это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
5395591
Ознакомительный фрагмент работы:
Содержание
Введение3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения роли изобразительного искусства в развитии детей с расстройством аутистического спектра6
1.1. Теоретические и экспериментальные подходы к изучению искусства в зарубежной и отечественной психологии6
1.2. Психологическая природа феномена «изобразительное искусство»11
1.3. Психологические особенности развития детей с расстройством аутистического спектра14
1.4. Роль изобразительного искусства в развитии детей с расстройством аутистического спектра17
Выводы22
Список литературы24
Введение
Актуальность исследования. Данная работа направлена на изучение роли изобразительного искусства в развитии детей с расстройством аутистического спектра (РАС). Согласно определению ВОЗ, расстройство аутистического спектра представляет собой группу заболеваний, возникающих в раннем детстве и характеризующихся наличием нарушений социального взаимодействия и коммуникации, ограниченностью круга деятельности и интересов. При этом у детей могут наблюдаться интеллектуальные и/или речевые нарушения. Расстройство аутистического спектра, как и любое другое заболевание, отражается на когнитивном и личностном развитии ребенка. По данным современных исследований, изобразительная деятельность позволяет таким детям выражать свои мысли, эмоции и чувства. Авторы подчеркивают, что изобразительное искусство способствует самовыражению ребенка, позволяя выразить себя невербально, посредством использования цвета, форм, звуков, мимики, пантомимики и жестов. Творчество обеспечивает ребенка различными сенсорными впечатлениями, стимулирует когнитивное и эмоциональное развитие. Кроме того, в процессе совместной творческой деятельности у детей развиваются социальная и коммуникативная сферы, они учатся взаимодействовать друг с другом, слушать других и выражать свои мысли и идеи доступными способами [49]. Изучением данной категории детей в разное время занимались В. М. Башина, М. С. Вроно, К. С. Лебединская, В. В. Лебединский, С. С. Мухин, О. С. Никольская и др. Специфика изобразительной деятельности таких детей изучалась многими учеными (Баринова В. В., Данилова А. М., Жукова М. А., Казанцева А. В., Касаткина Л. В., Макаров Г. В., Труханова Ю. А. и др.). Т. Г. Визель указывает на то, что арт-терапия воздействует на правое полушарие головного мозга и способствует выстраиванию необходимых недостающих связей, что обусловливает важность ее применения в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими расстройство аутистического спектра [8].Изучение роли изобразительного искусства в развитии детей с РАС крайне важно, поскольку внедрение творческих занятий в процесс коррекционно-развивающих занятий с такими детьми способствуют как их личностному развитию, так и совершенствованию когнитивной, эмоциональной и социальной сфер. Несформированность этих аспектов отрицательно сказывается на всей личности ребенка, отражается на его поведении и деятельности. В связи с этим проблема изучения роли изобразительного искусства в развитии детей с расстройством аутистического спектра остается очень актуальной.Изобразительное искусство с точки зрения психологии рассматривается как некий процесс, в результате которого появляется оригинальный продукт. По мнению ученых, изобразительное искусство характеризуют процессуальность, наличие оригинального продукта, а также отражение характерных черт и проблем самой личности как субъекта творчества [14]. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что вследствие нарушения коммуникативного развития и социального взаимодействия у детей крайне ограничены возможности самовыражения, которое является важным аспектом личностного развития. Посредством творчества дети могут научиться взаимодействовать с миром и раскрыть свой внутренний потенциал доступными им способами.Цель: выявить роль изобразительного искусства в развитии детей с расстройством аутистического спектра.Задачи:1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования изобразительного искусства в зарубежной и отечественной психологии, на основании которого раскрыть психологическую сущность изучаемого феномена.2. Изучить психологические особенности детей с расстройством аутистического спектра.3. Рассмотреть роль изобразительного искусства в развитии детей с расстройством аутистического спектра.Предмет: роль изобразительного искусства в развитии детей с расстройством аутистического спектра.Объект: изобразительное искусство в развитии детей с расстройством аутистического спектра.Гипотеза исследования:……………………………….Для достижения цели и решения поставленных задач был использован комплекс теоретических методов исследования: анализ психолого-педагогической и социально-психологической литературы по теме исследования.
Список литературы
Андриевская, О.А. Сенсорная интеграция как психокоррекционный метод в работе с детьми раннего и дошкольного возраста, имеющими психологические, поведенческие и речевые нарушения [Текст] / О.А. Андриевская // Психотерапия, клиническая психология и психоанализ. – 2015. – С. 30 – 34.
Аппе, Ф. Введение в психологическую теорию аутизма [Текст] / Ф. Аппе. – М.: Теревинф, 2016. – 216 с.
Баенская, Е.Р. Использование сюжетного рисования в коррекционной работе с аутичными детьми [Электронный ресурс] / Е.Р.Баенская // Дефектология. – М.: ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования», 2008 // https://alldef.ru/ru/articles/almanah-20/ispolzovanie-sjuzhetnogo-risovanija-v-korrekcionnoj (дата обращения 12.03.2024)
Балбекина, Н.А. Роль изобразительного искусства в гармоничном развитии ребенка дошкольного возраста // Теория и практика образования в современном мире [Текст]: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). – СПб: Свое издательство, 2016. – С. 18 – 20.
Бариляк, И.А. Психологические аспекты изобразительной деятельности [Текст] / И.А. Бариляк // Вестник ТвГУ. – 2014. – С. 42 – 46.
Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества [Текст] / М.М.Бахтин. – М.: Искусство, 1979. – 423 с.
Беневольская, Л.А., Беневольская, Н.А. Коррекционные аспекты изобразительной деятельности аутичных детей [Текст] / Л.А.Беневольская, Н.А. Беневольская // Аутизм и нарушения развития. – 2007. – С. 42 – 48.
Визель, Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов [Текст] / Т.Г. Визель. – М.: АСТАстрель Транзиткнига, 2005. – 384 с.
Вундт, В. Фантазия как основа искусства [Текст] / В. Вундт. – М.: Либроком, 2010. – 146 с.
Гирц, К. Искусство как культурная система [Текст] / К. Гирц // Социологическое обозрение. – 2010. – С. 31 – 54.
Гусарова, Е.Н. Основные подходы к изучению творчества [Текст] / Е.Н. Гусарова // Культурная жизнь Юга России. – 2009. – С. 28 – 30.
Джинотт, Х. Групповая психотерапия с детьми: теория и практика игровой терапии [Текст] / Х. Джинотт. – М.: АпрелЬ Пресс: Институт психотерапии, 2005. – 272 с.
Ефимов, Ю.И., Громов И.А. Человеческий фактор и культура [Текст] / Ю.И. Ефимов, И.А. Громов. – Ленинград: Наука, 1989. – 190 с.
Зинченко, Е.В. Изобразительное творчество личности как основа диагностико-коррекционной работы психолога // Северо-Кавказский психологический вестник. – 2008. – С. 49 – 53.
Зинченко, В.П. Размышления о душе и ее воспитании [Текст] / В.П. Зинченко. – М.: Российская академия образования, 2001. – 33 с.
Калабухова, Е.В. Изобразительное искусство как средство познания мира: художественное и научное обобщение [Текст] / Е.В.Калабухова // Культурная жизнь Юга России. – 2016. – С. 40 – 45.
Кон, И.С. Ребенок и общество [Текст] / И.С. Кон. – М.: Изд. центр «Академия», 2004. – 336 с.
Константинова, В.В. Использование изобразительной деятельности в психологической работе с детьми с расстройствами аутистического спектра [Текст] / В.В. Константинова // Детский аутизм: исследования и практика. – 2011. – С. 313–332.
Копытин, А.И. Арт-терапия – новые горизонты [Текст] / А.И.Копытин. – М.: Когито-Центр, 2017. – 336 с.
Копытин, А.И. Арт-терапия: теория и практика [Текст] / А.И.Копытин. – Волгоград: Лань, 2024. – 244 с. Копытин, А.И. Концептуальные основы эко-арт-терапии [Текст] / А.И. Копытин // Медицинская психология в России. – 2019. – С. 1 – 24.
Кружилина, О.А. Методы изобразительного искусства для детей с особыми образовательными возможностями [Текст] / О.А.Кружилина // Молодой ученый. – 2021. – С. 267 – 269.
Кузнецова, Л.В. Основы специальной психологии [Текст] / Л.В. Кузнецова. – М.: Изд. центр «Академия», 2010. – 480 с.Кулина, Д.Г., Яковлева, Н.В. Родительское отношение к детям с расстройствами аутистического спектра [Электронный ресурс] / Д.Г. Кулина, Н.В. Яковлева // https://cyberleninka.ru/ article/n/roditelskoe-otnoshenie-k-detyam-s-rasstroystvami-autisticheskogo-spektra (дата обращения 03.04.2024).
Лебедева, Н.М., Иванова, Е.А. Путешествие в Гештальт: теория и практика [Текст] / Н.М. Лебедева, Е.А. Иванова. – М.: Речь, 2013. – 560 с.
Лейтес, Н.С. Способности и одаренность в школьные годы [Текст] / Н.С. Лейтес. – М.: Академия, 2000. – 318 с.
Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики [Текст] / А.Н.Леонтьев. – М.: Смысл, 2024. – 527 с.
Мамайчук, И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии [Текст] / И.И. Мамайчук. – СПб.: Речь, 2008. – 224 с.
Мандель, Б.Р. В поисках новой науки: психокультурология [Текст] / Б.Р. Мандель // Культурно-историческая психология. – 2010. – С. 40 – 49.
Маслоу, А. Дальние пределы человеческой психики [Текст] / А. Маслоу. – СПб.: Питер, 2022. – 448 с.
Мещеряков, Б.Г., Зинченко, В.П. Большой психологический словарь [Текст] / Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – М.: АСТ-Москва, 2009. – 811 с.
Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития [Текст] / В.С. Мухина. – М.: Изд. центр «Академия», 2006. – 608 с.
Мухина, В.С. Личность: мифы и реальность [Текст] / В.С.Мухина. – М.: Изд. центр «Прометей», 2010. – 1088 с.
Мэрфи, Д., Пейсли, Д., Пардоу, Л. Арт-терапевтическая группа для импульсивных детей [Текст] / Д. Мэрфи, Д. Пейсли, Л. Пардоу. – М.: «Когито-центр», 2006. – 336 с.
Низовая, М.А. Арт-терапия в системе помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям [Электронный ресурс] / М.А. Низовая // https://cyberleninka.ru/article/n/art-terapiya-v-sisteme-pomoschi-detyam-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-i-ih-semyam/viewer (дата обращения 20.03.2024).
Никольская, О.Н. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение [Текст] / О.Н. Никольская. – М.: Теревинф, 2011. – 224 с.
Никольская, О. Н., Баенская, Е. Р., Либлинг, М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи [Текст] / О.Н. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М.Либлинг. – М.: Теревинф, 2016. – 288 с.
Обухова, Г.Г. Краткий словарь терминов изобразительного искусства [Текст] / Г.Г. Обухова. – М.: Изд-во «Советский художник», 1961. – 192 с.
Оганесян, Н.Т. Практикум по психологии творчества [Текст] / Н.Т. Оганесян. – М. «Флинта», 2013. – 528 с.
Огольцова, Е.Г. Психологические особенности детей дошкольного возраста с РАС [Текст] / Е.Г. Огольцова // Молодой ученый. – 2022. – С. 358 – 361.
Одиночкина, Е.В. Коррекция социальной сферы детей с нарушениями аутистического спектра средствами арт-терапии [Электронный ресурс] / Е.В. Одиночкина // https://cyberleninka.ru/article/n/korrektsiya-sotsialnoy-sfery-detey-s-narusheniyami-autisticheskogo-spektra-sredstvami-art-terapii (дата обращения 20.03.2024).
Петрова, Л.Е., Фитьмов, Е.А., Фоменко, Е.Е. Эмпатия как фактор развития творческой индивидуальности обучающихся [Текст] / Л.Е. Петрова, Е.А. Фитьмов, Е.Е. Фоменко // Педагогические науки. – 2021. – С. 257 – 262.
Плигин, А.А. Познавательные стратегии школьников [Текст] / А.А. Плигин. – М.: Профит Стайл, 2007. – 528 с.
Пономарев, Я.А. Психология творчества и педагогика [Текст] / Я.А. Пономарев. – М.: Педагогика, 1976. – 280 с.
Ромашова, А.С., Полюхович, Ж.Г. Нетрадиционные виды изобразительной деятельности в работе с детьми с РАС [Электронный ресурс] / А.С. Ромашова, Ж.Г. Полюхович // https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/netradicionnye-vidy-izobrazitelnoy-deyat.6963798789/ (дата обращения 18.03.2024).
Стернберг, Р., Григоренко, Е. Инвестиционная теория креативности [Текст] / Р. Стернберг, Е. Григоренко // Психологический журнал. – 1998. – С. 144.
Толстой, Л.Н. Что такое искусство? [Текст] / Л.Н. Толстой. – М.: Наследие авангарда и художественной критики, 2020. – 208 с.
Торшина, К.А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии [Текст] / К.А. Торшина // Вопросы психологии. – 1998. – С. 123 – 132.
Уварова, Е.В., Грибачева, В.С., Калинина, Т.С. Искусство и творчество в развитии детей с РАС [Текст] / Е.В. Уварова, В.С. Грибачева, Т.С. Калинина // Интерактивная наука. – 2023. – С. 47.
Хорошилов, Д.А. Искусство и социальная психология: от экспериментальной эстетики к эстетической парадигме [Текст] / Д.А.Хорошилов // Психологические исследования. – 2018. – С. 4.
Шац, И.К. Рисование как метод коррекции эмоциональных нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] / И.К. Шац // https://cyberleninka.ru/article/n/risovanie-kak-metod-korrektsii-emotsionalnyh-narusheniy-u-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya/viewer (дата обращения 13.03.2024).
Шпет, Г. Искусство как вид знания (этюд) [Текст] / Г. Шпет // Культурно-историческая психология. – 2006. – С. 25 – 35.
Юркевич, В.С. Одаренный ребенок. Иллюзии и реальность [Текст] / В.С. Юркевич. – М.: Просвещение, 1996. – 136 с.
Юрчук, В.В. Современный словарь по психологии [Текст] / В.В. Юрчук. – Минск: Элайда, 2000. – 704 с.
Янушко, Е.А. Использование метода совместного рисования в работе с аутичным ребенком [Текст] / Е.А. Янушко // Аутизм и нарушения развития. – 2005. – С. 64 – 69.
Ярошевский, М.Г. История психологии: от античности до середины ХХ века [Текст] / М.Г. Ярошевский. – М.: Академия, 1997. – 416 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!