это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
5602487
Ознакомительный фрагмент работы:
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..…………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ ИНТЕРЕСА К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ…………………………………………..……….7
Психолого-педагогические особенности развития интереса у детей старшего дошкольного возраста к исследовательской деятельности….7
Характеристика экспериментирования как средства развития ребенка………………………………………………………………….…12
Возможности развития исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования…..16
Выводы по первой главе…………………………………………………...……20
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ…………………………………………….……21
2.1. Диагностика уровня развития исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста…………………………………………..……21
2.2. Рекомендации педагогу по развитию исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования……………………………………………………………34
Выводы по второй главе………………………………………………...………38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………43
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………….…48
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования особое внимание уделяется познавательно-исследовательской деятельности, направленной на исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними [29].Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для формирования социальной и познавательной деятельности. Так как современная педагогическая практика опирается на личностно- ориентированное образование, с позиций которого ребенок рассматривается как субъект педагогического процесса, то наибольшее внимание уделяется созданию оптимальных условий для интеллектуального, социального и эмоционального развития растущей личности.Проблему формирования и развития исследовательской деятельности детей затрагивали в своих трудах многие ученые и педагоги: А.В. Леонтович, А.М. Леушина, Я.А. Коменский, Л. Малагуцци, М. Монтессори, Н.Н. Поддъяков, Л.Н. Толстой, Л.Ф. Фомина, А.В. Хуторской. Позднее продолжили исследования Е.И. Емельянова, П.А. Никитина, А.И. Савенков, Е.В. Титов, З.А. Туманова, М.М. Фирсова, и др.В отечественной психологии накоплен богатый опыт изучения формирования исследовательской деятельности. К примеру, в работах П.Я. Гальперина рассмотрены сущность, структура, закономерности протекания исследовательской деятельности. В.П. Зинченко описал значение ориентировочно-исследовательской деятельности для познавательного развития ребенка. Физиолог И.П. Павлов выявил сущность ориентировочно- исследовательского рефлекса, его значение в жизни и животных, и человека.Проблема структуры, возрастных особенностей исследовательского поведения отражена в трудах Н.Н. Поддъякова. В зарубежных работах подобные структуры встречаются у Р. Глейзер, К. Хеллер и др. ученых. Работы К. Дунбар посвящены изучению вопроса о психических свойствах и качествах, необходимых для успешного осуществления исследовательской деятельности.До XXI века научные труды Я.А. Коменского, А.М. Леушиной, М. Монтессори, Л.Н. Толстого и др. доказывали, что исследовательская деятельность может быть использована лишь взрослыми в виде научных работ. Однако с XXI века согласно потребностям современного общества – формирования самостоятельной личности, в научных исследованиях Н.Е. Веракса, О.Р. Галимова, Е.И. Емельяновой, О.А. Ивашовой, А.И. Савенкова и др. рассматривается и дошкольный возраст, проводятся эксперименты и опыты и подтверждается, что умения и навыки исследовательского поиска необходимы всем людям, независимо от возраста. В современной практике обучения и воспитания дошкольников и младших школьников исследовательский подход к обучению также находит свое отражение.Среди возможных средств развития исследовательской деятельности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование. Развиваясь как деятельность, направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности, экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка.В настоящее время отдельные аспекты детского экспериментирования получили отражение в работах О.В. Афанасьевой, О.В. Дыбиной, И.Э. Куликовской, Н.Н. Поддьякова, А.Н. Поддьякова, А.И. Савенкова, Н.Н. Совгир. Исследованы своеобразие и виды детского экспериментирования (Н.Н. Поддьяков), особенности вариативного поиска дошкольников в условиях оперирования многофакторными объектами (А.Н. Поддьяков),рассмотрены возможности организации экспериментирования в дошкольном образовательном учреждении (О.В. Дыбина, Л.Н. Прохорова, И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир). Содержательные аспекты детского экспериментирования нашли отражение в современных дошкольных образовательных программах («Детство», «Развитие», «Детское экспериментирование», «Наш дом – природа», «Ребенок в мире поиска»).Вместе с тем, до настоящего времени не сложилась целостная концепция развития исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования. Это подтверждается анализом практики, который показывает, что далеко не всегда в детском экспериментировании наблюдается нарастание исследовательской деятельности и стремления ребенка переходить к решению более сложных, интересных задач. Нередко, несмотря на наличие в дошкольных учреждениях«зон экспериментирования», детское экспериментирование носит формальный, ситуативный характер, у дошкольников наблюдается низкий уровень исследовательской деятельности.Наблюдается противоречие между потребностью в формировании исследовательской деятельности старших дошкольников в реальной практике дошкольного образования и недостаточной разработкой содержательно-методических основ процесса развития исследовательской деятельности дошкольников в условиях разнообразного детского экспериментирования.Объект исследования: процесс развития исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста.Предмет исследования: экспериментирование как средство развития интереса к исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста.Цель исследования – теоретически обосновать и разработать рекомендации педагогу по развитию интереса к исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования.Для конкретизации поставленной цели были определены задачи:Рассмотреть психолого-педагогические особенности развития интереса к исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.Дать характеристику экспериментирования как средства развития ребенка.Определить возможности развития исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментированияПровести диагностику уровня развития исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.Разработать рекомендации педагогу по развитию исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования.Для решения поставленных задач использовались методы психолого- педагогического исследования:теоретические – изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы, диссертационных работ по проблеме исследования;эмпирические – наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент;методы качественной и количественной обработки эмпирических данных.Исследование проводилось на базе ***. В исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста.Практическая значимость состоит в возможности использования модели развития исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста средствами детского экспериментирования в условиях ДОУ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Амирова, З. Ш. Планирование работы по организации исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста / З. Ш. Амирова, Т. Н. Загудалина // Компетентностный подход: современные аспекты развития образования : Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Вольск, 25–28 ноября 2016 года / Под редакцией С.В. Фроловой, С.Л. Коротковой, М.А. Сморгуновой. – Вольск: ИЦ "Наука", 2017. – С. 273-275.
2.Биянова, Е. Б. Модель организации исследовательской деятельности учащихся основной школы / Е. Б. Биянова // Проблемы и перспективы развития образования : Материалы Международной научной конференции, Пермь, 20–23 апреля 2011 года. – Пермь: Меркурий, 2011. – С. 108-112.
3.Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – СПб: Питер, 2009. – С. 382-400.
4.Боровская, Л. И. Экспериментирование как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста / Л. И. Боровская, М. Г. Свердлова // Образование: прошлое, настоящее и будущее : Материалы VI Международной научной конференции, Краснодар, 20–23 мая 2019 года / Под редакцией И.Г. Ахметова. – Краснодар: Новация, 2019. – С. 5-7.
5.Веракса, Н.Е. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет/ Н.Е. Веракса, О.Р. Галимов, М: Мозаика- синтез, 2012. – С. 148-156.
6.Волкова, Е.В. Юный исследователь / Е.В. Волкова // Развитие интеллектуальных способностей дошкольника : Сборник материалов № 3 межмуниципального конкурса исследовательских и проектных работ воспитанников ДОУ Бобровский муниципальный район Воронежской области / Составители Н.И. Гайворонская, Т.В. Болгова. – Воронеж : Издательско-полиграфический центр "Научная книга", 2020. – С. 174-176.
7.Л. С. Выготский и современная культурно-историческая психология: проблемы развития личности в изменчивом мире : сборник материалов, Гомель, 18–19 ноября 2021 года / Учреждение образования «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины», Российский центр науки и культуры в Гомеле. – Гомель: Гомельский государственный университет им. Франциска Скорины, 2021. – 532 с.
8.Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения : опыт теорет. и эксперим. психол. исслед. : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / В. В. Давыдов. – Москва : Академия, 2004.
9.Дыбина, О. В. Ребенок в мире поиска : программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / О. В. Дыбина. – Москва : Издательство "ТЦ Сфера", 2015. – 60 с.
10.Емельяненко, Ю. Р. Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментирования / Ю. Р. Емельяненко // XIX Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета : Сборник статей, Нижневартовск, 04–05 апреля 2017 года. Том Часть 7. – Нижневартовск: Нижневартовский государственный университет, 2017. – С. 210-212.
11.Емельянова, М. Н. Технология организации познавательно-исследовательской деятельности в образовательном процессе ДОУ / М. Н. Емельянова // Дошкольная педагогика. – 2016. – № 9(124). – С. 9-16.
12.Зинченко, В.П. Психологические основы педагогики (Психолого- педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова): Учеб. пособие / В.П. Зинченко. – М.: Гардарики, 2012. ‒ 432 с.
13.Зобова, С. И. Развитие любознательности и активности у детей раннего возраста через игры-экспериментирования с объектами неживой природы / С. И. Зобова, Ю. А. Николаева // Развитие современного образования: теория, методика и практика. – 2015. – № 3(5). – С. 110-112.
14.Иванова, А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду / А.И. Иванова. М.: Сфера, 2014. – 56с.
15.Ковалева, В.В. Эксперимент как средство развития познавательного интереса дошкольников / В. В. Ковалева // Современная образовательная среда: теория и практика : Материалы II Всероссийской научно-практической конференции, Чебоксары, 10 ноября 2023 года. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью "Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс", 2023. – С. 130-132.
16.Короткова, Т.А. Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду / Т.А. Короткова // Дошкольное воспитание. – 2020. - № 3. – С. 12-17.
17.Куликовская, И. Э. Детское экспериментирование : Старший дошкольный возраст / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. – Москва : Педагогическое общество России, 2013. – 80 с.
18.Леонтович, А. В. Исследовательская школа и творческая лаборатория в образовании / А. В. Леонтович // Исследовательский подход в образовании: от теории к практике : Научно-методический сборник в двух томах, Москва, 14–16 февраля 2008 года / Под общей редакцией А.С. Обухова. – Москва: Межрегиональное общественное движение творческих педагогов "Исследователь", 2009. – С. 51-59.
19.Матюшкин, А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А. М. Матюшкин, А. А. Матюшкина // Проблемный и ноосферный подходы в развитии творческого мышления ценностно-ориентированной личности в современном образовании для устойчивого развития цивилизации : Материалы XXII Московской международной конференции, Москва, 17 марта 2022 года. – Москва: ООО "Издательство "Спутник+", 2023. – С. 5-9.
20.Мацюк, И.А. Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования / И.А. Мацюк, С.А. Башкирцева // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения: сб. материалов LVIII Междунар. науч.- практ. конф., Новосибирск, 30 июня-23 авг. 2017 г. – Новосибирск, 2017. – С. 105-110.
21.Мисякова, Л. В. Развитие исследовательской деятельности старших дошкольников в процессе опытно-экспериментальной деятельности / Л. В. Мисякова // Актуальные вопросы современной педагогики : Материалы XIII Международной научной конференции, Казань, 20–23 июня 2020 года. – Казань: Молодой ученый, 2020. – С. 13-14.
22.Паршукова, Н.Л. Маленькие исследователи. Виды и структура исследовательских занятий в детском саду / Н.Л. Паршукова // Дошкольная педагогика. – 2011. - № 1. – С. 25-31.
23.Поддьяков, А. Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. Монография / А. Н. Поддьяков. – Москва : Пер Сэ, 2016. – 240 с.
24.Пухова, Н. Н. Из опыта работы: Развитие познавательной активности у дошкольников с нарушением слуха с использованием метода детского экспериментировании / Н. Н. Пухова // Современные тенденции в образовании и науке : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 14 частях, Тамбов, 28 ноября 2014 года. Том Часть 11. – Тамбов: ООО "Консалтинговая компания Юком", 2014. – С. 147-151.
25.Родина, Н. М. Детское экспериментирование как средство развития познавательного интереса дошкольников / Н. М. Родина // Мир науки, культуры, образования. – 2022. – № 1(92). – С. 232-234.
26.Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – М.: АСТ, 2019. – 960 с.
27.Савенков, А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению / А. И. Савенков. – Москва : Ось-89, 2013. – 480 с.
28.Степанова, Н. А. Экспериментальная деятельность детей / Н. А. Степанова, Е. Н. Ращикулина. – Магнитогорск : Магнитогорский государственный университет, 2020. – 72 с.
29.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: Центр педагогического образования, 2014. – 32 с.
30.Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Д.Б. Эльконин. – М.: Модэк, 2017. – 416с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!