это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
4507682
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение
Актуальность темы исследования объясняется тем, что современный мир диктует обществу все более быстрый темп жизни. В условиях современной информационной эпохи на первое место выходит умение человека работать с большими объёмами информации, интерпретировать и анализировать информацию, в том числе обладать навыками работы с терминологией, которая постоянно меняется. Особенно важным это является для учащихся общеобразовательных школ. Современный урок истории немыслим исторической терминологии, так как правильность написания термина, его интерпретация – основные универсальные умения обучающегося 8-го класса.
Современные школьники, согласно ФГОС, должны знать: основные даты, этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней, в том числе термины по определенному историческому периоду; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории; важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития; изученные виды исторических источников. Обучающийся должен уметь: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов .
В Концепции преподавания истории и Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования описываются результаты освоения образовательной программы по предмету «История», которые предусматривают формирование у обучающихся предметных универсальных учебных действий, которые включают в себя знание понятийного аппарата и исторические термины. В рамках федеральных оценочных процедур (Всероссийские проверочные работы, Основной государственный экзамен, Единый государственный экзамен, Всероссийская олимпиада школьников) обучающиеся должны выполнять задания на знание исторических терминов, соотнесение термина и определения, выделение из исторического источника терминов, их объяснение, выявление ошибок, направленных на формирование представлений об историческом явлении или процессе. Формирование терминологического аппарата у обучающихся 8 класса является основополагающим, так как темы по Истории России направлены на определение причинно-следственных связей межу термином и событием, явлением.
Основная проблема состоит в том, что терминам не отводится должного времени и внимания для отработки, так как подразумевается, что умение используется повсеместно. В связи, с чем данная тема представляется актуальной, поскольку направлена на формирование знаний исторического терминологического аппарата при изучении тем по истории России.
Использование терминов на уроках истории выполняет различные функции, такие как анализ ситуации в которой появился данный термин, его хронологическая составляющая, создание в сознании обучающегося терминологии изучаемого периода. Работа с терминами заложена не только в Федеральном государственном образовательном стандарте, но и в контрольно-измерительных материалах Всероссийских проверочных работ и Основного государственного экзамена по истории.
Сложность при формировании терминологических знаний у обучающихся 8 классов проявляется в психологических особенностях этого возраста, так как представляемая информация чаще всего усваивается мало, а анализ причинно-следственных связей не проявляется в полном объеме. В связи с этим актуальным является использовать различные методы и приемы, направленные на работу с историческими терминами: смысловое чтение текста, развитие критического мышления через чтение и письмо, проектная деятельность и др.
Степень изученности проблемы. Данной теме посвящено множество трудов выдающихся методистов. О проблеме использования исторических терминов в процессе обучения истории написано множество статей, различных руководств и хрестоматий для учителя. Существуют также целые труды, которые посвящены этой теме.
По вопросам формирования работы с терминологией на учебных занятиях по истории актуальны работы таких авторов как: А. А. Вагин, П. В. Гора, И. Я. Лернер, А. И. Стражев. В работах перечисленных авторов представлен широкий спектр вопросов, связанных с использованием терминов на учебных занятиях по истории. Авторы констатировали необходимость регулярного обращения к историческим терминам при объяснении каждой новой темы, отметили, что работа с терминами способствует развитию у учащихся аналитического мышления, формирует навыки поисковой самостоятельной работы. При работе историческими терминами уделяется большое внимание на формирование аналитических умений, в том числе выстраивать причинно-следственные связи, проводить анализ соответствия термина историческим событиям, проводить хронологические и исторические исследования.
А.А. Вагин в своем методическом труде указывает на важность формирования знаний исторических терминов на учебных занятиях по истории во всех классах, несмотря на то, что труд написан в конце 60-х гг. ХХ века он не теряет своей актуальности, так как методы работы с терминологией, рассмотренные автором, научно обоснованы. А.А. Вагин выделяет большое знание для формирования исторических понятий и раскрытие исторических закономерностей при изучении истории, обосновывает важность анализа при проведении учебных занятий. Большой потенциал по мнению автора проявляется при использовании в школьном обучении историко-краеведческого материала.
П.В. Гора в своем труде представляет психологическое и дидактическое обоснование наглядных пособий и иллюстративного материала, классификацию наглядных средств обучения, обоснование методики их использования на учебных занятиях истории и анализ их влияния на качество знаний, работу и интереса учащихся в процессе изучения предмета. Автор утверждает, что использование наглядных средств обучения позволяет сформировать у обучающихся знания по исторической терминологии.
В монографии И.Я. Лернера «Дидактические основы методов обучения» на основе результатов многолетнего теоретического и экспериментального исследования излагается целостная концепция методов обучения, обосновывается система дидактических методов, направленных на совершенствование процесса обучения и развитие творческих способностей школьников. Автор также в своем труде отмечает значение знаний терминов у обучающихся при использовании исторических источников, краеведческого материала, применение методов развитие критического мышления через работу с текстом, в том числе историческим. Особое внимание уделяется особенностям работы с адаптированными и неадаптированными источниками.
Современные методисты и педагоги также уделяют большое внимание использованию терминов на уроках истории.
Различные стороны, изучаемой проблемы, рассмотрели: Е. Е. Вяземский и О. Ю. Стрелова, М. В. Короткова и М. Т. Студеникин, А. Т. Степанищев, О. В. Замараев, В. Я. Румянцев, Н. В. Чеканова, В. В. Шоган. Современные педагоги разрабатывают новые методики и приёмы работы с историческими терминами на уроке истории.
В работе авторов Е.Е. Вяземского и О.Ю. Стреловой рассматриваются концептуально – методические подходы к преподаванию истории, методические модели, эффективные в условиях вариативного образования, современные формы активного развивающего обучения. В работе отражены актуальные проблемы в системе школьного российского образования.
В пособии А.Т. Степанцева представлены концептуальные составляющие обучения истории, теоретические, организационные и методические основы учебных занятий, общие и видовые методы преподавания и изучения истории, рекомендации по основным формам и способам самостоятельной работы.
В пособии В.В. Шогана автор предлагает новую, личностно-ориентированную технологию построения уроков истории. Обращаясь к культурно-историческому явлению, соотнесенному с предметной темой, строятся новые типы учебных занятий. Методист предлагает применять на учебных занятиях по истории системно-деятельностный подход, основанный использовании письменных источников, наглядных образов, таблиц, схем и исторических карт.
Работа с терминами одно из основных умений, формируемых в рамках предметных результатов формирования универсальных учебных действий у обучающихся 8 классов на учебных занятиях по истории. В рамках изучения данного вопроса представляет интерес рассмотреть опыт учителей-практиков, в рамках представленных статей, таких как: Т.П. Соломонова, М.И. Кашкина, Н.Н. Мешкова, Л.А. Антошкина, В.А. Широкий, Т.А. Бабенко и др.
В статьях представлен изучения исторических терминов у обучающихся основной школы, учебных занятия по истории должны учить школьника не столько пассивному запоминанию фактов и их оценок, сколько умению самостоятельно ориентироваться в массе исторических сведений, находить причинно-следственные связи между историческими явлениями. А это возможно лишь при активных самостоятельных мыслительных операциях, начинающихся с самого раннего этапа изучения истории и прибегая к методу сравнения. Рассматривается необходимость формирования аналитических умений учащихся в целях развития личности нравственной, интеллектуальной, восприимчивой к усвоению новой информации, способной адаптироваться к изменяющимся жизненным обстоятельствам.
Таким образом, формирование умений работать с историческими понятиями у обучающихся 8 класса является одной из основных проблем современной педагогики.
С целью формирования умений работать с историческими терминами и понятиями большое значение приобретает изучение экономической политики Петра I, так как данный материала учебниках представлен не в большом объеме. Развитию умений работать с историческими терминами и понятиями способствует работа письменными историческими источниками и учебниками, входящими в Федеральный перечень.
Работу с историческими терминами и понятиями можно рассмотреть в рамках методических рекомендациях и методических статьях таких авторов как:Р.В. Пазина, Н.Н. Скоснягина, А.А. Татаренко, С.В. Токмянина, И.А. Щуринова и др. В статьях рассматриваются особенности работы с историческими терминами и понятиями в общеобразовательной школе. Применение системного подхода при планировании, организации и проведении этого вида учебно-исследовательской деятельности способствует достижению планируемых результатов. К документам, предлагаемым школьникам для источниковедческой работы предъявляется ряд требований: соответствие целям школьного исторического образования, информативность, проблемность, доступность для чтения и осмысления.
Следовательно, применение исторических терминов и понятий в педагогической практике имеет большое значение для формирования предметных универсальных учебных действий на учебных занятиях по истории.
Следовательно, данная тема является актуальной, дает представление об основных тенденциях развития современного исторического образования.
Характеристика источников. При работе над данной темой были использованы, в первую очередь, официальные документы, а именно Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, Примерная основная образовательная программа основного общего образования, историко-культурный стандарт, исторические источники, используемые в контрольно-измерительных материалах Единого государственного экзамена.
В том числе большое значение для подготовки и проведения занятий по теме «Экономическая политика Петра I» учебник для общеобразовательных организаций «История России. 8 класс» по общей редакцией А.В. Торкунова и учебно-методический комплект к учебнику под редакцией М.Н. Черновой.
На основании проанализированных источников и литературы был определен объект и предмет исследования. Объектом исследования является формирование умений работать с историческими терминами и понятиями у обучающихся 8 класса на учебных занятиях по истории. Предметом исследования являются методические аспекты работы с историческими терминами и понятиями на учебных занятиях по истории в основной школе.
Целью работы является изучить теоретические и методические аспекты по организации работы с историческими терминами и понятиями на учебных занятиях по истории в 8 классе при изучении экономической политики Петра I в первой четверти XVIII в.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Рассмотреть использование исторических терминов и понятий на учебных занятиях по истории;
2. Охарактеризовать знания и умения, которые формируются у обучающихся в процессе работы с историческими терминами и понятиями с учетом психологических особенностей обучающихся в 8-го класса;
3. Разработать задания для обучающихся 8 –х классов по теме «Экономическая политика Петра I».
Методологическая база исследования. Руководящими методологическими принципами стали принципы историзма, объективности и системности. В работе нашли применение методы анализа, синтеза, интерпретации, систематизации теоретических положений по проблеме исследования, а также дедукции и индукции, позволяющие рассмотреть поставленные исследовательские задачи в контексте перехода от общего к частному и наоборот.
Список использованных источников и литературы
Источники
1. История России. 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч. 1/Н.М. Андреев, А.А. Данилов, И.В. Курукин, А.Я. Токарева ; под ред. А.В. Торкунова. – Москва : Просвещение, 2016. – 11 с.
2. Чернова, М.Н. Рабочая тетрадь по истории России. В 2 частях. Ч.1. : 8 класс : к учебнику под ред. А.В. Торкунова «История России. 8 класс». ФГОС/М.Н. Чернова. – Москва : Издательство «Экзамен», 2017. – 95 с.
Нормативно – правовые акты
1. Историко-культурный стандарт. – URL : https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1646665290&tld=ru (дата обращения : 21.08.2022).
2. Концепция преподавания истории/КонсультанПлюс. – URL : https://www.consultant-so.ru. (дата обращения : 25.08.2022)
3. Основной государственный экзамен по истории. Спецификация. – URL : http://fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory (дата обращения: 31.08.2022).
4. Примерная основная образовательная программа (ПООП) для всех уровней общего образования, одобрена решением Федерального учебно-методического объединения и подписана Председателем Правительства РФ. – URL : https://fgosreestr.ru/uploads/files/d070a96196a56195ba208007635c6424.pdf (дата обращения: 26.08.2022).
5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/КонсультанПлюс. – URL : https://www.consultant-so.ru. (дата обращения : 25.08.2022)
Литература
1. Азимов, Э.Г. Новый словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков) [Текст] / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин / Справочное издание. М.: ИКАР, 2010. – 449 с.
2. Бабенко, Т.А. Сравнительный анализ на уроках истории как одно из главных средств формирования проблемного методы обучения истории и формирования творческого мышления. - https://cyberleninka.ru/ - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnyy-analiz-na-urokah-istorii-kak-odno-iz-glavnyh-sredstv-formirovaniya-problemnogo-metoda-obucheniya-istorii-i-formirovaniya (дата обращения : 22.08.2022)
3. Вагин, А.А. Методика преподавания истории в средней школе. – Москва : Просвещение, 1968. – 434 с.
4. Веселова, А.М. Методика формирования понятий в ходе изучения истории//Евразийский научный журнал - № 6, 2017. – С. 243 – 244
5. Вяземский, Е.Е., Стрелова, О.Ю. Методика преподавания истории в школе: практическое пособие для учителей. – Москва : Гуманитарный центр ВЛАДОС, 2001. – 176 с.
6. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: учебное пособие / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. – М.: Педагогическое общество России, 2008. – С. 11-15
7. Гора, П.В. Методические приемы и средства наглядного обучения истории в средней школе. Пособие для учителей. – Москва : Просвещение, 1971. – 239с.
8. Донская, Н.С. Метод структурно-функционального анализа содержания исторического образования: к анализу научно-методического наследия профессора П.В. Горы//Педагогика. Вопросы теории и практики. 2020. Т.5, № 6. – С. 760-765
9. Карпов, Л.В. Общая психология [Текст] / Л.В. Карпов. – М.: Гардарики, 2005. – 288 с.
10. Кашкина, М.И. Развитие аналитического мышления на уроках истории. – Инфоурок. –URL : https://infourok.ru/statya-na-temu-razvitie-analiticheskogo-myshleniya-na-urokah-istorii-4293101.html (дата обращения : 22.08.2022)
11. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения. – Москва : Педагогика, 1981. – 186 с.
12. Медведева, Т.Ю. Формирование аналитических умений у будущих педагогов аудиовизуальными средствами [Текст]: дисс. … канд. пед. наук:. 13.00.01 / Т.Ю. Медведева. – Нижний Новгород, 2004. – 220 с.
13. Мешкова. Н.Н. Формирование и развитие общеучебных исследовательских и интеллектуальных учений учащихся на уроках истории и обществознания. – Открытый урок. 1 сентября. – URL : https://urok.1sept.ru/articles/518865 (дата обращения : 22.08.2022)
14. Милерян, Е.А. Психология труда и профессионального образования: Избранные научные труды/ Автор –составитель Е.А. Милерян. – Киев : НПП «ИНтенсервис», 2013. – 290 с.
15. Никулина Н.Ю, Методика преподавания истории в средней школе. Учебное пособие. – Калининград . – издательство Калининградского университета. – 200. – 95 с. – URL : https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1646149476&tld=ru&lang=ru&name=nikulina (дата обращения: 31.08.2022) .
16. Осмоловская, И.М. И.Я. Лернер о процессе обучения: современное прочтение //Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т.1., № 3 (39). – С. 31-41
17. Пазин, Р.В. Работа с историческим источником на уроках истории: подготовка к ОГЭ и ЕГЭ. – URL : https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1646161847&tld=ru&lang=ru&name= (дата обращения: 25.08.2022).
18. Палатная, А.Н. Изучение исторических понятий и терминов на уроках истории/Дидактический север. История. Все для учителя! - № 8, 2013. – С. 7 - 9
19. Панченко, И.С. Политика России и экономическое развитие Калмыкии в первой половине XVIII. – Политология, № 5, 2020. – С. 11 -20
20. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст]: учебное пособие / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2008. – 589 с.
21. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. – Москва : Народное образование, 1998. – 256 с.
22. Скоснягина, Н.Н. Формирование умений работы с историческим источниками на уроках истории (на материале МБОУ «Рассветовской ООШ» Романовского района). – URL : https://infourok.ru/formirovanie-umeniy-raboti-s-istoricheskimi-istochnikami-na-urokah-istorii-na-materiale-mbou-rassvetovskoy-oosh-romanovskogo-ray-3098508.html (дата обращения 26.08.2022). –
23. Соломонова, Т.П. Формирование аналитических умений учащихся как педагогическая проблема.- https://cyberleninka.ru/ - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnyy-analiz-na-urokah-istorii-kak-odno-iz-glavnyh-sredstv-formirovaniya-problemnogo-metoda-obucheniya-istorii-i-formirovaniya (дата обращения : 22.08.2022)
24. Сорокун П.А. Общая психология [Текст] / П.А. Сорокун. – Псков: ПГПИ, 2003. – 630 с.
25. Степанцев, А.Т. Методика преподавания и изучения истории: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – Москва : Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – 304 с.
26. Студеникин, М.Т. Современные технологии преподавания истории в школе : пособие для уителей и студентов вузов/М.Т. Студеникин. – Москва : Гуманитарный изд.центр ВЛАДОС, 2007. – 79 с.
27. Татаренко, А. А. Применение исторических источников на уроках, их классификация и значение / А. А. Татаренко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 29 (371). — С. 60-62. — URL: https://moluch.ru/archive/371/83254/ (дата обращения: 26.08.2022).
28. Тепкеев, В.Т. Российское государство и калмыки: проблемы политических взаимоотношений в XVII – первой четверти XVIII в. – История. № 34, 2019. – С. 61-72
29. Тертель, А.Л. Психология. Курс лекций [Текст] / А.Л. Тертель. – Москва : Проспект, 2006. – 248 с.
30. Токмянина, С.В. Работа с письменными историческими источниками на уроках истории как одна из форм реализации компетентностного подхода в школьном историческом образовании. – URL : https://human.snauka.ru/2016/06/15649 (дата обращения: 31.08.2022).
31. Токмянина, С.В. Работа с письменными историческими источниками на уроках истории как одна из форм реализации компетентностного подхода в школьном историческом образовании. – URL : https://human.snauka.ru/2016/06/15649 (дата обращения: 31.08.2022).
32. Трофимова, Е. Д. Обобщение педагогического опыта. Новые подходы к формированию понятийного аппарата учащихся на уроках истории и обществознания / Е. Д. Трофимова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 98-106. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/144/6507/ (дата обращения: 28.12.2022).
33. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946— 1980 гг./Под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. — Москва: Изд-во Моск. ун-та, 1981 —304 с.
34. Хрулева, И.И. Развитие аналитических умений у будущих педагогов в процессе изучения иностранного языка: автореф. дис. … канд. пед. наук [Текст] / И.И. Хрулева. – Ярославль, 2006. – 24 с.
35. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). [Электронный ресурс], URL: http://www.students.ru/gs/af/53/26/13578-1232614692.pdf (дата обращения: 24.08.2022)
36. Шоган, В.В. Методика преподавания истории в школе: новая технология личностно-ориентированного исторического образования : учеб. Пособие/ В.В. Шоган. – Ростов на Дону, 2007. – 475 с.
37. Щуринова, И. А. Понимание исторического источника учащимися как педагогическая задача / И. А. Щуринова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 5 (10). — С. 106-110. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/48/1697/ (дата обращения: 26.08.2022)
38. Элъконин Д.Б. Избранные психологические труды. [Электронный ресурс], URL: http://psychlib.ru/mgppu/eit/EIT-001-.HTM (дата обращения: 24.08.2022)
Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе – Москва : Сентябрь, 1996. – 96 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!