья.- Добро и зло.- Жизнь и смерть.- Дружба.- Родина и чужбина.- Богатство и бедность.- Времена года.Задание 9. Прочитайте пословицы и поговорки разных народов. Вспомните русские пословицы и поговорки, которые соответствуют им по смыслу.- Земля ценится хлебом, а человек – делом. (Башкирская)- Не смейся над старым, сам состаришься. (Японская)- Чего не сможешь сделать один, сделают десятеро. (Эстонская)- Мороза бояться – на двор не ходить. (Латышская)- Хочешь, чтоб были полны закрома, вставай с криком петуха. (Украинская)- Много кормчих – корабль разбивается. (Китайская)- Осталось дело до завтра – считай, что застряло. (Армянская)- Руку не протянешь, так и с полки ложку не достанешь. (Латышская) и другие.Задание 10. Работа над синонимами. Заменить предложения близкими по смыслу пословицами.- Не болтай попусту. (Держи язык за зубами.)- Заранее все обдумай, чтобы не допустить ошибок и не вызвать насмешек. (Поспешишь – людей насмешишь.)- Перед тем, как сделать что–нибудь, тщательно все обдумай, все предусмотри. (Семь раз отмерь, один – отрежь).2.3. Методические рекомендации по работе над пословицами и поговорками на уроках русского языка в 5 классеВ настоящее время практически не разработан алгоритм формирования умений понимать пословицу и выявлять её смыслы, так необходимых учащимся для достижения планируемых результатов.Выделенные нами этапы работы над пословицей, при их определённой модификации, могут стать и этапами урока, если возникнет такая необходимость [20]:1. Актуализация знаний о пословицеПоскольку учащиеся, имеют некоторые представление о данном жанре устного народного творчества, полученные, прежде всего, на уроках русского языка и литературного чтения, то на данном этапе главными становятся следующие вопросы: «Что такое пословица?»; «Зачем пословицы используются в речи? А в художественном тексте?»; «Часто ли вы сами (или ваши близкие) используете пословицы? Какие?»2. Сравнение прямого и переносного значения пословицЕсли пословица имеет не только переносное значение, но и предметный план, то рассматриваются и анализируются оба плана. Можно представить, что произойдёт, если некоторые пословицы будут восприниматься в прямом смысле: это свидетельствует о таком уровне понимания, как наивный реализм. Подобная ситуация показана в одном из сюжетов детского юмористического киножурнала «Ералаш», иллюстрирующем пословицу «Семь раз отмерь — один раз отрежь», которую учитель считает главным правилом в любой работе. Один из учеников, по семь раз отмерявший каждый из параметров табуретки, получил изделие огромных размеров, ответив на недоуменный вопрос учителя: «Вот я семь раз и отмерил».Правильно ли понял ученик эту пословицу? В дальнейшем, на одном из следующих этапов, можно сравнить понимание героя «Ералаша» с пониманием этой же пословицы героиней сказки Евгения Пермяка «Про торопливую Куницу и терпеливую Синицу».Подобная работа может проводиться со многими пословицами, в том числе такими, как: «Цыплят по осени считают»; «Иголкой яму не выкопаешь»; «У страха глаза велики»; «Дарёному коню в зубы не смотрят»; «Куй железо, пока горячо»; и др.3. Сравнение русских пословиц с пословицами других народов, близкими им по смыслуМногие народы имеют схожие по смыслу пословицы и поговорки, но предметный план в них нередко различен. На данном этапе возможны следующие виды упражнений.1. Найдите пословицы других народов, близкие по смыслу к таким русским пословицам, как....2. Сравните пословицы разных народов, имеющие схожее значение. С помощью каких образов каждый народ выражает одну и ту же мысль?3. Знаете ли вы пословицы других народов, похожие по смыслу на русские? О чём говорит сходство? Составьте подборку подобных пословиц разных народов на одну из тем, например: «Родина», «Дружба», «Труд», «Отношение к другим людям», «Ученье» и др.Данная работа может найти своё продолжение и в рамках проектной деятельности.4. Преобразование, переконструирование пословицыПереконструирование пословицы может осуществляться как устная работа.На основе сравнения народной пословицы с предложениями, использующими ту же лексику, но другие синтаксические конструкции, выявляются достоинства пословицы как меткого, краткого, ритмически организованного высказывания.Например, учитель предлагает учащимся переконструировать пословицу «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» на основе другого начала: если (Если не будешь трудиться, то не сможешь вытащить даже рыбку из пруда), чтобы (Чтобы поймать рыбку и вытащить её из пруда, тоже надо потрудиться), когда (Когда решишь вытащить рыбку из пруда, помни, что для этого надо потрудиться) и т.п.— Что изменилось? Как вы думаете, почему в памяти народа осталась именно такая форма выражения данной мысли? Какие высказывания чаще всего становились пословицами? Может ли какое-либо наше высказывание стать пословицей? При каких условиях?5. Соотнесение пословиц и художественных произведенийПословицы в приведённой выше таблице помогают увидеть, что существует и целый ряд русских пословиц, которые могут выражать одну и ту же мысль. Но упражнения здесь несколько иные, чем на третьем этапе.1. Подбор близких по смыслу пословиц из предложенных.— Попробуйте подобрать к пословице «Не рой яму другому, сам в неё попадёшь» близкие по смыслу из предложенных:Как аукнется, так и откликнется. Старый друг лучше новых двух. Не плюй в колодец, пригодится воды напиться.Дарёному коню в зубы не смотрят. Что посеешь, то и пожнёшь. (Близкими по значению к названной являются первая, третья и пятая пословицы.)— Попробуйте с помощью пантомимы или «живых картин» изобразить смысл этих пословиц. Достаточно ли для выражения их значения одной картины?2. Сравнение значений пословиц, имеющих сходные синтаксические конструкции.— Проанализируйте эти три пословицы. Что у них общего? (Они начинаются с одного и того же слова; с точки зрения синтаксиса, они построены очень похоже.)Старого воробья на мякине не проведёшь. Старого дятла в гнезде не поймаешь. Старого пса к цепи не приучишь.— Похожи ли эти пословицы по значению? Можно ли сказать, что все они выражают одну и ту же мысль? (Нет. Если в первых двух пословицах их смысл связан с тем, что опытного человека обмануть трудно, то в третьей пословице смысл другой, вариативность которого зависит от контекста. Первый вариант: многие привычки возникают в молодости, в старости их приобрести намного труднее. Второй вариант: если смолоду человек был свободен, то и в старости рабом его не сделаешь.)В современных учебниках по литературному чтению анализ ряда сказок, рассказов, басен может сопровождаться сравнением с пословицей, которая выражает основную мысль текста. Иногда пословица является частью самого произведения. Например, русская народная сказка «Лиса и Журавль» заканчивается несколько переконструированной пословицей: «Как аукнулось, так и откликнулось». В сказке «У страха глаза велики» первая часть пословицы дана в заголовке, а полностью — в конце: «У страха глаза велики: чего нет, и то видят». Подобное соотнесение конкретной ситуации и пословицы встречается и в авторских текстах, например в сказке Е. Пермяка «Про торопливую Куницу и терпеливую Синицу».Стала торопливая Куница шёлковый сарафан к лету кроить. Тяп-ляп! Весь шёлк искромсала — изрезала в лоскутки. И не то что сарафан — платка из этих лоскутков нельзя сшить.Стала терпеливая Синица из холстины фартук кроить. Тут прикинет, там смекнёт, сюда подвинет, туда повернёт. Всё она сообразила, всё высчитала, всё вычертила, потом за ножницы взялась. Хороший фартук получился. Ни одного лоскутка не пропало даром.Диву далась Куница. На фартук глядит — завидует:— Где ты кройке-шитью училась, Синица? У кого?— Бабушка меня шитью выучила.— А как она учила тебя?— Да очень просто. Пять волшебных слов велела запомнить.— Каких?— «Семь раз отмерь — один отрежь».6. Соотнесение пословиц и жизненных ситуацийДанный этап является одним из самых важных, поскольку именно здесь учащиеся пытаются или подобрать пословицу к готовой жизненной ситуации (в том числе изображённой на рисунке или описанной педагогом), или проиллюстрировать пословицу с помощью реальной либо выдуманной ситуации. Наиболее эффективной здесь является групповая форма организации деятельности учащихся.Желательно, чтобы все варианты иллюстрирования пословицы с помощью жизненных ситуаций фиксировались, что поможет на следующих этапах тем, кто захочет написать индивидуальные сочинения.ЗаключениеПословицы и поговорки – это жанр устного народного творчества (фольклора). Пословица всегда имеет поучительный смысл, поговорка же только придает сказанному эмоциональную окраску. Пословица – это логически завершенный выражение, а поговорка – только часть фразы или словосочетания. Каждая пословица или поговорка – утверждение народной мудрости, приказ грядущим поколениям, добрый совет.Основываясь на проведённую исследовательскую работу, мы делаем следующие выводы:1. Благодаря работе, проводимой с пословицами и поговорками на уроках русского языка, возможно повышение не только уровня воспитанности, сознательности, патриотизма, а так же развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации учащихся;2. Использование пословиц и поговорок на уроках русского языка ведёт к повышению уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности;3. Недостаточно изучено практическое применение пословиц и поговорок на уроках русского языка.Язык народа - клад неисчерпаемый. Следует раскрыть школьникам красоту языка народных песен, сказок, пословиц, загадок, научить их видеть свежесть и выразительность, необходимо воспитывать у детей уважение к живому народному языку - сокровищнице народной мудрости.Использование пословиц и поговорок не только возможно, но и целесообразно, т.к. пословицы и поговорки:- помогают привлечь внимание детей к мелодике, красоте, мудрости народного слова;- помогают с помощью разнообразных языковых средств понять их роль в создании образа и оценить их точность, яркость и выразительность;- обогащают и активизируют словарный запас учащихся;- развивают устную речь, её содержательность, точность, ясность и выразительность;- развивают поэтический слух.Необходимо возродить былое значение пословиц и поговорок, поднять их на более высокий уровень. А чтобы проводить эту работу с учащимися, учитель должен правильно использовать истоки педагогического мастерства, опыт, накопленный веками.Список использованной литературыАлефиренко Н.Ф. Фразеология и паремиология / Н.Ф Алеференко, Н.Н. Семененко. – М.: ФЛИНТА, 2016. – 344 с.Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык: Теория: Учеб. для 5-9 кл. общеобразоват. учеб. заведений. - 2-е изд. - М.: Просвещение,2017. - 256с.Берсеньева К. Г. Русские пословицы и поговорки / К.Г. Берсеньева. – М.: – Центрполиграф, 2017. – 300 с.Божок, А.Л. Фольклор как средство развития личности учащихся / А.Л. Божок // Вестник ТГУ. – 2017. – №12. – С.180 – 182.Гвоздарев Ю.А. Язык есть исповедь народа / Ю.А. Гвоздарев. – М.: Просвещение, 2019. – 143 с.Евстифеева Н.А. Виды работ с пословицами на уроках русского языка // Преподавание русского языка. - 2017. - №9. – С.123Кабинетская Т.Н. Изучение пословиц и поговорок в основной школе: Методическое пособие. – М.: Академия, 2017. – 366 с.Кравцов Н.И. Русское народное творчество / Н.И. Кравцов, С.Г. Лазутин. – М.: Академия, 2019. – 286 с.Моршнева Л.Т. Занимательные упражнения по русскому языку /Л.Т. Моршнева. – М.: Просвещение, 2018. – 101 с.Новикова А.М. Русское народное поэтическое творчество / А.М. Новикова. – М.: Высшая школа, 2015. – 36 с.Померанцева Э.В. Русские пословицы и поговорки / Э.В. Померанцева. – М.: Просвещение, 2018. – 206 с.Пупина Л.Я. Фразеологизмы, пословицы и поговорки на уроках русского языка. - М.: Просвещение, 2019. - С. 97.Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.2 [Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский]. – М.: Просвещение, 2019. – С. 68.Рыбникова, М.А. Русские пословицы и поговорки / М.А. Рыбникова. – М.: Просвещение, 2019. – 232 с.Сердюк М.А. Язык фольклора и учет его особенностей при изучении произведений устного народного творчества в основной школе / М.А. Сердюк. – М.: Академия, 2018. – 20 с.Толоконникова Д.Ю. Использование пословиц и поговорок на уроках русского языка / Д.Ю. Толоконникова // Воспитание и образование. – 2019. - № 4 – С. 39 – 41Фёдорова Т.Т. Русский язык в пословицах и поговорках. – М.: Просвещение, 2020. – 77 с. Хлебцова О.А. Русский язык в пословицах, поговорках, крылатых словах, афоризмах / А.А. Хлебцова. – М.: Просвещение, 2018. – 209 с.Черногрудова Е.П. Возможности использования русских народных пословиц на уроках / Е.П. Черногрудова // Преподавание русского языка. – 2019. - № 1. – С. 29 – 32Яковлева К.Н. Краткие методические указания к использованию пословиц и поговорок на уроках // Молодой учитель. - 2019. - №4. – С.11-15


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
54 132 оценки star star star star star
среднее 4.9 из 5
ТюмГУ
Спасибо большое за курсовую работу!! Оригинальность 75%, оценка отлично
star star star star star
СПбГУ
Очень грамотное написание курсовой, видно, что исполнитель разбирается в теме работы и пиш...
star star star star star
РЭУ им.Плеханова
Благодарю Евгению за выполнение работы,оценка-отлично.Сделано -все как положено,грамотно и...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Подогнать готовую курсовую под СТО

Курсовая, не знаю

Срок сдачи к 7 дек.

только что
только что

Выполнить задания

Другое, Товароведение

Срок сдачи к 6 дек.

1 минуту назад

Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы

Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники

Срок сдачи к 12 дек.

1 минуту назад

Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе

Курсовая, профилактики травматизма, медицина

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО

Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения

Лабораторная, Моделирование, математика

Срок сдачи к 10 дек.

4 минуты назад

Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы

Лабораторная, основы технологии машиностроения

Срок сдачи к 14 дек.

4 минуты назад

2504

Презентация, ММУ одна

Срок сдачи к 7 дек.

6 минут назад

выполнить 3 задачи

Контрольная, Сопротивление материалов

Срок сдачи к 11 дек.

6 минут назад

Вам необходимо выбрать модель медиастратегии

Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг

Срок сдачи к 7 дек.

7 минут назад

Ответить на задания

Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование

Срок сдачи к 20 дек.

7 минут назад
8 минут назад

Все на фото

Курсовая, Землеустройство

Срок сдачи к 12 дек.

9 минут назад

Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff

Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления

Срок сдачи к 1 мар.

10 минут назад
11 минут назад

перевод текста, выполнение упражнений

Перевод с ин. языка, Немецкий язык

Срок сдачи к 7 дек.

11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.