это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
4101027
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение
История создания роман «Отцы и дети»
Темы и проблемы в романе
Конфликты в романе
Социальное и общечеловеческое в конфликте поколений в романе И.С Тургенева «Отцы и дети»
Заключение
Список литературы
Введение
Проблема конфликта взглядов и жизненных позиций отцов и детей существовала и, скорее всего, будет существовать во все времена. Очевидно, именно поэтому роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» до сих пор остается актуальным. Два поколения, изображенные писателем, различаются не столько возрастом, сколько противоположными взглядами, мировоззрениями: старого дворянства, аристократии и молодой революционно-демократической интеллигенции.В этом романе оказались лицом к лицу люди 40-х и 60-х годов XIX века. Именно принадлежность к разным временным эпохам стала источником конфликта между Павлом Петровичем Кирсановым и Евгением Базаровым. В их противостоянии, по сути, обозначилось противостояние двух исторических эпох.40-е годы были временем дворян-либералов. Тогда слово «либерал», отмечает Тургенев, означало протест против всего темного и притеснительного. Оно означало уважение к науке и образованию, любовь к поэзии и художеству и, наконец, пуще всего любовь к народу, который, находясь еще под гнетом крепостного бесправия, нуждался в деятельной помощи своих счастливых сынов. Либерально настроенных людей, исполненных веры в науку, прогресс, гуманность, цивилизацию, нередко называли «идеалистами», «романтиками». В обществе этих лет все надежды возлагались на духовные ценности, составляющие внутреннее достояние личности, среди них любовь, сострадание, гуманность, чувство чести, достоинства.И вот в русской общественной жизни 60-х годов появляется новая социальная группа разночинская интеллигенция, состоявшая из образованных молодых людей разного социального происхождения (большей частью выходцев из церковной и мелкобуржуазной среды), отказавшихся от своих социальных корней и исповедовавших идею борьбы с существующим порядком вещей и теми, кто его олицетворяет. Главной «мишенью» для молодого, напористого поколения разночинцев стало аристократическое дворянство. Они отказались видеть в аристократизме высшую форму тогдашней культуры.Предмет исследование роман И. С. Тургенева Отцы и дети.Объект исследования - социальное и общечеловеческое в конфликте поколений в романе И.С Тургенева «Отцы и дети»Цель данной работы – рассмотреть и выделить социальное и общечеловеческое в конфликте поколений в романе И.С Тургенева «Отцы и дети». Для того, чтобы достичь данной цели необходимо решить следующие задачи:Кратко изучить историю создания романа.Выделить тематику и проблематику романа.Рассмотреть какие существуют линии конфликтов в романе.Выделить и проанализировать социальное и общечеловеческое в конфликте поколений в романе И.С Тургенева «Отцы и дети».Методология исследования: Вместе с традиционными общенаучными описательным и сравнительно-сопоставительным методами исследования, используется концептуальный анализ, включающий анализ словарных дефиниций, контекстуальный анализ, метод интерпретации.Теоретическая значимость работы: Результаты, полученные в данной работе, позволяют углубить теоретические знания в области литературы.Структура работы: работа состоит из содержания, введения, двух глав с подпунктами, заключения к проведённой работе и библиографии.История создания роман «Отцы и дети»В 1860 году обрывается сотрудничество Тургенева с журналом «Современник». Либеральные взгляды писателя были не совместимы с революционно-демократическим настроением Добролюбова, написавшего критическую статью в журнале на роман Тургенева «Накануне». И. С. Тургенев не принял содержащихся в ней революционных выводов. Причина же разрыва была глубже: неприятие революционных идей, «мужицкого демократизма Добролюбова и Чернышевского» и их намерений «звать Русь к топору». Роман «Отцы и дети» стал попыткой осмыслить характер и направление деятельности «новых людей», тип которых только еще начал зарождаться в русском обществе.Иван Сергеевич уезжает в Англию, где и зарождается у него замысел романа «Отцы и дети». Прообразом одного из главных героев романа послужил молодой провинциальный доктор, с которым Тургенев встретился на железной дороге. Молодой человек заинтересовал его своим отношением к жизни, в блеске его глаз писатель увидел нигилизм. Причем он сам уверен, что современной ему литературе это проблема не встречается и ему не с чем сравнить собственные ощущения и оценки нигилизма. Общение с этим молодым человеком сильно вдохновило писателя. Он задумался о пороках общества в целом, а особенно об обстановке дел на его родине. Позже, расшифровывая замысел романа, в дневниковых записях он фиксирует такую мысль: «Если сливки так плохи, то каково же молоко». Речь идет о том слое общества, которое считается высшим кругом, привилегированным, имеющим особые права и возможности и считающем, что такое положение освобождает его от исполнение многих общечеловеческих обязанностей, но наделяет возможностями, недоступными другим.Этот молодой врач в разговор с Иваном Сергеевичем запомнился ему не только благородной профессией и свежестью лица, а также смелой точкой зрения на окружающий мир. Причем, интересна не только позиция юноши, но и умение грамотно ее высказать, подкрепить аргументами и фактами из реальности.В течение зимы написаны первые главы, но работа идет медленнее, чем предполагалось. В письмах этого времени, которые пишет Тургенев друзьям в Россию, постоянно звучат просьбы сообщать о новостях общественной жизни России, бурлящей накануне величайшего события в ее истории - отмены крепостного права. Чтобы получить возможность непосредственно познакомиться с проблемами современной русской действительности, И. С. Тургенев приезжает в Россию. Начатый до реформы 1861 года роман писатель заканчивает уже после нее в своем любимом Спасском. Осенью, по возвращении в Париж, И. С. Тургенев читает свой роман В. П. Боткину и К. К. Случевскому, чьим мнением он очень дорожил. Соглашаясь и споря с их суждениями, писатель, по его собственному выражению, «перепахивает» текст, вносит в него многочисленные изменения и поправки. В марте 1862 года роман «Отцы и дети» печатается в журнале «Русский вестник».Для того чтобы подготовить роман к отдельному изданию Тургенев работает над некоторыми изменениями в тексте. Корректирует образ Базарова, чтобы в новой редакции он вызывал у читателей не неприязнь, а сочувствие и интерес.Отдельно роман издаётся в 1862 году в сентябре. Тургенев посвящает его Белинскому. Виссарион Белинский, имевший большой вес в русской литературе и значительное влияние на формирование взглядов Тургенева, высоко оценивает труд Ивана Сергеевича. Возможно, именно благодаря покровительству Белинского, роман получает путь в литературу и должное внимание — его читают и обсуждают.Темы и проблемы в романе Проблема отношений отцов и детей, отразившаяся в заглавии романа и составляющая основной конфликт его, – проблема вневременная, жизненная. Потому Тургенев отмечает типичность «небольшой неловкости», которую ощущает Аркадий за первым после разлуки «семейным ужином» и «которая обыкновенно овладевает молодым человеком, когда он только что перестал быть ребёнком и возвратился в место, где привыкли видеть и считать его ребёнком. Он без нужды растягивал свою речь, избегал слова «папаша» и даже раз заменил его словом «отец», произнесённым, правда, сквозь зубы...» [13, 17].Из проблемы несходства поколений вытекают и другие нравственные проблемы тургеневской эпохи, Являющиеся популярными и сейчас, в начале 21 века. Это раздумья о дружбе и о любви и об их роли в жизни людей, мысли о том, нужны ли такие люди, как Базаров.Поражает удивительный лаконизм тургеневского стиля: в небольшом по объему произведении умещается огромный материал, хотя писатель не дает развернутых картин в русской жизни, не вводит большого числа действующих лиц – он отбирает самое характерное, наиболее существенное.При помощи художественных деталей и «тайной психологии» писатель сумел кратко, но убедительно рассказать о людях, о жизни России в один их переломных периодов её истории.С первых страниц звучит острая проблема необходимости преобразований. Этот вопрос тревожит героев романа: Николай Кирсанов толкует «о предстоящих правительственных мерах, комитетах, о депутатах, о необходимости заводить машины и т.д.» [13, 29].; Павел Петрович возлагает надежды на «мудрость правительства и на народную общину»; Аркадий провозглашает принципы нигилизма, ничего не понимая в революционно-демократическом режиме. На фоне неустроенной жизни страны вырисовывается могучая фигура Базарова, человека нового поколения, борца, революционера, пришедшего на смену «отцам», неспособным решить основных проблем эпохи.Автор резко противопоставляет Евгения Васильевича миру аристократов. Первое, что бросается в глаза, когда мы знакомимся с молодым нигилистом, - черты демократизма, присущие этому персонажу. Одежда, которую он небрежно называл «одежонкой», состояла из «длинного балахона с кистями» и старой грязной шляпы, «к тулье которой пристало какое-то болотное растение». И в романе ему резко противопоставляется образ, в котором вышел к утреннему чаю аристократ Павел Петрович: «на нем был изящный утренний, в английском вкусе, костюм; на голове красовалась маленькая феска». Все детали костюма были изящно подобраны хозяином, которому, видимо, кроме того, больше заняться было нечем. Уже только в описании внешности авто показывает, что перед читателями два человека с разными манерами, вкусами, убеждениями, ведущие различный образ жизни.Перед Тургеневым, всегда отражавшим, по его собственным словам, «дух и давление времени», и на этот раз встал вопрос о художественном показе назревавшего общественного конфликта.Тургенев подошёл к этой задаче не как сторонний наблюдатель, а как живой участник событий, игравший в общественной жизни активную роль.Все основные события романа проходят в течении всего двух месяцев: Базаров приезжает в имение Кирсановых в конце мая, а в конце июля он умирает. Всё, что происходило с героями до или после этих двух месяцев, рассказывается в отступлениях биографического порядка (так мы узнаём о прошлом Кирсановых и Одинцовой) и в эпилоге: это создаёт у читателя впечатление, что он ознакомился со всей жизнью героя.Особая черта проблемы крестьянства, показанная в романе, - полная отчуждённость крестьян от господ и недоверие к ним, в каком бы обличии господа перед ними не выступали. Такой смысл имеет смущавшая иногда читателей беседа Базарова с крестьянами в 27 главе.Все эти проблемы воплощаются в конфликтах героев и их диалогах. Конфликты в романеПрежде, чем разбирать сами конфликту стоит наметить те сюжетно ролевые линии, по которым они проходят и с помощью которых вырисовываются. Базаров и Павел Петрович Кирсанов.Главный герой – Евгений Базаров необычайно трудолюбив. Он посвящает всю свою жизнь исследованиям, проводи опыты, пытается быть полезным для общества и для родины. Он не видит никакого смысла в творчестве и поэзии. Он отрицает всякие чувства.Его противником становится Павел Петрович Кирсанов – представитель класса аристократов. Он не поддерживает сухую, бездушную натуру Евгения, удивляясь и сопротивляясь его высказываниям о ненужности искусства, поэзии.Между этими героями постоянно ведутся ссоры, конфликты. Они настолько ненавидят друг друга, что затевают тайную дуэль. В ней побеждает Евгений, однако, его победа – это всего лишь удача судьбы, которая точно также могла улыбнуться и Павлу Петровичу.Аркадий и Николай Петрович КирсановСпор между Аркадием и его отцом проходит более мирно. Николай Петрович - семейный человек, его невозможно представить вне семейного круга. Он - отец, который стремится исполнить свой отцовский долг как можно лучше. Именно на нем, по мнению Тургенева, должна лежать ответственность за связь поколений. Во имя отцовской любви Николай Петрович готов многим поступиться. Николая Петровича отличает чуткость, терпение, мудрость. Именно эти качества предотвращают разрыв между отцом и сыном.Базаров и Аркадий.Молодые люди вместе учились: прослушали курс лекций в университете. После учебы они вдвоем по очереди навещают своих родных, переезжают из одного места в другое. Анализ взаимоотношений двух героев позволяет понять их характеры, силу убеждений и силу дружеской привязанности.Базаров в этой паре – лидер. К Аркадию он относится снисходительно, покровительственно. Кирсанов же называл своего друга наставником; он «благоговел перед своим учителем», считал Базарова «одним из самых замечательных людей». Несформировавшаяся еще натура Аркадия всецело находится под влиянием Базарова, который хотя и бывает с ним откровенен, однако же держит его всегда на вторых ролях. Аркадий этого не замечает и не понимает. О своем друге он рассказывает Одинцовой «так подробно и с таким восторгом, что Одинцова обернулась к нему и внимательно посмотрела».В спорах с Базаровым Аркадий «обыкновенно оставался побежденным, хотя говорил больше своего товарища». Впрочем, это его нимало не смущает, поскольку он видит в Базарове человека, которого «ждет великая будущность».Базаров и его родителиВ романе «Отцы и дети» родители Базарова – яркие представители старшего поколения. Несмотря на то, что автор уделяет им не так много внимания, как, скажем, братьям Кирсановым, образы Василия Ивановича и Арины Власьевны даны не случайно. С их помощью автор наиболее полно показывает взаимоотношения поколений.Базаров и ОдинцоваБазаров и Одинцова — это два совершенно противоположных по мировоззрению человека, хотя в них, по словам автора, «было слишком много … однородного». Одинцова обострила, усилила назревание внутренних противоречий в Базарове. Если поэзия, живопись, музыка могли и не возбудить в нем глубоких чувств, то встреча с женщиной, неразделенное чувство принесли ему много душевных мук и страданий. Общение с Одинцовой поставило Базарова в острое противоречие сего нигилистическим отрицанием любви. Сознание этого противоречия вело его к переоценке своих взглядов, к нарастанию духовного кризиса. Что же касается Одинцовой, то она осталась холодной и равнодушной к нему.Базаров и народНаблюдательный Базаров, живя в деревне Кирсановых, а затем у своих родителей, чаще начал встречаться с мужиками. На них он обратил внимание в Марьине. Заинтересовал его крестьянин, гнавший спутанных лошадей в утро перед дуэлью. В деревне у отца Евгений имел возможность чаще общаться с народом. С одной стороны, из сел к Василию Ивановичу привозили больных, и этих людей, несомненно, видел Базаров. С другой, он, как беспокойная и деятельная натура, сам уходил в деревню и лично знакомился с крепостными.Однако диалог с крестьянами заканчивается авторским замечанием о том, что Базаров однажды, после разговора с крестьянином, «презрительно пожал плечами и отвернулся». Он не только не услышал живой народной мудрости, но почувствовал какую-то патриархальную дичь, возмутившую его. Крестьяне тоже не поняли его. Социальное и общечеловеческое в конфликте поколений в романе И.С Тургенева «Отцы и дети»Итак, после того как были расписаны линии конфликта стоит рассмотреть каждый из них подробнее с целью найти социальное и общечеловеческое в конфликте поколений в романе И.С Тургенева «Отцы и дети».Для того, чтобы бы полнее и грамотнее раскрыть данную тему необходимо прояснить какой конфликт стоит называть социальным, какие у него виды и причины, а какой конфликт можно назвать общечеловеческим.Слово «конфликт» (от лат. confliktus) означает столкновение (сторон, мнений, сил). Понятие социального конфликта как столкновения двух и более субъектов социального взаимодействия широко интерпретируется представителями различных направлений конфликтологической парадигмы. Так, в представлении К. Маркса в классовом обществе основной социальный конфликт проявляется в виде антагонистической классовой борьбы, кульминацией которой является социальная революция. По мнению Л. Козера, конфликт является одним из видов социального взаимодействия, в ходе которого происходит «борьба за ценности и притязания на статус, власть и ресурсы, в ходе которой оппоненты нейтрализуют, наносят ущерб или устраняют своих соперников». В трактовке Р. Дарендорфа социальный конфликт представляет собой различные по интенсивности виды столкновений между конфликтующими группами, в которых классовая борьба является одним из видов противоборства.Социальный конфликт представляет собой открытое противоборство, столкновение двух и более субъектов (сторон) социального взаимодействия, причинами которого являются несовместимые потребности, интересы и ценности.Причинами конфликта могут быть самые разные проблемы, например конфликт по поводу материальных ресурсов, по поводу ценностей и важнейших жизненных установок, по поводу властных полномочий (проблемы доминирования), по поводу статусно-ролевых различий в социальной структуре, по поводу личностных (в том числе эмоционально-психологических) различий и т. д. Таким образом, конфликты охватывают все сферы жизнедеятельности людей, всю совокупность социальных отношений, социального взаимодействия. Конфликт но сути является одним из видов социального взаимодействия, субъектами и участниками которого выступают отдельные индивиды, большие и малые социальные группы и организации. Однако конфликтное взаимодействие предполагает противоборство сторон, т. с. действия субъектов, направленные друг против друга.Важным, направлением исследования социальных конфликтов представляется также рассмотрение их с точки зрения становления человечества как целого, проявления в них общечеловеческого начала. Перспективность и значимость такого подхода в плане разработки философских проблем теории конфликта в том, что он задает универсальную систему отсчета, дает возможность, избавиться от редукционизма в оценках социальных конфликтов. В этом плане он близок подходу В. Каширина, стремящегося «создать комплексную конфликтологическую теорию» на основе рассмотрения конфликтов через призму глобалистики. Вместе с тем предлагаемый нами подход несколько отличается интерпретацией общечеловеческого. Стремление выявить такую систему отсчета как основание для оценок конфликтов прослеживается и у других исследователейПри рассмотрении в такой системе отсчета социальные конфликты предстают не только как генетически присущая человечеству неизбежность, но и как средство развития человечества, его возвышения. В этой связи можно будет поставить вопрос о соотношении конфликтов социального мира и общечеловеческих, нравственных ценностей. При этом рассмотрение конфликтов в свете общечеловеческого подхода позволяет выделить два существенных аспекта их исследования во-первых, путем рассмотрения конфликта как подсистемы более сложной системы, человечества как целостной системы, во-вторых, в его отношении к идеальной родовой сущности человека.Другим важным аспектом изучения конфликтов в свете указанного подхода является их рассмотрение в плане идеального единства человеческого рода. Ведь это идеально полагаемое единство на уровне человеческого рода лежит в основе общечеловеческих ценностей образует основу нравственности и содержит в себе немалый потенциал примирения и согласия Учет его влияния на конфликты и соответственно рассмотрение конфликтов с общечеловеческой точки зрения представляется все более настоятельной задачей конфликтологии.Таким образом, обращение к социально-философской концепции общечеловеческого представляет собой важное и перспективное направление в исследованиях конфликтов. При этом возникает вопрос о совместимости конфликта с общечеловеческим началом. Ведь с конфликтом обычно понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями. Такое противодействие и негативные эмоции на первый взгляд, противоречат общечеловеческому началу, объединяющему людей выявляющему основания их единства. В этом плане общечеловеческое начало, и конфликтность представляются взаимоисключающими. Но, как нам представляется, даже в социальном конфликте можно выявить общечеловеческое начало. Во-первых, конфликты универсальны, присущи всем областям человеческого бытия, во-вторых, они выполняют конструктивные функции. Кроме того особого внимания заслуживает вопрос о роли общечеловеческого начала в разрешении конфликтов. То есть общечеловеческое и конфликтность представляют собой две перекрывающиеся области, что и позволяет рассмотреть их во взаимосвязи и достаточно объективно.Для того чтобы осознать конфликт романа во всей его полноте, следует понять все оттенки разногласий Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова. «Кто есть Базаров?» - спрашивают Кирсановы и слышат ответ Аркадия: «Нигилист» [13, 22]. По мнению Павла Петровича, нигилисты попросту ничего не признают и ничего не уважают. Взгляды нигилиста Базарова можно определить, только выяснив его позицию. Вопрос, что признавать, на чём, на каких основаниях строить свои убеждения, - чрезвычайно важен для Павла Петровича. Вот что представляют собой принципы Павла Петровича Кирсанова: право на ведущее положение в обществе аристократы завоевали не происхождением, а нравственными достоинствами и делами(«Аристократия дала свободу Англии и поддерживает её»),т.е. нравственные нормы, выработанные аристократами, - опора человеческой личности. Без принципов могут жить лишь безнравственные люди. Прочитав высказывания Базарова о бесполезности громких слов, мы видим, что «принсипы» Павла Петровича никак не соотносятся с его деятельностью на благо общества, а Базаров принимает только то, что полезно («Мне скажут дело- я соглашусь». «В теперешнее время полезнее всего отрицание- мы отрицаем») [13, 21].Евгений отрицает и государственный строй, что приводит Павла Петровича в замешательство (он «побледнел»).Отношение к народу Павла Петровича и Базарова разное. Павлу Петровичу религиозность народа, жизнь по заведённым дедами порядкам кажутся исконными и ценными чертами народной жизни, умиляют его. Базарову же эти качества ненавистны: «Народ полагает, что, когда гром гремит, это Илья-пророк в колеснице по небу разъезжает. Что ж? Мне согласиться с ним?» Одно и то же явление и называется по-разному, и по-разному оценивается его роль в жизни народа. Павел Петрович: «Он (народ) не может жить без веры». Базаров: «Грубейшее суеверие его душит». [13, 23].Просматриваются разногласия Базарова и Павла Петровича в отношении к искусству, природе. С точки зрения Базарова, «читать Пушкина - потерянное время, заниматься музыкой смешно, наслаждаться природою – нелепо». Павел Петрович, напротив ,любит природу, музыку. Максимализм Базарова, полагающего, что можно и нужно во всём опираться только на собственный опыт и собственные ощущения, приводит к отрицанию искусства, поскольку искусство как раз и представляет собой обобщение и художественное осмысление чужого опыта. Искусство (и литература, и живопись, и музыка)размягчает душу, отвлекает от дела. Всё это «романтизм», «чепуха». Базарову, для которого главной фигурой времени был русский мужик, задавленный нищетой, «грубейшими суевериями», казалось кощунственным «толковать" об искусстве, «бессознательном творчестве», когда «дело идёт о хлебе насущном». Итак, в романе Тургенева «Отцы и дети» столкнулись два сильных, ярких характера. По своим взглядам, убеждениям Павел Петрович предстал перед нами как представитель «сковывающей, леденящей силы прошедшего», а Евгений Базаров - как часть «разрушительной, освобождающей силы настоящего».Павел Петрович постоянно спорит с Базаровым, пытается вывести его на конфликт. Его поражает, как он может жить без принципов, отрицать любовь, чувства, живопись. Два поколения противопоставлены даже во внешности Павла и Евгения. Кирсанов описан как мужчина средних лет, идеально выбритый, с белыми воротничками и манжетами, розовыми чистыми ногтями. А Базаров, который ходит в балахоне, с щетиной, совершенно не заботится о внешности, о манерах, у него красные руки рабочего человека. Столкновения между Павлом Кирсановым и Базаровым играют важную роль для раскрытия сути противоречий поколений. В них раскрываются различные стороны жизни, как видят их и отцы, и дети.Николай Петрович Кирсанов, в отличие от своего брата, не конфликтует с молодыми. Он понимает страсть Аркадия к чему-то новому, неизведанному и даёт ему время, чтоб он сам «нагулялся» и осознал всё. Он не конфликтует даже в момент, когда сын демонстративно забрал отцовский сборник Пушкина и положил вместо него немецкую книгу «Stoff und Kraft».Аркадий Кирсанов – потомственный дворянин. Ему посчастливилось родиться в семье, где царила искренняя любовь. Он воспитывался согласно дворянским традициям. Когда умерла его мать, отец посвятил свои силы тому, чтобы дать ребенку все, что необходимо.Когда молодой человек поступил в университет, Николай Петрович отправился в Петербург вместе с ним и прожил там первые три года обучения. Он старался быть в курсе интересов сына и знать его товарищей.Те условия, в которых рос Аркадий, сформировали в нем любовь к прекрасному, восхищение природой, искусством и теплое отношение к своим близким. Поддавшись бунтарскому юношескому порыву, он попадает под влияние Евгения Базарова. Аркадий очень ценит дружбу этого человека. И вслед за ним объявляет себя нигилистом.Вернувшись домой после окончания учебы, Аркадий старается продемонстрировать отцу, что он уже не тот восторженный юноша, каким был раннее. Но непосредственная восторженность и любовь к отцу прорываются наружу:«Аркадий живо повернулся к отцу и звонко поцеловал его в щеку».По пути в родное имение он видит, что владение его семьи находится на грани упадка, он загорается различными планами и идеями преобразований. Весенняя атмосфера отвлекает его от этих мыслей, и вновь в его поведении с отцом пробивается непосредственность:«Аркадий глядел, глядел, и, понемногу ослабевая, исчезали его размышления... Он сбросил с себя шинель и так весело, таким молоденьким мальчиком посмотрел на отца, что тот опять его обнял». [13, 18].Порой Аркадий чувствует превосходство над отцом. Когда Николай Петрович рассказывает ему о своей возлюбленной, сын ругает его за неловкость и стеснение, говоря, что полностью поддерживает отца:«…и чувство снисходительной нежности к доброму и мягкому отцу, смешанное с ощущением какого-то тайного превосходства, наполнило его душу. — Перестань, пожалуйста, — повторил он еще раз, невольно наслаждаясь сознанием собственной развитости и свободы». [13, 30].Прогрессивные взгляды и нежное отношение к отцу позволяют Аркадию с искренней радостью принять новость о появлении сводного брата.В тексте романа наблюдается инверсия: сын пытается играть неподобающую ему роль, присвоив себе право прощать отца. Николай Петрович, который говорит, что у него «всегда были особенные принципы насчет отношений отца к сыну» [13, 14](имея в виду равноправие), с первого момента встречи с сыном оказывается в зависимом положении: «Николай Петрович казался гораздо встревоженнее своего сына; он словно потерялся немного, словно робел» [13,11]. В то время как Аркадий испытывает «чувство снисходительной нежности к доброму и мягкому отцу, смешанное с ощущением какого-то тайного превосходства» [13, 15].Сын ведет себя бестактно, снисходительно похлопывая отца по плечу, любуясь своим «взрослым» великодушием, «наслаждаясь сознанием собственной развитости и свободы», «отпускает» отцу грехи и прощает ему увлечение Фенечкой. Произнося верные по своей сути слова, которые должны были бы расставить все по своим местам: «сын отцу не судья, и в особенности я, и в особенности такому отцу, который, как ты, никогда ни в чем не стеснял моей свободы», - Аркадий «чувствовал себя великодушным, однако в то же время понимал, что читает нечто вроде наставления отцу» [13, 25].. В результате отец и сын окончательно меняются местами, и заканчивается прощение сыном «блудного отца» своеобразным перевертышем евангельской сцены: «Николай Петрович хотел что-то вымолвить, хотел подняться и раскрыть объятия... Аркадий бросился ему на шею» [13, 24].Аркадий идет наперекор традиции и самой Природе, разрушая основы естественного неравенства между небогатым жизненным опытом сыном и многое уже пережившим отцом. Между сыном и отцом нет взаимопонимания. Аркадий считает себя нигилистом, подражая во всем Базарову, отказываясь от «наследия» отцов. Он не жаждет приобщиться к «пище отца», с напускным равнодушием отвергая то, что так дорого сердцу Николая Петровича: музыку, поэзию, природу. Таким образом, Аркадий в первых главах романа изображен в состоянии «духовного блуда». Но автор дает понять, что такое поведение героя продиктовано желанием быть независимым (как и уход из дома младшего сына в притче). В глубине души Аркадий остается сердечным, глубоко чувствующим «домашним» юношей, скрывающим за маской равнодушия любовь к отцу и к своему дому. В первую ночь под родительским кровом «Аркадием овладело радостное чувство», пишет автор. «Сладко засыпать в родном доме, на знакомой постели, под одеялом, над которым трудились любимые руки, может быть, руки нянюшки. Аркадий вспомнил Егоровну и вздохнул, и пожелал ей царствия небесного... О себе он не молился» . [13, 31].В последней главе романа мы видим семейную идиллию в доме Кирсановых. «Ровно в три часа все собрались к столу... Павел Петрович восседал между Катей и Фенечкой; «мужья» пристроились возле своих жен. Знакомцы наши изменились в последнее время: все как будто похорошели и возмужали...» [13, 184] . Одна из заключительных сцен притчи - является заключительной и в истории взаимоотношений отца и сына Кирсановых в романе, свидетельствуя о восстановлении гармонии в этой семье.В юности же встреча с Базаровым позволила Аркадию Кирсанову принять идеи нового зарождающегося течения – нигилизма. Базаров, будучи сформированной и цельной личностью, обладает твердыми взглядами и принципами. Евгений становится наставником Аркадия. Молодой Кирсанов с невероятным рвением следует идеям товарища. Он восхищается этим человеком: «...Я не могу тебе выразить, до какой степени я дорожу его дружбой...». [13, 11].Несмотря на все старания соответствовать облику передовой молодежи, сентиментальность и восторженность Аркадия выдают в нем мягкого человека. Постепенно Аркадий понимает, что они с Евгением отдаляются, видит, насколько различны их мысли. Не стесняясь эмоций, он прощается с товарищем навсегда.Аркадий любит много и красиво говорить. Базаров же сдержан, хотя именно своему ученику он многое в самом себе пытается объяснить. Поэтому молодой Кирсанов умело формулирует кредо Базарова, подразумевая, что и сам он придерживается тех же принципов. «Нигилист – это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип». При этом Аркадий не замечает, что сам он – лишь эхо Базарова. Последний же это ясно видит и при случае недвусмысленно дает понять Аркадию, что тот в своих суждениях не поднимается выше «противоположных общих мест», и считает, что «красивые» речи Аркадия просто «неприличны».У Базарова к другу тоже усиливается неприязнь. Он не скрывает иронического отношения к Аркадию, когда тот влюбился в Одинцову. Оба молодых человека проходят испытание на прочность дружеских связей через любовь к Анне Сергеевне. Сначала Евгений отрицал любовь, считал это чувство «романтизмом, чепухой, гнилью, художеством». Впоследствии им овладело сильное чувство. Базаров полюбил Одинцову Анну Сергеевну по-настоящему, глубоко, страстно. А Аркадий убедил себя в том, что влюблен в Анну Сергеевну. Его чувства к ней поверхностные, не такие, как у друга. Тем не менее Аркадий желает освободиться от деспотизма Базарова, сбегает от него в Никольское. Он хотел испытать свои силы в одиночку, принять хоть одно самостоятельное решение, без покровительства Евгения. Однако одна зависимость у Аркадия тотчас сменяется другой. Он быстро осознал, что ему хорошо и легко с сестрой Одинцовой. Теперь в жизни им руководить стала Катя.При расставании с Базаровым Аркадий забывает все его желчные, а порой и враждебные выходки. Он бросился к нему на шею «и слезы так и брызнули у него из глаз». Но уже вечером того же дня Аркадий совершенно забыл о своем наставнике. Никакого следа и даже воспоминания о себе в жизни Аркадия Базаров не оставил. После женитьбы на Кате и рождения сына Аркадий «сделался рьяным хозяином».Базаров перед смертью даже не желает видеть Аркадия. Он дает ему уничижительную характеристику: «… птенец этот! Он теперь в галки попал». [13, 180].Галка для Базарова – символ уюта, покоя, семейного счастья. Этот удел не для него.В жизни главного героя не было истинной дружбы. Отношения с Аркадием очень быстро исчерпали себя. Судьба Базарова трагична. Это «лишний человек». Поэтому у него нет настоящих друзей-единомышленников. Тургенев считал, что время Базарова еще не пришло. Главный герой, наделенный более сильным характером, оказывается в России без дела в соответствии со своей ролью «лишнего человека», а Аркадий находит свое место в жизни.Даже любовная линия не стала спасительной для Базарова. И только лишь сделала ярче его конфликтную натуру. Базаров узнаёт о существовании Анны Одинцовой от Кукшиной, знакомой его друга Ситникова. Первый раз он видит её на балу у главу администрации области, куда приехал сообща с Аркадием. «Это что за фигура? – проговорил он. – На остальных баб не похожа».... [13, 54].Образ Одинцовой никак не связан с проблемой женской эмансипации, и его назначение в романе другое. Он нужен был автору, главным образом, для того, чтобы помочь более глубокому раскрытию образа Базарова. Подобно Павлу Петровичу, у Базарова тоже были свои принципы, свои убеждения, доставшиеся ему, очевидно, немалой ценой. Многие из них имели положительное значение в то время, они были оправданы жизнью — и это подтвердил спор Базарова с Павлом Петровичем. Некоторые же нуждались в серьезной проверке, в частности, нигилистическое отрицание эстетической силы искусства, любви и т.д. Базаров считает, что для изучения людей существует жизненный опыт, но его замечания — «достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других. Люди что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельно березой» [13, 60] — вызвали недоумение со стороны Одинцовой и ее сестры. Если разговор с Одинцовой о художестве никак не заинтересовал Базарова, то сама встреча с Анной Сергеевной не прошла для него бесследно. Она пробудила в нем самые интимные, самые сокровенные человеческие чувства, и то, чему он старался не придавать никакого значения. Умный Базаров вскоре убедился сам, что с Одинцовой «не добьешься толку», но и отвернуться от нее не имел сил. «Кровь его загоралась, — рассказывал автор, — как только он вспоминал о ней; он легко сладил бы с своею кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость» [13, 57]. Базаров с первого взгляда на балу у губернатора сумел увидеть в Одинцовой что-то особенное. Она привлекла его внимание своей внешностью, как «герцогиня, владетельная особа». У себя в усадьбе во время «ботанических» прогулок Анна Сергеевна охотно поддерживала разговоры с Евгением на разные темы. Ей нравились его резкие, смелые суждения. Недаром она признавалась, что с ним разговариваешь, словно по краю обрыва идешь. Базаров для нее был человеком «не из числа обыкновенных». Именно поэтому она и спрашивала его о том, кто он, что он, какие у него планы, какое будущее его ждёт. Ответы на них могли бы раскрыть сокровенные думы Базарова. Но он прекрасно понимал, что все они заданы только ради одного любопытства. Он знал, что она не разделит его вспыхнувшей любви, ничем не пожертвует для него, ибо больше всего сама любит свободу, покой, независимость.Встретив и полюбив Одинцову, Базаров узнаёт новое - неожиданное - чувство и испытывает новые - неведомые - ранее переживания: «томится тоскливою скукой и глухим беспокойством», «кровь его загоралась», «сердце у него... так и рвалось», «голова его кружится», «он забудется на миг», «ловил самого себя на всякого рода «постыдных» мыслях» [13, 60], - которые углубляют и обогащают жизнь героя. В овладевшем Базаровым чувстве воедино связываются иррациональная стихия - неистовое, «бесовское» влечение - и духовное начало - любовь «в смысле идеальном». Знаком того, что любовь захватывает всё существо героя, в тексте становится «славно» пахнувшая красная роза.Любовь к Одинцовой, скорее всего первая в его жизни, никак не согласовывалась с идеями Евгения, что приводило его в ярость. Но, несмотря на то, что произошло с ним, Базаров не переменил своих прежних взглядов на любовь и еще больше против нее ополчился. Это подтверждение упрямства Евгения и его приверженности к своим идеям. Итак, ценностей для Базарова не существует, и это - причина его цинизма. Базаров любит подчеркивать свое непреклонение перед авторитетами.И даже отношение к родителям у него не совсем обычное. Он их терпит, жалеет иногда, но все же не любит обычной сыновьей любовью. Характеристика родителей Базарова явно показывает, что для двух этих людей нет ничего главнее, чем их единственный сын. Именно в нем заключен смысл их жизни. И совсем не важно, рядом или далеко находится Евгений, все мысли и разговоры только о горячо любимом и ненаглядном ребенке. От каждого слова веет заботой и нежностью. Старики очень трепетно говорят о сыне. Они любят его слепой любовью, чего нельзя сказать о самом Евгении: отношение Базарова к родителям любовью назвать сложно.На первый взгляд, взаимоотношения Базарова с родителями теплыми и ласковыми назвать трудно. Можно даже сказать, что он совсем не ценит родительское тепло и заботу. Но это далеко не так. Он все видит и замечает, даже испытывает ответные чувства. Но вот проявлять их открыто, он не то, что, не умеет, он просто не считает нужным это делать. И окружающим не позволяет этого. Базаров отрицательно относится к любым попыткам родителей проявить радость от его присутствия. Семья Базарова это знает, и родители стараются скрывать от него свои истинные чувства, не проявляют к нему повышенного внимания и не показывают своей любви. Но все эти качества Евгения оказываются показными. Но понимает это герой слишком поздно, только когда уже находится при смерти. Ничего нельзя изменить и вернуть. Базаров понимает это, потому и просит Одинцову не забывать его стариков: «Таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать». [13, 175].Эти слова из его уст можно сравнить с признанием в любви к родителям, просто по-другому он не умеет это выразить.Но отсутствие или проявление любви не является причиной непонимания между поколениями и воспитание Базарова яркое тому подтверждение. Он не отказывается от родителей, наоборот, мечтает, чтоб они его понимали и разделяли его убеждения. Родители стараются это сделать, но, все равно, остаются верными своим традиционным взглядам. Именно это несоответствие и приводит к проблеме вечного непонимания детей и отцов.ЗаключениеТургенев изучил извечную проблему «отцов и детей» с позиций своего времени, своей жизни. Он сам относился к плеяде «отцов» и, хотя симпатии автора на стороне Базарова, выступал за человеколюбие и развитие духовного начала в людях. Включив в повествование описание природы, испытывая Базарова любовью, автор незаметно включается в спор со своим героем, во многом с ним не соглашаясь.Поэтому отчасти «Отцы» же в романе – люди умные, почтенные, любящие своих детей. Они дают детям полную свободу в действиях. Это не закосневшие старики, они стараются понять молодежь и даже от нее поучиться. «Отец Кирсанова, Николай Петрович, примерный человек во всех отношениях; сам он, несмотря на свое генеральское происхождение, воспитывался в университете и имел степень кандидата и сыну дал высшее образование; доживши почти до старых лет, он не переставал заботиться о дополнении своего собственного образования. Он хотел сблизиться с молодым поколением, проникнуться его интересами, чтобы вместе с ним, дружно, рука об руку, идти к общей цели. Но молодое поколение грубо оттолкнуло его от себя». Еще лучше и добрее отец и мать Базарова.То есть отцы, в противоположность детям, проникнуты любовью и поэзией, они люди нравственные, делающие добрые дела; они ни за что не хотят отстать от века. Им принадлежат все симпатии Тургенева.В романе сталкиваются два сильных характера – Базарова и Павла Петровича. «Эти два сильные характера действуют друг на друга враждебно; видя этих двух людей лицом к лицу, можно себе представить борьбу, происходящую между двумя поколениями, непосредственно следующими одно за другим».Люди, окружающие Базарова, «ничтожны в умственном отношении и никаким образом не могут расшевелить его, поэтому он и молчит, или горит отрывочные афоризмы, или обрывает начатый спор, чувствуя его смешную бесполезность». Общаться с родителями ему «пусто, скучно, тяжело». Юноша Ситников и молодая дама Кукшина – типы безмозглого прогрессиста и «эманципированной женщины» – имеют прототипы в действительности.Конец романа – неожиданная смерть Базарова – показывает, какие таятся в подобных людях колоссальные силы. Писатель не показывает, в чем выразятся эти силы. Тип Базарова только начинает складываться и обозначаться, он будет дорисован временем и событиями.Значение «Отцов и детей» не утрачено и в наши дни. Роман Тургенева живет новой жизнью, волнует, будит мысль, порождает споры. Умный и мужественный Базаров не может не привлекать нас своей суровой, пусть несколько угрюмой честностью, своей безукоризненной прямотой, горячим энтузиазмом науки и труда, отвращением к пустой фразе, ко всяческой лжи и фальши, неукротимым темпераментом борца.Роман Тургенева возник в гуще «настоящего», в атмосфере политической борьбы, он пропитался живыми страстями своей эпохи и потому стал неумирающим прошедшим для нашего времени.Список литературы:Алехина И.В. "дворянское гнездо" в изображении А. П. Чехова // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2019. №1 (82). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dvoryanskoe-gnezdo-v-izobrazhenii-a-p-chehova (дата обращения: 18.06.2022).Бельская А.А. Отцы и дети И. С. Тургенева: одоризм как средство создания женских образов романа // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2016. №2 (71). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ottsy-i-deti-i-s-turgeneva-odorizm-kak-sredstvo-sozdaniya-zhenskih-obrazov-romana (дата обращения: 23.06.2022).Беляева Ирина Анатольевна «Отцы и дети» И. С. Тургенева: роман о «Вечном примирении» // Филологический класс. 2017. №3 (49). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ottsy-i-deti-i-s-turgeneva-roman-o-vechnom-primirenii (дата обращения: 23.06.2022).Габдуллина В. И. Мотив блудного сына в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» // Культура и текст. 2004. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motiv-bludnogo-syna-v-romane-i-s-turgeneva-ottsy-i-deti (дата обращения: 23.06.2022).Горбанева А.Н. ВРЕМЯ ОТЦОВ В РОМАНЕ И.С. ТУРГЕНЕВА "ОТЦЫ И ДЕТИ" // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 2: Гуманитарные науки. 2015. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vremya-ottsov-v-romane-i-s-turgeneva-ottsy-i-deti (дата обращения: 23.06.2022).Е. Ю. Козлова, И. А. Иваничкина, С. В. Королевская, А. Л. Голованевскии Типология событий И.С.Тургенева (на материале романов «Рудин», «Дворянское гнездо», «Отцы и дети») // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2019. №2 (42). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tipologiya-sobytii-i-s-turgeneva-na-materiale-romanov-rudin-dvoryanskoe-gnezdo-ottsy-i-deti (дата обращения: 23.06.2022).Конышев Е.М. ТУРГЕНЕВ И БАЗАРОВ // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2019. №3 (84). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/turgenev-i-bazarov (дата обращения: 18.06.2022).Кузнецова А.С., Черникова А.А. Роль невербальной коммуникации в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» // Инновационная наука. 2016. №6-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-neverbalnoy-kommunikatsii-v-romane-i-s-turgeneva-ottsy-i-deti (дата обращения: 23.06.2022).Савинков Сергей Владимирович Кто есть кто (о персонажном строе «Отцов и детей») // Новый филологический вестник. 2006. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kto-est-kto-o-personazhnom-stroe-ottsov-i-detey (дата обращения: 18.06.2022).Семухина Ирина Александровна «Есть … есть у меня другие слова, только я их не выскажу…»: романное разноречие «Отцов и детей» // Филологический класс. 2008. №19. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/est-est-u-menya-drugie-slova-tolko-ya-ih-ne-vyskazhu-romannoe-raznorechie-ottsov-i-detey (дата обращения: 15.06.2022).Семухина Ирина Александровна Автор – герой – читатель: право на свободу («Отцы и дети» И. С. Тургенева) // Филологический класс. 2012. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/avtor-geroy-chitatel-pravo-na-svobodu-ottsy-i-deti-i-s-turgeneva (дата обращения: 18.06.2022).Сидоров Александр Сергеевич, Щербакова Ольга Юрьевна Художественная летопись И. С. Тургенева // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. 2018. №4 (31). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/hudozhestvennaya-letopis-i-s-turgeneva (дата обращения: 23.06.2022).И.С. Тургенев «Отцы и дети» Библиотека всемирной литературы. Серия вторая. Том 117. М., "Художественная литература", 1971.Чудновский Вадим Викторович К вопросу о конфликте в романе «Отцы и дети» // Филологический класс. 2012. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-konflikte-v-romane-ottsy-i-deti (дата обращения: 15.06.2022).Федоров Алексей Владимирович Дон Жуан и Евгений Базаров: два облика нигилиста (драматическая поэма А. К. Толстого "Дон Жуан" и роман И. С. Тургенева "Отцы и дети") // Литературоведческий журнал. 2018. №44. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/don-zhuan-i-evgeniy-bazarov-dva-oblika-nigilista-dramaticheskaya-poema-a-k-tolstogo-don-zhuan-i-roman-i-s-turgeneva-ottsy-i-deti (дата обращения: 15.06.2022).
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!