это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3934118
Ознакомительный фрагмент работы:
В переводе с греческого слово «церковь» буквально означает «дом
Бога», «дом Господний». И в узком смысле под «церковью» понимают
здание для отправления обрядов христианской религии, имеющее
определенные атрибуты.
В широком смысле «церковь» - это особый тип религиозной
организации, объединение последователей той или иной религии на основе
общности вероучения и культа.
Главные признаки церкви:
а) наличие более или менее разработанной религиозной (догматической
и культовой) системы;
б) иерархический характер, централизация управления;
в) разделение принадлежащих к Церкви на духовенство и мирян
(рядовых верующих).
Слайд 3
Существует два основных вида взаимоотношений церкви и
государства:
а) наличие государственной церкви, у которой закреплено ее
привилегированное положение по сравнению с другими вероисповеданиями;
б) режим отделения церкви от государства и школы от церкви.
Слайд 4
Статус государственной церкви характеризуется следующими
моментами:
1. За церковью признается право собственности на широкий круг
объектов - землю, здания, сооружения, предметы культа и т. п.
2. Церковь получает от государства различные субсидии и
материальную помощь.
3. Церковь наделяется рядом юридических полномочий (в основном в
области брачно-семейных отношений).
4. Имеет право участвовать в политической жизни, в частности, через
свое представительство в государственных органах.
5. Обладает широкими полномочиями в области воспитания и
образования подрастающего поколения. Как правило, в образовательных
учреждениях предусмотрено обязательное преподавание религии.
Слайд 5
СВЕТСКИЕ И ТЕОКРАТИЧЕСКИЕ ГОСУДАРСТВА
Светским является государство, в котором взаимоотношения
государства и церкви строятся на основе взаимного невмешательства в дела
друг друга и не допускается установление какой-либо государственной
религии.
Принципы:
1) отделение церкви от государства. государство не возлагает на
религиозные объединения выполнение функций органов государственной
власти, других государственных органов, учреждений и органов местного
самоуправления, а религиозные объединения не выполняют этих функций;
2) отделение школы от церкви. Государство обеспечивает светский
характер образования в государственных и муниципальных образовательных
учреждениях. При этом религиозные объединения вправе создавать свои
образовательные учреждения, а государство оказывает помощь религиозным
объединениям в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин
в таких учреждениях;
3) невозможность установления какой-либо религии в качестве
государственной или общеобязательной. Данный принцип выступает
гарантией неотъемлемого права человека на свободу совести и свободу
вероисповедания.
4) равенство религиозных объединений перед законом. равноправие
религиозных объединений по объему их правоспособности.
Слайд 6
Теократическое государство - особая форма организации
государственной власти, при которой она полностью или большей частью
принадлежит церковной иерархии
Теократическая модель общественно-политического
устройства предполагает:
1. Признание верховного божества, передающего полномочия
государственного управления особым лицам (единовластному правителю), то
есть обожествление фигуры правителя.
2. Вселенское государство верующих без национальных границ, что
провоцирует вмешательство во внутренние дела других государств,
террористические акты и т. п.
3. Примат государства над обществом, авторитарность политического
режима, отчуждение власти от общества и индивида и т. д.
4. В теократически организованном обществе существует не просто
государственная религия, арелигиозное государство, то есть государство
представляет собой религиозную организацию в масштабе общества со всеми
атрибутами государственной власти.
5. Жесткую иерархию и централизацию государственного аппарата,
сосредоточение огромных полномочий у главы государства,
бесконтрольность администрации.
6. Отсутствие разделения властей и системы сдержек и противовесов.
7. Деспотические и абсолютистские формы правления.
8. Религиозное начало, которое исключает идеалы свободы и прав
человека.
10. Запрет на создание политических партий (Иордания, Бутан, Непал,
ОАЭ, Саудовская Аравия) или разрешение только тех партий, которые
утверждают ценности ислама (Алжир, Египет).
Наиболее распространенный путь приобретения верховной власти в
теократическом государстве - это выборы. Институт выборов связан с
традициями родоплеменного самоуправления и является в теократическом
государстве наследием первобытнообщинной демократии. В соответствии с
принципом выборности - «аш-шура», разработанным в рамках концепции
халифата суннитской и хариджитской ветвями ислама, формируется власть в
мусульманских теократических государствах. На тайное голосование
выносится вопрос о замещении поста Верховного правителя Государства
Града Ватикан.
Слайд 7
ВЗАИМООТНОЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ЦЕРКВИ
Отношения между государством и церковью строятся на основе
юридически закрепленного принципа свободы совести и вероисповедания,
что предполагает свободу выбора религии и убеждений, отсутствие права
государства контролировать отношение своих граждан к религии и вести их
учет по религиозному принципу, равенство всех религиозных объединений
перед законом.
Слайд 8
МЕСТО И РОЛЬ ЦЕРКВИ В ЭВОЛЮЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ
СИСТЕМЫ
Динамика влияния религии на общественную жизнь описывается
двумя основными понятиями: сакрализация и секуляризация.
Сакрализация (от лат. Sacer – священный) – это процесс вовлечения в
сферу религиозного санкционирования сознания, деятельности, поведения
людей, социальных отношений и институтов. Сакрализация сопровождала
весь процесс становления человеческого общества, формирования его
культуры. Позднее к процессу сакрализации присоединился процесс
клерикализации (от позднелат. Clericalis – церковный), которая означала не
только регуляцию всей личной и общественной жизни, но и разработку
соответствующего идеологического обоснования, основными этапами
которого были кодификация, догматизация и канонизация вероучения,
стремление замкнуть все сферы интеллектуальной деятельности в систему
богословско-теологического мышления.
В каждом обществе, в каждой культуре процесс сакрализации имел
свои особенности. Например, в районах распространения ислама не было
создано мощной религиозной организации типа церкви. Процесс
сакрализации в исламе пошел по пути формирования теократического
государства. В отличие от других религий он не стремился к тому, чтобы
осветить религиозным авторитетом существующие общественные
отношения, а к тому, чтобы воплотить в жизнь религиозное сообщество,
осуществить полное слияние духовного и светского начала.
Секуляризация (от позднелат. Saecularis – мирской, светский) – это
процесс освобождения и сферы религиозного санкционирования сознания,
деятельности, поведения людей, социальных отношений и институтов.
Проще говоря, это процесс обмирщения. То, что раньше находилось под
влиянием религиозной веры и религиозных организаций становится от них
независимым, приобретает светский характер. Процесс секуляризации
выражается в изменении места религии и религиозных организаций в жизни
общества и личности, сужении круга выполняемых ею функций.
Первоначально термин «секуляризация» означал акт отчуждения
церковного имущества в пользу монарха, государства или частных лиц.
Секуляризация в этом смысле предстает как юридический акт в сфере
имущественных отношений, отношений собственности. Как известно, в
Средневековье как католическая, так и православная церковь, являлись
крупными собственниками земельных владений и имуществ. И между
церковью и государством периодически возникала борьба за передел
собственности. В результате этой борьбы не редко осуществлялся процесс
секуляризации собственности церкви, монастырей. Но если в эпоху
феодализма этот процесс носил случайный, спорадический характер, то
становление буржуазных отношений поставило этот процесс на
закономерную основу.
На основе всего сказанного выше можно сделать вывод о том, что в
результате процесса секуляризации в современных развитых странах
коренным образом изменилось положение религии, веры и церкви в
обществе. Сформировались светское государство, светская школа, светская
культура.
Слайд 9
ТОТАЛИТАРНЫЕ СЕКТЫ
Определение “тоталитарной секты” производят от латинского слова
“totalis” — полный, всеобщий, целый, всеобъемлющий. В обычном
понимании он применяется “для характеристики политического режима,
подавляющего всякую свободу. В применении к секте наименование
“тоталитарная” означает захватывающего всего человека, его личность,
контролирующая и направляющая все его поведение, все мысли и чувства”.
Но сами же приверженцы этой теории отмечают, что “различать
религиозные объединения по той мере, в которой элемент тоталитарности
там культивируется, очень трудно”.
Тоталитарная теория ошибочно рассматривает широко известные
элементы общерелигиозной практики, такие как ограничение в пище, в сне, в
быту, молитвенные обращение к Божеству, “изменение сознания”, наличие
иерархических структур, коммерческую деятельность, использование СМИ
для своей пропаганды и т.п., в качестве показателей принадлежности группы
к “тоталитарным сектам” и наличия в них технологий “изменения сознания”.
Слайд 10
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ДЕСТРУКТИВНЫЕ КУЛЬТЫ
Деструктивной, т.е. опасной и разрушительной для личности, делают
группу не заявляемые открыто религиозные верования, политические или
«психотерапевтические» концепции (хотя и в них можно найти немало
опасных элементов), а то, что группа (культ) делает с личностью, т.е.
многократный и многоуровневый обман и широкое использование
психологического насилия, которое во многих случаях нередко
сопровождается физическим и сексуальным насилием, шантажом,
вымогательством и т.п.
К наиболее известным деструктивным культам, действующим на
территории России, можно отнести, опираясь на различные источники и
свидетельства, следующие группы и организации: Церковь Унификации
(Мунисты); Церковь Сайентологии (Дианетика, Хаббард-колледжи,
Нарконон); Харе Кришна (Международное общество Сознания Кришны);
Трансцедентальная Медитация (ТМ); Раджниш (Ошо); Свидетели Иеговы;
Церковь Христа (Бостонская церковь); Лайфспринг (Lifespring); АУМ
Синрике; «Белое братство»; «Богородичный центр» (Марианская церковь);
Церковь последнего завета (Виссарион); Шри Чинмой; «Дети бога» («Семья
любви»); группы движения Нью Эйдж (Новая Эра) и целый ряд других.
К ним относятся большое количество ежедневно возникающих и
исчезающих групп и группочек оккультно-мистического и
псевдопсихотерапевтического характера под водительством «мини-мунов».
Слайд 11-12
СОЦИАЛЬНЫЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ
ОБЩЕСТВА, ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПОЛИТИЧЕСКУЮ СИСТЕМУ
Социальная структура - это структура общества в целом, система
связей между всеми его основными элементами; это единство
экономической, социальной, политической и духовной структур.
Каждому исторически определенному способу производства
соответствует и свой специфический тип социальной структуры общества:
доклассовая (первобытно - общинная), классовая (рабовладельческая,
феодальная, капиталистическая) и бесклассовая (коммунистическая).
Развитие общества приводит к изменениям в социальной структуре. Однако
последняя при этом обладает устойчивостью и относительной
самостоятельностью.
Элементом социальной структуры является социальная общность -
класс, нация, народ, община, трудовой коллектив. Главным социально-
образующим фактором является материальное производство, его законы. Но
важную роль в становлении социальной общности играют и факторы
духовного порядка - общий язык, традиции, сознание принадлежности к
данной общности. Характерной особенностью той или иной социальной
общности является единство образа жизни, интересов, потребностей,
стереотипов поведения.
В рабовладельческом и феодальном обществе классы существуют не в
чистом виде, а в форме каст и сословий.
Каста - это замкнутая эндогамная группа людей, которые связаны
между собой наследственной профессией, традиционными занятиями и
ограничены в общении с другими группами. Границы между кастами
устанавливаются не только государством, но и церковью. Кастовое деление
особенно четко проявилось на Востоке (привилегированные касты жрецов в
Древнем Египте и Иране, самураи в Японии).
Сословие - общность людей, чье экономическое и правовое положение
определяется законодательством. По сравнению с кастой как особой формой
сословной организации общества, в которой принцип наследования
неизменен, в сословии принцип соблюдается не столь строго. Право
пребывания в том или ином сословии могло быть приобретено или получено
от государственной власти.
Род - общность людей, отличительными чертами которой являются:
кровнородственное объединение людей, связанных коллективным трудом и
совместной защитой собственных интересов; общность языка, традиций,
нравов, религиозных верований, быта; родовое имя.
Народность - это социальная общность, для которой характерны
общность территории, языка, наличие экономических связей, общность
элементов культуры, быта, обрядов, традиций и нравов, общее
самоназвание.
Упрочнению народности способствовало становление государства. С
развитием капиталистических отношений усиливались экономические и
культурные связи, возникал национальный рынок, ликвидировалась
хозяйственная раздробленность. Народности превращались в нации.
Нация - это такая социальная общность, для которой характерны
общность языка, территории, экономической жизни, психологического
склада людей, специфические особенности культуры, быта, образа жизни,
национальное самосознание.
В России живут сотни наций, все их перечислить невозможно. Русские
составляют большинство, около 77% (ПЕРЕПИСЬ НАСЕЛЕНИЯ 2020-
2021 год). Они равномерно населяют все регионы, кроме Якутии, республик
Коми и Тыва, Кавказа, севера Ямало-Ненецкого автономного округа и
центральной части Хабаровского края. Татар в России — 4% (больше 5 млн
человек), украинцев — 1,3%, а башкир, чеченцев и чувашей по 1%.
Для характеристики национальной структуры применимы такие
социальные показатели, как:
1. проживание в национальном субъекте РФ;
2. национальная самоидентификация, осуществляемая в анкетах
через вопрос: «К представителям какой национальности вы себя, относите?»;
3. степень владения языком титульной нации.
Слайд 13
Раси́зм — убеждение, совокупность идеологических воззрений,
идеологическая доктрина и политико-идеологическая практика, основанные
на представлении, что человечество состоит строго дифференцированных
групп, называемых расами, этническими общностями и др., одни из которых
врождённо превосходят другие. Расы или иные группы рассматриваются как
принципиально отличные друг от друга «биологические виды».
Шовини́зм (фр. chauvinisme) — идеология, суть которой заключается в
проповеди национального превосходства с целью обоснования права на
дискриминацию, эксплуатацию и угнетение других народов.
Националистический экстремизм – радикальные, интолерантные
идеи и действия в отношении представителей иной народности,
национальности, этнической группы; стремление к политическому или
физическому устранению не титульного населения; агрессия, в крайних
формах – терроризм в отношении людей иной этнической группы.
Сепарати́зм (фр. séparatisme от лат. separatus —
отдельный) — политика и практика обособления, отделения части т
ерритории государства с целью создания нового самостоятельного
государства или получения статуса очень широкой автономии
(индивидуальная свобода действия; самостоятельность).
Слайд 14
ГОСУДАРСТВО И ЭТНОС
Каждый этнос (народ, нация) имеет только ему присущие, характерные
черты, свою неповторимую ментальность, свое собственное мировосприятие,
морально-нравственные и религиозные критерии, историю и культуру,
степень социального развития. На той или иной территории обетования
(страны) могут существовать различные этнические сообщества, которые
либо примыкают к наиболее развитому и многочисленному народу (этносу),
либо находятся в какой-то форме зависимости от него.
Применительно к России прошлого (XIX века) можно отметить, что
внутри России каждый этнос, при государство-образующем русском этносе,
развивался достаточно самостоятельно, находясь в орбите влияния русского
этноса. Этносы России имели свою религию, хозяйственную и политическую
национальную элиту, свою национальную индивидуальность, нравы и
обычаи, которые не распространялись на титульную нацию (на русских).
В сущности развитие этносов внутри страны шло путем эволюционных
преобразований от первобытно-общинного (народы Крайнего Севера),
феодального (народы Средней Азии и Северного Кавказа), к наиболее
развитому, русскому, образуя относительно стабильное национально-
государственное обустройство.
Нынешняя власть страны колоссально обострила все национальные
вопросы, которые привели к этническим чисткам русских в республиках
Средней Азии, и Северного Кавказа, и, как логическое завершение, к
террористической войне на территории практически всей России. При этом
война имеет не абстрактное «россиянское» лицо, а вполне конкретные
этнические и религиозное корни.
Неравенство титульной нации России с иными соседями по месту
проживания наглядно отражено в основном законе страны, в Конституции. В
ст. 65 перечислены все территории преимущественного проживания этносов,
давшие свое национальное название территориям своего обитания
(Республика Коми, республика Бурятия, Республика Калмыкия и т.д.).
Слайд 15
РОЛЬ ЭТНОСА В РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННЫХ ГОСУДАРСТВ
Познание особенностей, форм реализации, отличительных признаков,
функций современных государств исследователи в значительной степени
связывают с явлениями, с которыми определенным образом взаимосвязано
государство, на которые оно воздействует либо само испытывает с их
стороны воздействие. К таким явлениям относятся общество, политическая
система, экономическая система, культура, природа и др.
Такой подход к исследованию государства вполне оправдан, ибо он
позволяет познать большее количество граней жизнедеятельности
государства и, соответственно, с большей степенью вероятности
прогнозировать его развитие, осуществлять более качественное воздействие
на те или иные явления для достижения общественно полезных результатов.
К явлениям, оказывающим все возрастающее воздействие на
деятельность государства и, следовательно, требующим всестороннего
исследования, относится этнос.
Процесс жизнедеятельности современных народов и
государств характеризуется тем, что на него влияют две противоположные
тенденции — экономико-политической интеграции и этнической
дифференциации, обеспечивающие гармоничное развитие мира лишь при их
относительном равновесии.
Диктуемая научно-технической революцией, ходом мирового процесса
в целом, ведущая к ломке национальных перегородок и
интернационализации общественной жизни тенденция экономико-
политической интеграции постоянно переплетается со встречной тенденцией
— этнической дифференциации, развития этнических общностей, роста
национального самопознания, а нередко, и обострения межэтнических
противоречий.
Тенденцию экономико-политической интеграции стимулируют два
основных фактора — экономика и научно-технический прогресс. Нити
взаимных связей начинают пронизывать весь мир, все направления
жизнедеятельности мирового сообщества на основе прогрессирующей
взаимозависимости. Всемирное хозяйство как система все явственней
приобретает черты целостности. Экономическую основу этой системы
заложили транснациональные корпорации (ТНК). Показатель этого —
динамика их роста. С 1982 по 1992 г. годовой оборот только 200 крупнейших
из них вырос с 3000 до 5900 млрд долл. США, а их доля в общественном
валовом национальном продукте достигла 27%. Это примерно столько,
сколько в год производит США. ТНК, по сути, образуют главное содержание
того, что стали называть "мировым порядком".
Все эти процессы показывают, что тенденция экономико-политической
интеграции приводит современные народы и государства к все большему
сближению на многих уровнях. Однако это единение протекает, с одной
стороны, на экономико-политическом уровне и практически без учета
этнических особенностей народов и государств, а с другой — под лозунгом
преимущества западных идей (индивидуализма, либерализма, равенства прав
и свобод человека, демократии, конституционализма, верховенства закона и
др.) и создания всемирной цивилизации, основанной на общечеловеческих
ценностях, под которыми подразумеваются ценности западной цивилизации.
Такая особенность единения — Запад и весь остальной мир — таит в себе
большую опасность, может привести к непримиримому противостоянию
различных этносов и сыграть самую непредсказуемую роль в
общечеловеческой истории.
Тенденция этнической дифференциации является результатом
проявления, с одной стороны, общих закономерностей процесса
возникновения, развития и распада этносов (основной и определяющий
фактор), а с другой — научно-технического прогресса (дополнительный
фактор).
Исследование тенденции этнической дифференциации показывает, что
состояние существующих этносов, этнокультурный облик мира в целом,
отдельных государств и регионов становятся такими проблемами, без
решения которых развитие современного мира заходит в тупик. Эволюция
этносов, их возникновение и распад относятся к числу самых глубинных
процессов, определяющих прогресс человечества и, возможно, сам факт его
существования. Люди, их социальные институты не могут по своей воле
распоряжаться этими процессами, но могут и должны, внимательно изучая
присущие им свойства и связь с социально-экономическими, политическими,
демографическими, иными общественными процессами, разумно
использовать присущие им закономерности при прогнозировании тех или
иных целей общественного развития.
Учитывая, что государство играет все возрастающую роль при
достижении тех или иных общественных целей, исследование процесса
соотношения этноса и государства приобретает особую актуальность.
Список литературы:
1. Политическая теория: учебник для вузов / Б. А. Исаев [и др.]; под
редакцией Б. А. Исаева. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва:
Издательство Юрайт, 2022. — 398 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!