это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1333113
Ознакомительный фрагмент работы:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования состоит в том, что в современных социально-экономических условиях растет число детей младшего школьного возраста, испытывающих проблемы развития психического здоровья.
Тема психического здоровья детей младшего школьного возраста носит комплексный, междисциплинарный характер, охватывая и широкий спектр социально-психологических проблем, связанных с становлением личности в социуме. Изучение на теоретическом и экспериментальном материале феномена психического здоровья детей и влияния на его становление личностей родителей позволяет утверждать, что тот или иной стиль воспитания, который был принят в родительской семье ребенка, оказывает существенное влияние на психическое благополучие самого ребенка в социуме.
Все вышеперечисленное указывает на то, что проблема изучения взаимосвязи стиля семейного воспитания и психического здоровья детей младшего школьного возраста является весьма актуальной на современный период.
Степень разработанности проблемы исследования.
К проблеме влияния стиля семейного воспитания на психическое здоровье детей младшего школьного возраста приковано внимание ряда психологов и педагогов, ей посвящено множество научных трудов.
В частности, вопросы семейного воспитания рассматриваются большим количеством ученых, среди которых можно выделить психологов, педагогов, психотерапевтов, социологов (А.Я. Варга, А.Е. Личко, А.И. Спиваковская, А.И. Захаров, Э.Г. Эйдемиллер и др.).
Несмотря на достаточную научную исследованность обозначенной проблемы, количество детей младшего школьного возраста, испытывающих проблемы в развитии психического здоровья, в школе не уменьшается, а в некоторых случаях – даже имеет тенденцию к увеличению.
Проблема усугубляется тем, что нередко родители, педагоги начальной школы и иные значимые взрослые, зная о возникших трудностях, не придают этому особого значения, полагая, что трудности развития психического здоровья детей связано с внешними причинами. Однако в первую очередь эти причины кроются внутри семьи в целом, и в выборе стилей семейного воспитания конкретными родителями конкретных детей, в частности.
Гипотезой исследования является предположение, согласно которому с помощью изучения стилей семейного воспитания можно определить, на каком уровне (высоком, среднем, низком) находится состояние психического здоровья ребенка. Психологическое здоровье детей младшего школьного возраста взаимосвязано с особенностями детско-родительских отношений. Благоприятная семейная ситуация способствует формированию психологического здоровья, в том числе более высокого уровня субъективного благополучия, по сравнению с детьми, семейная ситуация которых отнесена к неблагоприятной.
Целью исследования является определение значения связи между стилем воспитания детей в семье и уровнем развития психического здоровья детей, что позволило бы поднять на новый уровень диагностику этого явления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать труды ученых, занимающихся изучением психологии семейного воспитания;
- изучить стили семейного воспитания детей и определить взаимосвязи стиля воспитания и уровнем развития психического здоровья детей младшего школьного возраста;
- провести эмпирическое исследование взаимосвязи стиля воспитания и уровня развития психического здоровья детей.
Объектом исследования выступает психическое здоровье детей в семье как социально-психологический феномен.
Предметом исследования являются взаимосвязи стиля воспитания и уровня развития психического здоровья детей младшего школьного возраста.
Теоретико-методологическая основа работы.
Проблема влияние стиля семейного воспитания на психическое здоровье детей младшего школьного возраста является одной из достаточно хорошо разработанных областей отечественного научного знания.
В разные годы такой вид поведения изучали В. Афанасьев, В.М. Бехтерев, В. Битенский, А.А. Габиан, Я.И. Гилинский, С.И. Голод, А.В. Гоголева, Н.И. Григорьев, Н.В. Кудрявцев, В.М. Коган, А.Е. Личко, В.С. Овчинский, Л.Г. Смольский, Ф.А. Шереги, Б.Г. Херсонский, А. Яковлев, и др.
Методы исследования включали:
- анализ и обобщение научной литературы;
-сопоставление, анализ, индукция, дедукция, метод интерпретаций и др.
- наблюдение, беседа, опрос, анкетирование.
Экспериментальная база исследования: в эмпирическом исследовании приняло участие 90 человек. Из них 30 детей младшего школьного возраста из полных семей - учащихся 3 классов МАОУ Гимназия №1, 18 девочек и 12 мальчиков. А также 60 родителей детей (матери и отцы).
Теоретическая значимость исследования определяется возможность целостного теоретического анализа заявленной темы исследования. Понимание взаимосвязи семейных отношений и психического здоровья основано на идее о том, что личность ребенка формируется ближайшим социальным окружением и проявляется в субъективном благополучии, отражающем эмоциональные переживания ребенка. Подтверждена взаимосвязь и дана интерпретация взаимообусловленности психологического здоровья и семейных отношений детей и родителей в целом и стили семейного воспитания в частности.
Практическая значимость исследования.
Проведенное исследование представляет практический интерес, так как предложенный в работе надежный диагностический инструмент реализует целостный подход к развитию здоровой личности ребенка, учитывает условия семейной ситуации развития. Полученные данные могут быть включены в работу школьного психолога, имеющего прямые контакты с детьми младшего школьного возраста и их родителями.
Информационная база исследования.
Например – Компьютерная обработка результатов проводилась с помощью программ МS Excel 2003, Stat Graphics Plus for Windows, 5.0, STATISTICA, 6.0.
Структура и объём курсовой работы.
Структура и объём курсовой работы: введение, две главы, шесть параграфов, заключение, список использованной литературы. Общий объём работы составляет 42 страницы печатного текста.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Алешина, Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы / Психология семьи. Хрестоматия: учеб. пособие для факультетов психологии, социологии, экономики и журналистики. - Самара: Издательский дом "БАХРАХ-М". - 2002.- 356 с.
2. Андреева, Т. В. Семейная психология / Алешина Т.В. - СПб.: Речь. - 2004. - 244 с.
3. Батюта, М.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / М.Б. Батюта, Т.Н. Князева. - М.: Логос, 2015. - 306 c.
4. Бодалев, А. А. Общая психодиагностика / А.А.Бодалев, В.А. Столин - СПб.: Речь. - 2000. - 440 с.
5. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И.Божович // Под ред. Д.И. Фельдштейна М.: Издательство «Ин-т практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК». - 1997. - 352 с.
6. Болотова, А.К. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие / А.К. Болотова, О.Н. Молчанова. - М.: ИД ГУ ВШЭ, 2012. - 526 c.
7. Варга, А.Я. Теория семейных систем Мюррея Боуэна / А.Я.Варга, И.Ю.Хамитова И.Ю. // Журнал практической психологии психоанализа. 2005. - №4. – С.35-52. 13. 14.
8. Выготский, Л.С. О психологических системах / Л.С.Выготский // Собр. соч. в 6-ти т. - Т.1.- М. - 1982. - С.68-108.
9. Глазкова Н.Н. Психология общения: Учебное пособие. – Санкт-Петербург.: Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Колледж «Императорский Александровский лицей», 2014. – 77 с.
10. Горьковая, И.А. Исаченко, Т.В., Шмыгарева, В.В. Влияние макросоциальных условий на жизнестойкость детей [Электронный ресурс]: Электронный журнал «Современные проблемы науки и образования» - Москва. - 2015. – № 1-2. – Режим доступа к журн.: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=19963
11. Дарвиш, О.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / О.Б. Дарвиш; Под ред. В.Е. Клочко. - М.: КДУ, Владос-Пр., 2013. - 264 c.
12. Долгов, Ю.Н. Субъективное благополучие личности в контексте жизненных стратегий [Электронный ресурс]: «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологи» по материалам XXXII международной научно-практической конференции. (18 сентября 2013 г.).- Режим доступа к сборнику: http://sibac.info/10249
13. Капрара, Дж. Психология личности / Дж. Капрара, Д. Сервон Д. - СПб.: Питер. - 2003. - 288 с.
14. Карабанова, О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О. А. Карабанова. – М.: Генезис, 2015. – 220 с.
15. Коваленко, Н.П. Семья как система в психолого-педагогических исследованиях. 2017. Доступ по ссылке - http://spiritoftime.su/en/psychology/52-2011-10-26-20-05-25.html
16. Кулагина, И.Ю. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие для вузов / / И.Ю. Кулагина. - М.: Академический проект, 2015. - 420 c.
17. Куликов, Л.В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики / Л.В. Куликов. - СПБ. - 2004. – 464 с.
18. Леонгард, К. Акцентуированные личности / К.Леонгард. - Киев. - 1980. - 176 с
19. Маслоу, А. Дальние пределы человеческой психики / А.Маслоу. - СПб.: Евразия. - 1999. – 432 с. 35. Минияров, В.М. Психология семейного воспитания (диагностико – коррекционный аспект) / В.М.Минияров. - Воронеж: Изд – во НПО «МОДЭК». - 2000. - 256 с.
20. Молокостова, А.М. Позитивная психология: методические указания / А.М. Молокостова. - Оренбург: ОГУ, 2013. – 67 с.
21. Мухина, В.С. Возрастная психология: детство, отрочество, юность. Хрестоматия. Учебное пособие / В.С.Мухина, А.А.Хвостов. - Изд. Центр «Академия». - 2000. - С.624.
22. Мэй, Р. Проблема тревоги / Р.Мэй.- М.: Изд – во ЭКСМО – Пресс. - 2001. - 432 с.
23. Никифоров, Г.С. Психология здоровья / Г.С.Никифоров. - СПб.: Питер. - 2006. - 607 с.
24. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для академического бакалавриата / Л.Ф. Обухова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 460 c.
25. Овчарова Р. В. Психология родительства : учеб. пособие для студентов вузов. - М. : Academia .- 2015. - 363 с.
26. Основы психологии семьи и семейного консультирования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Под общ. Ред. Н.Н. Посысоева. – М.: Изд-во ВЛАДОС-Пресс, 2004. – 328 с.
27. Петровский, В.А. Отчуждение как феномен детско – родительских отношений / В.А. Петровский, М.В. Полевая // Вопросы психологии. 2001. - №1.- С. 19 – 26.
28. Популярная психология для родителей / Под редакцией А.А. Бодалева, А.С.Спиваковской, Н.Л.Карповой. – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2016. – 400 с.
29. Психическое здоровье мужчин в сложных жизненных ситуациях: монография. Сер. Психология здоровья / Баженова Н.Г., Разумова Е.М., Руслякова Е.Е., Токарь О.В. - Магнитогорск, 2017. – 230 с.
30. Психологический словарь /Под общей науч. Ред. П.С. Гуревича. – М.: ОЛМА Медиа Групп, ОЛМА ПРЕСС Образование, 2007. – 800 с.
31. Райгородский, Д.Я. Психология семьи. Хрестоматия / Под ред. Д.Я. Райгородского.- Самара: Изд. Дом «БАХРАХ-М». - 2002. –752 с.
32. Савельева, О.С. Субъективное благополучие как проблема социальной психологии личности / О.С. Савельева // Материалы межрегиональной заочной научно-практической конференции «Актуальные проблемы психологии личности». Новосибирск.- 2009. – 245 с.
33. Самоукина, Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности / Н.В.Самоукина. - М.: Экмос. – 1999. - 352 с.
34. Сысоева Л.В. Стиль семейного воспитания как фактор формирования личностной автономии в студенческом возрасте / Л.В. Сысоева, Т.В. Петренко // Современная наука: опыт, проблемы и перспективы развития: материалы Международной научно-практич. конференции. – Нефтекамск, 2015. - С. 76-82.
35. Токарь О.В. Психология развития и возрастная психология в схемах, таблицах, комментариях[Текст]: учеб. пособие / О.В.Токарь. -2-е изд., перераб. -М.: ФЛИНТА, 2014. -64 с.
36. Торохтий В.С. Методика диагностики психологического здоровья семьи. – М.: МГПУ, 2006.– 100 с. 60. Торохтий, В.С. Психология социальной работы с семьей. – М.: АСТ, 1996. – 276с. 61
37. Фрейд, З. Психоанализ и детские неврозы / З. Фрейд. - СПб. - 1997. - 278 с.
38. Хоментаускас Г. Семья глазами ребенка. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2013. – 224с.
39. Хухлаева, О.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник для академического бакалавриата / О.В. Хухлаева, Е.В. Зыков, Г.В. Бубнова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 367 c.
40. Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник и практикум для академического бакалавриата / И.В. Шаповаленко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 576 c.
41. Шувалов, А.В. Психологическое здоровье человека / А.В.Шувалов // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология.- 2009. - Вып. 4 (15). - С. 87–101.
42. Эйдемиллер, Э. Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эейдемиилер. - СПб. : Питер. - 2009. - 669 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!