Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Структура и деятельность советского государственного аппарата в годы Великой Отечественной войны.

Тип Курсовая
Предмет Государственное и муниципальное управление

ID (номер) заказа
4068849

500 руб.

Просмотров
746
Размер файла
1.86 Мб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

ВВЕДЕНИЕПосле распада Советского Союза делаются серьезные попытки пересмотра места и роли советского народа в борьбе против фашистской Германии - но и в этом плане проблема чрезвычайных органов государственной власти становится особенно актуальной, так как допускаются искажения, а иногда сознательная фальсификация роли СССР в этой войне.Эффективность советской государственной системы была с большой убедительностью доказана в годы войны, поэтому в условиях современной реформы государственной системы управления можно в чрезвычайных ситуациях использовать опыт формирования и эффективного действия органов государственной власти.Ни один из критиков советской государственной системы не может отрицать того, что она оказалась намного прочнее и крепче гитлеровской и одержала Великую победу, причины и источники которой раскрыты не полностью, хотя и написано много высокопрофессиональных научных исследований.Многие проблемы истории Великой Отечественной войны, деятельности государственных органов власти и общественно-политических организаций в ней стали в наши дни предметом научного поиска, нового толкования, различного рода дискуссий.Государственная система власти минувшей войны нуждается в правдивом исследовании с учетом открывшихся возможностей и требований нынешнего сложного времени, и с этой точки зрения проблема, избранная нами для исследования, также представляется актуальной.Актуальность работы обусловлена значимостью выбранной темы. В любой переходный период, в том числе и тот, который переживает наша страна, особенно важно учесть многообразный опыт прошлого. Нельзя выбрасывать из прошлого и опыт работы государственного механизма, и далеко не в последнюю очередь - государственную систему власти, основных звеньев государственного аппарата управления.Объект исследования. Структура и деятельность советского государственного аппарата в годы Великой Отечественной войны.Предмет исследования. Государственное управление в СССР в годы Великой Отечественной войны.Цель работы. Рассмотреть структуру и деятельность советского государственного аппарата в годы ВОВ.Задачи работы:Рассмотреть характеристику советского государственного аппарата в годы ВОВ;Изучить особенности структуры устройства советского государственного аппарата в годы ВОВ;Провести анализ переустройства советского государственного механизма в годы ВОВ;Проанализировать особенности советского государственного управления в годы ВОВ.Структура работы. Работа состоит из введения, теоретической и практической части в виде двух глав, заключения и библиографического списка.ГЛАВА 1. ОСНОВЫ УСТРОЙСТВА СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА В ГОДЫ ВОВ1.1 Характеристика советского государственного аппарата в годы ВОВС началом Великой Отечественной войны система управления страной кардинально перестраивается, создаются чрезвычайные органы власти и управления.434340130175Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 1. Схема политического руководства СССР в годы ВОВРисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 1. Схема политического руководства СССР в годы ВОВРисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 1. Схема политического руководства СССР в годы ВОВРисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 1. Схема политического руководства СССР в годы ВОВ30 июня 1941 г. «ввиду создавшегося чрезвычайного положения и в целях быстрой мобилизации всех сил народов СССР для проведения отпора врагу» образован Государственный комитет обороны (ГКО), прообразом которого послужил Совет рабочей и крестьянской обороны периода Гражданской войны. ГКО, наделенный всей полнотой власти, стал высшим государственным органом СССР на период войны, его возглавил И. В. Сталин. В состав ГКО вошли также: В.М. Молотов (1890—1986), К.Е. Ворошилов (1881—1969), Г.М. Маленков (1902-1988), Л.М. Каганович (1893—1991), Л. П. Берия (1899-1953), Н.А. Булганин (1895—1975), Н.А. Вознесенский (1903—1950). Распоряжения ГКО обязаны были выполнять все организации и лица. В союзных и автономных республиках ГКО действовал через своих уполномоченных. ГКО действовал и через существовавшие государственные, партийные и общественные органы; кроме того, создавались комитеты и комиссии.-3810254000Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 2. Национально-государственное устройство СССРРисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 2. Национально-государственное устройство СССРРисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 2. Национально-государственное устройство СССРРисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 2. Национально-государственное устройство СССРВ 65 городах СССР в период 1941—1942 гг. были созданы городские комитеты обороны, в которые входили представители советских, партийных органов, руководящие работники органов НКВД и военного командования.-183312748Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 3. Высшие органы государственной власти СССРРисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 3. Высшие органы государственной власти СССРРисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 3. Высшие органы государственной власти СССРРисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 3. Высшие органы государственной власти СССРСохраняли свои функции Совет народных комиссаров и Советы. Еще большую роль стали играть партийные органы всех уровней.Для проведения эвакуации промышленных предприятий и населения из прифронтовых районов на Восток при ГКО был создан Совет по делам эвакуации. Кроме того, в октябре 1941 г. был образован Комитет по эвакуации продовольственных запасов, промышленных товаров и предприятий промышленности. В декабре 1941 г. оба эти органа реорганизовали в Управление по делам эвакуации при СНК СССР. В республиках и областных (краевых) советах созданы соответствующие отделы эвакуации, а на железных дорогах — эвакуационные пункты.Военная обстановка обусловила преобразование структуры отраслевых наркоматов — были образованы Наркомат танковой промышленности и Наркомат минометной промышленности. Кроме того, была перестроена структура и работа Наркомата путей сообщения и Наркомата связи.Проблема обеспечения народного хозяйства кадрами потребовала создания при СНК СССР Комитета по учету и распределению рабочей силы (июнь 1941 г.). Соответственно, при областных и краевых исполкомах создавались бюро по учету и мобилизации трудоспособного населения.Оккупация Донбасса, выход фашистов к Северному Кавказу чрезвычайно осложнили проблему с топливом. В целях отыскания путей обеспечения потребностей фронта и тыла энергоресурсами в 1942 г. при СНК СССР было создано Главное управление по снабжению углем. В 1943 году — Главное управление по снабжению нефтью, искусственным топливом и газом.В ноябре 1942 г. была образована Чрезвычайная государственная комиссия по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков. Такое решение вынес Президиум Верховного Совета. В республиках, краях, областях, городах образовывались местные комиссии, которые использовали в своей работе деятельность военных трибуналов.Военно-стратегическое руководство вооруженной борьбой ГКО осуществлял через Ставку Верховного Главнокомандования (имевшую аналоги в Первой мировой войне), созданную 23 июня 1941 г. Председателем ГКО, наркомом обороны (с 19 июля 1941 г.) и Верховным Главнокомандующим ВС СССР (8августа 1941 г.) стал И.В. Сталин.Основным рабочим органом Ставки по стратегическому планированию и руководству армией и флотом стал Генеральный штаб. Им руководили талантливые военачальники — Б.М. Шапошников, Г.К. Жуков, А.М. Василевский, А.И. Антонов. На Генеральный штаб возлагались задачи по сбору и анализу данных об обстановке на фронтах, подготовке выводов и предложений Ставке ВГК, разработке планов кампаний и стратегических операций, организации стратегического взаимодействия видов Вооруженных Сил и фронтов, доведению до войск решений, приказов и директив Верховного Главнокомандующего, контролю их выполнения, руководству военной разведкой, организации оперативных перевозок войск, контролю за формированием и направлением на фронт резервов.Для координации действий фронтов на начальном этапе войны были созданы главные командования стратегических направлений (Северо-Западного, Западного и Юго-Западного).В войска для оказания помощи штабам объединений и соединений (до дивизии включительно) и обеспечения Центра объективной информацией направлялись офицеры — представители Генерального штаба. Для обобщения боевого опыта был создан отдел (с 1944 г. — управление) по использованию опыта войны.Другими рабочими органами Ставки стали наркоматы обороны и Военно-морского флота. В условиях войны эти наркоматы осуществляли руководство тыловыми округами (флотами) и осуществляли подготовку резервов.При Ставке ВГКв мае 1942 г. был создан Центральный штаб партизанского движения и местные штабы для организации и управления партизанской борьбой. Для тылового обеспечения создано Управление тыла Красной Армии. Развивалась и совершенствовалась структура управления родами войск, многократно возросли роль и значение штабов в достижении непрерывного управления войсками.Таким образом, в годы Великой Отечественной войны система государственного управления отличалась высокой степенью централизации. Высшая государственная власть была сосредоточены в руках единого органа — ГКО. Сложилась жизнеспособная структура управления Вооруженными силами: Главнокомандующий — Ставка — Генеральный штаб — наркоматы обороны и ВМФ. В войсках действовала отлаженная годами система: командир — штаб во всех звеньях (до батальона включительно). Совершенство сложившейся организации, талант военачальников, самоотверженность и героизм командного корпуса во многом способствовали победе советского народа над врагом. 1.2 Особенности структуры устройства советского государственного аппарата в годы ВОВПосле нападения фашистской Германии на СССР в советском государственном аппарате были произведены необходимые изменения, вызванные военными обстоятельствами.Органы государственной власти и управления, как центральные, так и местные, в годы войны сохранили свои полномочия. Верховный Совет СССР, его Президиум, СНК и наркоматы не распускались, а продолжали действовать. Аналогично было и в республиканских органах, и местных советских учреждениях.Война наложила отпечаток на работу властных структур, подчинив ее потребностям военного времени. 22 июня 1941 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР "О военном положении", которое вводилось на всей европейской части страны. На этой территории все функции органов государственной власти и управления в отношении организации обороны, сохранения общественного порядка и обеспечения государственной безопасности переходили к военным властям.Для обеспечения бесперебойной работы предприятий в военном режиме вводились чрезвычайные меры регулирования военных объектов, борьбы с эпидемиями, вводились чрезвычайные меры регулирования трудовых отношений. Им предоставлялось право регулировать время работы учреждений и предприятий, привлекать население и транспортные средства для оборонных целей и охраны народно-хозяйственных и военных объектов.Военные власти могли издавать постановления, обязательные для исполнения всего населения, а также для местных органов власти и общественных организаций. Позднее указами Президиума Верховного Совета СССР военное положение было введено в Грузинской ССР, в некоторых городах Закавказья, по берегам Черного и Каспийского морей, а также на всех железных дорогах, на морском, речном и воздушном транспорте.Введение военного положения на транспорте приравнивало его рабочих и служащих к военным и повышало дисциплину труда, в том числе и путем уголовной ответственности за проступки и преступления.В целях обеспечения своевременного и быстрого решения оперативных вопросов в условиях военного времени 1 июля 1941 г. было принято Постановление "О расширении прав народных комиссаров СССР в условиях военного времени", в котором наркоматам давалось право распределять и перераспределять материальные ресурсы, разрешать пуск в эксплуатацию строящиеся предприятия и их отдельные части, производить затраты на восстановление разрушенных военными действиями предприятий и жилищ.В деятельности Советов и их исполнительных комитетов (исполкомов) на первый план выходили вопросы, связанные с организацией вооруженной защиты Отечества. Мобилизация населения, снабжение Красной Армии вооружением и обмундированием, создание приемлемых условий для жизни и труда, оставшихся в тылу людей - все эти проблемы решались партийными и советскими органами. Усилилось слияние их аппаратов. Они совместно решали важнейшие вопросы военной, мобилизационной и хозяйственной жизни.Деятельность союзных наркоматов как органов управления в связи с военным временем не сворачивалась, а, наоборот, приобретала новые грани. 1 июля 1941 г. СНК СССР принял Постановление "О расширении прав народных комиссаров СССР в условиях военного времени". Руководители наркоматов, а также директора заводов, начальники строек получали широкие полномочия в пределах своей компетенции, что способствовало повышению эффективности управления и своевременному решению поставленных перед ними задач.В июле 1941 года СНК принял Постановление "О предоставлении Совнаркомам республик и край (обл) исполкомам права переводить рабочих и служащих на другую работу". Это решение давало права местным властям за отказ от перехода на другую работу подвергать виновных судебной ответственности как за самовольный уход с работы.При Совнаркоме СССР возник ряд главков, ведавших снабжением промышленности: Главснабнефть, Главснабуголь, Главснаблес и др. Создавались новые подразделения и в наркоматах.Нужды войны требовали создания ряда новых союзных наркоматов. Были образованы наркоматы по отраслям промышленности, производившим вооружение: в сентябре 1941 г. был создан и действовал по октябрь 1945 г. Народный комиссариат танковой промышленности СССР; с ноября 1941 г. по февраль 1946 г. работал Народный комиссариат минометного вооружения СССР, преобразованный из Наркомата общего машиностроения.В августе 1941 г. было создано Главное управление тыла Красной Армии, возглавляемое заместителем наркома обороны. Были созданы военные советы фронтов, армий, флотов и флотилий. Их возглавлял командующий - председатель Военного Совета. Также в начале войны было создано Советское информационное бюро (Совинформбюро).В годы войны происходит расширение прав союзных республик. 1 февраля 1944 г. на сессии Верховного Совета СССР был принят закон "О создании войсковых формирований союзных республик". В результате этого постановления Верховные Советы союзных республик учредили наркоматы обороны, назначили наркомов и внесли в связи с этим изменения в свои конституции.Таким образом, общесоюзный Наркомат обороны "в целях усиления оборонной мощи" СССР был преобразован в союзно-республиканский.Произошли изменения в области уголовного права. Большая ответственность в годы войны легла на карательные органы страны.В июле 1941 г. был воссоздан единый НКВД, в апреле 1943 г. выделился самостоятельный Наркомат госбезопасности, а Главное управление военной контрразведки (СМЕРШ) передано в состав Наркомата обороны.Указ Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. утвердил Положение о военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении и в районах военных действий. Расширялись права военных трибуналов.В связи с войной был изменен процессуальный порядок рассмотрения дел в военных трибуналах: жалобы и протесты на приговоры трибуналов не допускались. Приговоры приводились в исполнение немедленно, о приговорах к высшей мере наказания сообщалось телеграммой председателю Военной коллегии Верховного Суда.Таким образом…Государственное устройство. Сохранили свои полномочия Верховный Совет СССР и его Президиум, Совет Народных Комиссаров, отраслевые, а также республиканские органы власти и управления, местные советские органы. Созданные чрезвычайные органы в своей деятельности опирались на аппарат Советов и других конституционных органов. Однако из-за войны неоднократно откладывалось проведение очередных выборов и продлевались полномочия соответствующих Советов.center8255Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 4. Органы государственной власти и управления в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 4. Органы государственной власти и управления в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 4. Органы государственной власти и управления в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 4. Органы государственной власти и управления в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.Усилилось значение исполнительных органов Советов, а также интеграция партийного и государственного руководства различных уровней.При Совнаркоме СССР был создан ряд новых органов: Совет по эвакуации, Комитет по учету и распределению рабочей силы, в 1943 г. – Комитет по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации. Образовывались новые наркоматы, прежде всего по отраслям военной промышленности, создавались новые звенья в ранее существовавших наркоматах. Для оперативного решения вопросов расширялись права наркоматов в области финансов, распределения ресурсов, капитального строительства.Высшим чрезвычайным органом стал Государственный Комитет Обороны СССР. В руках ГКО была сосредоточена «вся полнота власти в государстве», постановления ГКО имели силу законов военного времени. Своего аппарата ГКО не имел, а действовал через партийные, государственные органы и общественные организации. Усилилась роль военных трибуналов: в местностях, объявленных на военном положении, трибуналам были переданы многие дела, входившие в компетенцию общих судов.Изменения в праве. Вносились изменения в институт брака: фактические брачные отношения теряли юридическую силу, устанавливался судебный порядок расторжения брака.В сфере наследственного права расширился круг наследников по закону, устанавилась очередность призвания наследников.Вводилась трудовая мобилизация и трудовая повинность. Самовольный уход рабочих и служащих предприятий военной промышленности с работы приравнивался к дезертирству. Администрации предприятий и учреждений было разрешено применять обязательные сверхурочные работы до 3 ч в день. Отпуска предоставлялись лишь подросткам до 16 лет.Были приняты жесткие нормативные акты, направленные на организацию своевременного проведения сельскохозяйственных работ и сдачи продуктов земледелия и животноводства государству, на период войны устанавливался повышенный минимум трудодней в колхозах.Произошли важные изменения в законодательстве и судебной практике по уголовным делам: были определены новые составы преступлений. При совершении государственных и воинских преступлений, расхищении государственной собственности, при совершении особо опасных преступлений против порядка управления и некоторых других судебная репрессия усиливалась. Осужденным часто предоставлялась возможность искупить свою вину на фронте, широко практиковалась отсрочка исполнения приговоров с направлением в действующую армию.Вывод по первой главе работы. В данной главе работы рассматривались основы устройства советского государственного аппарата в годы ВОВ.Таким образом, нападение фашистской Германии 22 июня 1941 г. на Союз Советских Социалистических Республик положило начало четырехлетней трагедии советского народа. Правительство — высший распорядительный и исполнительный орган управления — призвало всех в первый же день войны сплотиться, организоваться во имя защиты Отечества и победы над фашизмом.Через неделю после начала Великой Отечественной войны в июне 1941 г. Президиум Верховного Совета, приняли совместное постановление о создании высшего чрезвычайного органа — Государственного комитета обороны (ГКО), сосредоточившего в своих руках всю полноту власти. Возглавил Комитет И. В. Сталин. Все граждане и организации были обязаны выполнять решения и распоряжения ГКО.ГКО не имел своего аппарата и действовал через существующие государственные, партийные, общественные органы и своих уполномоченных. В некоторых городах создавались местные комитеты обороны, которые возглавлялись первыми секретарями обкомов или горкомов партии. В их состав также входили представители партийных органов, работники органов НКВД и военного командования и другие лица.Для эвакуации промышленных предприятий в восточные районы страны был создан Совет по делам эвакуации при ГКО. В октябре 1941 г. был образован Комитет по эвакуации продовольственных запасов, промышленных товаров и предприятий промышленности. В декабре 1941 г. оба этих органа сменило Управление по делам эвакуации. Эвакуацией людей занималось Управление по эвакуации населения.В июле 1941 г. Политбюро ЦК ВКП(б) приняло постановление об организации партизанского движения на оккупированных территориях. Организация возлагалась на партийные органы, диверсионные военные группы и органы НКВД. Решением ГКО от 30 мая 1942 г. при Ставке главнокомандующего был создан Центральный штаб партизанского движения, в сентябре — Особое Главное командование партизанского движения.2 ноября 1942 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР была образована Чрезвычайная Государственная комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причиненного ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям СССР. В республиках, краях, областях и городах образовывались местные комиссии.Для проведения мобилизации трудоспособного населения в июне 1941 г. был создан Комитет по учету и распределению рабочей силы при СНК СССР, при областных и краевых исполкомах учреждались бюро по учету и распределению рабочей силы.С июля 1941 г. по октябрь 1942 г. в армии действовал институт военных комиссаров и политруков. Осенью 1942 г. его сменил институт заместителей командиров по политчасти, на которых возлагалось осуществление идеологического контроля и воспитания.Структура вооруженных сил включала фронты, армии, корпуса, дивизии, бригады, полки, батальоны, роты, взводы, отделения,В январе 1943 г. были введены новые знаки различия — погоны. В июле 1943 г. введено деление военнослужащих Красной Армии на рядовой, сержантский, офицерский составы и генералитет.ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА В ГОДЫ ВОВ2.1 Переустройство советского государственного механизма в годы ВОВ22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Создавались чрезвычайные органы или обычным органам предоставлялись чрезвычайные полномочия. Продолжали действовать высшие органы власти и управления: Верховный совет СССР, Президиум Верховного Совета СССР, СНК СССР, народные комиссариаты, республиканские и местные органы.При СНК СССР создан ряд новых органов: Совет по эвакуации (перебазирование промышленности из западных регионов в восточные), Комитет по учету распределения рабочей силы, Управление по эвакуации населения и др. Функционировал Госплан.31 июня 1941 был создан Государственный Комитет обороны - высший чрезвычайный орган в стране. В его руках была сосредоточена вся полнота власти в государстве, постановления имели силу законов военного времени. Своего аппарата ГКО не имел, а действовал через партийные, государственные органы, общественные организации. В 1941-1942 гг. ГКО создал местные прифронтовые чрезвычайные органы - городские комитеты обороны, занимавшиеся оборонным строительством, созданием народного ополчения, организацией производства, ремонтом боевой техники и вооружения.Высшее военное руководство стала осуществлять Ставка Верховного Главного командования (создана 23 июня 1941), в которую входили члены Политбюро ЦК ВКП(б) и Наркомата обороны.Координация действия фронтов,Контроль за исполнением директив верховного Главнокомандования,Подготовка и осуществления операций.Руководство вооруженными силами страны.В августе 1941 было создано Главное управление тыла Красной армии.30 мая 1942 при Ставке Верховного Командования был создан Центральный штаб партизанского движения.Структура вооруженных сил включала фронты, армии, корпуса, дивизии, бригады, полки, батальоны, роты, взводы, отделения. С июля 1943 г. вводилось деление военнослужащих на рядовой, сержантский, офицерский составы.В январе-феврале 1943 г. для личного состава Красной армии и Военно-Морского флота были введены новые знаки различия, восстановлены погоны. Было учреждено 9 новых боевых орденов и множество медалей.В местностях, объявленных на военном положении, все функции органов государственной власти в области обороны, обеспечение общественного порядка и государственной безопасности принадлежат Военным Советам фронтов, армий, военных округов или высшему командованию соединений:привлекать граждан к трудовой повинности;устанавливать военно-квартирную обязанность для расквартирования воинских частей;объявлять трудовую и автогужевую повинность;регулировать время работы;регулировать торговлю;воспрещать въезд и выезд в местности, объявленные на военном положении;изымать необходимое имущество у граждан для обороны.Создан ряд новых народных комиссариатов по отраслям, производивших вооружение, боеприпасы, снаряжения (сентябрь 1941 – танковой промышленности). Также были расширены права уже существующих наркоматов (право перераспределения ресурсов, капиталов и др.) 20 июня 1941 года НКВД и НКГБ объединены в единый наркомат внутренних дел.В годы Великой Отечественной войны органами правосудия были военные трибуналы и общие суды. Военные трибуналы действовали в местностях, объявленных на военном положении. НКЮ назначал членов трибунала. Военным трибуналам предоставлялось право рассматривать дела по истечении 24 часов после вручения обвинительного заключения. Военные трибуналы рассматривают уголовные дела в составе 3 постоянных членов. Они рассматривали все преступления, совершенные военнослужащими, все дела против обороны, общественной безопасности и порядка. Жалобы и протесты на приговоры трибуналов не допускались. Приговоры вступали в силу с момента оглашения и приводились в исполнение немедленно (кроме расстрела – уведомление Военной коллегии ВС СССР).Развитие государства и права в послевоенные годы (1945 – начало 50-х гг.).Изменения в государственном аппарате были обусловлены окончанием войны, необходимостью восстановления и развития народного хозяйства, внешнеполитической обстановкой.Представительные органы власти. В годы войны выборы в Советы не проводились. После ее окончания в феврале 1946 были проведены выборы в Верховный Совет СССР, а через год - в Верховные советы союзных и автономных республик. При этом до 23 лет был повышен возрастной ценз для депутатов Верховного Совета СССР. Депутатами Верховных советов союзных и автономных республик могли избираться граждане, достигшие 21 года.Была расширена компетенция Союза к его ведению отнесли образование новых автономных областей, установление основ законодательства о браке и семье.В марте 1946 г. численный состав Президиума Верховного Совета СССР был сокращен на 9 человек (из прежних 42). В феврале 1947 г. была расширена компетенция Президиума Верховного Совета СССР, к его ведению было отнесено денонсирование международных договоров СССР, установление почетных званий СССР, воинских званий, дипломатических рангов и иных специальных званий. Органы государственного управления. Были упразднены чрезвычайные и другие органы, вызванные к жизни потребностями военного времени. Функции упраздненного ГКО были переданы Совету Народных Комиссаров. Военно-промышленные наркоматы преобразованы в органы управления мирными отраслями производства. В 1946 г. был принят Закон о преобразовании Совета Народных Комиссаров СССР, совнаркомов союзных и автономных республик в соответствующие Советы Министров, а наркоматов - в министерства.Судебные органы перестраивались на работу в мирных условиях. После окончания войны в местностях, где ранее объявлялось военное положение, восстанавливались обычная подсудность военных трибуналов и обычный порядок их деятельности. Был установлен возрастной ценз для народных судей и народных заседателей в 23 года.Была установлена ответственность судей перед дисциплинарными коллегиями. 19 марта 1946 г. Верховный Совет СССР принял Закон о присвоении Прокурору СССР наименования Генерального прокурора СССР.Вооруженные силы. С окончанием войны прекратила свое существование Ставка Верховного Главнокомандования. С 1946 г. Красная Армия стала именоваться Советской Армией.2.2 Особенности советского государственного управления в годы ВОВВоенные действия потребовали мобилизации всех сил и средств для обороны страны. Уже 22 июня 1941 года был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «О военном положении». В местностях, объявленных на военном положении, все функции органов государственной власти переходили военным властям (военным советам фронтов, армий). Военные власти получили право привлекать население к трудовой повинности, устанавливать военно-квартирную повинность, мобилизовать транспортные средства. За неподчинение приказам и распоряжениям военных властей виновные подлежали уголовной ответственности по законам военного времени. На территориях, занятых врагом, сохранялись или создавались партийные и советские органы, опиравшиеся на партизанское и подпольное движение.910590252730Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 5. Органы государственной власти СССР в 1941-1945 гг.Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 5. Органы государственной власти СССР в 1941-1945 гг.Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 5. Органы государственной власти СССР в 1941-1945 гг.Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 5. Органы государственной власти СССР в 1941-1945 гг.24773316123Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 6. Структура государственного управления СССР с 30 июня 1941 г., по 4 сентября 1945 г.Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 6. Структура государственного управления СССР с 30 июня 1941 г., по 4 сентября 1945 г.Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 6. Структура государственного управления СССР с 30 июня 1941 г., по 4 сентября 1945 г.Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 6. Структура государственного управления СССР с 30 июня 1941 г., по 4 сентября 1945 г.Была проведена серьезная перестройка государственного аппарата. 30 июня 1941 г. был образован Государственный Комитет Обороны (ГКО), которому передавалась вся полнота власти в стране. ГКО реализовывал свои решения через специальные комитеты и комиссии, своих уполномоченных, городские комитеты обороны, а также посредством довоенных государственных и партийных органов (Президиума Верховного Совета СССР, СНК СССР и др.). При этом, несмотря на усиление вертикали власти, была проведена и определенная децентрализация для более оперативного решения конкретных вопросов управления. Так народные комиссары могли по своему усмотрению перераспределять ресурсы и капиталовложения между отдельными предприятиями, изменять плановые задания, разрешать пуск в эксплуатацию недостроенных предприятий.Осуществлялась перестройка экономики на военный лад. Уцелевшие промышленные предприятия эвакуировались в восточные районы страны. Данной работой руководили Совет по делам эвакуации и Комитет по эвакуации продовольственных запасов, промышленных товаров и предприятий промышленности. В декабре 1941 г. на их основе было создано Управление по делам эвакуации, которому подчинялись отделы эвакуации при республиканских и областных органах и эвакуационные пункты па железных дорогах.В связи с военным положением изменился Порядок деятельности советских органов на всех уровнях. Неоднократно откладывалось проведение очередных выборов и продлевались полномочия соответствующих Советов, нарушались сроки созыва очередных сессий Советов. Например, за годы войны сессии Верховного Совета СССР созывались только 3 раза.Была проведена реорганизация управления войсками. Высшее стратегическое руководство вооруженными силами возлагалось на Ставку Верховного Главнокомандования. Председателем Ставки и Верховным Главнокомандующим являлся И. В. Сталин. Рабочим аппаратом Ставки служили Генеральный штаб, управления наркомата обороны и наркомата военно-морского флота.Специальные представители Ставки осуществляли связь с военными советами фронтов, координировали их действия и контролировали исполнение директив Верховного Главнокомандования. С мая 1942 г. при Ставке действовал Центральный штаб партизанского движения, а в сентябре 1942 г. было создано Главное командование партизанского движения.Судебная система в годы войны существенно не изменилась, но при этом вполне закономерно возросло значение военных трибуналов. Дела рассматривались на закрытых заседаниях. Приговоры трибуналов не подлежали кассационному обжалованию и немедленно приводились в исполнение (за исключением приговоров о расстреле). В местностях, объявленных на осадном положении, допускался расстрел на месте без судебного разбирательства.В ноябре 1942 г. была образована Чрезвычайная Государственная Комиссия, которая занималась расследованием преступлений оккупантов и их сообщников. За данного рода преступления предусматривалось наказание в виде смертной казни через повешение и ссылки на каторжные работы от 15 до 25 лет.В годы войны произошли некоторые изменения в правовой системе. Была усилена уголовная ответственность за нарушение трудовой дисциплины. Устанавливалась уголовная ответственность за уклонение or обязательного обучения военному делу, за распространение ложных слухов. Утеря документов, содержащих государственную тайну, наказывалась лишением свободы на срок от 3 до 10 лет. Усиливались наказания за кражи и хищения. В гражданском праве практически исчезают договорные отношения. В наследственном праве с 1945 г. стали допускаться к наследованию трудоспособные родители, а также братья и сестры. В семейном праве с 1944 г. признавались законными только зарегистрированные браки.Вывод по второй главе работы. В данной главе работы проводился анализ деятельности советского государственного аппарата в годы ВОВ.Таким образом, война обусловила усиление слияние, интеграцию государственного и партийного руководства различных уровней. Задачи военного времени было сложно решить традиционными методами государственного регулирования, которые выполнялись коммунистами в силу партийной обязанности, партийного долга и ответственности.В деятельности Советов депутатов в первую очередь решалась функция организации защиты государства от внешнего врага.В полномочия органов власти входили:Военная мобилизация;Создание резервов и отправке пополнений на фронт;Материальное снабжение войск;Оборонительное строительство;Местная противовоздушная оборона.Органы власти поддерживали организованность и порядок, следили за выполнением законов военного времени. Исполкомы осуществляли хозяйственно-организаторскую функцию, принимая активное участие в военной перестройке народного хозяйства, в обеспечении необходимых условий труда и жизни для населения городов, сел, областей.Президиум Верховного Совета СССР в центре принимал важные правовые акты - указы о мобилизации, о введении военного положения, создании новых государственных органов (в том числе, чрезвычайных), о ратификации международных договоров, о структуре вооруженных сил и др.Деятельность Совнаркома СССР во время войны значительно усилилась. Военно-хозяйственные вопросы решались совместно Совнаркомом и ЦК ВКП(б). Большое внимание уделялось новому порядку руководства военной экономикой.Основной формой планирования стали хозяйственные планы – декадные, месячные, квартальные. Перевод экономики на военное производство завершился к 1943 году, после чего начался период общего подъема военного производства. В освобожденных от оккупантов территориях были разработаны и приняты планы восстановления и дальнейшего развития народного хозяйства.ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, модель управления, зафиксированная Конституцией 1936 г., не меняла природу Советского государства и принципы его организации. Система управления обслуживала задачи управления страной в, преддверии неизбежной войны. Это вело к дальнейшей централизации управления, усиления административно-директивного способа решения возникавших проблем. Бурный рост количества наркоматов, главков, управлений, отделов призван был ускорить подготовку государства к войне, повысить боевые качества ее вооруженных сил. Политические репрессии и необоснованно частые смены командного состава отрицательно сказались на мобилизационном потенциале общества, дезориентировали управление армией, снижали ее боеспособность. В то же время крайняя централизация управления во всех сферах государственной, хозяйственной и общественной жизни страны была вызвана объективными условиями.Во-первых, это безмерная концентрация власти в центре. Она выразилась в том, что довольно узкий круг одних и тех же лиц входил в состав основных руководящих органов: Политбюро ЦК ВКП(б), СНК СССР, ГКО, Ставка ВГК. Этими лицами были Сталин и его ближайшее политическое окружение - Молотов, Маленков, Берия, Щербаков, Каганович, а также военные - Жуков, Шапошников, Тимошенко, Кузнецов, Антонов, Василевский, Ворошилов и некоторые другие. Зачастую невозможно было провести грань между органами, которые они представляли. Тем более что многие из них занимали одновременно несколько постов и должностей. Так, Сталин одновременно был Генеральным секретарем ЦК партии, Председателем Совнаркома СССР, Председателем ГКО, Верховным главнокомандующим и наркомом обороны. Решения одних и тех же лиц могли быть оформлены протоколом заседания Политбюро, СНК СССР или ГКО. Это, с одной стороны, давало определенный положительный эффект, поскольку вопросы решались оперативно, без траты времени на согласования. С другой стороны, слишком узкий состав высшего руководства (10 - 12 человек) таил в себе опасность субъективизма, произвола, бесконтрольности, недостаточной проработки некоторых решений. По существу одни и те же лица принимали решения, организовывали их выполнение и контролировали результаты работы. В случае неудач всегда отыскивались «козлы отпущения» среди подчиненных исполнителей. Поэтому кадровая чехарда, особенно на начальном этапе войны, было обычным делом.Во-вторых, особенностью системы управления в военное время было то, что существенно возросла роль органов исполнительной власти. Поскольку сессии Верховного Совета СССР созывались нерегулярно, выборы Советов всех уровней неоднократно переносились, решения исполнительных органов воспринимались как законы. В целом советская система управления выдержала испытания войной и обеспечила победу над сильным и организованным противником.БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОКАксютин Ю. Эволюция общественных настроений в СССР (1950-1970-е годы) // Свободная мысль. - 2013. - N 3. - C.177.Андреев М.А. Деятельность партии левых социалистов-революционеров в Наркомпросе РСФСР // Рос. история. - 2010. - N 4. - С.3.Архипова Т.Г. Государственный аппарат РСФСР в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945 гг. - М.: МГИАИ, 1981.Архипова Т.Г. Государственный аппарат РСФСР в годы Великой Отечественной войны (1941--1945 гг.): Учеб. пособие. — М., 1981.Бакланова А.А. Роль генштаба в годы Великой Отечественной войны / А.А.Бакланова, В.М.Черных // История науки и техники. - 2007. - N 5. - С.18.Боффа Д. История Советского Союза. Отечественной войны до положения второй мировой державы. Сталин и Хрущев, 1941-1964 гг. - Т. 2. - М., 1990.Будницкий О. Материалы по истории оккупационного режима и коллаборационизма в период Великой Отечественной войны в американских архивах // Рос. история. - 2014. - N 3. - С.126.Булюлина Е. Советские органы власти в 1918 - первой половине 1920-х гг. // Власть. - 2010. - N 11. - С.140.Верт Н. История Советского государства. 1990-1991 гг. - М., 1992.Вторая мировая война и современность. Сборник статей. / Отв. Ред. Чл-корр. АН СССР П. А. Жилин. — М.: Наука, 1972.Вторая мировая война. Дискуссии. Основные тенденции. Результаты исследований. Сборник статей. — М., 1997.Глазкова Л. Разведка доложила точно // Российская Федерация сегодня. - 2005. - N 6. - С.61.Горьков Ю.А. Постановления Государственного Комитета Обороны (1941−1945). М., 2000.Государственная власть СССР. Высшие органы власти и управления и их руководители. 1923 — 1991 гг. Историко-библиографический справочник. / Авт. Сост. В. И. Ивкин — М.: РОССПЭН, 1999.Данилов В.Н. Советское государство в Великой Отечественной войне: феномен чрезвычайных органов власти. 1941 — 1945 гг. — Саратов, 2002.Директивы КПСС и Советского правительства по хозяйственным вопросам. Т. 2. — М., 1957.Ежов В.А. Государственное управление СССР в годы Великой Отечественной войны (1941 — 1945 гг.): Учеб. пособие — СПб., 1998.Жуков Г. К. Величие победы СССР и бессилие фальсификаторов истории. — М., — 1970.Жуков Г. К. Воспоминания и размышления. Т. 1. — М., — 1974.Зубкова Е. "Привычка к бедности". Проблемы измерения уровня жизни в СССР в 1940-1969-е годы // Рос. история. - 2013. - N 5. - С.104.Исаев И.А. История государства и права России: Полный курс лекций. 2-е изд., перераб и доп. - М.: Юрист, 1994.Исторический архив, — 1961, — № 6.История Великой Отечественной войны Советского Союза. 1941 — 1945 гг., т. 4. — М., 1965.История Великой Отечественной войны, т. 2. — М., 1963.История государственного управления в России: Учебник. Изд. 3-е, перераб. и доп./Под общ. ред.Р.Г. Пихои. - М.: Изд-во РАГС, 2004.История Отечества: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Отв. ред. проф. В.Н.Шевелев - Ростов н/Д: Феникс, 2002.История отечественного государства и права. Часть 2. Учебник / Под ред. О. И. Чистякова — М.: Юристъ, 2003.История России ХХ — начало ХХ1 века / А. С. Барсенков, А. И. Вдовин, С. В. Воронкова: под ред. Л. В. Милова. — М.: Эксмо, 2006.Комаров Н.Я. Государственный Комитет Обороны постановляет … Документы. Воспоминания. Комментарии. — М., 1990.Конституция СССР (1936 г.) // СПС Гарант. — Февраль, — 2011.Коржихина Т. П. Советское государство и его учреждения: ноябрь 1917 г. -- декабрь 1991 г. М., 1994.Коровин В.В. Участие органов государственной безопасности в осуществлении функций обороны страны // Советское государство и право, — 1975, — № 5.КПСС о Вооруженных Силах Советского Союза. Сборник документов. 1917 — 1958. — М., — 1968.Куликов В.И. История государственного управления России: Учебник. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.Куликова Г.Б. Основной Закон государства победившего социализма: (к 50-летию Конституции СССР 1936 года). - М. 1986,- (Новое в жизни, науке, технике. Сер. "История"; № 12); См.: Союз. - 1990. -№ 9. - С. 16.Курицын В.М. Советский государственный аппарат в период Великой Отечественной войны // Советское государство и право, — 1980, — № 5, — с. 3 — 11.Литвин А.Л. Проблема сталинского террора в новейших зарубежных исследованиях / А.Л.Литвин, А.А.Сальникова // Россия и совр. мир. - 2011. - N 3. - С.153.Лунев А.Е. Советское государственное управление в годы Великой Отечественной войны // Советское государство и право. — 1980, — № 5, — с. 69 — 78.Нилов В.Г. Сорок лет катастрофы // Новое время. - 2001. - N 32. - С.36-37.Омельченко Н.А. История государственного управления в России: учебник. -М.: ТК Велби: Проспект, 2006.Пыжиков А.В. Рождение сверхдержавы. 1945-1953 годы. - М.: Олма-пресс, 2002. - 319с.Сашенков Е. Сталинщина: даты и события // Общественные науки. - 1989. - N 3. - С.132.Сырых В.М. История государства и права России. Советский и современный периоды: Учебное пособие. — М.: Юристъ, 2000.Тавокин Е.П. К вопросу об исторической памяти о Великой Отечественной войне / Е.П.Тавокин, И.А.Табатадзе // Социол. исслед. - 2010. - N 5. - С.62.Чуянов А. Сталинград — город боевых традиций. — Волгоград, 1965.Щепетев В.И. История государственного управления в России: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.Юрганов А. "Культ личности" в марте 1953 года // Россия XXI. - 2011. - N 2. - С.148.Янкелевич К. Как закалялся сталинизм // Россия XXI. - 2011. - N 2. - С.128.


Похожие работы

Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
54 132 оценки star star star star star
среднее 4.9 из 5
НОУ ВО МосТех
По моей просьбе, работа была выполнена раньше назначенного срока. Сдал на отлично, были не...
star star star star star
Московский технологический институт
Работа сдана на отлично, автор все замечания выполнил без проблем!!! Спасибо 5+
star star star star star
ЮУрГУ
Благодарю за выполненную работу! Всё сделано на высшем уровне. Рекомендую всем данного исп...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

решить 6 практических

Решение задач, Спортивные сооружения

Срок сдачи к 17 дек.

только что

Задание в microsoft project

Лабораторная, Программирование

Срок сдачи к 14 дек.

только что

Решить две задачи №13 и №23

Решение задач, Теоретические основы электротехники

Срок сдачи к 15 дек.

только что

Решить 4задачи

Решение задач, Прикладная механика

Срок сдачи к 31 дек.

только что

Выполнить 2 задачи

Контрольная, Конституционное право

Срок сдачи к 12 дек.

2 минуты назад

6 заданий

Контрольная, Ветеринарная вирусология и иммунология

Срок сдачи к 6 дек.

4 минуты назад

Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...

Решение задач, Налоговое право

Срок сдачи к 5 дек.

4 минуты назад

ТЭД, теории кислот и оснований

Решение задач, Химия

Срок сдачи к 5 дек.

5 минут назад

Решить задание в эксель

Решение задач, Эконометрика

Срок сдачи к 6 дек.

5 минут назад

Нужно проходить тесты на сайте

Тест дистанционно, Детская психология

Срок сдачи к 31 янв.

6 минут назад

Решить 7 лабораторных

Решение задач, визуализация данных в экономике

Срок сдачи к 6 дек.

7 минут назад

Вариационные ряды

Другое, Статистика

Срок сдачи к 9 дек.

8 минут назад

Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе

Курсовая, Методика преподавания химии

Срок сдачи к 26 дек.

8 минут назад

Вариант 9

Решение задач, Теоретическая механика

Срок сдачи к 7 дек.

8 минут назад

9 задач по тех меху ,к 16:20

Решение задач, Техническая механика

Срок сдачи к 5 дек.

9 минут назад
9 минут назад
10 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.