это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
4131821
Ознакомительный фрагмент работы:
Оглавление
Введение 3
1. Милетская школа 4
2. Гераклит 5
3. Пифагорейский союз 7
4. Демокрит 9
Заключение 11
Список литературы 12
Введение
Ранняя греческая философия занимает особое место в истории
философской мысли по разнообразию течений, школ и учений, идей и
творческих личностей, разнообразию стилей, воздействию на
последующее развитие философской культуры человечества. Философия
как явление духовной жизни человека, так же как и иные формы
интеллектуальной эволюции, имеет свои корни, к которым относятся
основополагающие понятия, проблемы и зачастую способы представления
и репрезентации, определяющие облик последующей философской мысли
и картину историко-философского сюжета. Древнюю Грецию справедливо
называют колыбелью современной европейской философии и культуры.
Ранняя греческая философия имеет большое значение в современной
философии, особенно в контексте проблем, связанных с определением
роли и места человека в развивающемся мире, соотношения личности и
общества, духовного мира человека и т.д.
Её зарождение стало возможным благодаря наличию городской
демократии и интеллектуальной свободы, отделению труда умственного от
физического. В древнегреческой философии сформировались два
основных типа философского мышления и мироздания (идеализм и
материализм), было осознано предметное поле философии, выявились
важнейшие области философского знания. Это был расцвет древней
философской мысли, бурный всплеск интеллектуальной энергии своего
времени.
Цель работы – изучение темы «Зарождение европейской философии
в Древней Греции».
1. Милетская школа
Милетская школа (1-я пол. VI в. до н. э.) относится к античной
греческой философии и по праву считается первой и одной из основных
философских школ Греции.
Главная цель философов милетской школы – изучение сущности
(субстанции, первоосновы) мира. Они искали основополагающий принцип,
из которого появляются все единичные вещи.
Первоосновой мира милетцы считали конкретное вещество. Из
материального единства мира была выработана идея отношений и
взаимозависимости всего со всем в этом мире и идея объективной природы
законов его развития.
Фалес (VII – VI вв. до. н.э.) считал первоначалом воду. Согласно
Фалесу, вода является активным веществом и источником жизни в прямом
смысле, то есть жизнь содержится в воде и передается всем живым
существам. Фалес совершил настоящую научную революцию. Он не
только нашёл мировое первоначало не где-то за пределами земного мира (в
виде божественных эманаций и т. п.), а совсем рядом, но и посмотрел на
мир рационально, не примешивая к своей теории сверхъестественные
силы. По сути, это была первая попытка посмотреть на мир как на
материальную систему, состоящую из взаимосвязанных элементов.
Анаксимандр (610-547 до н. э.) являлся учеником Фалеса. За
первоначало он брал уже не воду, а нечто беспредельное, сверхразумное не
имеющее границ – апейрон (от греч. - «Беспредельное») Он первым
высказал идею о происхождении видов и человека. По его мнению, когда-
то на земле не было никаких животных, но со временем жизнь зародилась
в воде. Потом животные стали постепенно выходить на сушу. Для того же
чтобы приспособиться к новым условиям существования, они стали
менять свой облик. Человек, по мнению Анаксимандра, тоже, скорее всего,
происходил от рыб, но иного рода. Такой вывод мыслитель делал на
основании того, что человек, в отличие от прочих животных, очень долго
нуждается в молоке матери.
Анаксимен (ок. 588 г. - ок. 525 г. до н.э.), анализируя характер
естественных процессов, сводил все к «сгущению и разрежению воздуха»,
создавая диалектику взаимоперехода вещества. Воздух объемлет всё: он и
душа, и всеобщая среда для бесчисленных миров Вселенной. Он выдвинул
идею о том, что все вещества на Земле - результат различной
концентрации воздуха (воздух, сжимаясь, превращается сначала в воду,
затем в ил, затем - в почву, камень и т. д.). Анаксимен продолжил изучение
астрономии и движения небесных светил. Мыслитель считал, что небо
представляет собой кристальную или ледяную поверхность, в которую как
гвозди вбиты звёзды. Оно окружает неподвижную Землю, вокруг которой
перемещаются плоские луна и солнце.
Общими чертами в идеях этих философов были: постановка вопроса
о мировом первоначале, который милетские мыслители считали основным
для науки; материализм; стремление рассматривать мир с учётом его
разнообразия и динамики.
2. Гераклит
Знаменитым представителем античного материализма был Гераклит
(около 544-483 г. до н.э.), который вошел в историю как Эфесский, по
имени города, в котором он родился. Гераклит в трактате «О природе»
учил, что «в одну и ту же реку невозможно войти дважды», что «все
изменчиво» и «все течет, все меняется».
Гераклит считал, что всё непрерывно меняется. Положение о
всеобщей изменчивости связывалось Гераклитом с идеей внутренней
раздвоенности вещей и процессов на противоположные стороны, с их
взаимодействием. Гераклит считал, что все в жизни возникает из
противоположностей и познается через них.
Началом всего сущего Гераклит считал огонь. Выбор огня в качестве
первоначала Гераклитом не случаен. В действительности великий огонь
для философа в большей степени символ, чем реальная сущность. Огонь в
его представлении сгущаясь образует воздух, из которого получается вода,
которая в свою очередь трансформируется в землю и т.д. Огонь
переменчив, единственным, что остается в этой непрерывной цепочке
трансмутаций – это сам принцип изменений.
В действительности принцип текучести или Логос является для
Гераклита своеобразной незыблемой основой мира, не материальной, но
организующей, управляющей всем его движением и развитием. В этом
отношении метафизика Гераклита оказывается значительно более
глубокой, в сравнении с воззрениями других натурфилософов.
Принятие огня за основной принцип бытия согласуется также с
другим принципом, согласно которому все подчиняется вечным
изменениям, не имеет постоянного бытия, есть лишь вечное становление,
ибо в мире все тает, все течет, и ничего не остается. Даже в ту же реку
нельзя входить дважды, потому что текут новые воды. Вы даже не можете
коснуться дважды той же вещи, потому что, прежде чем вы повернетесь,
уже эта вещь отличается, она уже приняла новую форму. Таким образом,
весь мир постоянно меняется.
Работы Гераклита соединяют космологию, физику и психологию,
материалистическую по содержанию, в единую систему, с
диалектическими представлениями о природе происходящих в мире
изменений, где царит универсальность изменчивости, раскол единого в
противоположности, переход каждого свойства и явления к
противоположному, единство и борьба противоположностей,
относительность изменяющихся свойств.
Философия Гераклита - это вершина спонтанного диалектического
понимания мира не только в досократической философии, но и в античной
философии в целом. Как уже упоминалось, это не целая теоретическая
система диалектического подхода к миру, а скорее интуитивное
объяснение сущностных и в то же время универсальных особенностей
диалектики.
Тесная связь диалектики и естественности материализма позволила
Гераклиту значительно продвинуться вперед по сравнению с милетскими
философами.
Таким образом, Гераклит явился основателем диалектики, учения,
согласно которому все находится в постоянном движении, развитии,
источником которого является борьба противоположных начал, присущих
миру. Это общий закон всего существующего. Учение Гераклита оказало
большое влияние на философию. В Новое время его идеи использовали
Гегель, Ницше. Например, Гегель заявлял, что в философии Гераклита нет
ни одного положения, которое он не мог бы включить в собственную
философию.
3. Пифагорейский союз
Пифагореизм – религиозно-философское учение основано в Древней
Греции VI-IV вв. до н. э. Основателем учения был Пифагор, сын Мнесарха,
уроженец Самоса.
Пифагор основал сообщество в италийском городе Кротоне. Школа
пифагорейцев, основанная мыслителем в VI-IV веке до нашей эры, стала
главным его наследием. В ней заключены основные постулаты философии
Пифагора.
Умер он в Метапонте, куда переселился вследствие враждебного
отношения кротонцев к его союзу. Учение ранних пифагорейцев известно
нам по свидетельствам Платона и Аристотеля, а также по немногим
фрагментам Филолая, которые признаются подлинными. При таких
условиях трудно с достоверностью отделить первоначальное существо
пифагорейского учения от позднейших наслоений.
Пифагорейцы видели первоначало в виде числа. Культ Диониса
сыграл особую роль в формировании греческой философии, в частности, в
пифагорейской традиции, где номера были приписаны особым идеальным
существам и «жизнь, идущая от недифференцированных и хаотических
потенций до расчлененного, полного и гармонично целого организма».
Пифагор утверждал, что людей окружают разные предметы. Но все их
многообразие не может не иметь под собой единой мировой основы.
Главное число – единица. Это объясняется тем, что любое другое
число по своей сущности является их сочетанием. Пифагор говорил, что
единице соответствует точка, двойке – две точки, но через две точки уже
можно провести прямую, получается, что числу два соответствует прямая;
тройке – три точки, но если их соединить, то получается уже плоскость;
через четыре точки строится пространство, которое, соответствует
четверке. Оно делится на четыре стихии: воду, землю, воздух и огонь, а
затем каждая из них делится на разные предметы, взаимодействующий
между собой.
Пифагор обожествлял числа и наделял каждое из них своими
смыслами. Так, например, единица – это начало любой вещи, а двойка – та
же вещь, но уже наделённая какими-то качествами.
По мнению Пифагора и его учеников, центр вселенной представляет
собой огонь, или монаду, которая равна единице.
Пифагор переосмыслил учение о душе. Он считал, что душа
заключена в телесную оболочку за совершенные грехи. Но, пока не
разлучится с ним, душа любит тело и способна получать мирские
впечатления лишь благодаря ему. Пифагор основал религию, главные
положения которой состояли в учении о переселении душ.
Пифагорейцы учили, что космос это беспредельная пустота, в
середине которой находится «огненная единица» (Солнце), порождающая
все числа, явления и предметы. Вопреки древней традиции, Пифагор
помещал Землю не в центр мира, а на его периферию.
Начавшееся с Пифагора сочетание математики и теологии
характерно для религиозной философии Греции, средневековья и Нового
времени вплоть до Канта.
4. Демокрит
Демокрит (460-370 гг. до н.э.) был знаменит тем, что выступал
родоначальником атомистики – философского учения, согласно которому
первоосновой мира является атом – (с греч. «неделимый», «мельчайший»)
предел делимости вещества.
Важнейшее значение атомистики заключено в выстраивание микро-
структуры мира. Принципы атомизма - атомы и пустота. Понятие «атом»
(бытие) является антиподом к понятию «пустота» (пустота, пустое
пространство).
На первый взгляд учение атомизма предельно просто. Начало всего
сущего – неделимые частицы-атомы и пустота. Ничто не возникает из
несуществующего и не уничтожается в несуществующее, но
возникновение вещей – есть соединение атомов, а уничтожение –
распадение на части, в пределе на атомы. Все возникает на некотором
основании и по необходимости; причина возникновения - вихрь, который и
именуется необходимостью. Душа - совокупность особых атомов.
Конечная цель человека - душевное благосостояние, при котором душа
пребывает в спокойствии и равновесии, не смущаемая ни страхом, ни
суеверием, ни какой бы то ни было другой страстью.
Все, что существует, – это атомы и пустота. В бесконечной пустоте-
пространстве движутся, сочетаясь между собою, бесконечное по числу и
формам тельца; последние отличаются друг от друга формой, порядком,
поворотом.
Философ представлял себе душу в форме атома. Именно этим
атомом, как полагал он, объясняются различные особенности душевной
жизни. Основная из них - движение. Производящая движение душа сама
должна быть подвижной. Следовательно, ее нужно представлять в виде
огненных круглых атомов. Мышление - это также движение. А когда мы
дышим, вместе с воздухом мы получаем новые огненные атомы,
заменяющие потраченные атомы нашей души. Именно поэтому
прекращение этого процесса приводит к смерти. Душа, считал Демокрит, –
наиболее существенное в человеке. Он советовал заботиться, прежде всего,
о ней, а не о теле. Философ считал, что все предметы являются
одушевленными. Наполняющая весь мир душа и есть божество. Однако
оно подчиняется механическим законам и не отличается качественно от
материального бытия.
Однако Демокрит не объясняет, почему атомы сочетаются таким, а
не иным образом и в результате образуют кошку с четырьмя, а не, скажем,
с пятью ногами.
Для современной науки важны следующие положения Демокрита:
объективность существования атомов; достоверность физических
характеристик атомов (разнообразие форм, различные движения);
неделимость; атомы составляют конечный структурный уровень природы;
вечность и неизменность; все явления природы объясняются свойствами
атомов, их движениями и взаимодействиями.
Первоначала атомистов – атомы (бытие) и пустота (небытие). Живое
возникло из неживого по законам природы, без всякого творца и цели.
Якобы когда земля была ещё мягкой, как глина, на ней образовались
плёнки, похожие на гнойные нарывы. Днём солнце их нагревало, ночью их
питала лунная влага. И из них в итоге появились люди и различные виды
животных.
Таким образом, в историю философии Демокрит вошел как
основоположник атомистики. Сущность его атомистического
мировоззрения состоит в том, что бытие состоит из совокупности
мельчайших, неделимых материальных частиц – атомов, которые
находятся в пустоте. Все воспринимаемое органами чувств возникает из
соединения атомов.
Заключение
Таким образом, история древнегреческой философии содержит
ранние материалистические гипотезы мыслителей, которые искали
материальную первооснову. Все древнегреческие натурфилософы,
анализируя единство в разнообразном мире, отмечали, что все явления
противоречивы и в то же время связаны друг с другом, постоянно
меняются, некоторые из них исчезают, другие возникают.
Несмотря на различия философских школ, мыслителей античности
объединяет то, что их образ мысли и образ жизни составляли единое целое
и, как правило, не противоречили друг другу.
Список литературы
1. Асмус В.Ф. Античная философия. - М.: Высшая школа, 2019. - 391 с.
2. Лазутина Т.В. Античная философия: специфика мировоззрения :
учебное пособие. – Тюмень : ООО «Печатник», 2014. – 90 с.
3. Миронов В.В. Философия : учебник. – М. : Проспект, 2019. – 240 с.
4. Радугин А.А. Основы философии. Учебник – М.: Гардарики, 2021. – 536 с.
5. Фролов И.Т. Введение в философию : учебное пособие для вузов. - М. :
Республика, 2020. - 623 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Тема доклада "Особенности индивидуального сопровождение ребёнка в...
Доклад, Вожатская деятельность
Срок сдачи к 22 дек.
Выполнить отчет по практике (исследовательская работа) + презентацию.
Отчет по практике, Прикладная информатика в дизайне
Срок сдачи к 27 дек.
Необходимо написать вкр тема: разрешение споров в сфере социального...
Другое, Право и организация социального обеспечения
Срок сдачи к 13 янв.
Создать игру на простую игру на Unity, в жанре point-and-click
Диплом, Программирование
Срок сдачи к 1 мар.
Мне нужно сделать эту курсовую работу, я прилагаю пример того
Курсовая, Размерный анализ конструкций и технологий
Срок сдачи к 27 дек.
Выполнить контрольную работу "Организация расчетов с бюджетами бюджетной системы Российской федерации
Контрольная, Бухгалтерский учет
Срок сдачи к 3 янв.
Вариант 4 Долгова Софья (в файле) 20-25 стр
Курсовая, Биофизические основы живых систем
Срок сдачи к 9 янв.
Разработка элементов корпоративной информационной системы для завода «автоваз» в 1с: erp
Реферат, Корпоративные информационные системы
Срок сдачи к 26 дек.
Добрый день, в прикрепленных файлах пример прошлогодней кр по данному...
Контрольная, Моделирование и количественные методы анализа в бизнесе
Срок сдачи к 23 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!