это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
4030660
Ознакомительный фрагмент работы:
Содержание
Глава 1. Лингводидактические особенности русской фонетики 5
1.1Система звуков русского языка как объект изучения в школе 5
1.2 Интонационные особенности русской речи 7
Глава 2. Методика формирования фонетических навыков на уроках РКИ в младших классах 12
2.1 Система упражнений на формирование произносительных навыков у младших школьников 12
2.2 Система упражнений на формирование интонационных навыков русской речи 15
Заключение 23
Список использованных источников 25
Введение
Актуальностью является русский язык, который изучается в основной школе по трем направлениям: теория языка, развитие культуры речи, правила орфографии и пунктуации. Традиционно в школе приоритетным считается изучение правил языка, а именно орфографии и пунктуации. Однако в последнее время в методической литературе можно встретить и другой подход к изучению этой темы. Во многих программах и методических документах развитие навыков формирования речи в настоящее время определяется как основное направление.К сожалению, этот тезис до сих пор не реализован в полной мере в школьной практике. Пока что развитие культуры речи не является основой образования, а позиционируется как «дополнение» к основному курсу. Об этом свидетельствует практически неизменный характер учебников и распределение часов по программам обучения русскому языку в каждой параллельной школе.В свете реформ современного обучения языкам одним из приоритетных направлений является обучение произношению.Обучение произношению имеет большое значение, так как от его эффективности во многом зависит успех в овладении устной речью. Известно, что большие отклонения от норм произношения приводят к непониманию речи собеседника, вызывая нарушения процесса устного обмена мыслями. Одним из важнейших условий общения является развитие слухопроизносительных навыков, то есть умения правильно ассоциировать слышимый звук с соответствующим ему значением и производить звуки, соответствующие определенным значениям.Фонетика занимается звуковым материалом человеческой речи. Фонетика изучает звуковой состав, звуковую структуру и звуковые изменения в языке и закономерности этих изменений.Фонетика, как раздел языкознания, изучает звуки языка, произносимые и слышимые человеком. В звуковом составе любого языка различают фонемы — основные единицы звуковой системы — и их варианты. Фонетика изучает и то, и другое.Целью исследования является формирование фонетических навыков на уроках русского языка в начальных классах туркменской школы.Задачами исследования является:— изучить системы звуков русского языка как объект изучения в школе— изучить интонационные особенности русской речи— описать систему упражнений на формирование произносительных навыков у младших школьников— описать виды упражнений на формирование интонационных навыков русской речи.Объектом исследования являет школа начальных классов.Предметом исследования является фонетические навыки на уроках русского языка.Методикой исследования является система упражнений на формирование произносительных навыков и формирование интонационных навыков русской речи у младших школьников.Курсовая работа состоит из 26 страниц: введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, содержащего 21 источник.Глава 1. Лингводидактические особенности русской фонетикиСистема звуков русского языка как объект изучения в школеИзучение языка в школе с самого начала характеризуется неразрывной связью между развитием речи ребенка и овладением элементарными знаниями о структуре языка, его основных единицах, что создает необходимую основу для совершенствования языковых навыков, как устных, так и письменных.Важнейшим моментом в языковом воспитании учащегося является осознание им языка как объекта изучения, осознание символической природы единиц языка. Как известно, для дошкольников и многих первоклассников характерно отождествление слова и предмета, обозначаемого этим словом, поэтому важной задачей педагога является выделение в сознании ребенка двух составляющих языкового знака: его содержательную (смысловую) и формальную (означающую) стороны. После приобретения способности объективировать материю языка (т. е. звук есть наша нота) ученик сможет понимать то, чему он учится на уроках родного языка, понимать предмет изучения. А это главное условие успеха обучения. Для решения этой задачи обучение языку в школе необходимо начинать с изучения его фонетического строя [1, с 114].Без обращения к фонетической стороне слова, без анализа его звучания невозможно глубоко понять многие понятия из области лексики, морфемики и грамматики. Например, при изучении склонения существительных учащийся СМ1, не обладающий сильными аналитическими способностями, не сможет понять (и не запомнить механически), почему существительные стол и лошадь относятся к одному типу склонения, в то время как они имеют разные окончания (-а и -я, -у и -ю, -ом и -эм и др.).Кроме того, усвоение знаний о фонетических единицах и фонетических средствах языка является основой совершенствования устной речи ребенка: его способности различать не только звуки родного языка, но и оттенки интонации, понимать различные языковые значения, которые передаются фонетическими средствами, его умение правильно произносить слова в соответствии с орфоэпическими и акцентологическими нормами, правильно формировать интонацию предложений, использовать в речи средства интонационной выразительности.Значение усвоения фонетических закономерностей для обучения языку и развития речи младшего школьника определяет содержание работ по фонетике и время их изучения - фонетические знания и умения почти полностью приобретаются в период обучения грамоте, т.е. З. В самом начале изучения языка, в дальнейшем курсе русского языка, эти знания систематизируются и совершенствуются при изучении грамматических, орфографических и графических вопросов.По принципу единства языкового становления и языкового развития учащихся работа по фонетике в начальной школе представлена по содержанию двумя взаимосвязанными направлениями:1) формирование знаний о фонетических единицах и фонетических средствах русского языка (слог, звуки и их семантические признаки, ударение) и навыков звукоанализа (деление слова на слоги, определение места ударения, выделение звуков и их характеристика);2) работа над культурой речевого произношения учащихся - формирование и совершенствование их умений, связанных с употреблением фонетических единиц и средств в речи (различать на слух звуки родного языка, правильно произносить, отдельные звуки и сочетания звуков, произносить слова правильно орфоэпически, использовать интонационные средства в зависимости от задачи и условий общения) [2].Традиционно знакомство ребенка с фонетическими единицами строится в соответствии с логикой анализа, деления речи на все более мелкие единицы: сначала из речи выделяют предложения (предложения) по их интонационным характеристикам, затем из предложения, слова, слова делятся на слоги и звуки.Следует отметить, что на понятийном уровне учащиеся не различают предложение как грамматическую единицу и предложение как единицу фонетического артикуляции речи, слово как лексикограмматическую единицу и фонетическое слово, однако обособление того и другого предложения, и слова исполняются ими в первую очередь на основе фонетических характеристик. Итак, вначале педагог предлагает детям определить количество слов только в предложениях, где совпадают фонетические и лексико-грамматические слова (Дети видели белку, но не Дети гуляли в лесу). При переходе к закреплению речи на письме (с помощью моделей или букв) проводится разграничение звучащего слова и написанного слова - дети впервые сталкиваются с проблемой правописания, в дальнейшем учащиеся работают со словом, как с лексической единицей, так и грамматической единицей [3, с. 47].Традиционно правила переноса в начальной школе не изучаются, и любой перенос, не противоречащий основному закону, признается правильным: гласный в переносе никогда не отрывается от предыдущего согласного: ку-кла и кук-ла. Кроме того, в большинстве азбук (букварей) и учебников русского языка для младших классов предпочтение отдается закрытому слогу, что обычно объясняется интересами обучения чтению, правописанию (правила членения слов) и морфемике. Важно, чтобы педагог понимал, что слог — это прежде всего фонетическая единица, и не вводил искусственных правил, способных притупить языковую интуицию ребенка.Как и при обучении подчеркиванию предложений и слов, моделирование используется при обучении делению на слоги. Моделирование слоговой структуры слова позволяет ребенку наглядно представить звуковой образ слова и выделить в слове две стороны: звуковую и смысловую [4, c. 544].1.2 Интонационные особенности русской речиТермин интонация имеет два значения — узкое и широкое. В более широком смысле интонация представляет собой сложное явление, заключающее в себе комплекс явлений, совокупность всех компонентов звучащей речи, работающих вместе. В более узком смысле интонация состоит из таких свойств высказывания, как тон, тембр, темп, громкость произношения.Тон является основной характеристикой интонации. Тон служит для выражения как смысловых, так и эмоциональных дополнительных языковых нюансов. В высказывании может быть несколько мыслей, несколько видов интонации, подчеркивающих его, но основной тон один, и он как бы накладывается на звучание всех остальных интонационных компонентов [9].Повышение и понижение тона – главный показатель коммуникативной направленности высказывания. В этом плане различают ровный, нисходящий, восходящий, нисходяще-восходящий, восходяще-нисходящий тон. Тембр – это характеристика интонации, связанная с личностью говорящего. Тембр определяется индивидуальными показателями основного тона каждого динамика. Звуковая окраска тона — такая же уникальная, неповторимая характеристика, как отпечатки пальцев человека. Выделяют основные тембровые разновидности: бас, баритон, тенор, альт, сопрано. В реальной жизни люди имеют разные сочетания пограничных тембровых типов.Следующим компонентом интонации является громкость или интенсивность звука, которая определяется амплитудой колебаний голосовых связок. Чем больше эта амплитуда, тем интенсивнее, тем громче данный звук или комплекс звуков.В голосовом общении громкость является важным средством коммуникации. Увеличение объема повышает выразительность высказывания, обеспечивает выделение наиболее важных его элементов. Средняя скорость русской речи 70-80 слов в минуту, медленная - 50-60, ускоренная - 90-120. Скорость речи напрямую связана со стилями произношения: нейтральный стиль – средний ритм, полный – медленный, неполный – ускоренный [10].Скорость речи – характеристика, имеющая национальные особенности. Основная цель времени — отделить важное от неважного. Все важное в речи произносится в медленном темпе, неважное – в ускоренном. Скорость речи напрямую связана с высотой тона: ускоренный ритм вызывает понижение тона, медленный — повышение. Ускоренный темп также связан с уменьшением объема, а медленный – с его увеличением.Ритм также связан с логическим ударением: если текст перегружен логическими ударениями, темп замедляется.Логическое ударение: выделение самого важного слова в смысловом или эмоциональном смысле. Пауза — это пограничный сигнал, отделяющий фразы и предложения друг от друга. Функцию такого сигнала могут выполнять два явления: реальный срыв звука и изменение тона на границе между предложениями.Важной частью интонации является ритмическая организация высказывания. Ритм (ритм) речи – это заданное чередование ударных и безударных слогов, образующих с помощью периодических пауз определенный ритмический рисунок. Визуальное представление ритма может быть дано через поэтический язык [7, с. 144].Признак ритма — спокойный и мягкий звук: голос — индивидуальный «инструмент» человека. Умелое владение голосом делает нашу речь более эффектной.Интонация представляет собой совокупность взаимозависимых компонентов: мелодии, интенсивности, длительности, темпа речи и тембра произношения. Некоторые ученые включают паузы в интонационные компоненты. Вместе с ударением интонация образует просодическую систему языка. Просодия – это вся система фонетических средств, реализованных в речи. Во многом этот термин является синонимом понятия интонации. Не вдаваясь в глубину языковых определений, можно образно сказать, что интонация — это костяк устной речи, ее подтекст, если угодно наоборот, интонация — это душа языка. Поэтому сохранение его национальных особенностей имеет большое культурное, социальное и, следовательно, национальное значение. Вот почему уместно говорить: русская культура, русское искусство, русский народ, потому что все эти явления существуют только в определенной национальной форме.Уже на первом уроке ознакомления с ударением первоклассники сталкиваются со словами, в которых ударение падает на первый, второй, третий слог с начала, убеждаясь на практике, что в русском языке ударение другое. Также в период обучения грамоте, чтению и письму разных форм одного и того же слова, учащиеся наблюдают подвижность русского ударения, т.е. способность ударения переходить из слога в слог при словоизменении (соснА, сОсны; рекА, рЕки) и практически освоить прием проверки безударных гласных в корне слова [13].В дальнейшем при изучении состава слова учащиеся осознают свойства неоднородности и подвижности по отношению к морфемному строению слова - ударение может падать на любую часть слова и переходить от одной части слова к другой при ее изменении.Мы не говорим ровным тоном. Голос поднимается и опускается. Восходящая мелодия речи сопровождает те синтагмы, в которых развивается мысль, а нисходящая — те, в которых она заканчивается. Это изменение высоты тона называется логической мелодией. Он основан на логических ударениях и паузах. Они создают соответствующий ритм, а также мелодию развития и мелодию полноты интонации.Необходимо позаботиться не только о логике фразы, но и всего устного изложения. Фразы связаны таким образом, что следующая фраза дополняет или поясняет мнение предыдущей. Они должны быть сгруппированы в логически законченные части, в которых должна быть выделена самая важная фраза. Основная мысль оратора должна звучать максимально выпукло. Этого можно достичь, только отодвигая менее важные мысли на задний план. Такая передача мысли в ее развитии через связь следующего с предыдущим и правильное соотношение главного и второстепенного называется логической перспективой [17].Чувство перспективы делает речь легкой, устремленной к главному в тексте. Нужно чувствовать перспективу в слове (когда все слоги идут под ударным слогом), в предложении (когда все слова стремятся к главному слову), в мысли (когда все предложения устремлены к самому главному предложению, в котором содержится центр мысли), во всей речи (когда все отдельные части целого не затемняют, не уводят от ядра мысли, а раскрывают ее наиболее убедительно и ярко).Техника владения перспективой интонации предполагает умелое использование темпо-ритма речи. Свободные переходы от медленного произношения к быстрому делают интонацию не тяжелой, не одноритмичной, не топтающейся на месте.Помимо логического выражения, большое значение имеет эмоциональное выражение. Мысль, не подогретая чувствами, будет неубедительна и может привести к неправильной интонации. Слова насыщены эмоциональным содержанием при условии, что говорящий правильно оценивает мысль, показывает свое отношение к ней. В то же время в речи ведущего отчетливо прослеживаются напряженные эмоциональные напряжения и паузы, вызванные переживаниями, настроением, желанием. Они не всегда совпадают с логическими, но такое совпадение желательно [16].Он сочетает в себе развитие мощности и высоты тона голоса с работой над непосредственным улучшением высоты тона, его модуляцией и умением реверсировать звук с одного тона на другой. Мелодия интонации уникальна и индивидуальна. Слово есть сам живой процесс общения. Речь, созданная человеком, принадлежит человеку. Понятие «высота речи» глубоко и многообразно. Это результат проявления конкретной задачи в конкретных обстоятельствах. Но изучение общих закономерностей зарождения интонации, тренировка голоса по интонации позволяют ярче проявить своеобразие индивидуальности человека [19].Глава 2. Методика формирования фонетических навыков на уроках РКИ в младших классах2.1 Система упражнений на формирование произносительных навыков у младших школьниковИзвестно, что Э.Г. Азимов определяет термин упражнение как структурную единицу методической организации учебных материалов, используемых в учебном процессе. Кроме того, автор подчеркивает, что в упражнении необходимо учитывать порядок формирования речевых навыков и умений, а также характер реально присутствующих речевых актов. Упражнения представляют собой целенаправленные, связанные действия, которые следует выполнять в порядке возрастания языковой и оперативной сложности. С их помощью обеспечивается выполнение действий с материалом и формирование на их основе мыслительных действий.При рассмотрении упражнений в составе видов речевой деятельности можно разделить их на виды (в зависимости от их направленности). Другими словами, это могут быть упражнения по говорению, чтению, аудированию, письму. Рассмотрим упражнения как один из видов формирования слухо-произносительных навыков младших школьников. Каково определение навыка слуха-произношения в этой области знаний? Обратимся вновь к Э. Г. Азимову, который в новом словаре методических терминов и понятий определяет слухо-произносительные навыки как «способность правильно, в соответствии с нормами изучаемого языка, воспринимать образец и адекватно воспроизводить его» [19].В методической литературе исследователя Е. В. Сорокиной отмечается, что слухо-произносительные навыки имеют так называемую «двухкомпонентную структуру». При этом первый компонент «состоит из слуховых умений, позволяющих дифференцировать элементы звучащей речи и соотносить их с определенными значениями», а второй — «произносительные умения, благодаря которым формируется внешнее оформление речи». По мнению П.Я. Гальперина и С.Ф. Шатилова, в основу формирования слухопроизносительных навыков положена психологическая концепция формирования мыслительных действий, состоящая из трех этапов. Эти исследователи считают, что последовательность формирования каждого из них определяется следующим образом:– на первом этапе создается ориентировочная база навыков; – на втором устойчивость в выполнении речевых операций обучаемого явления; – на третьем этапе происходит формирование и дальнейшее закрепление навыков. Поэтому развитие слухо-произносительных навыков включает: – ознакомление со звуками;– обучение школьников произношению для развития навыков; – применение полученных навыков в устной речи, с чтением вслух.В этом случае особое значение имеет роль этапов произношения. Что это демонстрация таких норм, которые учащиеся слышат от преподавателя или в записи, что может создать условия, в которых юные учащиеся как бы погружены в звуки по мере того, как им объясняют артикуляцию. Затем целесообразна произносительная тренировка, включающая два вида упражнений: – упражнения на активное слушание и узнавание звуков, их долготы и краткости; – упражнения на воспроизведение представленных звуков [21]. Эти виды упражнений тесно связаны друг с другом, они необходимы для развития слуховых и произносительных навыков.Первый вид упражнений развивает речевой слух и подготавливает базу для другого вида упражнений. Что касается количества подвидов фонетических упражнений на аудирование, то оно невелико, в основном это упражнения на аудирование. Все они в основном направлены на развитие фонетического слуха (способность правильно воспринимать и воспроизводить бессмысленные свойства фонемы) и выявление различных характеристик изучаемых фонем и интонаций. Чтобы слушание было активным, оно должно сопровождаться заданиями следующего характера:– прослушайте ряд звуков/слов, поднимите руку, когда услышите звук; – прослушайте предложения и скажите, сколько раз в нем встречался звук. Например: прослушайте серию звуков, поднимите руку, когда услышите звук (ай, ий, уй и т.д.).Такие задания помогают привлечь внимание к определенному звуку, который необходимо освоить. В целях развития слухопроизносительных навыков и, по мнению Г. В. Роговой, шлифуют слух и подготавливают почву для упражнений в воспроизведении.Следует отметить, что не стоит слишком увлекаться хоровым произведением из-за вероятности неправильного произношения звука или слова. Поэтому необходимо приложить усилия для повторного изучения каждого ученика в отдельности. Возможно также сочетание хоровых и отдельных произведений. Возможна также парная работа (где по сигналу учителя, учащиеся становятся лицом друг к другу и по очереди произносят слова). Эффективность повторения упражнений можно значительно повысить, если сначала прослушать образец (независимо от того, отрабатываете ли вы новый материал или повторяете ранее изученный материал). С этой целью Г.В. Рогова предлагает следующие репродуктивные упражнения: – произносить звуки позади себя, обращая внимание на долготу (краткость); – произнеси слова, обращая внимание на ударение; – произносить предложения без пауз между словами, из которых они состоят, и т. д [11, с. 224].Обобщая все вышеизложенное, отметим, что упражнения обоих видов (активное слушание и упражнения на узнавание и воспроизведение звуков) направлены на: – обучение определенному виду речевой деятельности – устной речи; - конкретная задача (отработка определенного звука); – определение точного примера действий (прослушивание и воспроизведение); – предсказание ожидаемого результата при постановке задания (например, аудирование и чтение). Таким образом, данные упражнения определяют участие учащихся в процессе говорения, что влияет на эффективность обучения [15, с. 192].2.2 Система упражнений на формирование интонационных навыков русской речиРассмотрим одно из направлений целенаправленной работы по развитию и совершенствованию навыков выразительного чтения - знание интонации, анализ интонационных элементов, покажем основные способы работы в этом направлении.Для формирования соответствующего навыка необходимо ввести следующие понятия, интонация представляет собой сложный комплекс, включающий несколько выразительных средств звучания речи:– темп - скорость речи в зависимости от содержания высказывания с учетом пауз между речевыми отрезками;– ритм речи – равномерное чередование безударных и ударных гласных, образующих слоги;– тембр высказывания – звуковая окраска, отражающая экспрессивно-эмоциональные оттенки: грустный, веселый, мрачный и т. д.– мелодичность речи – повышение и понижение голоса, что придает речи разные оттенки: напевность, мягкость, нежность и т. д. Именно это позволяет избежать монотонности;– интенсивность речи – сила или слабость звука [1, с. 113-114].Для формирования понятия элементов интонации можно использовать группу, ключевым словосочетанием которой является понятие «элементы интонации». Эта работа проводится рассредоточенно на уроках развития речи, так как именно на этих уроках формируется коммуникативная компетентность учащихся. На каждом из этих уроков учащиеся знакомятся с одним из элементов интонации, и таким образом постепенно формируется кластер.– логическое ударение – выделение с паузами, повышение голоса, большее напряжение и продолжительность произношения отдельных слов, особенно значимых в высказывании;– паузы - остановки, перерывы в звуке.Каждое занятие по интонации начинается с тренировки речевого аппарата учащихся. Для этого используем дыхательные упражнения. Овладения дыхательными и голосовыми навыками можно добиться с помощью следующих упражнений: «Задуть свечу», «В цветочном магазине», «В лифте», «Брызнуть белье водой» и другие. Например, представьте, что вы пришли в цветочный магазин и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Громко вдохните через нос и выдохните (2-3 раза). Первым элементом интонации является мелодия речи. Для того чтобы познакомить учащихся с мелодией речи, используем следующие задания."Поход". Учитель выразительно читает стихотворение «Поход», а учащиеся должны заметить особенность интонации учителя при чтении этого стихотворения: он повышает или понижает голос. Далее вводятся термины «голос вверх», «голос вниз» и «мелодия речи». Это упражнение направлено на умение распределять тембр голоса. Учитель говорит учащимся, что при чтении нельзя быстро повышать голос: нужно, чтобы голоса хватило на все выступления. Читая каждую строчку, нужно представлять, что мы «голосом шагаем» прямо к солнцу, голосом передаем восходящее движение [6, с. 30].Далее учащимся предлагается анализ мелодии отдельных видов предложений: вопросительных, повествовательных - через выразительное чтение текстов с последующими выводами о характере залога в них. Например:Хиранур, ты знаешь урок? — спросил учитель. А бедный Хиранур сквозь слезы отвечал:Я знаю только две страницы.А. Погорельский. Черная Курица или Подземные жители.Вывод должны сформулировать сами учащиеся: в первом предложении голос повышается, идет вверх. Во втором предложении голос, наоборот, понижается, понижается. Обращаем внимание учащихся на вопросительный знак в конце этого предложения, сообщается, что на вопросительном знаке голос повышается.Цель следующего задания – прочитать стихотворение А. Прокофьева «Как на пригорке, на горе» и передать настроение, при котором нужно повышать или понижать голос. Здесь междометия являются дополнительным средством выражения чувств и отношения к содержанию речи. Можно объяснить учащимся, что наш голос может меняться — «подниматься и спускаться с горки», то есть «голос повышается», «голос понижается»:С ГОРКИ — УУУУХ (понижаем голос, как будто съезжаем с горы)НА ГОРКУ — УУУУХ (повышаем голос, как будто поднимаемся на гору)Для развития восприятия мелодий эффективна дирижерская техника, при которой повышение и понижение голоса сопровождается плавными движениями руки вверх или вниз. Этот прием лучше всего использовать при повторении дважды произнесенного предложения стихотворения. Сначала мы вместе с учениками «рисуем» в воздухе мелодию, которую ученики затем дирижируют самостоятельно [17].На этапе обобщения уместно сравнить два понятия - мелодия и мелодия (речь). Для фиксации движения мелодии можно использовать схемы с показателями повышения или понижения высоты тона голоса, ведь так же, как мелодия пишется нотами, так же можно писать мелодию слова, фразы, предложения, текст с помощью различных символов. Для этого мы будем использовать упражнение «Прыжок», которое помогает развить вокальную гибкость и учит вас, где повышать голос, а где понижать.Чтение диалогических текстов позволяет учащемуся взять на себя роль того или иного персонажа, «найти себя» в данной речевой ситуации, пережить соответствующие ситуации чувства и выразить их с помощью такого важного элемента интонации, как мелодия. речи. Это завершающий этап работы по формированию у учащихся умения правильно соблюдать мелодию при произношении готовых текстов. Например,- Нурия, ты мышей боишься?- Нет.Почему ты кричишь, когда видишь мышь?- Я предупреждаю других, которые боятся.Заканчиваем знакомство с мелодией речи обобщающим выводом: наш голос может меняться – «в гору и в гору». Каждая часть стихотворения, рассказа или сказки отличается своей темой, содержанием, настроением, и соответственно мы выбираем средства выражения. Так, грустно-депрессивное настроение обычно проявляется приглушенными низкими тонами и произносится вполголоса; напротив, радостное и радостное состояние души произносится более высоким тоном, т. е. повышенным голосом. Волнение, грусть, радость - все это отражается в голосе [18].Следующим элементом интонации является ритм, представляющий собой чередование ударных слогов, которые можно определить, как аплодисменты, барабаны, бубны, несколько слогов, короткие стихотворения. Таким образом, для ознакомления учащихся с ритмом мы предложили упражнение, состоящее из двух частей: 1) восприятие ритма (стихотворение рассказывается аплодисментами, а учащиеся должны угадать, что мы сказали); 2) воспроизведение ритма (учащиеся должны печатать самостоятельно, имитируя и исключая зрительное восприятие, представленное серией штрихов). Для этого мы взяли стихи известного всем с детства стихотворения «В лесу рождается елочка». Таким образом, учащиеся узнают, что чередование ударных и безударных слогов называется ритмом.Правильный ритм особенно важен при чтении стихов. Обычно характер ритмического рисунка (четкость, быстрота или мягкость, напевность) зависит от размерности, в которой написано стихотворение, т.е. от чередования ударных и безударных слогов. Для этого детям предлагалось прослушать разные музыкальные произведения из разных песен, определить, какую роль в них играет ритм. Например, прослушав отрывок из песни «Дедушка» (группа «Непоседы»), учащиеся определяют, что ритм звучания в этой песне помогает ходить, поэтому песню можно исполнять во время ходьбы.Для того чтобы понаблюдать, как используется ритм в текстах, приводим пример считалочки:Как на на-шем се-но-ва-леДве ля-гуш-ки но-че-ва-ли.Ут-ром вста-ли, щей по-е-ли,И те-бево-дитъ ве-ле-ли.Считая рифмы, учащиеся развивают память и чувство ритма. Учащиеся узнают, что в рифме один счет равен одному слогу.Затем переходим к следующему элементу интонации – тембру. Активным приемом на этом этапе является ролевая игра (инсценировка). Цель ролевой игры - воссоздать перед учащимися реальную ситуацию и затем дать возможность учащимся оценить действия и поведение участников игры - исполнителей. Задача учащихся – говорить голосом литературных персонажей. Например, в этом уроке мы предлагаем инсценировать отрывок из рассказа Антония Павловича Чехова «Хирургия»: слова автора, фельдшера Сергея Кузьмича Курятина и дьякона Ефима Михеича Вонмигласова. При чтении обратите внимание на подчеркнутые слова. При этом в качестве наглядного материала могут использоваться пиктограммы, фотографии с изображением эмоционально выраженных лиц; как материал для речи - отдельные фразы. Например:1. —А-а-а... мое вам!—зевает (рис. 1) фельдшер. — С чем пожаловали?Приступ зевоты вызывает неприятный по тембру голос.2. —Тянул—говорит он плачущим не то же время насмешливым голосом. —Чтоб тебя так на том свете потянуло! Благодарим покорно! Коли не умеешь рвать, так не берись! Света божьего не вижу...Понятно, что от боли (вырвали зуб и не тот еще) человеку хочется плакать. А введение дополнительной окраски голоса — насмешки придает всей фразе более эмоциональное проявление презрения [17].В целом при чтении учащимся необходимо передать юмор – добродушный смех, не разрушающий человека, против которого направлена насмешка.После этого упражнения делается общий вывод: «Ребята, то, что вы только что сделали, а именно изменили эмоциональную окраску леса, называется тембром».Для работы по развитию навыков связной устной речи необходимы аудиообразцы речи: устные рассказы и устные выступления публичного характера. Поэтому следующий этап работы над речевым штампом предлагаем начать с прослушивания аудиозаписи рассказа «Хирургия» из аудиокниги «А.П. Чехов. Рассказы» в исполнении Марата Рави, замечательного артиста, лауреата Гран Приз первого российского открытого конкурса артистов эстрады в Санкт-Петербурге (это хороший пример сценического прочтения литературного произведения). Учащиеся должны прислушиваться к интонации сфер разговорной речи, к средствам звуковой выразительности, которые использует говорящий. В этом случае особое значение имеют конкретные и целенаправленные задачи анализа звуковой стороны высказывания. Например, в этом случае учащиеся должны отметить особенности тембра речи «человек-оркестр» [10].Актуальными в этой ситуации будут упражнения, направленные на определение эмоциональной окраски голоса стихотворений «Рассказ танкиста» Т. Твардовского и «Ссора» И.П. Токмакова:Прослушайте стихи и определите, с каким чувством они будут прочитаны.При чтении первого стихотворения возникают чувства сожаления, страха, героизма, мужества; второй - чувства горечи, обедов, печали.Завершающим этапом работы над тембром является чтение небольшого текста. В процессе чтения учащиеся должны передать определенные чувства. Задание выполняется в группах. Например:Муравей в чаще тащит тяжелый дуб. Если ему не помочь, муравей протянет лапки.Группа 1 - с грустью и тревогой читает свой текст от имени муравьиной мамы. Группа 2 - злонамеренно, от имени злодея.Для того чтобы перейти к следующему важному средству интонации, выразительности звука, предлагается следующая задача: сравнить скорость чтения четырех предложений и сказать, чем определяется их выбор. Для этого необходимо познакомить учащихся с понятиями «быстро», «медленно», «умеренно» («средне»). Учащиеся узнают, что скорость чтения определяется содержанием, основной мыслью, целью высказывания, условиями общения и что выбор времени зависит от того, какие чувства, переживания воспроизводит читатель, характер, эмоциональное состояние, поведение читающего. персонажи, о которых они говорят или о которых читают. После этого анализа введем само понятие скорости речи.Учащиеся приходят к выводу, что выбор темпа зависит от того, какие чувства, переживания воспроизводит читатель, а также от характера, эмоционального состояния и поведения персонажей (или чьих слов) они рассказывают или читают.Проблемные вопросы на уроках русского языка вызывают у учащихся интерес к теме, способствуют развитию творческих способностей, совершенствуют педагогическую и познавательную активность учащихся. Например:- Как вы думаете, какой темп способствует передаче тяжелых переживаний? как насчет счастливых (Чувства радости, радости, гнева ускоряют темп речи, а депрессия, вялость, размышления замедляют его.)Анализируя, дети сами пытались привести примеры, например, о темпе при передаче трудных или радостных переживаний.Вместе с учащимися резюмируем: в зависимости от содержания высказывания, чувства и настроения говорящего речь может быть выражена в самых разнообразных тонах: презрительно, строго, укоризненно, с просьбой (мольбой), с гневом, с негодованием, с досадой, радостный, счастливый, грустный, грустный, насмешливый, шутливый и т. д [20].ЗаключениеДелая вывод о качествах речи, которые формируются школьников, отметим, что на уроках русского языка в туркменской школе изучаются все качества хорошей речи, однако так как русский язык является неродным языком для школьников и ему уделяется 2 часа в неделю, этого недостаточно для полного усвоения и знания материала. В таких условиях необходимо и самим учащимся развивать свою речь: иметь словарь под рукой, записывать непонятные слова с переводом и запоминать, читать русскую литературу, развивать выразительную речь (читать стихотворения полностью, а не два куплета).Уроки учителю нужно разнообразить: устраивать круглые столы, обсуждать прочитанную (внеклассную) литературу, читать выразительно наизусть стихотворения. В младших и средних классах хорошо помогает слушание аудиокниг, видеоматериалы выразительным чтением ораторов, поэтов, писателей.Как видим, на уроках обучения грамоте и русскому языку обучение правильному произношению неразрывно связано с формированием навыков звукоанализа, так как звукобуквенный (фонетический) анализ слова используется в основном для контроля произносительной нормы или в качестве упражнения на правильное произношение. Следует отметить, что в учебниках русского языка для начальной школы недостаточно специальных фонетических упражнений, а имеющиеся задания, требующие от учащегося проведения фонетического анализа, мало способствуют совершенствованию речи ребенка, так как материал для анализа не содержат, как правило, орфоэпических затруднений для младших школьников. Зная типичные недостатки в произношении детей, учитель должен дополнить материал учебника упражнениями, которые бы, с одной стороны, способствовали закреплению знаний о звуковом строе языка и навыках звукоанализа, а с другой с другой стороны, повысить произносительную культуру речи учащихся.На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что интонация является основным элементом обучения выразительному чтению. При правильно организованном обучении речь детей становится живой и непринужденной, дети хотят совершенствовать свою речь, и эти навыки переносятся на чтение художественных текстов. Если систематически использовать методы обучения, направленные на выразительное чтение художественных текстов, можно способствовать выразительному чтению и глубокому пониманию художественных текстов.Список использованных источниковАкенова А. К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе: учебник для студентов дефектологических факультетов педвузов - М.: ВЛАДОС, 2004, с. 113-114.Бушуева Л. С. и др. Изучение индивидуальных особенностей младших школьников на основе диагностики их готовности к школьному обучению: Уч.-метод. Пос. для студентовБушуева Л. С. и др. Изучение индивидуальных особенностей младших школьников на основе диагностики их готовности к школьному обучению: Уч.-метод. Пос. для студентов педфака/ Сост. Бушуева Л. С. - Магнитогорск, 2006, с. 47.Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи: учеб. Пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. 4-е изд. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002 – 544с.Игра как средство развития фонематического слуха/ Бушуева Л. С. // Начальная школа плюс до и после, М.: «Издательский Дом «Красная звезда», №7,2007, с. 32-35.Краснов Ю. М. Интонационные упражнения на уроках русского языка // Русский язык в школе. 2008. № 4. С. 30—32.Кубасова О. В. Выразительное чтение: пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений. 3-е изд., стереотип. М.: Академия, 2001. 144 с.Ладыженская Т. А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. М.: Педагогика, 1974. 256 с.Львов М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.». М.: Просвещение, 1988 240 с.Львова, С. И. Русский язык. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. В 3 ч. / С. И. Львова, В. В. Львов. – 9-е изд., перераб. – М.: Мнемозина, 2012Макаренко А. С. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1999. С. 224 (Антология гуманной педагогики).Мурадов, Б. А., Динакова О. Русский язык. Учебник для 6 класса средних школ Туркменистана. – изд. 3-е, доработанное. – А.: Туркменская государственная издательская служба, 2015Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студентов вузов. - М., Академия, 2000.Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897. Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений. М.: Академия, 2009. 192 с.Резвая А. Изобразительные возможности конструкций с однородными членами // Русский язык. 2003. № 24. Русский язык. 5 класс. учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. [Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др., ред. Н. М. Шанский]. – М.: Просвещение, 2012Русский язык. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др., под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. — М.: Дрофа, 2012Ходжамедова, Т. Е., Пассюк М. В. Русский язык. Учебник для 7 класса с русским языком обучения общеобразовательных средних школ. – А.: Туркменская государственная издательская служба, 2014Хонякова Э.В. Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных средних школ. – Изд. 3-е, перераб. И дополн. – А.: Туркменская государственная издательская служба, 2015Шишкова М. И. Формирование навыка выразительного чтения у учащихся, имеющих трудности в обучении // Логопед. 2006. № 21. С. 98—106.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!