Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Особенности межличностной психологии в педагогическом коллективе современной школы.

Тип Курсовая
Предмет Психология и Социальная педагогика

ID (номер) заказа
4201481

500 руб.

Просмотров
1005
Размер файла
52.85 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» ____________________________________ (полное наименование института/факультета) КАФЕДРА ____________________________________ (полное наименование кафедры) ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫКурсовая работа по дисциплине: ______________________________________________________________________ (наименование дисциплины) Выполнил студент группы ___________ (номер группы) _________________________ ___________ (И.О. Фамилия) (подпись, дата) Специальность / направление подготовки _________________________________(код, направление подготовки, специальность)Направленность (профиль) / специализация ______________________________ Форма обучения _____________________ Руководитель _________________________________ (ученая степень, должность, И.О. Фамилия) _____________________ (подпись) _____________________ (оценка) ___ ________ 20__г. Новосибирск 20__ОГЛАВЛЕНИЕВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….…….3ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ………………………………………………..5 1.1. Сущность и понятие «межличностные отношения»…………………………….51.2. Характеристика профессиональной деятельности педагога……………….….10ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО УСТРАНЕНИЮ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ…………….162.1. Психологическая характеристика педагогического коллектива………………162.2. Рекомендации по предупреждению межличностных конфликтов в педагогическом коллективе современной школы……………………………..…….23ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..……………31БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………………..33ВВЕДЕНИЕАктуальность данной темы заключается в том, что на данный момент профессия педагога является одной из самых стрессовых. Причинами стресса являются постоянные государственные реформы в области образования, которые влекут за собой внедрение инноваций в образовательный процесс; высокая трудовая нагрузка педагогов; возникающие межличностные конфликты внутри педагогического коллектива и т.д. Каждая конкретная образовательная организация не в силах повлиять на принимаемые решения на государственном уровне, но в силах влиять на развитие своего коллектива педагогов. От слаженности действий педагогов зависит результат деятельности труда – т.е. гармоничное развитие личности обучающегося. На наш взгляд одной из важных проблем, негативно влияющих на развитие педагогического коллектива, являются возникающие межличностные конфликты между его членами. Конфликты свойственны любой сфере жизнедеятельности общества, поэтому педагогический коллектив также не является исключением. В процессе осуществления своей деятельности педагог постоянно оказывается либо участником, либо свидетелем бесконечно и непрерывно меняющихся конфликтов между коллегами, что может повлечь за собой возникновение конфликтов с другими участниками образовательного процесса и неудовлетворенность своей профессиональной деятельностью. Но конфликт не всегда несет только отрицательные последствия для участников и организации, если вовремя устранять, причину разногласия и направить развитие конфликта в конструктивное русло, то возможно из конфликта можно будет извлечь положительные результаты. Устранение причин конфликта в конфликтологии называется предупреждением конфликта.Изучение межличностных конфликтов является предметом исследования различных ученых – Гришиной Н.В., Вишняковой Н.Ф., Леонова Н.И., Миримановой М.С., Зеленков М.Ю., Цветков В.Л. Наряду с перечисленными учеными проблемой предупреждения межличностных конфликтов занимались такие ученые как Анцупов А.Я., Шипилов А.И., Емельянов С.М., Ратников В.П., Лукин Ю.Ф.Объект исследования – межличностные отношения.Предмет исследования – особенности межличностных отношений в педагогическом коллективе современной школы.Цель исследования – выявить особенности по предупреждению межличностных отношений в педагогическом коллективе современной школы.Задачи исследования:1. Ознакомиться с сущностью и понятием «межличностные отношения».2. Рассмотреть характеристику профессиональной деятельности педагога;3. Исследовать психологическую характеристику педагогического коллектива;4. Разработать рекомендации по предупреждению межличностных конфликтов в педагогическом коллективе современной школы.Методы исследования: анализ, синтез, обобщение.Структура данной работы: состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ1.1. Сущность и понятие «межличностные отношения»А.В. Батаршев отмечал, что человек как личность, формируется в процессе общения с людьми. В начале своей жизни человек не может выбирать людей, которые его будут окружать, с кем он будет общаться. А уже в зрелом возрасте, он сам имеет возможность регулировать состав своего окружения и общения. Таким образом, со стороны этого окружения, человек создаёт себе поток психологических воздействий. Ежедневно человек находиться в окружении разных людей, с которыми живет, учится, работает, играет, отдыхает, общается. В отношении каждого человека, ему приходиться выбирать определенный способ поведения, стиль общения, психически отображать окружающих его людей и эмоционально откликаться на каждого, с кем общается. От личностных особенностей, которыми обладает окружающие его люди, зависит характер их эмоционального отношения к нему, а также характер психического отображения и поведения [12]. При общении человека с окружающими людьми, эмоциональное отношение, психическое отображение и поведение всегда несут на себе отпечаток особенностей его мотивационно-потребностной сферы. Эти особенности влияют и на конкретный выбор людей, с которыми человек предпочитает общаться. Понятие «межличностные отношения», которое дано в «Словаре практического психолога», представляет систему установок, ожиданий, стереотипов и диспозиций, через которые люди, как правило, воспринимают и оценивают друг друга. Эти диспозиции выступают основой формирования социально-психологического климата в коллективе В представлении Б.Г. Ананьева «межличностные отношения» являются процессом познания участниками друг друга во время общения, процессом преобразования внутреннего мира общающихся людей, а также процессом самостоятельного регулирования поступков человека, с учётом полученных знаний. Межличностные отношения бывают разных видов: деловые, личные, товарищеские, приятельские, супружеские и др. Изучить и дать оценку межличностным отношениям людей можно, как в трудовом и учебном коллективе, так и в быту. Умение рефлексировать межличностные отношения - является умением оценивать характер взаимоотношений двух и более людей между собой, способность оценивать интенсивные характеристики этих взаимоотношений, а именно насколько развито у них партнерство или конкуренция, приязнь или неприязнь. Понятие «межличностные отношения» непосредственно связаны с различными видами общественных (материальных, духовных) отношений. Г.М. Андреева подчеркивает, что существование любых межличностных отношений внутри общественных, является реализацией этих общественных отношений в деятельности, общении и взаимоотношении определённых людей.Действенность межличностных отношений в коллективе можно определить по степени удовлетворенности или неудовлетворенности его членов. Е.И. Рогов определял «межличностные отношения», как субъективно переживаемые взаимоотношения между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимоотношений в процессе их совместной деятельности.Чаще всего межличностные отношения рассматривают в системе «человек - человек». Для межличностных отношений свойственно то, что вступая в общение, каждый человек преследует определённую цель, которая по своему содержанию может совпадать или отличаться от цели партнёра по общению [4].Таким образом, межличностные отношения по своим характеристикам, можно отнести к определённому виду деятельности, значение которого выражается во взаимодействии людей друг с другом. Без общения людей, взаимоотношений друг с другом не может быть коллективного труда, учения, искусства, игры и функционирование средств массовой информации и коммуникации. При этом вид деятельности, которую общение обслуживает, налагает свой отпечаток на содержание, форму и на весь процесс общения между участниками этой деятельности. Под функциями общения понимаются те роли и задачи, выполняемые общением в процессе социального существования человека. Функции общения многообразны, поэтому существуют их разные классификации. Основанием для классификации функций общения является выделение взаимосвязанных характеристик: информационной, интерактивной и перцептивной. Б.Ф. Ломов выделяет следующие функции общения: информационнокоммуникативную, аффективно-коммуникативную и регуляционнокоммуникативную. Информационно-коммуникативная функция общения - это обмен информацией между взаимодействующими людьми, который имеет свою специфику. Во-первых, это отношения двух людей, каждый из которых является активным субъектом, в отличие от технического устройства. Вовторых, обмен информацией предполагает взаимодействие мыслей, чувств и поведения каждого участника общения. Обмен информацией может проходить при помощи различных знаковых систем. Выделяют вербальную коммуникацию, где в качестве знаковой системы используют речь и невербальную, где используют различные неречевые знаковые системы коммуникации. Невербальную коммуникацию можно разделить на: - кинетику (оптико-кинетическая система, т.е. жесты, мимика, пантомима); - паралингвистику (система вокализации голоса, паузы, покашливания);- визуальное общение (система контакта глазами); - проксемику (нормы организации пространства и времени в общении) [20].Аффективно-коммуникативная функция общения - это умение человека адекватно проявлять свои эмоции и чувства, в зависимости от сложившейся ситуации. Общение является главным фактором эмоциональнопсихологического состояния человека. Весь спектр специфических эмоций человека появляется и развивается в условиях общения, а именно происходит либо сближение эмоциональных состояний людей, либо их поляризация (взаимное усиление или ослабление).Регуляционно-коммуникативная функция общения - это умение человека управлять своим поведением и регулировать его, а также управлять организацией совместной деятельности в процессе взаимодействия между людьми.Н.Н. Обозов выделяет следующую классификацию функций общения: - информационная (передача или прием информации, знаний, умений);- регулятивная (взаимное воздействие на партнера по общению с целью сохранения или изменения его поведения, состояния, активности, отношения друг к другу); - экспрессивная (понимание переживаний, эмоционального состояния друг друга, его изменение т.к. потребность человека в общении часто возникает в связи с необходимостью изменить свое эмоциональное состояние); - социальный контроль (регулирование поведения и деятельности с помощью социальных норм, путем использования позитивных мер - похвала, одобрение или негативных мер - неодобрение, порицание); - социализация (формирование умения действовать в интересах коллектива, проявлять доброжелательность, понимать интересы окружающих людей).В зависимости от цели общения, можно выделить следующую классификацию функций общения: - контактная (установление контакта для готовности к взаимному приему или передаче информации, поддержания взаимосвязи); - информационная (прием и передача информации в ответ на запрос, а также обмен своими мнениями, решениями, идеями); - понимания (понимание смысла информации, понимание партнёрами взаимных намерений, установок, переживаний); - побудительная (стимулирование активности партнера по общению, направляющее его на выполнение различных действий); - координационная (согласование действий в процессе совместной деятельности партнёров по общению); - установление отношений (осознание человеком своего места в системе деловых, ролевых, межличностных и других отношений в обществе); - эмотивная (возбуждение в партнере по общению необходимых эмоциональных переживаний, а с его помощью изменение собственных переживаний и состояний); - оказание влияния (изменение поведения партнера, в том числе его мнения, решения, представления) [9].Во время общения и взаимодействия каждый участник постоянно находится в роли объекта или субъекта. Как субъект, познавая других участников общения, он может проявлять к ним интерес, а может показывать своё безразличие или неприязнь. Как субъект, решающий по отношению к участникам общения определенную задачу, он воздействует на них. Одновременно, человек оказывается объектом познания для тех, с кем общается. Он является объектом, которому участники общения адресуют свои эмоции, чувства, стараются на него повлиять и воздействовать. Нахождение участника общения и в роли объекта, и в роли субъекта, характерно для любого вида соответствующего общения между людьми.Когда люди вступают в общение, то они всегда преследуют какую-либо цель: сделать собеседника единомышленником, понравиться, добиться от него признания, удержать от неправильного поступка, дать совет. Чтобы осуществить свою цель, люди используют свою речь, всю красноречивость, свою силу убеждения, жесты, мимику. А подталкивают их поступать именно так, имеющиеся у них свои интересы, желания, потребности, ценностные ориентации, убеждения. Характеризуя общение, как особый вид деятельности, нужно понимать, что без общения не может происходить полноценное всестороннее развитие человека как личности.Таким образом, общение имеет особое значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении культурного, разумного, правильного поведения человека. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к получению своего индивидуального опыта, человек приобретает все свои высшие познавательные способности, умения и качества. Активное общение человека с развитыми личностями, помогает ему самому превращаться в личность. Межличностные отношения, как объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми, проявлениями которых служат коллективистское самоопределение, сплоченность людей, психологическая атмосфера, характер межличностных выборов, представляется достаточно сложным феноменом. 1.2. Характеристика профессиональной деятельности педагогаПрофессия - это определённый вид трудовой деятельности человека, владеющего специальными знаниями, практическими умениями и навыками, которые он приобрёл в результате целенаправленной подготовки. Любой вид труда состоит из нескольких компонентов: предмет труда, цель труда, средства труда и условия деятельности труда. Когда человек работает, то всё его внимание направлено на какой-либо предмет труда. В процессе трудовой деятельности человеку с этим предметом необходимо что-то сделать, отсюда появляется цель труда. А эта цель, в свою очередь, осуществляется уже при помощи различных средств и в определённых условиях, необходимых для её выполнения. С учётом перечисленных компонентов, ведущим специалистом в области психологии профессиоведения Е.А. Климовым, была разработана классификация профессий для профессионального самоопределения человека. В данной классификации все профессии, с учётом предмета труда, делятся на пять типов: - «человек - природа»; - «человек - техника»; - «человек - художественный образ»; - «человек - знаковые системы»; - «человек - человек».Все профессии, деятельность которых заключается в обучении, воспитании, обслуживании и информировании людей, относятся к типу «человек - человек». Люди, относящиеся к профессиям этого типа, в процессе своей профессиональной деятельности взаимодействуют между собой, и окружающий мир видят, как систему человеческих отношений. Сама система человеческих отношений очень сложна и многогранна [1].Например, если рассматривать взаимоотношения людей в трудовом коллективе. Представителям профессий типа «человек - человек» необходимо понимать, что каждый человек видит и воспринимает мир по-своему, а многие трудности и проблемы в отношениях между людьми вызваны тем, что они не умеют понимать и принимать друг друга такими, какие они есть.Профессия «педагог», по своим основным характеристикам, тоже относится к типу «человек - человек». Профессия «педагог» ещё издавна высоко ценилась и признавалась в обществе. Авторитет и важность выполняемой педагогом функции, определяли почтительное и уважительное отношение к педагогической профессии. Древнегреческий философ Платон говорил: «Если башмачник будет плохим мастером, то государство от этого не сильно пострадает, - жители будут только немного хуже одеты, но если воспитатель детей будет плохо выполнять свои обязанности, то в стране появятся целые поколения необразованных, невоспитанных и дурных людей». Живший ещё в XVII веке великий педагог Ян Амос Коменский, являющийся основоположником научной педагогики, отмечал, что педагогам дана отличная должность, выше которой ничего не может быть под солнцем [3].В нашем современном мире профессия «педагог» привлекает к себе особое внимание, как со стороны общества, так и со стороны СМИ. Каждый день мы получаем различную информацию про людей этой профессии. Информацию, как позитивную, так и негативную. Если педагог является недостаточно подготовленным и грамотным специалистом, то в первую очередь от этого страдают те люди, на кого направлена его профессиональная деятельность. А потери, которые при этом возникают, как правило, невосполнимы. Поэтому обществу необходимо создавать такие условия, чтобы среди педагогов оказывались только те люди, которые наиболее интеллектуально и морально были бы подготовлены к работе с подрастающим поколением. А главное, чтобы эти люди были уверены, что выбрали себе правильную профессию. «Педагог» - это профессия, и социальная роль, и вид деятельности, а также направленность личности человека. От других, профессию «педагог» отличает повышенное чувство долга, ответственность и образ мыслей ее представителей, поэтому с полной уверенностью эту профессию можно выделить в отдельную группу. Главное отличие профессии «педагог» от других профессий типа «человек - человек» заключается в том, что она одновременно относится как к типу преобразующих, так и к типу управляющих профессий. Имея в качестве цели своей профессиональной деятельности становление и преобразование личности, педагог призван управлять процессом ее интеллектуального, эмоционального и физического развития, а также процессом формирования духовного мира личности. Основным содержанием профессии «педагог» являются взаимоотношения между людьми. В других профессиях типа «человек - человек» профессиональная деятельность тоже направлена на взаимодействие с людьми, но это связано с тем, чтобы наилучшим образом суметь понять и удовлетворить запросы, потребности человека. Основной же задачей профессии «педагог» является то, чтобы понять общественные цели и направить усилия других людей на их реализацию. Спецификой профессиональной деятельности педагога является то, что её объектом и продуктом является человек. Педагог находится в постоянном общении с детьми, которые по-своему видят и воспринимают окружающий их мир. Поэтому чтобы их хорошо понимать, педагог должен быть с ними «на одной волне». Педагогический труд - это постоянное взаимодействие, взаимоотношение между педагогом, который уже овладел культурноисторическим опытом, и обучающимся, который этот опыт у него постепенно перенимает. В педагогической деятельности специфичен и сам предмет труда, заключающийся в формировании человека, а также характерны средства труда, с помощью которых педагог воздействует на обучающегося. В качестве инструмента воздействия выступает теоретические и практические знания, умения и имеющийся опыт педагога [25].Еще одной отличительной особенностью деятельности педагога является результат его труда, а именно человек, который в процессе деятельности овладел общественной культурой и знаниями. Профессия «педагог» имеет свои характерные признаки: - по содержанию (является преобразовательной деятельностью, которая направлена на изменение методов обучения, методики преподавания, уровня знаний обучающихся, а также многих сторон личности самого педагога); - по форме (является коммуникативной деятельностью, которая состоит из непосредственного и опосредованного общения); - по структуре (является ценностно-ориентационной деятельностью, которая направлена на формирование системы ценностей педагога и переноса ее на обучающихся).Педагогическая деятельность имеет свою структуру, включающую: - мотивацию; - педагогические цели и задачи; - предмет педагогической деятельности; - педагогические средства и способы решения поставленных задач; - продукт и результат педагогической деятельности. Областью профессиональной деятельности педагога является сфера преодоления разных противоречий между следующими факторами: - динамикой профессиональных задач и стремление педагога к их осуществлению; - динамикой образовательной политики и готовность педагога занимать чёткую, последовательную позицию; - личностной потребностью педагога в творческой самореализации и возможностью её удовлетворения; - растущим объёмом актуальной информации и способами её переработки, хранения и передачи; - потребностью общества в образовательных услугах и сокращением резервов рабочего времени педагога; - увеличением свободного времени у большинства социальнопрофессиональных групп и сокращением бюджета времени у представителей педагогических профессий [18]. Педагогическая деятельность имеет следующие характеристики: - целенаправленность деятельности; - мотивированность деятельности; - предметность деятельности. Специфической характеристикой педагогической деятельности является и её продуктивность, которая состоит из пять уровней: I уровень - (минимальный) репродуктивный; педагог умеет рассказать другим то, что знает сам; непродуктивный; II уровень - (низкий) адаптивный; педагог умеет применить свое сообщение с учётом специфики аудитории; малопродуктивный; III уровень - (средний) локально-моделирующий; педагог может формулировать цель, отдавать себе отчет в требуемом результате и подбирать систему включения обучающихся в учебно-воспитательную деятельность; среднепродуктивный; IV уровень - (высокий) системно-моделирующий знания обучающихся; педагог владеет стратегиями формирования необходимой системы знаний, умений и навыков; продуктивный; V уровень - (высший) системно-моделирующий деятельность и поведение обучающихся; педагог владеет разными стратегиями превращения своего предмета в средство формирования личности обучающихся, его потребностей в самовоспитании, самообразовании, саморазвитии; высокопродуктивный. Содержание профессиональной деятельности предъявляет к педагогу ряд требований, которые обязывают его овладевать определенными профессионально-значимыми, обязательными и необходимыми личностными качествами. Эти качества, реализуясь в деятельности педагога и обеспечивая ее успешность, приобретают новый личностный смысл, который заключается в выполнении функций педагога. Человек, выбирающий профессию «педагог» должен понимать, что берет на себя большую ответственность за тех, кого он будет учить, воспитывать, при этом несёт ответственность и за самого себя, за свою профессиональную подготовку. Достойное выполнение профессионального долга требует от педагога принятия ряда необходимых обязательств, таких как: - уметь объективно оценивать собственные силы и возможности, знать свои слабые и сильные стороны, значимые для профессии «педагог» качества (особенности самооценки, саморегуляции, эмоциональные проявления, коммуникативные способности и т.д.); - владеть общей культурой интеллектуальной деятельности культурой поведения, общения, в том числе и педагогического общения; - уважать, знать и понимать своего ученика как «Другого», что является главной основой успешной деятельностью педагога; - являться организатором учебно-воспитательной деятельности обучаемых, их сотрудничества, и в то же время уметь выступать в качестве партнера, облегчающего педагогическое общение [5].Таким образом, можно сделать вывод о том, что педагог должен быть незаурядной и творческой личностью, мастерски владеющей искусством общения, убеждения, ведения диалога; иметь острый, неординарный ум, хорошую эрудицию во всех областях жизни и знаний; быть яркой индивидуальностью. Любой педагог работает в первую очередь с людьми, поэтому он должен знать все тонкости «человеческой инженерии» и владеть многочисленными человековедческими знаниями. Основным профессиональным качеством, которое педагог должен всегда демонстрировать своим воспитанникам, является желание постоянно учиться, приобретать новые знания и опыт. Способность к нестандартным трудовым действиям, готовность к переменам, мобильность, ответственность и самостоятельность в принятии различных решений - все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере можно отнести к профессии «педагог».ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО УСТРАНЕНИЮ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ2.1. Психологическая характеристика педагогического коллективаЛюбая общеобразовательная организация имеет цели, которые в своей деятельности осуществляют сотрудники – педагоги. Разумеется, что каждый педагог выполняет задачи согласно своим возможностям и компетенциям. Но для того чтобы достичь педагогических целей в отношении воспитанников необходимо объединить усилия педагогов. «Поэтому, рассматривая деятельность педагогов в образовательном учреждении, мы должны говорить об определенной структуре отношений между педагогами, об их объединении в развивающуюся группу, имеющую признаки коллектива».Для того чтобы определить понятие «педагогический коллектив» необходимо проанализировать различные подходы к определению понятия «коллектив» и выделить его признаки. Коллектив – это группа людей, объединенных общими делами, общей работой [9]. Немного шире данное понятие рассматривается Б.С.Бим-Бадом, он говорит, что «коллектив – это социальная общность людей, объединенная на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения».С точки зрения психологии Новиков В.В. трактует коллектив как «специально организованную группу людей, объединенную позитивными задачами деятельности, выходящими за ее рамки, прошедшую в своем становлении определенный путь и достигшую высокого уровня отношений взаимной помощи, взаимной требовательности и взаимной ответственности».Проанализировав данные понятия, можно выделить следующие признаки коллектива: - наличие общей социально значимой цели; - наличие совместной деятельности и общения; - наличие высокого уровня взаимоотношений. Опираясь на вышеперечисленные определения понятия «коллектив» и его признаки мы можем сказать что «педагогический коллектив – это общность учителей, объединенная духовными и социально значимыми ценностями и гуманными целями обучения и воспитания подрастающего поколения, организованную для совместной профессиональной деятельности и способную к качественному ее выполнению, обеспечивающую каждому члену общности возможности для профессионального развития».Кроме общих признаков коллектива педагогическому коллективу присущи его особенные признаки: равные в своем трудовом коллективе педагоги выступают руководителями-организаторами в ученическом коллективе, высокий уровень образованности коллектива, сложность единения – сплочения коллектива, обусловленная отличием педагогов по полу, возрасту, стажу, психологическим особенностям, работе в разных предметных областях и т.д [17]. Овчарова Р.В. выделяет специфические особенности педагогического коллектива: - полифункциональность т.е. выполнение учителем различных функций (преподавание, классное руководство, административная деятельность, организация воспитательных мероприятий и т.п.), в совокупности полифункциональности каждого педагога формируется полифункциональность всего педагогического коллектива; - самоуправляемость (функции каждого педагога четко определены и существует выработанная система контроля); - коллективный характер труда и ответственность за результаты; - преимущественно женский состав. Женским коллективам присуще повышенная эмоциональность, конфликтность, ранимость, но женщины более приспособлены к воспитательной деятельности. При формировании педагогический коллектив переживает периоды становления, функционирования и развития.Период становления подразумевает, что общность педагогов еще нельзя назвать коллективом, это формальная группа, созданная для осуществления образовательной функции. Характерными для этого периода являются не сформировавшиеся связи и взаимоотношения, низкий уровень взаимодействия, отсутствие знаний о возможностях каждого педагога. Данный период подразделяется на несколько этапов: - идейное единство (наличие общих ценностей, которые отражаются в целях коллектива); - интеллектуальное единство – «это интегративная возможность решать умственные творческие задачи»; - организационное единство (целесообразное распределений функций, делегирование полномочий); - волевое единство (формирование конкретных требований к каждому члену коллектива и общей позиции по проблемным вопросам). В период функционирования определяются возможности каждого сотрудника, формируются взаимоотношения внутри коллектива, образуются малые группы со своими лидерами, возникают межличностные и межгрупповые конфликты. Именно этот этап может привести к стагнации, обострению социально-психологических и производственных конфликтов, либо выводит коллектив в режим развития [22].В период развития основные силы коллектива направлены на внедрение инноваций и педагогическое экспериментирование. «Жизнедеятельность педагогического коллектива отражается в его двух главных функциях: учебно-воспитательной (производственной) и социальногуманитарной. Первая функция выражает непосредственно интересы общества, вторая – интересы работников».Рассматривать структуру педагогического коллектива необходимо с двух точек зрения: структура взаимоотношений и выделение подструктур, которые характеризуют группу как развивающийся коллектив. Взаимоотношения педагогов бывают официальные (деловые) и неофициальные (неформальные). Выделение этих двух структур связано непосредственно с вышеназванными функциями педагогического коллектива. Официальные взаимоотношения вытекают из производственной функции, а неофициальные из потребностей, интересов работников. Идеальная модель деловых отношений фиксируется в нормативноправовых актах, должностных инструкциях, правилах и т.д. Но придерживаться идеальной модели постоянно невозможно, потому что поведение членов коллектива часто отклоняется от предписаний – это зависит от индивидуальных особенностей каждого педагога, социальных ролей, системы межличностных отношений и называется реальная модель деловых отношений. Неформальные отношения в коллективе называются социальнопсихологическая структура. «Она включает в себя симпатии и антипатии, уважение и пренебрежение, групповые цели, отношения к целям совместной деятельности, ее результаты и т.д. Ее главный нерв, основной каркас состоит из межличностных отношений – отношений членов коллектива друг к другу».Также можно выделить два психологических блока структуры педагогического коллектива в соответствии с названными функциями. «Первый блок отражает реализацию учебно-воспитательной функции и имеет подструктуры профессиональной направленности, организованности и подготовленности к совместной деятельности». Направленность группы является ведущей подструктурой. Групповая направленность определяет основные ценности, идеи, цели, мотивы деятельности коллектива. Профессиональная направленность предполагает отношение конкретного члена коллектива к своей профессиональной деятельности, т.е. любовь к педагогическому труду. К сожалению, это свойственно не каждому педагогу, поэтому зачастую в реальной ситуации в коллективе нормы профессиональной этики не всегда занимают достойное место. Организованность педагогического коллектива заключается в его способности к самоуправлению. Подготовленность к совместной деятельности – это готовность к осуществлению педагогических задач совместно с другими педагогами. Второй структурный блок содержит осуществление социальногуманитарной функции, т.е. удовлетворение потребностей личности каждого члена коллектива: самореализация, коммуникация, признание, материальное удовлетворение и т.д. В данный блок входят перечисленные ранее подструктуры периода становления педагогического коллектива: интеллектуальное единство, идейное единство, волевое единство. Развитость перечисленных подструктур оказывает существенное влияние на психологический климат педагогического коллектива. Под психологическим климатом понимают систему относительно устойчивых психических состояний, типичных для данного коллектива и значимых для его членов и их деятельности. Иными словами можно сказать что психологический климат это система взаимоотношений в коллективе основанная на симпатиях, совпадении системы ценностей. При неблагоприятном психологическом климате снижается продуктивность деятельности педагогического коллектива, повышается тревожность у его членов, что приводит к появлению частых разногласий и межличностных конфликтов. Существенное влияние на психологический климат коллектива оказывает каждая отдельно взятая личность педагога, а конкретно ее психологические особенности, структура личности и приобретенные профессиональные деформации. Рассмотрим более подробно психологические структуры личности педагогов [9]. Рыженко С.К. выделяет пять структур личности: шизоидная, депрессивная, навязчивая истерическая, нарциссическая.Личностям с шизоидной структурой свойственно подчеркивание своей индивидуальности, одни делают это с помощью одежды и аксессуаров, другие стремлением все сделать по-своему. Беспредметные разговоры и пустое времяпровождение им не по душе. При общении с педагогом шизоидного типа может быть ощущение дискомфорта, непонимания т.к. он выражается очень абстрактно, зачастую не может сопровождать свои абстрактные объяснения примерами. Педагог с шизоидной структурой личности обладает креативностью, объективностью и самостоятельностью. Свой предмет такой педагог знает превосходно, предмет интересует его больше чем человеческие отношения, поэтому поручать классное руководство или общественную деятельность им не стоит, их это мало увлекает. Лучше поручить ему работу по написанию каких-либо программ, проектов здесь он сможет самореализоваться и раскрыться. Например, если в школе проводятся бесконечные заседания педсовета, планерки, совещания, педагог с шизоидной структурой может реагировать на них гневом или попросту их игнорировать». Такая реакция, возможно, не будет понята коллегами и воспримется негативно, что может привести к межличностному скрытому или открытому конфликту. Депрессивная структура личности очень часто встречается среди педагогов. Они способны к эмпатии и сопереживанию. Положительными чертами являются социальная направленность, готовность к помощи, терпеливость, легкая адаптация к сложным условиям труда. Отрицательные черты зачастую влияют больше на самого педагога, чем на окружающих т.к. он постоянно занимается самообвинением. Плодотворность своей работы они оценивают по затраченным силам, а не по полученному результату. По отношению к своим ученикам педагоги с депрессивной структурой личности занимают материнскую позицию, они стараются всячески уберечь детей от трудностей. В отношениях с коллегами происходит та же ситуация, они готовы выполнить работу другого лишь бы избежать конфликта. Педагоги с навязчивой структурой личности – люди ответственные, пунктуальные, надежные. В то же время консервативные и нерешительные [11].Для педагогов с навязчивой структурой личности очень важно структурировано, и точно излагать информацию, рационально распределять время. В основном такие типы педагогов являются исполнителями, а не руководителями, занимать руководящие должности им не комфортно, потому что отсутствует умение принимать решение «здесь и сейчас». Деньги наряду с порядком во всем обеспечивают педагогу с навязчивой структурой личности уверенность в завтрашнем дне. «Педагоги с навязчивой структурой личности имеют свое, завышенное представление о масштабе точности и тщательности. Поэтому коллег, которые работают с меньшей, но адекватной тщательностью, они не уважают и считают неосновательными и не заслуживающими доверия». В работе данный тип педагогов часто можно назвать «одиночкой» потому что «ему трудно что-то отдавать, делиться чем-то личным, например, своими разработками, авторскими программами, это не всегда понимают коллеги». Быть в центре внимания стремиться личность с истерической структурой. В сфере образования редко встречаются такие личности, т.к. они стремятся достичь успеха быстро и с малыми усилиями. Профессию педагога личности с истерической структурой выбирают, чтобы реализовать свои актерские таланты и потребность быть центром происходящего. В школе часто можно встретить таких личностей на должности педагога-организатора. При работе им необходимо взаимодействие и кооперация с другими сотрудниками, от этого зависит продуктивность их деятельности. Для учителя-предметника с истерической структурой личности важнее не содержание урока, а манера преподавания. При ошибках в работе личность с истерической структурой винит окружающих людей или обстоятельства. Чаще всего при возникновении конфликтной ситуации выбирают стиль поведения соперничество. Последняя структура личности называется нарциссичкой. Все внимание педагогов-нарциссов сконцентрировано на себе. Работа для них это вершина, которую постоянно нужно покорять, при удачах самооценка повышается. «важно чтобы работа приносила признание и восхищение. Поэтому они редко выполняют работу, не имеющую высокого общественного признания». Педагоги с нарциссической структурой склонны переоценивать результаты своей работы и недооценивать результаты своих коллег. «Педагоги с нарциссической структурой личности считают себя лучше других, им трудно сотрудничать с другими на равных. Для достижения собственного успеха они готовы буквально на все, что, в свою очередь может вызвать негативные эмоциональные реакции у коллег, если нарциссическая личность не скрывает или не считает нужным скрывать эту установку» [27].Характеристика типов структуры личностей педагогов подтверждает значимость утверждения о том, что психологические особенности личности влияют на появление межличностных конфликтов внутри коллектива. Наряду с индивидуальными особенностями личности стоит выделить такую особенность педагогов как профессиональная деформация личности, которая, безусловно, влияет на конфликтность педагога. В явлении профессиональной деформации педагога выделяют две составляющие: индивидуальная предрасположенность к профессиональной деформации и «собственно профессиональная деформация, та, на которой в последующем разворачивает свою деформирующую деятельность профессия, проявляющаяся уже во время учебы, когда у студентов формируется профессиональная картина мира».Педагогический коллектив имеет ряд специфических признаков: полифункциональность, самоуправляемость, коллективный характер труда, преимущественно женский состав. Также коллектив педагогов осуществляет две функции: учебновоспитательную и социально-гуманитарную. Индивидуальные особенности структуры личности каждого педагога в коллективе и наличие у него профессиональных деформаций являются источниками возникновения межличностных конфликтов внутри коллектива. 2.2. Рекомендации по предупреждению межличностных конфликтов в педагогическом коллективе современной школыВоздействовать на развитие конфликтной ситуации можно двумя способами: влиять на поведение свое и оппонента. «Люди в конфликтной ситуации обычно ведут себя далеко не оптимально. Практика психокоррекционной и психотерапевтической работы показывает, что возможно изменение поведения человека в конфликте». Влиять на свое поведение человек может следующими способами: - при плохом настроении избегать конфликтного общения с коллегами; - при общении изредка улыбаться; - заранее положительно настроиться к оппоненту независимо от ситуации; - проявлять интерес к позиции оппонента. Воздействовать на поведение оппонента, можно используя следующие способы: - учитывать способности своих коллег, не требовать от них больше того, то они могут и давать поручения по силам; - если конфликт произошел с подчиненным, то не следует в короткие сроки путем давления перевоспитывать человека; - учитывать настроение оппонента, если очевидно, что он в раздраженном состоянии отложите общение на другой случай; - своевременно сообщать окружающим об ущемлении Ваших интересов, это способствует изменению их поведения; - в процессе общения не перебивать оппонента; - занять твердую позицию к ситуации, а не к человеку; - по возможности не привлекать в конфликт других участников, которых не касается проблема; - если оппонент принял неграмотное решение, то желательно отказать себе в удовольствии публично разоблачить его некомпетентность [2].Методами психокорекции конфликтного поведения являются: социальнопсихологический тренинг; индивидуально-психологическое консультирование; аутогенная тренировка; посредническая деятельность психолога; самоанализ конфликтного поведения; кейсы (конкретные ситуации). «Психологический тренинг есть технология психологического воздействия на личность, осуществляемая в единстве и последовательности процессов обучения, коррекции и развития. При использовании социально-психологического тренинга необходимо использовать ряд принципов: - формирование доверительного контакта внутри группы; - оценка коммуникаций между участниками, во время тренинга; -персонализация мнения каждого участника; - включенность каждого участника в процесс тренинга; - выражение возникающих чувств у участников в процессе тренинга; - сохранение секретности полученной информации в ходе тренинга. Современный психологический тренинг может строиться с ориентацией на постоянно встречающегося с новыми жизненными ситуациями, развивающегося, испытывающего потребность в совершенствовании профессиональной подготовки и построении эффективных жизненных планах человека. Вследствие этого, современный психологический тренинг может рассматриваться как одна из коммуникативных социогуманитарных технологий, которые будут отвечать на разносторонние запросы личности, ориентированной на систему ценностей и потребностей современного общества. Существуют формы социально-психологического тренинга: групповая дискуссия, ролевая игра, деловая игра. Групповая дискуссия представляет собой групповое обсуждение, какого-либо вопроса с целью достичь общей точки зрения. Польза применения данной формы социально-психологического тренинга состоит в том, что у участников тренинга появляется возможность увидеть различие в восприятии одних и тех же конфликтных ситуаций. «Ролевая игра — это групповая дискуссия, но «в лицах», где каждому из участвующих предлагается исполнить роль в соответствии с его представлениями о характере поведения участника конфликта, а также ситуации, которую предлагается разыграть по ролям». Деловая игра используется для моделирования проблемной ситуации с целью определения универсальных способов ее решения. Тренинг направлен не только на решение ныне существующих проблем участников, но и на профилактику их возникновения в будущем, в частности, за счет предоставляемой им возможности научиться решать проблемы [23].Психологическое консультирование является одним из видов психологической помощи личности. В ходе консультации психолог создает условия для изменения мировосприятия у клиента. Аутогенная тренировка представляет собой систему упражнений, предназначенных для саморегуляции психических и физических состояний. В систему упражнений аутогенной тренировки входят: мышечная релаксация, самовнушение, развитие концентрации внимания и силы представления, умение контролировать свое поведение. Аутогенная тренировка это метод, с помощью которого можно избавиться от усталости, нервного напряжения, развить память, внимание и здоровый сон. Посредническая деятельность психолога внутри конфликта помогает сторонам найти наиболее оптимального выхода из конфликтной ситуации, в котором все стороны были бы удовлетворены. При этом существуют две принципиальные возможности: психолог в разных формах (индивидуальной беседы, группового тренинга и др.) прорабатывает с клиентом конфликт или конфликтную сферу его взаимоотношений, предполагая, что обсуждение ситуации, ее анализ, возникающие изменения в позиции клиента и т. д. приведут к позитивной трансформации его конфликтной ситуации; другой вариант предполагает прямой контакт психолога со всеми участниками конфликта и непосредственную работу с ними.Отличие данного метода предупреждения межличностного конфликта от других заключается в том, что он ориентирован на один конкретный конфликт, а не на взаимоотношения субъекта в целом. Сущность психологического посредничества в межличностных конфликтах – это участие психолога в коммуникативном процессе, направленном на создание такой ситуации во взаимодействии участников конфликта, которая способствует смягчению их противостояния и возникновению согласия. При использовании психологического посредничества необходимо соблюдать следующие принципы: - отсутствие субъективных оценок посредника; - посредник осуществляет работу только с процессом конфликта; - стимуляция перехода от деструктивного развития конфликта к конструктивному развитию; - защита всех участников конфликта; - несение посредником ответственности только за процесс конфликта, а не за принимаемые участниками решения. Психологическое посредничество называют другим более емким термином «медиация», а человек ее осуществляющий «медиатором». «Психологическое посредничество представляет собой форму работы, соединяющую психологические представления о работе с конфликтами, возможности ситуационного подхода и опыт конфликтологии, накопленный в области переговорной практики и медиаторства. Ситуационныи подход предполагает возможность целостного изменения ситуации за счет модификации ее базисных черт, что влечет за собой изменения в поведении и взаимодействии участвующих в данной ситуации людей».Нежелание субъектов конфликта разрешать его является основным барьером для осуществления конструктивного процесса развития конфликта. Посредническая работа психолога начинается с первичного обращения одного или нескольких субъектов конфликта за помощью и включает в себя ряд этапов: - определение типа работы с данной проблематикой (психотерапевтическая работа, индивидуальное психоконсультирование, работа со всеми субъектами конфликта); - установление контакта посредника и субъекта конфликта, в котором посредник занимает позицию нейтралитета; - анализ конфликта, который должен быть направлен на источники конфликта, ценностные ориентации и потребности субъектов); - работа с субъектами конфликта по отдельности; - анализ проделанной работы (принятие решения о проведении совместного обсуждения, определение участников обсуждения, анализ позиций конфликтующих сторон, создание условий для переговоров); - совместное обсуждение конфликта [20].Посредническая деятельность психолога может быть выражена в двух формах: арбитраж и медиаторство. При использовании формы арбитраж психолог выступает в роли судьи. Алгоритм действия психолога в роли арбитра следующий: - беседа с одним субъектом конфликта; - беседа со вторым субъектом конфликта; - анализ конфликтной ситуации; - встреча со всеми субъектами конфликта и вынесение вердикта. «Медиаторство как содействие третьей стороны двум другим в решении спорной проблемы и поиске соглашения предполагает по меньшей мере два аспекта его позитивного влияния. Как уже указывалось, присутствие на переговорах третьей стороны само по себе имеет позитивный эффект, поскольку снижает степень деструктивности во взаимодействии сторон, прежде всего за счет усиления его конвенциональное. Другой аспект позитивных возможностей медиаторства связан с процедурой, реализуемой медиаторами. Медиаторство, направленное на организацию эффективной коммуникации, диалога между сторонами конфликта, делает их активными участниками процесса разрешения конфликта».Конкретная ситуация — это изложение в повествовательной форме с подкреплением различными вспомогательными средствами (таблица, графика, аудио- и видеофрагменты) набора фактов о конкретной ситуации на реальном предприятии».Конкретные ситуации используются в следующих формах: - групповое обсуждение; - индивидуальный анализ; - письменный анализ с ограничением времени в аудитории; - групповой или индивидуальный доклад; - дискуссия между группами; - ролевая игра; - комбинация различных форм. Условиями предупреждения межличностных конфликтов выступают: - компетентное принятие управленческого решения; - компетентная оценка результатов деятельности. Зачастую в педагогическом коллективе межличностные конфликты происходят не по горизонтали, а по вертикали, т.е. между руководителем и подчиненным. Причиной таких конфликтов часто является принятие руководителем некомпетентных управленческих решений. Поэтому умение принимать правильные управленческие решения являются одним из условий для предупреждения межличностных конфликтов в педагогическом коллективе. Причины некомпетентного принятия решения: - низкое качество обоснования принятия решения; - технократический подход к управлению (характеризуется авторитарным стилем руководства, человек воспринимается как деталь большого механизма); - волюнтаризм руководителя (воля руководителя – основной принцип принятия управленческого решения). Одним из критериев правильности принятия управленческого решения является его обоснованность. Обоснованность предполагает под собой анализ какого-либо явления, который включает несколько этапов: - сбор актуальной информации об объекте управления и оценка направлений развития объекта (описательная модель); - ответ на вопрос «Почему объект находится в таком состоянии?» (объяснительная модель); - составить прогноз развития объекта (прогностическая модель); - ответ на вопрос «Чего хотим?» (модель цели); - ответ на вопрос «Что делать?» (управленческая модель); - ответ на вопрос «Как делать?» (технологическая модель); - принятие решения; - обобщение полученного опыта [26].Важнейшим системообразующим фактором всех без исключения моделей, создаваемых при обосновании и принятии решения по управлению социальными и социотехническими системами, является человек. Наряду с принятием управленческого решения одним из условий выступает оценка результатов деятельности. Руководитель не может правильно и бесконфликтно оценить результаты деятельности своих подчиненных, если не представляет место и роль оценки результатов в структуре самой деятельности. Среди психологических компонентов деятельности основными можно считать мотивы деятельности, ее цели и способы, результаты и оценку этих результатов. В основе оценки лежит сравнение одного явления с другим. Рассмотрим способы оценки деятельности: - оценивание с позиции «Цель – Результат», т.е. соответствуют ли достижения поставленной цели; - оценивание с позиции «Начало – результат», т.е. сравнение положения дел, которые были на период начала деятельности и положение дел в настоящее время; - оценивание с позиции «Результат – другие», т.е. сравнение положений дел внутри своей организации и положения дел у других организаций; - оценивание с позиции «Результат – идеал», т.е. оценивание достигнутого результата с идеальным; - сравнение с требованиями к выполнению деятельности, прописанных в нормативных документах [8].Таким образом, можно сделать вывод о том, что выделяют два способа предупреждения межличностных конфликтов – влияние на свое поведение и поведение оппонента. Для предупреждения межличностных конфликтов используются методы: социально-психологический тренинг; индивидуально-психологическое консультирование; аутогенная тренировка; посредническая деятельность психолога; самоанализ конфликтного поведения; конкретные ситуации (кейсы). Компетентное принятие управленческого решения и компетентная оценка результатов деятельности являются основными условиями предупреждения межличностных конфликтов. Рассмотренные способы, методы и условия предупреждения межличностных конфликтов в коллективе не следует применять все и одновременно, каждый специалист, занявшийся данной проблемой должен проанализировать сложившуюся ситуацию в коллективе и подобрать наиболее подходящие методы для усовершенствования работы педагогического коллектива общеобразовательной организации.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ данной работе были выполнены все задачи, поставленные перед нами, а также достигнута цель. Ознакомлены с сущностью и понятием «межличностные отношения», рассмотрена характеристика профессиональной деятельности педагога, исследована психологическая характеристика педагогического коллектива, разработаны рекомендации по предупреждению межличностных конфликтов в педагогическом коллективе современной школы.Межличностные отношения в педагогическом коллективе, социальнопсихологический климат в нём, в большей степени зависят от того, что из себя представляют сами члены коллектива, их личностные качества и культура общения, а также проявление симпатии или антипатии друг к другу. Преимущество тех или иных личностных качеств у педагогов коллектива отражается на их взаимоотношениях, которые складываются внутри коллектива, на характере психологического настроения, а также придает определенную особенность, которая может помогать или мешать сплочению коллектива.Педагог должен быть незаурядной и творческой личностью, мастерски владеющей искусством общения, убеждения, ведения диалога; иметь острый, неординарный ум, хорошую эрудицию во всех областях жизни и знаний; быть яркой индивидуальностью. Любой педагог работает в первую очередь с людьми, поэтому он должен знать все тонкости «человеческой инженерии» и владеть многочисленными человековедческими знаниями. Основным профессиональным качеством, которое педагог должен всегда демонстрировать своим воспитанникам, является желание постоянно учиться, приобретать новые знания и опыт. Способность к нестандартным трудовым действиям, готовность к переменам, мобильность, ответственность и самостоятельность в принятии различных решений - все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере можно отнести к профессии «педагог».Педагогический коллектив – это вид трудового коллектива, который представляет собой общность учителей, объединенную духовными и социально значимыми ценностями и гуманными целями обучения и воспитания подрастающего поколения, организованную для совместной профессиональной деятельности. Педагогический коллектив имеет ряд специфических признаков: полифункциональность, самоуправляемость, коллективный характер труда, преимущественно женский состав. Источниками межличностных конфликтов в педагогическом коллективе могут быть: индивидуальные особенности структуры личности каждого члена коллектива, наличие профессиональных деформаций у педагогов, неадекватность использования стратегии поведения в конфликте, отсутствие навыка принятия компетентного управленческого решения.Выделяют два способа предупреждения межличностных конфликтов – влияние на свое поведение и поведение оппонента. Для предупреждения межличностных конфликтов используются методы: социально-психологический тренинг; индивидуально-психологическое консультирование; аутогенная тренировка; посредническая деятельность психолога; самоанализ конфликтного поведения; конкретные ситуации (кейсы). Компетентное принятие управленческого решения и компетентная оценка результатов деятельности являются основными условиями предупреждения межличностных конфликтов. Рассмотренные способы, методы и условия предупреждения межличностных конфликтов в коллективе не следует применять все и одновременно, каждый специалист, занявшийся данной проблемой должен проанализировать сложившуюся ситуацию в коллективе и подобрать наиболее подходящие методы для усовершенствования работы педагогического коллектива общеобразовательной организации.БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОКАлтунина, И. Р. Социальная психология : учебник для академического бакалавриата / И. Р. Алтунина, Р. С. Немов ; под редакцией Р. С. Немова. – 2-е изд. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. 409 с.Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. Учебник. СПб.: Питер, 2019. 528 с.Белинская, А. Б. Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя: педагогическая конфликтология: учебное пособие для среднего профессионального образования / А. Б. Белинская. – 2-е изд. –Москва : Издательство Юрайт, 2020. 206 с.Вершинин А.В. Проблемы классификации конфликтов в учебной литературе конфликтологии/Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2019. №17. С.84-86. Вишнякова Н.Ф. Конфликтология. Минск: Университетское, 2018. 317с.Волкова Н.В., Волков Б.С. Конфликтология/ Волкова Н.В., Волков Б.С. - Москва: КноРус, 2020. 356 c.Гогицаева О. У, Кочисов В. К., Гуриева С. Д. Конфликты в педагогическом коллективе: теоретический аспект // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени К. Л. Хетагурова. 2018. №4. С. 35-39.Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. – М.: Питер, 2018. 172 c.Дмитриев А.В. Введение в общую теорию конфликтов/А. Дмитриев, В. Кудрявцев, С. Кудрявцев. – М., 2018. 57-66 с. Емельянов С.М. Управление конфликтами в организации. СПб.: Авалон, Азбука-классика, 2020. 153 с.Иванова, О. А. Конфликтология в социальной работе: учебник и практикум для вузов / О. А. Иванова, Н. Н. Суртаева. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. 282 с.Калгашкина Ж. И. Особенности конфликтов в современных педагогических коллективах // Социология в современном мире: наука, образование, творчество. 2016. №8-1. С. 152-156.Кашапов, М.М. Психология конфликтной компетентности. Учебное пособие/М.М.Кашапов, М.В. Башкин. -Ярославль, 2017. 128 с. Кашуба А. Г., Кашуба А. О. Основные источники и функции конфликтов в педагогическом коллективе // Социальные отношения. 2016. №2 (17). С. 87-93. Козырев Г.И. Конфликтология. Учебник / И.Г. Козырев М.: Гуманит. изд. Фоурум, 2019. 289 с.Макграт, Хелен Трудные люди. Как налаживать хорошие отношения с конфликтными людьми / Хелен Макграт , Хейзел Эдвардс. - М.: Попурри, 2019. 336 cМартумян Л. С. Традиционный и интеракционистский подходы к конфликтам в организации // Молодой ученый. 2017. №4. С. 662-664.Монина Г.Б., Раннала Н.В. Тренинг «Ресурсы стрессоустойчивости». СПб.: Речь, 2019. 81 с.Новосельцева А. В. Управление конфликтами в педагогическом коллективе // Мир педагогики и психологии. 2016. №3. С. 24-29. Ратников В.П. Конфликтология: Учебник для вузов/В.П. Ратников, В.Ф. Голубь . -М.: Юнити-Дана, 2018. 354 с. Решетникова К.В. Организационная конфликтология: учеб. пособие. М., 2018. 64 с.Светлов, В. А. Введение в единую теорию анализа и разрешения конфликтов / В.А. Светлов. - М.: Либроком, 2020. 304 c.Соломатина, Е. Н. Социология конфликта : учебное пособие для вузов / Е. Н. Соломатина. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. 192 с.Стерлядева Н. А. Типичные конфликты в современных педагогических коллективах // Социодинамика. 2018. №7. С. 1-8.Усова, А. М. Культура взаимоотношений в педагогическом коллективе образовательной организации / А. М. Усова, К. В. Васильева. // Молодой ученый. 2016. № 24 (128). С. 532-534.Щербакова О.И., Вербицкий А.А. Конфликтологическая культура личности специалиста: контекстный подход. М.: МГГУ им. М.А. Шолохова, 2018. 38 с.Якушин А. С., Николаева А. А. Конфликты в педагогическом коллективе: действия руководителя образовательной организации // Бюллетень науки и практики. 2018. Т. 4. №6. С. 328-332.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
54 132 оценки star star star star star
среднее 4.9 из 5
НОУ ВО МосТех
По моей просьбе, работа была выполнена раньше назначенного срока. Сдал на отлично, были не...
star star star star star
Московский технологический институт
Работа сдана на отлично, автор все замечания выполнил без проблем!!! Спасибо 5+
star star star star star
ЮУрГУ
Благодарю за выполненную работу! Всё сделано на высшем уровне. Рекомендую всем данного исп...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

решить 6 практических

Решение задач, Спортивные сооружения

Срок сдачи к 17 дек.

только что

Задание в microsoft project

Лабораторная, Программирование

Срок сдачи к 14 дек.

только что

Решить две задачи №13 и №23

Решение задач, Теоретические основы электротехники

Срок сдачи к 15 дек.

только что

Решить 4задачи

Решение задач, Прикладная механика

Срок сдачи к 31 дек.

только что

Выполнить 2 задачи

Контрольная, Конституционное право

Срок сдачи к 12 дек.

2 минуты назад

6 заданий

Контрольная, Ветеринарная вирусология и иммунология

Срок сдачи к 6 дек.

4 минуты назад

Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...

Решение задач, Налоговое право

Срок сдачи к 5 дек.

4 минуты назад

ТЭД, теории кислот и оснований

Решение задач, Химия

Срок сдачи к 5 дек.

5 минут назад

Решить задание в эксель

Решение задач, Эконометрика

Срок сдачи к 6 дек.

5 минут назад

Нужно проходить тесты на сайте

Тест дистанционно, Детская психология

Срок сдачи к 31 янв.

6 минут назад

Решить 7 лабораторных

Решение задач, визуализация данных в экономике

Срок сдачи к 6 дек.

7 минут назад

Вариационные ряды

Другое, Статистика

Срок сдачи к 9 дек.

8 минут назад

Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе

Курсовая, Методика преподавания химии

Срок сдачи к 26 дек.

8 минут назад

Вариант 9

Решение задач, Теоретическая механика

Срок сдачи к 7 дек.

8 минут назад

9 задач по тех меху ,к 16:20

Решение задач, Техническая механика

Срок сдачи к 5 дек.

9 минут назад
9 минут назад
10 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.