Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Ценностно-нормативный срез культуры как мировоззренческая основа...

Тип Курсовая
Предмет Социология

ID (номер) заказа
3795479

500 руб.

Просмотров
687
Размер файла
723.31 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

ВведениеАктуальность темы. В наши дни проектная деятельность завоевывает все большее признание. Все большее число коммерческих компаний и государственных организаций внедряют проектные решения в управлении различными процессами и стремятся обосновать принципы проектного управления, с точки зрения корпоративных и общечеловеческих ценностей. Задумываются и реализуются проекты не только в масштабах крупной корпорации, но и в масштабах и интересах народов, регионов и государств.По данным Российской ассоциации Управления Проектами «СОВНЕТ», около 40% целенаправленной общественно полезной деятельности, реализуется через различные проекты и программы. Профессиональное управление проектами позволяет эффективно распределить ответственность и обязанности между участниками проекта, сэкономить до 30% времени и до 20% средств, снизить риски неуспеха проектов, эффективно управлять инвестициями и инновациями [26].Совершенно новым словом с точки зрения социокультурного проектирования стала «Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 г.» [33], представляющая собой документ, в котором комплексно и всесторонне изложены концепты культурной политики, ее цели, задачи, механизмы, этапы, меры и инструменты реализации, ожидаемые результаты, способы и механизмы обеспечения и контроля. В Стратегии в качестве теоретического основания использован ценностный цивилизационный подход [25, с. 32].Ключом к успеху проекта в большой степени является грамотное применение соответствующих инструментов и методов, знаний, процессов и навыков. Но эти инструменты и знания родились не случайно, человечество шло к ним несколько веков. Точно так же, на протяжении длительного времени, формировалось отношение к культурным ценностям, представляющим собой социальный опыт многих поколений, накопленным человечеством в результате осуществления разнообразной деятельности. В свою очередь, культура в человеческом обществе представляет собой «исторически накапливаемый социальный опыт» [32, с. 219]. Оно может означать комплекс различных событий, результатов деятельности, которые появляются, благодаря усилиям определенной части социума. В широком понимании слово «культура» означает целый пласт достижений человека (народа, мирового сообщества), как-то: изобретения и открытия, технические новшества, способы осуществления различных видов деятельности, бытовые приспособления в определенную историческую эпоху. В более узком понимании культура – это гуманитарная сфера жизни, которая отражает научные взгляды и теории, способы познания мира через творческие достижения. При реализации общественно значимых проектов необходимо учитывать культурные ценности и социальные нормы, проводя их срезы и используя результаты исследования для успешной, эффективной работы. Одним из эффективных методов исследования в процессе работы над социокультурным проектом является ценностно-нормативный срез культуры как мировоззренческая основа данного вида деятельности.Таким образом, объект исследования – социокультурные проекты (на примере стратегического проекта регионального уровня «Территория творчества»).Предмет исследования – ценностно-нормативные срезы культуры как мировоззренческая основа проектной деятельности.Цель работы – описать ценностно-нормативные срезы культуры как мировоззренческую основу проектной деятельности на примере конкретного социально значимого проекта.В соответствии с целью были определены задачи, которые необходимо выполнить в процессе написания работы:рассмотреть теорию исследования ценностно-нормативных срезов культуры при реализации проектов;определить значение ценностей и норм культуры как мировоззренческую основу проектной деятельности;провести анализ социально значимого проекта, обосновать необходимость проведения исследования – ценностно-нормативного среза;разработать алгоритм проведения ценностно-нормативного среза культуры как мировоззренческой основы проектной деятельности. Степень разработанности проблемы. Основы теории управления (проектная деятельность) в менеджменте заложены зарубежными исследователями, начиная с XX в.: Д. Дьюи, Г. Эмерсоном, Ф. Тейлором, П. Друккера. Социокультурному проектированию в настоящее время уделяется достаточное внимание в исследованиях российских ученых, например, в трудах Н.М. Слаутиной, Г.И. Шебеченко, И.Ф. Симоновой и многих других.Вопросы мировоззренческих основ проектной деятельности всесторонне рассматрены в работах отечественных исследователей: Алабова М.А., Ильенко О.В., Ларионова Е.Г., А.В. Опошнянского, А.А. Максименко и др.Вопросы исследования ценностей и норм в процессе реализации проектов в социально значимой сфере разработаны не так подробно, как предыдущие. Отдельные вопросы формирования стратегии проекта, путем проведения предварительных исследований отражены в работах О.В. Бобровского, А.Э. Гегер, Ю.В. Каира и др. Однако конкретных моделей проведения ценностно-ориентационных срезов культуры до сих пор не предложено. Это обусловило научно-теоретическую значимость настоящего исследования, продиктованную насущной необходимостью обобщения и систематизации предложенных знаний в области социокультурного проектирования, с точки зрения анализа ценностей и норм как мировоззренческой основы проектной деятельности.Практическая значимость исследования определяется описанными в нем методами и формами проведения подобной работы, на примере конкретного социокультурного проекта.Методы исследования: теоретический анализ, обобщение, описательный метод, синтез, сравнение. Основным эмпирическим методом является наблюдение.Структурно работа соответствует поставленным целям и задачам и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и интернет-источников, заключения. Общий объем работы – 33 страницы. Библиографический список включает 39 источников.1. Теоретические основы исследования ценностей и норм культуры как мировоззренческой основы проектной деятельности1.1. Проектная деятельность и принципы ее реализации с точки зрения культурных норм и ценностейВ наше время сферу управления уже невозможно представить в отрыве от проектного менеджмента. Слово «проект» вошло в нашу жизнь и прочно укрепилось в нём. На уровне вершин государственной власти звучат слова о необходимости эффективного управления стратегическими проектами в масштабах всей России. Уже с начальной школы человек привыкает к тому, что проект – это целенаправленная, качественно выполненная работа, приводящая к определенному результату. Управление проектами – это приложение знаний, опыта, методов и средств к работам на разных этапах проекта с целью удовлетворения требований, предъявляемых к его реализации, и ожиданий участников проекта. Чтобы удовлетворить эти требования и ожидания, необходимо найти оптимальное сочетание между целями, сроками, затратами и другими «техническими» характеристиками проекта, с одной стороны. С другой стороны, эффективная реализация проекта связана с различными социально-культурными, нравственными и психологическими аспектами, в зависимости от личных ожиданий участников проекта и его репрезентации в обществе.Термин «проект» происходит от латинского слова "projectus", что в буквальном смысле означает «брошенный вперед». В теории управления дается такое определение: «проект – это целенаправленное ограниченное во времени мероприятие, направленное на создание уникального продукта или услуги» [29, с. 21]. Если же обобщить несколько определений, то получится, что проект – целенаправленное, планируемое, контролируемое изменение состояния, какой-либо (любой) системы, в условиях ограниченности ресурсов и времени, с использованием определенных средств и методов [9].Проектная деятельность предполагает реализацию направлений работы компании, организации или сообщества людей, в соответствии с принципами проектного управления. Соответственно, социокультурная деятельность, направленная на формирование культурного пространства города, региона или страны, часто проводится в форме проектной деятельности. При этом реализация значимых социокультурных проектов опирается на определенную систему взглядов, сложившихся в обществе, мировоззренческие основы населения. В свою очередь, планирование подобных проектов направлено на решение проблем социума, так как в процессе выработки образцов решения конкретных социально значимых проблем, именно проектный метод «обеспечивает научно-обоснованные управленческие мероприятия, способствующие разрешению конкретной ситуации». Сочетание нормативного и диагностического аспектов при проектировании мероприятий позволяет «создать модель «должного» в соответствии с наличными ресурсами, соотносит проблему с общим образом ее решения, допуская альтернативные пути и средства достижения цели, задает более обоснованные временные рамки решения проблемы, обусловленные характеристиками проблемной ситуации», на что указывает исследователь Н.М. Слаутина [31, с. 63], опираясь на выводы и исследования П.И. Балабанова и Г.Н. Миненко [6, с. 104]. Примечательно, что уже в конце XIX в. в процессе развития человеческой цивилизации проявилась потребность образования проектной структуры для реализации крупных мероприятий или создания инфраструктуры в масштабном объеме. Так зародились методы, которые в дальнейшем привели к современной тактике управления проектами, которую мы используем сегодня. Интересно, что проектный подход в образовании, без какой-либо привязки к промышленному производству, возник также в конце XIX века. Первоначально он был известен под названием "метод проектов" и (или) "метод проблем". Автором этого метода был американский философ и педагог Д. Дьюи.Проектная работа может проводиться во всех отраслях экономики – в том числе, в сфере культуре и искусства. Социокультурный проект – это планируемые изменения в сфере культурной жизни общества, основанные на конкретных целях и ожидаемых результатах. Особенно нуждаются в планировании и эффективной реализации такие социокультурные проекты, которые направлены на изменение взглядов, создание инфраструктуры в социальной и культурной сфере.На рисунке 1 отражены различные сферы социокультурного проектирования и цели воздействия на них в ходе проектной деятельности:Рисунок 1. Сферы социокультурного проектирования [31, с. 46]Из представленных данных следует, что «конструктивного изменения характеристик социокультурного пространства предполагается достигать за счет реализации комплексных, интеграционных проектов, в том числе в социально-культурной сфере» [31, с. 19].Данный вывод подтверждает исследование британского социолога Федерика Уэбстера («Теории информационного общества» (1995), который характеризует информационное общество, рассматривая в совокупности пять его сторон – технологическую, экономическую, профессиональную, пространственную и культурную и делает вывод о сферах изменения в обществе:Технологическая: проявляется в проникновении сетевой логики в различные сферы жизни общества и в процессе конвергенции технологий в интегрированные системы;Экономическая: информационные индустрии имеют все большую долю в валовом национальном продукте;Профессиональная: трансформируется рынок труда;Культурная: новое представление о сути культуры;Пространственная: изменяются представления о пространстве и времени [22].В этой связи, основная задача при реализации, в том числе и социокультурных проектов – координация действий в процессе решения проблем общества, реализация целей и задач проекта, поддержание его популярности в масштабах города, региона или страны. Именно таким образом можно достичь изменения представлений о сути культуры в ходе осуществления проектной деятельности.Социальные психологи отмечают, что важную роль в обозначенном процессе играют разработка концепции прогнозирования и проектирования общественных изменений, которые являются конечным и долгосрочным итогом изменения социокультурного пространства на муниципальном, региональном и федеральном уровнях. В то же время, новые тенденции в подходах к формированию государством и обществом культурной политики включают «экономизацию» культуры (ее участие в рыночных отношениях), частичный перевод творческой деятельности в сферу экономики, по утверждению М. Гнедовского, Т. Абанкиной и других исследователей [1].С другой стороны, массовая аудитория (или реципиенты) в современном обществе воспринимает общественно значимые события, планируемые перемены как своеобразное послание, узнавая о них через различные источники, соответствующим образом переработавшими для них данную информацию. Происходит репрезентация культурных событий, например, в медиасреде. Основоположники теории «медиа» говорят о том, что каналы информации и массовой коммуникации с помощью различных технических возможностей осуществляют передачу важных сообщений, транслируемых общественных, социокультурных и нравственных ценностей. При этом важную роль играет средство передачи и фактор восприятия его аудиторией. Важно, чтобы коммуникация производила на индивида необходимое впечатление, чтобы человек ему доверял, воспринимал информацию нужным образом, путем считывания культурных кодов, с опорой на нравственные и культурные ориентиры.Таким образом, перед ретрансляторами социокультурных событий, встает важнейшая задача – репрезентации, которая может означать как простую передачу информации о фактах в области культуры, так и их трактовку, анализ, обзор и т. д. Таким образом, общество узнает о самом событии, составляет картину мира, культурной жизни, и шире – духовно-нравственного контекста современности.Проектная деятельность в сфере культуры предполагает управляемую, целенаправленно реализуемую инициативу. Государственные проекты в данной сфере ставят целью продвижение социокультурных ценностей среди массовой аудитории. Разделение массовой аудитории на сегменты и подгруппы, получающие свою конфигурацию информационных сообщений, по мнению исследователей, «приводит к осознанию важности постоянного, безостановочного создания уникальных проектов высокого качества и определенной направленности» [18, с. 49]. Проекты социальной направленности (в частности культурной сферы) адресованы массовой аудитории. Их главной целью является содействие продвижению освещения социально-культурных аспектов и сосредоточению на создаваемых и интерпретируемых ими образах социальной жизни [15; с. 43].Рассмотрим некоторые основные подходы и принципы современного управления проектами, которые могут стать основой практического воплощения теории управления проектами в области социокультурной деятельности. В таблице 1 отражены существующие подходы к реализации социокультурных проектов, в соответствии с принципами реализации.Таблица 1. Подходы к реализации социокультурных проектов №№ПодходПринцип реализацииПрактическое направлениеВнутренний (субъектный) подходПринцип социальной и личностной целесообразностиВнутреннее развитие проекта, создание команды специалистов, занимающихся практической реализацией проекта. Их всесторонняя подготовка.Внешний (пространственный) подходПринцип соразмерности реализуемых переменЗа основу принимается масштаб реализуемых мер, в соответствии с пространством проекта.Комплексный (событийный) подходПринцип реалистичностиСоздание системы мероприятий, объединенных единой социокультурной программойСистемный социокультурный подходПринцип комплексности Ориентация на многообразие социокультурных практик- Развитие накопленного местного опыта (вместо построения утопической модели идеального порядка)- В основе осуществление плана проекта – самоорганизация и саморазвитие.В данном ряду наиболее значимым является «вовлечение социально-активных слоев населения в полемику по проектам и работу над их реализацией», указывает Г.И. Шебеченко [37, с. 29]. Необходима обратная связь, мобилизация сил участников, понимание их настроений и устремлений чрезвычайно важно для реализации проектных работ в полном объеме. Компетенции участников команды, как и устойчивые личностные, психолого-поведенческие характеристики, определяют квалификацию членов команды, от которой, по данным Российской ассоциации Управления Проектами (РАУП), почти на 20% зависит успех всей реализации. Эффективное поведение участников команды управления проектом включает как решение профессиональных задач, так и выстраивание межличностных отношений, особенно важных в командной работе [16]. Поэтому развитие проекта включает:ценностно-ориентационный срез;индивидуальное развитие сотрудников;формирование команд управления, развитие корпоративной культуры, организационно-производственных отношений на их основе;общеотраслевое развитие, проведение политики, направленной на стимулирование программ совершенствования управления проектами.Подход, основанный на высокой интеграции различных сторон управления проектами, заключается в концентрации усилий на стратегическом плане всей области деятельности. Связь управления проектом со стратегическим планом является залогом долгосрочного успеха данного проекта. Системный, интеграционный подход включает, прежде всего, интеграцию проекта и стратегического плана, а также интеграцию усилий всех заинтересованных сторон в рамках управления конкретным проектом.В современных условиях хозяйствования проектная деятельность охватывает все сферы функционирования: производственную, маркетинговую и инновационную деятельность, социальную сферу. Большую значимость имеют комплексные проекты реструктуризации ... по изменению организационной и производственной перестройки, внедрения принципов менеджмента, мониторинга и контроля и др. Сложность и комплексность задач по управлению и реализацией проектов требует высокой компетентности, экономических, правовых, организационных знаний и навыков и предопределяет актуальность разработки специфических методик, методов и приемов [20, с. 8].Новая эпоха, которую называют «постиндустриальным развитием общества» или «стадией построения информационного общества», предъявляет соответствующие требования к проектированию компаний, к формированию структур управления, к объединению или разделению функций в ней. По словам теоретика менеджмента Питера Друккера, в следующем столетии изменятся принципиальные основы деятельности во всех сферах – произойдет переход от компаний, «базирующихся на рациональной организации», к компаниям, «базирующимся на знаниях и информации» [12]. Иными словами, в современных условиях в целях успешной реализации социокультурного проекта необходимо применять не только вертикальную, но и горизонтальную структуру взаимоотношения, поэтому самым действенным является системный подход в данной сфере.Теория управления проектами в любой сфере ориентирована, с точки зрения маркетинга, на создание идеального продукта, в котором заинтересована основная часть общества, поэтому предполагает исследование на всех этапах. В социокультурном проектировании существует мировоззренческая основа, которая предопределяет важность, объективность, целеполагание проекта. Данный подход можно назвать предпроектным, так как предварительные исследования намечают результаты, задают сроки и эффективность реализации проекта по созданию товара / услуги. Исследование на этапе подготовки проекта, создания «дерева целей», выработки методов и форм, создания команды проекта включает, в том числе ориентацию на социальную значимость результатов планируемой работы для массовой аудитории, так как социокультурная деятельность направлена на решение важных, общественно значимых, острых и актуальных проблем. В сфере культуры как особой области подобной, социально направленной деятельности должны учитываться потребности и интересы вовлеченных групп населения, с применением современных методов и ориентацией на социальную, этническо-национальную, идеологическую, культурную структуру общества. Все многообразие процессов, происходящих при этом, можно представить в виде совокупности социальных, организационных, экономических проектов. При этом имеется ряд ограничений, сдерживающих распространение проектной деятельности для управления крупными социокультурными проектами федерального значения, а также локальными проектами, направленными на решение актуальных, общественно значимых проблем. К ним относятся кризисные явления: неустойчивое функционирование экономики; недостаточная политическая стабильность; резкое сокращение государственных инвестиций; устойчиво высокая инфляция; отсутствие надежной системы обеспечения гарантий и т. д. Данные явления необходимо нивелировать в процессе социокультурного проектирования.1.2. Ценностно-нормативный срез: подходы и принципы исследования и анализаМировоззренческая основа проектов в области социокультурной деятельности при системном подходе включает в себя не только отношение к планируемым изменениям. Поскольку культура, как комплекс разнообразных явлений, гораздо сложнее и многообразнее, так как в современном мире созданы различные функциональные системы, обслуживающие культурные явления, транслирующие культурные ценности, продвигающие те или иные направления развития искусства, способствующие их распространению среди различных категорий населения.В современной Стратегии государственной культурной политики Российской Федерации, о которой говорилось ранее, отмечается, что в каждой области деятельности в сфере культуры (наследие, музеи, архивы, театры, кино, литература, архитектура и пр.) «предусмотрено развитие ценностной составляющей, связанной с актуализацией, развитием традиционных российских ценностей, менталитета, а с другой стороны – направленных на формирование ценностной картины мира адекватной российской цивилизации, развития социокультурного пространства и среды, их эстетизация, облагораживание, превращение в эстетичную, комфортную, экологичную среду обитания [33].Обратимся к понятию «ценностей» и «норм». Первый термин означает, с точки зрения социальной практики, традиционно сложившиеся в процессе развития цивилизации и поддерживаемые в обществе парадигмы сознания (и поведения), которые помогают человеку выжить в условиях социальной действительности, часто перед лицом тяжелых судьбоносных событий. Слово «ценность», само по себе, включает оценочные моменты, отражающие отношение человека к действительности и ее различным сторонам. При этом они соотносятся не с истиной, а с мнением и представляют собой некие духовные опоры, помогающие личности выстоять и реализовать свои способности (например, семейные ценности, культурные ценности и т. д.).Как утверждают социальная психология, ценность нельзя отождествлять с субъективным образом, индивидуальным предпочтением по отношению к действительности, поскольку человек выбирает те или иные ценностные ориентации, в соответствии с состоянием социальной среды, под влиянием воспитания, образования, культуры. Иначе говоря, ценности обусловлены культурным контекстом и содержат в себе некую нормативность [3, с. 145].В свою очередь, нормы – это общие ожидания, разделяемые большинством представителей группы или культуры, то, что считается приемлемым в пределах данной группы. Норма охватывает не весь отрезок деятельности, а какой-то ее принцип, параметр, что составляет определенную меру вариативности поведения [Там же, с. 146]. Поэтому она поддается измерению, с точки зрения социологии.Также функциональное назначение нормы позволяет исключить влияние случайных условий, субъективных мотивов на поведенческую реакцию человека. Социальные нормативы ограничивают (в определенных рамках) деятельности, поступки и психологические проявления основной массы населения, обеспечивая таким образом надежность, предсказуемость, стандартность и общепонятность поведения, сформировать ожидаемое поведение, понятное окружающим людям [17, с. 39].Современное общество обладает системой разнообразных взглядов на развитие культуры и осознание ее ценностей. Поэтому социокультурные достижения можно трактовать с различных точек зрения, систем взглядов и мнений. Например, фестиваль национальной русской культуры вызовет у одних людей положительные эмоции, других – оставит равнодушными, а третьих (националистов) заставит возмущаться происходящим. Так различные социальные группы и сообщества, создаваемые с целью объединения людей сходных воззрений, формируют свою систему взглядов на различные явления, в том числе в области культурной жизни, развитие государственного управления сферой искусства, его философии или преследуемых целей.В философских теориях, начиная с первых десятилетий XX века используется ценностно ориентированный подход к рассмотрению социальных проблем. Так, Г. Риккерт в работе «Система ценностей» (1914) первым из теоретиков в области социологии предложил выделять следующие типы ценностей: логические (ценности науки), эстетические (ценности искусства), нравственные (ценности морали), социально-этические (ценности общественного бытия), теологические (ценности религии), мистические (ценности языческой культуры), личные (ценности индивида), на что указывает А.А. Максименко в своем исследовании [21, с. 49]. Можно сказать, что проектирование в социокультурной сфере должно учитывать весь комплекс ценностей, которые затрагивает планируемая проектная деятельность, поскольку вводимые перемены способны повлиять на общественную реакцию. Она, в свою очередь, обусловлена ценностями и нормами, господствующими в социуме.Современный исследователь, П.А. Сорокин, рассматривает ценности и нормы в качестве одного из основных компонентов социального действия, поскольку каждое социально значимое взаимодействие (например, проектная деятельность) состоит из трех компонентов и включает в себя:1) мыслящих, действующих и реагирующих людей, являющихся субъектами взаимодействия; 2) значения, ценности и нормы, благодаря которым индивиды взаимодействуют, осознавая их и обмениваясь ими; 3) открытые действия и материальные артефакты как двигатели или проводники, с помощью которых объективируются и социализируются нематериальные значения, ценности и нормы» [34, с. 116].Современная культурная реальность ставит человека перед сложным выбором: из-за свободы выбирающего и многообразия предложенных вариантов. Идентификационный процесс также определяется выбором индивида, который может не только выразить, но и создать собственные виды деятельности в рамках предложенных вариантов [8, с. 12]. Авторы современного философского пособия по когнитивной психологии и социолингвистике [13] вообще рассматривают мировоззренческую основу проектов социокультурной деятельности, репрезентацию подобных событий в обществе как отдельную философскую проблему. Она понимается учеными-философами и социологами как некое «овеществление», и, с точки зрения социокультурных процессов, в таком ключе происходит передача всех событий для отдельно взятого человека. По мнению некоторых исследователей, все: начиная от мысли и языка, заканчивая сложными научными теориями, является в сфере социокультурного развития репрезентативным явлением. Репрезентациями опосредует когнитивный процесс (то есть процесс познания, осмысления): мышление оперирует либо образом, либо словом. Иными словами, чтобы информация была усвоена социумом, ее нужно соответствующим образом приготовить, подать, вставить опознавательные знаки и коды, чтобы данная информация была опознана и принята. В функциональном плане это необходимо для моделирования адекватной человеческому сознанию картины мира [23, с. 79]. Например, для одного человека важно чувствовать стабильность международной ситуации и обстановки в отечестве; другому – необходимо ощущать свою свободу и независимость от государственных устоев. При этом в сфере социокультурных изменений происходит непосредственное соприкосновение с сознанием и убеждениями людей.В проектной деятельности по созданию комплекса культурных явлений или событий также отражается система взглядов на мир: на человека, его предназначение, художественное освоение действительности и саму действительность как противоречивую форму существования жизни, на взаимоотношения людей между собой и т. д. Осмысляя мир посредством создания культурных и духовных ценностей, человек предлагает различные модели, в которых воплощается философия жизни, но в художественной форме. Соответственно, представление социокультурных ценностей происходит также и путем ретрансляции данных моделей для других людей. При этом ценности, в целом, устойчивы, но они трансформируются в процессе познания мира, получения социального опыта и в соответствии с требованиями общества.В ходе передачи общественных ценностей культуры трансляторы и ретрансляторы имеют свою мировоззренческую позицию, поэтому репрезентация превращается в сложный двухсторонний процесс. Как пишет в своей статье Л.А. Микешина, в процессе репрезентации «пересекаются два процесса: мир превращается в поставленный перед человеком предмет (объект), а человек становится субъектом, репрезентантом, понимающим свою позицию как мировоззрение, как представление картины мира» [24].Ценностно-нормативный срез как вид исследования в процессе подготовки изменений предполагает определение, исследование, анализ ценностей и норм поведения человека, которые способны повлиять на успешную реализацию социально значимых проектов, представляющих собой определенное вмешательство в устоявшиеся отношения. Социологи разработали модель проведения ценностно-нормативного среза на всех этапах реализации проектной деятельности в социальнокультурной сфере. Исследование включает в себя предварительный этапа, на стадии прогнозирования проекта, так как социокультурная проектная деятельность представляет собой «сконструированные инициаторами проектов социальные нововведения, целью которых является создание, модернизация или поддержание в изменившейся среде материальной или духовной ценности» [39, с. 27]. Измерению поддается, с этой точки зрения, затрагиваемые изменениями ценности и нормы, которые способны повлиять на восприятие, сформировать отношение к проводимой деятельности. Для этого за основу принимаются социологические методы и подходы:– количественный (с точки зрения устойчивости ценностных ориентиров, сохранения традиционных ценностей, их превалирования в обществе);– качественный (с точки зрения принадлежности ценностей различным социальным, возрастным, профессиональным группам);– смешанный подход (с точки зрения интеграции ценностей, их разнообразия и устойчивости в обществе; необходимости изучать различные типы ценностей и норм, с целью их учета при планировании социокультурной практики) [19, с. 94-95]. С практической точки зрения необходимо получения статистических данных путем социологического исследования. Для выявления причин и вычисления уровня готовности к проводимым социокультурным проектам учеными предлагается использование опросных методов, учитывающий человеческий фактор и региональные особенности, что позволяет фиксировать текущие мнения и установки индивидов. Для сбора эмпирических данных используются два измерительных инструмента: шкала важности, назначение которой состоит в выявлении степени значимости для респондентов каждого из факторов, значимо влияющих на социокультурную ситуацию в исследуемом регионе, и шкала неудовлетворенности, предназначенная для определения уровня неудовлетворенности респондентов положением дел в регионе по предложенным параметрам. В обоих случаях работают порядковые шкалы с вербальным закреплением границ. По каждому отдельному фактору изменения и влияния определяется свой статистический показатель [7, с. 11].2. Ценностно-нормативные срезы культуры как мировоззренческая основа проектной деятельности (на примере проекта «Екатеринбург – территория творчества»)2.1 Характеристика регионального проекта создания инфраструктуры социокультурной деятельностиКультурная деятельность в обществе, в масштабах региона, определяется наличием необходимой инфраструктуры, а также потребностью людей к потреблению культурных ценностей, готовности к проявлению большей социальной активности в данной сфере. Социально значимой проблемой региональной жизни является в этом плане является, во-первых, «ослабление индивидуальных и общественных стимулов, побуждающих людей к освоению новых знаний и навыков, необходимых для нормальной, полноценной жизни в меняющихся условиях, для упорядочения культурно-информационной среды». Во-вторых, как считают практики, существует определенная привычка со стороны культурных организация – стремление рассчитывать только на государственную помощь, «без особой затраты усилий на создание новых и сохранение прежних общественных благ» [28].С третьей стороны, «социокультурная ситуация в российском обществе характеризуется изменением содержания и форм организации досугового времяпрепровождения современного человека. Особый интерес в этом контексте вызывает анализ городского пространства как условия успешного, содержательного, активного времяпрепровождения человека, направленного на реализацию его творческого потенциала в интересной досуговой деятельности» [2, с. 162].Данные проблемы обусловили особый, проектный подход к их решению. Поскольку вопросы культурной жизни нельзя решить исключительно экономическими мерами (принципами рыночной конкуренции), требуются серьезные меры культурного (социокультурного) характера на государственном уровне. Неравномерность социокультурного развития российских территорий предопределяет обращение к разработке новых правовых и организационно-экономических механизмов, регулирующих развитие культуры, утверждают исследователи. Так, Н.А. Каверина указывает, что «сосредоточение внимания на ценностной, ресурсной, креативной природах культуры способствует наращиванию в стране культурного капитала, созданию пространства для распространения позитивных социокультурных практик. При таком подходе в культурной политике возможно решение ряда актуальных проблем: социально-экономические диспропорции в обществе, доступность лучших образцов отечественной и зарубежной культуры, внедрения научно-технических инноваций» [14, с. 212].Успешная реализация федеральной, региональной и муниципальной программ предполагает создание значимых социокультурных проектов и практик, а значит, и решение данных проблем становится показателем того, насколько действенны методы организации культурно-досуговой деятельности. Проектная деятельность в данной сфере задействует многие государственные и другие, альтернативные механизмы и инструменты.Инфраструктурную развитость культурно-досуговой деятельности легко можно проиллюстрировать на примере города Екатеринбурга – крупного административного, делового и научно-промышленного центра Российской Федерации, где культурно-досуговая деятельность развивается на протяжении длительного времени. Кроме многочисленных государственных бюджетных организаций: библиотечных центров, театров и музеев Екатеринбурга, зоопарка, парка культуры и отдыха, центров досуга – культурно-досуговую деятельность развивают коммерческие организации, предоставляющие к услугам горожан выставки, экскурсии, концерты и театральные постановки. В городе существует более 40 детских образовательных организаций в области культуры и уникальный муниципальный вуз – Екатеринбургская академия современного искусства, осуществляющая подготовку кадров в культурной сфере. Одновременно работает более десяти интернет-ресурсов, информирующих горожан о событиях в области культуры; выходит журнал «Культура Урала». Таким образом, в городе существует развитая инфраструктура культуры и досуга. Технологическое развитие основных отраслей жизни городской среды предопределило преобразование культурного производство на муниципальном уровне города Екатеринбурга в «многопродуктовое и многоотраслевое».На примере видно, как отдельные элементы на уровне регионального субъекта и муниципального центра объединяются в единый «отраслевой комплекс», состоящий из деятельности государственных (муниципальных) учреждений культуры и частных культурно-досуговых заведений. Согласно определению, инфраструктура (от лат. – строение) представляет внутреннее строение отрасли. Как представляется, интеграция форм культурной деятельности, социальных институтов и субкультур, как форма муниципальной и региональной культурной политики будет в полной мере эффективной, если она дополнится, с одной стороны, коррекцией типологических форм культуры и регулированием появляющихся инновационных форм при опосредовании важнейшей культурно-политической составляющей – социально-культурных фильтров [11].Так, на первом уровне культурного производства (инфраструктуры) происходит непосредственное создание культурных ценностей (музыки, прозы, спектаклей и т. д.). Этому способствует развитие креативных возможностей – наличие музыкальных, артистических и театральных коллективов, писательских и поэтических сообществ и т. д. Особенностью Екатеринбурга в этом отношении является наличие в городе нескольких высших и средних специальных учебных заведений различной творческой направленности: Уральская государственная консерватория, Уральского государственного театрального института (в том числе отделение драматической прозы под руководством известного драматурга и режиссера Николая Коляды), Уральская академия архитектуры и дизайна и многих других, – которые ежегодно выпускают будущих художников, актеров, режиссеров, музыкантов, драматургов и критиков.На втором уровне культурного производства производится отбор культурных ценностей. Кроме непосредственной, зрительской и читательской оценки произведений творчества, отбор ценностей происходит, благодаря экспертному сообществу, а также государственным мерам поддержки: конкурсам и фестивалям, премиям в области искусства. На муниципальном уровне (в масштабах Екатеринбурга) ценностный отбор возможен, с точки зрения формирования вкусов аудитории, с помощью культурно-просветительских мероприятий, а также бюджетирования, в соответствии с системой муниципальных грантов.Третий этап модели культурного производства связан с тиражированием и распространением культурных ценностей. Данный процесс регулируется посредством государственных учреждений, предоставляющих площадки для презентаций творческих работы, проведения выставок и показа театральных спектаклей, концертных программ и т. д. В Екатеринбурге подобные программы организуются с помощью сети муниципальных библиотек, предоставляющим начинающим писателям и поэтам возможность встретиться со зрителями и читателями, организацию программ молодых артистов и композиторов в учебных заведениях, центрах культуры и досуга и другим формам популяризации.Так, в области культурно-досуговой деятельности в масштабах города Екатеринбурга развиваются частные инициативы в области культуры: реализуются социокультурные проекты: выставочные проекты в картинных галереях, организуются фестивали и конкурсы театральных и кинематографических работ, выходят сборники произведений, действуют творческие группы и сообщества. Многообразные и неодинаковые культурные звенья, из которых формируется культурно-досуговая сфера как часть экономики, наряду с муниципальной деятельностью в области культурного производства составляют инфраструктуру культуры города Екатеринбурга. Это помогает, в числе других мер, решению проблем в области организации культуры и досуга.Самые острые проблемы обозначены в целевой программе «Развитие культуры и искусства в муниципальном образовании «Город Екатеринбург» – это и «выраженная социально-культурная сегментация горожан», и «поляризация потребления продуктов культуры», и «недостаточные темпы модернизации культурной инфраструктуры», и «необеспеченность новых микрорайонов города учреждениями культуры», и «увеличение разрыва между высокой и массовой культурой», «отсутствие равного и широкого доступа всех социально-демографических групп горожан, гостей, мигрантов к культурным ценностям», а также «снижение уровня нравственной культуры и влияния на сознание горожан лучших произведений классического и народного искусства, воздействие на сознание людей зарубежных и отечественных образцов искусства не всегда высокого уровня» и «отсутствие экономических механизмов для финансовых и налоговых преференций для отрасли» [27]. Как видно из перечисленного, вопросы социокультурной проблематики находятся в неразрывной связи с другими проблемами общества (экономическими, национально-этническими и др.) Данные проблемы объективно существуют на общегосударственном уровне и неоднократно были обозначены на парламентских слушаниях в Государственной Думе Российской Федерации. Предметом дискуссии, в которой приняли участие депутаты, представители министерств, творческих союзов, учреждений науки и культуры, стал законопроект о государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание услуг в социальной сфере, в целях развития культурной сферы на всех уровнях. Смысл законопроекта – доступ для некоммерческих и коммерческих организаций, а также индивидуальных предпринимателей к освоению бюджетных средств в социальной сфере. Предполагается, что государственный (муниципальный) социальный заказ будет распределяться по итогам конкурсов, грантовых программ.Сегодня на государственном уровне ведется поиск механизмов, направленных на расширение возможностей и развитие деятельности в сфере культуры с помощью государственных и муниципальных организаций в сфере искусства и культуры, а также некоммерческих и коммерческих структур. Это означает и расширение инфраструктуры культуры и досуга, и государственное регулирование модели культурного производства на всех имеющихся уровнях, и предполагает ответные шаги со стороны культурного сообщества, организаций и специалистов в области реализации социокультурных проектов в обозначенной выше сфере. Совместные социокультурные проекты, реализуемые с помощью государственных организаций в области культуры при поддержке муниципальных органов власти, профильных министерств и творческих союзов будут способствовать поднятию уровня частных культурных инициатив. В области культурного развития городов и регионов России в настоящее время существуют следующие тенденции:инкультурация и социализация новых поколений;поддержание социальных связей и взаимодействий;закрытие потребности человека в рекреации и самореализации, преимущественно в свободное время;духовное развитие (эстетическое, нравственное, интеллектуальное, религиозное, этническое и др.) как всего общество, так и социальных групп, а также отдельных граждан [11].Следовательно, мировоззренческой основой социокультурных проектов является сотрудничество в области культуры, опора на национально-исторические традиции в области культуры, а также досугово-культурные потребности. Политическая роль культурных регуляторов проявляется в своеобразной входной «фильтрации», которая делает приемлемыми актуальные и социально-допустимые системы деятельности и задерживает нежелательные, выходящие за рамки социально-культурных норм и принципов [Там же, с. 41]. Данные социологические аспекты необходимо учитывать и исследовать при подготовке и реализации социокультурных проектов.2.2 Описание ценностно-нормативных срезов культуры как мировоззренческой основы проектной деятельности в практике реализации проектаЦель проводимого исследования, с точки зрения возможности применения программно-целевого метода для организации культурно-досуговой деятельности в условиях муниципального образования. Проведение социологического исследования по проекту предполагало изучение ценностей и норм, с точки зрения предложение решений для дальнейшей реализации стратегического проекта в сфере культуры «Екатеринбург – территория творчества».В основе программно-целевого метода положена «теория цели» (П. Друккер), обоснование «управления по результатам» (финская школа управления) и концепция синтеза знаний отечественного исследователя Г.П. Щедровицкого. В основу всех вышеназванных теорий положены ключевые понятия «программа» и «цель». Часто для оформления планируемых результатов применения программно-целевого управления используется так называемое «дерево целей», которое помогает выработать средства для их наиболее полного достижения. Часто использование программно-целевого метода обусловлено наличием проблемной ситуации, решение которой традиционным путем невозможно. «В силу сложности проблемы или необходимости стратегического развития системы программно-целевой метод является наиболее эффективным, поскольку ему свойственны четкость и систематизация целей, переход от целей и задач к системе действий и мероприятий, закрепление ресурсов за конкретными программными мероприятиями и четкое определение источников ресурсов, формирование механизмов управления и контроля» [36, с. 315].В описании проекта «Екатеринбург – территория творчества» как раз и говорится об одной из сложных, многоплановых проблем в социально-культурной сфере. «Необходимость создания стратегического проекта «Екатеринбург – территория творчества» была очевидной. Сегодня сфера досуга (свободного времени) попала в зону внимания властей всех уровней. Свободное время человека – большая ценность, и первыми это поняли бизнесмены, для которых досуг стал товаром. Бизнес-сообщество завладело временем и эмоциями людей… На сегодняшний день ассортимент и качество услуг, предлагаемых муниципальной сферой досуга, явно проигрывают предложению бизнес-игроков в борьбе за свободное время горожан» [38], – так обозначены основные точки ценностно-нормативного среза культуры в подготовке проекта. Серьезность обозначенной на уровне региона проблемы не вызывает сомнений, так как ее можно определить, как «вопрос борьбы за умы и души горожан (россиян)».В условиях рыночной экономики, постиндустриального общества решение ее весьма трудноопределимо. Исходя из многомерности проблемы, можно определить ее «дерево целей». Обычно это объемная работа, которая требует усилий целой группы людей. С целью определения «ответвлений», основных «подпроблем» и постановки задач в решении данной проблемы необходимо социологическое исследование, проведенное для подготовки и реализации проекта в форме социологического опроса со случайной выборкой.В результате опроса было выявлено, что 44% горожан различных возрастных и социальных категорий не знают о возможностях, которые предлагают им учреждения культуры: музеи, дворцы и дома творчества, театры, филармонии и консерватории, библиотеки и парк культуры и отдыха. Следовательно, первой целью в реализации проблемы становится работа, направленная на освещение деятельности организаций культуры, их популяризацию. Второй аспект социологического исследования – оценка роли семьи в определении культурных предпочтений горожан. Так, отвечая на вопрос об общесемейных ценностях, в том числе культурные интересы членов семьи, екатеринбуржцы в большинстве (86%) не смогли привести примеры общегородских мероприятий, которые привлекли бы все поколения семьи. При этом таких мероприятий в плане муниципальной программы – более 20. Исходя из этого, сделан вывод, что анонсирование культурных мероприятий должно проводиться с акцентом на семью, общие культурные ценности, которые стали второй основополагающей целью в реализации проекта «Екатеринбург – территория творчества» и были положены в основу разработки его направлений реализации.В ходе проведенного ценностно-нормативного среза социологического опроса была определена еще одна важная сторона проблемы, положенной в основу данного проекта. Большая часть аудитории (71% опрошенных) в прошедшем учебном году посетила учреждения культуры с образовательной целью: во время школьной экскурсии, по заданию учителя, педагога дополнительного образования и т.д. В связи с этим, необходимо было сформировать третью цель – сотрудничество учреждений культуры с образовательными учреждениями, педагогами. На уровне управления образования города Екатеринбурга это может быть реализовано с помощью соглашений о сотрудничестве и проведении совместных мероприятий.После формирования «дерева целей» организаторы проекта смогли приступить к прорисовке конкретных задач и способов их решений. Такая детальная проработка необходима для того, чтобы каждая цель была реализована и привела к нужным результатам в указанной области. Приведем пример постановки таких задач. Например, первая из поставленных целей может быть решена с помощью следующих мер:проведение ознакомительных экскурсий для желающих в рамках «Ночи музеев»;проведение общегородского конкурса «Город для горожан» с призами для участников в форме посещения музеев и выставок, а также театральных постановок и концертов; создание муниципального интернет-ресурса для популяризации культурного пространства и мероприятий учреждений культуры города, работа с социальными сетями;медиаобеспечение проекта «Екатеринбург – территория творчества». Таким образом, схема проектной деятельности в сфере культуры представляется как «цели – пути – средства – результаты». Достижение цели в рамках программы происходит при минимально допустимых затратах или при заданном уровне затрат в определенные сроки.Разработка программ, в том числе, в сфере культуры требует определенной технологии, этапы которой можно представить в виде определенной последовательности операций, повторяющихся при разработке каждой новой программы, среди которых:Выявление, анализ проблемной ситуации.Ценностно-ориентационный срез культуры, направленный на выявление потребностей жителей региона в культурной сфере.Определение цели программы, которая является отправной точкой применения программно-целевого метода управления.Разбиение цели (построение дерева целей), определение логической последовательности достижения необходимого результата.Разработка мероприятий и определение ресурсов для достижения генеральной цели программы. Разработка вариантов программы, выбор одного варианта и определение мероприятий его реализации.Реализация программы, осуществление мониторинга, текущего и итогового контроля ее реализации.Итоговое социологическое исследование, фиксирующее изменения в состоянии ценностей и нормативов по результатам реализации проектной деятельности.Внесение корректировок в программу при выявлении отклонений или изменении проблемной ситуации и доступности ресурсов.Указанная последовательность действий при реализации муниципальных программ и проектов позволяет достичь целей в области культуры наиболее оптимальным способом. Это доказывает, что использование ценностно-нормативного среза, а также других методов проектной деятельности целесообразно применять в решении наиболее сложных задач в культурной сфере. ЗаключениеСфера культурно-досуговой деятельности ориентирована на обогащение духовной жизни людей, повышение разнообразия их свободного времени, а также на социализацию жителей и реализацию их способностей средствами работы с населением, массовой аудитории. Как и любая другая сфера деятельности, культура в масштабах страны является частью государственной экономики и в идеале работает на развитие общества и благосостояние граждан. Социокультурное проектирование предполагает ориентацию на решение социально значимых проблем, поиск и применение способов их эффективного продвижения.Проектная деятельность предполагает ориентацию на достижение конкретных социально значимых результатов в социокультурной деятельности, что предполагает учет всех аспектов, проблем, системы сложившихся ценностей и норм в обществе. Поэтому необходимо использовать современные методы определения текущего, сложившегося состояния данных систем при планировании и реализации проектов.Так как культуре и досугу отводится одна из ведущих ролей в области сохранения и формирования человеческого капитала, который непосредственно участвует в «создании экономики знаний», сохранении и передаче традиционных ценностей и норм. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2025 года говорится о значении культурных процессов в период перехода к инновационной экономике, «включая уровень интеллектуального и культурного развития, возможного только в культурной среде, позволяющей осознать цели и нравственные ориентиры развития общества». Поэтому исключительно важно представлять себе ориентиры государственной культурной политики, с точки зрения их практического применения.Так же важно иметь четкое представление о том, насколько планируемые перемены востребованы обществом, как относится массовое население к тому, о чем говорится в стратегических федеральных программах и проектах, насколько граждане страны и регионов готовы к изменениям, а также о том, какие направления заложить при реализации проектов социокультурной сферы на различных уровнях: федеральном, региональном, муниципальном и др.Поэтому каждому общественно значимому проекту должно предшествовать исследование, которое может проводиться в форме ценностно-нормативного среза культуры. В ходе подобного исследования необходимо определить направления реализации проекта, выстроить «дерево целей», разработать эффективные методы для успешного выполнения задач.На примере регионального проекта в сфере культуры «Территория творчества» можно сказать, что проведенное социологическое исследование позволило применить системный подход, составить конкретную, реально подкрепленную программу, определить направления реализации задуманных изменений для решения назревших в регионе проблем.В настоящее время невозможно составить характеристику государственного управления в области культуры в отрыве от состояния культуры в широком значении этого слова. Поэтому необходимо изучение современных подходов к регуляции данных процессов с учетом проектного управления, подходов к социокультурному проектированию, получение представления о состоянии системы ценностей и норм, учет потребностей населения. Ценностно-нормативный срез культуры как мировоззренческая основа проектной деятельности становится необходимым элементом успешной деятельности в сфере решения значимых социальных проблем общества.Список использованных источников и литературыАбанкина Т., Гнедовский М., Прянишников Н. Культурные индустрии и управление развитием [Электронный ресурс.]. - Н. Новгород. [Электронный ресурс] – URL: www.magazine.60parallel.org/ru/magazine/2005/17/114 (дата обращения: 20.02. 2022).Аверкин, М. Г. Анализ досуговых форм социальной деятельности человека в современном коммуникативном пространстве города [Электронный ресурс] / М. Г. Аверкин // Вестник НГИЭИ. – 2016. – № 7 (62). – С. 160-168. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=26367144 (дата обращения: 28.02.2022).Алабова М.А., Ильенко О.В., Ларионова Е.Г. Нормы и ценности как компоненты культуры // Гуманитарный научный журнал. 2017. №1. С. 145.Апажихова, Н. В. Социокультурное проектирование досугового пространства населения / Н. В. Апажихова // Педагогика. Вопросы теории и практики. – 2016. – № 1(1). – С. 6-8.Асанова И.М., Дерябина С.О., Игнатьева В.В. Организация культурно-досуговой деятельности: учебник. 2-е изд., испр. и доп. М., 2012.Балабанов П.И., Миненко Г.Н. Проектность культуры: теоретический и методологический аспекты [Текст] / П.И. Балабанов, Г.Н. Миненко. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. - 261 с.Бобровский О.В., Каира Ю.В. Процедуры изучения и диагностики социальных процессов // Материалы международной заочной научно-практической конференции «Вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история». Новосибирск: Априори, 19 сентября 2015 г.Васильева М. А. Репрезентация культурной идентичности в сети Интернет. Диссертация канд. философ. наук по ВАК РФ 24.00.01. – Санкт-Петербург, 2017. – 175 с. – С. 12.Вихрян М.А. Специфика управления международными проектами // Предпринимательство и право. Информационно-аналитический портал. – [Электронный ресурс]. – URL: http://lexandbusiness.ru/view-article.php?id=5477 (дата обращения: 28.02.2022)Гегер А.Э. Изучение ценностных ориентаций: поворот к смешанной стратегии (С-Петербург) // Х Ковалевские чтения "Россия в современном мире: взгляд социолога" : Материалы научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 13–15 ноября 2015 года. – Санкт-Петербург: ООО "Скифия-принт", 2015. – 2248 с. – С. 94-95.Генова Н.М. Инфраструктура культурного пространства региона как основа адаптации культурной политики // ОНВ. 2010. №6 (92). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/infrastruktura-kulturnogo-prostranstva-regiona-kak-osnova-adaptatsii-kulturnoy-politiki-1 (дата обращения: 20.02. 2022).Друкер, Питер, Ф. Задачи менеджмента в XXI веке: Пер. с англ.: – М.: ИД «Вильямс», 2004. – 272 с. [Электронный ресурс] – URL: https://nsu.ru/xmlui/bitstream/handle/nsu/9031/druker_managementXXI_ru (дата обращения: 28.02.2022).Заботкина В.И. Репрезентация событий в когнитивных моделях и дискурсе: аксиосфера культуры. – 2017. — 360 с. — (Философия. Language and Reasoning.)Каверина Н.А. Основы государственной культурной политики и процесс модернизации общества РЭУ им. Г. В. Плеханова // «Гуманитарное образование в экономическом вузе» // Материалы V Международной науч.-практической конференции. – 2017. – М.: РЭУ им. Г.В. Плеханова. – С.213-2018.Каюмова А. Р. Технологии формирования социально-культурных программ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.scienceforum.ru/2015/1058/10188 (дата обращения: 26.02.2022).Калинина Н.Ю. Методы и модели формирования и функционирования команд управления проектами. – Автореф. диссертации ... канд. техн. наук. – М., 2009. – [Электронный ресурс]. – URL: https://www.dissercat.com/content/metody-i-modeli-formirovaniya-i-funktsionirovaniya-komand-upravleniya-proektami (дата обращения: 20.02. 2022).Лавренова, Т.И. Социология культуры в парадигме современного гуманитарного знания // Социальные науки: история, теория, методология. - М., 2000. - Вып. 1. - С. 38-46Лебедева С.Э., Вакку Г.В., Степанова С.Е., Касаткина А.Е. Основные тенденции медиатизации современного социокультурного пространства // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. 2018. №4 (100). – 48-49 с.Лукина, В. С. Анализ культурно-досуговых предпочтений жителей города Якутска / В. С. Лукина // Теория и практика общественного развития. – 2015. – № 21. – С. 19-21.Мазур И.И., Шапиро В.Д. и др. Проектная реструктуризация организаций: Справочное пособие/ Под ред. И.И. Мазура. – М.: Высшая школа, 2000. – 306 с.Максименко А.А. Социологическая интерпретация понятия «Ценность» // Вестник КГУ. 2011. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsiologicheskaya-interpretatsiya-ponyatiya-tsennost (дата обращения: 01.03.2022).Материалы Конференции «Проекты в сфере культуры в эпоху пандемии: изменение моделей взаимодействия» – 2020 // Цифровой портал «Русского музея» URL: https://media.rusmuseum.ru/blog/it-v-kulture/konferentsiya-tsifrovye-proekty-v-sfere-kultury-v-epokhu-pandemii-izmenenie-modeley-vzaimodeystviya (дата обращения: 28.02.2022).Миронов Д.Д. Репрезентация социокультурных ценностей и ее особенности в художественной культуре // Вестник СПбГИК. 2016. №1 (26).Микешина Л. А. Репрезентация: частный метод или фундаментальная операция познания? // Epistemology & Philosophy of Science. 2007. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/reprezentatsiya-chastnyy-metod-ili-fundamentalnaya-operatsiya-poznaniya (дата обращения: 28.02.2021).Опошнянский А.В. Стратегия культурного развития как мировоззренческая основа идеологии // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2017. №8-9. С. 26.Официальный сайт Российской ассоциации Управления Проектами «СОВНЕТ». [Электронный ресурс] – URL: http://www.sovnet.ru/about/ (дата обращения: 22.02.2022).Постановление Администрации города Екатеринбурга 26 октября 2020 года N 2170 «Об утверждении Муниципальной программы "Развитие культуры и искусства в муниципальном образовании "город Екатеринбург" на 2021 - 2025 годы». [Электронный ресурс]. – URL: https://docs.cntd.ru/document/570970383 – (дата обращения: 25.02.2022).Пьянкова С. В. Региональная культурная политика в Свердловской области // Стратегия устойчивого развития регионов России. 2012. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/regionalnaya-kulturnaya-politika-v-sverdlovskoy-oblasti (дата обращения: 01.03.2022).Руководство к своду знаний по управлению проектами. – М., 2010. – 280 с.Симонова И. Ф. Социально-культурное проектирование: современные подходы и технологии: учебное пособие. – СПб.: Наукоемкие технологии, 2020 – 250 с. – С. 46.Слаутина Н. М. Из опыта проектирования социокультурного пространства // Система ценностей современного общества. 2011. №19.Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 г.: утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.02. 2016 №326-р. [Электронный ресурс] – URL:https://fondpgs.ru/wp-content/uploads/2017/11/ПРОГРАММА_КУЛЬТУРА_ФОНД_2017.pdf (дата обращения: 27.02.2022).Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992. – С. 429.Стратегия государственной культурной политики Российской Федерации до 2030 г. Стефанов Н.Г. Программно-целевой подход в управлении. Теория и практика. – Учебник – М.: «Прогресс», 2009 – 315 с.Стёпин, В.С. Культура [Текст] / В.С. Степин // Новая философская энциклопедия: В 4т. - М., 2001. - Т.2. – С..219.Шебеченко Г.И. Роль социокультурного проектирования в процессе социального управления // Диссертация и автореферат кандидата социологических наук: ВАК РФ 22.00.08. Пятигорск, 2008. 161 с.Ярошевская Т.Л., Смирнова Н.А., Трофимова Е.Е., Марков. Стратегия культурно-досугового проекта Екатеринбурга. – [Электронный ресурс]. – URL: https://www.cultmanager.ru/article/4621-strategicheskiy-proekt-ekaterinburg-territoriya-tvorchestva (дата обращения: 25.02.2022).Х Ковалевские чтения «Россия в современном мире: взгляд социолога»: Материалы научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 13–15 ноября 2015 года. – Санкт-Петербург: ООО «Скифия-принт», 2015. – 2248 с.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
54 132 оценки star star star star star
среднее 4.9 из 5
ТИ НИЯУ МИФИ
Все отлично, курсовая написана на "Ура!", все замечания сразу были исправлены, спасибо, Ал...
star star star star star
лгу им пушкина
Работу выполнили быстро, как и хотела. Большой объём за короткий срок. Креативный подход, ...
star star star star star
МГИМО
Огромное спасибо исполнителю за внимательное отношение к моему заказу и подробные ответы н...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Решить задачи по математике

Решение задач, Математика

Срок сдачи к 14 дек.

только что

Чертеж в компасе

Чертеж, Инженерная графика

Срок сдачи к 5 дек.

только что

Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082

Курсовая, Транспортная логистика

Срок сдачи к 14 дек.

1 минуту назад

Сократить документ в 3 раза

Другое, Информатика и программирование

Срок сдачи к 7 дек.

2 минуты назад

Сделать задание

Доклад, Стратегическое планирование

Срок сдачи к 11 дек.

2 минуты назад

Понятия и виды пенсии в РФ

Диплом, -

Срок сдачи к 20 янв.

3 минуты назад

Сделать презентацию

Презентация, ОМЗ

Срок сдачи к 12 дек.

3 минуты назад

Некоторые вопросы к экзамену

Ответы на билеты, Школа Здоровья

Срок сдачи к 8 дек.

5 минут назад

Приложения AVA для людей с наступающим слуха

Доклад, ИКТ

Срок сдачи к 7 дек.

5 минут назад

Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности

Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства

Срок сдачи к 13 дек.

5 минут назад

Контрольная работа

Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления

Срок сдачи к 30 дек.

5 минут назад
6 минут назад

Линейная алгебра

Контрольная, Математика

Срок сдачи к 15 дек.

6 минут назад

Решить 5 кейсов бизнес-задач

Отчет по практике, Предпринимательство

Срок сдачи к 11 дек.

7 минут назад

Решить одну задачу

Решение задач, Начертательная геометрия

Срок сдачи к 7 дек.

9 минут назад

Решить 1 задачу

Решение задач, Начертательная геометрия

Срок сдачи к 7 дек.

10 минут назад

Выполнить научную статью. Юриспруденция. С-07083

Статья, Юриспруденция

Срок сдачи к 11 дек.

11 минут назад

написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.

Доклад, Управение проектами

Срок сдачи к 13 дек.

11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.