Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


"Методика формирования и развития географических представлений и понятий в процессе изучения на уроках окружающего мира

Тип Курсовая
Предмет Естествознание

ID (номер) заказа
4002438

500 руб.

Просмотров
852
Размер файла
1.54 Мб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Введение PAGEREF _Toc101706460 \h 3Глава 1. Понятие и условие формирования географических представлений окружающего мира PAGEREF _Toc101706461 \h 51.1Изучение понятия географические представление PAGEREF _Toc101706462 \h 51.2 Условия формирования географических представлений на уроках окружающего мира PAGEREF _Toc101706463 \h 6Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по формированию первоначальных географических понятий при изучении курса «Окружающий мир» в 4 классе PAGEREF _Toc101706464 \h 112.1 Определение уровня сформированности первоначальных географических понятий у учащихся 4 класса PAGEREF _Toc101706465 \h 112.2 Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по формированию у учащихся 4-го класса первоначальных географических понятий на уроках окружающего мира PAGEREF _Toc101706466 \h 162.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы PAGEREF _Toc101706467 \h 23Заключение PAGEREF _Toc101706468 \h 28Список используемой литературы PAGEREF _Toc101706469 \h 30ВведениеАктуальность проблемы исследования в том, что формирование географических представлений младших школьников недостаточно разработана в педагогике, но их роль в обучении и развитии детей огромна. Сообщение учащимся элементарных географических понятий необходимо для понимания ряда явлений природы и жизни людей и для освоения курса «География» в промежуточном звене. Эти знания, умения и навыки тесно связаны со всей системой начального образования. На занятиях по формированию начальных географических понятий развивается мышление школьника, его способность к самостоятельной работе и культура его речи. Уроки географии как на занятиях, так и на экскурсиях вызывают у ребенка активность и любознательность, наблюдательность и живость воображения. Одно из направлений содержания курса связано с обучением учащихся простейшим способам ориентирования на местности и формированием первоначальных географических представлений о родной стране, ее столице, разных странах мира и нашей планеты в целом.Цель исследования: выявить и обосновать дидактические основы формирования первоначальных географических понятий при изучении курса «Окружающий мир».Объект исследования - процесс формирования первоначальных географических понятий у учащихся 4-го класса при изучении курса.Предмет исследования - дидактические основы формирования приемов обобщения и система средств активизации процесса усвоения первоначальных географических понятий учащимися начальной школы при изучении курса «Окружающий мир».Гипотеза исследования - учитывая современные подходы и требования к процессу формирования первоначальных географических понятий у учащихся начальной школы, была сформулирована гипотеза исследования, включающая следующие положения:−методологическое и теоретическое познание процесса формирования первоначальных географических понятий учителем открывает возможность существенно повысить уровень знаний, умений и навыков учащихся при изучении курса «Окружающий мир»;−научные представления у младших школьников, формируемые на основе учебной и научно-популярной литературы, должны быть связаны с личным опытом ребенка и окружающей его природой;−процесс формирования первоначальных географических понятий будет являться более продуктивным, если результаты наблюдений будут фиксироваться учениками в творческих работах, если систематически будут проводиться экскурсии, если у учеников будут формироваться мировоззренческие идеи, взгляды, убеждения на основе обобщения чувственных образов.Задачи исследования:1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу для выявления сущности категории «географические представления».2. Определить условия, способствующие формированию географических представлений у младших школьников. 3.Разработать методику опытно-экспериментальной работы по применению системы дидактических средств активизации процесса формирования географических понятий в начальной школе.Глава 1. Понятие и условие формирования географических представлений окружающего мираИзучение понятия географические представлениеГеографическое представление как образы географических объектов и явлений, не воспринимаемые в данный момент, воспроизводимые в уме в соответствующее время. Представление – зрительный образ ранее воспринятого предмета или явления (память-представление, воспоминание), а также образ, созданный продуктивным воображением, это высшая форма чувственного отражения в форме наглядно-образного знания. В процессе учебной деятельности формируются два вида представлений: представление памяти и представление воображения. Память представляет собой зрительный образ, который формируется в результате непосредственного наблюдения за предметом или явлением, или его восприятия с помощью различных наглядных пособий. Представление воображения – это образы географических предметов или явлений, созданные продуктивным воображением без его непосредственного наблюдения и восприятия. Представления в этом случае формируются в процессе блестящего образного рассказа учителя, чтения учащимися дополнительного текста о географических открытиях, путешествиях, исследованиях.Основной идеей в цикле формирования географических представлений является неразрывная связь человека, природы и общества и определяющая роль общественной жизни в формировании личности человека. Занимаясь этим направлением, дети получают начальные географические знания, некоторые навыки работы с картой и наблюдениями на местности. Учащиеся на уроках окружающего мира получают представления о простейших способах ориентирования на местности и элементарные географические представления о родной стране, ее столице, о разных странах мира и нашей планете в целом.Основными задачами, которые ставятся при формировании географических представлений, являются расширение познавательной сферы, пробуждение интереса к миру, формирование кругозора ребенка. На занятиях по формированию начальных географических понятий развивается мышление учащегося, его способность к самостоятельной работе, культура речи. Примеры деятельности людей по преобразованию природы родной страны, а также примеры самоотверженной жизни путешественников и исследователей воспитывают в детях упорство в достижении цели, мужество и твердость характера. Занятия географией как на уроках, так и на экскурсиях воспитывают в ребенке активность и любознательность, наблюдательность и живость воображения.Восприятием и созданием правильных представлений необходимо руководить. Встречаясь много раз с объектами ближайшего географического окружения, часто затрудняются рассказать о них. Так, учащиеся сельских школ, расположенных недалеко от реки с хорошо выраженной речной долиной, нередко затрудняются рассказать о характере берегов, если предварительно не были проведены экскурсии на реку под руководством учителя.1.2 Условия формирования географических представлений на уроках окружающего мираВербальные (рассказ, беседа, педагогическая беседа, работа с книгой), в которых источником знаний является устная или письменная речь. Активность учащихся в этом случае выражается в слушании (или чтении), понимании и в последующих устных и письменных ответах. Даже самая яркая и интересная история остается вербальным средством передачи знаний. Этот путь противоречит возрастным особенностям учащихся и требованиям времени. Поэтому в каждом случае в истории необходимо использовать иллюстрации. А это уже предполагает включение в занятие беседы, так как необходимо руководствоваться при рассмотрении иллюстративной справкой. Призовите их к рассуждениям, обратите внимание на главное. Беседа занимает очень важное место на уроке, так как способствует активному и осознанному усвоению географических знаний. Придуманные самими и проверенные на практике, они становятся убеждением ребенка.Наглядные, в которых источником знаний служат средства обучения. деятельность учащихся выражается в восприятии наглядных, экранных пособий или опытов.Практические, источником знаний в которых является самостоятельная практическая деятельность детей под руководством учителя. К практическим методам относятся наблюдения, практические работы, исследовательский эксперимент. Наблюдение - планомерное, целенаправленное чувственное восприятие предметов и явлений окружающего мира с целью его познания. Развитие умения младших школьников наблюдать за предметами и явлениями окружающего мира – одна из главных задач учителя. Этому методу уделяли огромное внимание педагоги-естественники А.Я. Герд, К.Д. Ушинский, В.П. Вахтеров, Л.С. Севрук, К.П. Ягодовский, В.В. Половцов и др. Е.В. Григорьева рекомендует при организации наблюдения опираться на жизненный опыт учащихся. Практика показывает, что учащиеся имеют часто весьма нечеткие, а подчас и совсем неверные представления о предметах, с которыми им приходится довольно часто сталкиваться. Исследовательский эксперимент чаще всего используется во внеурочной и внеклассной кружковой работе. В методике З.А. Клепининой, Г.Н. Аквилевой разработано несколько классификаций средств обучения: вербальные, невербальные, изображения предметов и явлений природы (таблицы, карты, модели, муляжи), аудиовизуальные (диафильмы, видеофильмы и т.д.), вспомогательные (приборы, лабораторное и экскурсионное оборудование). Все средства представляют единую систему, звенья которой взаимосвязаны. Среди них, имеющих важное значение при формировании географических представлений можно выделить: глобус, карты, контурные карты. Карты – знаковые иллюстрации, помогающие формированию пространственных представлений у детей.Географические карты формируют у детей пространственные представления о размерах различных участков земной поверхности и размещении на ней природных объектов. Первое знакомство детей с картой начинается уже во втором классе. К окончанию начальной школы учащиеся должны ориентироваться по карте, знать названия и уметь показывать материки и океаны, пользоваться масштабом. Младшие школьники получают первоначальные знания о карте России (границы, моря, главные реки, равнины, горы), умения показывать природные зоны нашей страны.Е.В. Григорьева рекомендует при знакомстве с физической картой своего края уметь показывать на ней границы, главные города, формы рельефа, полезные ископаемые, реки и озера. В начальной школе начинают использовать контурные карты своего края. Школьники должны научиться находить на контурной карте нужные объекты и подписывать соответствующие названия. Эти умения являются базисными для последующего изучения школьной географии.Наибольшую роль играют настенные карты, которые рассчитаны на фронтальную работу и хорошо видны издали. Большое значение имеет работа с индивидуальными географическими атласами, которые рассчитаны на работу каждого ученика. Немалое значение в изучении элементарных географических представлений имеет глобус. Если план дает возможность подойти от крупномасштабного изображения небольших участков земной поверхности к мелкомасштабному изображению крупных участков на карте, то глобус дает изображение Земли в целом и притом в единственно правильной и точной конфигурации земной поверхности. Для понимания вопросов о форме Земли, о различном нагревании частей ее поверхности необходим глобус. Особенно полезным является сочетание работы с картой и глобусом. Оно обеспечивает правильность и глубину географических представлений учащихся.В теории и практике обучения естествознанию в связи с решаемыми им задачами, особенностями его содержания и методики сложились три группы форм организации учебной деятельности: урок (вводный, смешанный, предметный, экскурсия), внеурочная деятельность (выполнение домашних заданий, наблюдения в природе в уголке живой природы, на географической площадке и т.д.) и внеклассная работа (кружки, экскурсии, утренники, праздники, викторины и т.д.). Урок как форма обучения уже прочно вошел в систему работы массовой общеобразовательной школы и признан основной формой организации учебной деятельности учащихся. Экскурсии развивают образное мышление детей, способствуют накоплению достоверных фактических сведений об окружающей реальности, что служит основой формирования и развития понятий, развитие логического мышления. Важная составляющая внеурочной деятельности учащихся – изучение природы и хозяйства родного края. Без внеурочной работы детей эта часть стандарта практически не может быть выполнена, так как необходимая краеведческая может быть добыта ребенком только в ходе работы с краеведческой литературой.Географические знания закладывают основы пространственного мышления, формируют экологическую культуру личности, способствуют формированию целостной картины мира. А объяснительно – иллюстративная передача готовых знаний недостаточно побуждает школьника анализировать и обобщать получаемую информацию, логически рассуждать, определять пути решения поставленных в рамках учебного курса проблемных ситуаций. Следовательно, необходим иной подход к организации обучения, позволяющий изменить позиции школьника и учителя в учебном взаимодействии. В таком случае роль учителя в учебном процессе в учебном процессе все более сводится к консультированию учащегося в его познавательной деятельности. Содержание роли школьника меняется в сторону более активного и осмысленного участия в такой познавательной деятельности. Данное изменение содержания учебной деятельности школьника и обучающей деятельности учителя характерно для личностно ориентированного обучения. Указанные изменения в организации учебного процесса наиболее эффективно реализуются при использовании игры в обучении, так как, во-первых: а) символико-моделирующие свойства этой деятельности изначально придают ей познавательный, исследовательский характер, ориентирует учащегося на самостоятельное взаимодействие с моделями; б) игра предполагает гибкость социальных ролей во взаимодействии, возможность вносить обратимые изменения в содержание этих ролей – в данном случае учебной и обучающей. Использование в учебном процессе игровых методов позволяет решить целый комплекс педагогических задач.Разнообразная деятельность во внеклассной работе дает возможность школьникам овладеть глубокими знаниями о связях человека с природой, увидеть экологические проблемы в реальной жизни. Таким образом, при формировании географических представлений огромное значение имеют условия ее формирования. Но понятия можно формировать не только у урочной и во внеклассной деятельности. Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по формированию первоначальных географических понятий при изучении курса «Окружающий мир» в 4 классе2.1 Определение уровня сформированности первоначальных географических понятий у учащихся 4 классаЭкспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ Правдинского муниципального округа "Средняя школа п. Домново" в 4-го класса. Всего в классе 26 человек, из них 12 мальчиков, 14 девочек. Данный класс обучается по системе «Школа России», где используется учебно-методический комплект «Окружающий мир»В ходе опытно – экспериментальной работе предстояло решить следующие задачи:Определить уровень сформированности первоначальных географических понятий у учащихся четвертого класса;Разработать систему уроков, и экскурсий с целью повышения уровня сформированности географических понятий у учащихся четвертого класса;Анализ результатов экспериментальной работы и подведение ее итогов.Констатирующий этап был направлен на выявление уровня сформированности географических понятий у учащихся четвертого класса с опорой на критерии и показатели данного процесса, в связи с этим были использованы методы тестирования и анкетирования.На формирующем этапе эксперимента были разработаны уроки и экскурсия для формирования географических понятий у младших школьников.Контрольный этап был направлен на выявление динамики процесса формирования первоначальных географических понятий и оценки эффективности разработанной системы уроков. В связи с этим повторно применялся метод тестирования и анкетирования учащихся. Также были использованы методы обработки данных.На констатирующем этапе эксперимента были поставлены задачи:определить уровень сформированности у младших школьников географических понятий;выявить особенности понимания детьми содержания географических понятий и умения использовать их в учебном процессе;уточнить уровни сформированности первоначальных географических понятий у младших школьников.В связи с этим можно выделить критерии (уровни) сформированости первоначальных географических понятий у детей младшего школьного возраста:Высокий уровень – высокая степень усвоения географических понятий. Ученики распознают, называют географические понятия, выделяют их черты. Высокий уровень показатель памяти.Средний уровень – средняя степень усвоения географических понятий. Ученики способны выделять составные части объектов, выявлять сходства и различия понятий. Знания в основном носят описательный характер.Низкий уровень –низкая степень усвоения географических понятий.Ученики затрудняются в выделении географических понятий, не могут распознать географические объекты. Низкий уровень показателя памяти.Уровни сформированности первоначальных географических понятий учащихся определялись по следующим критериям:Тестирование №1: 0-1 ошибка – высокий уровень; 2-3 ошибки – средний уровень; 4 и более – низкий уровень.Анкетирование №1: 0-1 ошибка – высокий уровень; 2-3 ошибки – средний уровень; 4 и более ошибок – низкий уровень.Тестирование №2: 0-1 шибка – высокий уровень; 2-3 ошибки – средний уровень; 4 и более – низкий уровень.Анкетирование №2: 0-1 ошибка – высокий уровень; 2-3 ошибки – средний уровень; 4 и более – низкий уровень.На констатирующем этапе эксперимента были разработаны анкеты и тесты: Анкета№ 1«План и карта», Тест №1 «Поверхность нашего края» Анкета № 2 «Горы», Тест №2 «Горы»Анкета № 1 «План и карта»Что такое что такое географическая карта?Что такое план местности?Как изображаются на карте города, водоемы и поверхность суши?В чем отличие плана от карты?Перечислите названия карт, которые вы знаете.Тест №1 «Поверхность нашего края»Отметь галочкой верные ответы.Балка - это- ровная поверхность без значительных изменений высоты- глубокое ветвистое углубление с крутыми склонами- углубление с пологими, поросшими растениями склонамиХолм - это- участок земной поверхности, имеющий маленькую территорию- возвышение на земной поверхности с высотой 1000 м- возвышение на равнине с высотой до 200 мПочва – это- верхний плодородный слой земли, на котором растут растения- слой земли, состоящий из известняка- нижний слой земной корыНегорючее полезное ископаемое-это- торф- глина- нефть5. Форма поверхности, имеющая подошву, склон и вершину, высота которой более 2000 метров - это- холм- терриконы- гораНа основе результатов тестирования были составлены таблицы.Таблица 1. Таблица уровней сформированности первоначальных географических понятий по результатам анкетирования №1 «План и карта»Уровень географических понятийКоличество учащихсяПроцентное соотношениеВысокий6 чел.23%Средний11 чел.42%Низкий9 чел.35%Таблица 2. Таблица уровней сформированности первоначальных географических понятий по результатам тестирования №1 «Поверхность нашего края»Уровень географических понятийКоличество учащихсяПроцентное соотношениеВысокий7 чел.27%Средний11 чел.43%Низкий8 чел.30%Таблица 3. Таблица уровней сформированности первоначальных географических понятий по результатам анкетирования №2 «Горы»Уровень географических понятийКоличество учащихсяПроцентное соотношениеВысокий4 чел.15%Средний18 чел.70%Низкий4 чел.15%Таблица 4. Таблица уровней сформированности первоначальных географических понятий по результатам тестирования №2 «Горы»Уровень географических понятийКоличество учащихсяПроцентное соотношениеВысокий3 чел.12%Средний15 чел.58%Низкий8 чел.30%Результаты констатирующего этапа эксперимента показали, что большинство учащиеся 4 «Б» класса обладают средним уровнем сформированности географических понятий. Некоторые школьники плохо усвоили понятия о плане и карте.Диаграмма уровней сформированности первоначальных географических понятий у учащихся на констатирующем этапе эксперимента. Результаты анкетирования (26 человек)Низкий Высокий СреднийВыскойСреднийНизкийНизкий Высокий СреднийВыскойСреднийНизкийНизкий Высокий СреднийВыскойСреднийНизкийНизкий Высокий СреднийВыскойСреднийНизкийДиаграмма 2Диаграмма уровней сформированности первоначальных географических понятий у учащихся на констатирующем этапе эксперимента. Результаты тестирования (26 человек)ВысокийСредний НизкийВысокийСредний НизкийВысокийСредний НизкийВысокийСредний НизкийТаким образом, констатирующий этап эксперимента показал необходимость целенаправленного формирования географических понятий у детей младшего школьного возраста, путем проведения различных занятий. В связи с этим, на формирующем этапе эксперимента была разработана серия уроков, экскурсия.2.2 Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по формированию у учащихся 4-го класса первоначальных географических понятий на уроках окружающего мираНа формирующем этапе эксперимента, была разработаны и проведены уроки и экскурсия по формированию первоначальных географических понятий с учетом реализации деятельностно-практического подхода при изучении курса «Окружающий мир».Уроки:Урок на тему: «План местности»;Урок на тему: «Поверхность нашего края»;Урок на тему: «Горы»;Урок на тему: «Географическая карта Росси»;Урок на тему: «Моря, озера и реки России»;Урок на тему: «Лес в жизни человека». Экскурсия:Экскурсия на тему: «Поверхность нашего края».Конспект урока на тему: «План местности»Цель:Закрепить и расширить знания учащихся о плане, чертеже, рисунке; учиться ориентироваться по плану зданий при ЧС и топографической карте.Задачи урока:Сформировать знания учащихся о способах изображения предметов на плане и топографической карте.Закрепить знания о масштабе и его практическом использовании. Закрепить умения пользоваться компасом.Научится ориентироваться по плану зданий при ЧС. Познакомить и объяснить учащимся с топографические знаки.Формируемые УУД:Познавательные: формирование умение обобщать и классифицировать по признакам; развитие умения обобщать пройденный материал; формирование умение обобщать и классифицировать по признакам.Коммуникативные: развитие умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; развитие умения высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника;Регулятивные: с помощью учителя определять и формулировать цель урока; формировать умение прогнозировать предстоящую работу.Личностные: развитие умения слушать и понимать других; развитие умения проверять себя.Оборудование:Компас.Карточки с топографическими знаками.Таблица «Этапы составления плана».Карточки на клейкой основе – геометрические фигуры с изображением форм классной мебели.Иллюстрированные пособия (образцы плана эвакуации из здания школы, топографический план местности).Хо д ур о ка:Организационный моментПодготовительная беседа к практическому заданию. Повторение пройденного.У.: Сегодня на уроке, мы выполним с вами практическое задание, вы сможете самостоятельно создать план классной комнаты и план местности. Для этого вспомните ключевые понятия план, рисунок, чертѐж. (На доске выставляются карточки с ключевыми понятиями и их изображения в хаотичном порядке)Задание 1:У.: Соотнесите понятия с изображениями. Объясните свой выбор. У.: В чѐм достоинство рисунка?Д.: Рисунок передаѐт цвет, объѐм, свет. У.: В чѐм достоинство плана?Д.: По плану можно ориентироваться У.: В чѐм преимущество чертежа?Д.: Даны точные размерыУ.: Остановимся на плане местности. У.: Что называется планом местности Д.: Вид сверхуУ.: Каким образом можно увидеть местность сверху? Д.: Подняться на самолѐте или вертолетеЗадание 2:Составьте план действий, которые нужно предпринять для составления плана местности.Сначала ребята высказывают свои предположения, а затем на доску вывешивается план действий:Посмотреть сверху.Сфотографировать.Изобразить на листе.3. Практическая работа «Составление плана классной комнаты»- Представьте, как выглядит мебель в классе сверху?(Используются карточки геометрических фигур, определяется по размеру карточек каждый объект мебели, насчитывается количество парт, стульев, шкафов…)Ход практической работы:На доске вывешивается основа для плана классной комнаты (лист бумаги форматом А3)У.: Это план класса? Д.: Нет.У.: Чего не хватает?Д.: Условных знаков мебели.У.: Какие объекты в классе удобнее разместить в первую очередь? Д.: Те, что у стен.У доски работают два ученика: наклеивают условные обозначения мебели находящейся у стен.Расстановку парт и стульев по рядам выполняют ребята с разных рядов цепочкой.Применение плана зданий в практике.У.: Итак, план готов! Как его можно использовать? Д.: Сделать перестановку, организовать праздники Чтение плана эвакуации из здания школыА ещѐ можно при помощи плана здания ориентироваться во время чрезвычайных ситуаций. Такой план называют «План эвакуации».У.: Рассмотрите план эвакуации нашей школы. Какие условные обозначения добавлены?Д.: СтрелкиУ.: Для чего эти стрелки?Д.: Они указывают направление движенияУ.: Расставьте стрелки на плане класса так, чтобы было ясно, как нам нужно выходить из класса при возникновении ЧС.У.: Чего ещѐ не достаѐт на нашем плане? Д.: Направление сторон горизонтаОпределение сторон горизонта по компасу (повторение) У.: Как определить стороны горизонта?Д.: По компасуУ.: Вспомните правила пользования компасом.Компас положить на ровную поверхность.Повернуть корпус компаса так, чтобы магнитная стрелка указывала на север.Ориентироваться относительно сторон горизонта.Физ. минуткаЧтобы с планом разобраться, Нужно дружно поразмяться.Тихо встаньте. Подравняйтесь. Влево, вправо наклоняйтесь.Север, запад, восток, югВыпрямляйся, милый друг. А теперь рывки руками:Раз, два, три, четыре, Открывайте руки шире. Повороты начинайте.Ориентир не забывайте! Два на запад – на восток. Можем сделать раз по сто! Не ленитесь, повторяйте, Время даром не теряйте!Смотрим вниз, По сторонам. Сядьте тихо.Приступаем.Строить необычный план!Составление плана местностиУ.: С планом класса все понятно. А как же быть с планом местности? Ведь природные объекты не имеют строгих геометрических форм.У.: Как изобразить на плане озеро, лес, деревню? (Дети высказывают свои предположения)Для этой цели принято изображать природные объекты специальными условными обозначениями – топографическими знаками.Речевая разминкаРечевая разминка поможет нам познакомиться с некоторыми топографическими знаками.Задание 3:Закончи скороговорку и подбери подходящие рисунки.Щенок породы колли Убежал от Поли в …(поле).Как смешно спешат старушки В …(сад) по яблоки, по грушкиДемонстрация топографических знаков Рисунок 1 Рисунок 2 Рисунок 3Рисунок 4 Рисунок 5 Рисунок 6Рисунок 7 Рисунок 8 Рисунок 9Рисунок 10 Рисунок 11 Рисунок 12Рисунок 13 Рисунок 14 Рисунок 15Рисунок 16 Рисунок 17Задание 4. Соотнесите выбранные вами рисунки к скороговоркам с топографическими знаками.У.: Из предложенных знаков выберите только те, которые обозначают растения и места их произрастания(Луг с кустарниками, отдельно стоящие деревья, сад…)Экологическая беседаУ.: Сравните планы местности. Как изменилась местность за 4 года? Д.: Лес превратился в вырубку. Река – в болото и оврагиПослушайте стихотворение Самуила Яковлевича Маршака о влиянии человека на природу.Прогулка.Мы приехали на речку Воскресенье провести, А свободного местечка Возле речки не найти! Тут сидят и там сидят: Загорают и едят, Отдыхают, как хотят,Сотни взрослых и ребят. Мы по бережку прошли И поляночку нашли.Но на солнечной полянке Тут и там пустые банки И, как будто нам назло, Даже битое стекло!Мы по бережку прошли,Место новое нашли.Но и здесь до нас сидели; Жгли костер, бумагу жгли- Тоже пили, тоже ели, Насорили и ушли!Мы прошли, конечно, мимо…Эй, ребята! – крикнул Дима.- Вот местечко хоть куда!Родниковая вода! Чудный пляж!Распаковывай багаж! Мы купались, Загорали,Жгли костер,В футбол играли- Веселились, как могли! Пили квас,Консервы ели, Хоровые песни пели… Отдохнули и ушли!И остались на полянке У потухшего костра:Две разбитых нами склянки, Две размокшие баранки- Словом мусора гора!Мы приехали на речку Понедельник провести, Только чистого местечка Возле речки не найти!Подведение итоговКак можно использовать новые знания в практической деятельности?Что вы больше всего запомнили на уроке?Давайте еще раз проговорим, что такое план местности Домашнее задание. Создать план своей комнаты.Дети показали, что понимают границы своих знаний. Это было видно по репликам детей: «Я еще этого не знаю, но может быть...» или «Может я ошибаюсь, но думаю, что ...» и др. Отмечена высокая активность детей, они не стеснялись задавать не совсем точные вопросы по ходу ответа корректировали их. В целом дети отметили, что работать очень интересно, но ответить на многие вопросы пока не можем, а очень хотелось бы узнать побольше. Вся опытно-экспериментальная работа, была направлена на достижение конечного результата.2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работыНа контрольном этапе эксперимента решалась задача: определить динамику изменений в уровне сформированности у учащихся 4-го класса первоначальных географических понятий.При повторном проведении тестировании и анкетировании учащихся, анализировалось 26 работ.Приведены таблицы уровня сформированности первоначальных географических понятий на контрольном этапе эксперимента.Таблица 5. Таблица уровней сформированности п ерво начальных географических понятий по результатам анкетирования №1 «План и карта»Уровень географических понятийКоличество учащихсяПроцентное соотношениеВысокий19 чел.73%Средний5 чел.19%Низкий2 чел.8%Таблица 6. Таблица уровней сформированности первоначальных географических понятий по результатам тестирования №1 «Поверхность нашего края»Уровень географических понятийКоличество учащихсяПроцентное соотношениеВысокий21 чел.81%Средний4 чел.15%Низкий1 чел.4%Таблица 7. Таблица уровней сформированности первоначальных географических понятий по результатам анкетирования №2 «Горы»Уровень географических понятийКоличество учащихсяПроцентное соотношениеВысокий22 чел.84%Средний2 чел.8%Низкий2 чел.8%Таблица 8. Таблица уровней сформированности первоначальных географических понятий по результатам тестирования №2 «Горы»Уровень географических понятийКоличество учащихсяПроцентное соотношениеВысокий21чел.81%Средний3 чел.11%Низкий2 чел.8%Диаграмма 3 Диаграмма уровней сформированности первоначальных географических понятий у учащихся на контрольном этапе эксперимента. Результаты анкетирования (26 человек).Высокий Средний НизкийВысокий Средний НизкийВысокий Средний НизкийВысокий Средний НизкийДиаграмма 4 Диаграмма уровней сформированности первоначальных географических понятий у учащихся на контрольном этапе эксперимента. Результаты тестирования (26 человек)ВысокийСредний НизкийВысокийСредний НизкийВысокийСредний НизкийВысокийСредний НизкийАнализ результатов анкетирования и тестирования я на контрольном этапе эксперимента показывают, что у большинства учащихся уровень сформированности географических понятий повысился. По результатам исследования на контрольном этапе были составлены диаграммы. Анализ результатов тестирования и анкетирование на контрольном результате показал, что уровень сформированности первоначальных географических понятий значительно повысился.Подводя итоги опытно-экспериментальной работы, можно сделать выводы:1.Констарирующий этап эксперимента показал, что у большинства учащихся средний уровень сформированности первоначальных географических понятий (Диаграммы 1-2).2. На формирующем этапе эксперимента были разработаны и проведены уроки и экскурсия по формированию у учащихся первоначальных географических понятий.3.Контрольный этап эксперимента показал, что уровень сформированности первоначальных географических понятий значительно повысился (Диаграммы 3-4).Вывод:Необходима целенаправленная и систематическая работа по формированию первоначальных географических понятий, сочетание методов обучения и учет психологических особенностей младшего школьного возраста, четкое выделение главного содержания понятий и развитие у учащихся интереса к изучению курса «Окружающий мир» при помощи занимательного материала.Использование творческого подхода к обучению и воспитанию детей, дает более широкий спектр возможностей, для более эффективного изучения окружающей среды. Ученики участвуют в разнообразных видах деятельности и лучше усваивают изучаемый предмет.При организации целенаправленного и систематического обучения на уроках окружающего мира ученики могут расширить знания о географических понятиях и использовать их в своей практической деятельности.При развитии интереса у младших школьников к изучению окружающего мира необходимо включать в учебно-воспитательный процесс занимательный материал и экскурсии.ЗаключениеПонятия выступают как мыслительные образования, заключающие в себе двуединую сущность: они воспроизводят объективную сущность отражаемого фрагмента действительности и в то же время являются формой мыслительной деятельности.Поскольку в начальной школе дети впервые знакомятся с научными географическими понятиями, то речь идет о первоначальных понятиях. Однако, как мы убедились в ходе изучения литературы, в педагогической теории нет однозначного определения первоначальных понятий, которые изучаются в начальной школе.Географические знания, являясь одной из составных частей естественно-научных знаний складывались в течение длительного исторического периода. Результатом этого длительного процесса является современное содержание географических знаний в начальной школе. Объем и содержание географического материала в соответствующих предметах регулируются Государственными Образовательными Стандартами для начальной школы (1-4 классы). Образовательная область «Природа» включает в себя конкретные географические знания: живые и неживые тела природы; формы поверхности (равнина, холм, гора, овраг); водоемы (реки, пруд, озеро, море, океан); почва, горная порода, полезные ископаемые.Курс «Окружающий мир» строится на основе теории учебной деятельности. Основным методом обучения является постановка перед детьми системы учебных задач. Учебная задача решается посредством системы учебных действий. Первым из них является действие принятия учебной задачи, вторым - преобразование ситуации, входящей в такую задачу. Эти действия нацелены на поиск такого генетически исходного отношения предметных условий ситуации, ориентация на которые служит всеобщей основой последующего решения всего многообразия частных задач. С помощью других учебных действий школьники моделируют и изучают это исходное отношение, выделяют его в частных условиях.Конечной целью и конечным результатом обучения детей должно быть становление способности ребенка искать и, по возможности, находить ответы на поставленные ими или другими людьми вопросы о природе, сознательно используя для этого разные способы получения ответов.При формировании у младших школьников первоначальных географических понятий, наибольшую эффективность дает сочетание различных форм и методов обучения. Эксперимент показал, что использование в учебном процессе специально разработанных уроков и экскурсии, способствует повышению уровня сфорсированности первоначальных географических понятий у младших школьников.Список используемой литературыАлексеева, О.В. Окружающий мир. Особенности изучения предмета вначальной школе [Текст]: учебное пособие / О.В. Алексеева, А.А. Арасланова. - М.: Издательский дом Академии Естествознания, 2017. - 144 с.Миронов, А.В. Использование элементов развивающей системы Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова при изучении курса «Окружающий мир» [Текст] / А.В. Миронов // Начальная школа. – 2014. - №11. – С. 18 – 22.Тихомирова Е.М. Окружающий мир. 4 класс. Контрольно-измерительные материалы. - М.: Издательства «Экзамен», 2014.Плешаков, А.А. Окружающий мир. Методические рекомендации. 4 класс [Текст]: пособие для учителей общеобразовательных организаций / А.А. Плешаков, Е. А. Крючкова, А.Е. Соловьева. - М.: Просвещение, 2015. - 127 сСмирнова, М.С. Как изучать Окружающий мир в начальной школе [Текст] / М.С. Смирнова. - М.: Перо, 2016. - 66 с.Федорова, Т.А. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках окружающего мира в начальной школе [Текст] / Т.А. Федорова // Вестник Марийского государственного университета. – 2016. - №10. – С. 80 – 81.Белоусова, Г. В. Использование активных методов обучения на уроке окружающего мира / Г. В. Белоусова // Начальная школа. – 2017. – № 7. – С. 39–43. Зотова, А. А. Использование ИКТ на уроке окружающего мира / А. А. Зотова // Начальная школа. – 2017. – № 7. – С. 44–51. Калинина, Л. В. Формирование умения проводить наблюдения на уроках окружающего мира / Л. В. Калинина // Начальная школа. – 2018. – № 6. – С. 54–58. Кудрова, Лариса. Образовательный курс для вашего методобъединения. Как формировать универсальные учебные действия на уроках / Л. Кудрова // Управление начальной школой. – 2020. – № 1. – С. 50–58. Макушина, А. Е. Конструирование интеллект-карт при изучении окружающего мира / А. Е. Макушина, Е. Г. Новолодская // Начальная школа. – 2018. – № 3. – С. 9–12. Мусина, А. А. Логические рассуждения младших школьников – основа метапредметности / А. А. Мусина // Начальная школа. – 2018. – № 3. – С. 21–24.Чарнецкая, Ж. Приемы, чтобы сформировать регулятивные УУД в 2019/20 учебном году / Ж. Чарнецкая // Управление начальной школой. – 2019. – № 7. – С. 68–73.Чиркова, Е. Б. Развитие универсальных учебных действий в проектно-исследовательской деятельности / Е. Б. Чиркова // Начальная школа. – 2019. – № 12. – С. 55–58.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
54 132 оценки star star star star star
среднее 4.9 из 5
НОУ ВО МосТех
По моей просьбе, работа была выполнена раньше назначенного срока. Сдал на отлично, были не...
star star star star star
Московский технологический институт
Работа сдана на отлично, автор все замечания выполнил без проблем!!! Спасибо 5+
star star star star star
ЮУрГУ
Благодарю за выполненную работу! Всё сделано на высшем уровне. Рекомендую всем данного исп...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

решить 6 практических

Решение задач, Спортивные сооружения

Срок сдачи к 17 дек.

только что

Задание в microsoft project

Лабораторная, Программирование

Срок сдачи к 14 дек.

только что

Решить две задачи №13 и №23

Решение задач, Теоретические основы электротехники

Срок сдачи к 15 дек.

только что

Решить 4задачи

Решение задач, Прикладная механика

Срок сдачи к 31 дек.

только что

Выполнить 2 задачи

Контрольная, Конституционное право

Срок сдачи к 12 дек.

2 минуты назад

6 заданий

Контрольная, Ветеринарная вирусология и иммунология

Срок сдачи к 6 дек.

4 минуты назад

Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...

Решение задач, Налоговое право

Срок сдачи к 5 дек.

4 минуты назад

ТЭД, теории кислот и оснований

Решение задач, Химия

Срок сдачи к 5 дек.

5 минут назад

Решить задание в эксель

Решение задач, Эконометрика

Срок сдачи к 6 дек.

5 минут назад

Нужно проходить тесты на сайте

Тест дистанционно, Детская психология

Срок сдачи к 31 янв.

6 минут назад

Решить 7 лабораторных

Решение задач, визуализация данных в экономике

Срок сдачи к 6 дек.

7 минут назад

Вариационные ряды

Другое, Статистика

Срок сдачи к 9 дек.

8 минут назад

Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе

Курсовая, Методика преподавания химии

Срок сдачи к 26 дек.

8 минут назад

Вариант 9

Решение задач, Теоретическая механика

Срок сдачи к 7 дек.

8 минут назад

9 задач по тех меху ,к 16:20

Решение задач, Техническая механика

Срок сдачи к 5 дек.

9 минут назад
9 минут назад
10 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.