это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
4581195
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение
Актуальность: все, так или иначе, сталкиваются с трудными жизненными ситуациями. Не всегда это глобальные кризисы, трудная жизненная ситуация может быть индивидуальной, выражаясь, например, в обычном переезде из одного города в другой. Однако в настоящее время к индивидуальным трудным ситуациям все чащ добавляются глобальные кризисы, такие как пандемия COVID-19, экономические трудности и внешнеполитические конфликты, в которые, в любом случае, втягиваются обычные люди. Для трудной жизненной ситуации свойственно несовпадение желаний, потребностей с возможностями человека, что может стать причиной тяжелых переживаний, а также изменений поведения и даже искажения социальных отношений человека.
Последствия трудных жизненных ситуаций на личность человека достаточно изучены и выражаются в долговременных состояниях стресса, истощении личностных ресурсов, возникновении трудностей с адаптацией и т.д.
Описываемый феномен с разных сторон исследовался А.А. Бодалевым, Л.Ф. Бурлачуком, Р. Лазарусом и др. При этом многие авторы считают, что часто в решении данной проблемы большую роль играет актуализация личностного потенциала.
Именно в преодолении трудностей жизни в полной мере раскрывается потенциал личности. Проблема личностного потенциала давно поднимается в психологической науке, однако до сих пор нет ни однозначно принятого определения данного феномена, ни его структуры, что сохраняет актуальность этой темы для дальнейших исследований.
Д.А. Леонтьев, например, утверждает, что личностный потенциал может повлиять на разрешение трудных ситуаций, а также на выбор стратегий их преодоления, то есть копинг-стратегий.
В связи с этим важным представляется понимание особенностей формирования личностного потенциала, определение влияющих на него факторов. Все это необходимо с целью предотвращения в будущем факторов риска, которые могут снизить потенциал личности и, соответственно, способность личности справляться с трудными жизненными ситуациями.
Важную роль в рассмотрении и изучении проблемы личностного потенциала и личностных ресурсов играют работы Л.И. Анцыферовой, С.А. Калашниковой, Д.А. Леонтьева, А.Г. Маклакова и др.
На данный момент известно, что суть данного феномена заключается в существовании у личности сильных сторон, заложенных в каждом. Так, личностный потенциал позволяет человеку достигать поставленных целей. Если личность испытывает трудности в процессе становления, развития, достижения целей или решения некоторых задач, то ее потенциал актуализируется и активизируется.
В контексте заявленной темы нас интересуют вопросы, связанные с наличием связи между уровнем личностного потенциала и восприятием трудных ситуаций, а также влияние пережитых человеком трудных ситуаций на его личностные ресурсы и потенциал.
Учитывая отсутствие общепринятой концепции в контексте рассматриваемой темы, недостаточную разработанность вопросов формирования, актуализации и реализации личностного потенциала в сложных жизненных ситуациях нами была обозначена наиболее актуальная проблема научного исследования: каковы особенности личностного потенциала лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Объект: личностный потенциал лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации
Предмет: особенности личностного потенциала лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации
Теоретико-методологическое обоснование работы:
1. Фундаментальные теории, концепции и принципы психологии - детерминизма, развития, единства сознания и деятельности, системности (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн); теория стресса Г. Селье; теории развития, активности и деятельности личности (Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, Л.С. Выготский); научные положения о взаимосвязи актуального и потенциального (Л.И. Анцыферова, Т.И. Артемьева); теории адаптационного потенциала личности (А.Г. Маклаков, Г. Селье); концептуальные исследования выбора копинг-стратегий в трудных ситуациях, определения феномена «совладающего поведения» (Л.И. Анцыферова, Р.С. Лазарус, С.К. Нартова-Бочавер, A. Фрейд, З. Фрейд);
2. Научные подходы: системно-синергетический (Л.С. Выготский, Е.П. Князева); личностно-деятельностный (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, B.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, В.С. Мерлин, С.Л. Рубинштейн); субъектно-деятельностный (К.А. Абульханова-Славская, А.А. Бодалев, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев); ресурсный ( Л.И. Анцыферова, Б.Г. Ананьев, Д.А. Леонтьев, А.Г. Маклаков, С. Хобфолл, В. Франкл, Э. Фромм); акмеологический (А.А. Деркач, В.Н. Маркова).
Цель: теоретическое обоснование и экспериментальное исследование личностного потенциала лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ проблемы личностного потенциала и его роли;
2. Провести теоретический анализ трудных жизненных ситуаций и стратегий поведения человека в них;
3. Провести психодиагностическое исследование лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, на выявление особенностей личностного потенциала;
4. Выявить особенности взаимосвязи уровня личностного потенциала и особенностей восприятия личностью жизненной ситуации;
5. Выявить взаимосвязь количества пережитых трудных жизненных ситуаций с особенностями ресурсов личностного потенциала.
Гипотезы:
1. Восприятие ситуации как трудной взаимосвязано с низким уровнем личностного потенциала;
2. Количество пережитых трудных жизненных ситуаций негативно влияет на ресурсы личностного потенциала.
Методический аппарат:
1. Изучение научной и методической литературы по проблеме личностного потенциала лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации;
2. Анализ и обобщение научного опыта;
3. Опросные методы:
● тут перечислите методики, которые используете
4. При обобщении данных исследования - анализ и систематизация данных;
5. Статистические методы обработки результатов исследования с использованием IBM SPSS Statistics 23.0
Научная новизна данной работы состоит в исследовании проблемы личностного потенциала лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также в изучении аспектов взаимосвязи личностного потенциала с особенностями восприятия внешней среды, и влияния количества пережитых человеком трудных ситуаций на ресурсы личностного потенциала. Все эти аспекты изучаемого феномена в данный момент остаются не исследованными.
Теоретическая значимость состоит в раскрытии проблемы особенностей личностного потенциала лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также в выявлении особенностей взаимосвязи уровня личностного потенциала и особенностей восприятия личностью жизненной ситуации, и выявлении взаимосвязи количества пережитых трудных жизненных ситуаций с особенностями ресурсов личностного потенциала (тут лучше написать по результатам исследования реальную значимость, что обнаружили в итоге).
Практическая значимость состоит в формировании комплексного, применимого на практике, дифференцированного подхода к психологической помощи лицам в трудной жизненной ситуации в условиях онлайн и оффлайн консультирования, а также в специализированных центрах, который бы был направлен на активизацию и актуализацию личностного потенциала человека в целях совладания с проблемной ситуацией. Полученные данные могут использоваться и в целях самопознания. Кроме того, материалы работы могут служить методической базой для разработки тренинга или коррекционной программы по совладанию с трудными жизненными ситуациями.
Список литературы
1. Абабков В. А., Перре М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. СПб.: Речь, 2004. 165 с.
2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни.М.: Мысль, 1991. 160 с. URL:http://rubinsteinsociety.ru/engine/documents/document214.pdf (дата обращения: 28.01.2023).
3. Александрова О. В., Дерманова И. Б. Психосемантический подход к оценке сложной жизненной ситуации (на примере ситуации, связанной с заболеванием, угрожающим жизни ребенка) // Вестник СПбГУ. Серия 16: Психология. Педагогика. 2016. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihosemanticheskiy-podhod-k-otsenke-slozhnoy-zhiznennoy-situatsii-na-primere-situatsii-svyazannoy-s-zabolevaniem-ugrozhayuschim (дата обращения: 28.01.2023).
4. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 551 с.
5. Арестова Л. В. Психологические подходы к пониманию экстремальной ситуации // Вестник КамчатГТУ. 2006. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-podhody-k-ponimaniyu-ekstremalnoy-situatsii (дата обращения: 28.01.2023).
6. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Смысл, 2001. – 414 с.
7. Афанасьева З.А. Значение латентных особенностей онкобольных в социально-психологической реабилитации // «Образование и саморазвитие». – Казань: Центр инновационных технологий. – 2009. – № 2(12) – С. – 89-93.
8. Ашмарин И. И. «…Сладостное и всегда новое удовольствие…» // Человек. – 1999. – № 3. – С. 170–185.
9. Белан Е.А., Халилов Т.А. Влияние характеристик трудной жизненной ситуации на волевую регуляцию личности // Южно-российский журнал социальных наук. 2020. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-harakteristik-trudnoy-zhiznennoy-situatsii-na-volevuyu-regulyatsiyu-lichnosti (дата обращения: 28.01.2023).
10. Битюцкая Е. В. Трудная жизненная ситуация: критерии когнитивного оценивания // Психологическое консультирование. 2007. № 4. С. 87–93.
11. Битюцкая Е. В. Современные Подходы к изучению совладания с трудными жизненными ситуациями // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2011. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-podhody-k-izucheniyu-sovladaniya-s-trudnymi-zhiznennymi-situatsiyami (дата обращения: 28.01.2023).
12. Богдановская И.М., Королева Н.Н., Углова А.Б., Петрова Ю.В. Ценностные ориентации и личностный адаптационный потенциал подростков с проблемным использованием интернета // Информационное общество: образование, наука, культура и технологии будущего. Вып. 5 (Труды XXIV Международной объединенной научной конференции «Интернет и современное общество», Санкт-Петербург, 24 – 26 июня 2021 г. Сборник научных статей). — СПб.: Университет ИТМО, 2021. С. 163-178.
13. Богомаз С.А. Склонность к самоорганизации деятельности: типологический анализ // Психология индивидуальности: Материалы III Всероссийской конференции, г. Москва, 1-3 декабря 2010 / отв. ред. А.Б. Орлов. – М.: Изд. дом Гос. Ун-та – Высшей школы экономики. – 2010. – Ч. 1. – С. 92-93.
14. Богомаз С. А. Типологические особенности самоорганизации деятельности // Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. №344. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tipologicheskie-osobennosti-samoorganizatsii-deyatelnosti (дата обращения: 25.01.2023).
15. Богомаз С. А., Мартынова М. А. Самодетерминация в структуре личностного потенциала современной российской молодежи // Вестник ТГУ. – 2012. – № 357. – С. 164–168.
16. Боязитова И. В., Эркенова М. М. Личностный потенциал как основа жизнестойкости в студенческом возрасте // Russian Journal of Education and Psychology. 2018. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lichnostnyy-potentsial-kak-osnova-zhiznestoykosti-v-studencheskom-vozraste (дата обращения: 25.01.2023).
17. Будакова А.В. Коммуникативная компетентность современных молодых людей // Диагностика и формирование мотивационной готовности к инновационной деятельности в условиях непрерывного профессионального образования: Материалы Всероссийской научной конференции / Под ред. О.М. Краснорядцевой. – Томск: ТМЛ-Пресс, 2010. – С. 33-37.
18. Будакова А.В., Сметанова Ю.В., Богомаз С.А. Психологическая безопасность как условие развития личностного потенциала // Вестник ТГУ. – 2010. – № 338. – С. 156-159.
19. Бурлачук Л. Ф., Коржова Е. Ю. Психология жизненных ситуаций. М.: Российское педагогическое агентство, 1998. 263 с.
20. Бурлачук Л.Ф., Михайлова Н.Б. К психологической теории ситуации // Психологический журн. – 2002. – Т. 23. – № 1. – С. 5–17.
21. Васильева А.В. К вопросу изучения личностного потенциала, его структуры и роли // ЧиО. 2016. №2 (47). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-izucheniya-lichnostnogo-potentsiala-ego-struktury-i-roli (дата обращения: 25.01.2023).
22. Величко, С. В. Роль личностного потенциала в процессах социальной реадаптации / С. В. Величко // Перспективные информационные технологии и интеллектуальные системы. – 2004. − №1 – С. 126−300.
23. Выготский Л. С. Собрание сочинений : в 6 т. Т. 3 Проблемы развития психики / под ред. А. М. Матюшкина. – М.: Педагогика, 1983. — 369 с.
24. Гришина Н. В. Психология социальных ситуаций // Психология социальных ситуаций: хрестоматия. СПб.: Питер, 2001. С. 14.
25. Едиханова Ю. М. Особенности самосознания как фактор развития личностного потенциала подростков и юношей // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №63-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-samosoznaniya-kak-faktor-razvitiya-lichnostnogo-potentsiala-podrostkov-i-yunoshey (дата обращения: 25.01.2023).
26. Калашникова, С. А. Личностные ресурсы как интегральная характеристика личности / С. А. Калашникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 8 (31). — Т. 2. — С. 84-87. — URL: https://moluch.ru/archive/31/3534/ (дата обращения: 27.01.2023).
27. Кальбина К. С. Личностный потенциал как фактор профессиональной успешности // Universum: психология и образование. 2022. №2 (92). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lichnostnyy-potentsial-kak-faktor-professionalnoy-uspeshnosti (дата обращения: 25.01.2023).
28. Климов В. М., Галай И. А., Айзман Р. И. Личностный потенциал студентов как фактор профессионального успеха (обзор литературы) // Сибирский педагогический журнал. 2015. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lichnostnyy-potentsial-studentov-kak-faktor-professionalnogo-uspeha-obzor-literatury (дата обращения: 25.01.2023).
29. Клочко В.Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в транспективный анализ). – Томск: Томский государственный университет, 2005. – 174 с.
30. Костылева, А. А. Личностный потенциал как детерминанта активности личности в трудных жизненных ситуациях [Текст] / А. А. Костылева // Личность в трудных жизненных ситуациях как актуальное научное направление копинг-исследований в России : Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 35-летию ОГУ им. Ф.М. Достоевского, 12 - 13 ноября 2009 года / ОГУ. - Омск, 2009. - С. 59-62.
31. Косырев В. Н. Методология, состояние и перспективы исследования проблемы личностного потенциала // Социально-экономические явления и процессы. 2011. №5-6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologiya-sostoyanie-i-perspektivy-issledovaniya-problemy-lichnostnogo-potentsiala (дата обращения: 25.01.2023).
32. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения / Т.Л. Крюкова. —Кострома: КГУ имени Н.А. Некрасова, 2004. — 344 с.
33. Куликов Л.В. Психогигиена личности. – СПб., 2004. – 464 с.
34. Купченко В. Е. Совладание с трудными жизненными ситуациями личностями с различными жизненными стратегиями // ОНВ. 2010. №5 (91). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovladanie-s-trudnymi-zhiznennymi-situatsiyami-lichnostyami-s-razlichnymi-zhiznennymi-strategiyami (дата обращения: 28.01.2023).
35. Леонтьев Д. А. Личностная зрелость как опосредствование личностного роста // Культурно‐историческая психология развития / под ред. И.А.Петуховой. М.: Смысл, 2001. – С. 154–161.
36. Леонтьев Д.А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации. // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М.В.Ломоносова. Вып. 1 / под ред. Б.С.Братуся, Д.А.Леонтьева. М.: Смысл, 2002. С. 56-65.
37. Леонтьев Д.А., Мандрикова Е.Ю., Осин Е.Н., Плотникова А.В., Рассказова Е.И. Опыт структурной диагностики личностного потенциала // Психологическая диагностика. 2007. № 1.
38. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. – М.: Смысл, 2006. – 63 с.
39. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Изучение личностного профиля успешных предпринимателей в области высоких технологий // Отчет о выполнении научно-исследовательской работы. – 2008. – 8 с.
40. Магнуссон Д. Ситуационный анализ: эмпирические исследования соотношений выходов и ситуаций // Психология социальных ситуаций: хрестоматия. СПб.: Питер, 2001. С. 155.
41. Мадди С.Р. Смыслообразование в процессе принятия решений. // Психологический журнал. – 2005. – Т. 26. – №6. – С.87– 101.
42. Маклаков А. Г. Основы психологического обеспечения профессионального здоровья военнослужащих : автореф. дис. … д‐ра психол. наук. – СПб.: СПбГУ, 1996. – 37 с.
43. Максимова С.Г. Социально-психологическая адаптация: особенности формирования и развития у лиц пожилого и старческого возраста: Монография. – Барнаул: БГУ, 1999. – 147 с.
44. Марков В. Н. Личностно‐профессиональный потенциал управленца и его оценка. – М.: РАГС, 2001. - 264 с.
45. Мартынова М. А., Богомаз С. А. Самодетерминация в структуре личностного потенциала современной Российской молодежи // Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. №357. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/samodeterminatsiya-v-strukture-lichnostnogo-potentsiala-sovremennoy-rossiyskoy-molodezhi (дата обращения: 25.01.2023).
46. Милованова В. В. Факторы, влияющие на формирование личностного потенциала ученого // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Сбор. мат-ов VI МНПК, посвященной Дню космонавтики. Т. 3. Под общей ред. Ю.Ю. Логинова. Красноярск, 2020. Изд-во: ФГБОУ ВО "Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева" (Красноярск). 2020. С. 350 - 352.
47. Мэй Р. Любовь и воля. М.: Рефл-бук–Ваклер, 1997. - 384 с.
48. Нартова-Бочавер С. К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. 1997. Т. 18. № 5. С. 20–30.
49. Ницше Ф. Избранные сочинения. – М.: Просвещение, 2010. – С. 76.
50. Нурмухамедова И.В. Особенности личностного потенциала педагогов общеобразовательных школ // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2011. № 6 (60). С. 114-118. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=16562184 (дата обращения: 24.01.2023).
51. Овчарова Е. В., Полина А. В. Особенности смысложизненных ориентаций у подростков, попавших в трудные жизненные ситуации // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-smyslozhiznennyh-orientatsiy-u-podrostkov-popavshih-v-trudnye-zhiznennye-situatsii (дата обращения: 28.01.2023).
52. Овчарова Е.В., Полина А.В. Жизнестойкость и доверие как основа преодоления трудной жизненной ситуации подростками // Образовательный вестник «Сознание». 2020. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhiznestoykost-i-doverie-kak-osnova-preodoleniya-trudnoy-zhiznennoy-situatsii-podrostkami (дата обращения: 27.01.2023).
53. Павлова А. М. Профессионально-личностный потенциал специалиста: феномен и понятие: мат-лы III Всерос. съезда психологов 25-28 июня 2003 г.: в 8 т. СПб., 2003. Т. 6. C. 207-210.
54. Парфенова Н. Б. О подходах к классификации и диагностике жизненных ситуаций // Вестник Псковского гос. ун-та. Серия: Социально-гуманитарные и психолого-педагогические науки. 2009. № 9. С. 109–117.
55. Петровский В. А., Шмелев И. М. Персонология трудных жизненных ситуаций: на перекрестке трех культур 2019. Т. 16. № 3. С. 408–433.
56. Писарев О.М., Анцибалова О.В. Особенности проявления жизнестойкости личности в условиях постпенитенциарной адаптации // Ведомости УИС. 2019. №6 (205). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-proyavleniya-zhiznestoykosti-lichnosti-v-usloviyah-postpenitentsiarnoy-adaptatsii (дата обращения: 27.01.2023).
57. Полина А. В., Овчарова Е. В. Особенности коммуникативной компетентности у подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-kommunikativnoy-kompetentnosti-u-podrostkov-popavshih-v-trudnuyu-zhiznennuyu-situatsiyu (дата обращения: 28.01.2023).
58. Салахова В. Б. Личностно-адаптационный потенциал как фактор,определяющий формирование эффективных стратегий поведения осужденных, получающих высшее профессиональное образование // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2013. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lichnostno-adaptatsionnyy-potentsial-kak-faktor-opredelyayuschiy-formirovanie-effektivnyh-strategiy-povedeniya-osuzhdennyh (дата обращения: 25.01.2023).
59. Селезнёва Е.В., Соколова М.М. Особенности совладания с трудными жизненными ситуациями у женщин // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. №4-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-sovladaniya-s-trudnymi-zhiznennymi-situatsiyami-u-zhenschin-1 (дата обращения: 28.01.2023).
60. Соколов В. В. Философия духа и материи Рене Декарта. – М.: Либроком, 2011. – С. 78–81.
61. Суднева О. Ю., Каракулова О. В., Богомаз С. А. Социальный интеллект в структуре личностного потенциала первокурсников // СПЖ. 2013. №48. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnyy-intellekt-v-strukture-lichnostnogo-potentsiala-pervokursnikov (дата обращения: 25.01.2023).
62. Тимофеева Т. С., Беликова А. В. Особенности восприятия жизненной перспективы в трудной жизненной ситуации (на примере пандемии COVID-19) // Logos et Praxis. 2021. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-vospriyatiya-zhiznennoy-perspektivy-v-trudnoy-zhiznennoy-situatsii-na-primere-pandemii-covid-19 (дата обращения: 28.01.2023).
63. Федоренко М. В. Особенности личности, преодолевающей трудную жизненную ситуацию, вызванную онкологическим заболеванием // Вестник ТГГПУ. 2014. №3 (37). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-lichnosti-preodolevayuschey-trudnuyu-zhiznennuyu-situatsiyu-vyzvannuyu-onkologicheskim-zabolevaniem (дата обращения: 28.01.2023).
64. Франкл В. Человек в поисках смысла / под ред. Д.А. Леонтьева, Л.Я. Гозмана. М., 1990. 368 с. URL: https://imwerden.de/pdf/frankl_chelovek_v_poiskakh_smysla_1990.pdf (дата обращения: 25.01.2023).
65. Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа. В 2 т. М.: АпрельПресс–Эксмо, 1999. — 400 с.
66. Хазова С.А. Ментальные ресурсы субъекта / С.А. Хазова // В сб.: Разработка понятий в современной психологии. Ответственные редакторы: А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко, Г.А. Виленская. — Москва, 2019. — С. 63-83.
67. Хазова С.А., Шипова Н.С. Индивидуальные ресурсы и гибкость копинг-поведения в разные возрастные периоды // Смоленский медицинский альманах. 2021. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/individualnye-resursy-i-gibkost-koping-povedeniya-v-raznye-vozrastnye-periody (дата обращения: 28.01.2023).
68. Хисамов А.Р. Личностный потенциал современной молодежи: основные понятия и компоненты структуры // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 5-6. – С. 1339-1342; URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=34095 (дата обращения: 25.01.2023).
69. Хотинец В. Ю., Калиненко А. А. Намерения личности в трудной жизненной ситуации // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». 2017. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/namereniya-lichnosti-v-trudnoy-zhiznennoy-situatsii (дата обращения: 28.01.2023).
70. Цариценцева О. П., Елфимова М. М. Особенности переживания жизненной ситуации, обусловленной пандемией COVID-19, в контексте жизнестойкости личности // Вестник КемГУ. 2021. №1 (85). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-perezhivaniya-zhiznennoy-situatsii-obuslovlennoy-pandemiey-covid-19-v-kontekste-zhiznestoykosti-lichnosti (дата обращения: 27.01.2023).
71. Черемискина И. И., Люкшина Д. С. Ранние дезадаптивные схемы и жизнестойкость у молодых людей в контексте переживания личностного кризиса // АНИ: педагогика и психология. 2022. №3 (40). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rannie-dezadaptivnye-shemy-i-zhiznestoykost-u-molodyh-lyudey-v-kontekste-perezhivaniya-lichnostnogo-krizisa (дата обращения: 27.01.2023).
72. Черкевич Е. А. Смысложизненные ориентации и рефлексивность женщин зрелого возраста в трудной жизненной ситуации // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. 2022. №1 (74). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/smyslozhiznennye-orientatsii-i-refleksivnost-zhenschin-zrelogo-vozrasta-v-trudnoy-zhiznennoy-situatsii (дата обращения: 28.01.2023).
73. Човдырова Г. С., Пяткина О. А. Копинг-стратегии личности при адаптации к стрессу // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2021. №1 (84). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/koping-strategii-lichnosti-pri-adaptatsii-k-stressu (дата обращения: 28.01.2023).
74. Шерешкова Е. А., Коновалова О.В., Едиханова Ю. М., Спицына О. А., Волгуснова Е. А. Самоактуализация в структуре личностного потенциала будущих педагогов // ПНиО. 2019. №4 (40). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/samoaktualizatsiya-v-strukture-lichnostnogo-potentsiala-buduschih-pedagogov (дата обращения: 25.01.2023).
75. Baltes P.B. Theoretical propositions of life-spain developmental Psychology: On the dynamics between growth and decline // Developmental psychology. 1987. Vol. 23. P. 611-626.
76. Braunstein-Bercovitz H., Frish-Burstein S., Benjamin B.A. The role of personal resources in work-family conflict: Implications for young mothers' well-being // Journal of Vocational Bechavior. 2012. Vol. 80. P. 317-325.
77. Deci, E. L. Overview of self−determination theory: an organismic dialectical perspective // Handbook of self−determination research / E. L. Deci, R.M.Ryan (Eds) Rochester, NY : The University of Rocherster Press, 2002. – P.3−33.
78. Freedy J., Shaw D., Jarrell M., Masters C. Toward understanding of the psychological impact of natural disasters: An application of the Conservation of Resources stress model // Journal of traumatic Stress. 1992. Vol. 5. P. 441-454.
79. Haan N. Coping and defense mechanisms related to personality inventories // Journal of Consulting Psychology. 1965. V. 29. P. 373–378.
80. Hobfoll S.E. Social and psychological resources and adaptation // Review of General psychology. 2002. Vol. 6, № 4. P. 307-324.
81. Kroeberg T. C. The coping functions of the ego mechanisms // The study of lives / R. W. White (Ed.). N. Y.: Atherton Press, 1963. P. 178–198.
82. Lazarus R. S., Folkman S. Stress, appraisal and coping. New York: Springer, 1984. 124 p.
83. Lazarus R. S., Folkman S. The concept of coping // Stress and Coping: An anthology / A. Monat, R. S. Lazarus (Eds). N. Y.: Columbia University Press, 1991. P. 189–206.
84. Vaillant G. E. Adaptation to life. Boston: Little, Brown, 1977, 396 pp.
Vaillant G. Adaptive mental mechanisms: Their role in a positive psychology. American Psychologist. 2000. Vol. 55, No 1. Pp. 89–98.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!