это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1028944
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение
Существование человека и формирование психики невозможно без взаимодействия со средой. На психологическом уровне результатом данного взаимодействия становятся знания, переживания, эмоции, т.е. информация об объектах окружающего мира и отношения человека к нему. Развитие личности, становление человека как субъекта деятельности связано с потреблением новой информации, расширением его представлений о мире и других людях, о самом себе. На протяжении тысячелетий человеческой истории получение качественно новой информации представляло собой трудоемкую задачу, зачастую оставаясь уделом избранных. Однако в XX веке с развитием коммуникационных технологий доступность информации стала расти. Появление же интернета открыло перед человеком новый горизонт безграничных возможностей по приему и передаче информационных массивов, значительно превосходящих способности отдельной личности к их усвоению.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) представляют собой технологии, направленные на получение, хранение, обработку, преобразование, представление и передачу информации с помощью технических средств [19, с. 241]. Буквально за последние несколько десятилетий ИКТ проникли во все сферы жизни общества, претендуя не только на рабочее время человека, но и сферу его межличностных коммуникаций. В окружении гаджетов с постоянным доступом к интернету невольно меняется личность человека, перестраиваются его высшие психические функции.
Значение интернета в жизни человека вышло далеко за пределы роли хранилища информации и оперативного способа обеспечения коммуникативной связи с удаленными собеседниками. Интернет становится средством общения личности с миром, средством познания, психологическим орудием, взаимодействие с которым становится одним из факторов формирования высших психических функций, а также площадкой для творческого самовыражения личности. Личность современного ребенка, развивающаяся в условиях доступной интернет-среды, активно взаимодействует и проявляется как в реальном, так и виртуальном пространстве, что задает принципиально новые ее очертания. Однако степень и направленность воздействия ИКТ на формирование личности и ВПФ, а также способы экологичного и безопасного взаимодействия с киберпространством все еще остаются недостаточно изученными вопросами.
Таким образом, в современной науке поднимается целый ряд психологических проблем, связанных с развитием личности и взаимодействием с ИКТ, требующих теоретического осмысления и анализа накопленного эмпирического материала.
Цель работы - рассмотреть влияние интернета и других ИКТ на формирование высших психических функций (память, внимание, мышление, воображение и т. д.).
Объект исследования – высшие психические функции.
Предмет исследования - влияние интернета на формирование высших психических функций.
В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:
1) изучить влияние интернета и ИКТ на познавательные процессы;
2) раскрыть изменения в языке и речи, вызванные использование современных средств коммуникации;
3) рассмотреть возможности и средства психогигиены для снижения негативных последствий пользования интернетом;
4) проанализировать основные подходы к психотерапии интернет-зависимости.
Степень изученности темы. Несмотря на остроту данной темы и ее актуальность, больших работ и исследований по ней достаточно ограниченное количество, представленное в основном в виде статей периодической печати. Лидером в исследовании влияния интернета и ИКТ на человека являются иностранные психологи, неврологи и нейрофизиологи, в частности, лидером по исследованию является Оксфордский университет под руководством С. Гринфилд, а также лаборатория Стенфордского университета. Они преимущественно занимаются прикладными проблемами и междисциплинарными исследованиями. В отечественной науке только начинается экспериментальное исследование темы. Большинство работ отечественных авторов содержит ссылки на опыт различных иностранных коллег. Они занимаются теоретическим осмыслением полученных экспериментальных данных и пытаются выделить перспективы воздействия ИКТ и интернета на психику человека. К числу отечественных авторов, занимающихся проблемой интернет-влияния, относятся Напаев Р.Н., Абдулова А.Р., Голубева С.Л., Курик М.В., Мельник О.В., Семеновских Т.В.
Различные аспекты проблемы взаимодействия подрастающего поколения с интернетом нашли свое отражение в психологических, педагогических, культурологических работах таких исследователей, как С. Бок, Д. Кантор, Л. Найденова, К.А, Тарасов, Г.В, Солдатова, Е.Ю. Зотова, И.В. Челышева.
Методы исследования: аналитико-синтетический обзор информационных ресурсов по данной проблеме.
Теоретико-методологическая база. Работа основывается на общенаучных и психологических принципах научности, системности, субъектности, целостности, единства личности и деятельности.
Структура работы. Работа состоит из введения, в котором раскрывается актуальность темы, ставятся цель и задачи, двух глав, раскрывающих основное содержание, заключения, подводящего краткие итоги работы, а также списка использованной литературы.
Список литературы
1. Алтухова Т.В., Лебедева Н.Б. Виртуальное общение: новый этап развития письменной коммуникации // Вестник КемГУ. - 2012. - № 1 (49). - С. 105-112.
2. Баранова Ю.М., Шутова Н.В. Психологическое сопровождение подростков, имеющих интернет-зависимость в контексте школьного образования // Формирование здорового образа жизни, передовой опыт социально-педагогической работы с детьми и семьей: Материалы областной межведомственной научно-практической конференции. - Нижний Новгород, 2016. - С. 38-43.
3. Голубева С.Л. Влияние интернета на трансформацию языка и мышления // Научное мнение. - 2014. - № 10-1. - С. 165-171.
4. Егоров А.Ю. Современные представления об интернет-аддикциях и подходах к их коррекции // Медицинская психология в России. - 2015. - № 4 (33). - С. 4-16.
5. Завалишина О.В. Профилактика и лечение интернет-зависимости за рубежом // Научно-методический журнал Педагогический поиск. - 2016. - № 4. - С. 37-38.
6. Ильин М.И. Интернет-коммуникация как массовая коммуникация (анализ письменных текстов) // Язык и культура. Сборник материалов XXX Международной научно-практической конференции / под ред. Чернова С.С. - 2017. - С. 17-33.
7. Карр Н. Пустышка: что Интернет делает с нашими мозгами. - СПб. : BestBusinessBooks, 2012. - 253 с.
8. Краснова С. В. Как справиться с компьютерной зависимостью / С. В. Краснова, Н. Р. Казарян, В. С. Тундалева, Е. В. Быковская, О. Е. Чапова, М. О. Носатова. - М.: Эксмо, 2008. - 223 с.
9. Крюкова О.В. Сетевое мышление - феномен современности // Гуманитарные научные исследования. - 2013. - № 7 (23). - С. 4-14.
10. Курик М.В. Интернет и мозг человека // Физика сознания и жизни, космология и астрофизика. - 2013. - Т. 13. - № 1 (49). - С. 5-9.
11. Лысак И.В., Белов Д.П. Влияние информационно-коммуникационных технологий на особенности когнитивных процессов // Известия ЮФУ. Технические науки. - 2013. - № 5 (142). - С. 256-264.
12. Макушина О.П. Психология зависимости. - Воронеж: Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2007. - 79 с.
13. Мельник О.В., Мельник Г.И. Особенности формирования понятийного мышления у студентов в эпоху интернет-технологий // Научные дискуссии о ценностях современного общества: Сборник материалов Х-й международной научно-практической конференции/ Отв. ред. Е.М. Мосолова. - 2015. - С. 44-47.
14. Напаев Р.Н., Абдулова А.Р. О некоторых аспектах влияния интернет-технологий на мышление человека // Cовременные проблемы развития техники, экономики и общества: Материалы I Международной научно-практической заочной конференции / Науч. Ред. А.В. Гумеров. - Лениногорск: ООО «Рóкета Союз», 2016. - С. 118-121.
15. Нигматулина Л.А. Современные подходы к проблеме психологической коррекции компьютерной зависимости // Инновации в образовании: поиски и решения: Сборник материалов ІІ-ой международной научно-практической конференции. Национальная академия образования им. И. Алтынсарина, Уральский государственный педагогический университет. - 2015. - С. 400-402.
16. Плешаков В.А. Киберонтология и психология безопасности информационной сферы: аспект киберсоциализации человека в социальных сетях интернет-среды // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. - 2010. - № 4 (19). - С. 131-141.
17. Плешаков В.А. Киберсоциализация человека: от Homo Sapiens’а до Homo Cyberus’а. - М.: Прометей, 2012. - 415 с.
18. Ратинер Т.Г. Информационно-психологическая безопасность школьников при работе в интернете // Педагогика и просвещение. - 2014. - № 1. - С. 73-96.
19. Савченко И.В. Влияние информационно-коммуникационных технологий на развитие личности // Образование и развитие личности в современном коммуникативном пространстве: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Иркутск: Аспринт, 2016. - С. 241-247.
20. Саглам Ф.А. Педагогические условия коррекции Интернет-аддикции у подростков: автореф. дис.канд. пед. наук. - Казань, 2009. - 23 с.
21. Солдатова Г., Зотова Е., Лебешева М., Шляпников В. Интернет: возможности, компетенции, безопасность. - М.: Google, 2013. - 165 с.
22. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Психологические факторы безопасности подростка в интернете: роль совладающего поведения и родительской медиации // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. - 2014. - № 2 (75). - С. 126-134.
23. Старшенбаум Г.В. Аддиктология: учебное пособие. Стандарт третьего поколения. - СПб.: Питер, 2017. - 320 с.
24. Титова В.В., Катков А.Л., Чугунов Д.Н. Интернет-зависимость: причины и механизмы формирования, диагностика, подходы к лечению и профилактике // Педиатр. - 2014. - Т. 5. - № 4. - С. 132-139.
25. Шакула А. П. Трансформация восприятия информации: библиотечный // Библиотеки Мариуполя: оценивая прошлое, видеть будущее : материалы 4-й городской научно-практической конференции, 29 октября 2015 г. – Мариуполь, 2015. – С. 8-10.
26. Шафикова Г.Р. Профилактика негативного влияния интернета на детей // Вестник ВЭГУ. - 2017. - № 4 (90). - С. 118-123.
27. Юрьева Л.Н., Больбот Т.Ю. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика: Монография. - Днепропетровск: Пороги, 2006. -196 с.
28. Якунина М.Л. К вопросу о лингвоэкологии и лингвоэтике: влияние интернет-коммуникации на современную речь (на материале переписки школьников в социальной сети «Вконтакте» и взрослых на сайте «Черемушки19.ру») // Актуальные проблемы изучения языка, литературы и журналистики: история и современность: Материалы X Международной научно-практической конференции / науч. ред. И. В. Пекарская; отв. ред. В. П. Антонов. - Абакан: Издательство ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова», 2015. - С. 88-92.
29. Максаков Е.А. Психологическая безопасность в информационной среде (СМИ, Интернет) [Электронный ресурс] // Инфоурок. Ведущий образовательный портал России. URL: https://infourok.ru/psihologicheskaya-bezopasnost-v-informacionnoy-srede-1118947.html Режим доступа: свободный.
30. Семеновских Т.В. «Клиповое мышление» - феномен современности [Электронный ресурс] // Оптимальные коммуникации (ОК). Эпистемический ресурс Академии медиаиндустрии и кафедры теории и практики общественной связности РГГУ. URL: http://jarki.ru/wpress/2013/02/18/3208/ Режим доступа: свободный.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!