это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
4131908
Ознакомительный фрагмент работы:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ СТУДЕНТОВ 6
1.1 Понятие саморегуляции студентов 6
1.2 Особенности психической саморегуляции студентов в учебной деятельности 10
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА САМОРЕГУЛЯЦИИ И УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ У СТУДЕНТОВ СОЦИОГУМАНИТАРНОГО И ХИМИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ 16
2.1 Особенности эмоционального интеллекта саморегуляции и уровня тревожности у студентов 16
2.2 Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию умений саморегуляции у студентов социогуманитарного и химико-технологического направления 29
2.3 Рекомендации по формированию и развитию стрессоустойчивости студентов в контексте саморегуляции 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 39
ПРИЛОЖЕНИЯ 43
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире человек все чаще сталкивается со стрессом во время взаимодействия с окружающей его средой. Стресс представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Степень воздействия психологического напряжения на организм, умение или неумение справляться со стрессами оказывает огромное влияние на эмоциональное и физическое состояние человека.Главной задачей системы высшего образования на современном этапе развития является обеспечение качества системы высшего образования, направленного на формирование саморазвивающейся, самореализующейся и самодостаточной личности. Студент обладает большими ресурсами для развития. Но у каждого студента есть ряд индивидуально-психологических особенностей, которые могут помешать реализовать данную задачу. Среди этих особенностей немаловажное место занимает стрессоустойчивость. В студенческой жизни стресс часто является ее спутником. Студент, учась в университете, сталкивается с личностными выборами, самоанализом и самоопределением. Современное образование, несомненно, особое место в числе важных проблем выделяет развитию к осмысленному и ответственному планированию и организации своей будущей профессиональной деятельности.В психолого-педагогических исследованиях отмечается, что результат учебной и дальнейшей профессиональной деятельности обучающихся зависит от уровня развития осознанной саморегуляции, то есть такими навыками, которые помогают им регулировать процесс реализации внешней и внутренней активности и управлять им (O.A. Конопкин, Н.Ф. Круглова, А.К. Осницкий). В отношении к действиям человека, его психическим состояниям и процессам, которые относятся к процессу выполнения деятельности, осуществляет объединяющую функцию саморегуляция. Учебный стресс, сопровождающий студента на протяжении всего периода получения высшего образования, оказывает влияние на успешность обучения и здоровье студента. Большое значение имеет изучение саморегуляции и стрессоустойчивости студентов, так как многообразие подходов к проблемам стрессоустойчивости и саморегуляции не позволяют оставить их без внимания.Актуальность работы обусловлена значимостью выбранной темы. Причин эмоционального напряжения студента при получении высшего образования может быть множество: повседневное напряжение из-за недостаточного количества времени в решении учебных и бытовых проблем (безрассудное распределение времени на учебную деятельность и отдых), болезни, которые прерывают учебный процесс, нарушенный режим дня (сон и бодрствование), конфликты в студенческой группе и семье, и многое другое. На успешную профессиональную подготовку будущего специалиста влияет много факторов, одним из них является стресс, которому подвергаются студенты. Возникающие трудности с учебным процессом, влияют на появление дополнительного напряжения, вследствие чего, развивается стресс.Объект исследования. Психическая саморегуляция студентов.Предмет исследования. Факторы, влияющие на стрессоустойчивость студентов.Цель работы. Исследование психической саморегуляции как фактора повышения стрессоустойчивости у студентов.Задачи работы:Рассмотреть понятие саморегуляции студентов;Изучить особенности психической саморегуляции студентов в учебной деятельности;Проанализировать особенности эмоционального интеллекта саморегуляции и уровня тревожности у студентов;Определить результаты опытно-экспериментальной работы по формированию умений саморегуляции у студентов социогуманитарного и химико-технологического направления;Рассмотреть рекомендации по формированию и развитию стрессоустойчивости студентов в контексте саморегуляции.Теоретические и методологические основы исследования. Проблеме стресса посвящено большое количество работ, авторами которых являются отечественные исследователи А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский, Ф.Е. Василюк, Л.А. Китаев-Смык, Н.И. Наенко, Л.П. Гримак, В.А. Бодров, Д.М. Аболин, В.А. Ганзен, В.Д. Небылицын, Д.Н. Исаев и многие другие, а также зарубежные авторы Г. Селье, А. Минделл, Р. Лазарус, Р. Лонье, М. Селегман, И. Розенток, Н. Ризви и другие. Гипотеза: предполагаем что стрессоустойчивость студентов высшего учебного заведения зависит от развития саморегуляции, поскольку обучение для студентов является стрессовым.Методы исследования: изучение и анализ методической литературы по теме исследования; математико-статистическая обработка данных, тест-опросник А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана «Исследование волевой саморегуляции»; Опросник «Стиль саморегуляции поведения» ССПМ, в модификации В.И. Моросановой, Р.Р. Сагиева «стиль саморегуляции студентов»; «Тест на определение уровня стрессоустойчивости личности» Усатов И.А.; Коэффициент корреляции Спирмена.Теоретическая значимость состоит в расширении знаний о саморегуляции как фактора повышения стрессоустойчивости у студентов.Практическая значимость состоит в том, что его результаты и выводы могут быть использованы в профессиональной деятельности педагогов и психологов высших учебных заведений в качестве профилактики разнообразных стрессовых ситуаций и повышения уровня саморегуляции и стрессоустойчивости у студентов всех курсов обучения.Структура работы. Работа состоит из введения, теоретической и практической части в виде двух глав, заключения и библиографического списка.ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ СТУДЕНТОВ1.1 Понятие саморегуляции студентовВажнейшим компонентом социального и эмоционального обучения является саморегуляция. Саморегуляция — это способность контролировать внимание, мысли и эмоции. Учащиеся, способные регулировать свои эмоции и поведение, могут лучше взаимодействовать с другими учащимися и реагировать на разнообразную повседневную деятельность. [1]217037263924Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 1. Психологический уровень саморегуляцииРисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 1. Психологический уровень саморегуляцииРисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 1. Психологический уровень саморегуляцииРисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 1. Психологический уровень саморегуляцииИнститут детского разума описывает саморегуляцию как набор навыков, которые развиваются по мере взросления учащихся. Для наилучшего развития этих навыков учащимся необходимо регулярно практиковать навыки саморегуляции. Недостаточно, чтобы учителя вводили стратегии и верили, что ученики смогут действовать в соответствии с ними по мере необходимости. Каждый день необходимо поощрять учащихся использовать эти стратегии, когда они участвуют в играх, взаимодействуют с учителями и ориентируются в своих реакциях и эмоциях. [2]Представим, что два студента работают вместе в кружке чтения. Ученик А решает больше не делиться книгой, и ученик Б расстраивается. Ученик Б может испытать чувство гнева или разочарования, что приведет к повышению голоса. Практика саморегуляции позволяет ученику взять паузу, сосредоточиться и перенаправить энергию. В этом случае учитель может предложить ученику уйти и найти место, где он сможет переработать свои эмоции. Возможно, ученик пойдет раскрашивать или посидит спокойно в удобном месте в комнате. [3]Учителя могут структурировать время перерыва после инцидента, а затем поощрять учеников общаться друг с другом после того, как первые чувства утихнут. Это пример педагогического момента, который позволяет учителю поддержать процесс саморегуляции, а также дает возможность ученику проявить некоторую самостоятельность в данной ситуации.55727910751Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 2. СаморегуляцияРисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 2. СаморегуляцияРисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 2. СаморегуляцияРисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 2. СаморегуляцияПсихологическая наука выделяет следующие уровни саморегуляции:Непроизвольный уровень. В данном случае базой являются функции торможения и возбуждения, которые подвержены контролю и имеют короткое время протекания.Произвольный уровень. В определенных ситуациях жизни становится выше двигательная и речевая активность, дыхание задерживается, мышцы приходят в состояние напряжения. Данные реакции осознаются не в полной мере, а лишь на половину.Сознательный уровень. На этом уровне происходит осознание напряжения, усталости, дискомфорта. Производится анализ состояния своего организма и принимается решение по изменению той или иной текущей обстановки. [4]Целенаправленный уровень. В этом момент приходит явное осознание тяжелого психологического состояния и человек, с целью избежать некомфортного состояния, решает отстраниться на время от осуществляемой им деятельности или найти баланс другим способом.В психологии саморегуляция играет важную роль - изменение активности психики, что в дальнейшем помогает человеку обрести гармонию и равновесие своего состояния.652972173517Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 3. Приемы психологической саморегуляцииРисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 3. Приемы психологической саморегуляцииРисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 3. Приемы психологической саморегуляцииРисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 3. Приемы психологической саморегуляцииСаморегуляция предоставляет определенные преимущества в результате обладания ею:умение сдерживать отрицательные эмоции в ситуации конфликта (человек может не развивать конфликт дальше, устранив его в самом начале зарождения);объективная оценка кризисной или стрессовой ситуации (это качество может облегчить жизнь каждого человека);способность к накапливанию и восстановлению сил;оказание противостояния проблемам. [5]Следовательно, стиль саморегуляции это как индивидуальный способ человека планировать и программировать достижение жизненных целей, учитывать значимые внешние и внутренние условия, оценивать результаты и корректировать свою активность для достижения субъективно-приемлемых результатов. К основным звеньям саморегуляции автор относит планирование, программирование, моделирование, оценивание результатов, а к регуляторно-личностным свойствам, или инструментальным свойствам личности – самостоятельность, надежность, гибкость и т.д.1.2 Особенности психической саморегуляции студентов в учебной деятельностиСтуденты, которые проходят процесс обучения в различных образовательных учреждениях, зачастую встречаются со всевозможными трудностями. К ним относятся и огромные объемы новой информации, и различные методы и способы процесса обучения, и высокий уровень нагрузки в ходе обучения.В таких условиях обучения важнейшее значение приобретает овладение таким навыком как саморегуляция. Владение ею оказывает положительное влияние на учебный процесс студентов. [3, 4]Студент встречается с моментами трудностей с первых дней нахождения в учебном заведении. Так, все для него совершенно новое, отличающееся от того, что было в момент получения школьного образования. У многих студентов появляется чувство растерянности, когда осознают необходимость освоения большого объема материалов в установленные сроки. В такой ситуации, когда студент не обладает саморегуляцией, это может стать причиной плохих отметок. На данном этапе часто происходит “отсев” студентов. Если не организовывать мероприятия, обучающие студентов навыкам саморегуляции, то все появляющиеся в ходе учебы проблемы будут решаться ими спонтанно и с совершением ошибок. [5]Изучение проблем саморегуляции поведения студентов представляется для психологии и педагогики весьма актуальным. В связи с тем фактом, что для современного образования важным приоритетом является формирование у студентов самостоятельности и активности с целью повысить эффективность образовательной сферы, стоит подчеркнуть, что должным образом усвоенная саморегуляция служит психологической основой самостоятельности человека. [6]“Regulare” переводится с английского языка как “в порядок”, как оказание организованного и осознанного воздействия на свою психику для управления ею.Однако, формирование у студентов саморегуляции затруднено привитыми им в период до обучения в вузе навыками. Школьные педагоги, как правило, сами дают ученикам задания, ставят цели в их учебе, решают, как их достичь, а затем осуществляют контроль над результатами. Таким образом, самостоятельность ученику проявить сложно. Процесс учебной деятельности в школе происходит по принципу “выполнение требований учителя”, что в корне обрубает инициативность и самостоятельность обучающихся.Позже, когда бывшие школьники поступаю в профессиональное учебное заведение, они не способны к регулированию своих собственных действий, поэтому саморегуляция формируется уже в ходе обучения. [7, 8]Стилевые особенности саморегуляции поведения студентов. В качестве стилевых индивидуальных особенностей саморегуляции поведения студентов можно рассматривать наиболее характерные особенности, которые отвечают за внутреннюю активность.Особое влияние на то, как будут сформировываться индивидуальные стилевые особенности саморегуляции у студентов, оказывают характеристики личности студента и черты осуществляемой им учебной деятельности.Личность каждого студента отличается своей индивидуальностью в процессе обучения, она формирует цели, изучает условия, занимается контролем и корректировкой своей произвольной активности. Для того, чтобы прийти к успешности в достижении своих целей, необходимо научиться сочетать индивидуальные особенности саморегуляции и применяемые студентом личностные специфичные защитные механизмы.Студенты, которые обладают высоким уровнем саморегуляции, применяют достаточно действенные психологические механизмы защиты: они умеют находить доводы для того, чтобы себя оправдать или дискредитировать сложившуюся ситуацию, опираясь при этом на интеллект; могут изолироваться, отделив интеллект от аффекта.При низком уровне саморегуляции студенты подвержены ригидности (неподатливости), что оказывает отрицательное влияние на адаптацию в новых жизненных случаях. Наиболее часто они проявляют признаки приписывания своих нереализованных эмоций другим людям, используя так называемые механизмы идентификации. [9]При всем этом стоит обращать внимание не только на особенности каждого конкретного студента, но и на складывающиеся вокруг него жизненные ситуации и обстоятельства, которые в той или иной степени влияют на саморегуляцию.center194945Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 4. Приёмы и методы саморегуляцииРисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 4. Приёмы и методы саморегуляцииРисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 4. Приёмы и методы саморегуляцииРисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 4. Приёмы и методы саморегуляцииИнструменты для практики саморегуляции.Осознанность. Этот метод учит молодых людей намеренно концентрироваться на настоящем, обращая внимание на тело, пространство и эмоции, чтобы обрести контроль. Осознанность позволяет молодым людям обращать пристальное внимание на ситуацию без осуждения и глубоко дышать. Это отлично помогает при поведении в классе и тревожности, так как позволяет ученику владеть ситуацией, уделить время, а затем выбрать, чем заняться в свободное время. [10]Перерыв в деятельности. Это возможность для учащихся сделать паузу и заняться успокаивающей деятельностью. Следует выделить в классе определенные зоны или виды деятельности, которые помогут учащимся регулировать свои эмоции или поведение.Диаграмма чувств. Используйте контрольную таблицу, на которой представлены различные эмоции по шкале. Следует позволить студенту определить свои чувства как способ управления своими эмоциями и вербализации того, что он испытывает. Эта таблица - инструмент коммуникации, который может направить последующую беседу и дать направление для дальнейших шагов.Управляемая медитация. Этот вид деятельности требует поддержки учителя или другого взрослого, находящегося в помещении. Если студент выйдет из аудитории, чтобы сосредоточиться и сконцентрироваться, это даст ему возможность переработать свои эмоциональные или поведенческие реакции, а затем сосредоточиться. Для этого потребуется заранее подготовленный язык и время, отведенное для участия. В качестве альтернативы, все учащиеся могут регулярно участвовать в этом, чтобы создать позитивное начало дня.Зона размышлений. Следует предоставить студентам место для письма, чтобы они могли поразмышлять о своих эмоциях и поведении. Учитель может задать вопросы под руководством учителя или предложить ученику самому написать.Все эти инструменты и методы можно использовать в сочетании друг с другом или в разное время в течение дня. Это важно, потому что некоторые ученики могут нуждаться в большей поддержке, чем другие. Каждый студент может выбрать ту практику, которая ему больше всего подходит, и учитель или взрослый, работающий в этом пространстве, должен проявлять гибкость. По мере того, как ученики двигаются в течение дня, учителя/персонал должны использовать обучающие моменты. Это нормализует привычку к саморегуляции и побудит учеников к самостоятельной практике. Учащиеся со здоровым эмоциональным и позитивным поведенческим интеллектом способны лучше ориентироваться в учебном пространстве и окружающем мире. Как педагоги, мы можем продолжать поддерживать их развитие, прививая им важные навыки, которые можно использовать в классе и за его пределами. [11]Следовательно, саморегуляция — это навык, которому нужно долго учиться, а для того, чтобы действительно овладеть им, может потребоваться вся жизнь. Мы можем стать лучше в нем с практикой, и социальное, эмоциональное и развитие характера наших учеников требует, чтобы мы регулярно предоставляли им возможность работать над этим навыком в классе и школе.Развитие саморегуляции как навыка необходимо всем, а не только тем, кто испытывает трудности в той или иной сфере своей жизни. Концепция здесь заключается в постоянном совершенствовании. Саморегуляция означает выявление и принятие мер для того, чтобы помочь человеку стать лучше в тех вещах, которые важны для его индивидуального развития. Каждый человек в любом возрасте, независимо от степени его достижений или недостатков, может участвовать в процессе совершенствования. [12]Вывод по первой главе работы. В данной главе работы рассматривались теоретические аспекты саморегуляции студентов.Таким образом, студентам, обучающимся в профессиональном образовательном учреждении, приходится сталкиваться с проблемами, связанными с большим объемом усваиваемого учебного материала, с разнообразием форм и методов обучения, с высокими нагрузками в ходе выполнения учебной деятельности. Формирование саморегуляции учебной деятельности и ее оптимального стиля у обучающихся представляет важную практическую задачу, так как их сформированность обеспечивает повышение эффективности учебно-воспитательного процесса. Необходимость создания программы спецкурса обусловлена теми трудностями, которые испытывает обучающийся в процессе обучения в образовательном учреждении. С первых же дней студенческой жизни он сталкивается с совершенно новой системой обучения, качественно отличной от системы обучения в школе. Многие обучающиеся теряются перед необходимостью освоить весь объем учебной информации в регламентированные программой сроки. В этих условиях отсутствие навыков саморегуляции процесса учения является одной из причин слабой успеваемости и большого «отсева» обучающихся. Пока не организовано специальное обучение студентов саморегуляции учебной деятельности все возникающие трудности они будут преодолевать стихийно, путем «проб и ошибок».Разработка проблемы саморегуляции учебной деятельности и ее стилей является чрезвычайно актуальной для педагогики и психологии. Одной из важных задач образования на современном этапе является повышение эффективности учебной деятельности обучающихся, формирование их активности и самостоятельности. Психологическую основу самостоятельности составляет сформированная система саморегуляции.ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА САМОРЕГУЛЯЦИИ И УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ У СТУДЕНТОВ СОЦИОГУМАНИТАРНОГО И ХИМИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ2.1 Особенности эмоционального интеллекта саморегуляции и уровня тревожности у студентовИсследование проходило на базе Уральского Государственного Педагогического Университета, г. Екатеринбург. В исследовании приняли участие 56 студентов, из них 44 девушки и 12 юношей, в возрасте 18-24 лет.Цель исследования: выявление взаимосвязи развития психической саморегуляции и стрессоустойчивости студентов ВУЗов.Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что стрессоустойчивость студентов высшего учебного заведения зависит от развития саморегуляции, поскольку обучение для студентов является стрессовым.Исходя из цели и гипотезы, нами были выбраны и использованы следующие методики:1. Тест-опросник А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана «Исследование волевой саморегуляции».Шкалы: Общая шкала, "настойчивость", "самообладание".Инструкция: Вам предлагается тест, содержащий 30 утверждений. Внимательно прочитайте каждое и решите, верно или неверно данное утверждение по отношению к Вам. Если верно, то в листе для ответов против номера данного утверждения поставьте знак «плюс» (+), а если сочтете, что оно по отношению к Вам неверно, то «минус» (–).Цель обработки результатов – определение величин индексов волевой саморегуляции по пунктам общей шкалы (В) и индексов по субшкалам «настойчивость» и «самообладание» (С).Каждый индекс – это сумма баллов, полученная при подсчете совпадений ответов испытуемого с ключом общей шкалы и субшкалы.В вопроснике 6 маскировочных утверждений. Поэтому общий суммарный балл по шкале «В» должен находиться в диапазоне от 0 до 24, по субшкале «настойчивость» - от 0 до 16 и по субшкале «самообладание» - 0 до 13.Таблица 1.Ключ для подсчета индексов волевой саморегуляцииОбщая шкала1-, 2+, 3+, 4+, 5+,6-, 7+, 9+, 10-, 11+, 13-, 14-, 16-, 17+, 18+,20+, 21-, 22-, 24+, 25-, 27+, 28-, 29-, 30-«Настойчивость»1-, 2+, 5+, 6-, 9+, 10-, 11+, 13-, 16-, 17+, 18+, 20+, 22-, 24+, 25-,27+«Самообладание»3+, 4+, 5+, 7+, 13-, 14-, 16-, 21-, 24+, 27+, 28-, 29-, 30-Стимульный материал представлен в приложении.Социальная желательность высоких показателей по шкале неоднозначна. Высокие уровни развития саморегуляции могут быть связаны с проблемами в организации жизнедеятельности и отношениях с людьми. Часто они отражают появление дезадаптивных черт и форм поведения. Отличие от них – низкие уровни настойчивости и самообладания в ряде случаев выполняют компенсаторные функции. Но также свидетельствуют о нарушениях в развитии свойств личности и ее умении строить отношения с другими людьми и адекватно реагировать на те или иные ситуации.Опросник «Стиль саморегуляции поведения» ССПМ. Опросник ССПМ состоит из 46 утверждений и работает как единая шкала «Общий уровень саморегуляции» (ОУ), которая характеризует уровень сформированности индивидуальной системы саморегуляции произвольной активности человека. Утверждения опросника входят в состав шести шкал (по 9 утверждений в каждой), выделенных в соответствии с основными регуляторными процессами планирования (Пл), моделирования (М), программирования (Пр), оценки результатов (Ор), а также и регуляторно-личностными свойствами: гибкости (Г) и самостоятельности (С). Структура опросника такова, что ряд утверждений входят в состав сразу двух шкал. Это относится к тем утверждениям опросника, которые характеризуют как регуляторный процесс, так и регуляторно-личностное качество. [18]Инструкция: Предлагаем Вам ряд высказываний об особенностях поведения. Последовательно прочитав каждое высказывание, выберите один из четырех возможных ответов: «Верно», «Пожалуй, верно», «Пожалуй, неверно», «Неверно» и поставьте крестик в соответствующей графе на листе ответов. Не пропускайте ни одного высказывания. Помните, что не может быть хороших или плохих ответов, так как это не испытание Ваших способностей, а лишь выявление индивидуальных особенностей Вашего поведения.Обработка результатов: подсчет показателей опросника производится по ключам, представленным ниже, где «Да» - означает положительные ответы, а «Нет» - отрицательные.Таблица 2.Подсчёт показателей опросникаШкалаДаНетШкала планирования (Пл)1,8, 17, 22, 28, 31, 3615, 42Шкала моделирования (М)11, 373, 7, 19, 23, 26, 33, 41Шкала программирования (Пр)12, 20, 25, 29, 38, 435, 9, 32Шкала оценки результатов (ОР)30, 446, 10, 13, 16, 24, 34, 39Шкала гибкости (Г)2, 11, 25, 35, 36, 4516, 18, 23Шкала самостоятельности (С)4, 12, 14, 21, 27, 31,40, 4634Шкала Общего уровня саморегуляции (ОУ)1, 2, 4, 8, 11, 12, 14,17, 20, 21, 22, 25, 27,28, 29, 30, 31, 35, 36,37, 38, 40, 43, 44, 45,463, 5, 6, 7, 9, 10, 13, 15,16, 18, 19, 23, 24, 26, 32,33, 34, 39, 41, 42 Стимульный материал представлен в приложении.«Тест на определение уровня стрессоустойчивости личности» Усатов И. А.Инструкция: «Вам необходимо ответить на вопросы, исходя из того, насколько часто эти утверждения характерны для Вас. Отвечать следует на все пункты, даже если данное утверждение к Вам вообще не относится. Отметьте подходящий вариант по каждому утверждению в нужной графе. Постарайтесь долго не задумываться над выбором ответа». Интерпретация результатов проводится в соответствии с набранным количеством баллов.Обработка данных: перед обработкой результатов, подсчитывается количество набранных баллов по шкале лжи. Шкала лжи – ответ «никогда\нет» на вопросы: 11, 15, 20, 26, 29. Каждое совпадение со шкалой лжи оценивается в 1 балл. Если по шкале лжи набрано более 3 баллов – недостоверность результатов диагностики. Это свидетельствует о феномене социальной желательности, то есть на стремлении казаться несколько лучше в глазах окружающих людей и давать ответы, которые были бы более желательными с точки зрения норм, правил и ценностей общества. Следует провести повторное тестирование через некоторое время. Дальнейшая обработка осуществляется в соответствии с ключом, подсчитывается общее количество баллов, набранных в тесте.Стимульный материал представлен в приложении.Методы математической статистики.По результатам тестирования первичные эмпирические данные обрабатывались при помощи методов математической статистики с использованием Microsoft Excel и SPSS Statistics 22.0. Были применены следующие методы:коэффициент ранговой корреляции Спирмена.Коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Данный коэффициент является непараметрическим методом и может быть использован для статистического анализа связи между определенными явлениями. То есть выявляется фактическая степень параллелизма между двумя рядами, измеренными количественно, и дается оценка тесноты установленной связи с помощью количественно выраженного коэффициента.В ходе эмпирического исследования нами было проведено тестирование с помощью методик, направленных на выявление уровня стрессоустойчивости и стилей саморегуляции личности, и получены результаты, которые были обработаны и занесены в сводную таблицу (представлены в приложении).Далее будет проведен анализ полученных данных. [19]Исследование оценки уровня стрессоустойчивости личности, полученной в ходе тестирования респондентов по методике Усатова И.А., позволило выявить следующие результаты:Уровень стрессоустойчивости выше среднего у 3 (5%) испытуемых – то есть, эти студенты уверены в себе, неудачи воспринимают как жизненный урок, психическое состояние восстанавливается довольно быстро.Средний уровень стрессоустойчивости у 41 (73%) испытуемого – для этих студентов неблагоприятная ситуация оказывает немалое влияние на их жизнь, но они и не пытаются противостоять этой ситуации, с увеличением стрессовых ситуаций – стрессоустойчивость уменьшается.Уровень стрессоустойчивости ниже среднего у 11 (20%) респондентов – эти студенты вынуждены бороться со своими негативными психологическими состояниями с помощью своих ресурсов при возникновении стресса.Низкий уровень стрессоустойчивости показал 1 (1%) испытуемый – для этого студента характерна высокая чувствительность к нагрузкам, уязвимость в стрессовых ситуациях, неуверенность в себе и своих знаниях, агрессивность, отстраненность.Высокий уровень стрессоустойчивости не выявлен, это говорит о том, что испытуемые не обладают абсолютной стрессоустойчивостью.center16008Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 5. Результаты диагностики уровня стрессоустойчивости по методике И.А. Усатова. 1 - уровень выше среднего, 2 – средний уровень, 3 – уровень ниже среднего, 4 – низкий уровень, 5 – высокий уровень.Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 5. Результаты диагностики уровня стрессоустойчивости по методике И.А. Усатова. 1 - уровень выше среднего, 2 – средний уровень, 3 – уровень ниже среднего, 4 – низкий уровень, 5 – высокий уровень.Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 5. Результаты диагностики уровня стрессоустойчивости по методике И.А. Усатова. 1 - уровень выше среднего, 2 – средний уровень, 3 – уровень ниже среднего, 4 – низкий уровень, 5 – высокий уровень.Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 5. Результаты диагностики уровня стрессоустойчивости по методике И.А. Усатова. 1 - уровень выше среднего, 2 – средний уровень, 3 – уровень ниже среднего, 4 – низкий уровень, 5 – высокий уровень.Таким образом, проведенная методика Усатова позволяет нам определить преобладание среднего уровня стрессоустойчивости у студентов данной выборки. Вместе с этим, мы выявили, что высоким уровнем стрессоустойчивости никто из респондентов не обладает. И только у 3 человек обнаружен уровень стрессоустойчивости выше среднего.Исследование оценки уровня саморегуляции личности, полученной в ходе тестирования испытуемых по методике Зверьковой и Эйдмана, позволило выявить следующие результаты:Высокий уровень по шкале общей саморегуляции выявлен у 36 (64%) испытуемых - таких студентов характеризует уверенность в себе, целеустремленность, реалистичность взглядов, ответственность.Низкий уровень по шкале общей саморегуляции у 20 (36%) испытуемых – эти студенты эмоционально не устойчивы, не уверены в себе, ранимы и импульсивны.Нами были выявлены и представлены результаты по субшкалам «настойчивость» и «самообладание»:Высокий уровень по субшкале «настойчивость» был показан у 34 (61%) респондентов – у этих студентов присутствует повышенное стремление завершить начатое дело (например, подготовка к экзамену), работоспособность, но снизить их внимание могут альтернативы и соблазны.Низкий уровень по субшкале «настойчивость» был выявлен у 22 (39%) респондентов – для этих студентов характерно повышенная лабильность, импульсивность и неуверенность в себе, низкая работоспособность.Высокий уровень по субшкале «самообладание» был показан у 34 (61%) испытуемых – особенностью этих студентов является эмоциональная устойчивость, внутреннее спокойствие и уверенность в себе выступают как преимущество перед страхом неизвестности.Низкий уровень по субшкале «самообладание» был выявлен у 22 (39%) испытуемых – у этих студентов преобладают импульсивность, спонтанность и обидчивость.center19139Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 6. Результаты диагностики уровня саморегуляции по методике Зверьковой и Эйдмана. 1 – общий уровень саморегуляции, 2 – субшкала «настойчивость», 3 – субшкала «самообладание».Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 6. Результаты диагностики уровня саморегуляции по методике Зверьковой и Эйдмана. 1 – общий уровень саморегуляции, 2 – субшкала «настойчивость», 3 – субшкала «самообладание».Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 6. Результаты диагностики уровня саморегуляции по методике Зверьковой и Эйдмана. 1 – общий уровень саморегуляции, 2 – субшкала «настойчивость», 3 – субшкала «самообладание».Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 6. Результаты диагностики уровня саморегуляции по методике Зверьковой и Эйдмана. 1 – общий уровень саморегуляции, 2 – субшкала «настойчивость», 3 – субшкала «самообладание».По результатам проведенной методики можем сделать вывод о том, что высокий уровень саморегуляции преобладает почти в 2 раза, что говорит нам о способности респондентов осознанно владеть собственным поведением в различных ситуациях, понимать и управлять своими состояниями и побуждениями. [21]Исследование оценки стиля саморегуляции, полученной в ходе тестирования респондентов по методике ССПМ в модификации Моросановой и Сагиева, позволило выявить следующие результаты:Высокий уровень по школе «Планирования» был показан у 14 (25%) респондентов – это говорит о том, что студенты осознанно планируют свою деятельность, правильно расставляют приоритеты в реализации своих планов, в постановке своих целей действуют самостоятельно;Средний уровень по шкале «планирования» был показан у 31 (55%) респондента.Низкий уровень по шкале «планирования» был показан у 11 (20%) респондентов – такие студенты редко добиваются своих целей, их цели нереалистичны и часто меняются.Высокий уровень по шкале «Моделирование» был выявлен у 11 (20%) респондентов – такие студенты способны выделять значимые условия достижения целей, как в текущей ситуации, так и в перспективном будущем.Средний уровень по шкале «моделирование» был выявлен у 31 (55%) респондента. [22]Низкий уровень по шкале «моделирование» был выявлен у 14 (25%) респондентов – для таких студентов характерно неадекватная оценка соотношения внутренних ресурсов и внешних обстоятельств, что проявляется в фантазировании, которое может сопровождаться резкими перепадами отношения к развитию ситуации, а также, последствиям своих действий.Высокий уровень по шкале «программирование» был показан у 13 (23%) респондентов – у этих студентов высокая потребность детально продумывать способы своих действий для достижения поставленных целей.Средний уровень по шкале «программирование» был показан у 19 (34%) респондентов.Низкий уровень по шкале «программирование» был показан у 24 (43%) респондентов – для таких студентов характерно неумение и нежелание продумывать последовательность своих действий, предпочитают действовать импульсивно, впоследствии сталкиваясь с неадекватность полученных результатов целям деятельности.Высокий уровень по шкале «оценивание результатов» был выявлен у 13 (23%) респондентов – у студентов сформированы адекватная самооценка, устойчивость субъективных критериев оценки результатов, осознает как сам факт рассогласования полученных результатов с целью деятельности, так и приведшие к нему причины.Средний уровень по шкале «оценивание результатов» был выявлен у 40 (71%) респондентов.Низкий уровень по шкале «оценивание результатов» был выявлен у 3 (5%) респондентов – таким студентам свойственно не замечать ошибок в своей деятельности и быть некритичным к своим действиям. Субъективные критерии успешности недостаточно устойчивы, что вследствие может сказаться на качестве результатов при увеличении объема работы. [23]Высокий уровень по шкале «гибкость» был показан у 12 (21%) респондентов – такие студенты демонстрируют пластичность всех регуляторных процессов. Способны быстро оценить изменения значимых условий и при необходимости перестроить свои планы. При возникновении рассогласования полученных результатов с принятой целью своевременно оценивают сам факт рассогласования и вносят соответствующие изменения.Средний уровень по шкале «гибкость» был показан у 28 (50%) респондентов. [24]Низкий уровень по шкале «гибкость» был показан у 16 (29%) респондентов – такие студенты с трудом привыкают к быстрой смене обстановке, не способны адекватно реагировать на ситуацию, оценить рассогласование полученных результатов с целью деятельности и в короткие сроки вносить изменения.Высокий уровень по шкале «самостоятельность» был выявлен у 12 (21%) респондентов – для таких студентов характерно автономность в организации деятельности в достижении целей, контролировать ее ход выполнения, анализировать и оценивать как промежуточный, так и конечный результат.Средний уровень по шкале «самостоятельность» был выявлен у 34 (61%) респондентов.Низкий уровень по шкале «самостоятельность» был выявлен у 10 (18%) респондентов – такие студенты зависимы от мнений и оценок окружающих. При организации деятельности действуют при помощи других людей, при отсутствии этой помощи у них возникают регуляторные сбои.Высокий уровень по шкале «общий уровень саморегуляции» был показан у 10 (18%) респондентов – особенность таких студентов в том, что они самостоятельны, легко и быстро подстраиваются под смену обстоятельств, осознанно ставят перед собой цели и добиваются их. При высокой мотивации достижения они способны формировать такой стиль саморегуляции, который позволяет компенсировать влияние личностных особенностей, которые иногда являются помехой для достижения целей. [25]Средний уровень по шкале «общий уровень саморегуляции» был показан у 27 (48%) респондентов.Низкий уровень по шкале «общий уровень саморегуляции» был показан у 19 (34%) респондентов – у таких студентов не сформировано осознанное планирование деятельности, снижена возможность компенсации неблагоприятных для достижения целей личностных особенностей. Они зависимы от ситуации, вследствие, успешность овладения новыми видами деятельности в большей степени зависит от соответствия стилевых особенностей регуляции и требований, осваиваемого вида активности.291465205415Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 7. Результаты диагностики стиля саморегуляции. 1 – шкала «планирования», 2–шкала «моделирования», 3 – шкала «программирования», 4 – шкала «оценивание результатов», 5 – шкала «гибкость», 6 – шкала «самостоятельность», 7 – шкала «общий уровень саморегуляции».Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 7. Результаты диагностики стиля саморегуляции. 1 – шкала «планирования», 2–шкала «моделирования», 3 – шкала «программирования», 4 – шкала «оценивание результатов», 5 – шкала «гибкость», 6 – шкала «самостоятельность», 7 – шкала «общий уровень саморегуляции».Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 7. Результаты диагностики стиля саморегуляции. 1 – шкала «планирования», 2–шкала «моделирования», 3 – шкала «программирования», 4 – шкала «оценивание результатов», 5 – шкала «гибкость», 6 – шкала «самостоятельность», 7 – шкала «общий уровень саморегуляции».Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 7. Результаты диагностики стиля саморегуляции. 1 – шкала «планирования», 2–шкала «моделирования», 3 – шкала «программирования», 4 – шкала «оценивание результатов», 5 – шкала «гибкость», 6 – шкала «самостоятельность», 7 – шкала «общий уровень саморегуляции».Итак, по результатам методики ССПМ в модификации Моросановой и Сагиева, мы обнаружили, что испытуемые используют стили саморегуляции «оценка результатов» и «самостоятельность» чаще, чем остальные стили.Исходя из полученных результатов, подведем итоги тестирования по всем проводимых методик. Мы выявили, что у испытуемых в большей степени преобладает средний уровень (73%) стрессоустойчивости и высокий уровень (64%) волевой саморегуляции. Также, мы определили средний уровень шкал «оценивание результатов» (71%) и «самостоятельность» (61%), которые преобладают среди других стилей саморегуляции. [26]Для выявления взаимосвязи между уровнем стрессоустойчивости и саморегуляцией испытуемых, мы соотнесли данные, полученные при тестировании всех вышеуказанных методик, и обработали их с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена, который может применяться для статистического анализа между определенными явлениями.Полученные результаты представлены в таблице, в которой отражены все значимые статистические связи.Таблица 3.РезультатыПоказателиШкала«В»Шкала«Н»Шкала«С»ШкалагибкостиСтрессоустойчивость личности-,526**-,503**-,400**-,347****. Корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя).*. Корреляция значима на уровне 0,05 (двухсторонняя).Таким образом, по результатам корреляционного анализа была обнаружена взаимосвязь между стрессоустойчивостью и саморегуляцией у респондентов. По таблице мы видим отрицательную связь (r≤0,01) между стрессоустойчивостью и саморегуляцией и одним из ее стилей. Результаты корреляционного анализа между всеми шкалами вышеперечисленных методик представлены в приложении. [27]В ходе эмпирического изучения зависимости стрессоустойчивости от развития саморегуляции у студентов, применяя методики: Тест-опросник А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана «Исследование волевой саморегуляции», Опросник «Стиль саморегуляции поведения» ССПМ в модификации Моросановой и Сагиева, «Тест на определение уровня стрессоустойчивости личности» Усатов И. А., а, также, с применением корреляционного анализа мы выявили отрицательную связь (r≤0,01) между стрессоустойчивостью личности и со шкалами: «В» (общий уровень саморегуляции), «Н» (настойчивость), «С» (самообладание), шкалой гибкости.На основании проведенных расчетов по методике выявления уровня стрессоустойчивость мы заключаем, что у студентов данной выборки средний уровень стрессоустойчивости, это говорит нам о том, что во время обучения в университете на любом курсе стресс не сильно влияет на самочувствие студентов, они легко переносят небольшое напряжение. Но при возникновении трудностей, например экзаменационной сессии, стрессоустойчивость этих студентов снижается, а впоследствии может и снижаться успешность сдачи сессии. [28]Результаты методики стиля саморегуляции нам показали преобладание среднего уровня шкал «оценка результатов» и «самостоятельности». Следовательно, мы можем сказать, что студенты имеют устоявшиеся взгляды и мнения, следуют нормам и правилам поведения. Они знают свои сильные и слабые стороны, понимают свои желания и цели. Для них характерно заранее оценивать все возможные варианты событий, анализировать их и на основе этого разрабатывать оптимальный план пути к целям. [30]Полученные данные в ходе корреляционного анализа показывают нам отрицательную связь стрессоустойчивости и саморегуляции, поэтому делаем вывод о том, что саморегуляция не влияет на развитие стрессоустойчивости.2.2 Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию умений саморегуляции у студентов социогуманитарного и химико-технологического направленияИзучение саморегуляции является достаточно актуальным направлением работы в настоящее время. Многие студенты испытывают на себе всевозможные стрессы. Современные молодые люди должны не только усваивать необходимый объем информации, но и постоянно быть готовыми справиться с волнением, преодолеть напряжение и достичь желаемого результата в деятельности. Саморегуляция безусловно связана с результативностью деятельности, что отражается на различных сферах жизни студента, в том числе и на успеваемости.В настоящем разделе курсовой работы определим результаты опытно-экспериментальной работы по формированию умений саморегуляции у студентов социогуманитарного и химико-технологического направления.Результаты экспериментальной работы по проверке эффективности применения педагогической модели формирования умений самоорганизации у студентов химико-технологического направления на основе синергетического подхода позволили сделать следующие выводы: Самоорганизация студента-химика – это процесс сознательного и целенаправленного конструирования личности будущего профессионала в соответствии с эталонными представлениями и результатами самооценки. Процесс самоорганизации деятельности студента-химика должен обеспечивать наиболее оптимальные пути достижения профессионально значимых целей самим обучающимся.Приоритетным подходом, обеспечивающим эффективность формирования умений самоорганизации, выступает синергетический подход, который представляет собой междисциплинарное научное направление, основанное на учете закономерностей самоорганизующейся системы, между элементами которой возникает взаимосвязь, приводящая к относительной ее устойчивости и определяющая траекторию дальнейшего развития личности будущего профессионала.Под умениями самоорганизации у студентов понимается способность субъектов учения формулировать цель и определять пути ее достижения на основе сформированности следующих групп умений: планировать профессиональную деятельность; моделировать; рационально организовывать профессиональную деятельность; поэтапно осуществлять профессиональную деятельность; организовывать контроль и самоконтроль; корректировать ход и результаты профессиональной деятельности.Умения самоорганизации представляют собой универсальную группу умений, которые могут быть применены в различных сферах профессиональной деятельности, в том числе в области химии. Умения самоорганизации у студента-химика формируются с учетом уровня развития его познавательной активности, креативности, нелинейности мышления и специфики решаемых профессиональных задач в области химического образования.Педагогическая модель самоорганизации студентов-химиков функционирует на основе принципа интеграции, который выводит обучающихся на качественно новый уровень решения профессиональных задач в учебной, научно-исследовательской, внеаудиторной и практической (производственной) деятельности за счет их тесной взаимосвязи. Педагогическая модель формирования умений самоорганизации у студентов-химиков на основе синергетического подхода представлена четырьмя взаимосвязанными компонентами: целевым, структурно-содержательным, организационно-методическим, результативно-оценочным. Целевой компонент направлен на формирование адаптивной, инициативной, гибкой самоорганизующейся личности будущего специалиста. Структурно-содержательный компонент отражает специфику содержания профессионального образования студента в области химии. Организационно-методическая составляющая представлена условиями и методами организации образовательного процесса, результативно-оценочная составляющая модели реализуется за счет мониторинга образовательного процесса, направленного на формирование умений самоорганизации с помощью системы критериально-оценочных средств.Основными критериями эффективности процесса формирования умений самоорганизации у студентов-химиков являются: мотивационный, когнитивный, операционный и рефлексивно-творческий.Педагогические условия, обеспечивающие эффективное внедрение синергетического подхода в процессе формирования умений самоорганизации у студентов-химиков, включают в себя следующие: соответствие учебной, научно-исследовательской, внеаудиторной и практической деятельности студентов-химиков требованиям ФГОС ВПО; включение студентов в совместную с педагогом деятельность по организации, контролю и самоконтролю за профессионально-значимой учебной работой; интегрированное применение активных форм, методов обучения и специально разработанных экспериментальных заданий, нацеленных на формирование самоорганизации; координацию когнитивной деятельности обучающихся на основе синергетического подхода; установление и реализацию междисциплинарных связей в учебной и научно-исследовательской деятельности, обеспечивающих образование профессиональных компетенций; вариативность современных интерактивных методов обучения; организацию индивидуальной работы; осуществление педагогической поддержки обучающихся в учебной и научно-исследовательской деятельности; развитие у студентов рефлексивной позиции.Проведенное исследование не претендует на полноту всестороннего раскрытия проблемы научно-теоретического осмысления возможностей применения синергетического подхода в процессе формирования умений самоорганизации у студентов-химиков. Масштабность и значимость обозначенной проблемы требует продолжения теоретического и практического ее изучения. Перспективным направлением является разработка логики функционирования каждой из подсистем, которые определяют их саморазвитие.Проведенное исследование позволяет наметить приоритетные направления дальнейшей разработки проблемы: технологическое обеспечение процесса подготовки будущих специалистов, направленное на формирование умений самоорганизации и определение путей взаимодействия всех подсистем, что позволит показать, как изменение в одной саморазвивающейся подсистеме влияет на развитие и саморазвитие другой.Результаты экспериментальной работы по проверке эффективности применения педагогической модели формирования умений самоорганизации у студентов социогуманитарного направления на основе синергетического подхода позволили сделать следующие выводы:Анализ полученных результатов показал, что общий уровень саморегуляции произвольной активности поведения выше у представителей гуманитарных факультетов. Отсюда следует, что гуманитарии более самостоятельны, способны гибко и адекватно реагировать на изменение условий окружающей среды. Для них характерно более легкое овладение новыми видами деятельности, ощущение уверенности в незнакомых ситуациях, что способствует более успешному овладению новыми видами деятельности, в том числе обучению.На следующем этапе были изучены стилевые особенности саморегуляции студентов гуманитарных и естественнонауных факультетов. Анализ работы показал, что все стили саморегуляции более выражены у гуманитариев.Наиболее низкие показатели получены в обеих группах испытуемых по шкале «планирование». В результате работы выявилось, что потребность в планировании как у естественннаучного, так и гуманитарного факультета развита слабо, планы подвержены частой смене, поставленная цель редко бывает выдвинута, планирование не действенно, малореалистично. Они предпочитают не задумываться о своём будущем, цели выдвигаются ситуативно и обычно несамостоятельно.По шкале «Моделирование» было отмечено следующее: для студентов гуманитарных факультетов характерен более высокий уровень моделирования, в сравнении со студентами естественнонауных факультетов. Гуманитарии способны выделять значимые условия достижения целей, как в текущей ситуации, так и в перспективном будущем, что проявляется в адекватности программ действий планам деятельности, соответствии получаемых результатов принятым целям. В условиях неожиданно меняющихся обстоятельств, при смене образа жизни, переходе на другую систему работы они способны гибко изменять модель значимых условий и, соответственно, программу действий. У естественнонаучных студентов наблюдается склонность к неадекватной оценке значимых внутренних условий и внешних обстоятельств, что проявляется в фантазировании, которое может сопровождаться резкими перепадами отношения к развитию ситуации, последствиям своих действий. У них часто возникают трудности в определении цели и программы действий, адекватных текущей ситуации, они не всегда замечают изменение ситуации, что также часто приводит к неудачам.Также было отмечено, что гуманитариям характерна более высокая гибкость, т.е. способность перестраивать систему саморегуляции в связи с изменением внешних и внутренних условий. При возникновении непредвиденных обстоятельств они легко перестраивают планы и программы исполнительских действий и поведения, а также способны быстро оценить изменение значимых условий и перестроить программу действий. Студенты же естественнонауных факультетов в динамичной и изменяющейся обстановке чувствуют себя неуверенно, с трудом привыкают к переменам, смене обстановки и образа жизни.По шкале «программирование», «самостоятельность» и «оценивание результатов» получены приблизительно равные значения в обеих группах испытуемых.Можно сделать выводы о сформированной потребности в осознанном планировании деятельности, а также желании самостоятельно планировать деятельность и поведение, организовывать работу по достижению выдвинутой цели, контролировать ход ее выполнения, анализировать и оценивать как промежуточные, так и конечные результаты деятельности.Следует отметить, что исследуя стилевые особенности саморегуляции у студентов естественнонаучных и гуманитарных факультетов, разделив их по половому признаку, достоверных различий выявлено не было.Таким образом, в рамках данного исследования, сравнительный анализ стилевых особенностей саморегуляции студентов показал, что общий уровень саморегуляции произвольной активности поведения выше у студентов гуманитарных факультетов, чем у студентов естественнонаучных факультетов, что позволяет нам судить о том, что для гуманитариев более характерно, чем для представителей естественнонаучного направления, выделять значимые условия достижения целей, как в текущей ситуации, так и в перспективном будущем, что проявляется в адекватности программ действий планам деятельности.2.3 Рекомендации по формированию и развитию стрессоустойчивости студентов в контексте саморегуляцииСледовательно, хотя планы по улучшению можно составлять в любой области, предлагаем сосредоточиться на учебных навыках, социальной и эмоциональной компетентности, физическом здоровье или гражданственности. Для этих четырех областей разработаны рабочие листы с планами по улучшению. [12]Учебные навыки: каждый человек, независимо от того, насколько он целеустремлен или организован, может улучшить свои учебные навыки. Возможно, это означает научиться лучше делать записи, или найти наиболее подходящее место для чтения, или разработать способы запоминания незнакомых словарных слов, или улучшить хватку карандаша. Когда учеба становится менее обременительной, мы с большей вероятностью будем заниматься ею. [14]Характер - социально-эмоциональные компетенции: каждый человек, независимо от того, насколько он добродетелен или социально и эмоционально развит, может стать добрее, ответственнее, благодарнее, эмпатичнее и более нацеленным на решение проблем. По мере того, как все больше школ внедряют социальные и эмоциональные учебные компетенции и добродетели характера, учащиеся получат пользу от того, что научатся совершенствоваться в этих аспектах своей жизни. [30]Физическое здоровье: в дополнение к тому, что изучается на уроках здоровья, учащиеся могут ставить перед собой цели, связанные с фитнесом, питанием и здоровыми привычками. Член сообщества: что может быть лучше для учащихся, чем участие в жизни общества? В дошкольном возрасте у всех детей есть работа, и они понимают на своем уровне, что класс нуждается и выигрывает от того, что они учатся выполнять эту работу, делают ее хорошо и помогают своим одноклассникам стать лучше в своей работе. В конце концов, если стаканчики не расставлены правильно и ровно, разливщик сока не справится со своей работой.Рабочие листы плана совершенствования предназначены для модификации с целью удовлетворения потребностей, характерных для различных групп учащихся. Они могут и должны быть адаптированы к уровню развития учащихся и их текущему состоянию в каждой из четырех областей. Бессмысленно ставить цели, которые явно не по силам ученику. Смысл в том, чтобы создать процесс и образ мышления постепенного совершенствования и повышения самооценки, а также способствовать формированию отношения к помощи одноклассникам и коллегам как к способу сделать их и себя лучше. Это относится как к взрослым в школе, так и к ученикам. [32, 33]Хотя приведенные примеры ориентированы на учеников, каждый аспект процесса применим к сотрудникам (а также родителям и воспитателям). Нет лучшего способа поощрить молодых людей к совершенствованию, чем наглядная демонстрация взрослыми стратегий совершенствования.Вывод по второй главе работы. В данной главе работы проводился анализ особенностей эмоционального интеллекта саморегуляции и уровня тревожности у студентов социогуманитарного и химико-технологического направления.Таким образом, исходя из полученных результатов, мы выявили, что у испытуемых в большей степени преобладает средний уровень стрессоустойчивости и высокий уровень волевой саморегуляции. Также, мы определили средний уровень шкал «оценивание результатов» и «самостоятельность», которые преобладают среди других стилей саморегуляции.Корреляционный анализ показал четыре отрицательные связи стрессоустойчивости, саморегуляции и одного стиля саморегуляции. На основании этого, заключаем, что гипотеза эмпирического исследования о зависимости стрессоустойчивости и развитой саморегуляции – не нашла эмпирического подтверждения и признается опровергнутой.На основании результатов исследования, где мы выявили средний уровень стрессоустойчивости у студентов, мы составили ряд рекомендаций по формированию и развитию стрессоустойчивости.ЗАКЛЮЧЕНИЕАнализируя теоретические подходы по проблеме исследования, пришли к таким выводам:Стресс – неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование. Стресс подразделяется на эустресс и дистресс. Эустресс – положительное явление, при котором стимулируется работа процессов самосознания, дистресс происходит при чрезмерном истощении организма, при котором преобладает чувство беспомощности и безнадежности.Стрессоустойчивость – один из главных психологических факторов, обеспечивающий надежность, эффективность и успех деятельности. Выделяют три уровня управления стрессом:сознательно овладеть ситуацией и трансформировать ее в конструктивное поведение;импульсивная реакция, усложняющая отношения с обществом, которая дает только разрядку негативных эмоций;уход от ситуации, вытеснение (во многих случаях неосознанная) негативных чувств, связанных с ней.Для обучающийся в вузе стресс связан со многими факторам:недостаток сна, неумение рационально распределять свое рабочее время и время на отдых;большая учебная нагрузка;неудовлетворенность полученной оценки;низкая успеваемость по определенным дисциплинам;невыполненные или выполненные неправильно задания;большое количество пропусков занятий по каким-либо причинам;несданныев срок практические, лабораторные, проекты, курсовые работы, отчеты;отсутствиеинтереса к предлагаемой студенту работе или учебной дисциплине в целом;конфликтные ситуации с одногруппниками или преподавателями;неблагоприятные физические условия (чрезмерный шум, плохое освещение, отклонение температуре помещений;разочарование в выбранной профессии;экзаменационная сессия.Саморегуляция – сознательный процесс управления своего поведения. Саморегуляция деятельности – сознательное регулирование студентом своего поведения и деятельности, которое будет проявляться в умении преодолевать возникающие трудности во время получения высшего профессионального образования. Исходя из анализа литературы по проблеме исследования, мы делаем вывод о том, что проблема саморегуляции освещена достаточно полно в работах в работах исследований, но мы отмечаем недостаточное количество эмпирических данных и прикладные разработок. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОКАбрамян, В.А. Гусева И.В. Внутриличностные ресурсы стрессоустойчивости // Развитие современного образования: теория, методика, практика. - 2019. - №4(6). - С. 462-463.Андреева, Е.А., Соловьева С.А. Особенности проявления стресса у студентов во время сдачи экзаменационной сессии // Педагогика и психология. - 2019. - №1. - С. 140-143.Аскалонова, С.Б. К вопросу о методах коррекции состояний стресса // Вестник Марийского Государственного Университета. - 2019. - №3(18). - С. 8-12.Банников, В.В. Влияние социально-психологических компонентов стрессоустойчивости на эффективность деятельности персонала организации: дис канд. психол. наук: М., 2019. С. 156.Барханская, Е.В. Развитие адаптационных ресурсов здоровья как фактор обеспечения стрессоустойчивости учащихся // Известия Самарской Государственной сельскохозяйственной. - 2019. - №2. - С. 71-75.Березин, Ф.Б. психическая и психофизиологическая адаптация человека. –Л.: Наука, 2019, 322.Бодров, В.А. психологический стресс: развитие и преодоление/В.А. Бодров. –М. ПЕР СЭ, 2019.- 528 с.Величковская, С.Б. Психологические трудности студентов в учебном процессе и возможности их преодоления // Вестник Московского Государственного Лингвистического Университета. Образование и педагогические науки. - 2018. - №796. - С. 212-224.Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 3. Проблемы развития психики / Под ред. А.М. Матюшкина. М.: Педагогика, 1983. 368 с.Галеева Е. С. Педагогические механизмы саморегуляция учебной деятельности: теоретико-исторический аспект // Молодой ученый. — 2019. — №10. — С. 1121-1124.Голованова, Т.Н., Бахнина С.В., Андреева С.Н. Стресс- менеджмент в жизни студента как субъекта деятельности // Вестник Марийского Государственного Университета. - 2018. - №4. - С. 101-106.Головин С. Ю., Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин.: Харвест; Минск; 1998. — 301 с.Дерябина, Е.А. Проблема саморегуляции негативных состояний студентов как условий успешной социализации // Ученые записки Крымского Инженерно-Педагогического Университета. Серия: педагогика. Психология. - 2019. - №4. - С. 68-70.Завгородний, Т.О. Индивидуальные реакции на стресс, стрессоустойчивость, копинг-стратегии: влияние занятий боевыми искусствами // Вестник психофизиологии. - 2019. - №3. - С. 71-76.Зейгарник Б.В. Патопсихология. М.: Издательство Московского университета, 1986. 287 с.Зейгарник Б.В., Холмогорова А.Б., Мазур Е.С. Саморегуляция поведения в норме и патологии // Психологический журнал. 1989. Т. 10. № 2. С. 122—132.Зобков, А.В. Психическая саморегуляция учебно- профессиональной деятельности с учетом индивидуально-типологических свойств личности студента // Экономика Образования. - 2019. - №1. - С. 152a- 156.Изардд, К.Э. психология эмоций. –СПб.: Питер, 2014.Карбузова, В. А., Шамилова Н. В. Учебный стресс у студентов гуманитарных специальностей // Молодой ученый. — 2018. — №21. — С. 451-454.Карбузова, В. А., Шамилова Н. В. Учебный стресс у студентов гуманитарных специальностей // Молодой ученый. — 2018. — №21. — С. 451-454.Клочко В.Е. Категория саморегуляции в контексте парадигмальных изменений современной психологии // Психология саморегуляции в XXI веке / Отв. ред. В.И. Моросанова. СПб.; М.: НесторИстория, 2019. С. 38—55.Криштоп, В.В., Ленчер О.С., Кормилицына Н.К., Сутягина Е.С. Взаимосвязь психологических параметров бакалавров со степенью их адаптации к процессу образования // Научное обозрение. Педагогические науки. 2019. № 2. С. 74-77.Леонова, А.Б. Комплексные психологические технологии управления стрессом и оценка индивидуальной стресс-резистентности: опыт интеграции различных исследовательских парадигм // Вестник Московского Униврситета. - 2019. - №3. - С. 63-72.Леонтьев Д.А. Воля (в психологии) // Большая Российская Энциклопедия. Т. 5. М.: Большая Российская энциклопедия, 2019. С. 698.Малышев, И.В. Особенности социально-психологической адаптации и стрессоустойчивости личности старшеклассников в условиях меняющегося общества // Известия Саратовского Университета. Новая серия. Акмеология. Психология развития. - 2019. - №2. - С. 157-163.Моросанова В. И. Личностные аспекты саморегуляции произвольной активности человека // Психологический журнал. Том 23. — 2019, № 6.Павлов И.П. Ответ физиолога психологам // И.П. Павлов Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных: сб. статей / Редакция, послесловие и примечания члена корр. АН СССР Э.А. Асратяна. М.: Наука, 1973. 661 с.Павлов И.П. Экспериментальная психология и психопатология на животных // Павлов И.П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных: сб. статей / Редакция, послесловие и примечания членакорр. АН СССР Э.А. Асратяна. М.: Наука, 1973. 661 с.Рубенштейн, С.Л. Основы общей психологии. –СПб.: Питер, 2000.Савченко, К.Г. Исследование особенностей учебного стресса у студентов // Современные тенденции развития науки и технологии. - 2019. - №7-5. - С. 129-131.Селье, Г. Стресс без дистресса. - М.: Прогресс, 1982. - 128 с.Семизоров, Е.А. Проблема стресса и психофизиологическое обеспечение стрессоустойчивости // Агропроизводственная политика России. - 2019. - №11. - С. 69-70.Соколов, А.Д., Рыспекова Ш.О., Жумакова Т.А., Артыкбаева У.С., Ерлан А.Е., Жунистаев Д.Д., Хасенова К.Х., Джусипбекова Б.А., Алпысбаева К.К. Изменения эмоционального состояния студентов в ходе учебного процесса // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2019. № 3-4. С. 556-559.Соломахо, Э.П., Климачева, Е.В. Стресс и стрессоустойчивое поведение // Лесной вестник. - 2019. - №4. - С. 172-175.Усатов, И. А. Стрессоустойчивость личности как фактор преодоления стресса // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 2. – С. 21–25.Хохлова, Е.А. Стресс в студенческом возрасте // Студенческая наука XXI века. - 2019. - №4. - С. 148-152.Щелина, Т. Т., Колясникова В. А. К проблеме развития стрессоустойчивости студентов психолого-педагогических направлений подготовки // Молодой ученый. — 2019. — №11. — С. 1774-1778.ПРИЛОЖЕНИЯПриложение 1.Сводный протокол данных исследования№Шкала«В»Шкала«Н»Шкала«С»«Тест на определение уровня стрессоустойчивости личности», УсатовИ. А.ПлМПрОРГСОУ1Ж85436453482212Ж65236567689343М2014933969596374М1510834665787345Ж1612627687796366Ж85337754244227Ж83525844655278Ж96437463651219Ж532504237552210М18139158776633311Ж1488344654632312Ж1274347747953313Ж181210347677653314Ж18129274536862815Ж1295263768963216Ж532565355462317Ж1296387868463418Ж965454646472619Ж16126288555742920Ж964573476762721Ж14106316724652522Ж1588425687743123Ж19138196785853324Ж1185254765963025Ж1192433365652326Ж1387443685852927М19138313555552528Ж1267375686843229Ж15116469276252830М1066457498533031Ж151010395144462032М1165335336572433Ж13104347434552534М1278317455672935М15116358679793936М16128316465672837Ж523523435282038М865426353662639М413533726482940Ж1296377466562941Ж616365547562742Ж1277384244261843Ж936306335432244Ж322546767753245Ж725474544422146Ж955312544331947Ж1287525722231948Ж17911385354452249Ж1277322657642950Ж1184292256662251М181110276446582852Ж171111234216441753Ж1066333145662154Ж1499276455562755Ж1046416424432056Ж11875365566731Приложение 2.Стимульный материал по методике - Тест-опросник А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана «Исследование волевой саморегуляции»:Если что-то не клеится, у меня нередко появляется желание бросить это дело.Я не отказываюсь от своих планов и дел, даже если приходится выбирать между ними и приятной компанией.При необходимости мне нетрудно сдержать вспышку гнева.Обычно я сохраняю спокойствие в ожидании опаздывающего к назначенному времени приятеля.Меня трудно отвлечь от начатой работы.Меня сильно выбивает из колеи физическая боль.Я всегда стараюсь выслушать собеседника, не перебивая, даже если не терпится ему возразить.Я всегда «гну» свою линию.Если надо, я могу не спать ночь напролет (например, работа, подготовка к экзаменам) и весь следующий день быть в «хорошей форме».10.Моипланыслишкомчастоперечеркиваютсявнешними обстоятельствами.Я считаю себя терпеливым человеком.Не так-то просто мне заставить себя хладнокровно наблюдать волнующее зрелище.Мне редко удается заставить себя продолжать работу после серии обидных неудач.Если я отношусь к кому-то плохо, мне трудно скрывать свою неприязнь к нему.При необходимости я могу заниматься своим делом в неудобной и неподходящей обстановке.Мне сильно осложняет работу сознание того, что ее необходимо, во что бы то ни стало сделать к определенному сроку.Считаю себя решительным человеком.С физической усталостью я справляюсь легче, чем другие.Лучше подождать только что ушедший лифт, чем подниматься по лестнице.Испортить мне настроение не так-то просто.Иногда какой-то пустяк овладевает моими мыслями, не дает покоя, и я никак не могу от него отделаться.Мне труднее сосредоточиться на задании или работе, чем другим.Переспорить меня трудно.Я всегда стремлюсь довести начатое дело до конца.Меня легко отвлечь от дел.Я замечаю иногда, что пытаюсь добиться своего наперекор объективным обстоятельствам.Люди порой завидуют моему терпению и дотошности.Мне трудно сохранить спокойствие в стрессовой ситуации.Я замечаю, что во время монотонной работы невольно начинаю изменять способ действия, даже если это порой приводит к ухудшению результатов.Меня обычно сильно раздражает, когда «перед носом» захлопываются двери уходящего транспорта или лифта.Приложение 3.Стимульный материал по методике - «Тест на определение уровня стрессоустойчивости личности» Усатов И. А.center25131200Приложение 4.Стимульный материал по методике - Опросник «Стиль саморегуляции поведения» ССПМ в модификации Моросановой и Сагиеваcenter22414000center115490center1867100
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!