это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
4974960
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение
Актуальность исследования. Внеклассное чтение - одно из важных направлений работы учителя в начальной школе. В методике преподавания литературы прочно утвердилось положение о том, что уроки литературы, связанные с внеклассным чтением, активнее способствуют развитию читательской самостоятельности учащихся, формированию их читательских интересов.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса. Школа вооружает ребенка навыками чтения, то есть формирует чтеца. Но этого недостаточно: она должна воспитывать активного чтеца, который мог бы не просто самостоятельно прочитать книгу и высказать свое мнение о ней, но и имел бы потребность систематического чтения, читал бы не только книги, но и газеты, журналы, пользовался бы справочной литературой (энциклопедиями, словарями, справочниками и т.д.). Все эти навыки формируются на уроках литературы, а, следовательно, и могут закрепляться в процессе внеурочной работы по литературному чтению в начальной школе.
На современном этапе внеурочная работа по литературному чтению в начальной школе выходит на новый уровень: вводятся дополнительные часы на обсуждение книг, самостоятельно прочитанных учениками, появилась возможность проводить целые циклы уроков внеклассного чтения, вводятся новые формы и приемы внеклассной работы (игры, викторины, проектная деятельность, конкурсы и т.д.).
Однако сейчас наблюдается ослабленный интерес детей младшего школьного возраста к чтению, снижена читательская грамотность. Несмотря на многочисленные издания и классической детской литературы, и современной, чтение отводится на второй план. Предпочтение отдается телевидению, компьютерным играм, музыке, интернету. Поэтому важно привлекать детей к чтению уже с начальной ступени обучения. Это можно сделать в процессе внеурочной работы по литературному чтению, так как данный процесс не ограничен рамками образовательной программы, педагог может использовать различные приемы и средства, создавать благоприятные педагогические условия для привлечения детей к чтению и формированию у них читательской грамотности.
Большинство российских исследователей (И.Е. Брякова, С.В. Малышева, О.В. Кубасова, Н. П. Забродина, И. Е. Барсуков, А. А. Бурдакова, Г. С. Ковалёва, Л. А. Рябинина, Г. А. Сидорова) рассматривают внеурочную работу по литературному чтению с позиции деятельностного и личностно-ориентированных подходов. Многие учёные (Д.Б. Богоявленская, Ф. Вернон, Дж. Гилфорд, А.М. Матюшкин, Я.А. Пономарев, Е. Торранс) считают, что формирование читательской грамотности наиболее эффективно посредством внеурочной работы.
Таким образом, поставленная проблема очень актуальна в наше время. Именно это и обусловило выбор темы курсовой работы: «Внеурочная работа по литературному чтению в начальной школе».
Объект исследования – процесс организации внеурочной работы по литературному чтению в начальной школе.
Предмет исследования – методика и эффективность организации внеурочной работы по литературному чтению в начальной школе.
Цель исследования - выявить особенности подготовки и эффективность проведения внеурочной работы по литературному чтению в начальной школе.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
1.Проработать научную литературу по проблеме исследования.
2. Выяснить особенности организации внеурочной работы по литературному чтению в начальной школе.
3. Раскрыть специфику подготовки и проведения организации внеурочной работы по литературному чтению в начальной школе.
4. Разработать содержание внеурочной работы по литературному чтению в начальной школе.
5. Исследовать эффективность проведения внеурочной работы по литературному чтению в начальной школе.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:
- теоретические: анализ, синтез, сравнительный, описательный, исследовательский.
- эмпирические: беседа, тест.
Эмпирическая база исследования: МБОУ СОШ №3. В исследовании приняли участие 30 учеников 4 го класса.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в возможности использования данного систематизированного материала учителями в образовательном процессе начальной школы.
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух разделов, выводов, списка использованных источников и приложений.
Библиографический список
1. Блинова С. А. О слове и книге в семейном воспитании. Владимир: ГАОУ ДПО ВО ВИРО, 2015. С. 19-22.
2. Боликова В. Г. Создание организационно-педагогических условий для формирования читательской компетенции во внеурочной деятельности. Владимир : ГАОУ ДПО ВО ВИРО, 2015. С. 23-25.
3. Валгина Н. С. Теория текста: учеб. пособие. Москва: Логос, 2013. 280 с.
4. Виноградова Н. Ф. Формирование познавательных универсальных учебных действий. Москва: Просвещение, 2015. 98 с.
5. Воюшина М. П. Методика работы с познавательной книгой: методика обучения литературе в начальной школе. Москва: Академия, 2010. 254 с.
6. Гнатенко K. И. Психолого-педагогические вопросы восприятия научного текста младшими школьниками // Наука и образование. 2016. № 10. С. 18-24.
7. Дебердеева Т. Х. Чтение - тренды современности. Владимир : ГАОУ ДПО ВО ВИРО, 2015. С. 166-173.
8. Дебердеева Т. Х. К вопросу о стратегиях смыслового чтения // Читательская компетентность для XXI века. Владимир : ГАОУ ДПО ВО ВИРО, 2015. С. 74-81.
9. Дебердеева Т. Х. ФГОС - новые горизонты в осмыслении чтения? // Читательская компетентность для XXI века. Владимир : ГАОУ ДПО ВО ВИРО, 2015. С. 8-14.
10. Климанова Л. Ф. Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1- 4 классы: пособие для учителей общеобразоват. Организаций. Москва: Просвещение, 2014. 128 с.
11. Клопова Н. А. Организация и содержание работы с научно-познавательной литературой на уроках литературного чтения // Таврический народный обозреватель. 2016. № 3. С. 163-165
12. Ковалёва Г. С. Читательская грамотность: сборник эталонных заданий : учебное пособие : в 2 ч. Москва: Просвещение, 2023. 78 с.
13. Козина О. М. Электронные книги на уроках литературы // Читательская компетентность для XXI века. Владимир : ГАОУ ДПО ВО ВИРО, 2015. С. 181-186.
14. Королева Н. А. Конспект внеурочного занятия литературного чтения в 3 классе на тему: «Научно-познавательный и художественный тексты» (проектная деятельность: создание опорной таблицы по теме) / Н. А. Королева. – Текст: электронный // Контент-платформа Pandia.ru. - URL: https://pandia.ru/text/79/244 (дата обращения: 01.06.2023).
15. Косарева, В. А. Что значит - научить читать! / В. А. Косарева // Читательская компетентность для XXI века. - Владимир : ГАОУ ДПО ВО ВИРО, 2015. - С. 107-112.
16. Котиева Л. М. Методика изучения научно-познавательной литературы во внеурочной деятельности// Педагогический портал. URL: 1938.docx (live.com) (дата обращения: 01.06.2023).
17. Кривоноженкова А. С. Приемы работы младших школьников с научно-познавательными книгами на внеурочных занятиях литературного чтения // Международный студенческий научный вестник. 2017. № 3. С. 73
18. Кубасова О. В.Литературное чтение. Читательская грамотность. 1 класс : тетрадь-тренажёр : в 2 частях. Москва: Просвещение, 2022. 50 с.
19. Кусова М. Л. Формирование у младших школьников умений работать с учебно-научным текстом на уроках литературного чтения // Педагогическое образование в России. 2011. № 2. С. 10-14
20. Кураш Т. Н. Формирование у младших школьников читательских умений в работе с научно-познавательным текстом // Герценовские чтения. Начальное образование. 2019. № 2. С. 171-178
21. Лисицын М.В. Формирование практических умений и навыков. Москва: КГПИ, 1984. 90 с.
22. Лукичева Н. Б. Обучение чтению в начальной школе // Читательская компетентность для XXI века. Владимир : ГАОУ ДПО ВО ВИРО, 2015. С. 140-146.
23. Манасова Н. Г. Формирование универсальный учебных действий младших школьников в процессе работы с научно-познавательным текстом // Актуальные проблемы педагогики и образования. 2019. № 37. С. 45-52
24. Малышева С. В. Читательская компетентность ученика: зона повышенного внимания // Читательская компетентность для XXI века. Владимир : ГАОУ ДПО ВО ВИРО, 2015. С. 15-18.
25. Мосевнина А. А. Встреча с писателем как средство активизации читательского интереса у школьников // Читательская компетентность для XXI века. Владимир : ГАОУ ДПО ВО ВИРО, 2015. С. 162-163.
26. Никифорова О. И. Восприятие научной литературы школьниками: учеб. пособие. Москва: Учпедгиз, 2016. 206 с.
27. Никитаева Н. Ф. Во всем поможет мудрость книги // Читательская компетентность для XXI века. Владимир : ГАОУ ДПО ВО ВИРО, 2015. С. 31-34
28. Петрова Д. О. Анализ восприятия научного текста младшими школьниками //Начальная школа. 2018. №2. С. 9-13
29. Политова М. В. Приемы работы с научно-популярным текстом на уроках в начальной школе (обобщение опыта) // Школьная педагогика. 2020. № 18. С. 9-14
30. Приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373 с изменениями и дополнениями от 31 декабря 2015 г. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». // Сайт Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc (дата обращения: 01.06.2023).
31. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования // Сайт Гарант. URL: https://www.garant.ru/products (дата обращения: 01.06.2023).
32. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. / Сайт fgosreestr.ru URL: https://fgosreestr.ru/poop/primernaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-(дата обращения: 01.06.2023)
33. Прокоповис Р. А. Комплекс методических приемов работы учителя по использованию поисково-исследовательского метода в работе с научно-познавательными и художественными текстами (из опыта работы) // Журнал «1 сентября». – URL: https://urok.1sept.ru (дата обращения: 01.06.2023).
34. Рогалева Н. А. Роль научно-популярной литературы для младших школьников // Педагогическая копилка. URL: https://ped-kopilka.ru/blogs/nataljaaleksandrovna-rogaleva/rol-nauchno-populjarnoi-literatury-dlja-mladshihshkolnikov (дата обращения: 01.06.2023).
35. Рулько Т.В. Воспитание "талантливого" читателя // Читательская компетентность для XXI века. Владимир : ГАОУ ДПО ВО ВИРО, 2015. С. 154-161
36. Самойлова С.В. Методические подходы к формированию читательской компетентности младших школьников // Читательская компетентность для XXI века. Владимир : ГАОУ ДПО ВО ВИРО, 2015. С. 150-153
37. Смолова Л. С. Растим читателя// Читательская компетентность для XXI века. Владимир : ГАОУ ДПО ВО ВИРО, 2015. С. 46-47.
38. Слонь О. В. Особенности работы с познавательными текстами на уроках литературного чтения // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 14. С. 48
39. Харчевникова Е. Л. Чтение как ценность и культурная политика // Читательская компетентность для XXI века. Владимир : ГАОУ ДПО ВО ВИРО, 2015. С. 26-31.
40. Читательская грамотность : пособие по развитию функциональной грамотности старшеклассников. Москва : Академия Минпросвещения России, 2021. 79 с.
41. Читательская компетентность для XXI века: сборник статей / Гос. авт. образовательное учреждение доп. проф. образования Владимирской обл. "Владимирский ин-т развития образования им. Л. И. Новиковой". Владимир : ГАОУ ДПО ВО ВИРО, 2015. 196 с.
42. Щанькина, Т. О. Смысловое чтение. Работа с текстом // Нспортал. URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2021/11/06/smyslovoe-chtenie-nauchno-populyarnyh-tekstov (дата обращения: 01.07.2023).
Шуракова С. А. С книгой по жизни // Читательская компетентность для XXI века. Владимир : ГАОУ ДПО ВО ВИРО, 2015. С. 53-55.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!