это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
4132058
Ознакомительный фрагмент работы:
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ И ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 5
1.1 Основы понятия цели и задачи любознательности и образного мышления 5
1.2 Любознательность и образное мышление дошкольников 8
1.3 Особенности любознательности и образного мышления у дошкольников 9
2 НАБЛЮДЕНИЕ В ПРИРОДЕ КАК МЕТОД 14
2.1 Виды и характеристики наблюдений 14
2.2 Роль наблюдений в развитии любознательности и образного мышления у дошкольников 17
2.3 Использование наблюдений для развития любознательности и образного мышления 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ27ГЛОСАРИЙ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Дошкольное детство является очень важным и ответственным периодом в жизни человека. Этот возраст связан со значительными изменениями в развитии ребенка. Именно с периодом дошкольного возраста связано активное протекание процессов всестороннего развития ребенка, формирование новых навыков, обучение новым знаниям. Ребенок учится взаимодействовать с окружающими его людьми, осваивает навыки общения и построения отношений с окружающим миром. Любознательность – показатель познавательного отношения дошкольника к окружающей действительности. В современном образовательном процессе любознательности отдается одно из первых мест: ее уровень исследуют, развивают, поддерживают. Образное мышление – это мышление совокупность способов и процесс образного решения задач, предполагающих зрительное представление ситуации и оперирование образами составляющих ее предметов без выполнения реальных практических действий с ними. Проблема исследования связана с поиском приемов и методов развития любознательности и внимание у детей дошкольного возраста.Актуальность и выявленная проблема позволили сформулировать тему исследования: «Наблюдения в природе и их значение в развитии любознательности и внимание младших школьников»Объект исследования – развитие любознательности и внимание младших школьников.Предмет исследования – приемы и методы развития любознательности и внимание младших школьников.Цель исследования – выявить и теоретически обосновать приемы и методы любознательности и внимание младших школьников.В соответствии с поставленной целью, необходимо решить следующие задачи:Проанализировать понятия цели и задачи любознательности и образного мышления;Выявить особенности любознательности и образного мышления;Изучить виды наблюдения;Рассмотреть роль наблюдений в развитии любознательности и образного мышления у дошкольников;Проанализировать использование наблюдений для развития любознательности и образного.Гипотеза: предполагаем, что развитие любознательности и образного мышления у дошкольников будет проходить эффективно, если:Будут использовать приемы такие как: рисование линиями, складывания и сгибания, пробы и эксперимента методы: практические, наглядные, словесные и игровые.В работе использован теоретический и эмпирический метод.Курсовая работа состоит из: Введения, 2 глав, 6 подпунктов, заключения, списка использованных источников, приложения. 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ И ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 1.1 Основы понятия цели и задачи любознательности и образного мышления Любая область исследуемого знания связана с развитиями понятийного аппарата, который указывает на определенное направление в научной сфере. В каждой науке выделяют ключевое понятие, которое определяет область предметных областей других наук и выражает их отличительные характеры.В толковом словаре С.И.Ожегова понятие любознательность – это склонный к приобретению знаний». В.И. Даля понятие «любознательность» определяет, как отдельное любопытство, любовь к наукам, к познанию, желание поучаться. Российский педагог И.Д. Зверев в статье «Любознательность как фактор успеха» рассматривает любознательность, как начало в развитии сознательного процесса, который происходит через интерес. Он описывает формы интереса, среди которых, любознательность является на низкой стадии, но направленной на внешние составляющие предмета, которые и привлекают ребенка своей новизной и неожиданностью. Педагог Г.Н. Щукина, в статье «Проблема познательного интереса в педагогике» так же рассматривает любознательность, как стадию развития познательного интереса, на которой обнаруживаются достаточно сильные выражения эмоций: удивления, радости в познании, удовлетворенности деятельностью. Любознательность характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного, изучить, так скажем, не только внешнюю оболочку, но и то, что может находиться внутри. В таком случае, любознательность может стать чертой характера, что сказывается на ценности развития воспитанников.Любознательность, как считает Г.Н. Морозова, в книге «Воспитание познавательных интересов у детей в семье», близка к заинтересованности, но она рассеяна и не сосредоточена на определенном предмете или виде деятельности. Абсолютно все дети от природы любознательные. От рождения им дано одно очень важное свойство – стремление познавать и понимать окружающий мир. И.П. Павлов называл это стремление «рефлексом». Именно благодаря этому рефлексу дети познают мир, у них развивается речь, мышление, интеллект, поэтому можно сказать, что любознательность развивается с младенческого возраста. Большую роль любознательности придавали и другие российские ученые такие как Н.И. Пирогов, И.Н. Новиков, а также М.А. Данилов, И.Я. Лернер и т.д. В настоящее время любознательность не потеряла свою актуальность. Любознательности является традиционной в психолого-педагогической науке. Целью любознательности является – это развивать познавательный интерес и любознательность ребенка по средствам общения. Обогащать словарный запас детей и развивать воображение.Задачами любознательности являются: Обогащать познавательную сферу детей информацией через занятия, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь.Обогащать эмоционально – чувственный опыт в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми.Помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления его целостности.Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять.Создавать благоприятные условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно – речевой деятельности.Поддерживать условия для развития познавательно – речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности.Сформировать у детей познавательный и любознательный интерес проявляющиеся в повседневной и учебной деятельности.Мышление – это осознанное восприятие окружающего мира во всех проявлениях, создание представлений о предмете и явлениях, поиск связей и решений задач, а также умение абстрагироваться. Понятие мышления по В.В. Давыдову: мышление — это не особая субстанция, а такое же свойство, такой же способ существования тела, как и его протяженность. Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования действительности.Образное мышление — это основной вид мышления дошкольника. В простейших формах оно появляется уже в раннем детстве, обнаруживаясь в решении узкого круга практических задач, связанных с предметной деятельностью ребенка, с применением простейших орудий. У детей дошкольного возраста образное мышление – это основной вид мышления.К важным особенностям данного вида мышления относится установление непривычных сочетаний предметов и их свойств. Образное мышление имеет большое значение для самых разнообразных видов деятельности человека и является неотъемлемой частью творческой деятельности. Цель образного мышления состоит в том, чтобы научиться различными способами и процессами решать различные ситуации, без выполнения реальных практических действий с ними.Задачами образного мышления являются:Научить ребенка находить решения каких – либо задач, используя при это наглядное представление ситуации;Научить эмоционально реагировать на эстетические образы реального мира, развивать тягу к прекрасному.С помощью игр развивать логическое и наглядно-образное мышление детей.1.2 Любознательность и образное мышление дошкольниковИзучение истории умственного развития ребенка представляет, несомненно, большой теоретический и практический интерес. Оно является одним из основных путей к углубленному познанию природы мышления и закономерностей его развития. В дошкольном возрасте любознательность приобретает более выраженный характер. Это связано с тем, что у детей активно формируется мышление, они приобретают навыки исследовательской деятельности, расширяется их кругозор, формируются разнообразные интересы. Недостаточное развитие любознательности проявляется в пассивности в познавательной деятельности, не сформированной интересов и способов познания. Интересы у детей могу носить неустойчивый характер, быстро угасать.Дошкольный возраст – это важный этап в воспитании и жизни детей, на котором закладывается база для дальнейшего полноценного развития ребенка. Это время интенсивного роста, развития головного мозга и всех основных функций организма. На данном этапе, в ходе воспитания ребенка, закладываются основные особенности характера, и определяется тип темперамента ребенка. В дошкольном детстве ребенку приходится разрешать все более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями, например, в игре, рисовании, конструировании, при выполнении учебных и трудовых заданий он не просто использует заученные действия, но постоянно видоизменяет их, получая новые результаты. Развивающееся мышление дает детям возможность заранее предусматривать результаты своих действий, планировать их.По мере развития любознательности, познавательных интересов мышление все шире используется детьми для освоения окружающего мира, которое выходит за рамки задач, выдвигаемых их собственной практической деятельностью.Ребенок начинает ставить перед собой познавательные задачи, ищет объяснения замеченным явлениям. Дошкольники прибегают к своего рода экспериментам для выяснения интересующих их вопросов, наблюдают явления, рассуждают о них и делают выводы. В настоящее время, познавательная деятельность детей в системе непрерывного образования должна опираться на активность самой личности в поиске и освоении информации, в развитии любознательности, как главного компонента компетентностей.К концу дошкольного возраста появляется тенденция к обобщению, установлению связей. Возникновение ее важно для дальнейшего развития интеллекта несмотря на то, что дети часто производят неправомерные обобщения, недостаточно учитывая особенности предметов и явлений, ориентируясь на яркие внешние признаки. Дети проявляют высокий уровень познавательной потребности, задают большое количество вопросов, в которых отражается их стремление по-своему классифицировать предметы и явления, найти общие и различные признаки живого и неживого, прошлого и современности, добра и зла. Дети приобретают возможность рассуждать и о таких явлениях, которые не связаны с их личным опытом, но о которых они знают из рассказов взрослых, прочитанных им книжек. Конечно, далеко не всегда рассуждения детей бывают логичными. Для этого им не хватает знаний и опыта. Нередко дошкольники забавляют взрослых неожиданными сопоставлениями и выводами. 1.3 Особенности любознательности и образного мышления у дошкольниковКогда ребенок начинает ходить самостоятельно и брать близлежащие предметы, у него проявляется любознательность. Все окружающие объекты подвергаются тщательному исследованию, то есть могут быть искусаны, поломаны, разобраны на части. На начальном этапе развитие любознательности у детей младшего дошкольного возраста идет через интерес к окружающим объектам и событиям («что это?»). На следующей стадии формируется любопытство, направленное на более глубокое познание объектов («что там внутри?») и расширение знаний о них («для чего это нужно?»). Основное условие, обеспечивающее развитие любознательности, – насыщенная информационная среда, а также возможность практической деятельности в ней. Основным «барьером», препятствующим развитию данного уровня познавательной активности, является раннее введение теоретических форм обучения. Любознательность стимулирует потребность в познавательной деятельности, которая вызывает интерес к предмету или явлению. Чтобы не потерялось ни одно из этих звеньев, взрослые должны поддерживать ребенка на каждом этапе его развития. Дошкольная педагогика – это наука, которая направлена на: воспитание, обучение, развития любознательности и мышления. Мышление, бесспорно, является одной из наиважнейших составляющих психики человека. Трудно представить реализацию какого-либо вида деятельности без подключения мышления. Как подчеркивал Л. С. Выготский, развитие мышления является центральным для всей структуры сознания и для всей системы деятельности психических функций.Для мышления в дошкольном возрасте характерен переход от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода к словесному мышлению, которое имеет ряд особенностей: Основывается на образном представлении; Использует прошлый опыт; Является вне ситуативным, то есть выходящим за пределы решаемой задачи; Связано с усвоением ребёнком наглядных моделей (изобразительных знаков)В три-четыре года ребенок, пытается анализировать то, что видит вокруг себя, сравнивать предметы друг с другом и выводить заключение об их взаимозависимостях. В быту и на занятиях, в результате наблюдений за окружающим, сопровождаемых объяснениями взрослого, дети постепенно получают элементарное представление о природе и быте людей. Сравнивают, анализируют младшие дошкольники в наглядно-действенном плане. Но у части детей уже начинает проявляться способность решать задачи по представлению. Дети могут сравнивать предметы по цвету и форме, выделять отличия по другим признакам. Могут обобщать предметы по цвету (это все красное), форме (это все круглое), величине (это все маленькое).В четыре-пять лет начинает развиваться образное мышление. Дети уже способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Они могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Дети могут сказать, что произойдет в результате взаимодействия объектов, на основе их пространственного расположения. Мышление в целом и более простые процессы, его составляющие (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация), нельзя рассматривать в отрыве от общего содержания деятельности ребенка, от условий его жизни и воспитания. В шесть-семь лет ведущим по-прежнему является наглядно-образное мышление, но к концу дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. И здесь обязательно потребуется помощь взрослых, так как известна нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов. В дошкольном возрасте начинается развитие понятий. Полностью словесно-логическое, понятийное, или абстрактное, мышление формируется к подростковому возрасту. Старший дошкольник может устанавливать причинно-следственные связи, находить решения проблемных ситуации. У детей хорошо развито воображение. Воображение – это создание образов таких предметов и явлений, которые никогда не воспринимались человеком ранее. У детей дошкольного возраста воображение формируется в игровой, гражданской и конструктивной деятельности и, будучи особой деятельностью, переходит в фантазирование. Ребенок осваивает приемы и средства создания образов, при этом отпадает необходимость в наглядной опоре для их создания. К концу дошкольного возраста воображение ребенка становится управляемым. Действия воображения формируются как замысел в форме наглядной модели; как образ воображаемого объекта; как образ действия с объектом. Воображение дошкольника остается в основном непроизвольным. Предметом фантазии становится то, что сильно взволновало, увлекло его, поразило: прочитанная сказка, увиденный мультфильм, новая игрушка. В 5-7 лет внешняя опора подсказывает замысел, и ребенок произвольно планирует его реализацию и подбирает необходимые средства. У младших дошкольников замысел рождается нередко после того, как выполнено действие. А если и формулируется до начала деятельности, то очень неустойчиво. Целенаправленное развитие воображения у детей сначала происходит под влиянием взрослых, которые побуждают их произвольно создавать образы. А затем дети самостоятельно представляют замыслы и план по их реализации. Причем в первую очередь этот процесс наблюдается в коллективных играх, продуктивных видах деятельности, то есть там, где деятельность протекает с использованием реальных объектов и ситуаций и требует согласованности действий ее участников.ВЫВОД К ПЕРВОЙ ГЛАВЕВ процессе выполнения курсовой работы мы рассмотрели теоретические основы любознательности и образного мышления. Изучение любознательность и образное мышление дошкольников показало, что что у ребенка последовательно возникают, развиваются, а затем тесно взаимодействуют между собой наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. В практической мыслительной деятельности ребёнка все виды мышления взаимосвязаны. В действиях у детей возникают соответствующие образы действия, а оперируя понятиями, ребёнок опирается на соответствующие образы. Подчеркивая взаимосвязь различных видов мышления, нельзя забывать об их специфике, особенно ярко проявляющейся в онтогенезе мышления и характеризующейся особенностью средств, способов осуществления и функций каждого вида мышления. Стоит отметить, что к возрасту 5-7 лет ребенок пытается осмыслить такие явления, как смерть, жизнь. Ребенок ставит вопросы и тогда, когда хочет утвердиться в правильности своего вывода. Он обращается к взрослому, чтобы тот признал его компетентность. С возрастом такая категория вопросов увеличивается, становясь основной. Дошкольник ищет целесообразность в устройстве действительности, пытается определить назначение предметов, подходит к установлению связей между внешними признаками и назначением объекта. Понимание причинности, доступное ребенку, неуклонно нарастает на протяжении дошкольного возраста.2 НАБЛЮДЕНИЕ В ПРИРОДЕ КАК МЕТОД2.1 Виды и характеристики наблюденийОдним из самых распространенных методов является наблюдение. Наблюдение – это активная форма чувственного познания, цель которого заключается в накоплении фактов и первоначальных представлений об объекте исследования. Особенностью наблюдения является то, что результаты зависят от субъективного отношения исследования к объекту наблюдения. Поэтому наблюдение необходимо сочетать с другими методами исследования. Комплексное сочетание методов гарантирует получение максимального результата исследования. Выделяют следующие виды наблюдения:Наблюдение полевое – это наблюдение, которое проводится в естественных для жизни условиях (то же самое поле, например). Но у этого наблюдения есть ряд недостатков – например, мешающие внешние факторы при наблюдении на природе (комары, шум проезжающих машин/поездов и т.д.)Наблюдение лабораторное – это наблюдение, которое осуществляется в лабораторных условиях. Чаще всего это какие-то испытания, эксперименты или химические опыты. Наблюдение индивидуальное – это вид наблюдения, который происходит только за счет одного сотрудника, он может быть и единственным наблюдательным, и одним из индивидуальных, таких же наблюдателей. Наблюдение коллективное – это вид наблюдения, который происходит за счет нескольких сотрудников (до 10-ти человек). Выполняется при исследованиях, опытах, научных испытаниях и т.д., то есть, в фиксированном помещении.Случайное наблюдение – это незапланированное наблюдение за кем-то или за чем-то, зачастую оно происходит при участии одного человека. Преднамеренное наблюдение – это запланированное наблюдение, такое наблюдение совершается либо в одиночку, либо в компании с другими наблюдателями.Систематическое наблюдение – это запланированное исследование чего-либо, совершающееся по определенному плану, помогающему зафиксировать всю динамику происходящих в природе, или в определенных условиях процессов.Несистематическое наблюдение – это наблюдение, которое проводится в природных условиях и рассматривается поведение только одного вида для создания полной картины опыта.Полное наблюдение – это детальное наблюдение, данный вид наблюдения позволяет больше узнать об исследуемом объекте.Неполное наблюдение – это вид наблюдения, где предельно известны все собираемые факты и соблюдены все необходимые и оптимальные условия. Также в ходе выполнения данного метода, наблюдатель не заостряет внимание на оптимальное число параметров.Сплошное наблюдение – это метод наблюдения, который охватывает все единицы изучаемой совокупности. Сплошное наблюдение обеспечивает полноту информации об изучаемых явлениях.Выборочное наблюдение – это способ не сплошного статистического наблюдения, при котором обследуются не все единицы изучаемой совокупности, а лишь ее часть, отобранная по определенным правилам, и обеспечивающая получение данных, характеризующих совокупность в целом.Констатирующее наблюдение – в этом наблюдение действия лишь фиксируются, но не подлежат обсуждению или детальному рассмотрению.Оценивающее наблюдение – в данном наблюдение экспериментатор может сделать определенные выводы, оценив результат.Не стандартизированное наблюдение – это наблюдение, не имеющее плана действий и следующее по ходу развития событий.Открытое наблюдение – это эксперимент, проводящийся с предупреждением остальных участников.Закрытое наблюдение – это эксперимент, проводящийся вне необходимости предупреждения участников. Обычно в таком наблюдении проводятся, так называемые, «социальные эксперименты».Включенное наблюдение – это вид эксперимента, при котором присутствует специалист и, по мере необходимости, может скорректировать ситуацию в той или иной области. Но есть одно «Но»: сам специалист выступает инкогнито, и не выдает свою личность до последнего. Собственно, цель расследования и профессия самого исследователя тоже остается под тщательным прикрытием.Не включенное наблюдение – это вид наблюдения, при котором наблюдение рассматривается без участия специалиста. Прямое наблюдение — это наблюдение, в ходе которого испытуемые и испытатель находятся вместе в одном помещении и вместе участвуют в процессе эксперимента вместе с остальными участникамиКосвенное наблюдение – в этом эксперименте рассматривается лишь результат проверки или наблюдения, без участия специалиста (наблюдателя) в самом процессе.Спровоцированное и неспровоцированное – наблюдение, осуществляемое в естественной среде, но сама изучаемая ситуация спровоцирована (не спровоцирована) самим исследователем.Объективное самонаблюдение – это самонаблюдение за своей психикой, за своим поведением. В социологии выделяют два вида наблюдения:Формализованное – метод построен на конкретике и конкретных фактах, которые помогают определить всю точность процесса.Неформализованное — это незапланированное исследование, проводимое лишь предварительно перед формализованным наблюдением.Также наблюдения делятся по длительности проведения, задачам и масштабу:Кратковременное наблюдение – проводится на начальной стадии эксперимента и создано для того, чтобы убедиться в достоверности уже доказанных гипотез. Кратковременные – проводятся тогда, когда нужно выявить определенные гипотезы или же подтвердить факты.Долговременное наблюдение – проводится в течении долгого времени и представляет собой постоянный контакт испытателя и испытуемого. Долговременные – проводятся годами и позволяют отследить протекание масштабных изменений в поведении человека, животного, природы и т.д.В любом эксперименте есть свои определенные требования, приведем пример требований к наблюдению:1. Должна быть организованность (определение с местом проведения эксперимента, составление плана при необходимости)2. Должны быть применим труд новых технологий для выявления наиболее точных результатов3. Планирование начала наблюдения, основной части и конца.4. Обязательно должен быть сбор массовых данных для отслеживания динамики проведения эксперимента.5. Наблюдатель (исследователь) во время проведения наблюдения не должен вмешиваться в сам процесс эксперимента, если на, то не требуется его присутствия.6. Весь процесс наблюдения субъективно оценивается по меркам самого наблюдателя и на основе этого делаются выводы касаемо статистики и результата проведения эксперимента.2.2 Роль наблюдений в развитии любознательности и образного мышления у дошкольниковРоль и значение наблюдения как метода познания, используемого в дошкольном образовательном учреждении, определяется особенностями детского восприятия и мышления. В период дошкольного детства происходят глубокие изменения в мышлении ребенка. Накопление дошкольниками информации, сенсорного, коммуникативного, исследовательского опыта происходит прежде всего в ходе непосредственного восприятия различных явлений и объектов мира, природы и социума. Основными инструментами, способами восприятия являются манипулирование, рассматривание и наблюдение, а итогами- представления (образы воспринятого) и опыт взаимодействия с окружающим миром. От яркости образов и осознанности представлений во многом зависит их дальнейшее включение в систему знаний, значение в практической и познавательной деятельности детей. Мышление относят к одному из самых сложных психических процессов, являющихся предметом исследования ряда наук – от философии и логики до психологии и медицины.Развитие любознательности – это сложный и длительный процесс. Любознательность ребенка можно и нужно развивать. Это во многом зависит от самих взрослых. Формирование этого качества может проходить в несколько этапов:Вызвать желание в приобретении новых знаний и умений.Показать ребенку, как это можно делать.Создать условия, при которых детям легко будет самостоятельно получать знания.Помочь увидеть им практическую пользу любознательности.Традиционные методы развития любознательности у детей дошкольного возраста:Основные формы наглядно-образного и наглядно-действенного мышления;Словесные; это может быть чтение художественной литературы, обсуждения, беседы;Практические методы; сюда относятся различного рода игры: развивающие, экспериментальные, дидактические, сюжетно-ролевые, настольные.Развить любознательность детей дошкольного возраста можно с помощью художественной литературы. Применяют следующие приемы и методы:Словесные; включают в себя чтение, пересказ, перекрестные вопросы;Наглядные методы – это может быть демонстрация или показ фотографий, иллюстраций с целью понаблюдать за объектом;Проведение занятий с целью познакомить ребенка с природой, ее особенностями; ознакомить с жизнью животных в разные времена года; в игровой форме научить основным правилам дорожного движения;Можно воспитать любознательность ребенка несколькими способами:Поддерживать проявляемый интерес, эмоции, радость. Если малыш что-то разбирает, желая узнать, как это устроено, очень важно помочь ему. Нужно обратить внимание на разные детали и с помощью наводящих вопросов помочь найти ответ. Важно разделить с ним радость от нового открытия. Если ругать ребенка за попытки узнать то, что его интересует, можно подавить желание к познавательному процессу.Отвечать на задаваемые вопросы.Стараться завлечь ребенка собственным интересом и радостью, удовольствием от наблюдения, исследования, положительными эмоциями.Своим примером показывать уважение к людям, которые совершили открытие или сделали изобретение, придумали что-то новое. Этим взрослые покажут, что уважают достижения малыша, ведь для него может быть достижением то, что давно известно.Самым главным учителем ребенка являются родители. Никто лучше не сможет развить у малыша любознательность, желание узнать окружающий мир и заложить любовь к обучению.Специфика организации наблюдений в разных возрастных группах определяется особенностями психических процессов, уровнем познавательной деятельности.В младшей группе дети уже могут по итогам рассматривания или распознающего наблюдения ответить на вопросы педагога, назвать характерные признаки и действия объекта наблюдения, сравнить два объекта. После наблюдения целесообразно продумывать формы работы, позволяющие систематизировать и выразить полученные впечатления, стабилизировать эмоциональное состояние дошкольников.В средней группе дети обладают некоторым запасом представлений о природе, мире предметов. Дети пятого года жизни принимают задачу. Поставленную воспитателем, могут сконцентрировать внимание на любом объекте, сравнивать два объекта, опираясь на вопросы воспитателя. В этом возрасте могут быть организованы длительные наблюдения.В старшей группе дети способны не только воспринимать поставленную задачу наблюдения, но и самостоятельно ставить ее, намечать элементарный план наблюдения и следовать ему. Объект рассматривается не отдельно, а в системе связей с окружающим миром. Большое внимание необходимо уделять формированию умения устанавливать связи между внешним видом животного, его образом жизни и средой обитания.Наблюдения в подготовительной группе должны отвечать стремлению детей седьмого года жизни к обобщению. Основными задачами наблюдения становятся формирование элементарных обобщающих понятий. Педагогу необходимо выбрать материал, способствующий систематизации и обобщению знаний, помогающий видеть в объектах и явлениях природы существенные признаки, выявить общие закономерности. Таким образом в старшем дошкольном возрасте наблюдение используется как адаптированный научный метод познания. Роль образного мышления объясняется тем, что оно позволяет нам наметить возможный способ действия, исходя из специфики конкретной ситуации. При недостаточном уровне развития образного мышления, но на высоком уровне логического мышления, последнее в значительной степени берет на себя ориентировку в конкретной ситуации2.3 Использование наблюдений для развития любознательности и образного мышленияВ настоящее время особенно актуальными становятся вопросы развития детей дошкольного возраста. Начало обучения детей дошкольного возраста и подготовка к нему связаны с необходимостью учета важных психологических закономерностей их развития. Родителям и воспитателям детского сада следует помнить о том, что правильному физическому и психическому развитию ребенка способствуют наиболее благоприятные с педагогической и психологической точки зрения условия. Дети 5 - 6 лет достаточно легко поддаются обучению, так как их организм в целом и нервная система в частности находятся в стадии становления, созревания, что позволяет в процессе формирования личности ребенка не ломать его природу. Для развития любознательности используются следующие формы наблюдения с детьми дошкольного возраста: художественная и творческая деятельность: рисование, аппликация, лепка; музыкальная и театральная деятельность; художественная литература, народный фольклор; проведение народных праздников; физкультурная и оздоровительная деятельность. Развивать образное мышление у детей дошкольного возраста можно несколькими способами. Самые эффективные и доступные из них:Наблюдение за красотами природы.Экскурсии с изучением шедевров искусства, как современного, так и древнего.Путешествия с изучением памятников природы.Собирание мозаики разного уровня сложности.Создание рисунков по памяти или с натуры.Создание абстракций, например, изображения того, чего нельзя увидеть: музыки, звука, мысли, эмоции и т.д.Творческая работа с пластилином, гипсом, глиной, лепка как с натуры, так и по воображению.Работа над сравнительным анализом предметов по форме, длине, размерам, цвету и так далее.Работа с цветным картоном, бумагой, природными материалами — аппликации.Рисование с использованием обеих рук с уклоном на ту руку, которая не является ведущей.Заниматься с детьми дошкольного возраста необходимо, соблюдая определенную последовательность действий:Демонстрировать;Рассказывать;Практиковать занятия совместной деятельностью;Предложить поработать самостоятельно, используя образец;Предложить создать что-то самостоятельно без примера.Работать с дошкольником рекомендуется в благоприятной обстановке, мотивируя его на положительный результат, обязательно подбадривая и одобряя. Когда малыш освоит технику работы с разными видами материалов, нужно постараться его не захваливать, приучая оценивать собственные возможности и умения адекватно, без завышения самооценки.Для развития мышления с помощью наблюдения можно использовать следующие виды методик (приложение 1):Методика «Нелепицы». Цель использования методики - оценить простейшие образные представления дошкольника об окружающем мире, о логических связях и отношениях, которые существуют между некоторыми объектами окружающего мира.Методика «Что здесь лишнее?». Цель – исследовать уровень развития операций анализа и обобщения у ребенка. Проведение методики. Ребенку предлагается серия картинок, на которых изображены разные предметы.Методика «Обведи контур». Цель – оценить уровень развития наглядно - образного мышления. Проведение методики. Ребенку показывают рисунок, на котором изображено только половина предмета четко, а вторая половина обозначена контуром.Методика «Пройди лабиринт». Цель – диагностика развития наглядно – образного мышления. Проведение методики. Ребенку показывают рисунок лабиринта. Выясняют, знает ли ребенок, что такое лабиринт.Для развития мышления используют дидактические игры. Дидактическая игра достигает поставленной цели тогда, когда дидактическая задача реализуется на протяжении всей игры, и решение задачи происходит в финале.Основную функцию развития в дидактической игре выполняют игровые действия. В игровых действиях проявляется мотив игровой деятельности, проявляется стремление детей решить игровую задачу. Сложность игровых действий связана с поставленной дидактической задачей. Игровые действия разнообразны. Это могут быть практические внешние действия, могут быть действия мыслительного характера, где надо провести сравнение, наблюдение, припоминание ранее узнанного. Все это умственные действия, которые выражены в процессах мышления. Важным элементом дидактической игры являются правила, которые также вносят свой вклад в развитие ребенка в области взаимоотношений между участниками игры. Правила одновременно имеют обучающий, организационный, воспитывающий характер. В разных играх, с детьми разного возраста они сочетаются по-разному. Усвоение правил игры, их соблюдение не происходит быстро и легко. Правилам обучают, контролируют их выполнение. Ценность правил дидактической игры заключена также в том, что они вызывают у детей необходимость проявления волевых усилий, овладение способами общения в игре и вне игры, проявления правильных эмпатичных реакций. Выполнение правил детьми должны получать оценку воспитателя «хорошо», «очень хорошо», неплохо, но можно лучше» и т.д. Соблюдение правил в дидактической игре развивает у дошкольников быстроту реакции, способность к самооценке и взаимооценке, самостоятельность и прочее. ВЫВОД ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕНаблюдение – это интересный процесс. С помощью наблюдения мы делаем выводы, открываем что-то новое, можем анализировать ситуацию и т.п. Наблюдение — процесс сбора точной и объективной информации, результаты которого регистрируются наблюдателем. Оно носит созерцательный, пассивный характер, не влияет на изучаемые процессы, не изменяет условий, в которых они протекают, и отличается конкретностью объекта и предмета наблюдения, наличием специальных приемов регистрации наблюдаемых явлений и фактов. Наблюдение является надежным методом, оно не требует специального оборудования и исключает дополнительную психоэмоциональную нагрузку ребенка. Содержание наблюдения зависит от многих обстоятельств и, главным образом, от существа и особенностей изучаемой проблемы, от конечной цели и задач наблюдения, от условий, в которых находятся ребенок и педагог, от опыта и других личных качеств ведущего наблюдение, а также от количества участников наблюдения.В процессе общения с природой в игровой форме формируется эмоциональная отзывчивость детей, желание активно беречь и защищать природу, т.е. видеть живые объекты во всём многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений, участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости, понимать важность охраны природы, осознанию выполнять нормы поведения в природе. Применение дидактических игр, методик, повышают эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Методическое руководство способами и условиями развития мышления ребенка не только возможно, но и эффективно. Специальная работа, цель которой формирование логических приемов мышления значительно повышает результативность процесса, независимо от исходного уровня развития ребенка. Каждый педагог, наблюдая за детьми, сможет лучше их узнать, приобрести собственный опыт понимания детей. Ведь «без умения наблюдать за детьми, анализировать и оценивать ситуацию в развитии стать эффективным профессиональным педагогом едва ли реально».ЗАКЛЮЧЕНИЕНаблюдение — это целенаправленное восприятие предметов и явлений природы, в процессе, которого выделяют общие и отличительные признаки, устанавливают закономерности и на основе этого делают определенные выводы и обобщения. В процессе наблюдения у учащихся формируются умения наблюдательности. Познавательные интересы младших школьников занимают все стороны жизни: природа, техника, космос, спорт, искусство, события в мире и т.д. Именно младший школьный возраст благоприятен для развития любознательности и познавательных интересов.При написании работы решили следующие задачи:1.Проанализировали понятия цели и задачи любознательности и образного мышления;2.Выявили особенности любознательности и образного мышления;3.Изучили виды наблюдения;4.Рассмотрели роль наблюдений в развитии любознательности и образного мышления у дошкольников;5.Проанализировали использование наблюдений для развития любознательности и образного.При решении задачи, осуществления поиска и теоретического анализа психолого-педагогической литературы по проблеме развития наблюдательности младших школьников, можно сделать вывод, что на педагогов и родителей возлагается огромная ответственность в развитии не только личностных ориентаций младшего школьника, но и развитие его когнитивной деятельности. Если у ребенка хорошо развиты когнитивные процессы, то развивать такое качество, как наблюдательность, а дальше его универсальные учебные и творческие действия, не будет представлять большого труда. Развитие наблюдательности – важная задача формирования адекватного восприятия действительности.Наблюдательность развивается постепенно в процессе направленной деятельности ребенка, постоянных, систематических упражнений. Все это имеет немаловажное значение для развития мыслительной деятельности ребенка, выработки у него логического мышления, желания познавать окружающий мир.Младшим школьникам свойственны любознательность и эмоциональная отзывчивость, что и обусловливает характер их отношений к природе. Научить детей видеть красоту родной природы, всматриваться в нее, приобрести навыки общения с ней поможет метод целевых экскурсий в природу. Наблюдая различные природные явления в естественных условиях, дети приобретают знания, развивают внимание, учатся воспринимать разнообразные краски и звуки родной природы. Задача развития наблюдательности особенно успешно решается, если при организации наблюдений до учащихся доводятся цель и способы наблюдений, указывается их последовательность в виде конкретных заданий и формы фиксирования результатов наблюдений. Именно с учетом этих требований и рекомендуется использовать наблюдения.ГЛОССАРИЙВоображение – это создание образов таких предметов и явлений, которые никогда не воспринимались человеком ранее.Дошкольный возраст – это важный этап в воспитании и жизни детей, на котором закладывается база для дальнейшего полноценного развития ребенкаЛюбознательность – показатель познавательного отношения дошкольника к окружающей действительностиНаблюдение – это активная форма чувственного познания, цель которого заключается в накоплении фактов и первоначальных представлений об объекте исследования.Наблюдение — это целенаправленное восприятие предметов и явлений природы, в процессе, которого выделяют общие и отличительные признаки, устанавливают закономерности и на основе этого делают определенные выводы и обобщения.Образное мышление – это мышление совокупность способов и процесс образного решения задач, предполагающих зрительное представление ситуации и оперирование образами составляющих ее предметов без выполнения реальных практических действий с ними.Образное мышление — это основной вид мышления дошкольника.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВАлександрова Е.А. Дошкольное воспитание/Е. А. Александрова, М.: Наука, 2018. 104 с. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания/ Б. Г. Ананьев, СПб.: Питер, 2001. – 288 сАндреева, Г. М. Психология социального познания: учеб.пособие для вузов / Г. М. Андреева, М. : Аспект Пресс, 1997. 239 с.Белкин, А. С. Педагогика Детства: (основы возрастной педагогики) / А. С. Белкин, Екатеринбург.: Сократ, 1995. 145 с.Выготский, Л. С. Педагогическая психология/ Л. С. Выготский, М.: Педагогика, 1991. 480 с.Давыдов В.В. Определение мышления / В. В. Давыдов, М.: Московский городской психолого-педагогический университет, 2007. 14 с. Зенина Т. Н. Наблюдаем, познаем, любим. Дошкольное воспитание / Т.Н. Зенина, М.: Наука, 2003. 34 с. Зверев И.Д. Общая методика мышления/ И.Д. Зверев, М.: Просвещение, 1985. 191 с. Кулагина И. Ю. Возрастная психология / И.Ю. Кулагина, М.: Наука, 2005. 204 с. Лаврентьева, Н. Г. Экологическое воспитание дошкольного возраста: учебно-методическое пособие / Н.Г. Лаврентьева, Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2002. 168 с.Маклаков А. Г. Общая психология/ А. Г. Маклаков, СПб.: Питер, 2001. 592с.Немов Р. С. Психология: учебное пособие/ Р.С. Немов, Екатеринбург.: Сократ, 2012. 63 с.Николаева, С. Н. Юный эколог: Программа и условия ее реализации в детском саду/ С.Н. Николаева, М.: Мозайка - Синтез, 2003. 87 с. Новоселова С.Л. Развитие мышления в раннем возрасте/ С.Л. Новоселова, М.: Педагогика, 1978. 160с.Павлова, Л.Н. Раннее детство: познавательное развитие. Методическое пособие/ Л.Н.Павлова, М.: Мозаика-Синтез, 2006. 152 с.Петрова Ю.В. Психология/ Ю.В. Петрова, Екатеринбург.: УралИздательство, 2019. 250 с. Трохина А.А. Наблюдение в детском саду/ А.А. Трохина, М.: Наука, 2016. 347 с. Урунтаева, Г.А. Специфика дидактической игры дошкольника. Дошкольное воспитание / Г.А. Урунтаева, М.: Юрайт, 2016. 203 с. Уфимцева А.Д. Проблемы восприятия окружающей действительности дошкольниками/ А.Д. Уфимцева, Воронеж: Конус, 2007. 211с.Харламов И. Ф. Педагогика: учебное пособие/ И.Ф. Харламов, Минск: Технология, 2003. 67 с. Толковый словарь Ожегова: официальный сайт. URL: https://slovarozhegova.ru/ /Текст: электронный (дата обращения 02.06.2022)ПРИЛОЖЕНИЯПриложение 1. Методика «Нелепицы». Методика направлена на выявление особенностей познавательной деятельности ребенка. Позволяет определить детей с выраженными нарушениями познавательной деятельности. Предназначена для детей 4 - 6 лет.Для организации обследования заранее готовится картинка:Инструкция испытуемомуРебенку предлагается рассмотреть картинку. Через 30 секунд экспериментатор спрашивает: «Рассмотрел?» Если ответ отрицательный или неопределенный, дается еще время. Если утвердительный, испытуемому предлагается рассказать, что нарисовано на картинке. В случае затруднения ребенку оказывается помощь: Стимулирующая. Исследователь помогает ребенку начать отвечать, преодолеть возможную неуверенность. Он подбадривает ребенка, показывает свое положительное отношение к его высказываниям, задает вопросы, побуждающие к ответу: «Понравилась ли тебе картинка?» «Что понравилось?», «Хорошо, молодец, правильно думаешь».Направляющая. Если побуждающих вопросов оказывается недостаточно, чтобы вызвать активность ребенка, задаются прямые вопросы: «Смешная картинка?», «Что в ней смешного?»Обучающая. Вместе с ребенком рассматривается какой-то фрагмент картинки и выявляется его нелепость: «Посмотри, что здесь нарисовано?», «А такое может быть в жизни?», «Тебе не кажется, что здесь что-то перепутано?», «А еще здесь есть что-нибудь необычное?».Оценка выполнения заданияПри оценке учитываются:а) включение ребенка в работу, сосредоточенность, отношение к ней, самостоятельность;б) понимание и оценка ситуации в целом;в) планомерность описания картинки;1-й уровень - ребенок сразу включается в работу. Правильно и обобщенно оценивает ситуацию в целом: «Тут все перепутано», «Путаница какая-то». Доказывает сделанное обобщение анализом конкретных фрагментов. Фрагменты анализирует в определенном порядке (сверху вниз или слева направо). В работе сосредоточен, самостоятелен. Высказывания емки и содержательны.2-й уровень - ситуация оценивается правильно, но уровень организованности, самостоятельности в работе недостаточен. В ходе выполнения задания нуждается в стимулирующей помощи. При описании картинки фрагменты выделяются хаотично, случайно. Описывается то, на что упал взгляд. Ребенок часто затрудняется в поиске нужных слов.3-й уровень - оценить правильно и обобщенно ситуацию ребенок сам не может. Его взгляд долго блуждает по картинке. Чтобы ученик начал отвечать, требуется направляющее участие педагога. Усвоенный с его помощью способ анализа применяется при описании, оценке других фрагментов, но работа идет очень вяло. Активность ребенка приходится все время стимулировать, слова вытягивать.4-й уровень - дать правильную оценку ситуации ребенок не может. Стимуляцию, направляющую помощь «не берет». Образец анализа, данный педагогом, не усваивает, не может перенести его в новую ситуацию, применить при анализе других фрагментов.2. Методика «Что здесь лишнее?». Эта методика предназначена для детей от 4 до 5 лет и дублирует предыдущую для детей этого возраста. Она призвана исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка. В методике детям предлагается серия картинок (рис. 19), на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции: «На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним».На решение задачи отводится 3 минуты.Оценка результатов10 баллов — ребенок решил поставленную перед ним задачу за время, меньшее чем 1 мин, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними.8 - 9 баллов — ребенок правильно решил задачу за время от 1 мин до 1,5 мин.6 - 7 баллов — ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2,0 мин.4 - 5 баллов — ребенок решил задачу за время от 2,0 до 2,5 мин. 2-3 балла — ребенок решил задачу за время от 2,5 мин до 3 мин.0 - 1 балл — ребенок за 3 мин не справился с заданием.Выводы об уровне развития10 баллов — очень высокий.8 - 9 баллов — высокий.4 - 7 баллов — средний.2 - 3 балла — низкий.0 - 1 балл — очень низкий.3. Методика «Обведи контур». Детям показывают рисунок и объясняют, что задание к этой методике заключается в том, чтобы с помощью карандаша или ручки как можно быстрее и как можно точнее воспроизвести на правой половине этого же рисунка тот контур, который представлен в его левой части. Все линии необходимо стараться делать прямыми и точно соединить углы фигур. Желательно также, чтобы контуры фигур были воспроизведены в тех же самых местах, где они изображены на рисунках — образцах в левой части. Оцениваться в итоге выполнения задания будут аккуратность, точность и скорость работыОценки даются в баллах в зависимости от скорости и качества (точности) выполнения задания:10 баллов - ребенок затратил на выполнение всего задания меньше чем 90 сек, причем все линии на рис. 22 прямые и точно соединяют углы фигур. Все линии следуют точно по заданным контурам.8 - 9 баллов - на выполнение задания ушло от 90 до 105 сек. При этом имеет место хотя бы один из следующих недостатков: одна или две линии не являются вполне прямыми; в двух или в трех случаях начертанные линии не вполне правильно соединяют углы фигур; от двух до четырех линий выходят за пределы контура; от четырех до пяти углов соединены неточно.6 - 7 баллов — на выполнение всего задания в целом ушло от 105 до 120 сек. При этом дополнительно обнаружен хотя бы один из следующих недочетов: три или четыре линии непрямые; от четырех до шести углов соединены не вполне точно; от пяти до шести линий выходят за пределы контура; от шести до семи углов соединены не вполне точно.4 - 5 баллов — на выполнение задания затрачено от 120 до 135 сек. Имеется хотя бы один из следующих недочетов: пять или шесть линий не являются вполне прямыми; от семи до десяти углов соединены не вполне правильно; есть семь или восемь линий, которые не являются вполне прямыми; имеется от восьми до десяти углов, которые соединены не вполне точно.2 - 3 балла — на выполнение задания ушло от 135 до 150 сек. Отмечен хотя бы один из следующих недостатков: от семи до десяти линий непрямые; от одиннадцати до двадцати углов соединены не вполне правильно; от девяти до восемнадцати линий выходят за пределы контура; от одиннадцати до семнадцати углов соединены не вполне правильно.0 - 1 балл — на выполнение задания ушло более 150 сек. Почти все линии, за исключением одной или двух, не являются прямыми; почти все углы, за исключением одного или двух, соединены неправильно.Выводы об уровне развития10 баллов 0-1 балл— очень высокий.8 - 9 баллов — высокий.4 - 7 баллов — средний.2 - 3 балла — низкий.0 - 1 балл — очень низкий.4. Методика «Пройди лабиринт». В этом задании детям показывают рисунок и объясняют, что на нем изображен лабиринт, вход в который указан стрелкой, расположенной слева вверху, а выход — стрелкой, располагающейся справа вверху. Необходимо сделать следующее: взяв в руку заостренную палочку, двигая ею по рисунку, пройти весь лабиринт как можно скорее, как можно точнее передвигая палочку, не касаясь стенок лабиринта.Оценка результатов:10 баллов — задание выполнено ребенком меньше чем за 45 сек. При этом ребенок ни разу не коснулся палочкой стенок лабиринта.8 - 9 баллов — задание выполнено ребенком за время от 45 до 60 сек, и, проходя через лабиринт, ребенок 1 -2 раза дотронулся палочкой до его стенок.6 - 7 баллов — задание выполнено ребенком за время от 60 до 80 сек, и, проходя лабиринт, ребенок 3-4 раза коснулся его стенок.4 - 5 баллов — задание выполнено ребенком за время от 80 до 100 сек, и, проходя лабиринт, ребенок 5-6 раз дотронулся до его стенок.2 - 3 балла — задание выполнено ребенком за время от 100 до 120 сек, и, проходя лабиринт, ребенок 7-9 раз коснулся его стенок.0 - 1 балл — задание выполнено ребенком за время свыше 120 сек или совсем не выполнено.Выводы об уровне развития10 баллов — очень высокий.8 - 9 баллов — высокий.4 - 7 баллов — средний.2 - 3 балла — низкий.0 - 1 балл — очень низкий.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!