это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
5448794
Ознакомительный фрагмент работы:
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.............................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы работы над выразительностью речи на уроках русского языка в начальной школе.....................................................6
1.1. Выразительность речи как составная часть раздела «Развитие речи» на уроках русского языка.......................................................................................6
1.2. Цели и содержание работы над выразительностью речи на уроках русского языка в начальной школе..................................................................10
1.3. Методы и приемы работы над выразительностью речи на уроках русского языка в начальной школе..................................................................13
Выводы по первой главе...................................................................................17
Глава 2. Методика работы над выразительностью речи на уроках русского языка в начальной школе..................................................................................19
2.1. Анализ учебников по русскому языку для начальной школы с точки зрения работы над выразительностью речи...................................................19
2.2. Анализ опыта работы учителей над выразительностью речи на уроках русского языка в начальной школе................................................................25
Выводы по второй главе.................................................................................30
Заключение......................................................................................................
Список использованной литературы............................................................
Приложение....................................................................................................38
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и чутье родного языка, умение пользоваться его выразительными средствами, стилистическим многообразием является самым верным средством и самой надежной рекомендацией для каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности.В условиях процесса гуманизации образования, ориентированного, прежде всего на личность ребенка, немаловажное значение приобретает активизация внимания к речевой подготовке учащихся.В соответствии с ФГОС начального общего образования речевое развитие детей включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи [32].Содержание и форма речи человека зависят от его возраста, ситуации, опыта, темперамента, характера, способностей, интересов, состояний. С помощью речи обучаемые изучают учебный материал, общаются, влияют друг на друга и воздействуют на себя в процессе самовнушения. Чем активнее обучаемые совершенствуют устную, письменную и другие виды речи, пополняют свой словарь, тем лучше уровень их познавательных возможностей и культуры.Овладение коммуникативными качествами речи - необходимое условие формирования социально активной, образованной, креативной личности. И именно в начальной школе дети начинают овладевать в системе нормами устной и письменной речи, учатся использовать языковые средства в разных условиях общения, при построении текстов разных стилей.Б.Н. Головин выделил основные коммуникативные качества речи, необходимые для того, чтобы коммуникация между людьми была эффективной: правильность, точность, чистота, ясность, логичность. богатство, уместность и выразительность [9, с. 45].Именно выразительности речи как составной части раздела «Развитие речи» на уроках русского языка посвящена данная курсовая работа.Выразительность речи - это умение ярко, убедительно передать мысль, это способность воздействовать на людей интонациями, отбором фактов, построением фразы, выбором слов, настроением рассказа [9, с. 49].Обучение выразительности речи готовит детей к восприятию стиля художественных произведений, учит оценивать произведения, созданные мастерами слова. Интонационная неразвитость учащихся может оказаться причиной слабого, неверного понимания текстов.Работа над формированием выразительности речи на уроках русского языка является очень важным этапом становления речи детей. Научить младших школьников правильной выразительной речи - одна из задач начального образования. Каждый учитель должен уметь организовать работу на уроках русского языка так, чтобы ребёнок в процессе обучения учился размышлять, анализировать, сравнивать, самостоятельно делать выводы. А для этого ему нужен богатый словарный запас, хорошо развитая связная речь.Освоение детьми культуры речи в целом и ее выразительности в частности становится одной из актуальных проблем современного языкового образования. Речь большинства детей отличается скудностью и невыразительностью, школьники не умеют полноценно выражаться, наполнять свою речь новыми, неклишированными и делающими речь образными словами. Это влечет за собой неспособность к адекватному построению диалогов, к неумению составлять логичный и последовательный рассказ, наполненный подробностями и тонкостями и, как следствие, к нарушению коммуникативных навыков у ребенка. При этом учащийся с низким уровнем выразительности речи не способен не только сделать более наполненной собственную речь, но и испытывает трудности в восприятии переживаний и эмоций других людей, которые они передают ему в словесной или письменной форме.Феномен выразительности речи рассматривался в работах многих ученых. О.С. Ахманова, Б.Г. Головин, Т.П. Плещенко, Н.В. Федотова, Р.Г. Чечет, Д.Э. Розенталь и М.А. Теленкова и др. изучали выразительность речи с самых разных точек зрения, в соответствии с которыми и приводились самые разные определения данного термина. Особенности формирования выразительности речи у младших школьников рассматривали в своих работах В.И. Казакова, Г.Ю. Дзюбко, Е.Н. Ахтырская, С.Л. Рубинштейн, Н.М. Ильенко, А.В. Богданова, В.И. Шпунтов и др., которые затрагивали не только процесс развития речи, в том числе и ее выразительности, у детей, но и отмечали особенности формирования выразительности речи непосредственно у младших школьников, как в процессе повседневной жизни, так и в процессе обучения. Цель исследования – изучить теоретические основы и методику работы над выразительностью речи на уроках русского языка в начальной школе.Объект исследования – процесс формирования выразительности речи у младших школьников.Предмет исследования - методика работы над выразительностью речи на уроках русского языка в начальной школе.Задачи исследования:1) рассмотреть выразительность речи как составную часть раздела «Развитие речи» на уроках русского языка;2) раскрыть цели и содержание работы над выразительностью речи на уроках русского языка в начальной школе;3) описать методы и приемы работы над выразительностью речи на уроках русского языка в начальной школе;4) провести анализ учебников по русскому языку и литературному чтению для начальной школы с точки зрения работы над выразительностью речи;5) проанализировать опыт работы учителей над выразительностью речи на уроках русского языка в начальной школе.Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, систематизация, обобщение, анализ учебников, анализ опыта работы педагогов.
Список использованной литературы
Архипова, Е.В. Системный подход к обучению языку и методическая система речевого развития школьников [Текст] / Е.В. Архипова // РЯШ. - 2005. - № 4. - С. 3-11.
Астафьева, О. В. Детская литература Выразительное чтение: практикум [Текст] / О.В. Астафьева, Т.В. Рыжкова. - М.: Академия 2007. - 127 с.
Ахманова, О.С. Словарь лингвистических терминов [Текст] / О.С. Ахманова. - М.: Советская Энциклопедия, 1999. - 608 с.
Ахтырская, Е.Н. Теоретические основы ознакомления младших школьников с изобразительно-выразительными средствами языка [Текст] / Е.Н. Ахтырская // Научное обозрение: гуманитарные исследования. - 2015. - № 11-2.-С. 131-135.
Бассараб, С.Н. Выразительность речи [Текст] / С.Н. Бассараб, С.А. Летошникова, В.В. Толмачева // Символ науки. - 2017. - № 12. - С. 123-125.
Бородич, А.М. Методика развития речи детей [Текст] / А.М. Бородич. - М.: Просвещение, 1981. - 256 с.
Буяльский, Б.Л. Искусство выразительного чтения: книга для учителя [Текст] / Б.Л. Буяльский. - М.: Юнити-Лана, 2006. - 245 с.
Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Лабиринт, 1999. -352 с.
Головин, Б.Г. Из курса лекций по лингвистической статистике [Текст] / Б.Г. Головин. - М.: Просвещение, 1970. - 90 с.
Дзюбко, Г.Ю. Формирование образности речи учащихся при изучении сравнения на уроках русского языка: автореф. дис. ... канд. пед. наук [Текст] / Г.Ю. Дзюбко. – Рязань, 2006. - 24 с.
Жидкова, А. А. Направления работы по развитию выразительности речи младших школьников на уроках русского языка [Текст] / А. А. Жидкова // Инновационные условия развития науки и образования в межкультурном взаимодействии: комплексный подход : Материалы II международной научно- практической конференции, Cухум, 09–12 декабря 2015 года. Том II. – Cухум: Уральский государственный педагогический университет, 2015. – С. 69-72.
Зиновьева, Т.И. Обучение школьников интонационной выразительности диалогической речи: пути решения проблемы [Текст] / Т.И. Зиновьева, А.В. Богданова // Вестник университета. - 2022. - № 13. - С. 253-258.
Ильенко, Н. М. К проблеме формирования ритмико-интонационной выразительности речи младших школьников в условиях региона [Текст] / Н. М. Ильенко // Язык и культура региона как составляющие образовательного пространства : Материалы II Международной научно-практической конференции, Белгород, 18–20 мая 2017 года / Ответственный редактор Т.Ф. Новикова. – Белгород: Общество с ограниченной ответственностью Эпицентр, 2017. – С. 246-250.
Казакова, В.И. Развитие выразительности речи младших школьников: дис. ... канд. пед. наук [Текст] / В.К Казакова. - Екатеринбург, 1998. - 147 с.
Калю, Д. С. Психолого-педагогические основы развития выразительности речи младших школьников [Текст] / Д. С. Калю, А. М. Яяева // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. – 2018. – № 4(23). – С. 21-23.
Канакина, В.П. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы Школа России. 1-4 классы. Пособие для учителей / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М.В. Бойкина и др. - М.: Просвещение, 2023. - 340 с.
Капацинская, Е.В. Определение выразительности и способы ее усиления [Текст] / Е.В. Капацинская // Проблемы экспрессивной стилистики. - Ростов н/Д: Изд-во Ростовский университет, 2017. - 144 с.
Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах [Текст] / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. - М.: Изд. центр Академия, 2007. - 164 с.
Мали, Л.Д. Методика обучения русскому языку и литературе в начальных классах: книга для студентов – бакалавров по методике обучения русскому языку и литературному чтению в начальных классах [Текст] / Л.Д. Мали. - Пенза: издательство ПГУ, 2014. - 228 с.
Назарова, Л.К. Звуковой анализ и синтез в обучении первоначальному чтению. Звуковая работа над языком и речью учащихся при обучении грамоте: методические рекомендации в помощь учителю [Текст] / Л.К. Назарова. - М.: Эксмо, 1996. - 120 с.
Найдёнов, Б.С. Методика выразительного чтения [Текст] / Б.С. Найдёнов. - М.: Просвещение, 2007. - 208 с.
Оморокова, М.И. Учимся читать выразительно [Текст] / М.И. Оморокова. - М.: Академия, 2015. - 312 с.
Плещенко, Т.П. Выразительность речи [Текст] / Т.П. Плещенко, КВ. Федотова. Р.Г. Чечет // Стилистика и культура речи. - Минск: ТетраСистемс, 2001. - 544 с.
Плотникова, Е. И. Совершенствование выразительности речи младших школьников на уроках русского языка [Текст] / Е. И. Плотникова, А. В. Ермакова // Филологическое образование в период детства. – 2020. – № 27. – С. 22-30.
Плотникова, Е. И. Совершенствование выразительности речи младших школьников в процессе изучения темы «Глагол» [Текст] / Е. И. Плотникова, Е. А. Гергель // Филологическое образование в период детства. – 2019. – № 26. – С. 119-129.
Пономарева, Л.Д. Развитие образного мышления учащихся в процессе речетворческой деятельности: дис.... д-ра пед. наук [Текст] / Л.Д. Пономарева. - СПб., 2004. - 372 с.
Приходько, В.К. Выразительные средства языка [Текст] / В.К. Приходько. - М.: Академия, 2008. - 256 с.
Розенталь, Д.Э. Словарь-справочник лингвистических терминов [Текст] / Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова. - М.: Просвещение, 1985. - 399 с.
Рубинштейн, С.Л. Речь и общение. Функции речи [Текст] / С.Л. Рубинштейн // Основы общей психологии. - СПб.: Изд-во «Питер», 2000. - 712 с.
Скорикова, Т. В. Использование театрализованной деятельности для развития выразительности речи младших школьников [Текст] / Т. В. Скорикова // Новая наука: Современное состояние и пути развития. – 2015. – № 4-2. – С. 98-101.
Федеральная рабочая программа начального общего образования по предмету «Русский язык» 2022 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://edsoo.ruФедеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования 2021 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://fgos.ru/
Шевцова, А.В. К проблеме развития выразительности речи младших школьников [Текст] / А.В. Шевцова, Т.В. Мельник // Молодой ученый. - 2015. - №12. - С. 826-829.
Шпунтов, А.И. Работа над средствами выразительности устной речи [Текст] / А. И. Шпунтов // Начальная школа». - 2019. - № 4. - С. 16-21.
Эльконин, Д.Б. Психология обучения младшего школьника [Текст] / Д.Б. Эльконин. – М.: Просвещение, 2008. – 325 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!