это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1252077
Ознакомительный фрагмент работы:
Аннотация: В статье рассмотрена культурно-досуговая деятельность как инфраструктурная сфера экономической деятельности. Изучена специфика создания, воспроизведения и распространения культурных ценностей в культурном пространстве города Екатеринбурга. Рассмотрены возможности сотрудничества в области культуры и досуга, при государственной и муниципальной поддержке социокультурных инициатив коммерческого и некоммерческого сектора культуры.
Ключевые слова: культурно-досуговая деятельность, культура и досуг, сфера культуры, организация культурно-досуговой деятельности, менеджмент в культуре, государственное и муниципальное управление, государственная поддержка культуры, частные инициативы, креативные формы, культурные индустрии.
Введение. Описание проблемы
Сфера культуры и досуга ориентирована на обогащение духовной жизни людей, повышение разнообразия их свободного времени, а также на социализацию жителей и реализацию их способностей средствами культурно-массовой деятельности. Как и любая другая сфера деятельности, культура в масштабах страны является частью государственной экономики и в идеале работает на развитие общества и благосостояние граждан.
Исследователи говорят о феномене культуры в этом отношении. В современной экономике формируется обширная область производства, связанная с функционированием и обслуживанием сегментов культуры – повседневных отношений людей, их досуговых занятий, системы образования, искусства, информации [1]. Кроме того, культуре и досугу отводится одна из ведущих ролей в области сохранения и формирования человеческого капитала, который непосредственно участвует в «создании экономики знаний». В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года говорится о значении культурных процессов в период перехода от сырьевой к инновационной экономике, с точки зрения современных требований к кадрам, «включая уровень интеллектуального и культурного развития, возможного только в культурной среде, позволяющей осознать цели и нравственные ориентиры развития общества» [2]. Поэтому исключительно важно представлять себе ориентиры государственной культурной политики, с точки зрения их практического применения.
Однако в настоящее время невозможно составить характеристику государственного управления в области культуры в отрыве от состояния культуры в широком значении этого слова. Поэтому своей целью мы ставим изучение современных подходов к регуляции данных процессов с учетом инфраструктуры культурной деятельности в масштабах города Екатеринбурга и культурно-досуговых потребностей жителей города.
Основная часть
Инфраструктурную развитость культурно-досуговой деятельности легко можно проиллюстрировать на примере города Екатеринбурга – крупного делового и научно-промышленного центра Российской Федерации, где культурно-досуговая деятельность развивается на протяжении длительного времени. Кроме многочисленных государственных бюджетных организаций: библиотечных центров, театров и музеев Екатеринбурга, зоопарка, парка культуры и отдыха, центров досуга – культурно-досуговую деятельность развивают коммерческие организации, предоставляющие к услугам горожан выставки, экскурсии, концерты и театральные постановки. В городе существует более 40 детских образовательных организаций в области культуры и уникальный муниципальный вуз – Екатеринбургская академия современного искусства, осуществляющая подготовку кадров в культурной сфере. Одновременно работает более десяти интернет-ресурсов, информирующих горожан о событиях в области культуры; выходит журнал «Культура Урала». Таким образом, в городе существует развитая инфраструктура культуры и досуга. Технологическое развитие основных отраслей жизни городской среды предопределило преобразование культурного производство на муниципальном уровне города Екатеринбурга в многопродуктовое и многоотраслевое.
На примере видно, как отдельные элементы на уровне муниципального управления объединяются в единый «отраслевой комплекс», состоящий из деятельности государственных (муниципальных) учреждений культуры и частных культурно-досуговых заведений. Согласно определению, инфраструктура (от лат. – строение) представляет внутреннее строение отрасли. Как представляется, интеграция форм культурной деятельности, социальных институтов и субкультур, как форма муниципальной и региональной культурной политики будет в полной мере эффективной, если она дополнится, с одной стороны, коррекцией типологических форм культуры и регулированием появляющихся инновационных форм при опосредовании важнейшей культурно-политической составляющей – социально-культурных фильтров [3].
Так, на первом уровне культурного производства (инфраструктуры) происходит непосредственное создание культурных ценностей (музыки, прозы, спектаклей и т. д.). Этому способствует развитие креативных возможностей – наличие музыкальных, артистических и театральных коллективов, писательских и поэтических сообществ и т. д. Особенностью Екатеринбурга в этом отношении является наличие в городе нескольких высших и средних специальных учебных заведений различной творческой направленности: Уральская государственная консерватория, Уральского государственного театрального института (в том числе отделение драматической прозы под руководством известного драматурга и режиссера Николая Коляды), Уральская академия архитектуры и дизайна и многих других, – которые ежегодно выпускают будущих художников, актеров, режиссеров, музыкантов, драматургов и критиков.
На втором уровне культурного производства производится отбор культурных ценностей. Кроме непосредственной, зрительской и читательской оценки произведений творчества, отбор ценностей происходит, благодаря экспертному сообществу, а также государственным мерам поддержки: конкурсам и фестивалям, премиям в области искусства. На муниципальном уровне (в масштабах Екатеринбурга) ценностный отбор возможен, с точки зрения формирования вкусов аудитории, с помощью культурно-просветительских мероприятий, а также бюджетирования, в соответствии с системой муниципальных грантов.
Третий этап модели культурного производства связан с тиражированием и распространением культурных ценностей. Данный процесс регулируется посредством государственных учреждений, предоставляющих площадки для презентаций творческих работы, проведения выставок и показа театральных спектаклей, концертных программ и т. д. В Екатеринбурге подобные программы организуются с помощью сети муниципальных библиотек, предоставляющим начинающим писателям и поэтам возможность встретиться со зрителями и читателями, организацию программ молодых артистов и композиторов в учебных заведениях, центрах культуры и досуга и другим формам популяризации.
В свою очередь, на всех этапах модели культурного производства задействованы и другие, негосударственные механизмы и инструменты. Сосредоточение внимания на ценностной, ресурсной, креативной природах культуры способствует наращиванию в стране культурного капитала, созданию пространства для распространения позитивных социокультурных практик. При таком подходе в культурной политике возможно решение ряда актуальных проблем: социально-экономические диспропорции в обществе, доступность лучших образцов отечественной и зарубежной культуры, внедрения научно-технических инноваций [1].
Так, в области культурно-досуговой деятельности в масштабах города Екатеринбурга развиваются частные инициативы в области культуры: реализуются социокультурные проекты, работают картинные галереи, организуются спектакли и концерты, выходят сборники произведений, действуют творческие группы и сообщества. Многообразные и неодинаковые культурные звенья, из которых формируется культурно-досуговая сфера как часть экономики, наряду с муниципальной деятельностью в области культурного производства составляют инфраструктуру культуры города Екатеринбурга. Это помогает, в числе других мер, решению проблем в области организации культуры и досуга.
Самые острые из них обозначены в муниципальной программе «Развитие культуры и искусства в муниципальном образовании "Город Екатеринбург" на 2017-2020 годы», – это узковедомственный подход к культуре, отсутствие экономических механизмов для финансовых и налоговых преференций для отрасли, общее снижение расходов на отрасль «Культура» в бюджете всех уровней, что связано с экономическими особенностями текущего периода, агрессивное влияние массовой культуры и отдельных зарубежных образцов культурной деятельности, низкие темпы модернизации культурной инфраструктуры и др. [4].
Данные проблемы объективно существуют на общегосударственном уровне, что было обозначено на парламентских слушаниях в Государственной Думе Российской Федерации в 2017 г. Предметом дискуссии, в которой приняли участие депутаты, представители министерств, творческих союзов, учреждений науки и культуры, стал законопроект о государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание услуг в социальной сфере, в целях развития культурной сферы на всех уровнях.
Смысл законопроекта – доступ для некоммерческих и коммерческих организаций, а также индивидуальных предпринимателей к освоению бюджетных средств в социальной сфере. Предполагается, что государственный (муниципальный) социальный заказ будет распределяться по итогам конкурсов. Инициатива Минфина еще на стадии подготовки вызвала многочисленные споры в профессиональном сообществе [5].
Естественно, механизм регулирования законодательной инициативы еще будет обсуждаться и совершенствоваться, но подобный вопрос, очевидно, назрел в российском обществе. Мы связываем его с динамическим развитием всех технологических процессов, информатизацией общества, расширением культурной инфраструктуры многих городов и регионов. Так, по данным Министерства финансов РФ, услуги в культурно-досуговой сфере в настоящее время оказывают более 70 тысяч НКО из 31 региона. Сегодня на государственном уровне ведется поиск механизмов, направленных на расширение возможностей и развитие деятельности в сфере культуры с помощью государственных и муниципальных организаций в сфере искусства и культуры, а также некоммерческих и коммерческих структур. Это означает и расширение инфраструктуры культуры и досуга, и государственное регулирование модели культурного производства на всех имеющихся уровнях.
Выводы и перспективы дальнейшего развития в этом направлении (заключение)
Так, с помощью деятельности по формированию и расширению инфраструктуры культуры Екатеринбурга возможно осуществить содействие в решении обозначенных ранее вопросов, мешающих развитию муниципального культурного пространства. В то же время, совместные социокультурные проекты, реализуемые с помощью государственных организаций в области культуры при поддержке муниципальных органов власти, профильных министерств и творческих союзов будут способствовать поднятию уровня частных культурных инициатив.
В области культурного развития городов и регионов России в настоящее время существуют следующие тенденции:
инкультурация и социализация новых поколений;
поддержание социальных связей и взаимодействий;
закрытие потребности человека в рекреации и самореализации, преимущественно в свободное время;
духовное развитие (эстетическое, нравственное, интеллектуальное, религиозное, этническое и др.) как всего общество, так и социальных групп, а также отдельных граждан [6].
Сотрудничество в области культуры и реализация совместных проектов будет способствовать реализации названных направлений. Экономика и рыночные отношения способны содействовать развитию культуры и досуга, если с их помощью осваиваются эффективные технологии социального и культурного обслуживания, а также формируются и обрабатываются дифференцированные досуговые потребности.
Политическая роль культурных регуляторов проявляется в своеобразной входной «фильтрации», которая делает приемлемыми актуальные и социально-допустимые системы деятельности и задерживает нежелательные, выходящие за рамки социально-культурных норм и принципов. [3]. Этот аспект циркуляции подкрепляется активной диверсификацией государственных и негосударственных субъектов культурной политики.
Следовательно, разнообразие культурных практик, реализуемых различными учреждениями в сфере культуры, требует высокопрофессиональной организации. И самая главная задача государственного и муниципального управления в сфере культуры и досуга – поддерживать высокий уровень культурных потребностей, способствовать распространению лучших социокультурных практик.
Список литературы:
Каверина Н.А. Основы государственной культурной политики и процесс модернизации общества РЭУ им. Г. В. Плеханова // «Гуманитарное образование в экономическом вузе» // Материалы V Междунар. науч.-практ. интернет-конференции. – 2017. – М.: РЭУ им. Г.В. Плеханова. – С.213-2018.
Постановление Правительства Российской Федерации от 03.03.2012 N 186 «О федеральной целевой программе "Культура России (2012-2018гг.)». – [Электронный ресурс]. – URL.: http://docs.cntd.ru/document/429069325 –(дата обращения: 25.07.2018)
Генова Н.М. Инфраструктура культурного пространства региона как основа адаптации культурной политики // ОНВ. 2010. №6 (92). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/infrastruktura-kulturnogo-prostranstva-regiona-kak-osnova-adaptatsii-kulturnoy-politiki-1 (дата обращения: 06.12.2018).
Седова Светлана Александровна. Государственное регулирование инфраструктуры сферы культуры : Дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 : СПб., 2001 167 c. РГБ ОД, 61:01-8/2600-4
Постановление Администрации города Екатеринбурга № 2165 от 21 октября 2016г. «Об утверждении муниципальной программы "Развитие культуры и искусства в муниципальном образовании "Город Екатеринбург" на 2017-2020 годы». – [Электронный ресурс]. – URL: http://docs.cntd.ru/document/429069325 – (дата обращения: 25.07.2018)
Культура и социальный заказ: законодательные инициативы Правительства обсудили на парламентских слушаниях в Госдуме. – URL: http://duma.gov.ru/news/14317/
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!