это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
4817341
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение
В настоящее время литература для детей является важной частью культуры, сообщая маленьким читателям не только знания, но и навыки литературного анализа. Среди различных художественных приемов, которые используются в книгах для детей, особое место занимает ирония.
Актуальность исследования обусловлена тем, что ирония, являясь сложным и многогранным явлением, не имеет исчерпывающего толкования. Издавна считаясь признаком остроумия, изящества, тонкого мироощущения, она становится объектом исследований различных наук: философии, психологии, литературоведения, лингвистики и др. К тому же ирония существует в кругу смежных явлений — юмора, сатиры, сарказма, шутки, анекдота, имеет с ними общую область пересечения, и в то же время отличается собственными специфическими характеристиками.
В настоящее время разноаспектному изучению иронии посвящено множество философских, лингвистических и литературоведческих исследований. Существует даже термин «иронология» [Kaufer 1986, с. 315].
Традиционное понимание иронии как категории комического положено в основу исследования С.И. Походни: «…недооценка иронии как художественной формы критического освоения действительности берет свое начало в неопределенном статусе иронии прежде всего в системе эстетической категории комического» [Походня 1989, с. 4].
Иронию рассматривают как вид (или жанр) юмора, определяя ей место между сатирой и пародией (Борев 1957; Николаев 1962; Эльсберг 1957; Чубарян 1994; Карасик 1997; Дементьев, Седов 1998; Шмелева, Шмелев 2002 и многие другие), как стилистический прием (или фигуру), как вида тропа (Ломоносов 1952, с. 256; Ахманова 1966, с. 185; Kerbrat-Orecchioni 1986, с. 291), как явление вторичной номинации, как «форму оценочного, критического, эмоционального освоения действительности» [Походня 1989], как идеи, которые выдвигались в различные эпохи развития философии (ирония Сократа, романтическая или постмодернистская ирония). Кроме того, иронию определяют как категорию эстетическую [Allemann 2002], коммуникативную [Głowiński 2002], семантическую, прагматическую, семантико-прагматическую [Kerbrat-Orecchioni 2002], интерпретирующую [Kaufer 2002], этическую и т. д.
Тема исследования особенно важна для детской литературы, так как в детские годы формируются не только эстетический вкус, но и способность критически мыслить. Ирония способствует развитию этих качеств, а также помогает создавать интересные и запоминающиеся образы и ситуации, которые могут способствовать развитию личности ребенка. Часто ирония становится способом запоминания знания, что способствует развитию восприятия необходимой информации на ином, бессознательном уровне.
Комическое всегда было одним из предметов литературоведческого исследования. Каждый автор использует определенные приемы и способы выражения комического, из-за чего его стиль и язык становится уникальным и неповторимым. Особый интерес, на наш взгляд, представляют произведения Гайдара А. П., Кэролла Л., Носова Н.Н., Чуковского К., Барто А..
А. Гайдар в своих произведениях активно использовал различные методы иронии, в том числе пародирование, неожиданные повороты сюжета, комичность в реагировании героев на действительность и другие. Но ирония была необходима для того, чтобы передать такие важные для него идеи, как верность принципам, дружба и уважение друг к другу.
Л. Кэрролл известен тем, что был математиком, иронию в его произведения многие исследователи сравнивали с парадоксальной математикой. Автор известен тем, что через все его произведения можно наблюдать парадоксы, скрытые внутри самого высказывания, а не содержащиеся в его смысле. Ирония Л. Кэролла простирается от тривиальности, наивности мироощущения главных героев, переозначивания привычных понятий, заканчивая переосмыслением действительности в целом. В произведениях Кэрролла часто присутствует игра слов, словообразования и др..
В произведениях Н. Носова ирония тесно связана с гротеском. Он использовал преувеличение, сатиру, беззаботность и неожиданные повороты, чтобы передать свой прекрасный юмор и оригинальную манеру подачи информации. Носов глубоко изучил детскую психологию и свободно играет со сложными процессами современного восприятия с романтической точки зрения.
Один из величайших литературных художников-сатириков К. Чуковский создал большое количество произведений, где использовал гиперболу, переосмысление, пародирование, сатиру.
В творчестве А. Барто ирония используется не так явно, как у других авторов. А. Барто использовала различные приемы иронии, включая парадоксы, литературные цитаты.
В связи с актуальностью исследования, важно более детально изучить природу иронии, ее различные виды и формы проявления, а также использование иронии в детской литературе.
Целью данного исследования является изучение специфики использования иронии в детских художественных произведениях.
В ходе исследования будут решены следующие задачи:
1) дать определения понятиям иронии и ее видов в художественной литературе;
2) проанализировать использование иронии в художественном тексте детских произведений;
3) выявить художественные средства, способствующие созданию иронического высказывания в произведениях для детей.
Объектом исследования является ирония в детских художественных произведениях.
Предметом исследования является способы создания комического эффекта за счет использования иронии в детском произведении.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что наблюдение над иронией в детском художественном произведении и её анализ, выявление специфики использования иронических высказываний в художественном тексте представляют теоретический интерес для стилистики текста.
Список использованных источников
1. Баранов А.Н. Семантика фразеологизмов: иерархия или сеть? / А.Н. Баранов, Д.О. Добровольский // Вестник МГОУ. Серия: Лингвистика. 2022. №3. — С. 21 - Текст : непосредственный.
2. Бралгин, Е.Ю. Этика смеха / Е.Ю. Бралгин. – Томск : Изд-во. Томск. ун-та, 2003. – 225 с. - Текст : непосредственный.
3. Гайдар А. П. . / А. П. Гайдар – Собрание сочинений в четырех томах, Т. 3, Повести и рассказы. Фронтовые записи — — М.: Детская литература, 1972. — 213-224 с. - Текст : непосредственный.
4. Гейко, С. И. Ирония как культурная универсалия: философский анализ: автореф. дис. канд. филол. наук / С. М. Гейко; – Нац. пед. ун-т им. М. П. Драгоманова — Киев, 2008 — С. 16. - Текст : непосредственный.
5. Делёз Ж. Логика смысла: / Ж. Делез – Пер. с фр.- Фуко М. Д 29 Theatrum philosophicum: Пер. с фр.-М.: "Раритет", Екатеринбург: "Деловая книга", 1998. — 23 с. - Текст : непосредственный.
6. Евланова А.С., Уланов М.С. Категория «ум -глупость» в фильме «Счастливчик Гилмор» и в сказке «Сивка-бурка» (философско-культурологический анализ) / А. С. Евланова – Вестн. Калм. ун-та. 2013. № 3 (19). — С. 51. - Текст : непосредственный.
7. Ермакова О.П. Ирония и ее роль в жизни языка: учеб. пособие / О. П. Ермакова - М.: Изд-во «Флинта», 2011. – 190 с. - Текст : непосредственный.
8. Время: Журнал литературный и политический, издаваемый под ред. М. Достоевского. СПб.: Тип. Э. Праца, 1861. № 1 – 3 с. - Текст : непосредственный.
9. Коновалова, О. А. Функциональная трансформация иронии в эпоху постмодерна / О. А. Коновалова // Грамота. — 2011. — No 1(7). — С. 119—122. - Текст : непосредственный
10. Котюрова И.А. Лингвокогнитивный аспект иронических высказываний в современной немецкой публицистике / И. А. Котюрова - автореф. дисс.... канд. филол. наук. - СПб. 2010. – 12 с. - Текст : непосредственный
11. Кэролл Л. ПРИКЛЮЧЕНИЯ АЛИСЫ В СТРАНЕ ЧУДЕС/ Л. Кэролл // Н. М. ДЕМУРОВА — М.: Наука, 1978 — 128с. - Текст : непосредственный
12. Ларин Б. О разновидностях художественной речи. Семантические этюды / Б. Ларин // Русская речь. Вып. 1. Петербург, 1923. С. 15. - Текст : непосредственный
13. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. / Ф. Энгельс – Вере Ивановне Засулич. 23 апреля 1885 года. Т. 36 , – М.: Госполитиздат, 1955 — с. 263 - Текст : непосредственный
14. Носов Н. Н. Детские приключения / Н.Н. Носов - Носов нашего детства — М.: Махаон, 2019 — с. 145 - Текст : непосредственный
15. Носов Н. Дружок / Н.Н. Носов // Детская проза — М.: "Интерфейс", 1996 — с. 34 - Текст : непосредственный
16. Носов Н.Н. Тук-тук-тук. / Н.Н. Носов — М.: Махаон, 2023 — с. 96 - Текст : непосредственный
17. Осиновская, И. А. Ирония и Эрос. Поэтика образно- го поля / И. А. Осиновская. — М., 2007 — С. 47. - Текст: электронный - https://cyberleninka.ru/article/n/inna-osinovskaya-ironiya-i-eros-poetika-obraznogo-polya (дата обращения: 19.05.2023).
18. Петрова О.Г. Типы иронии в художественном тексте: концептуальная и контекстуальная ирония // Известия Саратовского университета, 2011. - Т. 11. -No3. - С. 25-30. - Текст: электронный - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tipy-ironii-v-hudozhestvennom-tekste-kontseptualnaya-i-kontekstualnaya-ironiya (дата обращения: 19.05.2023).
19. Плахова О.А. Лингвосемиотика комического в англоязычном сказочном дискурсе / О. А. Плахова // изв. Моск. гос. тех. ун-та МАМИ. 2013. № 1(15). Т. 6. С. 81-84. - Текст: электронный - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lingvosemiotika-komicheskogo-v-angloyazychnom-skazochnom-diskurse (дата обращения: 19.05.2023).
20. Походня С. И. Языковые виды и средства реализации иронии / С.И. Походня — Киев: Наукова думка,1989. – 128 с. - Текст: электронный - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-realizatsii-ironii-v-opisatelnom-i-povestvovatelnom-tipah-rechi (дата обращения: 19.05.2023).
21. Сборник: Русские народные сказки/ В гостях у сказки — Славянский Дом Книги, 2022, с 146-293.- Текст : непосредственный
22. Санников В.З. Русский язык в зеркале языковой игры./В.З. Санников - М.: Языки русской культуры, 1999. 540 с. - Текст : непосредственный
23. Слепцова М. А. Ирония как косвенный речевой акт отрицательной оценки / М. А. Слепцова - автореф. дисс. ... канд. филол наук - СПб, 2008 – 16 с. - Текст: электронный - URL: https://www.dissercat.com/content/ironiya-kak-kosvennyi-rechevoi-akt-otritsatelnoi-otsenki (дата обращения: 19.05.2023).
24. Стригунов, А. И. Ирония в структуре мировоззрения / А. И. Стригунов // Диалектика форм и уровней обще- ственного сознания: межвуз. сб. науч. ст. — Барнаул, 1988. — С. 130. -Текст : непосредственный
25. Хейзинга Й. Homo ludens. Статьи по истории культуры / Й. Хейзинга //Пер., сост. и вст.ст. Д.В. Сильвестрова. М.: Прогресс — Традиция, 1997. 416 с. - Текст : непосредственный
26. Чуковский К. Сказки / К. Чуковский // Коллекция любимых сказок — Алтей, 2017 г. – 79 с. - Текст : непосредственный
27. Шатуновский, И. Б. Ирония и ее виды / И. Б. Шатуновский // Логический анализ языка. Языковые механизмы комизма / отв. ред. Н. Д. Арутюнова. — М., 2007. — С. 33. - Текст : электронный https://dspace.spbu.ru/bitstream/11701/3107/1/VKR.pdf (дата обращения: 19.05.2023).
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!