это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1870441
Ознакомительный фрагмент работы:
Аннотация: Статья посвящена практическим вопросам разработки механизмов повышения инновационного потенциала региона. Приведены данные рейтинга инновационных регионов в 2019 году. Обоснованы факторы, препятствующие эффективному развитию инновационных процессов в регионах. На основе анализа инновационной деятельности регионов России, а также выявленных барьеров, препятствующих инновациям, разработаны механизмы повышения инновационного потенциала на региональном уровне.
Ключевые слова: регион, инновации, инновационный потенциал, инновационная активность, механизм.
Development of mechanisms for increasing the innovative potential of the region
Abstract: the Article is devoted to practical issues of developing mechanisms for increasing the innovative potential of the region. The data of the rating of innovative regions in 2019 are given. The factors that hinder the effective development of innovative processes in the regions are substantiated. Based on the analysis of innovation activity in Russian regions, as well as the identified barriers to innovation, mechanisms for increasing innovation potential at the regional level have been developed.
Keywords: region, innovation, innovation potential, innovation activity, mechanism.
В связи с переходом российской экономики на инновационный путь развития повышаются требования к качеству такой инвестиционной и инновационной деятельности, результатом которой должен стать выпуск качественно новых продуктов, услуг, появление новых производств или модернизация уже существующих. Очень важен своевременный переход производства на инновационное развитие путем внедрения новых технологий в результате которого происходит замена старого оборудования на «инновационное».
Однако это невозможно без поддержки государства, без создания соответствующей законодательной базы и инновационных площадок в регионах. Все субъекты, входящие в состав Российской Федерации, характеризуются разным уровнем социально-экономического развития, поэтому каждый из них должен разработать свою стратегию инновационного развития в рамках единой национальной инновационной стратегии.
При этом под инновационное развитие попадают все отрасли экономики, начиная от промышленных производств и заканчивая сферой образования. Для этого необходимо выявить инновационный потенциал каждого региона и суметь развить те отрасли, которые имеют стратегическое значение для России [3]. Инновации постепенно проникают во все сферы экономики, однако не следует забывать о необходимости их повсеместного использования.
Как свидетельствуют данные аналитических отчетов, Россия находится на 46-м месте из 129 в новом Глобальном инновационном индексе (Global Innovation Index, GII) [1]. Страна сохранила свои позиции относительно уровня 2018 года. В рейтинге инновационных регионов 2019 года регионы распределены по группам следующим образом: в группу передовых регионов входят 26 субъектов Российской Федерации (сильные и средне-сильные инноваторы), 29 регионов формируют группу средних инноваторов, и 30 регионов являются отстающими (средне-слабые и слабые инноваторы). Такая картина в целом соответствует картине распределения прошлого года: 27, 22 и 36 регионов – соответственно [5]. Структура распределения числа регионов по группам в рейтинге 2019 года приведена на рисунке 1.
Рисунок 1 - Распределение регионов по группам в 2019 году [2, 6]
Регионы Российской Федерации в настоящее время сталкиваются с едиными факторами, препятствующими эффективному развитию инновационных процессов. Их можно классифицировать на экономические, производственные, правовые, организационно-управленческие, культурные и социально-психологические, инфраструктурные и прочие [7]. На наш, взгляд, основными из них являются: недостаток средств государственного финансирования инновационных проектов и собственных денежных средств предприятий; недостаточность нормативно-правовых актов, регулирующих и стимулирующих инновационную деятельность; низкий спрос на инновационные товары и услуги; низкий уровень развития инновационной инфраструктуры; недостаток высококвалифицированных кадров в области инноваций и их управления.
Поскольку проблемы развития инновационной деятельности, как на уровне страны, так и ее регионов во многом схожи, то пути их решения, а также перспективы развития будут очень близки. На основе анализа инновационной деятельности регионов России, а также выявленных барьеров, препятствующих инновациям, нами были разработаны следующие перспективные механизмы повышения инновационного потенциала на региональном уровне.
1. Совершенствование нормативно-правовой актов регулирующих и стимулирующих инновационную деятельность, в том числе охрану объектов интеллектуальной собственности. А также создание системы программно-целевого и стратегического планирования в сфере инноваций.
2. Создание эффективной системы государственного финансирования инновационных проектов.
3. Усиление организационно-экономической государственной поддержки инновационной деятельности (налоговые льготы и субсидии; гранты; кредиты; займы; гарантии; консультационная и информационная поддержка и т. д.).
4. Государственное стимулирование бизнеса к использованию инноваций.
5. Стимулирование на создание новых малых инновационных предприятий (стартап компаний).
6. Осуществление комплексной государственной поддержки особо значимых инновационных проектов.
7. Формирование спроса на инновационные товары и услуги.
8. Повышение инновационной активности предприятий.
9. Технологическое обновление и перевооружение материально-технической базы предприятий.
10. Повышение конкурентоспособности организаций и предприятий инновационной сферы деятельности.
11. Повышение результативности исследований и разработок.
12. Применение в промышленном производстве полученных результатов научных исследований и разработок.
13. Обеспечение воспроизводства кадрового потенциала для инновационной сферы, в том числе управленческих кадров.
14. Создание эффективных объектов инновационной инфраструктуры (образовательных учреждений, центров исследований и разработок, центров трансфера технологи, бизнес-инкубаторов и т. д.).
15. Создание особых экономических зон (ОЭЗ) технико-внедренческого типа. ОЭЗ выступают территориальными точками инновационного роста национальной экономики. Их привлекательность для инвесторов объясняется льготным налоговым и таможенным режимом. На наш взгляд внедрение особых экономических зон технико-внедренческого типа имеет смысл в регионах с уровнем развития инновационного потенциала «А» и «В».
16. Повышение уровня инновационной культуры.
17. Создание подробных маркетинговых карт для всего региона. Они должны содержать не просто востребованные и приоритетные направления для развития малого предпринимательства и перечень социальных объектов, в которых муниципальное образование имеет потребность (именно это содержится в картах бизнеса муниципальных образований), а помимо этого — территориальные особенности каждой отдельно взятой местности; конкурентные преимущества и уникальные характеристики, которые помогут в разработке бренда и позволят идентифицировать товар (услугу); возможно, приоритетные направления для региона в целом (экологически чистое производство продовольственной продукции, рыболовство); наличие инфраструктурной, ресурсной базы, сбытовых точек и т.п., что, помимо прочего, привлечет новые силы в бизнес, в том числе инновационный.
Таким образом, считаем, что к основным механизмам повышения инновационного развития регионов Российской Федерации можно отнести: совершенствование нормативно-правовой базы, создание эффективной системы государственного финансирования, формирование спроса на инновационные товары и услуги, повышение инновационной активности предприятий, обеспечение кадрового потенциала, создание эффективных объектов инновационной инфраструктуры и т. д.
Библиография:
Глобальный инновационный индекс – 2019 / ГИИ, Global Innovation Index // https://issek.hse.ru/news/299608238.html (дата обращения: 18.01.2020).
Индикаторы инновационной деятельности: 2019: статистический сборник / Л. М. Гохберг, К. А. Дитковский, И. А. Кузнецова и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2019. – 376 с.
Павлыш Э.В. Механизм формирования и использования инновационного потенциала региона с точки зрения обеспечения региональной конкурентоспособности // Вестник экономической науки Украины. 2018. №1 (34). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mehanizm-formirovaniya-i-ispolzovaniya-innovatsionnogo-potentsiala-regiona-s-tochki-zreniya-obespecheniya-regionalnoy (дата обращения: 18.01.2020).
Регионы России. Социально-экономические показатели. 2018: стат. сб. / Росстат. – М., 2018. – 1162 с.
Рейтинг инновационных регионов, 2019 / Ассоциация инновационных регионов России // URL: https://www.nso.ru/ /document/2019/documents/airr.pdf (дата обращения: 18.01.2020).
Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации. Выпуск 6 / Г. И. Абдрахманова, С. В. Артемов, П. Д. Бахтин и др.; под ред. Л. М. Гохберга; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2020. – 264 с.
Устинова Л.Н. Тенденции инновационного развития Российской Федерации // Экономика в промышленности. 2018. Т. 11. № 4. С. 338–345.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!