это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3857419
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение
Актуальность работы обусловлена тем, что обращается внимание на уникальность и востребованность данных специалистов для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Приводятся статистические данные, позволяющие определить количество детей с ограниченными возможностями здоровья, которые нуждаются в квалифицированной помощи дефектолога. Выделены категории детей с различными нарушениями: слуха, зрения, речи, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы, с множественными нарушениями, с задержкой психического развития. Обозначены задачи профессиональной социально-педагогической деятельности педагога-дефектолога. Определены требования к профессиональной деятельности педагога-дефектолога (ориентация на социальный прогресс, выработка нового педагогического мышления, творческое исследование педагогического опыта и инноваций в области специального образования, совершенствование педагогического мастерства); социально и профессионально важные качества личности (эмпатия, толерантность, гуманность, милосердие, духовность и др.), профессионально-ценностные ориентации. Важную роль в осуществлении коррекционно-развивающего процесса играет преемственность работы педагога-дефектолога и воспитателей. Для достижения положительных результатов в коррекционно-воспитательной работе необходима чёткая организация жизни детей.Коррекционно-педагогическое воздействие направлено на решение таких задач как:-преодоление задержки психического развития;-развитие психических процессов-социально-личностное развитие ребенка;-коррекцию нарушений интеллектуального развития и вторичных проявлений;-коррекция эмоционально волевой сферы ребенка (формирование навыков продуктивного взаимодействия с окружающим, работы в подгруппе);-на формирование определённого круга компетенций, необходимых для успешной социализации и подготовки к обучению в школе (массовом классе или классе компенсирующего обучения) в зависимости от индивидуальных возможностей и способностей;-обогащение сенсорного и социального опыта ребенка, формирование представлений о предметах и явлениях окружающего мира; -проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий, обеспечивающих усвоение программного материала и осуществление переноса сформированных на занятиях умений и навыков в учебную деятельность учащихся.1. Роль педагога-дефектолога и воспитателя в группе для детей с ограниченными возможностями здоровьяВажную роль в осуществлении коррекционно-развивающего процесса играет преемственность работы учителя-дефектолога и воспитателей. Для достижения положительных результатов в коррекционно-воспитательной работе необходима чёткая организация жизни детей. Второй год в нашем учреждении работает группа для детей от 2, 5 до 4 лет с тяжёлыми нарушениями речи. Как правило, это дети с задержкой речевого развития. Списочный состав группы – 15 детей. На группе работает 2 учителя-дефектолога и 4 воспитателя. Дело в том, что дети этой возрастной группы чаще всего остаются без коррекционной помощи, потому что в речевые группы они попадают только с 4 лет. И создание такой группы позволяет уже в младшем дошкольном возрасте оказывать квалифицированную комплексную помощь, а наше учреждение имеет такие возможности. Чтобы обеспечить единство в работе учителей-дефектологов и воспитателей, необходимо выработать определенную систему деятельности.Комплексная диагностика.В начале года учителя-дефектологи индивидуально обследуют детей, наблюдают за ними в процессе занятий. Воспитатели изучают детей на занятиях и в повседневной жизни – в процессе проведения режимных моментов, на прогулке, во время свободной деятельности.Результаты совместно обсуждаются и анализируются.Вывод: Таким образом, ребёнок обследуется со всех сторон, очень тщательно по всем линиям развития, не упускается ни одна деталь в развитии. Это позволяет точно определить актуальный уровень развития ребёнка и разработать индивидуальную программу сопровождения .Составление индивидуальной программы развития ребёнка.Учителя-дефектологи составляют индивидуальные планы, а воспитатели индивидуальный образовательный маршрут на каждого ребёнка. За каждым воспитателем закрепляются дети для индивидуальной работы.Здесь нужно учитывать, что учитель-дефектолог должен знать содержание не только тех разделов программы, по которым он непосредственно проводит занятия, но и тех, которые проводит воспитатель. В свою очередь воспитатели должны знать содержание тех видов деятельности, которые проводит учитель-дефектолог.Педагоги обсуждают темы ближайших занятий, план их проведения с учётом уровня развития детей; согласовывают содержание работы на занятиях, методы обучения и закрепления навыков и умений; при изучении каждой темы намечают словарный минимум, необходимый для усвоения детьми.Правильное планирование обеспечивает необходимую повторяемость и закрепление материала в разных видах деятельности детей и в различных ситуациях.Взаимодействие учителя – дефектолога и воспитателя в коррекционно – образовательном процессе.Для того, чтобы повысить эффективность коррекционно-образовательной работы и исключить прямое дублирование воспитателем занятий дефектолога, необходимо распределить функции:дефектолог формирует первичные базовые понятия и универсальные учебные действия;воспитатель закрепляет их.Изучение выбранной темы осуществляется воспитателем в процессе непосредственной образовательной деятельности и во время режимных моментов. Таким образом, обеспечивается многократность повторения изучаемого материала на протяжении определенного периода. В таблицах наглядно представлены, виды деятельности через которые осуществляется взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателя.учитель-дефектолог:воспитатель:Ознакомление с окружающим: На индивидуальных и подгрупповых занятиях.В процессе НОД;Во время прогулок и организованных экскурсий;В сюжетно-ролевых играх;Во время чтения художественной литературы;В дидактических играх.Артикуляционная моторика: Проведение: артикуляционного массажаиндивидуальной артикуляционной гимнастики перед зеркалом. Проведение: элементов артикуляционной гимнастики с пищевым подкреплением в подгруппе (метод сенсорно – интегративной артикуляционной гимнастики М. И. Лынской).Развитие понимания речи, стимуляция речевой активности и работа по коррекции слоговой структуры слова:На индивидуальных занятиях.В процессе всех режимных моментов;Во время индивидуальной работы с закреплёнными детьми по заданию дефектолога (экран взаимодействия учителя – дефектолога и воспитателя);Включение отработанных речевых навыков в ситуацию естественного общения у детей.Формирование общих речевых навыков (фонематические процессы, дыхание, просодические компоненты речи)На специальных занятиях с дидактическими пособиями, с использованием ИКТ с применением сенсорного экрана:Сенсорная панель «Палетто»;Компьютерные игры («Игры для Тигры», «Учусь говорить правильно», игры сайта «Мерсибо»).В процессе НОД, Во время чтения художественной литературы, В процессе театрализованной деятельности;В сюжетно – ролевых играх.Развитие мелкой моторикиПроведение массажа рук;Развитие мелкой моторики на подгрупповых занятиях;Использование сенсорного экрана.В процессе продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование);Пальчиковые игры;Пальчиковый театр;Пескотерапия с использованием светового стола. Сенсорное развитиеНа индивидуальных и подгрупповых занятиях.В непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию;В дидактических играх;На индивидуальных занятиях с закреплёнными детьми по заданию дефектолога (экран взаимодействия учителя – дефектолога);В свободной деятельности;Во время прогулки.Совместное проведение тематических и интегрированных развлечений, праздников.Данные мероприятия являются итогом всей коррекционно-педагогической деятельности с детьми за определенный период и, как правило, проходят по пройденным лексическим темам. Чтобы все возможности детей были раскрыты, реализованы, в праздниках и развлечениях принимают участие и другие специалисты: психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию. Совместное взаимодействие с родителями.Основная задача при организации работы с родителями – помочь им стать заинтересованными, активными и действенными участниками коррекционно-образовательного процесса. Педагоги разъясняют родителям необходимость работы со своим ребенком по заданиям, которые дает учитель-дефектолог и воспитатели, единстве требований педагогов и родителей.При работе с родителями наиболее эффективными являются следующие методы: беседа, консультация, показ занятия, общее родительское собрание. Педагоги включают родителей в совместное выполнение упражнений в ходе занятий, в наблюдение и конспектирование занятий учителя-дефектолога, воспитателя, подбор дидактического материала по заданиям, даем практические консультации по подбору дидактических развивающих игрушек.Важная роль в сотрудничестве родителей и учителя-дефектолога отводится домашним заданиям. Дефектологи каждую неделю пишут задания в индивидуальные тетради. Используя предложенный материал, родители получают возможность закреплять с ребенком полученные на занятиях умения и навыки. Воспитатели в данном случае являются мостиком между дефектологами и родителями: контролируют своевременную передачу тетрадей родителям, напоминают о необходимости приносить тетради в установленные сроки. Кроме этого рассматривают выполненные задания с детьми, оценивают, беседуют на указанные темы.2. Использование педагогом-дефектологом цифровых средств в группе детей с ограниченными возможностями здоровья В рамках современного общества не осталось такой сферы, куда не проникли бы информационные технологии. Все более значимую роль информационные средства приобретают при работе с обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья. У обучающихся, в развитии которых не наблюдается отклонений относительно восприятия, памяти, мыслительной деятельности, переработки информации, редко наблюдается снижение интереса к обучению. Дети с ограниченными возможностями здоровья зачастую подвержены дестабилизации психоэмоционального состояния, понижению работоспособности и повышению тонуса организма. Обучение и воспитание современного поколения детей требует разработки новых подходов, программ, поиска нестандартных решений, что объясняет актуальность рассматриваемой темы. Используя научный подход к применению современных цифровых средств в работе педагога-дефектолога, можно решить поставленные задачи наиболее эффективным способом. Среди главных задач, которые ставит современный педагог в коррекционном обучении, можно выделить следующие: - развивать скорость реакции; - повышать процент вовлеченности (мотивации) обучающихся;- улучшать сенсомоторную координацию; - развивать пространственное восприятие; - формировать гибкость мыслительных процессов и прочие общеинтеллектуальные умения; - развивать основные психические функции (память, внимание, мышление); - индивидуализировать темп, сложность и содержание обучения; - снимать сопротивление обучающихся рутинности и однообразию выполняемых заданий.Необходимо отметить, что количество обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в последнее время имеет тенденцию к росту. Распространение инклюзивного образования требует от педагога повышенной концентрации на занятиях и высокой профессиональной квалификации для составления тематического плана на учебный год. Применение цифровых средств в обучении детей осуществляется только с учетом здоровьесберегающих технологий, которые предполагают: - соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с монитором (интерактивной панелью), планшетом либо телефоном (расстояние между экраном интерактивной панели и глазами обучающихся должно составлять не менее 60 см; время непрерывной работы не должно превышать 25 минут; вентиляция в помещении должна быть исправна); - проведение динамических пауз, зрительных гимнастик (план занятия учителя дефектолога с использованием интерактивных панелей либо планшетов должны включать зрительную гимнастику в середине и в конце занятия не менее одной минуты). Подбор существующих дидактических игр или разработка новых для конкретного обучающегося (группы) должны быть детально продуманы. На основании использования авторских разработок был проведен мониторинг обучающихся. 1. Игра на развитие памяти. «Пригласи друга на день рождения» Разработки для интерактивной панели: презентация с активными кнопками в виде цифр и видео с забавным медвежонком, который приглашает друзей к себе на день рождения. Для записи видео используется обычная мягкая игрушка и голос за кадром. Ход игры: медвежонок просит детей пригласить его друзей на день рождения, так как сам очень занят и не может этого сделать. При этом он называет одну цифру номера телефона. Дети нажимают цифру на интерактивной панели и попадают к другу, который предлагает позвать следующего зверя, при этом подсказывает следующую цифру. Далее дети нажимают уже две цифры. Задача детей запомнить последовательность цифр, не записывая их. 2. Игра на развитие логического мышления. «Правда ли это?» Разработки для интерактивной панели: несколько интерактивных картинок, которые содержат логические нарушения (к примеру, дети собирают спелые ягоды с зеленых кустов смородины в зимнее время; люди катаются на лыжах летом или ходят в шортах и футболках зимой; пальмы растут на Красной площади и пр.). Ход игры: Дети нажимают то, что, по их мнению, нарушает логику картинки. Если их нажатие является правильным, то выбранная часть картинки меняет цвет либо растворяется. 3. Игра на развитие пространственного мышления. «Найди меня» Разработки для интерактивной панели: нарисованная карта находок. Раздаточный материал: инструкции к карте находок, игральные кости. В классе прячутся некоторые предметы (либо части пазла), а затем рисуется «карта находок». Карта находок открывается на интерактивной панели. Дети переставляют магнитики в качестве фишек при совершении хода. Игроки бросают кости, делают ход и читают инструкцию, в которой указано точное место расположения части головоломки (два шага влево от двери, три шага вправо от окна и т.д.). игра помогает детям лучше ориентироваться в пространстве. Мониторинг проводился в период с 6 сентября по 17 декабря 2021 года в группе детей с ОВЗ и легкой степенью умственной отсталости. Количество проведенных занятий без применения цифровых средств – 10, количество занятий с применением цифровых средств – 10. Итоги мониторинга представлены в таблице 1. Таблица 1 – Результаты мониторинга применения авторских игр с использованием цифровых средств в обученииУровень сформированности Стандартная программа без применения цифровых средствИспользование авторских игр на основе цифровых средствРазвитие памяти 26%31%Развитие логического мышления 29% 33%Развитие пространственного мышления 22% 30%Результатами проведенного мониторинга послужило увеличение сформированности: - памяти на 6%; - логического мышления на 4%; - пространственного мышления на 8%. Результаты мониторинга позволяют сделать вывод о повышении уровня сформированности различных аспектов мыслительной деятельности. Улучшение результатов в значительной степени достигается за счет того, что учебный процесс становится увлекательным, дети с ОВЗ становятся более мотивированными на результат. Применение цифровых средств в работе учителя-дефектолога становится хорошим помощником в реализации поставленных учебных целей.
Заключение
Основной целью коррекционно-развивающего обучения и воспитания в группе для детей со сложным дефектом, группах ЗПР, группе для детей с УО, является создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сферы дошкольников, формирования позитивных качеств личности каждого ребенка, а также для подготовки детей к обучению на следующей ступени образования.В коррекционной работе педагога-дефектолога выделяются приоритетные направления (одно или несколько), которые требуют первоочередного внимания и отталкиваются от задач.
Список использованной литературы
1. CD-ROM. Настольная книга педагога-дефектолога. - Москва: ИЛ, 2018. - 389 c.2. Бенилова, С. Ю. Дошкольная дефектология. Ранняя комплексная профилактика нарушений развития у детей (современные подходы) / С.Ю. Бенилова, Л.А. Давидович, Н.В. Микляева. - М.: Парадигма, 2012. - 603 c.3. Айзман, Р.И. Медико-биологические основы дефектологии. Учебное пособие для академического бакалавриата / Р.И. Айзман. - М.: Юрайт, 2008. - 655 c.4. Бенилова, Светлана Юрьевна Влияние стиля общения с детьми на их развитие, деятельность и интеграцию. Учебное пособие для педагогов, дефектологов, логопедов, психологов и детских врачей / Бенилова Светлана Юрьевна. - М.: Секачев В., 2014. - 686 c.5. Астапов, В. М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. Учебное пособие / В.М. Астапов. - М.: Международная педагогическая академия, 1994. - 216 c.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082
Курсовая, Транспортная логистика
Срок сдачи к 14 дек.
Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности
Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства
Срок сдачи к 13 дек.
Контрольная работа
Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления
Срок сдачи к 30 дек.
Написать курсовую по теме: Нематериальные активы и их роль в деятельности предприятия.
Курсовая, Экономика организации
Срок сдачи к 14 дек.
написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.
Доклад, Управение проектами
Срок сдачи к 13 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!