это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3822934
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение
Мышление, его формы, специфика развития изучается учеными со времен античности. Долгое время процесс мышления рассматривался в качестве предмета изучения таких дисциплин как философия, религия, логика. Лишь позднее проблема мышления стала рассматриваться в психологии и стала предметом точного экспериментального исследования. Что же касается характеристики развития данного процесса, то можно отметить, что мышление начинает проявляться у человека в младенчестве и сопровождает его всю жизнь. Поэтому важно выделить этапы постепенной интенсификации этого процесса с взрослением человека. С взрослением ребенок начинает все более активно использовать различные формы мышления - суждение, умозаключение, размышление, понятие.Целью работы является рассмотрения основных характеристик процесса мышления и его развития.1. Общая характеристика мышленияИсходя из определения психологического словаря, изданного под редакцией Б.Г.Мещерякова, В.П. Зинченко и представляющего собой фундаментальный академический труд, содержащий в себе огромное количество терминов и понятий по всем отраслям психологии под мышлением понимается высшая форма познавательной деятельности человека, социально обусловленный психический процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности, процесс поисков и открытия существенно нового [1,с.241].Мышление – это психический познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира. На основании мышления человек, познавая мир, может связывать воедино отдельные события и явления логическими связями. При этом он обобщает результаты чувственного опыта, отражает общие свойства вещей. На этой обобщенной основе человек решает конкретные познавательные задачи.Мышление дает ответ на такие вопросы, которые нельзя разрешить путем непосредственного, чувственного отражения. Благодаря мышлению человек правильно ориентируется в окружающем мире, используя ранее полученные обобщения в новой, конкретной обстановке. А.Г.Маклаков в учебнике «Общая психология», материал в котором изложен с учетом современных достижений психолого-педагогической науки и в котором рассматриваются общие вопросы психологии, психические и познавательные процессы, состояния и свойства, выделяет ключевые особенности процесса мышления [3,с.120]: 1. Обобщенное и опосредованное отражение действительности: обобщенное отражение действительности означает, что в процессе мышления мы обращаемся к тому общему, что объединяет сходный ряд предметов и явлений. Опосредованное отражение действительности можно увидеть на примере любой несложной задачи на сложение нескольких предметов.2. Связь с практической деятельностью: мышление возникает на основе практической деятельности, из чувственного познания, но выходит далеко за его пределы и проверяется в ходе практики.3. Неразрывная связь с речью: мышление неразрывно связано с речью. Оно оперирует понятиями, которые по своей форме являются словами, а по сути – результатом мыслительных операций. В свою очередь, в результате мышления может происходить уточнение словесных понятий.4. Наличие проблемной ситуации и отсутствие готового ответа: мышление имеет место только тогда, когда имеется проблемная ситуация. Если же можно обойтись старыми способами действия, то мышление не требуется. Мышление обладает рядом специфических качеств. Рассмотрим основные из них [3,с.60]:Быстрота мышления: способность находить правильные решения в условиях нехватки времени.Гибкость мышления: умение изменять намеченный план действий, при изменении обстановки или изменении критериев правильного решения.Глубина мышления: степень проникновения в сущность изучаемого явления, способность выявлять существенные логические связи между компонентами задачи.Комплексный характер мышления: оптимальное сочетание абстрактно-логического и образного мышления.Критичность мышления: способность находить недостатки в собственном мыслительном процессе или способность адекватно реагировать на критику своего мышления со стороны.Самостоятельность мышления: умение собственными силами разглядеть проблемную ситуацию и разрешить ее своим оригинальным способом, не поддаваясь влиянию стереотипов и авторитетов.Целенаправленность мышления: способность не отклоняться в сторону от намеченной цели в процессе мышления.Широта мышления: способность интегрировать знания из различных областей человеческой деятельности.Интуитивный характер мышления: способность решать задачи при недостатке исходных данных.Экономичность мышления: число логических ходов (рассуждений), посредством которых усваивается новая закономерность.Какие-то из этих качеств более значимы при решении теоретических задач, какие-то – при решении практических вопросов. Мышление формируется у человека не сразу. У новорожденного оно отсутствует, его деятельность определяется исключительно безусловными рефлексами – однозначными ответными реакциями на определенные раздражители. У грудного младенца в возрасте нескольких месяцев мышления также нет, но у него уже формируются условные рефлексы. Только к концу первого года жизни у ребенка начинают проявляться первые элементы мышления, причем оно существенно отличается от мышления взрослого.По мере развития психики человека в процессе его социализации основной способ его мышления постепенно меняется от конкретного к более абстрактному, от внешнего, предметного к внутреннему. Рассмотрим этапы развития мышления.Первый способ мышления ребенка – наглядно-действенное мышление (в возрасте от 1 до 3 лет), то есть мышление в виде практических действий.Дети познают окружающий мир и делают первые выводы о его устройстве, пробуя предметы руками, разбирая их и ломая. Следующая ступень – наглядно-образное, то есть мышление в виде наглядных образов и представлений (зрительных, слуховых, тактильных). Оно наиболее развито в возрасте от 4 до 7 лет, но сохраняется и у взрослых людей. Это мышление опирается на практическую реальность, но уже может создавать и хранить образы, не имеющие прямого аналога в ощущениях (сказочные персонажи). В образном мышлении, которое наиболее развито у художников, дизайнеров, рекламистов, портных, парикмахеров и архитекторов, материалом для решения задачи являются не понятия, а образы – чаще зрительные. Они либо извлекаются из памяти, либо воссоздаются воображением. Преобладающую роль в этом виде мышления играет правое полушарие человека. Отличием от предыдущего этапа является широкое использование словесных конструкций в формировании и преобразовании образов, а также использование отвлеченных понятий. Абстрактно-логическое мышление работает в форме отвлеченных понятий, символов и цифр. В этом случае человек оперирует понятиями, не имея дела с опытом, полученным при помощи органов чувств. Помимо классификации мышления по форме мыслительной деятельности, существуют и иные способы выделения отдельных видов мышления. Они могут различаться по степени развернутости, по характеру решаемых задач и по степени новизны. Чаще всего мышление подразделяют на теоретическое и практическое [3,с.163]. При этом в теоретическом мышлении выделяют понятийное и образное мышление, а в практическом наглядно-образное и наглядно-действенное. Понятийное мышление – это такое мышление, в котором используются определенные понятия. При этом, решая те или иные умственные задачи, мы не обращаемся к поиску с помощью специальных методов какой-либо новой информации, а пользуемся готовыми знаниями, полученными другими людьми и выраженными в форме понятий, суждений умозаключений. Образное мышление – это вид мыслительного процесса, в котором используются образы. Эти образы извлекаются непосредственно из памяти или воссоздаются воображением.Основными формами мышления Р.С. Немов, в своем трехтомном издании учебника психологии, включающим общие основы психологических знаний, а также знания из области психофизиологии, психологии человеческой деятельности и познавательных процессов, психологии личности, называет понятия, суждения и умозаключения [4,с.163].Понятие – мысль, в которой отражаются общие, существенные признаки предметов и явлений. Отличие понятия от представления состоит в том, что представление – это всегда образ, а понятие – это мысль, выраженная в слове. Кроме того, представление включает в себя как существенные, так и несущественные признаки, а понятие – только существенные. Содержание понятий раскрывается в суждениях. Суждение – есть отражение связей между предметами и явлениями или между их свойствами и признаками. Суждения могут быть разных видов: по степени соответствия объективной истине (истинное, ложное), по степени охвата предметов или явлений (общие, единичные, частные). Из двух или более суждений можно построить следующую по сложности форму мышления – умозаключение. Умозаключение – такая связь между понятиями или суждениями, в результате которой из одного или нескольких суждений мы получаем новое суждение. Процесс мышления включает в себя несколько операций: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, конкретизация [2,с.168]. Сравнение – вскрытие сходства и различия между вещами. Результатом сравнения является классификация. Анализ мысленное расчленение объекта на составляющие его элементы с последующим их сравнением. Синтез – объединение отдельных компонентов в целое. Обычно соседствует с анализом. Абстрагирование – выделение одной стороны предмета или явления, которая в реальности как отдельная не существует. В результате абстракции формируются понятия. Обобщение – выделение общих существенных свойств в сравниваемых объектах. Конкретизация – операция, обратная обобщению, выделение у предмета или явления характерных именно для него черт, не связанных с чертами, общими для класса предмета или явления.ЗаключениеТаким образом, мы можем сделать следующие выводы:мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности, познания отношений и закономерных связей между предметами и явлениями окружающего мира.Мышление развивается в процессе индивидуального развития. При этом что-то определяется генотипом, а что-то – в процессе обучения и социализации. С другой стороны, имеется множество фактов, указывающих на наличие одаренности в области мышления, которая проявляется очень рано. Поэтому психологическая наука говорит об индивидуально-личностной детерминации мышления. Мышление как высшая психическая функция зависит от множества психологических и биологических причин. На нее влияют тип высшей нервной деятельности, уровень вегетативного и гормонального баланса, характер работы человека, его социальное окружение, уровень образования, мотивации, установки и характер. Поэтому существует такое понятие, как индивидуальный стиль мышления, по которому люди отличаются друг от друга.Список литературы1.Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – М.: Прайм-Еврознак, 2009. – 672 с.2.Глуханюк, Н.С. Общая психология: Учебное пособие / Н.С. Глуханюк. – М.: Академия, 2017. – 272 c.3.Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2019. – 583 c.4.Немов, Р.С. Общая психология в 3х тт. том I. введение в психологию: Учебник для бакалавров / Р.С. Немов. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 726 c.5.Шадриков, В.Д. Общая психология: Учебник для академического бакалавриата / В.Д. Шадриков, В.А. Мазилов. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 411с.ВведениеУспешность работы педагога определяется не только методами обучения и воспитания, имеющимися в его арсенале, а в большей степени обуславливается его личностью, характером, мастерством, взаимоотношениями с учащимися, творческим отношением к делу. Личность учителя – основное условие и средство успеха педагогического процесса, ее не могут заменить ни учебные пособия, ни мастерски выполненные методические разработки. Выполнить свою задачу учитель сможет лишь в том случае, если будет непрерывно обогащаться научными знаниями, педагогическими умениями, будет совершенствовать свою личность, достигнет педагогического мастерства. Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т. е. его профессиональной компетентности. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. Целью работы является рассмотрение основных профессионально важных качеств педагога.Профессиональные качества, необходимые для педагогаВ образовании комплексов профессионально необходимых личностных качества педагога участвуют не только совокупности свойств личности, связанные с видом деятельности, но и личностные качества, профессионально важные для любого вида профессиональной деятельности: социальные и психологические параметры личности, которые отражают ее мировоззренческие характеристики, ориентирующие на выполнение своей социальной функции; социально значимые качества: ответственность, добросовестность, социальная привлекательность, широкая культура; специфические, связанные с профессией и определяющие модель специалиста, включая дополнительно некоторые имманентные свойства личности, которые определяются особенностями профессии.А.К.Маркова выделяет две стороны профессионализма: состояние мотивационной сферы профессиональной деятельности человека (какие мотивы побуждают человека, какой смысл имеет в его жизни профессиональная деятельность, какие цели он лично стремится достичь, насколько он удовлетворен трудом) и состояние операционной сферы профессиональной деятельности человека (каким образом, с помощью каких приемов он достигает поставленных целей, какие технологии и средства использует - знания, мыслительные операции, способности)[1,с.21].В.Д. Шадриков под профессионально важными качествами понимает индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее усвоения. К профессионально важным качествам он относит также и способности. От сформированности профессионально важных качеств личности педагога зависит и продуктивность педагогической деятельности [5,с.87].Важным профессионально-педагогическим качеством является логическое мышление. Логическое мышление отражает сформированность логических приемов мышления как совокупности действий, направленных на выполнение операций анализа, синтеза, классификации понятий, нахождение логических отношений.Доминантными качествами в профессионально-педагогической деятельности являются активность личности, целеустремленность, уравновешенность, желание работать со школьниками, способность не теряться в экстремальных ситуациях, обаяние, честность, справедливость, современность, педагогический гуманизм, эрудиция, педагогический такт, толерантность, дисциплинированность, педагогический оптимизм. Кроме того, сюда следует включить такие качества, как требовательность, ответственность, коммуникабельность.В профессиограмму педагога входит и такое качество, как педагогический артистизм, которое выражается в способности воплощать мысли и переживания в образе, поведении, слове, богатстве личностных проявлений педагога. Изучение деятельности артистичных педагогов показало, что им, как правило, свойственны принятие себя как личности, склонность осознавать себя носителями позитивных, социально делаемых характеристик, уверенность в себе и значимости своего дела, высокая степень совпадения личных и профессиональных интересов, желание постоянно совершенствоваться, высокий уровень направленности на деятельность.Педагог должен иметь четкую личностно-профессиональную позицию, проявляющуюся в этических и психолого-педагогических установках. Особо важными из них являются следующие:отношение к обучающимся, учащимся – установка на понимание, сопереживание, на относительную их независимость и самостоятельность, на выявление и использование их творческого потенциала; отношение педагога к самому себе – установка на заинтересованность в успешной учебно-воспитательной работе, ориентация на профессиональный и личностный рост и самоанализ, самосовершенствование.Важнейшим требованием к педагогу является его профессионализм. Реальные знания и умения, производственный и жизненный опыт может передать своим воспитанникам только тот педагог, который сам в совершенстве владеет профессиональным мастерством. Влияние педагога только тогда будет эффективным, когда учащиеся будут чувствовать, что их учит настоящий профессионал своего дела. Педагог – это, прежде всего, представитель избранной профессии, образец для подражания. С его мастерством они всегда сравнивают свои успехи, усилия в освоении профессии. И очень важно, чтобы педагога был в этом смысле настоящим образцом.Следующим по важности требованием к педагогу является его педагогическая эрудиция, уровень знаний педагогики, педагогической психологии, общей и частной методики.Педагог, не владеющий этими знаниями, использует различные методические рекомендации и установки, описания передового опыта как готовые, застывшие рецепты и жесткие алгоритмы, что никогда не приводит к ожидаемому результату, не стимулирует творческого подхода к педагогической деятельности.Н.Н. Обозов в сборнике лекций «Психология межличностных отношений» рассматривает вопросы психологической культуры отношений, исследует проблемы популярности личности, совместимости- несовместимости с учетом индивидуальных особенностей, раскрывает важность механизмов межличностных отношений в группах, коллективах, организациях и подчеркивает, что успешность педагогической деятельности в значительной степени определяется наличием у педагога педагогических способностей и умений: развивать у учащихся любознательность; сплачивать учащихся вокруг себя; понимать их, вести за собой; завоевывать их абсолютное доверие; осуществлять объективный контроль не только за формированием знаний, умений и навыков, но и за тем, насколько эффективно они применяются; быть образцом смелости, выдержки, настойчивости, способности убеждать [2,с.54].Каждая педагогическая ситуация неповторима и требует своего педагогического подхода. Однако можно вычленить группы умений, которыми должен обладать каждый педагог как учитель и воспитатель.В.А. Сластенин в своем учебнике, представляющим собой академический труд как по теории педагогики, так и по практическим вопросам, относит к ним следующие [4,с.52]:дидактические – умения передавать учащимся содержание изучаемого материала в доступной для них форме, ясно, четко, понятно и интересно, возбуждая у них активную самостоятельную мысль и познавательный интерес; умение ярко, доходчиво, убедительно демонстрировать трудовые приемы и способы работы, эффективно организовать упражнения и самостоятельную работу учащихся; объективно оценивать учебные успехи учащихся; использовать оценку в качестве средства повышения эффективности обучения;коммуникативные – умения, помогающие устанавливать с учащимися нормальные деловые взаимоотношения на основе учета их возрастных и индивидуальных особенностей; педагогический такт;перцептивные – умения проникать во внутренний мир учащегося, адекватно воспринимать и понимать его психологию; тонкая наблюдательность, позволяющая понимать личность учащегося, его психические состояния и переживания.Педагога своего дела отличает эмпатия – развитая способность понимать трудности своих учеников, способность, умение посмотреть на себя их глазами, понять пути их мышления, «механизм» их познания. Для этого необходимо иметь определенный душевный потенциал, чтобы суметь «опуститься» со своих высот, стать на место своих учеников, послушать себя как бы их ушами, постараться понять себя их умом. Если педагог желает и умеет понимать своих учеников, если он испытывает радость и внутреннее удовлетворение от учебно-воспитательной работы, значит, у него есть педагогическое призвание, он может стать хорошим учителем и воспитателем. Безразличие, равнодушие к окружающим, к учащимся – качества, противопоказанные педагогу. Лучшие педагоги - это, как правило, эмоциональные, энергичные, жизнерадостные, активные люди, любящие свое дело и своих учеников, глубоко переживающие их успехи и неудачи.
Заключение
Педагогическая деятельность охватывает все сферы жизнедеятельности человека и может рассматриваться как непрофессиональная и профессиональная.Для успешного осуществления педагогической деятельности, педагог должен владеть профессионально важными качествами, которые не только являются ее предпосылками, но и получают развитие в ходе нее.Личностные и индивидуальные качества педагога должны отвечать одновременно двум уровням требований, предъявляемых к этой профессии. Требования первого уровня предъявляются к учителю вообще как к носителю профессии. Они безотносительны к социальным условиям, общественным формациям, учебному заведению, учебному предмету. Этим требованиям должен отвечать любой настоящий педагог.Исследователи отмечают обязательность таких личностных качеств как адекватность самооценки и уровня притязаний, определенный оптимум тревожности, обеспечивающий интеллектуальную активность педагога, целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность, контактность. Специально подчеркивается необходимость такого качества как остроумие, а также ораторских способностей, артистичности натуры. Особенно важными являются такие качества педагога, как готовность к пониманию психических состояний учеников и сопереживанию, т. е. эмпатия, и потребность в социальном взаимодействии. Большое значение придается исследователями и «педагогическому такту», в проявлении которого выражается общая культура педагога и высокий профессионализм его педагогической деятельности и направленности.
Список литературы
1.Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К.Маркова. М.: Знание, 2014. – 312 с2.Обозов, Н.Н. Психология межличностных отношений: конспект лекций / Н.Н.Обозов. –М, 2012. – 171 с.3.Подласый, И.П. Педагогика: учеб. пособие для студентов вузов / И.П. Подласый. – М. : Изд-во ВЛАДОСПРЕСС, 2016. – 365 с.4.Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. –М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 342 с.5.Шадриков, В.Д. Общая психология: Учебник для академического бакалавриата / В.Д. Шадриков, В.А. Мазилов. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 411с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!